♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

«Золотой камень» Чайтийо пэйя (Пагода Чайттийо, Kyaikhtiyo Pagoda, Golden Rock)

shus 2013

Пещерные и скальные храмы и монастыри Бирмы (Мьянмы)

Легенда о священных горах Страны Монов

«Золотой камень» Чайтийо вместе со ступой Шведагон в Янгоне и статуей Будды Махамуни в Мандалае входит в список трех самых почитаемых бирманскими буддистами святынь.

В соответствии с традицией считается, что внутрь огромной округлой скалы, балансирующей на краю пропасти, помещена священная реликвия – три волоска с головы самого Будды.

История «Золотого камня» Чайтийо (Kyaiktiyo) уходит корнями в 15-ый век – времена сильного и независимого монского государства. Именно к этому периоду относится первый зафиксированный вариант легенд о шести отшельниках из шести разных мест, которым Будда подарил шесть своих священных волосков во время своего визита в страну монов Суваннабхуми (Золотую землю).

Хотя в той легенде Чайтийо еще не фигурировал, именно это предание положило основу последующим монским легендам (и их вариантам), в которых присутствуют отшельники со священных гор, получившие в подарок от Будды один или несколько волосков в качестве священной реликвии.

Необходимо заметить, что эти легенды являются полностью самостоятельной монской традицией и не пересекаются (ни по времени легендарных событий, ни по участвующим в них персонажам) с преданием о восьми священных волосках, полученных купцами Тапуссой и Бхаликой от Будды Гаутамы на сорок девятый день после его Просветления в Бодх Гае, которые ими были доставлены в Оккалу (нынешний пригород Янгона) и впоследствии помещены в ступу Шведагон.

При этом рассказ о купцах Тапуссе и Бхалике приводится в Палийском Каноне, а вот свидетельства о посещения Буддой государства монов Суваннабхуми (Suvannabhumi) в ранней буддистской литературе отсутствует и относится к более поздним преданиям.

«Золотой камень» Чайтиё пэйя (Kyaikhtiyo Pagoda, Golden Rock)

В соответствии с общепринятым современным вариантом легенды Будда прибыл в Татон на восьмом году после достижения Просветления и даровал шесть волосков со своей головы трем отшельникам-яти (бирм. «yathei» происходит от палийского «yati» – монах, аскет) с трех священных гор – по два волоска каждому (См. карту. Указанная на ней священная гора Кусинара (Kusinara) относится к более позднему периоду и имеет свою легенду).

Старшего из отшельников, обитавшего на горе Чайтийо, звали Тисса (Tissa) и он был приемным отцом короля Татона Сиримасоки (Sirimasoka).

Свои полученные от Будды два волоска Тисса хранил в узле волос, завязанном на макушке, а голову покрывал, как и другие отшельники, кожаным колпаком особого вида.

Второй отшельник по имени Сиха (Siha) был его младшим братом и обитал на священной горе Зинджяик (она расположена напротив одноименного поселка с железнодорожной станцией примерно на полпути между Татоном и Мартабаном – нынешним Моттама, Moattama).

Один священный волосок Сиха поместил в ступу на горе Зинджяик (Zingyaik), а второй – в ступу на горе Звегабин (Zwegabin), которая находится в 25 км к северо-востоку от горы Зинджяик и примерно в девяти километрах к юго-востоку от столицы каренов Па-ана (Hpa-an).

Отшельник Сиха был приемным отцом Гавампати (Gavampati) – умершего в раннем возрасте юноши, который после перерождения в Индии стал учеником Будды. Именно Гавампати пригласил Будду посетить страну монов Суваннабхуми.

Воспитанные двумя отшельниками-яти Гавампати (Gavampati) и король Татона были родными братьями, родившимися (вернее вылупившимися из яиц) от волшебной змеи-наги (naga-ma), которая однажды превратившись в прекрасную девушку очаровала волшебника-зоджи (zawgyi) и вовлекла его в любовную связь.

