·······································

Буддистские пещерные храмы Алувихара (Aluviharа Rock Temples)

shus 2013

Пещерные и скальные храмы и монастыри Шри Ланки

Буддистский монастырь Алувихира расположен в 3 км к северу от небольшого городка Матале (примерно в 30 км к северу от Канди и 44 км к югу от Дамбуллы) прямо у обочины автодороги A9 (Kandy-Jaffna). Главной достопримечательностью Алувихары являются три древние пещеры, расположенные у основания живописной груды огромных каменных глыб, скатившихся в незапамятные времена с находящегося в нескольких стах метрах от монастыря горного хребта Накл (Knuckle Mountain Range).

В древности эти пещеры были монашескими обителями монастыря Алулена (Alulena), где в первом веке до нашей эры был впервые письменно зафиксирован буддийский палийский канон Типитака, а в 5-ом веке жил и работал знаменитый буддистский монах Буддхагхоша (Buddhaghosha) – автор ставших классическими комментариев к Типитаке.

О Палийском каноне

Согласно традиции свод буддийских священных текстов «Типитака» (пали Tipitaka, санскр. Tripitaka, Три корзины) был кодифицирован на Первом буддийском соборе, состоявшемся в 5 веке до н.э. вскоре после смерти и ухода в паринирвану Будды Гаутамы. На этом соборе ближайшими сподвижниками Будды были дословно продекламированы, а остальными участниками собора запомнены и повторены все высказывания великого Учителя, произнесенные им за время его жизни.

Все разделы Типитаки изложены на пали – священном языке буддистских текстов, ведущем свое происхождение от языка магадхи, на котором в древние времена разговаривали в Магадхе – местности на севере Индии, где жил и проповедовал Будда Гаутама. Поэтому другое распространенное название Типитаки – «Палийский канон».

В дальнейшем для сохранения и дословной передачи Типитаки от поколения к поколению буддистскими монахами была создана особая система, основанная на технике запоминания и изустной передачи священных ведических текстов, практиковавшаяся индийскими брахманами в течении многих столетий.

В соответствии с этой системой монахи делились на группы знатоков отдельных частей Канона, внутри которых так же существовала градация в зависимости от объемов знания. Для монахов процедура заучивания священных текстов была не просто обязанностью, а духовной практикой, которая увеличивала заслугу и соответственно улучшала карму, а значит и приближала их к главной цели каждого буддиста – просветлению. Для контроля за точностью текстов Канона и правильностью их трактовок проводились регулярные читки и диспуты, на которых монахи демонстрировали уровень своих достижений в знании и понимании священных текстов.

На Шри Ланку Типитака была «доставлена» основателем первой буддисткой сангхи (монашеского сообщества) на Шри Ланке сыном императора Ашоки махатхерой Махиндой (см. Михинтале). Им же в столице ланкийского королевства Анурадхапуре был основан первый на острове буддистский монастырь Махавихара.

Именно монахами Махавихары через пять веков после смерти и паринирваны Будды Гаутамы был впервые в истории буддизма записан существующий и доныне Палийский канон, поэтому вся южная буддистская традиция тхеравада ведет свою линию «от Махавихары».

С появлением письменного текста Палийского канона связано и его нынешнее название «Типитака» – «Три корзины», т.к. согласно преданию тексты трех основных разделов канона (Виная-питака, Сутта-питака и Абхидхамма-питака) для удобства использования хранились в трех отдельных плетеных коробах.

На Шри Ланке текст Палийского канона был записан на пали древнеиндийским алфавитом брахми, но поскольку язык пали не имеет собственного алфавита, то в дальнейшем писаный текст Типитаки по мере его распространения в другие буддистские страны был транслитерирован монским, бирманским и тайским алфавитами (на самой Шри Ланке Канон впоследствии был транслитерирован сингальским алфавитом).

