<< К оглавлению: «Народные верования населения Индокитая» |
Аватара – воплощение божества (в виде животного, растения, человека, явления природы).
Агиэус – один из почетных титулов Аполлона.
Айтые – каз. вид шуточного состязания девушек и юношей в форме язвительных песенок-четверостиший (типа частушек).
Анатман – отрицание вечности бытия душ.
Андрогинии – изображение божества (и появление перед лицом верующих) в форме полумужского и полуженского существа, половины которого слиты органически.
Ангклунг – музыкальный инструмент народов «малайского .мира», состоящий из комбинации трубок «звонкого» бамбука. Тон звука тем ниже, чам больше диаметр трубок. Трубки каждого отдельного инструмента должны быть одинакового диаметра и звучать одинаково.
Анито – наименование духов, воплощенных (по мнению морских цыган и ряда других народов Юго-Восточной. Азии) в элементах и явлениях природы.
Ардхонашвар – см. Андрогинии.
Архат – святой, отшельник; в буддизме степень святости (монаха), предшествующая степени святости бодисатвы.
Атап -своеобразная «дранка» из полосок пальмового листа, идущая на покрытие кровли жилища и культовых сооружений.
Ачар – или ачарьяваддин (дословно: наставник); последователь учения ачарьявадды – одной из старейших ветвей буддизма. В Камбодже этот титул сохранился за старостой селения, если он выполняет функции обрядового руководителя.
Бангиль-попиль – магический жезл ачара, имеющий форму листа фикуса; часто выполняется из драгоценных металлов.
Баньян – священное дерево в народных верованиях и ряде религиозных систем Юго-Восточной, Восточной и Южной Азии.
Брахманизм – религиозная система .почитания Брахмы (возникла в Индии), предшествующая развитому (или современному) индуизму; государственная религиозная система раннефеодальной Камбоджи и султаната Бали.
Банток – этноним, наименование одной из народностей Филиппин.
Буранко – обрядовые качели в Японии.
Буронг дату (дословно: князь птиц) – наименование шамана у батаков. и да яков о-ва Калимантан
Бхага (качин.- шага) – растение, растительность, растущее; синоним понятия богатство, сокровище; синоним понятия рождающее лоно женщины.
Вай кхань – в космологии мыонгов «сверкающие» души, ведающие покоем, умир отворением.
Вай тхань – «жесткие» души, ведающие энергией, деловитостью. Их, как и вай кхань, 45. Всего у человека 90 душ.
Вуданг – обрядовый шест; ставится у качинов на обрядовой площадке, отмечая жертвоприношение курицей; по предположению бирманского этнографа, вуданг служил прежде для временного хранения головы врага, принесенной из набега на вражеские села.
Га нат – у качинов дух (см. нат).
Галонг – мифическая птица у народов Южной и Юго-Восточной Азии. Во время крестьянского восстания в Бирме в 30-х годах Галонг, или Каравэйк, изображалась на знамени крестьянских отрядов как божество, порождающее империалистов,
Гаруда – см. галонг.
Головастиковые письмена – один из стилей скорописи иероглифов (считается древнекитайским изобретением).
Гувэнь – древний стиль китайской иероглифики; древнекитайская письмен ность; древнекитайский язык, отличающийся природной лаконичностью.
Гуй – дух, свободно действующая душа; злой дух, синоним черта.
Гумлао – так называемый демократический путь развития у качинов раннефеодального общества с значительными элементами доклассовых институтов.
Гумеа – противоположный гумлао «аристократический» путь развития качинских подразделений (фактически феоды, более развитый феодализм).
Даосизм – китайская философия, а также религия, возводимая к Лаоцзы (VI в. до н. э.), автору трактата «Дао-Дэ цзин»; религия фактически оформилась во II в. н. э. Вероучение со сложной церковной иерархией, вобравшее в себя народные верования с их фетишистскими, пережиточно тотемистическими культами, культом ктеическо-фалличеоким. Религиозная практика даосов близка к шаманству, развиты различные формы магии.
Дзэн – идеалистическая философия. Считается ветвью буддизма или одним из вероучений буддизма Махаяны. Получила развитие в Японии (VI в. н. э.).
Докшиты – один из отрядов воинства защиты учения и (деяний) Будды по догматике северного буддизма (ламаизма); их деяния приравниваются к самоотречению, поскольку борьба, которую они ведут, всегда исполнена кровавых столкновений, т. е. постоянно связана с нарушением норм буддизма.
