Таунджи – Хехо – Мандалай (29 января)
Еще с вечера договорились с нашим водителем, что завтра он отвезет нас в аэропорт Хехо за 25 000 чат. Вылет у нас был поздний (15.55), поэтому тронулись в путь только где-то в полвторого пополудни.
В этот раз летели тоже на ATR-72, но авиакомпанией Asian Wings, поэтому вместо веселого слона прошлось любоваться заурядной ласточкой.
Приехали в аэропорт Хехо в 14.20 (время в пути – немногим меньше часа), взлетели в 15.55 и в 16.30 приземлились в Мандалае.
Наш рейс был вероятно последним в этот день, поэтому аэропорт был практически пустым: ни пассажиров, ни служащих. После получения багажа неожиданно налетела шумная орава помогал и поначалу я даже оторопел, т.к. совсем отвык от этого в Бирме. Все они хотели нам помочь уехать из аэропорта и все предлагали одно и тоже shared-taxi, с которым мы благополучно разобрались и без их помощи (стойка этого сервиса находится слева по ходу ближе к выходу из аэропорта).
До отеля добирались в компании еще с двумя европейцами и аэропортовским служащим в shared-taxi (в данном случае это был небольшой мини-вэн). Стоимость услуги – 4 000 чат с человека. Выехали из аэропорта в 16.55 и около шести вечера уже были в отеле.
Отель для своих денег просто хороший, все на уровне: и номера, и персонал и ресторан.
Вечером погуляли по окрестностям, поужинали и я через ресепешн нашел приемлемого по цене водителя для завтрашней поездки в Пьин У Лвин и пещеру Пей Чин Мьяун.
Некоторые цены:
Такси Таунджи-Хехо – 25 000 чат ($29)
Shared-taxi аэропорт Мандалай-отель – 2 х 4000 чат ($9.4)
Ужин в отеле – 8 000 чат ($9.4)
Пьин У Лвин – (30 января)
Выехали пораньше – в 7.50, где-то к половине десятого добрались до Пьин У Лвина, а уже в 10.10 были у пещеры Пей Чин Мьяун. Расстояние от Мандалая до Пьин У Лвин составляет около 70 км, а от Пьин У Лвин до Пей Чин Мьяун – примерно 23 км.
Город Пьин У Лвин (Pyin Oo Lwin, прежнее название – Мемьо (Maymyo)) находится на западном краю Шанского нагорья на высоте 1070 м над уровнем моря. Город был построен англичанами в качестве т.н. «хилл стейшн» (hill station) для проживания чиновников и их семей в течении жаркого периода.
На протяжении первых 20 км дорога идет по равнине мимо рисовых полей и через почти сплошную жилую застройку, потом начинает довольно резко забираться вверх по склону Шанского плато и примерно через 15 км (на высоте около 800 м над уровнем моря) переходит в участок, идущий до самого Пьин У Лвин уже с постепенным набором высоты.
Наверное самое интересное по дороге (помимо самой горной дороги с ее серпантинами и ущельями) – сплошные посадки тика, которые начинаются с высоты примерно пятисот метров (ниже по лощинам располагаются обширные заросли бамбука). В одном месте проезжали мимо тиковой рощи с табличкой «Golden Teak» («Золотой тик»).
Надо сказать, что Пьин У Лвин – это «долгая деревня». Расстояние от юго-западной окраины, где расположена Академия оборонной службы (DSA) до северо-восточного конца города, где находится Инженерная академия оборонной службы (DSTA) составляет чуть ли не десять километров и чтобы проехать через город требуется определенное время.
В Пей Чин Мьяун нам обоим очень понравилось, в том числе еще и потому, что приехали с утра, было нежарко и относительно малолюдно.