Yathei (Donald M. Stadtner)

Современные яти Чайтийо

Третьего отшельника звали Тила (Tila) и он обитал на горе Келаса (Kelasa). Один священный волосок он поместил в ступу на вершине горы, а второй все время держал при себе.

После его смерти этот волосок перешел к отшельнику с Чайтийо Тиссе, и он поместил его так же, как и предыдущие два, в узел волос на голове, став таким образом обладателем трех священных реликвий.

Почувствовав приближение смертного часа Тисса сказал об этом своему приемному сыну – королю Татона. Тот призвал на помощь главу 37 натов Таджья Мина (он же является и Шакрой (пали – Sakka) – главным из 33 богов, обитающих в буддистской девалоке Таватимса) и вместе они начали уговаривать Тиссу поместить принадлежащие ему волосы Будды в святилище, чтобы им могли поклоняться все буддисты.

Отшельник согласился, но поставил Таджья Мину условие, чтобы святилище было каменным и похожим по форме на голову Тиссы.

Таджьямин, обыскав всю вселенную, в конце концов нашел на дне моря огромную скалу подобающей формы и размера. Скала была погружена им на плоский камень в форме лодки и таким образом доставлена на вершину Чайтийо.

В настоящее время камень-лодка находится метрах в двухстах от «Золотого камня» и называется Чьяук танбан пэйя (Kyauk thanban paya, прибл.: Святилище каменной лодки). В колониальные времена он упоминался под названием «Сампан пагода» (Sampan pagoda).

Своим четырехгранным кинжалом Таджьямин сделал отверстие на вершине скалы, куда и был помещен реликварий со священными волосами (вероятно он имел вид цилиндрического пенала).

О популярности Чайтийо

Превращение горы Чайтийо в место массового паломничества относится к началу 20-го, хотя определенную известность среди верующих она приобрела еще в первой половине 19-го века.

Главными причинами, по которой Чайтийо столь долгие годы находилось практически в небытие, были долгая территориальная разобщенность страны (Бирма была объединена под властью британской короны только 1886 году после захвата Верхней Бирмы англичанами в результате 3-ей англо-бирманской войны) и труднодоступность места, в котором находится «Золотой камень».

Популярность Чайтийо начала приобретать после научной экспедиции в 1891 году первого в истории Бирмы ученого-археолога бирманца То Сейн Ко (Taw Sein Ko), посетившего все основные священные места страны монов и опубликовавшего отчет о своей экспедиции

В 1903 году при Чайтийо был создан первый Попечительский совет (общепринятый и доныне орган управления священными местами) и комплекс священных сооружений Чайтийо получило официальный статус религиозного объекта. Примерно в это же времена «Золотой камень» прочно занял свое место в триаде главных буддистских святынь Бирмы.

По-настоящему же массовое паломничество к «Золотому камню» началось после ввода в эксплуатацию англичанами в 1907 году железной дороги Пегу-Мартабан (Pegu-Martaban), проходящей всего в 20 км от Чайтийо.

Дорога до «Золотого камня»

Священная для буддистов всей Бирмы Чайтийо Пэйя (более известная в остальном мире под названием Golden Rock – «Золотой камень») и окружающие её религиозные сооружения расположены на вершине горы, которая так же называется Чайтийо и находится на самой южной оконечности Каренского нагорья (Karen Hills) – там, где оно снижается до уровня приморской равнины. Высота Чайтийо составляет 1096 метров над уровнем моря (до которого от нее не более 25 км) и она является самой высокой из находящихся здесь горных вершин.

У самого подножья горного хребта, спускающегося к равнине от вершины Чайтийо, расположен небольшой поселок Кинпун (Kinpun), который живет только тем, что обслуживает следующих к «Золотому камню» туристов и паломников.

Кинпун находится примерно в 10 км от городка и железнодорожной станции Чайто (Kyaikto), через который проходят две главные транспортные магистрали, идущие на юг Бирмы: автодорога NH8 и железная дорога.

