·······································

Буддистский монастырь Хаттикучи (Хаттикуччи, Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus 2013

Пещерные и скальные храмы и монастыри Шри Ланки

Древний буддистский монастырь Хаттхикуччи находится в 78 км к северо-западу от Курунегалы (в 52 км от Падении, перекрестка А10-А28) и в 38 км юго-западу от Анурадхапуры. Он расположен к северо-западу от Галгамувы (Galgamuwa) близ автодороги А28 и чтобы добраться до него со стороны Падении нужно проехать от Галгамувы по А28 около 7 км на север, затем свернуть налево (на запад) в поселке Mahagalkadawala на сельскую дорогу Mahagalkadawala-Warawewa Road и далее около 4 км двигаться по ней на запад до парковки, расположенной недалеко от археологического музея.

Хаттхикуччи считается одним из старейших монастырей Шри-Ланки – полагают, что он мог быть основан в 3 в. до н.э. по указанию самого Деванампия Тиссы.

Об истории монастыря практически ничего не известно и вся информация о нем основана на нескольких упоминаниях в сингальских хрониках и кратких наскальных надписях, найденных на его территории. Вероятнее всего он был обитаем до конца первого тысячелетия, а вопоследствии заброшен (как и многие подобные ему сооружения того времени) в период смут и интервенций, наступивший после упадка Анурадхапуры. Достоверно известно только то, что находящийся на территории комплекса небольшой скальный храм со статуей лежащего Будды, был восстановлен на средства местных жителей в 18 веке (период государства Канди).

Довольно долго точное название монастыря было неизвестно и он именовался Раджанганскими руинами (Rajangana ruins) по названию окружающей его местности. Официальное название «Хаттхикуччи» было установлено Департаментом археологии Шри Ланки в конце 70-х годов прошлого века после нахождения ланкийскими учеными древней наскальной надписи с названием монастыря. Тогда же было опубликовано общепринятое ныне утверждение, что именно этот монастырь упоминался в Махавамсе как место убежища и самопожертвования короля Сири Cангабо, который почитается буддистами Шри Ланки как бодхисатва.

Одним из популярнейших персонажей в истории Шри-Ланки является правивший всего три года (251-253 г.г. н.э.) король Сири Cангабо (Siri Sanghabo, Sri Sanghabodhi). Он прославился своими благочестивыми поступками и заботой о подданных, во имя благополучия которых он отрекся от престола и совершил самопожертвование. 

Предание гласит, что не желая кровопролития, Сири Cангабо не стал сопротивляться восставшему против него брату Готабхайе (Gothabhaya), а просто ушел из дворца и поселился как простой монах в лесном монастыре. Хотя бывший король ничем не угрожал узурпатору и не предъявлял претензий на престол, Готабхайя не мог чувствовать себя в безопасности, пока был жив свергнутый им законный и любимый народом правитель. Он объявил огромную награду, тому, кто принесет ему голову брата, в результате чего в стране было убито множество ни в чем не повинных людей, головы которых затем приносились во дворец для получения награды. 

Сири Cангабо, живший в уединении в лесном монастыре, узнал об этом от бедного крестьянина из соседней деревни, приносившему ему пищу. Известие о том, что множество людей гибнет из-за награды объявленной за его голову, потрясло бывшего короля. Он открылся крестьянину и попросил отрубить ему голову и отнести ее во дворец. Крестьянин в ужасе отказался, потому что убийство живого существа, а тем более монаха является самым тяжким кармическим грехом. Тогда Сири Cангабо сам отрубил себе голову и вручил ее крестьянину, чтобы тот отнес ее во дворец и получил королевскую награду.

До сделанного в Хаттхикуччи открытия долгое время традиционно считалось, что местом, где Сири Cангабо совершил самопожертвование, является известный своей библиотекой монастырь Эттангала (Attanagalla Raja Maha Viharaya), расположенный в 45 км к северо-западу от Коломбо (А1хB445 (Nittambuwa Junction) поворот направо на Veyangoda-Ruwanwella Rd. и примерно 7 км на юго-восток). Сюда пролегал паломнический маршрут, связанный с знаменитым событием, а дворе монастыря на невысокой пологой скале до сих пор находится скульптурная группа, изображающая крестьянина и короля Сири Cангабо, отсекающего себе голову.

