shus 2013
Пещерные и скальные храмы и монастыри Шри Ланки
Гряда скалистых холмов Михинтале тянется с юго-запада на северо-восток сплошным массивом длинной около полутора километров. В полукилометре к западу от основной гряды (на противоположной стороне дороги Канди-Джафна) возвышается так же относящийся к Михинтале небольшой скальный холм Раджагири Канда (Rajagiri Kanda, что переводится примерно как «Королевская гора»), на котором в древности находились пещеры одноименного монастыря.
Через дорогу от холма Раджагири (17) у западного подножья самой высокой точки Михинтале – возвышенности со ступой Эт Вехера (14), расположен самый большой водоем Михинтале – пруд Калудия Покуна (Kaludiya Pokuna) (15), окруженный руинами буддистского монастыря 9-го века.
Калудия Покуна (Kaludiya Pokuna)
Название «Kaludiya Pokuna» дословно переводится с сингальского как «Пруд черной воды».
Чтобы понять происхождение этого названия достаточно приехать сюда, как мы, пораньше: до того как солнце поднимется из-за холмов Михинтале. В это время зеркальная водная поверхность действительно имеет почти черный цвет, что вместе с отраженными в ней деревьями и холмами создает изумительную картинку (см. фото в конце раздела о Калудие Покуне).
История Калудия Покуны туманна, т.к. даже не известно, как назывался этот монастырь в древности. По косвенным фактам принято считать, что упоминаемый в ланкийской хронике Чулавамса монастырь Hadayunha, подаренный королем Кассапой IV секте дхармаручика, является именно монастырем на берегу Калудии Покуны, на основании чего он и датируется концом 9-го – началом 10-го веков. Других свидетельств, относящихся к истории Калудии Покуны, к настоящему времени не обнаружено.
***
От дороги Канди-Джафна до входа на территорию Калудия Покуна всего около сотни метров, но арехеологическая зона отгорожена от внешнего мира густыми зарослями и нагромождением каменных глыб, поэтому со стороны дороги ее совершенно не видно. Единственным ориентиром здесь является установленный близ обочины черно-белый щит с названием объекта и кратким описанием его истории.
От дороги к монастырю мимо ухоженных лужаек и огромных узловатых деревьев идет широкая тропа.
Метров через пятьдесят она подходит к гряде огромных валунов и дальше продолжается пологой каменной лестницей.
Утренняя тишина, слабый рассеянный свет и остатки исчезающего прямо на глазах тумана создают атмосферу «сказочного леса» (на обратном пути, когда солнце поднялось уже достаточно высоко, все выглядело гораздо прозаичнее).
Уже перед самым выходом к берегу водоема справа от тропы располагается широкая скальная ниша – все что осталось от одной из древних пещерных обителей (которая скорее всего на много сотен лет старше самого монастыря).
Тропинка заканчивается широкой грунтовой площадкой, слева от которой находится высокая платформа с руинами ступы, а прямо по ходу – остатки монастырской стены и входной портал с тамбуром.
Как уже говорилось, Калудия Покуна – это самый большой водоем Михинтале: его длина составляет около 200 м, а ширина – около 90 м.
Сразу слева от входа в монастырь (1) на платформе из каменных блоков находится небольшая кирпичная ступа (8), а метрах в тридцати к северо-востоку от нее – руины монастырских строений (9).
На некотором удалении от монастырского комплекса на небольшом островке у восточного берега пруда расположены руины храма (вероятно «дома образа» – патимаге) (10). Островок соединен с берегом мощеным перешейком, который скорее всего заливается при высокой воде.
Основная же часть строений монастыря (3)–(7) располагается у подножья скальной возвышенности на западном берегу пруда, метрах в ста пятидесяти к югу от входного портала (1).
К югу от платформам монастыря (6) на склоне скального холма находится несколько древних пещерных кути (монашеских келий), в которых и ныне обитает несколько монахов (мы туда не поднимались).
Между входным порталом и собственно монастырем расположена широкая и длинная площадка – «аллея», которая ограничена справа (с запада) опушкой леса, а слева (с востока) – берегом пруда. Что здесь находилось в древности и почему входной портал в монастырь расположен так далеко от входа на его основную территорию – достоверно неизвестно.
***
С «аллеи» открывается прекрасный вид на холмы Михинтале и островок с руинами храма, расположенный у противоположного берега.
Ближе к монастырю тропа поднимается на две невысокие террасы и проходит через входной проем какого-то строения, на выходе из которого находится каменная лестница, ведущая непосредственно на территорию монастыря.
Возможно здесь находилась дхаммасала – помещение, в котором проводились проповеди для мирян и где паломники могли отдохнуть и встретиться с монахами.
Почти сразу справа от лестницы находятся руины жилых помещений для монахов. Слева расположена оборудованная под скальным козырьком пещерная обитель (4), а по центру и справа – руины небольших жилых строений (кути), от которых сохранились только каменные лестницы и вертикальные четырехугольные колонны (3).
Передняя стена пещерного помещения сложена из хорошо обработанных каменных блоков, а дверной и оконные проемы – из профилированных каменных балок. Вероятно здесь была обитель либо самого настоятеля монастыря, либо кого-то из очень уважаемых старших монахов.
Справа и слева от лестниц, ведущих в кути монахов установлены традиционные для сингальских монастырских и храмовых сооружений «охранные камни» (синг. mura gala).
