shus 2009
Одним из трех самых известных центров архитектуры «эпохи строителей храмов» (два других: Ангкор в Камбодже и Баган в Мьянме) является долина Кеду на юге центральной части о. Явы в Индонезии, на территории которой в средние века находилось царство Матарам.
На западе и востоке его границы примерно соответствовали границам современного округа Джогьякарта, а на севере простирались до плата Дьенг.
Эта местность, образованная долинами и междуречьем р. Прого и р. Опак и возвышающимися над ними вулканами: Сумбинг и Синдоро – к северо-западу, Мерапи и Мербабу – к северо-востоку от Джогьякарты, уникальна своими вулканическими почвами и изобилием водных ресурсов.
Плодородие земли и изобилие воды, позволяющее выращивать рис в избыточных количествах, является главным объяснением причины появления в центре острова Ява, вдали от основных торговых путей мощного феодального государства аграрного типа – царства Матарам, конкурировавшего за власть в регионе с великой Шривиджаей, и создавшего за короткий срок такие грандиозные памятники мировой архитектуры, как Боробудур и Прамбанан.
Государство Матарам было основанно шивистской династией Санджайя (732-928 г.г.), которое в на период с 752 г. по 832 г. лишились контроля над частью своей территории и само находилось в вассальной зависимости от сильной шривиджайской династии Шайлендра, являющейся приверженцами буддизма махаянистской традиции.
В 929 столица Санджайя по неизвестной причине была перенесена на Восточную Яву и оставленная властителями и людьми долина Кеду пришла в упадок.
С этого года начинается новая страница истории государства Матарам – предшественника великого Маджапахита, но связанная уже не с Центральной, а с Восточной Явой.
Чуть позже начинает свой отсчет и новая синкретическая религия – шивабуддизм, почти полностью исчезнувшая на Яве под натиском ислама, но в своей основе сохранившаяся до нашего времени на о. Бали (т.н. «балийский индуизм» – Агама Хинду Дхарма).
Существует много гипотез причины внезапного перемещения государства на Восточную Яву (эпидемия, землетрясение, извержение вулкана и пр.), но ни какими достоверными данными на этот счет ученые в настоящее время не располагают.
Каждая из правящих династий Матарама оставила после себя в долине Кеду грандиозные и величественные культовые сооружения.
Ничего подобного по масштабам и величию на территории Индонезии не сооружалось – ни до этого времени, ни после него.
Самыми выдающимися памятниками династии Санджайя являются группа индуистских храмов на плате Дьенг и грандиозный шиваитский храмовый комплекс в Прамбанане, называемый в настоящее время Лара Джонгранг.
В период правления царя Индры (782 – 812 г.г.) из династии Шайлендра были сооружены чанди Мендут и Павон и воздвигнут грандиозный храмовый комплекс – знаменитый Боробудур.
Подавляющее большинство яванских храмов (вне зависимости от их принадлежности к буддизму или индуизму) традиционно назывются «чанди». Это название – более позднее, в древних текстах оно не встречается. Происходит от одного из имен богини Дурги, супруги Шивы, выступающей в качестве богини смерти, по-индонезийски «Чандика». Чанди почти всегда связаны с царскими погребальными культами.
Кроме упомянутых памятников архитектуры к настоящему времени изучено, восстановлено и открыто для посещения еще довольно объектов культурного наследия эпохи Матарама.
Некоторые из них известны с 19-го века, а некоторые открыты совсем недавно, как чанди Самбисари, обнаруженный в 1966 г. при проведении земляных работ.
Боробудур, Павон и Мендут
Во времена Шайлендров Боробудур входил в комплекс храмов, построенных у слияния рек Эло и Прого , которые, как считается, символизировали две главные священные реки индуизма Ганг и Джамну (Ямуну).
Долина Кеду, где находится Борободур, в те времена была местом почитания святилищ, связанных с царской властью и царскими культами.
Самые крупные из дошедших до нас памятников долины Кеду являются Боробудур, чанди Мендут и чанди Павон.
Проводивший первую капитальную реставрацию Борободура 1907-1911 г.г., крупнейший голландский исследователь индонезийской архитектуры Теодор ван Эрп, первым предположил, что когда-то от восточного входа в в Боробудур шла большая дорога до Мендута, которая проходила через Павон и была на всем протяжении украшена стенами с многочисленными башнями, нишами и скульптурами.
