shus 2011
Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии
1. Немного истории
Примерно в шести километрах от центра г. Бубанешвар (Bhubaneshwar, Odisha (бывш. Orissa) на двух, находящихся друг напротив друга, зеленых холмах расположены два древнейших джайнских пещерных монастырских комплекса по названием Удаягири (Udayagiri) и Кхандагири (Khandagiri).
Оба комплекса с давних времен наследуют название холмов, на которых они расположены: в древности эти холмы носили название Kumari parvati и Kumara parvata (что-то типа Девушка-горянка и Юноша-горец), а сейчас, соответственно – Удаягири и Кхандагири.
Так же в течении долгого времени предметом споров между учеными была датировка пещер Удаягири и Кхандагири: назывались периоды от 3-го в. до н.э. до 1-го в. до н.э. Сейчас кажется возобладала точка зрения, что оба комплекса были сооружены в начале 1-ого века до н.э. (немногим позже времени, когда была восстановлена и отстроена в окончательном виде «Ступа №1» в Санчи).
Проблема датировки Удаягири и Кхандагири связана с тем, что они создавались в период расцвета государства Калинга при династии Чета, которое стала независимым после смерти Ашоки и распада его великой империи и о котором до настоящего времени даже ученым мало что известно.
История Калинги – самого северного дравидского государства древней Индии – является одной из самых туманных страниц в индийской истории. По сути, основная часть того, что знают ученые о древней Калинге почерпнуто из знаменитой Хатхигумпхаской надписи (Hathigumpha inscription), которая находится под скальным козырьком в естественной каверне над пещерой N14 (Hathi Gumpha) в Удаягири.
2. Местонахождение и общие виды
Холмы Удаягири и Кхандагири разделены узкой долиной, по которой идет дорога, пересекающаяся в нескольких стах метрах юго-восточнее холмов с автострадой NH5.
Чуть южнее Удаягири расположена джайнская (дигамбарская) дхармасала, включающая в себя жилые помещения, странноприемный дом для пилигримов и храм.
Пещерный комплекс Удаягири расположен на двух уровнях, каждый из которых является небольшой подковообразной скалистой возвышенностью (см. фото ниже). Горная порода – плотный и прочный песчаник.
В древности верхний уровень венчался апсидальным (с закругленной задней стеной) храмом, от которого сохранился только фундамент.
Напротив, через узкую зеленую долину, возвышается холм Кхандагири (он на 4 м выше Удаягири) с действующим джайнским храмом начала 19-го века, посвященным 23-ему тиртханкару Паршванатху, и шиваитским храмом, построенным в 70-х годах прошлого века после незаконного самозахвата охраняемого государством памятника культуры местными индуистами.
3. Пещеры Удаягири (Udayagiri)
У подножья холма Кхандагири прямо напротив входа в Удаягири находится парковка – небольшая пыльная площадка в окружении магазинчиков и местного общепита.
На самой территории сразу после входа с правой стороны находится небольшой современный джайнский (?) храм (на фото он слева), а с левой – начало длинного пологого пандуса, ведущего на второй уровень комплекса.
Прямо, метрах в пятнадцати от входа, начинается лестница, ведущая на верхний уровень пещеры N5.
Будет правильнее не подниматься сразу наверх к пещере N5, а взять вправо и выйти к пещере N1, чтобы затем, продолжая обход в порядке нумерации, выйти к пещере N9 и ведущему на верхний уровень пандусу.
Первый уровень
Как уже говорилось, пещеры Удаягири расположены на двух условных уровнях. На первом уровне находятся пещеры с номерами с 1 по 9, а на втором – с 10 по 18.
Каждая пещера имеет местное название, которое как правило не имеет отношение к истории, а чаще всего связанно либо с более поздними легендами, либо с характерными особенностями данного сооружения.
Номера пещер сами по себе ничего не значат – это просто сквозная нумерация, которую дает своим объектам ASI (Archaeological Survey of India, Археологическая служба Индии) по давным-давно принятому правилу: «номер один – первый объект от ближайшей деревни».
Пещера N1 (Rani Gumpha)
Рани Гумпха – «Пещера Рани» («рани» женская форма титула, соответствующая мужскому «раджа» – что-то типа «королева») является самым большим и наверное самым впечатляющим сооружением Удаягири.
Название связано с народной легендой о том, что это место было любимо супругой строителя знаменитого храма Лингарадж в Бубанешваре раджи Лалатенду Кешари (Lalatendu Kesari), правившего в Одише (Ориссе) в 11-ом веке.
Пещера N1 представляет собой высеченный в скале двухэтажный монастырь , обращенный фасадом на юго-восток. Вероятно этот монастырь и храм на вершине холма были главными сооружениям религиозного комплекса Удаягири (в отличии от других пещер оба сооружения ориентированы на восток и достаточно масштабны по размерам).
Габаритные размеры первого этаж монастыря составляют по ширине 26 м, второй этаж размерами несколько меньше.
