shus 2011
Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии
Немного общей информации
Индуистский пещерный храм Джогешвари (Jogeshwari) находится в одноименном северном пригороде Мумбая: примерно в 25 км от Колабы, недалеко от места пересечения Western Express Higway и Jogeshwari Vikhroli Link Road.
В русском написании храм обычно называется «Джогешвари» (русская транслитерация слова «Jogeshwari»), хотя скорее всего правильным названием является «Йогешвари», которое употребляется значительно реже.
Далее по тексту храм и пригород, в котором он находится, будет именоваться «Джогешвари», а богиня, в честь которой назван храм – «Йогешвари».
Храм датируется 520-525 г. н.э.. Он был создан в период «сразу после Аджанты и незадолго до главного храма Элефанты».
Общепризнано, что храм Джогешвари является уникальным историческим сооружением: самым первым по дате сооружения и самым большим (общая длина по главной оси – около 72 м) пещерным индуистским храмом Индии.
Еще в начале двадцатого века храм находился на попечении местной общины и место, где был он был расположен, описывалось, как поросшая терновником пологая скала, находящаяся посреди рисовых полей в окружении редких поселений.
Последующая судьба храма Джогешвари в 20-ом веке малоизвестна, но складывалась она судя по результату довольно печально. Вероятно в 40-х – 50-х годах пещерный храм был практически заброшен местной общиной, а затем поглощен бурно растущими Бомбейскими трущобами.
Редкие ученые и чиновники, посещавшие храм в те времена, сообщали о полной запущенности и загаженности объекта, который обитатели трущоб использовали по своему разумению: от жилья, отхожего места и свалки мусора до винокурен, убежища криминала и места оказания сексуальных услуг.
На изредка появляющиеся гневные статьи в прессе местные и центральные власти не реагировали и их можно было понять – сил и средств на все попросту не хватало, т.к. в те времена у Индии были и более серьезные проблемы.
Кардинально ситуация изменилась только в начале 21-го века и это было связано как с общим укреплением государственности и власти на местах, так и с усилением роли местных общественных движений, неравнодушных к истории и культуре своей страны.
Точкой отсчета нового времени для храма Джогешвари стал 2005 год, когда местная неправительственная организация (NGO) «Janhit Manch» добилась судебного рассмотрения проблемы храма и назначения Высшим Судом Мумбая специальной комиссии для выработки плана по спасению Джогешвари.
По индийскому законодательству вокруг национальных монументов должна быть защищенная зона в 100 м, где по закону не допускается строительство любых зданий и сооружений, а в пределах 200 м любая деятельность должна осуществляться только по согласованию с ASI (Archaeological Survey of India, Археологическая служба Индии).
При обследовании Джогешвари в защищенной зоне оказалось около 750 строений (все постройки были сооружены в течении примерно 40 лет и без разрешения) и из-за этого защищенную зону предлагалось сократить до 17-40 м, т.к. такое масштабное переселение виделось нереальным. Параллельно ASI было поручено разработать проект сооружения парка вокруг территории храма.
Все последующие годы процесс спасения Джогешвари продолжался: были еще обследования, подсчеты, предложения, назначения новых комиссий и новые решения суда и властей, и вроде бы в 2008 году властями был утвержден окончательный план решения этой проблемы. Судя по реальному положению дел на сегодня, на реализацию этого плана уйдут многие годы, т.к очевидно, что переселение такой массы людей является не только очень сложным в социальном плане, но и очень затратным процесс.
К настоящему времени наибольшим достижением в деле спасения храма является то, что на объекте начала работать ASI и уже навела там какой-никакой порядок.
Храм Джогешвари
В настоящее время попасть в храм Джогешвари можно только через западный вход, т.к. восточный (главный) теряется где-то в дебрях жилой застройки.
Во всех (даже совсем недавних) описаниях храма Джогешвари всегда говорится, что он окружен «трущобами», часть из которых расположились прямо над храмом.
Этот не совсем верно, т.к. район окружающий храм Джогешвари уже прошел стадию типичных трущоб (благодаря известному фильму, как они выглядят знают все) и теперь является бедным, но вполне благопристойным (по меркам Индии) поселением, застроенным чаулами (chawl) – прилепившимися друг к другу многоэтажными домиками, в которых каждая семья как правило имеет одну комнату, маленькую кухоньку и все «удобства» во дворе.
Храм ориентирован на восток и его планировка в целом достаточно традиционная: центральное святилище (гарбагриха) (4) посреди зала (3) с круговым обходом, отделенным от гарбагрихи рядом колонн, и ряд вестибюлей и галерей (мандапа), ведущих к главному помещению с востока.
С юга к центральному залу примыкает находящаяся под скальным козырьком веранда с колоннадой (5), котрая выходит в открытый дворик (6).
На востоке между находящимися на главной оси восточным вестибюлем (10) и галереей главного входа (12) находится еще один открытый дворик (11), с небольшим водоемом на южной стороне.
К восточному входу ведет глубокий открытый коридор с длинной лестницей (14).
Общая длина храма по главной оси составляет около 72 м (включая лестницы – 97 м), а ширина с юга на север – около 60 м.
В храм можно попасть по длинному мощеному проходу (1), имеющему уклон вниз. Он ведет к входной двери (с обрамлением из остатков каменной резьбы) западного вестибюля храма (2), которой разделен на три помещения находящимися справа и слева двумя рядами колонн (по две колонны и два пилястра в ряд с каждой стороны).
К настоящему времени внутри западного вестибюля почти ничего не сохранилось: ни колонн, ни скульптурных барельефов на северной и южной стенах (правда на южной стене просматриваются какие-то контуры – пишут, что это был барельеф, изображающий Шиву в форме Йогешвары).