Немного истории

Пять месяцев спустя после восшествия на престол короля Ваттагамани (Vattagamani Abhaya, Walagamba) (103 до н.э. и 89-77 до н.э.) на Шри Ланку вторглись тамилы. В битве с ними Ваттагамани потерпел поражение, был вынужден бежать из Анурадхапуры и 14 лет скрываться от захватчиков (в том числе и у монахов Дамбуллы и Алувихары).

Разорение страны тамилами и усугубивший разруху беспрецедентный голод, поставил буддистскую сангху Шри Ланки на грань исчезновения. Масштабы бедствия были таковы, что главный монастырь ланкийского государства Махавихара, являвшийся главным оплотом древней буддистской традиции тхеравада, полностью обезлюдел – многие из монахов погибли от голода, а уцелевшие перебрались в Южную Индию.

В этой ситуации показала свою ненадежность система запоминания и устной передачи священных буддистских текстов, т.к. в результате этих трагических событий в первую очередь погибло множество ученых монахов – знатоков канона, бывших людьми весьма преклонного возраста. В хронике приводится драматический пример того, как на всем острове удалось выжить единственному монаху, знавшему один из определенных разделов канона.

Четырнадцать лет спустя после вторжения король Ваттагамани разгромил тамилов и вернулся в Анурадхапуру. Монастырь Махавихара постепенно зажил своей обычной жизнью и угроза утраты текстов Учения вроде бы миновала.

Но через некоторое время вспыхнул закончившейся расколом в сангхе (монашеском сообществе) конфликт между монахами Махавихары и фаворитом короля – монахом Тиссой, который помогал Ваттагамани в изгнании и для которого тот построил на месте джайнской обители монастырь Абхаягиривихара – будущий постоянный рассадник сектантства и ереси (Махавихара и Абхаягиривихара расположены примерно на равных расстояниях (около 1.5 км), но в разных сторонах от королевского дворца: первая – на юге, а вторая – на севере).

Монахами Махавихары Тисса был уличен в серьезных проступках (параджика) и в соответствии с Винаей (монашеским кодексом) исключен из сангхи (лишен звания монаха). В ответ несогласный с этим решением Тисса увел с собой из Махавихары пятьсот монахов и поселился с ними в Абхаягиривихаре.

Это было начало раскола, который продолжился переходом из Махавихары в Абхаягиривихару еще одной группы монахов, но пока что предметом разногласий была только трактовках ряда положений кодекса монашеского поведения. Появление же буддисткой секты, не согласной с основной сангхой уже не только в вопросах дисциплины, но и в ряде доктринальных положений вероучения, произошло несколько позже.

Незадолго после смерти Тиссы в монастыре Абхаягиривихара поселилась группа монахов из Индии – учеников тхеры Дхаммаручи, принадлежавших к секте ваджипутта (Vajjiputta), которые через некоторое сумели убедить монахов Абхаягиривихары принять свое учение. С этого периода в ланкийских хрониках монашеское братство Абхаягиривихары фигурирует под названием «секта дхаммаручи» (Dhammaruci sect). В данной ситуации король, по каким-то причинам поддерживая Абхаягири, тем не менее никогда не решался идти на открытый конфликт с могущественной тхеравадинской Махавихарой.

Угроза возможного повторения бедствий, подобных тому, что чуть не привело к исчезновению учения Будды на Шри Ланке, и опасность, исходящая от ересей, искажающих его истинность, заставили монашеское сообщество Махавихары принять беспрецедентное для того времени решение: записать Канон для защиты его от утраты и искажения, сохранив таким образом истинное учение Будды для будущих поколений.

Для этого, с одобрения короля и заручившись его материальной поддержкой, было проведено большое собрание сангхи (4-ый буддистский собор), на котором священные тексты были продекламированы и выверены лучшими знатоками Канона.

После чего собранием были отобраны 500 лучших чтецов и писцов, а местом выполнения работы был определен уединенный монастырь Алулена (Alulena) (нынешняя Алувихара, Aluvihara), находящийся недалеко от Матале.

