·······································

Буддизм: что, где и сколько

shus 2010

На карте приведено традиционное распределение трех основных направлений буддизма по странам Азии: тхеравады (оранжевый цвет), махаяны (желтый цвет) и ваджраяны (красный цвет).

В таблице  – численность населения этих стран (на 2001 год)  и, если есть данные, процент людей исповедующих буддизм.

Количество и процент верующих – цифра как обычно приблизительная и от источника к источнику отличается. Особенно это касается тех  страна, где обычной практикой является одновременная принадлежность к более чем одному верованию  и тех, где  буддизм практически слился с местными религиями (Китай, Япония).

Буддизм: что, где и сколько

shus

 

1. Тхеравада ,теравада, стхавиравада (Учение Старейшин)

Древнейшее направление буддизма, сохранившееся до наших дней в том виде, как его проповедовал Будда  Гаутама Шакьямуни.

Изначальный буддизм – это не религия, а философско-этическое учение. В соответствии с учением Будды мир никем не создан и никем не управляется, а вера в богов – это уход от личной ответственности и соответственно ухудшение кармы. Соответственно в буддизме нет бога-творца всего сущего, нет и поклонения высшим существам взамен на помощь и блага.

Из всех направлений и видов буддизма пожалуй только в Тхераваде практически отсутствуют иные объекты высшего поклонения, кроме Будды Гаутамы Шакьямуни. Это отражается и в сравнительной простоте и ритуалов, и канонов архитектуры и искусства.

Тхеравадинский буддизм не инкорпорирует в свой пантеон местных божеств и духов. Поэтому в странах своего распространения он существует в симбиозе с местными  верованиями.

То есть, являсь правоверными буддистами, за утешением, помощью и защитой  тхеравадины в повседневной жизни как правило обращаются к разнообразным духам и местным божествам.

Страна

Население

% буддистов

Шри Ланка

19.4 млн.

70%

Мьянма

42.0 млн.

87%

Таиланд

61.8 млн.

95%

Лаос

5.6 млн.

85%

Камбоджа

12.5 млн.

88%

2. Махаяна (Великая Колесница)

Это направление буддизма уже можно отнести к религии с сложившимся пантеоном, культовой практикой и сложной религиозной доктриной.

Основное отличие махаяны от тхеравады – восприятие образа Будды не как исторического первоучителя, а как существа обладающего божественной природой и  “космическом телом  Будды” – божественной  субстанцией, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения живых существю.

Одним из краеугольных в  махаяне является учение о  “бодхисатвах”: святых подвижников , которые отказались от нирваны и  перерождаются вновь и вновь , воплощаясь в божественном облике  или в конкретных людях, ради освобождения всех живых существ от страданий.

Бодхисатвы являются основным объектом поклонения рядовых верующих, особенно популярен бодхисатва сострадания и милосердия Авалокитешвара и его различные воплощения.

Пантеон махаяны очень велик, имеет много рангов и включает в себя так же множество местных божеств и других сверхестественных существ.  Их состав и количество  варьируется в зависимости от конкретной страны, направления, школы и т.п.

Почитаемая представителями всех конфессий Китая, богиня Гуань Инь в махаянитской традиции считается женским воплощением Авалокитешвары.

Все Далай Ламы так же являются инкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары, а российская императрица Екатерина II была признана воплощением Белой Тары  (женский образ бодхисатвы в тибетском буддизме) за заслуги перед бурятским буддизмом.

Страна Население % буддистов
Китай 1 284 млн.
Вьетнам 79,9 млн. 55%
Корея 47.9 млн. 37%
Тайвань 22.19 млн.
Япония 126.8 млн.

3. Ваджраяна (Алмазная колесница) или Тантраяна (Колесница Тантры)

Ваджраяна появилась в результате соединение махаяны с индийским тантризмом, а  в Тибете в этот синтез добавились еще и элементы местной религии бон.

Тибетский буддизм иногда рассматривается не как разновидность буддизма, а как отдельная религия.

В отличии от других направлений буддизма Ваджраяна предполагает возможность достижения человеком состояния Будды в течении одной жизни.

Основой религиозной практики Ваджраяны являются очень сложные тантрические техники управления сознанием.

Знания в ваджраяне являются эзотерическими и передаются от учителя (ламы) к ученику. Поэтому еще одним устаревшим общеупотребительным названием является  “ламаизм”.

Многие авторы указывают на связь тантрического буддизма с древними культами плодородия в связи с тем, что он содержит много символики и религиозных практик эротического характера.

Кроме бодхисатв в тибетском буддизме существует культ дхармапал (защитников веры), т.е. святых, которые во имя защиты веры не следуют буддистским принципам непричинения зла живым существам.

Иконография и культовая практика вызывает наибольшее  неприятие  и критику вне тибетского буддизма.

В связи с этим так же приводятся сведения об использовании в культовой практике тибетского буддизма ритуальных предметов из человеческих черепов, костей  и кожи человека.

Страна Население % буддистов
Тибетские автономные образования в пределах КНР 7.3 млн.  (5.2 млн.-тибетцы)
Бутан 0.672 млн. 75%
Монголия 2.66 млн. Нет данных
Тува 0.313 млн. ~30%
Бурятия 0.96 млн. ~15%
Калмыкия 0.29 млн. ~30%

 

Web Analytics