shus 2013
Пещерные и скальные храмы и монастыри Шри Ланки
Названием Вессагири (Vessagiri, синг. – Vesagiriya) объединяется группа из трех небольших скальных возвышенностей и окружающей их территории, которые расположены в археологической зоне Анурадхапуры примерно в двух километрах к юго-западу от священного Дерева Бодхи (Jaya Sri Maha Bodhi) и в 300-х метрах от берега водохранилища Тисса Вева (Tissa Wewa). Расстояние от Вессагари до Исурумунии по дороге составляет около 700 метров.
Согласно сингальской хронике Махавамса монастырь Вессагири был основан королем Деванампией Тиссой в 3-ем веке до н.э. в месте, где проживали торговцы и ремесленники из варны вайшьев (синг. vessa, vaisya), т.е. название Вессагири означает «гора (холм) вайшьев» (vessa + giri).
На раннем этапе своего существования монастырь включал в себя в основном только пещерные обители монахов, но в 5-ом веке н.э. Вессагири был основательно реконструирован и обустроен королем-отцеубийцей Кассапой (основателем и создателем знаменитой Сигирии). Многочисленные остатки древних сооружений вокруг скал и на них самих относятся именно к этому и более поздним периодам (вплоть до 10 века н.э.).
На карте ниже: юг – слева, север – справа, восток – внизу.
При проведении археологических раскопок в 1905 году отдельным скальным грядам Вессагири были присвоены буквенные обозначения A, B и С (с севера на юг). Самая большая скальная гряда «B» имеет длину около 170 метров, а общая протяженность всей группы составляет около полукилометра.
Многочисленные монастырские строения располагались как на равнине вокруг и между скал, так и на самих скалах. Помимо этого в расщелинах между каменными глыбами и под скальными козырьками были обустроены кельи для жилья и медитации монахов.
***
В наше время скальная возвышенность «А» представляет собой небольшой холм с сохранившимися остатками каменной кладки, которая соединяла между собой отдельные скалы. На вершине холма возвышается раскидистый фикус с многочисленными воздушными корнями, змеящимися по поверхности скалы и остаткам кладки до самой земли.
В древние времена на верху располагалась ступа и еще какие-то монастырские строения, к которым с южной стороны холма вела каменная лестница.
На вершине скальной возвышенности во множестве разбросаны каменные блоки – остатки лестниц, опорных столбов и т.п.
Со скалы «А» открывается прекрасный вид на расположенную южнее скальную гряду «B» и прилегающие окрестности.
С восточной стороны вдоль скал идет узенькая тропка.
Метров в двадцати от начала скальной гряды находятся первые пещерные обители буддистских монахов.
Здесь располагается группа из нескольких пещер, соединенных узкими проходами между валунами. Через расщелину, находящуюся за крайними пещерами, можно попасть на противоположную (западную) сторону скальной возвышенности.
Перед входом в правую пещеру были найдены остатки небольшой каменной лестницы, а внутри нее находится рукотворное углубление, вероятно служившее ложем для жившего здесь отшельника.
На Шри Ланке в силу геологических особенностей практически отсутствуют естественные пещеры, но зато в множестве встречаются нагромождения огромных каменных глыб, появившиеся в результате разрушения магматических возвышенностей – интрузий (как правило сложенных из гнейсов, реже – из гранитов). Типичным примером такого рода образований является знаменитая скала Сигирия – гигантский гнейсовый останец, возвышающийся над равниной почти на 200 м, подножье которого по всему периметру загромождено осыпавшимися с него огромными валунами и глыбами.
Поэтому практически все пещерные монашеские кельи и храмы Шри Ланки устраивались в глубоких скальных нишах (чаще всего под округлыми валунами, а иногда – в промежутках между двумя соседними каменными глыбами). Технология подготовки ниш для таких строений была достаточно стандартной: находилась каменная глыба с подходящей нишей; ниша заполнялась дровами, которые поджигались для того, чтобы выжечь и осушить все покрываемое ей пространство; «потолок» ниши скалывался до приемлемого уклона, а получившейся в результате обработки скальной поверхности каменной щебенкой трамбовался пол пещеры.
