Фрески Сигирии, «Зеркальная стена», «Львиный вход» и дворец Кассапы на вершине скалы
Вверх к основанию скалы ведет крутая каменная лестница, состоящая из нескольких длинных лестничных маршей и грунтовых площадок.
![]() |
![]() |
***
Перепад высот между уровнем Водного сада и низом скалы составляет около пятидесяти метров и наверное три четверти всей высоты приходится именно на подъем по этой лестнице.
![]() |
![]() |
Быстро подняться до самого верха на одном дыхании довольно трудно (к тому же супруга вчера травмировала ногу во время посещения Димбулагалы), поэтому можно устроить небольшой отдых на последней перед подъемом к основанию скалы площадке.
С этой площадки можно хорошо рассмотреть и сфотографировать Зеркальную стену и галерею, устроенную перед нишей с фресками.
Во времена Кассапы здесь на оштукатуренном участке скалы размером примерно 140 м в длину и 40 метров в высоту (5600 кв. м) располагались около 500 рисунков, изображающих небесных дев-апсар в виде вполне земных благородных дам и их служанок. На сегодня сохранились в разном виде только некоторые из этих рисунков – те, которые были укрыты в довольно глубокой скальной нише (к началу реставрационных работ в 1967 году из сохранившихся к тому времени 19-ти рисунков два были серьезно повреждены (почти полностью сколоты), а 12 рисунков были испачканы вандалами зеленой краской).
![]() |
![]() |
Верхняя площадка лестницы (см. левое фото ниже) и галерея «Зеркальной стены» (см. правое фото ниже) соединены добротным металлическим мостиком.
![]() |
![]() |
В самом начале «Зеркальной стены» находится металлическая конструкция высотой около 12 м, состоящая из двух винтовых лестниц (одна – для подъема вверх, а другая – для спуска вниз). Отсюда можно подняться на галерею, расположенную перед нишей с фресками.
![]() |
![]() |
Стационарный настил с перилами вдоль ниши появился в начале 20-го века, а винтовые лестницы были установлены в 1938 году. До этого же посещение ниши с фресками выглядело достаточно экстремально – наверх нужно было подниматься по веревочной лестнице и далее перемещаться по шатким мосткам (см. фото ниже).
![]() |
![]() |
Вдоль ниши с небесными апсарами устроена галерея, которая имеет длину где-то около 20-ти метров, а сама ниша защищена от солнца и атмосферных осадков плотным пологом.
Сюжетно все «небесные девы» ориентированы на север (т.е. объект подношения находится к северу от них), поэтому наиболее правдоподобным выглядит предположение, что, поскольку дворцовые ритуалы вероятнее всего проходили на расположенной к северу от рисунков «Львиной террасе», наскальная роспись представляет собой процессию изображенных в виде апсар дворцовых дам (в том числе, как полагают, королевских жен и принцесс), выполняющих подношение (пуджу) цветов божеству, в честь которого происходило обрядовое действо, или же самому божественному повелителю Кассапе.
Есть так же довольно оригинальное предположение, что рисунки символизируют ритуал подношения цветов гигантской статуе лежащего Будды, находящейся в километре от Сигирии на восточном склоне скального холма рядом с королевским монастырем Пидурангалой. Никаких серьезных подтверждений этой версии нет, но похоже она уже превратилась в устойчивое предание, при чем в основном усилиями монахов монастыря Пидурангалы (к этим же преданиям относится и рассказ о том, что Кассапа два раза в день выполнял ритуал приветствия Будды, обратившись лицом на север в сторону Пидурангалы).
![]() |
![]() |
Все «небесные девы» изображены укрытыми облаками чуть ниже талии и с цветами в руках или на подносах служанок. И на знатных дамах, и на их служанках надето множество разнообразных украшений: диадемы, ожерелья, серьги, кольца, браслеты и пр.
Издалека кажется, что все дамы обнажены до пояса, но это не так: на самом деле «небесные девы» одеты в полупрозрачные чоли из китайского шелка (хинди choli, синг. cheeththa) – короткие блузки с открытой спиной и рукавами чуть ниже плеч (особенно хорошо чоли заметны на темнокожих служанках).
На изображении, расположенном ниже, особое внимание (помимо женской красоты, конечно) обращает на себя форма уха благородной дамы, т.к. это единственное здесь изображение с небольшой серьгой, подвешенной на вытянутом до плеча ухе (у остальных дам и служанок серьги представляют собой огромные кольца, охваченные плотью растянутой мочки уха).