Сразу за расположенными по центру руинами монашеской обители начинаются густые заросли, через которые идет тропа к каким-то зданиям, расположенным в глубине леса (по-моему это домики местной службы надзора за археологической зоной).
Уровнем выше руин монашеских обителей между скалами, лесом и берегом пруда раскинулась большая и хорошо ухоженная зеленая лужайка, в центре и по краям которой находятся остатки нескольких примечательных монастырских строений.
Справа располагается ступенчатая платформа, пристроенная с юга к скале, под северной стороной которой находится пещерная обитель (4), а по центру – платформа «зала собраний»(5), упосатхагхары (пали uposathaghara, синг. pohoyageya) – одного из главных монастырских строений, доступ в которые дозволен только монахам и в котором проводятся главные монашеские церемонии.
Попасть внутрь «зала собраний» можно было по короткой лестнице, ведущей на каменное крыльцо. В состав лестницы входят все традиционное элементы, обязательные для входа в ланкийскиее сакральные сооружения: уложенный перед первой ступенькой «лунный камень», расположенные по бокам «охранные камни» и балюстрады в форме мифических чудовищ – мáкар (mákara), изрыгающих поток воды.
Расположенная справа от зала собраний вплотную к опушке леса ступенчатая платформа сложена из кирпича и облицована каменными блоками.
Подняться на нее можно по вырубленной в скале лестнице.
Наверху располагаются одна выше другой три площадки, соединенные небольшими каменными лесенками.
Справа от платформы в скале вырублена узкая полка с четырьмя круглыми углублениями, к которой ведет так же высеченная в скале короткая лесенка.
Что это такое мне точно неизвестно, но почти наверняка это «чашки» масляных светильников.
Слева от ступенчатой платформы у края выступающей из-под земли скалы расположен небольшой, но довольно глубокий рукотворный резервуар для сбора дождевой воды (он высечен прямо в массиве скалы, а у его правого края видны остатки ступенек).
В Калудья Покуне археологами был обнаружен замечательный средневековый туалет (такие находки в древних монастырях Шри Ланки впрочем не редкость и называется такое строение vacca kuti). Я каким-то образом умудрился упустить его из виду (а может быть его убрали в музей, т.к. при внимательном просмотре фото и видео я никакого намека на это сооружение так и не обнаружил), поэтому ниже – фотографии из интернета.
***
Чуть дальше, справа и по центру вдоль опушки леса располагаются сложенные из камня и кирпича платформы (6), на которых в древности находились какие-то монастырские строения.
Правая (западня) высокая платформа сооружена прямо на выступающей из земли округлой скале (см. выше правое фото). Ее верхняя плоскость разделена на две части дренажным каналом, через который проложен мостик из трех прямоугольных каменных плит.
Расположенная слева южная платформа сложена из кирпича и на нее можно подняться по каменной лестнице с традиционными «охранными камнями».
Метрах в двадцати от края платформы уже находится берег пруда и возвышается скала (7).
Ближе к девяти туман почти рассеялся, но солнце еще только чуть-чуть выглянуло из-за холмов Михинтале и немного подсвечивало берега. При таком освещении пруд и все, что его окружает, выглядит просто волшебным.
***
Слева от платформ, почти на самом берегу пруда высится чуднáя на вид скала.
Со стороны монастыря на нее можно подняться по лестнице, нижняя часть которой сложена из каменных блоков, а верхняя вырублена в скальной поверхности.
Помимо того, что со скалы открывается чудесный вид практически на весь Калудия Покуна, верх скалы находится в тени высоких деревьев и обдувается легким ветерком. Поэтому, пока я разглядывал расположенные у воды остатки купален и спускающиеся в пруд каменные ступени, супруга отдыхала наверху.
Солнце еще не успело убить сочные краски и еще не появилась характерная дневная дымка (все это проявится буквально через двадцать минут, см. последние фото), поэтому виды с верха скалы просто чудесные.
Ниже на фото: на заднем плане гора Раджагирилена Канда, куда мы отправились после Калудии Покуны.
***
Не торопясь вернулись обратно ко входу в монастырь, где встретились и накоротке пообщались с только что подъехавшей английской парой (на фото ниже они на скале).
Прогулялись вдоль скалистого берега пруда до островка с храмом, еще раз на прощание сфотографировали (теперь с противоположного берега) монастырь и отправились обратно к выходу.
***
Обитающие около туристических объектов макаки часто ведут себя довольно агрессивно: могут запросто броситься на человека и выхватить какую-нибудь вещь, если она им покажется съедобной или если они решат, что внутри находится что-то съедобное (их любимые объекты – пластиковые бутылки и пакеты). Единственная хоть какая-то страховка от такого мародерства – это ходить с палочкой, при чем неважно какого она размера, т.к. бандерлоги реагируют с одинаковым уважением и на хворостину, и на бамбуковый дрын.
Умудренная опытом (к счастью пока что чужим) супруга любое посещение азиатских достопримечательностей всегда начинает с поиска подходящего прута или ветки и не расстается с ним до выхода на парковку или дорогу.
Пока мы любовались красотами Калудии Покуны водители (наш Нира – в центре) отдыхали в теньке и точили лясы (наверное обсуждали и сравнивали клиентов).
Вышли к дороге, погрузились в машину, тронулись и уже через несколько минут были около следующей достопримечательности – подножья скального холма Раджагирилена Канда (17), который расположен в двухстах метрах прямо через дорогу от Калудии Покуны (см. карту в начале заметки).