***

От просторной парковки (Р – см. карту ниже), окруженной пустыми торговыми павильонами (работали только два), в сторону археологической зоны идет широкая грунтовая дорога дорога.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Рядом с выездом с парковки установлена табличка с названием объекта и указателем направления движения.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Примерно в ста метрах от парковки чуть в стороне от дороги располагается археологический музей (1), а влево мимо него уходит широкая тропа.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Это место является началом и окончанием кругового маршрута по Хаттхикуччи – широкой тропы вокруг небольшого скального холма с верхним пещерами и водоемом (17), при этом «правильным» полагается направление по часовой стрелке: от музея (1) в сторону таблички с описанием объекта (18), которая располагается у «официального» входа на территорию археологической зоны Хаттхикуччи.

Мы же пошли «неправильно», против часовой стрелки (от выхода к входу): прямо по дороге по направлению к северному пруду (2) (когда я планировал осмотр Хаттхикуччи, то по определенным причинам сразу выбрал это направление и до сих пор считаю, что не ошибся).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Через пару сотен метров от перекрестка дорога заканчивается и дальше путь продолжается по широкой утоптанной тропе.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Слева становится хорошо виден «центральный» скальный холм, склоны которого покрыты густой растительностью, а у подножья располагается небольшой «северный» пруд (2).

Немного вперед по ходу с правой стороны тропы у опушки леса находится «спина» выступающей из земли невысокой, длинной и пологой каменной скалы. На ее поверхности располагались какие-то деревянные строения, от которых сохранились вырубленные в камне пазы, предназначенные для установки вертикальных брусьев.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

В древности между скальной «спиной» и тропой располагалось какие-то монастырские здания (3), от которых сохранилась только  отдельные каменные брусья и каменные блоки, а так же входная лестница с истертым «лунным камнем» и фрагментом дверного проема.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Далее по ходу (метрах в тридцати от скальной «спины» и руин монастырских зданий) находятся расположенные рядом платформы  двух монастырских сооружений: справа – упосатхагхара (зал собраний, пали uposathaghara, синг. pohoyageya) (4), а слева – патимаге  (дома образа, пали patimageha, синг. pilimageya, pilimage) (5).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Упосатхагхара (зал собраний) располагался на сложенной из каменных блоков высокой прямоугольной платформе размером 18 м х 11.5 м. От самого строения уцелели только остатки каменных колонн, а вот украшенную каменной резьбой лестницу археологам удалось восстановить практически в первозданном виде.

У подножья лестницы уложен традиционный «лунный камень» (синг. sandakada pahana), а слева и справа от него находятся также традиционные для входов в сакральные буддистские сооружения Шри Ланки «охранные камни» (синг. mura gala, анг. guardstone) с изображениями нага-раджи (короля мифических змей, имеющих облик гигантской кобры). По верху и низу вертикальных поверхностях ступеней крыльца высечены узкие полосы орнаментов, а по краям и по центру располагаются изображения бахиравов, подпирающих ступени.

Бахиравы (синг. bahirava) – карлики класса якша (яккха) или второстепенных девата, выполняющие локальные охранные функции (считается, что они заимствованы из свиты Куберы).

Справа и слева лестница огорожена балюстрадами (синг. korawak gala) с перилами в виде мáкар (пали/санскр. mákara), извергающих из пастей потоки воды.

Мáкара – мифические чудовища составленное из частей тела различных животных. Праобразом макары вероятнее всего является крокодил. Изображения макары очень часто встречаются в культовых сооружениях Южной и Юго-Восточной Азии. В зависимости от конкретной страны и исторического периода макары несколько различаются своим видом и включенными в состав чудовища частями тела. В частности  ланкийская средневековая макара  имеет пасть крокодила, хобот слона, лапы льва, тело рыбы и хвост павлина.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Метрах в десяти слева от упосатхагары находится высокая платформа размером 26 м х 18 м, на которой находился патимаге (дом образа) (5).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

На верх главной платформы ведет каменная лестница, выполненная в традиционном стиле («лунный камень», «охранные камни», балюстрады),  но без рельефных изображений.

Справа от лестницы находится квадратная каменная емкость для омовения ног, а у верхнего окончания балюстрад на невысоких постаментах установлены квадратные каменные плиты с высеченным на них изображением лотоса.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

На основной платформе ближе к ее северному краю находится еще одна платформа меньшей высоты, на которой и было расположен само здание дома образа. На эту платформу можно подняться по двум коротким лестницам (см. левое фото): южной (на переднем плане) и восточной (на дальнем плане в левом углу), традиционные элементы которых так же не имеют рельефных изображений.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Дом образа был расположен ближе к северной стороне малой платформы и представлял собой квадратное в плане святилище с круговым коридором-обходом и небольшим вестибюлем, перед входом в который уложен неплохо сохранившийся до наших дней «лунный камень».

