О монской королеве Шве Нан Чьин, превратившейся в ната горы Чайтийо
Гора Чайтийо является так же местом обитание местного божества-ната, в которого превратилась после своей трагической смерти супруга короля Татона Шве Нан Чьин (Shwe Nan Kyin).
Ее роль в легенде о Чайтийо в прошлом была довольно незначительной, а формирование ее культа в нынешней форме началось вероятно где-то к концу 19-го века (первые письменные упоминания относятся к 20-ым годам прошлого века).
Но в настоящее время Шве Нан Чьин очень почитаема и не только монами, поэтому ее святилища являются важными объектами паломничества на вершине Чайтийо.
В современной устной традиции начало истории Шве Нан Чьин является заимствованием древней легенды о волшебнике-зоджи и богине-наге, которая соблазнила его обратившись в прекрасную девушку (см. выше историю Гавампати и короля Татона).
Далее в легенде также фигурируют два змеиных яйца, из которых правда вылупились не два сына, а две дочери, которые так же сначала воспитывались двумя отшельниками, а затем были отданы ими в две разные семьи каренов.
Шве Нан Чьин была отдана в простую сельскую семью, а ее сестра попала в семью каренского вождя. Каренское происхождение и воспитание Шве Нан Чьин всегда подчеркивается тем, что она сама и ее семья непременно изображаются в традиционном каренском облачении.
Король Татона повстречал сестер во время своего паломничества к Чайтийо, был очарован их красотой и в конце концов обе они стали его женами.
Однажды Шве Нан Чьин решила посетить своих приемных родителей-каренов, чтобы участвовать в церемонии, посвященной местному горному божеству-нату (в другом варианте: дворцовая жизнь была ей чужда, она была несчастна во дворце и король отпустил ее к родителям).
По дороге к отчему дому на королеву и ее слуг напал тигр, убегая от которого Шве Нан Чьиин умерла от изнеможения, бросив прощальный взгляд на гору Чайтийо.
Разгневанный отец посчитал, что виновником ее гибели является король, безосновательно отославший его дочь из дворца в родительский дом. Чтобы отомстить королю он собрал своих односельчан и они опутав веревками «Золотой камень» попытались сбросить его с обрыва.
Эта затея обернулась для каренов очень печально: «Золотой камень» даже не шелохнулся, а все участники акции по низвержению Камня превратились в обезьян (обитающие на склонах Чайтийо макаки вероятно считаются их потомками).
После смерти Шве Нан Чьин превратилась в божество-ната и ее местом обитания считается гора Чайтийо.
Существует несколько, подчас значительно отличающихся друг от друга, вариантов легенды о смерти и превращении Шве Нан Чьин в божество-ната, но при этом во всех них монская королева и ее семья являются по национальности каренами (в современных скульптурах на Чайтийо они изображены в каренской национальной одежде), всегда присутствует сюжет с тигром, а ее знакомство с королем Татона и смерть обязательно ассоциируются с горой «Золотого камня» Чайтийо.
Перед выходом на широкую площадку рядом с «Золотым камнем» расположена арка с тремя тэзаунами (ярусными башнями), справа и слева от которой находятся два павильона, посвященные Шве Нан Чьин.
Все строения и скульптуры внутри них были обновлены в 2001 году во время масштабной реновации «Золотого камня» (в процессе которой на его вершине была установлена новая ступа).
Левый павильон имеет меньший размер, но он более популярен у верующих.
Внутри него находится скульптурная группа, изображающая смерть Шве Нан Чьин и оплакивание ее близкими.
***
Справа от образа мертвой королевы расположены фигуры ее отца и матери в каренской национальной одежде.
Правый павильон имеет больший размер и в нем представлены наверное все персонажи легенд о горе Чайтийо и «Золотом камне».
Внутри павильона находится десятка полтора ярко раскрашенных скульптур, расположенных на огороженном пространстве в центре зала.
На задней стене зала размещается огромное панно, которое вероятно изображает постепенное опускание камня на скалу.
В соответствии с устной традицией считается, что раньше «Золотой камень», подвешенный к небу на волосах Будды, полностью висел в воздухе, но постепенно в связи с всеобщим ухудшением кармы у людей он слегка опустился и сейчас уже немного опирается на скалу.
Перед панно слева и справа расположены две статуи Будды (стоящего и сидящего), а по центру находится постамент с небольшой емкостью, охваченной по периметру нагами.
Все фигуры снабжены табличками, а в углу находится большая стела на которой вероятно изложено предание о Чайтийо. Но к сожалению все надписи выполнены только на бирманском, и служители так же ничего не могут предложить на английском языке.
Тем не менее многие персонажи хороши узнаваемы. На фото ниже расположенная по центру у нижнего обреза дама с высоким пучком волос на макушке – это сама Шве Нан Чьин, а фигуры справа и позади нее вероятно являются ее каренскими родственниками.
По центру на дальнем плане видна зеленая фигура симпатичной царицы змей – наги, соблазнившей волшебника-зоджи. В центре вероятно находится изображение ее сына – юного Гавампати, который после смерти переродился в Индии и убедил Будду посетить Татон.
