shus 2010
Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии
Общая информация
В северной части плато Декан с запада на восток (от Западных Гхатов в сторону центра плоскогорья) тянется невысокая горная гряда Индхядри (Indhyadri), являющаяся водоразделом между впадающей в Камбейский залив на западе рекой Тапти и текущей на восток рекой Годавари.
В скальных обрывах узких, заросших джунглями речных долин, прорезающих южные склоны Индхядри, на расстоянии около девяноста километров друг от друга находятся два пещерных буддистских монастыря: древняя Питалкхора и грандиозная Аджанта.
Питалкхора расположена примерно в 50 км к северо-западу от Эллоры – самого знаменитого пещерного комплекса Индии. Чтобы добраться до нее надо вернуться от Эллоры обратно на NH 211, километров через 40 (около 7 км после райцентра Kannad) повернуть налево (на запад) на дорогу к деревне Амба (Amba) и проехать по ней около 10 км до парковки над узкой речной долиной, в которой и находится Питалкхора.
Самые ранние пещеры Пилкхоры считаются древнейшими пещерными буддистскими сооружениями Индии и датируются (по найденным настенным надписям) 250 г. до н.э. – временами расцвета империи великого Ашоки, охватывавшей практически всю территорию современной Индии.
Несмотря на это, в соответствии с текстами обнаруженных надписей, Питалкхору принято связывать с ранним периодом правления династии Сатавахана, бывшими в те времена еще не великими правителями, а вассалами Ашоки и владевшими территорией, на которой находился этот монастырский комплекс (Питалкхора расположена примерно в 130 км к северу от Пратиштханы (Pratishthana, современный Paithan, 5о км к югу от Аурангабада) – древней столицы Сатаваханов) .
Все пещеры комплекса выполнены в раннем буддистском стиле и в них полностью отсутствуют часто встречающиеся в таких монастырях скульптурные изображения более поздних периодов, относящихся к буддизму махаяны. Но следы присутствия этой буддистской традиции в Питалкхоре все же есть. Это прекрасные фрески 3-4 в.в. н.э. выполненные в той же манере (и как полагают теми же мастерами), что и знаменитые фрески Аджанты.
Пещеры и долина
Дорога к Питалкхоре заканчивается обустроенной парковкой, от которой вниз к речной долине ведет капитальная лестница, выглядящая очень внушительно даже на спутниковых снимках.
Питалкхора не относится к «Ticketed monuments of ASI», поэтому вход на территорию и в пещеры бесплатный.
Наш водитель (второй порядочный водила за все путешествие по Индии) проводил нас до середины лестницы, показал сверху где находятся пещеры и с надеждой в голосе вежливо спросил, нужна ли еще его помощь. Я благодушно отправил его обратно к машине и только на обратном пути, упираясь по жаре в долгий подъем по длиннющей и крутой лестнице с разномастными ступеньками сделанными «не под шаг», понял, почему этот всегда вежливый и предупредительный человек так отлынивал от спуска вниз.
Пещеры Питалкхоры расположены на обеих берегах узкой скалистой речной долины.
Всего по нумерации ASI (Archaeological Survey of India – Археологическая служба Индии) в Питалкхоре четырнадцать пещер: группа I на правом берегу включает в себя десять пещер (с 1-ой по 9-тую и есть пещера 6А) и группа II на левом берегу состоит из четырех пещер.
Основные достопримечательности Питалкхоры расположены в первой группе, хотя запрятанные в густых зарослях пещеры второй группы тоже по своему интересны.
Со стороны верхней части долины пещеры отгорожены от внешнего мира высокими скалистыми обрывами и перегораживающим русло реки уступом с водопадом, поэтому, чтобы добраться до них, надо перейти скальное русло речки выше водопада, а за тем продолжить путь по левому берегу к пещерам II-ой группы или вернуться на правый берег к пещерам I-ой группы по мостику, расположенному уже ниже водопада.
Снизу же долины по левому берегу к пещерам ведет широкая тропа, по которой местные даже ездят на мотоциклах.
Кстати, в период муссонов Питалкхора официально закрыта для посещения, т.к. места переходов становятся непроходимым и просто опасными из-за высокой воды.
Лестница заканчивается на берегу скального русла, по которому в сухой сезон бежит небольшой узкий ручеек, падающий вниз в нескольких метрах от перехода в виде небольшого водопада.
Очень интересной особенностью долины Питалкхоры является то, что на довольно значительном протяжении русло реки представляет собой гладкий, отполированный водой каменный желоб.