Появившиеся на Шри Ланке в середине первого тысячелетия до н.э. сингалы были потомками древних индоарийцев, расселившихся по северу Индии во 2-1-ом тысячелетиях до н.э. Кто в этом сомневается – может взглянуть на лица этих знатных дам, запечатленных на фресках Сигирии через тысячу лет после начала сингальской колонизации острова.
![]() |
![]() |
У всех небесных красавиц на лбу нарисована бинди – знак на месте «третьего глаза» в виде небольшого мазка красной краской. Современные сингалки обходятся без бинди и этим их можно легко отличить от местных тамилок.
Штукатурка идет широкой неравномерной полосой по всей длине скальной ниши и на ее сколах по краям хорошо видно, какой она была толщины (см. фото ниже).
Такая хорошая сохранность известковой штукатурка в течении полутора тысяч лет объясняется тем, что здесь применялась т.н. «алмазная штукатурки» – ваджралепа (санскр. vajralepa), обладавшая удивительной прочностью и долговечностью. Существовали различные виды и рецепты приготовления ваджралепы, но в целом во всех них основой чаще всего выступали каолиновая глина, земля из термитников, порошок из раковин морских моллюсков и пр., а в качестве связующих использовались смеси разнообразных клейких веществ растительного и животного происхождения. Помимо это для снижения веса в состав такой штукатурки включали растительные волокна: очищенный коровий навоз, обожженную рисовую шелуху и т.п. Технология приготовления ваджралепы была достаточно сложная и трудоемкая и по времени процесс мог занимать до нескольких месяцев. Подобные клеевые составы так же использовались и для изготовления красок для росписей.
Сейчас уже стало обыденным называть практически любые настенные росписи «фресками», но все-таки ради истины хотелось бы заметить, что рисунки в Сигирии выполнены темперой также, как и современные им росписи Аджанты (хотя в ланкийских «патриотических» публикациях яростно отстаивается точка зрения, что эти рисунки являются истинными «buono fresco»).
Расположенные в левой (северной) части ниши изображения «небесных дев» сохранились хуже (от некоторых остались только фрагменты), но одно из изображений заслуживает особого внимания (правое фото ниже). На нем изображена молодая особа с темным цветом кожи и несколько отличными от светлокожих красавиц чертами лица. Вероятно художник изобразил знатную тамильскую даму, т.к. к этому времени тамилы уже являлись по сути коренными жителями Шри Ланки и многие представители знатных семей (как местные, так и из Южной Индии) состояли на королевской службе.
![]() |
![]() |
Выбрав редкий момент паузы между волнами посетителей, удалось сфотографировать общий вид ниши с фресками с севера на юг (минут через пять народ уже стоял стеной и спускались мы в очередь).
Места подъема к нише с фресками и «Львиную террасу» соединяет мощеная дорожка, проложенная по уступу скалы (которая на конечном участке продолжается металлическими мостками).
Она отгорожена от обрыва высоким (около 3-х м) парапетом, который снаружи и изнутри покрыт желтовато-коричневой штукатуркой. Отполированная до блеска внутренняя (обращенная к скале) сторона парапета и называется «Зеркальной стеной».
Часто пишут, что «Зеркальная стена» служила отражателем света послеполуденного солнца на покрытую росписями поверхность скалы, что вызывает большие сомнения, т.к. обе стороны парапета строго вертикальные, а скала имеет отрицательный угол наклона.
На наружной стороне парапета учеными были обнаружены остатки пигментов аналогичных использовавшимся в красках, которыми выполнены фрески на скале и в скальных нишах пещер, расположенных у ее основания. Это позволяет предполагать, что наружная сторона «Зеркальной стены» (полностью или частично) так же была покрыта рисунками.
![]() |
![]() |
После свержения Кассапы и передачи окрестностей Сигирии в дар монашеской сангхе в конце 5-го века н.э. галерея вдоль фресок стала доступна простым посетителям, которые будучи переполненными впечатлениями от увиденного выцарапывали на поверхности «Зеркальной стены» различные надписи (средневековый пример того, что сейчас называется «туристическим вандализмом на объектах культурного наследия»).
Эти надписи стали бесценным кладезем информации для ученых и в настоящее время являются одной из главных местных достопримечательностей под названием «Граффити Сигирии» (Sigiriya Graffiti) (честно сказать, выглядят сами надписи очень невзрачно: за исключением нескольких (по моему специально затертых темной краской) в основном они представляют собой слабо различимые бледные закорючки на желтой поверхности парапета).