Остатков такого рода строений, которые датируются начиная со 2-3 в.в. до н.э, на Шри Ланке великое множество и все они устроены по одному и тому же принципу: рукотворный скальный козырек с дождевым карнизом и сложенные из кирпича или дикого камня боковые и передняя стены. Нередко встречаются и полностью глинобитные стены, а в некоторых случаях конфигурация скалы позволяла сооружать только переднюю (или переднюю и одну боковую) стену.
По-своему уникальным в технологии сооружения таких строений было высечение по криволинейной поверхности скалы неглубоких дождевых карнизов – «катарамов» (katarama). Этот вид защиты от тропических ливней является оригинальным ланкийским ноу-хау, в котором местные мастера достигли высочайшего совершенства. Некоторые скальные ниши достигают полутора-двух десятков метров в высоту (как например в Риди Вихаре) и десятков метров в длину (как например в Дамбулле).
Контур катарамы высекался с такой точностью, что в течении сотен (и тысяч) лет наклонная поверхность скалы (а соответственно и внутреннее пространство пещер) всегда оставалась сухими, поэтому «потолки» всех подобных ниш имеют ровный желтоватый цвет и на них отсутствуют лишайники и т.п. растительность, что резко контрастирует с цветом и состоянием поверхности самой скалы (см. фото ниже).
Под катарамами практически всех пещер Вессагири высечены надписи с именами и должностями дарителей (каждая из 23-х находящихся здесь пещер является подарком сангхе (монашескому сообществу) какого-либо придворного или состоятельного горожанина) (см. фото ниже).
Сразу за второй их первых двух пещер начинается каменная лестница, которая ведет к другой группе пещерных обителей.
Здесь главной достопримечательностью является расположенная слева скальная ниша (вероятно в древности она имела две боковые и фронтальную стены из кирпича или камня). На ее наклонной поверхности сохранились остатки штукатурки с следами краски – все что уцелело от древних росписей, а под дождевым карнизом отчетливо видна дарственная надпись.
***
Тропинка идет рядом с скалами между густых деревьев, разбросанных каменных глыб и ухоженных лужаек.
Слева от тропы то там, то здесь видны руины монастырских строений.
Ближе к южному концу высота скальной гряды постепенно уменьшается и она «ныряет» в землю.
У южной оконечности (но уже с западной стороны) на «спине» скалы возвышаются две впечатляющие каменные глыбы с рукотворными скальными нишами.
С земли к ним ведет лестница, состоящая из двух частей: высеченной в скале (древней) и сложенной из каменных блоков (современной).
***
Чуть дальше под скальным карнизом находится высеченное в камне ложе, обрамленное дренажной канавкой для отвода дождевой воды.
В другой пещере помимо традиционной обработки потолка была также сделана выборка пола.
На восток открывается чудесный вид на окружающий ландшафт.
С этой (восточной) стороны кажется, что такая красота с густыми зарослями, зелеными лужайками и скалами тянется до горизонта, хотя на самом деле этот миниатюрный природный парк со всех сторон окружен рисовыми полями и имеет совсем небольшие размеры: примерно полкилометра с севера на юг и метров двести с запада на восток (на западе его естественной границей является федеральная автодорога А28 (Anuradhapura-Padeniya), а на востоке – русло небольшого речушки).
Ближе к северному концу «спина» скальной гряды покрыта грунтом и здесь можно видеть остатки какого-то монастырского строения с «лунным камнем» при входе.
Проход по верхней части скальной гряды «B» заканчивается у каменной лестницы, ведущей к ее подножью. Отсюда хорошо видны две великие ступы Анурадхапуры: ступа Руванвели (Ruwanweli) (см. фото ниже) и Джетавана (Jethawana) (она справа за кадром).
В этом месте с обратной стороны скальной гряды расположены первые на нашем маршруте пещеры (ниже на левом фото виден край ограждения скальной ниши с остатками штукатурки). Пройти к ним можно по тропинке через расщелину в скале (см. правое фото).
Лестница заканчивается на широкой лужайке с руинами древней бодхигхары (дома дерева Бодхи).
Вдоволь нагулявшись по Вессагари мы решили не осматривать скальную гряду «C» – впечатлений было и так более чем достаточно, да и немного устали (до обеда мы были в Михинтале, а перед Вессагири смотрели Исурумунию).