В южной части первого этажа находится семь помещений для проживания монахов с выходом прямо на площадь, а на втором такие же кельи выходят на веранду и козырек над первым этажом (т.е. сами помещения опираются на монолит).
Кельи монахов внутри просты и непритязательны, при этом имеют довольно-таки точную геометрию. Пол, как и везде в сооружениях подобного рода – наклонный (это для того, чтобы в келью не затекала вода в сезон дождей), а примыкающая к задней стене его часть имеет более крутой наклон: она служила монахам в качестве подушки в время сна.
Несколько удивили очень тонкие перегородки между кельями (в других местах попадались еще тоньше). Вероятно в таком ослаблении конструкции был какой-то смысл (акустика?), но информация об этом пока что мне нигде не попадалась.
В правом и левом углах первого этажа расположены две украшенные резьбой «беседки», рядом с каждой из которых высечена (в джайнском стиле) фигура дварапалы (стражника). Находятся они рядом с западным и восточным помещениями, предназначенными вероятно для проведения монахами совместных ритуалов.
***
Все дверные порталы помещений как первого так и второго этажей в свое время были украшены великолепными барельефами с очень живописными сценами.
Прекрасно сохранились барельефы первых четырех дверных порталов на втором этаже
***
Остальные находятся в разной степени сохранности, при чем если барельефы первого этажа заметно пострадали от эрозии, то на втором разрушения больше похожи на последствия актов вандализма.
Если говорить о впечатлении о Рани Гумпха в целом, то оно неоднозначное и в целом эмоции трудно назвать положительными.
Причиной этому является безобразная система подсветки, самовольно смонтированная Департаментом туризма местного правительства (хотя доступ к такого рода объектам определяет ASI и максимумом является «от рассвета до заката») .
Речь идет главным образом о кабельных каналах (хотя и сами светильники сделаны просто ужасно), которые в местном исполнении представляют собой куски белой стеклоткани залитые связующим и налепленные прямо поверх каменных поверхностей по всему монастырю (выше по тексту, на фотографиях общих планов они также очень хорошо заметны).
Такой убогости в техническом решении и такого беспардонного отношения к древности с стороны властей ни до ни после этого мне не встречалось.
Как я понял, это безобразие вызвало серьезный конфликт между ASI и местными властями. Скорее всего по этой же причине Удаягири был включен в «Список охраняемых государством исторических объектов, подвергшихся незаконному вторжению» (List of Centrally Protected Monuments under Encroachment, всего 249 гособъектов по всей Индии) и поэтому есть надежда, что со временем Рани Гумпху приведут в надлежащий вид.
Пещера N2 (Bajaghara Gumpha)
Небольшая по размеру пещера Баджагхара Гумпха состоит из веранды и жилого помещения. Высота потолка – 2 м, размер в плане: 3.3 м х 2.1 м.
Передние колонны веранды являются современными конструкциями, установленными в процессе реставрации.
Пещера N3 (Chota Hathi Gumpha)
Чота Хатхи Гумпха – маленькая по габариту и очень низкая пещера (высота потолка 1.2 м). Внутри – обычное для монастыря жилое помещение с повышающимся к задней стене уровнем пола.
Очень колоритно смотрится скальный козырек над входом.
Свое название (Малая слоновья пещера) она получила из-за барельефов слонов по бокам от входного портала.
На дверном проеме видны пазы и отверстия для крепления дверного косяка – видимо пещера закрывалась на деревянную дверь.
Пещера N4 (Alkapuri Gumpha)
Алкапури Гумпха – двухэтажная, плохо сохранившаяся внутри пещера. Каменные колонны, поддерживающие козырек веранды, являются современными сооружениями, установленными при реставрации.
Попасть на верхний этаж можно через второй этаж пещеры N5.
Пещера N5 (Jaya-vijaya Gumpha)
Джая-виджая Гумпха состоит из двух помещений: верхнего – с верандой, к которому ведет современная широкая лестница, и нижнего – с выходом непосредственно на площадку перед пещерой.
Нижнее помещение сделано просто и без изысков, а в верхнем можно увидеть хорошо сохранившиеся барельефы и арки дверных порталов.
Фигуры дварапал по бокам веранды сохранились хуже (повреждены эрозией), но общие черты вполне различимы.
Пещера N6 (Panasa Gumpha)
Эта пещера представляет собой простую каменную нишу с двумя колоннами.
Справа от нее в скале высечена удлиненная ячейка, предназначенная по-видимому для сна и отдыха.
Пещера N7 (Thakurani Gumpha)
Такурани Гумпха – двухэтажная пещера с хорошо сохранившейся высеченной из монолита колонной веранды нижнего помещения.
Лестница для подъема на второй уровень находится слева от пещеры.
Пещера N8 (Patalapuri Gumpha)
Паталапури Гумпха полностью высечена в монолите скалы и имеет размер 10.5 м х 2.2 м
Она включает в себя веранду с колоннами и четыре жилых помещений: два – по центру и два по бокам веранды.
Пещеры N9 (Mancapuri-Sargapuri Gumpha)
Это двухэтажная пещера, у которой единый номер ASI присвоен двум отдельным пещерам, имеющим собственные местные имена.