Выше перехода в базальтовом дне русла реки видна цепочка рукотворных углублений. Вероятно это пазы, в которые в древние времена были установлены деревянные опоры моста.
Еще выше по течению (на фото – перед уступом, перегораживающим русло реки) находится небольшой водоем-бассейн, который обитатели монастыря использовали для купания и стирки. Вероятно, что он тоже частично рукотворный, как и карниз ведущий к нему по правому берегу.
Мы туда не поднимались, но на фото какого-то краеведа вблизи он выглядит вот так:
После верхнего перехода через русло реки еще одна лестница спускается к началу мостика, сооруженного ASI ниже водопада.
***
На правом берегу мостик заканчивается на широкой площадке – прямо перед руинами пещеры N 1.
Во время нашего посещения Питалкхоры там трудилась экспедиция ASI (Археологической службы Индии), которая осуществляла химическую консервацию и восстановление ряда объектов. Из-за этого мы не посмотрели главную вихару (пещеру N 4) и слоновью галерею перед ней – она попросту была накрыта желто-голубым тентом, под которым мужики прилаживали одному из слонов уже обработанную голову.
Руководитель группы оказался хорошим доброжелательным дядькой, который рассказал, что тут и как и что он уже 25 лет работает в таких вот экспедициях, а на прощание наговорил кучу комплиментов по поводу индийско-российской дружбы, при чем было видно, что все это искренне.
Пещеры N 1 и N 2 были вихарами – жилым помещением с кельями для монахов.
Сейчас они почти полностью разрушены и издалека больше похожи на естественные каверны. Только по потолку, боковым стенам и незначительным остаткам внутренних конструкций можно определить, что это творение рук человеческих.
Слева от них находится главная достопримечательность Питалкхор – пещера N3, грандиозная чайьтья-гриха (зал общих собраний буддистских монахов) с обрушившимся фасадом.
Примерный размер обрушения можно определить по сохранившейся перед входом площадке, к которой от находящейся ниже тропы ведут две каменные лестницы.
На боковых стенках лестниц хорошо сохранились изображения подпирающих их якшей.
Внутри чайтья-гриха представляет собой огромное вытянутое апсидальное (с закругленной задней стенкой) помещение с потолком в виде полукруглого свода, переходящего в полукупол в задней части зала. Его глубина составляет 26 м, ширина – 11 м и высота – около 14 м.
Как и во всех сооружениях подобного рода, центральное пространство зала отделено от идущего по периметру коридора-обхода U-образным рядом колонн (всего их тут 37) .
Колонны этой чайтья-грихи простые, восьмиугольные, без базы и капители. Часть из них сохранилась и довольно хорошо, а часть заменена в процессе реставрации современными опорами.
Так же прекрасно сохранились дугообразные элементы в верхней части коридора-обхода, которые имитируют нервюры деревянных сооружений, служивших прототипом для пещерных храмов.
В конце зала соосно с полукуполом находятся остатки ступы (собственно чайтьи) – священного сооружения вокруг которого и организовано пространство зала.
Колонны и стена коридора-обхода чайтья-грихи были расписаны прекрасными фресками с буддистскими мотивами, многие из которых уцелели и находятся в хорошей сохранности. Они относятся к периоду Аджанты (2-3 в.в. н.э.) и выполнены, как считают ученые, теми же мастерами, которые расписывали Аджанту.
***
***
Находящаяся рядом вторая по значимости достопримечательность Питалкхоры – большая вихара в пещере N 4 с галереей слонов и украшенным входом с дварапалами – находилась на реставрации (хуже того – на химконсервации), поэтому ее и следующую ничем особенным не примечательную пещеру № 5 мы миновали по нижней тропинке.
Вероятно вихиры (пещеры N2 и N 4) и чайтья-гриха (пещера N3) составляли единый архитектурный ансамбль с богато украшенным, но ныне обрушенным фасадом (подобным тому, что сохранился в Бхадже, но гораздо большего размера).
Часть декоративных арок верхнего яруса фасада и сопутствующих элементов орнамента все же уцелели и их хороши видно с противоположного берега долины.
По их расположению и по аналогии с подобными сооружениями можно представить грандиозность и великолепие этого не сохранившегося до наших дней творения древних архитекторов и скульпторов.
В мирное время пещера N 5 выглядит так (когда мы там были специалисты ASI как раз прилаживали голову крайнему левому слону):
Пещера N6 (на фото слева) тоже является вихарой. Она частично разрушена, но некоторые элементы интерьера монашеских келий сохранились довольно хорошо.