Ван Эрп первым определил точную ориентацию всех трех памятников, установив телескоп на вершине Боробудура.
Было выдвинуто предположение, что весь этот комплекс символизирует идею пути (дхармы), ведущего от нынешней жизни к состоянию Будды.
На этом пути Мендут являлся символом подготовительной стадии.
Павон же представлял последнюю мирскую ступень (связанную с кремацией тела) и открывающую путь к Боробудуру, символизирующему последовательность шагов по дальнейшему воплощению в бодхисатву.
В настоящее время эта гипотеза является наиболее распространенной, несмотря на немногочисленность археологических находок подтверждающих ее.
1. Чанди Мендут
Чанди Мендут находится в 38 км от Джогьякарты и в 3-х км от Боробудура.
Считается, что чанди Мендут возведен царем Индрой – первым из династии Шайлендеров.
Чанди Мендут был обнаружен в 1838 году. До 1863 года памятник представлял собой как бы естественный, заросший растительностью холм.
Первые реставрации проводились в конце 19-го начале 20-го века .
Планировка чанди Мендут достаточно традиционна : собственно храм — целла (внутреннее помещение, где находится фигура божества) с небольшим портиком и трехступенчатой кровлей и высокий постамент с обходом вокруг храма, имеющий ширину, достаточную для ритуальной процессии.
Три выступа постамента примерно одинаковой ширины, а четвертый, с лестницей – значительно шире.
Стена постамента разделена пилястрами на ячейки, где расположены декоративные и сюжетные рельефы с изображением джатак (буддистских притчей).
В настоящем виде кровля памятника плоская, но можно с уверенностью предполагать, что, как и на других индонезийских чанди, на вершине Мендута была большая башня, окруженная восьмью, шестнадцатью и двадцатью четырьмя меньшими башенками, расположенными, соответственно, по трем ярусам кровли.
Рельефы целлы Мендута сохранились достаточно хорошо. На ее настенных наружных рельефах изображены бодхисатвы и богини тары (женские ипостаси бодхисаттв).
На внутренних полуразрушенных стенах портика так же расположены рельефы, на которых слева изображена богиня Харити, а справа – бог богатства Кубера.
В самой целле чанди Мендут находятся три статуи: по центру – Будда Гаутама, слева бодхисатва Авалакитешвара, справа – неидентифицированный бодхисатва (есть предположение, что это Ваджрапани).
Самым необычным или скорее непривычным является то, что Будда Шакьямуни сидит в так называемой «европейской» или «царской» позе: с обеими опущенными на лотосовую подставку ногами и широко разведенными коленями, без каких-либо признаков одежды. Бодхисаттвы сидят в традиционных позах: с одной подвернутой под себя и одной опущенной ногой.
В традиционной иконографии буддизма изображения части тела, относящейся к половым органам, всегда скрыто или позой (асаной) или складками одежды (стоящий или лежащий Будда) . Поэтому такое изображение Будды для последователей канонического буддизма вероятно является несколько шокирующим.
На оффсайте Мендута эта ситуация не обойдена вниманием: присутствует политкорректное замечание «uncommon but not unknown» – «поза необычная, но не неизвестная».
2. Чанди Павон
Как уже говорилось между Мендутом и Боробудуром находится небольшой чанди Павон: на расстоянии примерно 1150 метров от Мендута и 1750 метров от Боробудура.
Небольшие размеры Павона делают его похожим на мемориальный памятник, что в принципе и соответствует его назначению во всем комплексе.
Когда храм был обнаружен, он находился в исключительно плохой сохранности, фактически разбитым на куски.
Части архитектуры и рельефов удалось собрать и реставрировать в 1903 году, но в целом памятник был восстановлен до нынешнего вида только недавно. По сути это реставрационной макет.
Тематика декоративных рельефов Павона: «небесное дерево», сосуды с дарами, бородатые карлики, высыпающие из коробок ожерелья, кольца и драгоценности объясняется тем, что этот чанди посвящен богу богатства Кубере, изображаемому обычно перед входом в храмы.
Эта точка зрения сейчас является общепринятой.
3. Боробудур
Боробудур – это безусловно самое необычное гигантское культовое сооружение Юго-Восточной Азии, которому нет аналогов ни в Индонезии, ни в других странах.
У Боробудура нет замкнутого внутреннего пространства со святилищем, посвященным каким-либо богам, поэтому название «храм» к Борободуру применяется достаточно условно, исходя из общепринятой традиции называть так крупные культовые сооружения.