Центральная фигура на этой фотографии скорее всего изображает самого Таджья Мина.
На фото ниже на дальнем плане слева видна фигура отшельника-яти Тиссы, умоляющего Будду даровать ему несколько священных волосков со своей головы.
В левом нижнем углу этой фотографии позади Тиссы видна в фас сама Шве Нан Чьин.
Немного видов и впечатления от «Золотого камня»
Почти сразу за павильонами Шве Нан Чьин дорожка значительно расширяется и через несколько десятков метров переходит в огромную площадь, весь периметр и частично центр которой застроен ритуальными строениями и сооружениями.
Слева находится смотровая площадка, с которой сделано наверное добрая половина фотографий «Золотого камня».
В начале площади перед «Золотым камнем» высится традиционная колонна, наверху которой гордо восседает хинта (бирманский вариант священного гуся/лебедя хамсы), а основание окружают четыре симпатичных ната в бело-голубом одеянии.
Сам «Золотой камень» оказался на реконструкции: восстанавливали золотое покрытие, которое периодически смывается муссонами.
В принципе ажурные бамбуковые леса на мешали рассмотреть, что здесь и как.
Я почему-то ожидал, что «Золотой камень» выглядит более грандиозно и импозантно.
Возможно общее впечатление портило то, что он располагался на краю склона и немного ниже уровня огромной платформы, засаженной деревьями, густо застроенной всякими пестрыми сооружениями и заполненной праздничной толпой (визуально «Золотой камень» выглядел сиротливо и смотрелся как-то особняком от этого праздника жизни).
Даже сквозь бамбуковые леса можно было хорошо рассмотреть подсвеченную заходящим солнцем площадку контакта «Золотого камня» со скалой-основанием (ее площадь составляет менее одного кв. метра – см. ниже).
С северной стороны вся опорная скала и свисающий с нее как раз в эту сторону «Золотой камень» просматриваются полностью, поэтому отсюда все выглядит более монументально.
«Золотой камень» с инженерно-технической точки зрения
«Золотой камень» представляет собой огромный гранитный валун, который не просто расположен на самом краю плоской вершины скалы-основания, а даже частично «свисает» с нее в сторону пропасти.
На первый взгляд создается впечатление, что «Золотой камень» не падает вниз вопреки всем законам физики и что его действительно удерживает на краю обрыва какая-то неведомая сила (возможно, что визуальное восприятие усугубляет немного наклоненная нижняя площадка, расположенная под Камнем).
На самом деле не все так безнадежно (в принципе это уже видно по рисунку модели Камня (см. слева), где звездочкой обозначено место контакта Камня с его скалой-опорой).
Перед большой реконструкцией Чайтийо в 2001 году, включавшей в себя установку новой ступы на вершину Камня, учеными Янгонского технологического университета были проведены исследования «Золотого камня», которые включали в себя его точный обмер и построение компьютерной модели, по которой и были рассчитаны предельные значения устойчивости Камня. Эти расчеты показали, что для того чтобы вывести Камень из равновесия необходимо приложить к нему силу эквивалентную 46.6 тоннам, при этом максимальное теоретически возможное воздействие самого сильного урагана на Камень может составить не более 14 тонн.
В результате этого исследования были определены точные масса-габаритные параметры «Золотого Камня»:
• Объем – 244,6 куб.м
• Масса – 611.5 тонн
• Высота (без ступы) – 8.2 м
• Площадь контакта с основанием – 0.72 кв. м (что составляет около 1.3% от площади горизонтальной проекции Камня и соответствует площади круга диаметром 0.96 м)
• Высота ступы (без зонта и флюгера) – 6.8 м (первая ступа, сооруженная в 756 г., была высотой около 1 м)
• Масса ступы – 19.5 тонны
• Отверстие в скале под ступой для реликвария – 90 см глубиной и 15 см шириной.
***
Время подходило к шести часам вечера и мы начали спускаться вниз к автостоянке (после шести рейсы в Кинпун уже не выполняются, т.к. движение в темноте запрещено, а смеркаться здесь начинает примерно в 18.30).
Дорога вниз конечно легче, чем вверх, но постоянно присутствует ощущение непривычной нагрузки на ахилл стопы и это совершенно не дает расслабится.
Навстречу постоянно попадаются паланкины с туристами, спешащими на верх встретить закат солнца около «Золотого Камня», а ночь провести в гостинице на вершине Чайтийо, чтобы на рассвете вновь полюбоваться Камнем.
Я с уважением и пониманием отношусь к последователям туристического культа «sunset witnesses», но сам абсолютно равнодушен к коллективным просмотрам закатов.
По дороге обсудили с супругой впечатления от визита к Золотому камню и пришли к единодушному мнению: конечно Чайтийо – «маст си» и все такое и только поэтому нужно было его посетить, но не более того – посмотрели да и ладно (кстати точно такие же ощущения у меня были после Тадж-Махала).