Что бы представлять себе масштабы этого мероприятия достаточно привести объем Палийского канона, напечатанного после его выверки на 6-ом Буддистском соборе в Рангуне в 1956 году: 52 раздела, 40 томов и 8025 печатных страниц только Типитаки без комментариев (объем Палийского канона превышает объем Библии примерно в 20 раз).

Вся работа по письменной фиксации Палийского канона была завершена за три года.

В последующие годы вплоть до времен последнего великого правителя Шри Ланки Паркрамабаху I в сингальских хрониках Алувихара не упоминается, да и в дальнейшем вплоть до 18-го века об Алувихаре практически ничего не известно. Судя по всему она, как и многие другие буддистские святыни, была разграблена и пришла в упадок после разгрома сингальского государства правителем Калинги в 1215 году.

13-ый века ознаменовал собой окончательное исчезновение великих ланкийских государств времен Анурадхапуры и Полоннарувы и начало периода феодальной раздробленности Шри Ланки. Учитывая местоположение Алувихары, можно предполагать, что в этот период монастырские пещеры все же служили убежищем немногочисленным общинам буддистских монахов, но никаких фактических подтверждений существования Алувихары в этот период не сохранилось.

Начало возрождения Алувихары связано с правлением первого короля династии кандийских наяков Шри Виджая Раджасинхи (Sri Vijaya Rajasingha) (1739-1747 г.г.), а ее дальнейшее обустройство продолжалось другими правителями этой же династии.

В период ослабления и упадка кандийского государства и начала британского правления (конец 18-го – первая половина 19-го веков) монастырь неоднократно грабился и разрушался во время колониальных войн и восстаний.

Алувихара находится у одной из четырех дорог, по которым происходило передвижение идущих на захват Канди колониальных войск (состоявших в большей части из туземных наемников: тамилов, малайцев, бенгальцев и пр.). Помимо этого монастырь использовался сингалами в качестве укрепленного убежища и поэтому несколько раз подвергался штурму во время войн и восстания.

Последний раз монастырь был взят штурмом и практически разрушен в 1848 году британскими войсками при подавлении ими самого значительного в истории британского Цейлона «Восстания в Матале» (Matale Rebellion).

Восстановление Алувихары началось в конце 19-го века (под руководством тогдашнего настоятеля, на средства и силами мирян). В 1899 году были отремонтированы часть пещер, а в 1904 году – сооружена каменная лестница и арка с колоколом.

***

Монастырь Алувихара

Густо поросшая раскидистыми деревьями территория Алувихары располагается всего метрах в пятнадцати от обочины дороги Канди-Джафна.

Вход на территорию монастыря выполнен в виде огромного портала, каменные колонны которого соединены традиционной ланкийской аркой мáкара-торана (makara – мифическое чудовище + torana – арка, ворота)..

Главными элементами ланкийской макара-тораны являются:

(1) киртимукха (kirtimukha) – расположенный по центру арки лик с разинутой пастью и выпученными глазами;

(2) две симметрично расположенные ниже него макары (makara) – мифические чудовища с пастью крокодила, хоботом слона, лапами льва, телом рыбы и хвостом павлина, пасти которых соединены с пастью киртимукхи гирляндой;

(3) пара богов-охранителей, восседающих на спинах макар.

В отличии от макара-торан, обрамляющих входные проемы в пещерные храмы, которые представляют собой скульптурные композиции из разнообразных изображений, арка над входом на территорию Алувихары включает в себя только «обязательный минимум»: киртимукху и двух макар.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

Справа от входа на территорию монастыря находится восьмиугольная беседка под черепичной крышей, внутри которой располагается статуя сидящего Будды, а слева – плоский округлый камень с обелиском, на котором высечено в три строки: «Aliviharaya. Rock Cave Temple. Matale».

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

От входа к расположенному на возвышении монастырю ведет широкая дорога с мощеными камнем тротуарами.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

Метров через пятьдесят от входа открывается вид на ближайшую к дороге восточную скалу.

