·······································

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus 2011

Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии

В столице одноименного округа штата Махараштра городе Пуне, в находящемся за рекой Мутха районе Шиваджи Нагар, посреди городской застройки и вблизи от оживленного перекрестка двух магистральных улиц находится очаг тишины и благоденствия: заросший огромными деревьями небольшой тенистый парк, расположенный на месте старого ашрама.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

На территории парка бок о бок расположены две местные религиозные и исторические достопримечательности: пещерный шиваитский храм 8-го века Паталешвар и современный индуистский храм Джангали Махарадж Мандир.

Джангали Махарадж Мандир построен на месте находившегося в джунглях на окраине Пуны ашрама, в котором в конце 19-го века жил, проповедовал и достиг самадхи знаменитый в этой местности йогин гуру Джангали Махарадж (Sadguru Jangali Maharaj), ученик очень известного в Индии Шри Свами Самартха Махарадж (Shre Swami Samarth) из Аккалкота (Akkalkot), который при жизни считался реинкарнацией божества Даттатреи и, как считается, ушел в нирвану (вернее достиг махасамадхи) в 1878 году.

На территорию парка можно попасть через два не очень приметных входа: тот, что ближе к перекрестку, ведет к пещерному храму Паталешвар, а метрах в пятидесяти южнее расположен ворота, ведущие на территорию Джангали Махарадж Мандира.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

Паталешвар датируется 8-м веком н.э. – временем правления южно-индийской династии Раштракута (Rashtrakuta) и о нем практически ничего не известно, кроме того, что строился он как святилище посвященное богу Шиве.

Самыми главными загадками в истории Паталешвара, на которые нет подтвержеднных фактами ответов,  являются: 1) причина, по которой он так и не был закончен, и 2) вопрос: был он вообще «введен в эксплутацию» как храм.

***

В настоящее время плоская вершина скалы, в которой высечен храм Паталешвар, находится немного ниже уровня земли, хотя 1200 лет назад это была округлая скальная возвышенность над протекающей рядом рекой Мутхой.Patleshwar

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

Перед храмом находится заглубленный в скалу прямоугольный двор, в центре которого высится огромная, видимая даже на спутниковых снимках, Нанди-мандапа: круглый павильон с фигурой священного быка Нанди – ездового животного (ваханы) бога Шивы.

По шиваистской традии храмы Шивы всегда (за редким исключением, связанным с рельефом) ориентированы входом на восток, а напротив входа по оси восток-запад на определенном удалении от гарбагрихи (святилища, в котором находится шивалингам – фаллический символ Шивы) всегда размешается фигура быка Нанди, обращенного «лицом» к гарбагрихе.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

Нанди-мандапа представляет собой высеченное из монолита частично обрушенное монументальное сооружение с круглой крышей, опирающееся на двенадцать внешних и четыре внутренние каменные колонны.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

Вход и выход в Нанди-Мандапу, находящиеся на ее восточной и западной сторонах, обозначены ступенями и низкими парапетами.

Внутренний объем сооружения разделен на квадратное в плане центральное святилище, ограниченное четырьмя колоннами, и круговой обход.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

В настоящее время центре святилища ничего нет и скорее всего ничего и не было. Небольшая фигура быка Нанди, установленная в его западной части между колоннами,  имеет явно более позднее (если не современное) происхождение.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

Сразу слева от входа на территорию храма, в юго-восточном углу, двора притулилось еще одна фигура быка Нанди.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

В юго-западном углу двора, рядом с левым краем веранды храма находится незаконченная ниша, предназначавшаяся для какого-то вспомогательного святилища или барельефа.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

Перед ней высится не очень понятное сооружение явно современного происхождения: постамент из каменных блоков, в центре которого произрастает пипал (дерево бодхи).

В сплетении стволов пипала расположилось святилище Ханумана (маленькая, ярко-алая фигурка слева) – очень популярного в Индии обезъяноподобного божества, предводителя войска ванаров (обезьяноподобных людей), помогавших Раме победить царя ракшасов Равану и освободить Ситу.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

От территории двора пространство храм отделяет веранда с двумя рядами колонн. Внутрь можно входить не разуваясь, т.е. это не храмовая территория – священными являются только помещения небольших святилищ, расположенных внутри храма .

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

Еще один ряд колонн, идущий параллельно веранде, отделяет общее пространство храма от территории вокруг центрального святилища, представляющего собой прямоугольный монолит, вокруг которого прорублен коридор-обход.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

В монолите центрального святилища высечены три комнаты: гарбагриха – большое помещение центрального алтаря храма, а слева и справа от него –  две упа-гарбагрихи: вытянутые в глубину помещения меньшего размера, предназначенные для мурти (образов) второстепенных божеств.

В центральном помещении, выложенном кафельной плиткой, в настоящее расположился небольшой храм, посвященный богу Шиве, с обвитым священной коброй латунным Шиванлингамом (точнее Линга-Йони) и традиционной «капельницей».

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple) Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

Перед святилищем Шивы находится еще одна скульптура священного быка Нанди (третья на территории Паталешвара).

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

В левой комнате расположилось святилище бога Ганеши, а кому посвящена правая – разобрать не удалось: мурти очень маленького размера и затерто до полной черноты маслом.

Заходить внутрь и разглядывать изображение вблизи я по понятным причинам не стал, а понять, кто же все-таки изображен на барельефе, даже при сильном увеличении фотографии не удалось. В однообразных и лаконичных описаниях Паталешвара эта информация так же отсутствует.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple) Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

Слева от центрального святилища в проходе установлены два небольших алтаря на высоких постаментах.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

В левом крыле коридора обхода расположен алтарь с фигурками главных персонажей «Рамаяны»: Рамы, Ситы и Лакшмана.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

Чуть дальше, в сторону входа в храм, между колоннами находится алтарь с фигуркой Ханумана.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

Центральное святилище по периметру огибает широкий коридор-обход. В его правом крыле находится незаконченная ниша, вероятно предназначавшаяся для барельефа с изображением одной из традиционных форм Шивы.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

Задняя часть коридора полностью вырублена в грубых размерах, но по неизвестным причинам поверхности стен и потолка так и не были доведены и обработаны.

Индуистский пещерный храм Паталешвар (Pataleshwar сave temple)

shus

***

По моему твердому убеждению Паталешвар был брошен недостроенным и никогда не использовался по своему основному назначению. Об этом говорит и такая немаловажная деталь: на территории храма не было обнаружено ни одного скульптурного изображения того времени, предназначенного для установки в качестве основных или второстепенных мурти (священных образов) и все три гарбагрихи простояли более тысячи лет пустыми.

 

Такие дорогостоящие и трудоемкие объекты как Паталешвар могли финансировать только успешные правители или крупные сановники, а поскольку на их сооружение чаще всего уходило не одно десятилетие, то в беспокойную эпоху средневековья риски вообще не закончить строительство были достаточно велики.

Поэтому причина прекращения работ над сооружением храма вероятно была достаточно обыденной для тех времен: смена власти или даже исчезновение с исторической арены всей династии или государства.

После прекращения строительства вырубленные пещеры были заброшены, забыты и поглощены джунглями на многие последующие столетия, хотя наверняка во все времена они был известен местным жителям и служили убежищем для странствующих аскетов-подвижников.

Вновь обитаемым и посещаемым верующими Паталешвар стал скорее всего только в 19-20 веке, а основной причиной этого стало продвижение городской застройки Пуны на западный берег реки Мутхи.

Web Analytics