shus 2010
На карте приведено традиционное распределение трех основных направлений буддизма по странам Азии: тхеравады (оранжевый цвет), махаяны (желтый цвет) и ваджраяны (красный цвет).
В таблице – численность населения этих стран (на 2001 год) и, если есть данные, процент людей исповедующих буддизм.
Количество и процент верующих – цифра как обычно приблизительная и от источника к источнику отличается. Особенно это касается тех страна, где обычной практикой является одновременная принадлежность к более чем одному верованию и тех, где буддизм практически слился с местными религиями (Китай, Япония).
1. Тхеравада ,теравада, стхавиравада (Учение Старейшин)
Древнейшее направление буддизма, сохранившееся до наших дней в том виде, как его проповедовал Будда Гаутама Шакьямуни.
Изначальный буддизм – это не религия, а философско-этическое учение. В соответствии с учением Будды мир никем не создан и никем не управляется, а вера в богов – это уход от личной ответственности и соответственно ухудшение кармы. Соответственно в буддизме нет бога-творца всего сущего, нет и поклонения высшим существам взамен на помощь и блага.
Из всех направлений и видов буддизма пожалуй только в Тхераваде практически отсутствуют иные объекты высшего поклонения, кроме Будды Гаутамы Шакьямуни. Это отражается и в сравнительной простоте и ритуалов, и канонов архитектуры и искусства.
Тхеравадинский буддизм не инкорпорирует в свой пантеон местных божеств и духов. Поэтому в странах своего распространения он существует в симбиозе с местными верованиями.
То есть, являсь правоверными буддистами, за утешением, помощью и защитой тхеравадины в повседневной жизни как правило обращаются к разнообразным духам и местным божествам.
Страна |
Население |
% буддистов |
Шри Ланка |
19.4 млн. |
70% |
Мьянма |
42.0 млн. |
87% |
Таиланд |
61.8 млн. |
95% |
Лаос |
5.6 млн. |
85% |
Камбоджа |
12.5 млн. |
88% |
2. Махаяна (Великая Колесница)
Это направление буддизма уже можно отнести к религии с сложившимся пантеоном, культовой практикой и сложной религиозной доктриной.
Основное отличие махаяны от тхеравады – восприятие образа Будды не как исторического первоучителя, а как существа обладающего божественной природой и “космическом телом Будды” – божественной субстанцией, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения живых существю.
Одним из краеугольных в махаяне является учение о “бодхисатвах”: святых подвижников , которые отказались от нирваны и перерождаются вновь и вновь , воплощаясь в божественном облике или в конкретных людях, ради освобождения всех живых существ от страданий.
Бодхисатвы являются основным объектом поклонения рядовых верующих, особенно популярен бодхисатва сострадания и милосердия Авалокитешвара и его различные воплощения.
Пантеон махаяны очень велик, имеет много рангов и включает в себя так же множество местных божеств и других сверхестественных существ. Их состав и количество варьируется в зависимости от конкретной страны, направления, школы и т.п.
Почитаемая представителями всех конфессий Китая, богиня Гуань Инь в махаянитской традиции считается женским воплощением Авалокитешвары.
Все Далай Ламы так же являются инкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары, а российская императрица Екатерина II была признана воплощением Белой Тары (женский образ бодхисатвы в тибетском буддизме) за заслуги перед бурятским буддизмом.
Страна | Население | % буддистов |
Китай | 1 284 млн. | – |
Вьетнам | 79,9 млн. | 55% |
Корея | 47.9 млн. | 37% |
Тайвань | 22.19 млн. | – |
Япония | 126.8 млн. | – |
3. Ваджраяна (Алмазная колесница) или Тантраяна (Колесница Тантры)
Ваджраяна появилась в результате соединение махаяны с индийским тантризмом, а в Тибете в этот синтез добавились еще и элементы местной религии бон.
Тибетский буддизм иногда рассматривается не как разновидность буддизма, а как отдельная религия.
В отличии от других направлений буддизма Ваджраяна предполагает возможность достижения человеком состояния Будды в течении одной жизни.
Основой религиозной практики Ваджраяны являются очень сложные тантрические техники управления сознанием.
Знания в ваджраяне являются эзотерическими и передаются от учителя (ламы) к ученику. Поэтому еще одним устаревшим общеупотребительным названием является “ламаизм”.
Многие авторы указывают на связь тантрического буддизма с древними культами плодородия в связи с тем, что он содержит много символики и религиозных практик эротического характера.
Кроме бодхисатв в тибетском буддизме существует культ дхармапал (защитников веры), т.е. святых, которые во имя защиты веры не следуют буддистским принципам непричинения зла живым существам.
Иконография и культовая практика вызывает наибольшее неприятие и критику вне тибетского буддизма.
В связи с этим так же приводятся сведения об использовании в культовой практике тибетского буддизма ритуальных предметов из человеческих черепов, костей и кожи человека.
Страна | Население | % буддистов |
Тибетские автономные образования в пределах КНР | 7.3 млн. (5.2 млн.-тибетцы) | – |
Бутан | 0.672 млн. | 75% |
Монголия | 2.66 млн. | Нет данных |
Тува | 0.313 млн. | ~30% |
Бурятия | 0.96 млн. | ~15% |
Калмыкия | 0.29 млн. | ~30% |