Пещерный комплекс Алувихары расположен справа от монастырских строений внутри нагромождения из огромных каменных глыб, которые занимают сравнительно небольшую территорию: примерно 120 м на 70 м.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

На верхнюю террасу монастыря к небольшой площадке, расположенной немного ниже здания библиотеки и жилого комплекса, ведет широкая каменная лестница, которая заканчивается перед тикет-офисом и стеллажом для хранения обуви (отсюда все передвижения по территории монастыря – только босиком).

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

***

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

Пещерный комплекс начинается широким проходом между двумя скалами, в конце которого расположена лестница, ведущая через арку с колоколом на следующий уровень.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

В нише под основанием левой скалы находится первый пещерный храм (Пещера N1). Напротив него во всю длину поверхности правой скалы высечен ряд небольших треугольных углублений, предназначенных для размещения масляных светильников.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

К храму пристроена веранда с односкатной черепичной крышей, защищающая его переднюю стену от воздействия внешней среды.

Вероятно совсем недавно в Алувихаре был сделан ремонт и обновление всех сооружений, поэтому теперь все пещерные храмы как снаружи,  так и изнутри сияют свежими насыщенными красками. 

Внутрь пещерного храма ведут два входа.

Правый вход (являющийся главным) украшен традиционным обрамлением из лепнины, включающим в себя том числе и макара-торану.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

Над левым входом располагается нарисованное изображение бодхисатвы Майтреи (Будды следующей эпохи), обрамленное также макара-тораной. Украшенный орнаментом входной проем справа и слева охраняют два стражника-дварапалы.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

Между левой и правой дверями располагается зарешеченное окно со ставнями (левое фото ниже).

Дверной проем главного входа украшен растительным орнаментом и небольшим фронтоном с изображением двух птиц хамса (hamsa – священный гусь/лебедь) (правое фото ниже).

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

Скульптурное обрамление входного проема симметрично относительно центра и его правая и левая части состоят из практически одинаковых фигур, за исключением восседающих на спинах макар богов-охранителей.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

Определить, что за боги изображены на спинах макар, довольно сложно потому, что скульптуры не имеют набора однозначных атрибутов и окрашены в одинаковый цвет. К примеру правая фигура держит в руках раковину и чакру (атрибут Вишну), но восседает на слоне – вахане (ездовом животном) бога Самана.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

Внутри храма у задней стены напротив главного входа располагается изваяние лежащего Будды (Махапаринирвана Будды), а слева от него (напротив левого входа в храм) – пять статуй стоящего Будды с традиционной абхая-мудрой (жестом защиты).

На Шри Ланке большинство образов Будды с абхая-мудрой являются репликой знаменитой статуи Будды из Авуканы, правая рука которой поднята в «неканонической» абхая-мудре (ребром ладони вперед), а левая (что также нетрадиционно) придерживает одеяние на левом плече (в этом храме статуя такого типа расположена у левой стены зала слева от сидящего Будды – см. фото ниже).

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

Головы всех скульптурных изображений Будды венчает стилизованное изображение языков пламени. Этот традиционный элемент присутствует пожалуй у всех изваяний Будды на Шри Ланке и называется он здесь «сираспата» (siraspatha). В других странах и в научной литературе обычно употребляется другое название – «кетумала» (ketumala).

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

У левой стены расположена композиция (см. фото выше), в центре которой находится статуя сидящего в позе медитации Будды, а справа и слева от него – фигуры стоящего Будды и двух богов-охранителей. Левая статуя вероятно является изображением Натха (фигура белого цвета на фото ниже), а правая скрыта за занавеской (вероятно там находится образ Вишну-Упулвана).

Слева от Натха спиной к фронтальной стене располагается еще одна статуя сидящего Будды.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

По центру правой стены расположена фигура сидящего в позе медитации Будды, за спиной которого находится красочная макара-торана.

Справа от этого изваяния спиной к фронтальной стене размещена еще одна статуя стоящего Будды с рукой в абхая-мудре, а слева на стене изображены два главных ученика Будды: архаты Сариптутта и Моглаллана (в ланкийской традиции он всегда изображается с кожей темно-голубого цвета).