Другим общеупотребительным термином определения вида Боробудура, как культового сооружения, является «ступа» из-за внешней похожести на ступы, особенно Шри Ланки и Мьянмы.
Но у Боробудура абсолютно точно отсутствует реликварий – хранилище священных реликвий, которое обязательно размещается в основании ступы при ее сооружении (все сооружение полностью разбиралось при реставрации).
В других частях света такого вида сооружения так же называют «пирамидами», но к культовым объектам Юго-Восточной Азии такой термин не применяется.
В действительности, Боробудур – это гигантская трехмерная мандала – модель вселенной, построенная в соответствии с буддистской космологией и пантеоном и богато иллюстрированная в соответствии с религиозным каноном и традицией буддизма махаяны.
Можно сказать, что он является не имеющим аналогов гигантским наглядным учебно-практическим пособием для посвященных, воплощением в камне основ теории и религиозной практики махаяны.
Боробудур – это наверное единственное культовое сооружение такого размера, посвященное не каким-либо отдельным объектам религиозного поклонения, а целому религиозному учению.
Боробудур был возведен на естественном холме между 778 и 850 годами.
Высота Боробудура составляет 31.5 м. Его основание представляет собой квадрат со стороной 123 м на котором размещены восемь ярусов: пять нижних — квадратные, а три верхние — круглые.
На самом верхнем ярусе 72 малые колоколообразные башни в виде ступ расположены вокруг большой центральной.
Каждый из ярусов имеет обход, представляющий собой галерею – своеобразный коридор без крыши, который образуется стеной храма и балюстрадой с краю. Балюстрады каждого следующего яруса служат продолжением стены более нижнего яруса. Все стены галерей и балюстрады украшены прекрасными барельефами, общая площадь которых составляет около 2 500 кв.м.
С наружней стороны баллюстрад по всему фасаду сооружения тянутся бесконечные ряды полукруглых ниш с фигурами сидящих в них будд. Над стрельчатыми арками ниш ступенями поднимаются башенки разного размера, конфигурации и сочетания, образуя общее многоступенчатое, зубчатое и визулаьно очень сложное очертание ярусов храма.
Три верхних круглых яруса не имеют ни галерей, ни рельефов. Скульптуры будд скрыты под колоколообразными башнями с решетчатыми стенами и издалека не видны. Центральная башня, венчающая все сооружение – полая, с наглухо закрытым внутренним пространством – имеет форму колокола с кубическим навершием, над которым возвышается массивный шпиль.
Согласно оценке ученых для сооружения Боробудура потребовалось 55 тыс. куб. метров камня и приблизительно 15 тысяч рабочих-строителей, три тысячи каменотесов и столько же резчиков по камню.
Одним из принятых в научном мире переводов названия Боробудур является «Гора собрания добродетелей десяти ступеней бодхисатвы».
К 50-ым годам 20-го столетия эксперты ЮНЕСКО обследовали Боробудур и установили, что ему угрожает полное разрушение в результате действия грунтовых вод, оползней и последствий землетрясений.
Был создан международный фонд Борободура под эгидой ООН, в который вошли 28 стран.
Поскольку состояние Боробудура было действительно угрожаюшим, было выбрано решение полностью разобрать памятник, укрепить основание-холм, оснастить все дренажной системой и собрать заново.
Реставрационные работы проводились в течении 12 лет: с 1973 по 1984 года, общие затраты составили 50 млн. долларов.
Прамбанан
Небольшая долина Прамбанан, находящаяся примерно в сорока километрах к востоку от Боробудура, начинается у подножья вулкана Мерапи и спускается к югу вдоль левого берега реки Опак .
Здесь находится подавляющее большинство из ныне известных архитектурных памятников эпохи Матарам.
При этом в западной части долины строились в основном буддистские чанди, в восточной – индуистские.
На самом деле это разделение достаточно условно и не всегда соблюдается, но все же за ним стоит реальная история соперничества разных династий и разных религиозных систем.
С другой стороны, при определенных различиях в иконографии архитектурный стиль сооружений настолько схож, что неспециалисту практически невозможно отличить буддийский чанди от индуистского (за исключением наверное только храмового комплекса Лоро Джонггранг).