Дува – титул феодального главы феода у качинов.
Думеа – титул священнослужителя (распорядитель обрядового действа) у качинов.
Дурга – одно из имен божественной супруги Шивы (Индия). В Юго-Восточной Азии претендует на самостоятельную (ведущую) роль среди мате-рей-пра родительниц.
«Дхаммают», или «Дхаммаютика-никая» – один из трактатов и один из толков буддизма Тхеравады; распространен в Лаосе, Таиланде, Камбодже.
И Ди и И Я – обожествленные в древнем Китае изобретатели опьянения вином и возбуждения потенции пряной пищей. В обрядности ктеического культа применение опьянения считалось обязательным, а применение возбуждающих средств считалось желательным «для полноты» обряда.
Инауз – зола, непременный спутник обрядности. В обрядности земледельческой зола служит индикатором готовности почвы к вспашке. В охотничьей магии зола применяется как «отпугивающая нечисть».
Индианизированные государства – термин, применяемый рядом ученых в двух различных смыслах: а) государства, развивающиеся по индийскому образцу, под влиянием Индии; б) государства, в которых государственной религией стал (или просто широко распространен) индуизм.
Индраизм – наиболее ранний этап развития индуизма.
Инициация – обряд или цикл обрядов посвящения во взрослые. Инициация отроковиц сводится более всего к дефлорации. Сложные обряды инициации юношей включают обучение их «тайным знаниям рода» (прежде всего преданиям, мифам и т. д.) и испытание мужества, физической подготовки, нечувствительности к боли и т. п.
Иин – «озерные бирманцы», население прибрежной болотистой полосы озера Инле. Длительная самоизоляция (они более 250 лет жили в малодоступной зоне болотистых берегов озера) позволила им сохранить с большей полнотой обычаи и язык бирманцев средневековья.
И тик-и так – танец («уточка») филиппинцев о-ва Себу.
Каван – медведь – созидатель мира в мифах семангов.
Ка-га-нга – письменность индонезийцев о-ва Суматра (название дано по трем первым графемам этой слоговой «азбуки», похожей на японскую кану).
Кадангиан – сословие богатеев у ифугао.
Камино модзи – так называемые священные письмена в древнеяпонской письменности.
Караанг напта- своеобразный «канон»; гадательная книга филиппинцев. Каравэйк – см. Гаруда.
Карго – (дословно: груз)-культ в Океании и островной части Юго-Восточной Азии – вера в возвращение «старшего брата» или предка, который прибудет с грузом ценных продуктов и товаров для своих бедных сородичей.
Карэй – отец Гром, обожествлен у селун, семангов, сакаев.
Катехисты – толкователи и чтецы катехизиса; первый ранг священнослужителей, не требовавший рукоположения. Набирались из местных жителей, которых колонизаторы не хотели посвящать в священники наравне с «белыми».
Кланг – субэтноним лао Кората (Таиланд), а также культовый музыкальный инструмент.
Куанг – сословие богатеев («богатый и влиятельный») у ряда народов Юго-Восточной Азии.
Куок нгу – латинизированный алфавит вьетнамцев, разработанный и приспособленный миссионерами для перевода Библии; позже уточнен и принят как письменность самими вьетнамцами.
Куп-куп – род серпа, резак, своеобразный скобель у мнонгов Вьетнама.
Кхэн – многоствольная свирель, «ручной орган» у тхай, мяо и других народов Индокитая. Подобно китайскому «шэну» имеет резонатор, у шэна трубки свирелей вставлены в резонатор, а у тай и тхай они проходят сквозь резонатор. Инструмент – непременный спутник весенних игрищ.
Лата – «растительность», синоним богатства и рождения (см. бхага)
Лин – сокращение магической формулы «приказываю бесам удалиться». Большие ромбы из плотной бумаги с иероглифом «лин» считались сильным оберегом от нападения нечисти.
Лемамбанг – титул священнослужителя, чаще женщины, «хранительницы преданий» и рассказчицы «сабака» – погребальной песни у даяков о-ва Калимантан.
Литании (лат.) – поминальные молитвы.
Локменг – фетиш – хранитель душ у горцев Восточного Индокитая.
Луань дао – бронзовый обрядовый нож для заклания жертвенных животных у древних китайцев; подвешенные к основанию его рукояти колокольцы своим звоном «призывали внимание» духов.
Льеу хань – «небесная защитница».