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

От первого храма на следующий уровень ведет каменная лестница, которая заканчивается на окруженной скалами широкой мощеной площадке.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

Здесь слева (по ходу от первого храма, на фото ниже – справа) в нише под скалой располагается еще один пещерный храм (Пещера N2), а справа в расщелине между двумя каменными глыбами – небольшое строение, в котором находится местная «комната страха» (на фото – слева).

Прямо по ходу и чуть выше уровнем (фото ниже сделано именно с этой точки) у подножья скал расположено несколько довольно унылых по исполнению скульптур по мотивам джатак (мне показалось, что это творчество того же скульптора, который оформлял «комнату страха»).

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

***

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

«Комната страха» представляет собой длинный павильон, устроенный у подножья скалы. За вход внутрь взимается небольшая плата (помимо того, что было уплачено в тикет-офисе).

В соответствии со скупой информацией из интернета, в павильоне представлены в натуралистическом виде некоторые виды казней, которые официально практиковались во времена последнего (перед британским правлением) кандийского короля Шри Викрама Раджасинхи (Sri Vikrama Rajasinha).

Последний правитель независимого Кандийского государства Шри Викрама Раджасинха для сингалов всегда был чужеземцем. Он принадлежал к династии Кандийских наяков (ответвления династии Наяков Мадуры из Южной Индии), которая правила Кандийским государством с 1739 по 1815 годы. По национальности он был малаяли (по другим источникам телугу) и в быту и дворцовой жизни придерживался южноиндийских обычаев.

Шри Викрама Раджасинха остался в истории Шри Ланки как хитрый, жестокий и беспринципный правитель (хотя к слову сказать вся кандийская правящая верхушка того периода больше напоминала клубок змей, чем национальную элиту). Пренебрежение правами подданых, жестокие казни и бесчеловечные наказания при нем были нормой (что впрочем в равной мере относится ко всем ланкийским феодалам того периода). Вероятно для усиления негативного образа, помимо обычных смертных грехов Шри Викрама Раджасинхе также приписывают казни буддистских монахов и алкогольную зависимость.

В конце концов положение дел в государстве пришло в такое состояние, что кандийская аристократия вместе с буддийскими иерархами попросту «сдали» его англичанам и приняли их правление с условием сохранения собственности и привилегий.

Справа от входа павильон размещена картина, вероятно изображающая конвоирование преступника в суд, а слева представлена уже сама сцена суда.

Кстати здесь и далее жертвы всегда изображены со светло-коричневой кожей, а палачи – с иссиня серой (что в целом соответствует действительности). 

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

Внутри павильон выглядит как небрежно сделанная и слабо освещенная времянка.

Справа и слева от центрального прохода за ограждением из металлической сетки располагается несколько скульптурных групп, изображающих некоторые (вероятно самые отвратительные) виды казней.

Все сделано на низком художественном уровне, но с душой и без экономии краски, поэтому некоторые творения действительно вызывают отвращение (например: снятие кожи живьем или вычерпывание мозга ложками из вскрытой черепной коробки).

Буддистские пещерные храмы Алувихара (Aluviharа Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихара (Aluviharа Rock Temples)

***

Буддистские пещерные храмы Алувихара (Aluviharа Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихара (Aluviharа Rock Temples)

Мне до сих пор не вполне понятно, с какой целью в уважаемом буддистском монастыре размещен этот макет человеческой живодерни. Единственным разумным объяснением, которое приходит на ум, является то, что Шри Викрама Раджасинха как-то очень насолил либо самому монастырю, либо городку Матале, где живет основная часть прихожан Алувихары.

 

Вход в храм N2 охраняют две фигуры нагараджей (nagaraja – царь мифических змей нагов), а сверху над входным проемом находится рисованная макара-торана, под которой располагаются две хамсы (священные гуси/лебеди) с переплетенными шеями.

Под макара-тораной находится прямоугольная панель с цветочным (лотосовым) орнаментом, в центре которой изображена в несколько необычном виде богиня удачи и богатства Шри Лакшми.