После того, как 1966 году в 8 км от Джогьякарты был обнаружен небольшой индуистский храм 10-го века Чанди Самбисари (Candi Sambisari), погребенный на пятиметровой глубине после извержения вулкана Мерапи в 11 веке, между учеными не утихает дисскусия: сколько же еще памятников архитектуры в Прамбанане может быть скрыто под мощным слоем вулканического пепла.
***
1. Храмовый комплекс Лоро Джонггранг
Гигантский индуистский храмовый комплекс Лоро Джонггранг расположен на совершенно плоской равнине в окружении редкой растительности и населенных пунктов. По этой причине в визуальном восприятии он проигрывает культовым сооружениям, построенным в гористо-холмистой местности.
Тем не менее, когда эта стройная и очень гармоничная каменная громадина впервые появляется перед взором, очень трудно сдержать эмоции.
Центром планировки всего комплекса является довольно большая площадь размером 110х110 м, на которой и размещены основные культовые сооружения.
Она окружена стеной, за которой ступенью ниже расположены четыре ряда маленьких чанди общим числом 224, так называемые «чанди превара» – «сторожевые» чанди. Распространена гипотеза, что четыре ряда «чанди превара» символизируют четыре касты.
Все эти сооружения окружены внешней стеной, квадрат которой повернут под углом к основному храмовому комплексу.
Главную композицию центральной площади образуют три храма, посвященных божественной Тримурти: по центру расположен главный храм Шивы (34х34 м, высота 47 м), слева от него –чанди Брахмы, справа – чанди Вишну, каждый из которых имеет размеры 20х20 м и высоту 23 м.
Напротив каждого из чанди Тримурти расположены три храма посвященные ваханам (ездовым животным) этих богов: лебедю Хамсе бога Брахмы, быку Нанди бога Шивы и человеку-птице Гаруде бога Вишну, размеры каждого из которых составляют 15х15 м при высоте 25 м.
Из трех статуй вахан сохранился только бык Нанди, целлы остальных двух чанди пусты.
На северном и южном краю площади (соответственно слева от храма Брахмы и справа от храма Вишну) находятся два чанди размером 13х13 м и высотой 22 м.
Здесь же на центральной площади находится еще несколько меньших по размеру сооружений и скульптур.
Со многими памятниками раннего средневековья в Индонезии связаны всевозможные народные предания и легенды, появившиеся спустя множество столетий, уже в эпоху мусульманского господства.
Со временем исчезли вместе с правителями и жрецами великие религии, которые никогда не были народными, а предназначались только для обожествления высших правителей и подтверждения божественного происхождения царской власти.
Но вместе с тем остались огромные мистические сооружения, украшенные скульптурами неизвестных сверхъестественных существ, и это требовало объяснения.
Так на месте религии родилась мифология, основанная опять же на индийских традиционных преданиях и местных древних верованиях.
В этих сказках присутствуют могучие цари, гиганты-дайнавы, демоны-ракшасы, злые волшебники и прекрасные принцессы. А действия разворачиваются в интерьерах древних храмов и дворцов: Боробудура, Севу, Рату Боко, Лоро Джонггранг и т.п.
Одной из таких легенд обязан своим названием индуистский храмовый комплекс посвященный индийской Троице – Тримурти и оставшийся в веках под названием Лоро Джонггранг.
****************************************************************************************************************
Лоро Джонггранг (Loro Jonggrang) – по-явански «стройная дева» (другие написания: Lara, Roro) – была дочерью царя гигантов Рату Боко (развалины дворца под названием Рату Боко находятся недалеко от Прамбанана).
В результате сложных сюжетных перепитий ее отец был лишен волшебной силы и убит сыновьями отшельника-мага Даммар Мопо.
Явившись победителям во дворец Рату Боко, сын отшельника Бондовосо увидел прекрасную Лоро Джонггранг, влюбился в нее и возжаждал взять принцессу в жены. Боясь навлечь на себя гнев отказом, Лоро Джонггранг согласилась стать его женой, но с условием, что в качестве свадебного подарка он должен за одну ночь соорудить шесть дворцов с шестью колодцами и тысячей статуй ее предков – прежних царей.
С помощью отца, брата и царя Пенггинга – инициатора убийства Рату Боко, Бондовосо удалось привлечь к выполнению этой задачи духа горы Сумбинг, который привел в действие всю свою подземную армию темных сил.