По последним данным общее количество надписей составляет около 1200 и они датируются временным интервалом с 6-го по 13-ый века, хотя большая их часть относится к 8-10 векам. Вероятно в этот период сооружения скалы еще находились в приличном состоянии, но уже были полностью безнадзорны и бесхозны, поэтому посещающие Сигирию пилигримы, сановники и просто любопытные путешественники по пути к «Львиным воротам» могли свободно любоваться сохранившимися во всей красе изображениями прекрасных дев, а после этого безнаказанно излагать свои впечатления об их красоте на внутренней стене парапета.
Вероятно подавляющее большинство посетителей Сигирии относилось к высшим и соответственно образованным слоям общества (прочие попросту не имели возможности путешествовать и не умели писать).
Что у них творилось в душе при виде такой красоты неизвестно, но свои впечатления о прекрасных женщинах они излагали в приличной форме и исключительно высоким поэтическим стилем (хотя тема страсти и завуалированного влечения в их творчестве все же присутствует). Так например звучит одно из известных двустиший: «Девушка с золотистой кожей вводит в соблазн мой разум и мои глаза. Ее прекрасные груди напоминают мне двух лебедей, опьяненных нектаром».
Среди надписей есть и небольшие стихотворные произведения, и выразительные однострочные записи, хотя большинство из них представляет собой просто короткие пометки в несколько слов в стиле «здесь был вася» (например: «Привет! Это написал На Сагасми, главный распорядитель Будхгаму вихары»).
![]() |
![]() |
Мощенная дорожка с «Зеркальной стеной» тянется вдоль скалы метров на 120 и заканчивается около «угла» между западной и северной сторонами скалы.
Дальше ее продолжают железные мостки, которые идут до основания лестницы, ведущей на верхнюю террасу к «Львиным воротам».
***
К этому месту можно попасть и другим путем: пройти от «перекрестка» (см. план схему) по тропе вдоль «Сада на террасах», а затем подняться по склону по каменной лестнице и еще нескольким пролетам металлической лестницы (см. левое фото ниже).
От площадки, которой заканчивается металлический мостик, вверх на «Львиную террасу» ведет крутая каменная лестница.
![]() |
![]() |
На фото ниже: вид со «Львиной террасы» на металлический мостик, идущий от «Зеркальной стены».
Сразу от лестницы открывается вид на величественную скалу, перечеркнутую зигзагом ажурной металлической лестницы, у подножья которой располагается «Львиный вход»: две гигантские когтистые лапы и каменная лестница, обрамленная высокими кирпичными стенами.
***
![]() |
![]() |
***
Нынешний «Львиный вход» представляет собой остатки входного портала, который в исходном виде представлял собой фигуру льва, между лапами которого находилось начало лестницы, ведущей на вершину скалы в королевский дворец.
До нашего времени уцелели (вернее были восстановлены в начале 20-го века) две огромные львиные лапы с когтями, находящиеся справа и слева от лестницы. По расчетам ученых общая высота сооруженной из кирпича и покрытой штукатуркой фигуры льва составляла около 14 м.
Основная волна туристов еще не накрыла Сигирию, а солнце спряталось за редкие тучки, поэтому подъем без жары и толкучки обещал быть в удовольствие.
![]() |
![]() |
На фото ниже: вид на Львиную террасу с высоты второго поворота лестницы.
Подъем наверх осуществляется по металлической лестнице, которая на втором повороте раздваивается и дальше идет уже в виде двух параллельных секций, находящихся на разных уровнях: ближняя к скале лестница находится чуть выше и по ней поднимаются вверх, а немного ниже нее над обрывом находится секция, по которой спускаются вниз.
Вся поверхность скалы вдоль современной лестницы испещрена высеченными в камне пазами, предназначенными для крепления к скале деревянных конструкций лестницы, по которой король Кассапа I поднимался в свой небесный дворец.
![]() |
![]() |
***
Последняя часть подъема на вершину «Львиной скалы» осуществляется по нескольким пролетам сложенной из известняковых плиток древней каменной лестнице.
Вершина холма понижается уступами с севера на юг, поэтому находящаяся метрах в десяти от места подъема кирпичная платформа дворца является высшей точкой Сигирии.
Хотя все окрестности уже затянуты серой полуденной дымкой, сверху хорошо видна расположенная на севере Пидурангала, а на юго-западе проглядываются высокие скалистые холмы Матале (у подножья которых находится Алувихара).
На модели вершины скалы (см. ниже) хорошо видна граница между собственно дворцовой и остальной территорией. Здесь коричневым обозначены кирпичные подпорные стенки, которыми облицован естественный каменный уступ, а желтым – идущая с севера на юг дорожка, выложенная разноразмерными известняковыми плитками.