Майтрейя – «Будда будущего» (на яз. пали – Меттейя), в народном буддизме почитается как мессия.
Мананг – титул шамана.
Мангголь – цикл обрядов, связанных с выращиванием риса (в том числе гаруспикации по внутренностям жертвенных птиц).
Маро – благостные духи, защитники мира и спокойствия в общине у качинов; мстители за нарушение мира.
Маронг праан – дух леса, защитник животных у ламет Лаоса.
Ма эм – вредоносная магия, силы которой, по мнению тхай и тай Вьетнама, подвластны тайской аристократии.
Миракль – театрализованное культовое действо; представление с показом «чудес», совершаемых святыми и божествами.
Мнху – смычковый музыкальный инструмент.
Мокша – «освобождение» (высвобождение души от «сансары» – круга превращений).
Моми – обрядовые булочки особой формы у вьет.
Мбрин хур – смычковый музыкальный инструмент (скрипка типа миху), гриф которого украшен навершием в виде головы лошади.
Муонг ма – мир духов (или мир теней) в представлениях мыонгов о вселенной при горизонтальном ее членении.
Муонг мол – мир людей (или мир живых) у монгов.
Мушенг – Громовик, один из главных натов небес у качинов.
Мьитхои – вызыватель духов, посредник между духами и людьми у качинов.
Напта Лунарио – одна из двух канонических книг у астрологов-филиппинцев.
Нджау – шаман-профессионал у мнонгов Вьетнама.
Но-ныонг – скульптурное изображение фаллического и ктеического органов
(чаже в соединении их) у вьетов.
Неак-та – дух-хранитель домашнего очага (и природы) у кхмеров.
Нумшан – священная предхрамовая площадь у качинов.
Обо – пирамидальная куча камней (и холм, гора), оставленных как «заменитель» части своей сущности паломниками на перевале.
Ом – начальный слог ряда магических формул (наиболее популярна формула-оберег: «Ом мани! Паме хум») у тибетцев, монголов и других народов.
Онгон – дух (божество), обитающий в лекане. В этнографии принят как термин для обозначения духа, отделяемого от обиталища его.
Пади пун – кустик отборного риса (индонез.), освящаемого Пуланг Ганой. Падри (педери)-хаджи, т. е. совершившие хадж к Каабе (индонез.).
Пази – обрядовый бронзовый барабан у кая Бирмы.
Панова флейта (ручной орган) – инструмент из набора свирелей, пропущенных сквозь резонатор (кхэн у мео).
Папан тулис – резные доски, планки с мнемо технически ми знаками у даяков, Папан тураи – резные доски с мнемотехническими знаками у даяков.
Парвати – одно из имен Дурги (инд.).
Пенишитатахо – наименование шамана или шаманки, прошедших курс специальной подготовки у бунунов о. Лусон (Филиппины).
Паток – танец «полет уток» женских ансамблей на Филиппинах.
Пемали – серия табу (запретов) из боязни обидеть душу риса (индонез.)
Потлач – раздаривание имущества семьи во время обряда «большой жерт вы»: способ «принудительного уравнения» богатеющих семей в родовой общине.
Пракрити – материальная субстанция, первоисточник всех природных объектов.
Пра Эйсор – кхмерская огласовка имени Шри Шивы.
Пу виссант – отец-наставник, титул главы общины лао Кората.
Пукам – Паганская (Центральнобирманская) школа и ветвь буддизма Тхе раваддинов.
Пуланг-Гана – один из главнейших божеств даяков, божество удачи, около
земного пространства, плодородия.
Пуруша – духовная субстанция в индийской философии.
Пхи – духи всего сущего у тайских народов.
Раньяи – ковчежек на алтаре у ибанов, куда помещают на «лечение» кустики риса (пади пун) с молением к Пуланг-Гане.
Раху и Кэту – «поглотители» луны, дополнительные «дни» к семидневной неделе у мямма: под знаком Кэту идет восьмой день – воскресное утро, а под знаком Раху – вечер среды.
Реинкарнация – «присущая» по представлениям верующих тотемистов способность превращаться в тотемное животное или растение их братско-сестринского рода (и умение снова вернуть себе облик людей).
Рноом – распорядитель в ходе обряда у мнонгов Вьетнама.
Сабак – песнь «проводов души» к обители предков у даяков.
Сала – дом путника (изначально сень священного дерева) при общинных домах или монастырях.
Сангха – группа верующих; у буддистов также общее и локальное их объединение (например сангха всего Таиланда).