Всю ночь под землей со страшным шумом и грохотом, невидимые снаружи, силы зла рыли колодцы и сооружали храмы. Проснувшаяся от шума Лоро Джонггранг догадалась в чем дело и велела своим служанкам посыпать землю цветами и окропить благовониями над тем местом, где шум был наиболее сильным.
Для местных демонов это было тем же, чем для нашего черта ладан. В результате работа была прекращена в самом ее конце – на 999-ой статуе.
Здесь приведено «академическое» изложение эпизода. В версии легенды, распространенной на Интернет-ресурсах, этот эпизод излагается по-другому: Лара Джонггранг велела развести на востоке большой костер и темные силы, решив, что наступило утро, бросили работу. Вероятно это либо адаптация под западное восприятие, либо другой вариант легенды.
Явившийся по утру Бондовосо, обо всем догадался и со словами «Ты сама закончишь дело!» превратил Лоро Джонггранг в последнюю 1000-ую каменную статую, которая и сейчас находится в центральном чанди храмового комплекса.
****************************************************************************************************************
Про шесть храмов со статуями предков вроде бы все ясно (см. выше).
Статуя Лоро Джонггранг тоже идентифицирована- это грозная богиня Дурга, супруга Шивы, находящаяся в центральном чанди.
А как же шесть колодцев?
На самом деле их оказалось гораздо больше.
Под всеми чанди комплекса (даже под каждым из 224 «чанди превара») имеются погребальные камеры в виде колодцев. До нашего времени практически не осталось не разграбленных захоронений, однако все же под главным храмом Шивы в колодце на глубине около шести метров была найдена урна с пеплом, землей и слитками золота. Около урны были обнаружены жертвенные предметы:слитки меди, монеты, раковины и пр.
Таким образом чанди Лоро Джонггранг оказался реальным, а не легендарным погребальным комплексом.
Реальной оказалась и другая деталь легенды: оказалось, что статуи, стоящие над погребальными колодцами, действительно олицетворяют умерших.
Есть предположение, что под статуей Шивы находился прах умершего правителя – махараджа Каюванги (856-882 г. г.), которому и посвящен весь комплекс.
По бокам от него вероятно захоронены члены правящего дома, в остальных чанди на центральной площади – ближайшие родственники и приближенные. Все остальные 224 маленькие чанди возможно принадлежали знатным родам.
Такого рода погребения ранее Лоро Джонггранг не зафиксированы.
Так в течении столетий в царстве Матарам за декорациями буддистских и индуистских форм и атрибутики, сохранялся и развивался древний культ предков, превратившийся со временем в культ обожествления правителя.
2. Чанди Севу
Храмовый комплекс Чанди Севу построен в самом конце 8-го столетия. Он расположен в 800 метрах к северу от Прамбанан и старше него на несколько десятков лет. Cамо слово «Севу» означает «тысяча» (в смысле тысяча храмов). Это название связано с легендой о Лоро Джонггранг (см. выше).
Фактически это второе по размеру буддистское культовое сооружение в Индонезии после Боробудура.
На основании надписи, найденной на территории комплекса во время реставрационных работ , было установлено, что храм был посвящен одному из наиболее значимых бодхисатв махаяны Манджушри.
Чанди Севу имеет размер 185х165 м и состоит из четырех рядов маленьких чанди, обрамляющих центральный храм. Между вторым и третьим рядами расположены еще восемь уже достаточно больших «сторожевых» чанди (Candi Perwara) – по два к каждой стороне света.
Главный храм высотой 30 м сооружен на трехметровом цоколе и окружен стеной. Чанди имеет крестообразную планировку около 30 м в диаметре с четырьмя лестницами к каждой стороне света.
У входа в храм установлены хорошо сохранившиеся статуи стражников-дварапал, своеобразная визитная карточка Чанди Севу.
Храмовый комплекс был очень сильно разрушен и восстановлен сейчас только частично.
Чанди Севу уже много лет находится в постоянной реконструкции и доступ во внутренние помещения главного храма закрыт.
Полностью восстановлен и доступен для осмотра один из «сторожевых» чанди.
***
3. Вместо послесловия
Нам не удалось достаточно хорошо осмотреть ни Лоро Джонггранг, ни Чанди Севу. Из-реставрационных работ были закрыты для доступа практически все основные чанди. Большая часть сооружений в строительных лесах и их невозможно ни рассмотреть, ни сфотографировать. Наверное так выглядел Боробудур в течении многих лет реставрации. Думается, что во всей красе эти памятники можно будет увидеть только через несколько лет.