От Янгона до Чайто можно добраться за четыре с половиной часа на комфортабельных автобусах, которые отправляются от междугороднего автовокзала Aung Mingalar Bus Terminal (Highway Bus Station), расположенного на северной окраине Янгона километрах в четырех к северо-востоку от аэропорта, или на скором поезде N89, которой в 7.15 утра отправляется с ж.д. вокзала в центре города (время в пути – около 5 часов). Билет в обеих случаях стоит порядка 7$ (в поезде это цена Upper Class), при этом на железной дороге иностранцы оплачивают билеты только долларами.

От Чайто до Кинпуна туристы и паломники добираются на пикапах, которые здесь ходят по мере заполнения через каждые 20-30 минут. Цена билета на одного человека составляет 1000 чат ($1.2).

Внутри пикапа нас ждала неожиданная встреча: напротив расположился самый настоящий яти, только вместо высокого кожаного колпака (наверное неуместного да и неудобного здесь) на нем была такой же формы вязаная шапочка. Одежда яти по виду и по цвету отличается от традиционного облачения бирманских понджи: он был одет во что-то типа рубашки, а его тивара (накидка) выглядела как-то совсем по-другому, при этом вся одежда была непривычного буровато-коричневого цвет (похожего на цвет одежды китайских монахов) .

«Золотой камень» Чайтиё пэйя (Kyaikhtiyo Pagoda, Golden Rock)

shus

От самого Кинпуна до «Золотого камня» добираются в два приема: сначала на грузовичке от специальной туристической автостанции в Кинпуне до находящейся у подножья горы автостоянки Ятетаунг (Yatetaung bus terminal), а потом от нее – пешком в гору до площадки, на которой непосредственно расположен «Золотой камень».

«Золотой камень» Чайтиё пэйя (Kyaikhtiyo Pagoda, Golden Rock)

shus

До Ятетаунга грузовичок едет вверх по горной дороге около 45 мин, примерно столько же или чуть больше (в зависимости от темпа) занимает пеший подъем от Ятетаунга до «Золотого камня». Билет на грузовичок стоит 1500 чат ($1.8) и оплату за проезд собирают на промежуточной остановке (типа кордона на въезде заповедную зону).

Пеший подъем довольно трудный, поэтому некоторые туристы пользуются услугами носильщиков с паланкинами или просто носильщиков багажа. Мы обошлись без посторонней помощи и прошли подъем примерно за пятьдесят минут.

«Золотой камень» Чайтиё пэйя (Kyaikhtiyo Pagoda, Golden Rock)

shus

От окончания подъема до тикет-офиса метров триста. Входной билет к «Золотому камню» стоит $6, плату с иностранцев берут в долларах.

Оплатившему вход вешают на шею вот такую бирку на толстом шнурке.

«Золотой камень» Чайтиё пэйя (Kyaikhtiyo Pagoda, Golden Rock)

shus

Еще через пару сотен метров от тикет-офиса расположен помпезный портал, за которым собственно и начинается священная территорию Чайтийо Вход как обычно охраняют два традиционных гигантских льва-чинтэ. Здесь уже нужно разуваться и далее следовать босиком. Обувь можно оставить на попечение двух хамовитых девиц, расположившихся около правого чинтэ.

«Золотой камень» Чайтиё пэйя (Kyaikhtiyo Pagoda, Golden Rock)

shus

За входом начинается череда различных строений и сооружений, расположенная слева и справа от дорожки.

«Золотой камень» Чайтиё пэйя (Kyaikhtiyo Pagoda, Golden Rock)

shus

В нескольких десятках метрах от входа с левой стороны возвышается знаменитая «каменная лодка» (Kyauk thanban paya), на которой Таджья Мин привез «Золотой камень» со дна моря на вершину Чайтийо (подробнее см. выше).

«Золотой камень» Чайтиё пэйя (Kyaikhtiyo Pagoda, Golden Rock)

shus

Дальше мощеная камнем дорожка  идет вдоль обрыва и заканчивается лестницей перед еще одной местной достопримечательностью – святилищем ната горы Чайтийо.

«Золотой камень» Чайтиё пэйя (Kyaikhtiyo Pagoda, Golden Rock)

shus

Pages: 1 2

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));