Сейчас здесь ведется что-то типа реставрации (вероятно укрепление и консервация), но выглядит все это традиционно по-индийски.
Из западного вестибюля через небольшую дверь можно попасть в центральный зал (3), имеющий квадратную форму и приблизительный размер 27х27 м, посреди которого находится главное святилище храма(гарбагриха) (4).
Мое появление в храме было воспринято без враждебности, но настороженно и без особой радости – вероятно потому, что я был один, без сопровождающих из местных (водитель-мусульманин сразу дал понять, что идти со мной ему не с руки).
Меня встретил служитель главного святилища и на пальцах объяснил, что можно и что нельзя: не входить в обуви в пределы внутреннего обхода гарбагрихи и не фотографировать мурти. Небольшое пожертвование ситуации не изменило – смотрел он на меня все равно без особой приязни.
Чтобы не разбираться где можно, а где нельзя ходить обутым, я оставил свою обувь на его попечение и дальше ходил по лужам и грязи в одних носках (которые потом просто выкинул).
В храме практически везде темно и пустынно, пол грязноватый, кругом лужи, а по углам шебуршат летучие мыши. Более или менее обитаемые места – это главное святилище, алтарь Ганеши (13) и небольшое шиваитское святилище (7) в западном углу (оттуда меня довольно недвусмысленно прогнали).
Гарбагриха, как и зал, квадратная в плане и имеет четыре дверных проема. Ее размер 6.7х6.7 м и она отделена от зала расположенным по квадрату рядом из 20-ти колонн, разделяющих внутренний и внешний обходы вокруг святилища.
Ширина обеих обходов одинакова: около 5 м.
Сейчас в главном святилище находится мурти (освященный образ) богини Йогешвари, а рядом с южным входом в гарбагриху – небольшой алтарь с отпечатками ее стоп.
В Индии кроме высших богов существует также личные (ishta-devata\devi), родовые (kula-devata\devi) и местные (grama-devata\devi) божества.
Имя богини Йогешвари встречается и как «грамадеви» в Махараштре и как «куладеви» гуджаратского брахманского рода, поэтому чья мурти установлена в этом храме мне доподлинно не известно.
Хотелось бы отметить, что изначально храм несомненно был посвящен верховному богу Шиве, но в последующем по каким-то причинам в центральную гарбагриху была помещена мурти, скажем так, «более низкого» ранга, а святилища высших богов теперь находятся в боковых приделах.
К центральному залу с юга примыкает большая (42х5 м) веранда (5) со скальным козырьком, который поддерживается 10-ю колоннами и двумя пилястрами. Из центрального зала на веранду ведут три двери: одна по центральной оси зала, еще две расположены симметрично ближе к краям веранды. Между дверями на высоте человеческого роста находятся два окна, забранные фигурными столбиками.
Веранда обращена фасадом к южному дворику (6), над которым нависают окрестные жилые строения. Двор содержится в довольном приличном виде и видимо недавно обустраивался: посредине него проложен новый дренажный канал.
В западной и центральной части двора находятся два святилища: одно в нише (8) посередине южной стены (непонятное скальное изображение), а другое (7) – небольшой шиваитский храм в отдельной пещерке. Когда я туда заглянул, то встретили меня очень неприветливо.
В восточной части двора в небольшой отдельной пещере по ранним описаниям тоже вроде бы находился небольшой храм (9), но заглядывать я туда не стал, т.к. вроде бы теперь там общественный туалет.
Восточная (парадная) дверь центрального зала соединяет его с восточным вестибюлем, разделенным на три части двумя рядами колонн (по четыре колонны и два пилястра в каждом ряду). Длина вестибюля – около 9 м, а ширина – примерно 17м.
На фото ниже – вид от дверей центрального зала в сторону восточного дворика.
В восточном вестибюле находится главная художественная достопримечательность храма Джогешвари: группа барельефов, обрамляющих входную дверь в центральный зал и занимающих почти всю западную стену вестибюля.
По бокам двери высечены гигантские фигуры стражников (дварапал), сопровождаемых ганами.
Над дверью изображен Шива – покровитель йогов (Йогешвара), слева находится барельеф с сюжетом «Свадьба Шивы», а справа – «Шива и Парвати».
Ширина каждого из помещений, отделенных колоннами от центрального прохода, составляет около 5 м. Здесь тоже находились высеченные в скале барельефы, но они практически не сохранились.
Входная дверь в восточный вестибюль, обрамленная снаружи остатками филигранной резьбы, ведет в восточный дворик.
Здесь можно увидеть остатки каких-то сооружений и высеченный в скале небольшой водоем.
Из восточного дворика лестница поднимается к полуразрушенной двери в галерею главного входа.
Галерея главного входа также разделена на три части рядами колонн: по четыре колонны и два пилястра в каждом ряду.
В центре северного простенка галереи, отделенного от центрального прохода рядом колонн, находится святилище слоноголового бога Ганеши.
Скульптура очень хорошо сохранилась, хотя датируется временем создания храма. Возможно за ней здесь был особый уход, т.к. Ганеша является самым популярным божеством штата Махараштра (Мумбай – столица Махараштры).
Фигура Ганеши по местной традиции выкрашена в ярко-красный цвет и украшена гирляндами цветов.
Вход в галерею восточного входа осуществлялся через главные ворота храма, портал которых был богато украшен каменной резьбой (сейчас от нее остались только мелкие фрагменты и отдельные контуры).
Снаружи к главному входу в храм ведет длинный открытый коридор с широкой лестницей, вырубленный в монолите скалы.
Подниматься по лестнице до конца я не стал, т.к.было очевидно, что она оканчивается где-то во дворах жилой застройки.
—