Подробно о Пей Чин Мьяун (она же Маха Нандаму) здесь: Буддистский пещерный храм Пей Чин Мьяун (Peik Chin Myaung Cave, Maha Nandamu Cave)
На обратном пути в Пьин У Лвин заехали в Аунтуканта Пэйю (Aung Htu Kan Tha Paya) – построенный в 2000-ом году импозантный храм, в котором находится изготовленная из цельного куска белого мрамора огромная 17-ти тонная статуя Будды.
Аунтуканта Пэйя (Aung Htu Kan Tha Paya) расположена недалеко от северо-восточной окраины Пьин У Лвин: примерно в трех километрах от входа в Инженерную академию оборонной службы и в полукилометре к югу от автодороги NH3. Практически напротив своротка к Аунтуканта Пэйя находится поворот к водопаду Пве Чаук (Pwe Kauk Falls), входящему в основной список местных достопримечательностей.
Бирманцы называют этот образ «Будда Пьечит» (Pyechit), что означает что-то типа «Будда любящий родину».
Похоже эта статуя очень почитаема местными буддистами, потому что наш водитель пока вез нас к храму раз десять с сияющим лицом повторил «Пьечит!» (в принципе он и включил в маршрут это место, после того как я, еще не зная о чем идет речь, пару раз повторил за ним красивое слово «пьечит»).
Предание о происхождении такого необычного названия статуи гласит, что много лет назад китайцы заказали в Мандалае огромную статую Будды из местного белоснежного мрамора, но когда они везли ее по горной дороге, статуя сползла с платформы грузовика, при этом ничуть не повредившись. Это событие было признано чудотворным и Будда остался в Бирме.
Сведения об истории храма на английском языке довольно скудные, но поскольку сам образ Будды не может быть чудотворным (в буддизме тхеравады в нем нет ничего божественного – это всего лишь изображение ушедшего Учителя), то можно предположить что в этом деле поучаствовал какой-нибудь могущественный местный горный нат.
После Аунтуканта Пэйи заехали в Национальный ботанический сад Кандоджи (National Kandawgyi Gardens), расположенный километрах в трех к югу от центра города.
Дивное место, но посещать его надо ранним утром или ближе к вечеру (а мы приехали в парк примерно в 13.20). Яркое солнце слепит, выбеливает и создает очень контрастные тени, да и прогулка под палящим солнцем даже по такой красоте не доставляет особого удовольствия.
***
***
***
***
Погуляв с полчаса по чудесному саду, тронулись обратно в Мандалай.
По дороге остановились полюбоваться на центральный вход знаменитой Академии оборонной службы (Defence Services Academy, DSA).
Посередине огромной площади на алом постаменте возвышаются фигуры трех величайших в истории Бирмы правителей, при которых она занимала территорию сопоставимую с нынешней и была мощным имперским государством.
Слева направо расположены:
- Великий основатель Баганского государства Анората (Anawrahta), утвердивший в 11-ом веке буддизм традиции тхеравада в качестве государственно религии Бирмы.
- Правитель из династии Таунгу Байиннаун (Bayinnaung), при котором в 16 веке Бирманское государство простиралось от Лаоса до Манипура и в него были включена большая часть Сиама и юг китайской Юнани.
- Основатель новой (и последней в истории Бирмы) династии Конбаунг Алаунгпая (Alaungpaya), разгромивший в середине 18-го века монское государство Пегу и в течении короткого объединивший Бирму в единое государство.
Слева от входных ворот находится огромная стела с эмблемой и названием академии.
А справа – точно такая же по форме стела со знаменитым девизом DSA: «The Triumphant Elite of the Future» («Элита триумфаторов будущего»).
Прочитать очень интересную заметку об Академии можно здесь: Элита триумфаторов будущего.
Обратно до Мандалая ехали дольше: поток машин по сравнению с утром значительно возрос и движение постоянно тормозили огромные фуры и грузовики-углевозы, с трудом разворачивающиеся на узких серпантинах.
До отеля добрались часам к четырем. Всего поездка заняла 8 часов, расстояние по кругу составило около 190 км.
Отдохнув, сходили вечером в новый торговый центр с современным супермаркетом Diamond Plaza и уже по полной темноте вернулись домой на мотобайке.