Буддистские пещерные храмы Алувихара (Aluviharа Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

Внутри пещеры вдоль задней стены расположено изваяние лежащего Будды (Махапаринирвана Будды), а у правой и левой стен – две статуи Будды в позе медитации, справа и слева от которых на стенах изображены божества-охранители и главные ученики Будды.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

На левой стене справа (сразу за головой лежащего Будды) находятся изображения двух божеств: четырехрукого Упулвана-Вишну (Upulvan) с кожей синего цвета и Дадимунды (Dadimunda) с тростью в руках, а слева от сидящего Будды – архата Сарипутты.

На правой стене слева, напротив стоп Будды расположены изображения двенадцатирукого Катарагамы (Сканда-Муруган) с павлином и слоноголового Ганеши, а справа в углу – архата Могалланы.

В ланкийской традиции один из главных учеников Будды Могаллана (пали Moggallāna, санскр. Maudgalyāyana) всегда изображается с кожей темно-голубого цвета (цвета голубого лотоса или дождевых облаков). Согласно преданию такой цвет кожи является следствием того, что до нынешнего перерождения Могаланна пребывал в нараке (буддистском аду), куда попал за плохое обращение со своими родителями.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

***

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

Сразу слева от храма находится узкий проход между двумя скалами, ведущий к площадке, расположенной на одном уровне со зданием библиотеки.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

Отсюда, повернув налево, можно пройти к библиотеке и жилому комплексу, а поднявшись по лестнице, расположенной справа (см. фото ниже) – к памятнику Буддхагхоше (в центре фотографии), Пещере N3 (у левого обреза фотографии) и на платформу с деревом Бодхи (см. справа и вверху от центра фотографии).

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

На террасе, посвященной памяти Буддхагхоши, справа располагается небольшой павильон со статуей великого буддийского ученого и комментатора, а слева – скальная ниша с пристроенной верандой, в которой согласно преданию он трудился.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

На платформу павильона с памятником Буддхагхоши ведет традиционная для ланкийских сакральных сооружений каменная лесенка, перед первой ступенькой которой уложен «лунный камень», а справа и слева установлены два «охранных камня» с рельефами нагараджей.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

Под скальной нишей, бывшей в древности монашеской обителью, оборудовано помещение в котором располагается большая скульптурная композиция (вернее сказать «диорама»), сюжетом которой является сцена передачи Буддхагхошей написанных им комментариев к Канону собранию монахов в Махавихаре.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

Интересной особенностью скульптурного изображения самого Буддхагхоши является то, что он держит в руках не стилус, которым писались тексты на пальмовых листьях (см. ниже), а вполне европейское перо.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

Практически прямо от входа в Пещеру N3 начинается лестница, ведущая на платформу с деревом Бодхи.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples) Буддистские пещерные храмы Алувихара (Aluviharа Rock Temples)

***

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

Напротив дерева Бодхи находится начало вырубленной в скале лестницы, которая ведет наверх к площадке с небольшой ступой.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

По мере подъема открываются чудесные виды на Алувихару и окруженные высоченными деревьями скалы.

На фото ниже: вид на площадку с деревом Бодхи примерно с половины лестницы, у левого обреза фотографии немного проглядывается входная арка с колоколом.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

***

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

На фото ниже: скала, у основания которой в расщелине расположилась «комната страха».

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

Неожиданно хлынул сильный дождь, поэтому подъем к ступе был завершен ускоренным темпом и так же быстро пришлось ретироваться вниз – поближе к навесам и помещениям.

***

Площадка, расположенная ниже памятника Буддхагхоше, находится на одном уровне с небольшим парком, который раскинулся справа от здания библиотеки и жилого корпуса.

Здесь метрах в десяти от дорожки, ведущей от скал к библиотеке, установлен памятник, но кому – можно только предполагать (все надписи – на сингальском, можно прочитать только дату: 1923-2011).