Центром святилища является большая каменная плита. К какому периоду она относится и что располагалось на ней в древности – неизвестно, т.к. традиция поклонения изваяниям Будды начала приобретать популярность только со 2-го века н.э. (до этого в течении нескольких веков буддисты почитали аниконические образы, связанные с Учением и Учителем: изображения пустого трона, дерева Бодхи, отпечатка стопы, колеса дхармы и т.п.).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

На фото ниже: слева – остатки колонн входного вестибюля и «лунный камень», справа – вид с платформы дома образа на входную лестницу упосатхагары  (зала собраний). На левом фото на дальнем плане видна нижняя часть скалы Хаттхикуччи.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Рядом с домом образа (метрах в десяти к югу) высится скала Хаттхикуччи (6), которая и дала название всему монастырскому комплексу. На поверхности скалы высечено несколько десятков датируемых от 1-го века до н.э. до 5-го века. н.э. коротких надписей, некоторые из которых хорошо видны на ее нижней части. Среди этих надписей и было обнаружено упоминание названия данного монастыря как «Hatthikuchchi Vihara».

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

«Hatthikuchchi» дословно переводится как «Слоновье брюхо» (пали: hatthi – слон + kuchchi – живот, брюхо). Если смотреть на скалу с юго-востока, то при некотором воображении можно увидеть склонившегося на колени слона.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

С южной стороны скалу огибает тропа, по которой можно пройти к обратной (западной), более пологой стороне скалы и оттуда подняться на ее вершину.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Слева от тропы видны руины госпиталя (синг. vedahala) (7),  расположенные между скалой (6) и Южным прудом (8).

Тропа заканчивается перед сложенной из каменных блоков лестницей, рядом с которой находится плохо сохранившийся «охранный камень».

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Далее путь продолжается по ступенькам вырубленным непосредственно в скальной поверхности. Рядом с лестницей разбросано множество остатков каменных колонн и обработанных каменных блоков, а на поверхности скалы можно видеть различные следы ручной обработки. Все это говорит о том, что с западной стороны скалы Хаттхикуччи помимо пещерных убежищ также располагались разнообразные монастырские строения.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Лестница заканчивается на широкой каменной «спине», откуда открывается прекрасный вид на соседние скальные холмы.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Далее тропа поворачивает направо и метров через тридцать заканчивается у западного края скалы Хаттхикуччи.

Слева от тропы располагаются огромные округлые валуны, в нижней части которых вырублены скальные ниши. Здесь располагались древние пещерные убежища, в которых в уединении медитировали монахи.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Чтобы забраться на вершину скалы Хаттхикуччи надо воспользоваться вырубленной прямо в скале крутой и довольно неудобной лестницей.

Главное неудобство заключается в том, что лестница начинается не сразу от поверхности земли и чтобы забраться на первую ступеньку надо иметь подходящую обувь и свободные руки. Кроме того каменные ступени несколько покатые, не очень глубокие и (как и вся скала) покрыты лишайником (это в общем-то не имеет значения в сухую погоду, но во время дождя или даже тумана они наверняка очень скользкие). 

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Вершина скалы представляет собой довольно просторную, слегка выпуклую площадку, на которой в древности размещалась монашеская кути (пали kuti) – небольшое уединенное строение, убежище для медитаций и долгих затворов.

Кути возвышалась прямо по центру скалы (сохранились четыре хорошо обработанных паза, которые служили для установки вертикальных стоек каркаса строения – см. фото ниже), а за ее стенами на правом (южном) конце площадки находилось отхожее место – вырубленное в каменной поверхности округлое углубление с уходящей за край скалы сливной канавкой (на левом фото – в правом верхнем углу на дальнем плане).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

С вершины Хаттхикуччи открывается прекрасный обзор почти на весь древний монастырь и его окрестности.

Прямо (на восток) хорошо видны руины дома дерева Бодхи (10), круглого дома реликвий (11) и «круглого здания» (12).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Вправо (на юг) открывается вид на расположенные у подножья скалы Хаттхикуччи руины госпиталя (7) и «Балансирующую скалу» (9).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

***

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Спустились вниз тем же путем, что и поднимались на скалу.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Сразу справа от тропы (метрах в пятнадцати к югу от основания скалы) располагаются руины монастырского госпиталя (синг. vedahala) (7). На его территории можно увидеть остатки каменной купальни, которая заполнялась горячей водой для медицинских процедур (пали jantaghara), а так же ручных мельничек для измельчения лекарственных ингредиентов (они представляли собой полукруглые каменные чаши с жерновами).