Завтра с утра смотрим холм Янкин, а после обеда улетаем в Янгон.
Некоторые цены:
Мед на рынке (0.5 л) – 1500 чат ($1.8)
Джем – 1000 чат ($1.2)
Входные билеты в парк Кандоджи – 2х$5
Такси (полный день) – 70 000 чат ($82)
Ужин – 8 300 чат ($9.7)
Мандалай-Янгон (31 января)
С утра с некоторыми проблемами нашли транспорт, чтобы съездить к холму Янкин, на котором расположен храм Нга Ян Мин (храм Повелителя рыб).
Дело в том, что мы вышли из отеля в восемь утра, а в это время свободных таксистов на улицах практически нет (даже возле отелей) – в основном весь наличный транспорт занят утренним развозом всякого товара, материалов и людей по рабочим местам. Некоторые водители соглашались, но либо предлагали немного позже, либо только в один конец без ожидания, либо называли несусветные цены (видимо надеясь таким образом компенсировать отказ от уже имеющегося заказа). Пришлось прогуляться с полкилометра, прежде чем нашлось то, что нам нужно.
Наняли небольшой грузовичок с оборудованным под пассажиров кузовом (в прошлый раз ездили по Мандалаю на точно таком же) за 10 000 чат (туда-обратно с ожиданием). Единственно водитель стразу предупредил, что на холм он заехать не сможет (просто не вытянет), но мы это и не планировали – хотелось прогуляться наверх пешком.
Прямо к северо-западному подножью холма Янкин ведет 19-ая улица, которая начинается от восточных ворот Мандалайского дворца и через пару километров за городской чертой переходит в сельскую дорогу. Расстояние до холма небольшое – примерно 6.5 км, поэтому даже с учетом утреннего трафика доехали довольно быстро: примерно за 25 минут.
Водитель не сразу сообразил к какому месту нам надо (дорога наверх начинается около южной оконечности холма), но быстро разобрался и примерно в 8.45 мы уже были на парковке, от которой начинается и крутая лестница, и пологая дорога, ведущие на гребень холма.
Не спеша поднялись наверх, прошлись до расположенного в узкой расщелине храма с фигурами трех рыбин, спустились внутрь и вернулись назад.
Подробнее о холие Янкин и легенде о «Повелителе рыб» здесь: Буддистский пещерный храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill).
Прогуляться по холму и посмотреть что-либо еще, кроме пещеры Нга Ян Мина, не получилось, т.к. были сильно ограничены во времени: чек-аут в 12.00 и последующий перелет в Янгон.
Обратно ехали так же быстро и уже в пол-одиннадцатого были в отеле. Попили чаю, собрались и к 12-ти спустились с вещами в вестибюль. Я заказл shared taxi на два часа, после чего мы отправились в последнюю прогулку по Мандалаю.
Такси пришло вовремя (даже чуть пораньше т.к. мы были первыми и после заезжали за еще одним попутчиком – забавным в своих понтах бизнесменом-китайцем), доехали до аэропорта быстро, а вот дальше начались проблемы: рейс несколько раз откладывался и в результате мы вылетели из Мандалая только в шесть часов вечера.
В Янгон прилетели в 19.30 и уже в восемь были в отеле (по пустому городу доехали на такси минут за 15).
Ужин, отдых – завтра последний день в Яногне.
Некоторые цены:
Такси к холму Янкин (туда-обратно с ожиданием) – 10 000 чат ($12)
Две порции резанного арбуза – 500 чат ($0.6)
Shared taxi до а/порта Мандалай – 2х4000 чат ($9.4)
Такси от а/порта Янгон до отеля – 8 000 чат ($9.4)
Янгон (1 февраля)
В этот день ничего особенного не планировалось, поэтому отдыхали, гуляли, закупались сувенирами, а так же посетили местные шоппинг-центры (в порядке компенсации за пещеры).