***
Здесь имитация деревянных конструкций представлена не только высеченными из камня балками перекрытия и резными нервюрами, но и боковыми стенками лежанок, расположенных вдоль задней и боковых стенок.
Еще одна вихара – пещера N 7, во многом подобная пещере N 6 (на фото – справа по центру, слева -пещера N 8).
***
Здесь примерно такие же как и в пещере N 6 монашеские кельи с элементами декора в виде имитации деревянных конструкций.
Самым интересным в этой пещере является прекрасно сохранившийся потолок одного из помещений, повторяющий в камне сводчатый каркас перекрытия деревянных сооружений тех времен.
Пещера N 8 изрядно разрушена и ни чем особенным не примечательна (на фото ниже – вид от пещеры N 8 на долину).
Последней в группе I пещер Питалкхоры является пещера N 9 – большая вихара, относящаяся к более позднему периоду, чем предыдущие пещеры, которая состоит из центрального и боковых помещений.
***
Внутренний интерьер келий практически не сохранился: остались только верхние части перегородок. Зато прекрасно выглядит потолок центральной части зала и расположенный по периметру фриз с мотивом ведики (священной ограды).
Метров через двадцать после пещеры N 9 широкая расчищенная площадка, идущая вдоль пещер, заканчивается и начинается узкая лесная тропа.
Через несколько сот метров тропка спускается вниз к броду через речку.
В этом месте широкая укатанная мотоциклами нижняя тропа, идущая вдоль реки от пещер группы I, пересекает русло и уходит по левому берегу вниз в долину (вероятно к деревне).
Как выяснилось, в окрестных зарослях обитают серые лангуры, которые при нашем приближении без удовольствия покинули тропу и с достоинством удалились в заросли.
Серые лангуры (Langur Hanuman) в отличии от макак является вполне приличными обезьянами: к людям не агрессивны, в городах практически не живут и соответственно разбоем и кражами как макаки не промышляют. К тому же они очень почитаемы индуистами (видно даже по научному названию) и их панически боятся макаки. В Дели и других крупных городах лангуры охраняют от совсем зарвавшихся макак парламент, некоторые отели и прочие важные места (в том числе российское посольство).
На фото внизу: скальный желоб речного русла.
Вернувшись обратно к мосту, мы перешли по нему обратно на левый берег и по узкой тропинке, идущей через заросли вдоль скалистого утеса, отправились к пещерам группы II.
Пещеры N 10 N 11 расположены на разных уровнях. Подняться к пещере N 10 (на фото слева) можно по прорубленной в скале тропке от площадки перед пещерой N 11 (на фото справа).
Обе пещеры находятся на левом берегу реки практически напротив пещеры N 9.
Вход в пещеру N 11 был почти полностью завален обвалившейся фронтальной частью скалы. Лежащая перед пещерой хармика (венчающая часть ступы) была найдена специалистами ASI во время расчистки этого завала.
Внутри пещеры находятся три ступы. Две из них сильно пострадали в результате обрушения и эррозии, а одна сохранилась в прекрасном состоянии, т.к. находится в заглубленной нише, расположенной в задней стене пещеры.
Находящаяся в нише ступа имеет традиционную для раннего буддизма форму и компоновку: цилиндрическое основание с опоясывющим его по верху орнаментом с мотивом ведики; сферическое тело ступы – анда; венчающая часть – хармика (такая же как на земле перед пещерой) и зонт чхатра, высеченный на потолке.
Пещера N 10, окруженная густыми зарослями, выглядит просто очаровательно и похожа на убежище какого-нибудь отшельника или мага.
На самом деле она является небольшой чайтья-грихой и датируется уже 1-2 веками н.э.
Внутри пещера очень аскетична и представляет собой хорошо сохранившееся апсидальное помещение идеальной формы со ступой у задней стены.
Изнутри помещение кажется больше, чем снаружи (вероятно из-за порога и частично скрытого мхом и зарослями фасада).
Последние две пещеры (N 12 и N 13) было решено не посещать, т.к. пишут, что они плохо сохранились, не очень хорошо расчищены и находятся в зарослях. Отложили до того времени, когда ASI приведет их в порядок.
***
Обратная дорога до начала лестницы заняла совсем немного времени. А вот подъем (см. в начале) …
Или мы к концу дня так устали или действительно это была самая длинная и крутая лестница за все время нашего путешествия, но поднимаясь наверх к парковке я почему-то вспомнил Тибет.
–