shus 2009
Буддист-тхеравадин не жертвует в нашем понимании золото богу или храму.
У него нет Бога, у него есть Учитель. Поэтому следуя серединным путем, он с легкостью в сердце и с благодарностью к Учителю расстается с материальными благами и повышает свои заслуги. Тем самым улучшается карма и надежда на лучшее перерождение в будущей жизни.
Золото ступ и храмов – это не жертва богам, оно – ничье. Пришедшие к святыне люди видя, какое огромное количество последователей Будды в течении многих веков следуют словам Будды : «Брось это!», укрепляются в своей вере.
Они жертвуют храму деньги, культовые изделия, свое личное время и взамен получают желанную заслугу. Все действующие храмы, статуи и отдельные ступы на территории Бирмы строятся, ремонтируются и содержатся только за счет членов ее сангхи.
Ступы и храмы золотятся местными мастерами и в условиях местного муссонного климата требуют ежегодного ремонта, в том и числе и золочения. Золотят как сусальным золотом, так и толстыми пластинами (верхняя часть Шведагона) – это в целях долговечности.
А вот статуи Будды, находящиеся внутри храма и не подверженные влиянию стихии, поэтому верующие могут золотить их сами в процессе поклонения святыне, прикрепляя к ней листочки золота.
Вот так это начинается (фото из Wat Pho, Бангкок).
А вот так это выглядит через сотни лет (статуя Mahamuni, Мандалай).
Прикрепить один или несколько маленьких золотых листочек, купленный здесь же на территории храма, к статуе любимого Учителя, может практически любой. И это самый простой и доступный путь повышения заслуги.
Стоит такой листок на наши деньги примерно три рубля, продается упаковками по десять штук. Золотые листочки для священнодействия – это сусальное золото, произведенное и упакованное в соответствии со сложившимися сотни лет назад традициями (см. рис. ниже).
Производят это изделие в специальных золотобойных мастерских (листобойнях по Далю), где технология и организация производства не меняется веками. Это небольшие мастерские – 5-6 человек, включая собственно трех-четырех мастеров-золотобойцев.
Процесс изготовления сусального золота во все времена и у всех народов (а известно оно не менее 3-х тысяч лет) примерно одинаков: брусок золота расковывается в проволоку, которая затем расковывается или раскатывается в пластину толщиной 2-3 мм.
Пластина режется на квадраты, которые складываются в стопку, перемежаясь листами специальной бумаги. В одной стопке – несколько сот золотых листков (в Бирме, если не ошибаюсь: 600-700).
Стопка из золотых пластинок и бумаги вкладывется в специальную оправку, сделанную из кишок, печеночной плевы (у нас в старые времена), буйволиных сухожилий (сейчас в Бирме – если я правильно понял) и т.п..
Далее молотобоец, рассчитывая силу и точность удара на свой глазомер, бьет специальным молотом по стопке пока золото равномерно не расплющится до размеров бумаги.
Стопка разбирается, золотой листок режется на четыре части, каждая часть собирается в новую стопку, опять перемежаясь с листами бумаги (в Бирме используют навощенную бамбуковую бумагу, которую делают тут же в мастерской).
И так повторяется по циклу, пока толщина листа не достигнет 0.1 микрона (десятитысячная миллиметра). Золото такой толщины прилипает к любой гладкой поверхности на молекулярном уровне, на чем и основана технология золочения сусальным золотом.
В Мандалае на улице златокузнецов (так она обозначается в путеводителях, адрес: 77х36х78) все делается в соответствии с вековыми традициями, но есть интересные особенности, поэтому – по-подробнее.
Мастерскую по расковке золота в сусаль не пропустишь – клекот от молотков стоит на всю улицу.
Внутри –довольно просторное помещение, небольшая выставка позолоченных изделий, витрины, столы с образцами для объяснения технологии посетителям.
В глубине – сама мастерская: три рабочих места для расковки золота вдоль стен: два слева, одно прямо.
Тут же оборудование и материалы для изготовления бамбуковой бумаги: чан с заквашенным бамбуком, какие-то мутовки, сита, поддоны и пр.
Персонал мастерской: три золотобойца, помощник и девчонка: продавец-экскурсовод-кассир.
Направо за стеклом, в помещении без сквозняков и вентиляторов сидят шесть женщин и режут, пакуют, прошивают золотые листочки.
Мужики в стояче-сидячем положении, молотками (6 кг, на длинной ручке) равномерно бьют по оправкам, закрепленным на наклонных гранитных плитах.
Перед ними стоит глиняная чаша с водой, в которой плавает скорлупа половинки кокосового ореха.
Это и есть главный элемент организации производства.
В дне кокса – дырочка, а внутри лежит камень. Время наполнения кокоса водой довольно точное – примерно три минуты.
Таким образом, базовая временная дискрета техпроцесса – «один кокос».
За водяным таймером следит помощник золотобойцев – внимательный мальчуган на корточках.
Темп работы определяется в 120 ударов/кокос.
После одного кокоса – мастер отдыхает примерно пол-кокоса (и металл немного остывает). После трех кокосов оправка переворачивается. 18 кокосов примерно равны одному часу ковки.
Весь процесс до выхода годного занимает 6.5 часов, из них сама ковка – примерно пять часов (90 кокосов, 10 800 точно отмеренных по силе и точности ударов). На выходе – сусальное золото толщиной (так говорят) 0,1 микрон.
Мне сказали, что сами они теперь золотую проволоку не расковывают, а покупают золотую фольгу в Китае – она то и является исходным материалом для расковки до сусали.
Конечный продукт либо раскладывается в листки для храмов, либо идет мастерам на золочение разнообразных предметов и сооружений.
Видеоролик «Золотобойцы Мандалая» (HD1280x720 1:07)