В очередной раз съездили на Боджок маркет, но теперь уже предметно: закупка сувениров для родных и близких и деревянной резьбы для себя любимых.
В галерее первого этажа наткнулся на тетку, продающую приспособления для производства танаки: круги из серого зернистого камня с зубчатым ободком (для удобства хвата). Попросил показать как натирают порошок и еще раз уточнил, что в дело идет только кора. Сначала даже хотел купить на память каменную терку с парой чурочек, но остановили ее вес и размеры.
Подробно про танаку (2.3 Танака).
Покупка сувениров на подарки не заняла много времени: еще в прошлый приезд решили купить несколько кукол среднего размера, изображающих персонажей бирманского театра марионеток (после внимательного рассмотрения был выбран «принц», как наиболее колоритный по виду и наименее корявый по качеству). С продавщицей – пожилой тетенькой с интеллигентными манерами и проницательными глазами – договорились быстро и цена в связи с мелкооптовой закупкой была снижена чуть не в два раза.
После этого, прикупив еще кое-что по мелочи, приступили к выбору подарка для себя.
После долгого изучения ассортимента и качества нескольких торговых точек был выбран вырезанный из цельного куска дерева Будда высотой 20 см.
Обычно мы покупаем Ганешу и у нас дома скопилась целая коллекция этого слоноголового покровителя подвижных и предприимчивых людей, но тут супругу своим выражением лица просто очаровала одна из фигурок Будды, при чем из трех-четырех одинаковых экземпляров именно этот производил особенное впечатление.
Дальше начался обычный для таких центровых мест балаган с торгом, который в течении минут 20 закончился на отметке $50.
На вопрос «Почем нынче будды?», продавщица с радостным лицом сообщила, что стоят они по $100, но ради нас она оторвет от сердца приглянувшуюся нам статуэтку за $85. В ответ я снимал очки, подносил фигурку поближе к глазам, хмурил брови, что-то скреб пальцем, показывал какие-то заусенцы и со вздохом предлагал $35, потом в ответ на ее $75 – $40 и т.д. и т.п. На $60 она уперлась и стала причитать, что «have no profit» и больше снизить не может. Пришлось идти на радикальные меры: изобразив огорчение уходить, оглянувшись перед поворотом за угол. Это принесло еще пять долларов, но в таких местах у меня к продавцам сочувствия и жалости нет (это не деревенский рынок и не робкая селянка, торгующая на обочине, да и реальная цена такой вещи никак не выше $25-$30), поэтому мы удалились с огорченным видом, чтобы минут через десять (побродив по рынку и прикупив магнитиков) появится у соседнего прилавка и начать разглядывать расставленные там деревянные фигурки. После этого продавщица наконец-то сдалась и в обмен на зеленую бумажку нам с улыбкой и благодарностями был вручен аккуратно упакованный Будда.
Не сходить на массаж в расположенный рядом Hotel Central в последний день пребывания в Бирме было бы просто грешно, но на этот раз удовольствие от него было омрачнено попыткой развести нас на лишние деньги, подсунув чужой бланк заказа, в котором вместо полутора часов стояло два.
Мошенничество было сразу же разоблачено бдительной супругой (она в путешествии записывает отметки времени и тут тоже по привычке запомнила время начала массажа), все сделали вид, что это просто нелепая ошибка, но неприятный осадок остался.
Отставив в отеле пакеты с сувенирами, съездили в пару местных торговых центров (в целом так себе заведения), а вечером отправились к Дагон-центру – позвонить домой и закупить кое-что из местных продуктов.
В Бирме до сих пор продают предок нынешних чипсов – похожую на московскую (советских времен) обжаренную картофельную соломку, сделанную именно из обычного картофеля, а не из крахмала (помимо соломки такая картошка есть и в виде тонких пластиков). Частенько она бывает пересушенной, но со временем мы научились правильно выбирать нужное качество. Супруга – страшный энтузиаст этого продукта, поэтому жарено-сушеной картошки в Бирме мы съели просто невероятное количество. И в этот раз несколько упаковок было закуплено в дорогу.
