<<К оглавлению Семека Е.С. «История буддизма на Цейлоне» | Следующий раздел>> |
Хроники упоминают «восемь предметов употребления» (аттхапариккхара), имевшихся у каждого монаха. Эти восемь предметов следующие: три части одежды монаха, кушак, бритва, игла, ситечко для воды и горшок для сбора подаяния. Это была единственная собственность, которую разрешали саманерам правила Винаи, она называлась «саманакапариккхара» (28).
Три части одежды монаха (тичивара) это: 1) нижняя рубашка (антаравасака), 2) верхняя рубашка (уттарасанга), 3) мантия (сангхати) (29).
Входя в город, деревню или дом, бхиккху должен был закрывать сангхати оба плеча, во время путешествия по безлюдным местам мог одно из них оставить открытым. Цвет одежды был желто-оранжевый.
Первоначально буддийские бхиккху должны были носить только лохмотья (памсукулачивара), т. е. подобие одежды, сшитое из лоскутов, выброшенных за ненадобностью (30).
Однако, согласно каноническим текстам, уже во времена Будды это правило было отменено и заменено рядом других.
По совету знаменитого врача Дживаки, Будда разрешил монахам принимать одежду от мирян. Ревностные миряне стали дарить монахам одежду, и те были названы Буддой «берущие одежду». Вслед за этим из среды монахов выделился так называемый принимающий одежду. Одежда скапливалась в монастырях, и, так как специального помещения для ее хранения не было, она истлевала или бывала съедена белыми муравьями и крысами.
Тогда Будда посоветовал монахам устроить в монастырях специальные склады для одежды (бхандагары) и назначить хранителя этих помещений (бхандагарику). Для того чтобы не возникали споры при распределении одежды, назначался специальный распределитель одежды (чиварабхаджака) (31).
В конце сезона дождей (октябрь – ноябрь) различные монашеские группы имели обыкновение устраивать «праздник с приглашениями» (паварана). На него приглашались миряне-буддисты, которые несли в подарок монахам то, что им было необходимо. По случаю этого праздника часто совершалась церемония катхина. Считалось, что она приносит большую заслугу. Она заклю чалась в том, что в течение одного дня одежда монаха должна была быть скроена, сшита и затем принесена в дар (32).
————————————————————————————————————————-
(28) Mhv., IV.26, ХХХ.37. О дарении монахам этих восьми предметов см.: Mhv., ХХ.24; XXVI.11; ХХХ.39; Clv., LI.25; LX.71; LXXX.21, 39, 41; LXXXVIII.52; LXXXIX.66; XCI.21; XCVII.8.
(29) Царь Вассабха дарил три части одежды всем монахам сангхи Цейлона каждые три года (Mhv., XXXV.77). То же делали цари Силакала (Clv., XLI.29), Аггабодхи I (Clv., XLII.20) и др.
(30) См. Mhvg., стр. 337 и след.
(31) W. Rahula, History of Buddhism in Ceylon, стр. 153-154. Функции берущих одежду, принимающих и распределяющих ее представляют интерес с точки зрения общего механизма дарения в цейлонском обществе (см. гл. II).
(32) Хроники сообщают о часто совершавшихся церемониях катхина (см.: Clv., XLIV.48; LXXXV.99, 102; LXXXVI.47; XCI.33-34; С. 132). Подробно о церемонии kathina см. Н. Неrtеl, Karmava-саnа, стр. 138 и след.
————————————————————————————————————————-