Сразу за госпиталем находится южный пруд, с берега которого хорошо видна «Балансирующая скала» (Balancing Rock) (9).

Для того, чтобы добраться до скалы, надо по тропе обойти пруд с правой стороны и двигаться на юго-запад 180-200 м (я не ходил – попросту заленился). На приведенной выше карте местоположение скалы указано не совсем точно – на самом деле она располагается чуть юго-западнее.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Метрах в пятидесяти к востоку от южного пруда и госпиталя с севера на юг протянулась невысокая подпорная стенка с традиционной лестницей из трех ступеней (левое фото ниже), образующая террасу высотой около полуметра.

За ней на ровной площадки расположены руины трех объектов: бодхигхара (дом дерева Бодхи, пали bodhighara, синг. bo-ge, bo-geha) (10), вата-да-ге (круглый дом реликвий, пали vattadhatughara, синг. vata-da-ge) (11) и круглого (или овального) здания неизвестного назначения (12).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Бодхигхара расположен на квадратной платформе, огороженной невысоким кирпичным парапетом, в котором с четырех сторон (по четырем главным сторонам света) сделаны проходы, а перед каждым проходом уложен простой (без каменной резьбы) «лунный камень».

По центру платформы находится обращенный открытой частью на восток П-образный (полый внутри) постамент из кирпича, внутренняя поверхность которого имеет подковообразную форму. В древности центральная часть этого постамента была заполнена землей и именно здесь росло дерево Бодхи.

С восточной стороны от дерева Бодхи расположен «алмазный трон» – ваджрасана (пали/санскр. vajrasana). Он представляет собой плоскую каменную плиту на невысоком кирпичном пьедестале и символизирует место Просветления (Будда Гаутама достиг Просветления сидя спиной к Дереву Бодхи и обратившись лицом на восток).

В раннем буддизме самому Будде и его изображениям (согласно его же завету) не поклонялись, а почитали Дхамму – его Учение и память он нем как об Учителе (антропоморфные изображения Будды стали появляться только через пять столетий после его ухода в махапаринирвану). Поэтому расположенный перед деревом Бодхи ваджрасана долгое время был одним из главных мест проведения буддистских повседневных и праздничных ритуалов (подношение фруктов, цветов и благовоний, чтение сутт и т.п.).

С остальных сторон (юг, запад и север) вокруг постамента дерева Бодхи также располагаются кирпичные облицованные камнем пьедесталы. На сверном (справа от ваджрасаны) уложена каменная плита с изображением отпечатка стоп Будды –  Шри пада (пали Sri pada,  синг. Sri Pathula). Южный пьедестал пустой, а на западном находится часть какой-то каменной плиты (возможно тоже стола для подношений).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Недалеко от бодхигхары посреди лужайки лежит небольшая каменная плита неизвестного происхождения, которая очень похожа на питху – постамент шивалингама (сам находившийся в центре лингам не уцелел – осталась только часть обвивавшей его змеи).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Справа (к югу) от бодхигхары по другую сторону тропы располагаются руины неизвестного здания округлой формы, от которого сохранились только часть кирпичного фундамента и остатки каменных колонн (12).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Почти к вплотную к дому дерева Бодхи (метрах в пяти на восток) находится круглый дом реликвий – вата-да-ге (11).

Вата-да-ге располагается по центру высокой квадратной платформы размером примерно 18 х 18 метров. На верх платформы ведут четыре каменные лестницы с простыми (без рельефных изображений) «лунными камнями», «охранными камнями» и балюстрадами. У южной и восточной лестниц частично восстановлены входные тамбуры, сложенные из найденных при раскопках профилированных вертикальных и горизонтальных каменных балок.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

В центре вата-да-ге находятся остатки небольшой ступы, вокруг которой концентрическими кругами располагаются три ряда колонн, служивших опорой крыше и образующих коридоры обходы вокруг ступы.

В древности над всем этим сооружением возвышалась деревянная крыша, состоящая из купола над ступой и примыкающих к нему скатов над концентрическими обходами. На фото ниже: макет одного из вата-да-ге в музее Анурадхапуры. Vatadage-(Anuradhapura-museum)

Вся горизонтальная поверхность платформы выложена хорошо подогнанными разноразмерными каменными плитами.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Круглое основание ступы сделано из камня (возможно, что только облицовано камнем), а тело (анда) сложено из обожженного кирпича. В древности ступа была покрыта штукатуркой и ее венчали хармика и зонт (см. макет выше), но ничего из этого до настоящего времени не уцелело.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Pages: 1 2

Web Analytics