От вершины с руинами дворца по расположенной справа лестнице можно спуститься на нижнюю террасу (правая цифра (2) на рис. выше). Здесь справа у самого обрыва находится небольшая смотровая площадка (на фото ниже – у правого обреза фотографии).
Это примерно центр скалы и отсюда открывается хороший вид на все пространство от входа в археологическую зону до поросших густыми деревьями «Нижней террасы» и «Сада камней» (для удобства ориентировки на площадке установлена табличка с планом Сигирии).
Следующей смотровой точкой является высокая терраса, расположенная на южном конце территории дворца (левая цифра (2) на рис. выше).
Здесь мы встретились с веселой компанией китайцев, которые почему-то очень обрадовались, что мы из России и с удовольствием приняли участие в совместном фотографировании.
![]() |
![]() |
С этой точки хорошо видны расположенные у юго-западного края скалы «Зал приемов» (Audience Hall) (левый овал на фото), «Скала-кобра» (Cobra hood rock) (правый овал на фото) и парковка.
На юге практически прямо у подножья скалы располагается искусственное озеро Сигирия Вева.
Вид с юга на платформу дворца Кассапы.
… и на высеченный в скальном монолите водоем.
Водоем имеет довольно приличные размеры: 27.5 на 21 м. Со стороны дворца к нему спускается несколько лестниц, а с южной и восточной стороны устроены пологие «набережные».
Какова его глубина мне неизвестно, но при условной глубине 1 м это сооружение вмещает около 600 куб. м (соответственно при 2-х метрах – 1200 куб. м).
Помимо этого на вершине скалы есть еще один, гораздо меньшего размера водоем, который расположен к северу от платформы дворца (почти сразу у края скалы – рядом с началом лестницы).
![]() |
![]() |
На фото ниже: вид с восточного берега водоема на дворцовую платформу.
![]() |
![]() |
На этом берегу еще раз пересеклись с китайской группой и опять не обошлось без совместного и взаимного фотографирования.
***
От северного берега водоема на самый верх платформы дворца идет крутая каменная лестница. Где-то посередине она пересекается с мощеной дорожкой ((7) на рис. выше) и в этом месте слева от лестницы располагается еще одна из главных достопримечательностей Сигирии – каменный трон ((6) на рис. выше).
Над троном возвышался балдахин или подобное ему сооружение, вертикальные стойки которого были установлены в высеченные в камне квадратные пазы (правое фото ниже).
![]() |
![]() |
Лестница, идущая мимо трона, заканчивается на краю дворцовой платформы – самой высокой точке Сигрии. Здесь всегда многолюдно: в теньке дерева и просто на каменных плитах отдыхает измученный подъёмом на вершину и хождением по лестницам народ (мне кажется некоторые даже не спускаются вниз к водоему).
При вроде бы небольшом размере вершина скалы имеет довольно значительные перепады по высоте (например между платформой дворца и водоемом она составляет около 25 м – см. рис. ниже). Поэтому после долго подъема на скалу многие уже просто не в силах бродить на жаре вверх и вниз по крутым лестницам.
***
Спуск со скалы по-моему занял больше времени, чем подъем, т.к. поток посетителей заметно возрос (особенно вверх) и движение прилично замедлилось .
Немного отдохнув в теньке деревьев на краю «Львиной террасы», еще раз сфотографировались на прощание на фоне «Львиного входа» и двинулись вниз.
Спуск до нижних террас идет по нескольким лестничным пролетам и промежуточным площадкам, а заканчивается он у подножья скалы примерно под северным концом «Зеркальной стены».
![]() |
![]() |
Дальше довольно быстро дошли до площадки, расположенной перед лестницей ведущей вниз к парковке.
Здесь на участке от «перекрестка» до парковки околачиваются торговцы вразнос, назойливо предлагающие всякую сувенирную ерунду (обычно в таких местах сумма, которую называют в качестве цены, не очень велика для европейского кошелька, но изделия всегда имеют самый примитивный, если не сказать топорный, вид и часто ужасное качество).
На самой площадке местный факир развлекал российскую туристическую группу беззубой коброй, давая всем желающим поиграть на своей дудочке. Зрелище довольно интересное, но стоять на солнцепеке не хотелось, да и пора было двигаться в сторону отеля на отдых перед послеобеденной экскурсией.
От конца лестницы до парковки идет грунтовая дорожка, вдоль которой на всем ее протяжении размещаются торговцы сувенирами, едой и прохладительными напитками.
![]() |
![]() |
На парковке – прощальная фотография на фоне Сигирии и едем отдыхать и набираться сил перед Пидурангалой.