В Бирме также можно купить и вполне съедобный мед со специфическим, чуть заметным ароматом (мне он не очень понравился, но тем не менее литра два такого меда под мое ворчание мы с чаем употребили). В магазинах этот мед встречается в бутылочках с надписью «Качинский мед» и бывает нескольких видов. Цена на него тоже бирманская – 2 200 чат ($2.6) за пол-литра.
Помимо очередной куклы в китайском наряде (супруга их коллекционирует), каких-то вещей и продуктов, там в же в Дагон-молле были закуплено десяток пачек черути (точно таких же) и самое главное: бирманский джин и ром «Мандалай».
Если бирманский джин вполне достойный напиток, хотя и ничего особенного собой не представляет (к том же его ассортимент с прошлого нашего визита значительно сократился и главное не было «сладкого» джина), то ром «Мандалай» просто превосходен. Если еще и принимать во внимание соотношение цена/качество (0.7 л джин – 1300 чат ($1.5), 1 л ром – 3 600 чат ($4.2), то, как говорится, комментарии излишни.
После Бирмы мы направлялись на Шри Ланку (через Бангкок) и перспектива употребления ланкийского арака меня несколько настораживала, поэтому мы захватили с собой на Шри Ланку пару бутылок из Бирмы. Кстати подозрения насчет качества арака подтвердились в полной мере: купленная для пробы (в приличном магазине и за приличные деньги) малюсенькая бутылочка арака, несмотря на всякие надписи типа «олдест», «файнест» и «фаундид», была попросту не допита, т.к. оказалась тривиальным самогоном с характерным сивушиным вкусом, знакомым еще со времен студенческих поездок на сельхозработы.
Вечером сходили на ужин, последний раз полюбовались из ресторана на сияющую золотом ступу Шведагон и отправились собираться в дорогу – завтра утром летим в Бангкок.
Некоторые цены:
Обмен – $100 х 855
Такси до Боджок маркета – 2500 чат ($2.9)
Массаж 1.5 часа – 2 х 10 000 чат ($23.4)
Кукла (китаянка нарядная) – 6 700 чат ($7.8)
Мед 0.5 л – 2 200 чат ($2.6)
Джин 0.7 л – 1 300 чат ($1.5)
Ром Мандалай 1 л – 3 600 чат ($4.2)
Черути (10 пачек х 60 чат) – 600 чат ($0.7)
Янгон- Бангкок (2 февраля)
В Бангок возврашались той же Эйр Эйшей (сразу брали билеты туда-обратно, 2х6000 THB).
Вылет был в очень удобное время – 12.50, поэтому спокойно позавтракали, собрались и немного загодя оправились в аэропорт.
В аэропорту как и положено все дорого, поэтому на отлете ничего не покупали (часть чатов пошли на сувениры – я обменял несколько старых затертых купюр на абсолютно новенькие, а на остальное купили какую-то съедобную ерунду).
Вылетели вовремя и прибыли в Бангкок по расписанию, но в аэропорту Донмынга (Эйр Эйша сменила базирование и теперь летает не из Суваннубхуми, а из Донмыанга) начался форменный балаган: сначала долго ждали, когда нам откроют дверь в основное здание; потом две запыхавшиеся кукушки долго мучались, тыкая своими карточками в замки разных дверей – и в результате выпустили нас напрямую в зал прилета мимо «иммигрейшен». После шума, гама и нервных разбирательств (отсутствие отметки о пересечении границы – криминал) пришлось возвращаться обратно на исходную позицию в коридор ведущий от трапа-рукава и проходить в правильную дверь.
До отеля доехали быстро и уже часам к пяти принимали душ и пили чай с лаймом и бирманским медом.
Завтра целый день в Бангкоке, а послезавтра вылетаем на Шри Ланку (с запасом джина, рома, джема и меда из Бирмы).