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

На террасе перед зданием библиотеки установлен довольно внушительный колокол. Внутри здания на первом этаже находится просторный зал, в котором можно посмотреть на материалы и инструменты, используемые для изготовления книг из пальмовых листьев, а так же за небольшую плату понаблюдать как короткий текст (например ваше имя) по древней технологии записывается на кусочке обработанного пальмового листа.

Здесь же находится витрина, в которой выставлены Типитака в двух вариантах: современном печатном и древнем рукописном. Помимо этого можно попросить показать небольшие манускрипты (как правило с текстом одной популярной сутты), которые изготавливаются по заказу буддистов из разных стран.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

Дождавшись небольшого перерыва в дожде мы спустились с террасы библиотеки к стеллажу с обувью (он расположен сразу справа от лестницы) и скорым шагом двинулись к парковке – сегодня к обеду нам еще надо было добраться до Канди.

Буддистские пещерные храмы Алувихаре (Aluvihare Rock Temples)

shus

***

Как и на чем написаны священные тексты

Книги, содержащие тексты Трипитаки, выглядели примерно так же как и другие рукописи в Южной и Юго-Восточной Азии того времени: узкие и длинные полосы из пальмовых листьев (синг. ola), соединенные в стопки пропущенным насквозь шнуром.

Для изготовления страниц таких книг используются листья только двух видов пальм: пальмы талипот, которая распространена в Южной Индии и на Шри Ланке и сахарной пальмы тодди (пальмиры), являющейся одной из самых распространенных пальм в Юго-Восточной Азии. Листья этих пальм имеют вид огромного развернутого веера и достигают нескольких метров в диаметре, но для использования в рукописях пригодны только длинные и узкие (не более 8-10 см в ширину) полосы, находящиеся между «ребрами жесткости» листа пальмы.

Вырезанные из листа пальмы заготовки будущих страниц вначале вываривались в специальном растворе, а затем промывались и сушились. После этого предварительно увлажненные полосы разглаживались и шлифовались протягиванием вверх и вниз по круглой поверхности шеста, сделанного из содержащего антисептик дерева (синг. Ruk-attana, оно же – Indian Devil Tree, Alstonia Scholaries).

У обработанных полос справа и слева по шаблону пробивались два отверстия. Затем через них пропускались штифты, стопка сжималась и помещалась в фиксирующий деревянный шаблон.

Следующей операцией было обрезание полос по размеру и обработка раскаленным железным прутом боковых и торцевых поверхностей, а так же отверстий в листах. Это делалось для точного выравнивания размера листов, а так же для удаления распушенных при резке волокон и создания на торцевых поверхностях слоя, непроницаемого для насекомых. 

При нанесении текста писец укладывал готовую полоса на левую ладонь (для контроля давления ) и, помогая большим пальцем левой руки вести строку ровно вдоль растительных волокон, наносил на страницу текст специальным металлическим стилусом: строку за строкой, слева направо и сверху вниз. Полученный таким способом текст был просто выдавлен на пальмовом листе и буквы были бесцветными, поэтому следующим этапом нанесения текста было его окрашивание.

Sinhalese_olas_manuscriptsДля окраски букв применялись специальные чернила, изготовленные из древесного угля, даммарового лака и масла местного дерева кокун (Kokoona zeylanica). Вначале чернила растирали мягким хлопчатобумажным тампоном по поверхности листа таким образом, чтобы они заполнили выдавленные буквы, а затем оставшиеся на поверхности следы от чернил удаляли с помощью муки из дагуссы (инд. ragi, mandika; синг. kurakkan), которая обладает хорошими адсорбирующими свойствами.  

Готовые рукописи соединялись в стопку, которая помещалась между двумя деревянными пластинами (чуть большего чем листы размера), часто украшенными деревянной резьбой, инкрустациями из слоновой кости, накладками из серебра и драгоценных камней. Готовая книга связывалась шнуром, пропущенным через левое отверстие и хранилась завернутой в ткань на полках или в коробах.

 

Web Analytics