Саньсяньцзы – «трехструнник» – щипковый музыкальный инструмент (яп.- сямлсэн).
Сансара – странствование (бесконечный круг превращений, возрождений) в «воздаяние за дела» в предыдущей жизни у индуистов.
Сеоу – подносик для жертв духу леса после удачной охоты у ламет.
Сыль зиенг – дух дома (чаще всего дух усопшего главы семьи) у синьмун.
Сыль га – злобный дух человека, погибшего «не своей смертью».
Скор арак – культовый барабан кхмеров с декой из кожи питона.
Сонгкран – праздник огней в Таиланде (по рекам пускают лодочки с зажженной свечкой).
Стикс – одна из семи рек «страны теней» у греков античности.
Сэвойть – культовый музыкальный инструмент ламет из одной бамбуковой трубки. Служит для «отпугивания» душ добытых зверей.
Табут – лестница или носилки для переноса тела усопшего к -могиле у мусульман.
Тай кун – почетный титул неба у вьет, хань и др.
Таке-тонпо – селение бунун Филиппин – «шаманский центр».
Талео – знак запрета – плетеный треугольник или восьмигранник; вывешивается у дорог, лестницы дома (если путь запрещен).
Тантра – обряд или канон тантристов.
Тарни (дарани) – магические слова или формулы, оберегающие или наделенные способностью «добыть желаемое» (как фетиш).
Тахэум – священный жук у селун, приносящий «самородную землю».
Танисахван – шаманы, получившие свой дар по наитию или по «подсказке волшебных помощников».
Токо – японский воздушный змей, используемый в прошлом как обрядовый.
Тьак – злобный «пожиратель душ», чаще всего обитатель неба у мнонгов.
Тьен – фигурная обрядовая свеча у кхмеров.
Тьро-вэры – триумвират «священных людей» в общине мнонгов Вьетнама; в недавнем прошлом руководители обрядности и всей жизни общины.
Тяолушан – танцы под луной – обрядовые состязания и развлечения в период предбрачных встреч молодежи у мяо, яо и других народов.
Тяохуа – досл, танец цветов – то же, что тяолушан.
Тяоюэ – см. тяолушан.
Ума Пхоковатэй – богиня природы, кхмерская огласовка Парвати.
Уколеле- музыкальный инструмент (типа домры или мандолины).
Фынхуан (и Луаньдао) -мифическая птица.
Хабог – болезнь, наведенная духом или врагом.
Хадисы – своеобразные своды суждений пророка о делах мусульман, служат судебниками (суждения по аналогии).
Хайза – магический челнок – инструмент шаманского действа у бонтоков.
Хкинджаун – гадальщик и прорицатель, вторая фигура в иерархии священнослужителей у качинов.
Хари-Хара – «гибридное божество» в индуизме (Вишну-Шива).
Хи-вачжра – символ ктеического навершия к оружию божеств.
Хкуйрв – качинский выносной алтарь, на который помещаются трубочки – срезы бамбука – для временного пребывания души.
Холли – индийский народный праздник благодарения.
Хо ци – досл., полное слияние, один из элементов ктеичеокого обряда.
Хошаш -шаманка-наставница у бунун о. Лусон.
Хэхэ – скульптурное изображение пары мальчиков – символ пожелания рождения множества сыновей, мира и спокойствия в семье.
Хунь – душа-энергия, «духовная душа» в даосской философии.
Цю – «звонкий камень» (нефрит, обсидиан), из которого делались в древности и литофоны, и подвески к головному убору, и орудия труда.
Чжайва – хранитель преданий, исполнитель песни «проводов души» у Качинов.
Чинлон – ножной мяч: название игры и сам мяч, плетенный из ратана.
Чуринга – «гуделка», секретное приспособление австралийцев, использовавшееся при посвящении юношей во взрослые.
Шадип нат – божество земли, одно из самых главных в пантеоне качинов.
Шикхо – обрядовый поклон; у буддистов выражает уважение.
«Шицзин» – древнекитайский свод песен; широко известен во Вьетнаме.
Шлыафу – детская рубашка со знаками-оберегами у тхай и тай Вьетнама.
Шэн или кхэн – см. «панова флейта».
Энотеизм (генотеизм) – выделение главенствующего божества пантеона.
Эпоним – предок, по имени которого назван род.
Яомaлaн – пляски под луной (см. тяолушан).
<< К оглавлению: «Народные верования населения Индокитая» |