Нижний этаж Пещеры N9 состоит из двух жилых помещения с верандой и небольшого помещение сбоку от них, а верхний представляет собой длинное сплошное помещение с тремя дверями.
На нижнем уровне находятся фигуры дварапал, высеченные по краям веранды.
Считается, что эти пещеры предназначались для проживания странствующих монахов в период сезона дождей.
Второй уровень
На второй уровень Удаягири можно подняться по длинному пандусу (возвратившись чуть назад от девятой пещеры), который и приведет на большую площадку перед пещерой N14.
Здесь обход лучше делать не по нумерации, а от пещеры N14 по часовой стрелке с подъемом на вершину холма с остатками храма и возвращением обратно к этой же пещере.
Ниже описание пещер будет идти именно в такой последовательности.
Пещера N14 (Hathi Gumpha)
Хати Гумпха (Слоновья пещера) представляет собой доработанную людьми 16-тиметровую естественную каверну дугообразной формы.
Пещера является самым знаменитым сооружением Удаягири, потому что в ее самой высокой точке под скальным козырьком высечена знаменитая Хатигумпхаская надпись (Hathigumpha inscription), являющаяся государственными хрониками времен правителя Калинги Кхаравелы (1-ый век до н.э.). Надпись содержит 17 линий, написанных древним письмом брахми на одном из пракритов.
Для предотвращения обрушения скалы и сохранения надписи перед ней сооружена конструкция, включающая шесть колонн, горизонтальные балки и защитный козырек.
Слева от пещеры N14 находится очень любопытное сооружение: Пещера IV – маленькая келья, вырубленная в куске скалы, имеющем форму здоровенного булыжника. На заднем плане виднеется еще одно сооружение подобного рода, но чуть большего размера: боковая часть пещеры N13.
На первый взгляд кажется, что взрослому человеку просто нереально поместиться в таком маленьком пространстве, однако в действительности внутри пещера имеет вполне приличные размеры: длина – 2.1 м, ширина – 1.2 м и высота – около 90 см.
При всей ограниченности размеров жилище тем не менее обустроено по всем правилам: наклонный пол, уклон-«подушка» у задней стены и два небольших окошка.
Пещера N13 (Sarpa Gumpha)
Сарпа Гумпха – небольшая пещера, вырубленная в обособленном куске скалы.
Она удостоилась отдельного номера ASI вероятно только из-за двух коротких надписей, выполненных письмом брахми выше двери и на левом косяке дверного проема.
Пещера N12 (Bagha Gumpha)
Багха Гумпха является если не визитной карточкой Удаягири, то уж точно одной из самых популярных пещер комплекса.
Пещера вырублена в огромном валуне, который стилизован под голову разинувшего пасть тигра (так пишут, хотя лично у меня не хватило воображения представить, что изображен именно тигр – особенно смущают огромные выпученные глаза).
Внутри пещера относительно просторная: 2.1 м х 2. 2 m, но довольно низкая – высота потолка около одного метра.
Вероятно пещера имела деревянную дверь, т.к. в каменном проеме вырублены пазы и отверстия для крепления дверного косяка.
Пещера N11 (Jambesvara Gumpha)
Джамбешвара Гумпха – небольшая, ничем особенным не примечательная пещера, состояшая из веранды с колонной и помещения размером 3 м х 2 м и высотой 1 м с двумя дверями.
Остатки джайнского храма на вершине холма
На вершине холма находится раскопанный в пятидесятых годах ASI фундамент и пол главного джайнского святилища Удайгири.
Материалом для пола и фундамента служили тесаные латеритовые блоки.
Храм имел размеры 24 м х 14 м, а его планировка полностью идентична планировке буддистских чайтья тех времен: вытянутый зал с полукруглой (апсидальной) задней стеной и обязательный коридор-обход вокруг главного святилища.
Пещера N10 (Ganesa Gumpha)
Ганеша Гумпха находится немного в стороне от вершины холма в окружении густого леса. Место живописное и даже, я бы сказал, уютное.
Пещера состоит из веранды с колоннадой и двух жилых помещений, имеющих по два дверных проема.
Своим названием пещера обязана не фигурам слонов, установленным перед входом, а высеченному в более позднее время на задней стене левого помещения небольшого (0.5 м х 0.6 м) изображения слоноголового сына Шивы Ганеши.
Слева от веранды находится хорошо сохранившаяся фигура дварапалы.
Фигуры слонов (похоже джайнские), как и барельеф тиртханкара в правом помещении, относятся так же к более позднему периоду, хотя точно не известно, когда и кем они были созданы.
Добродушные слоны изображены держащими ветви дерева манго поверх цветка лотоса.
В пещере прекрасно сохранились резные дверные порталы и широкие фризы с джайнскими барельефами.
Пещера N15 (Dhanaghara Gumpha)
Эта пещера состоит из веранды с двумя колоннами и длинного жилого помещения с тремя дверными проемами.
Слева от веранды высечен дварапала в странном головном уборе (пишут, что это тюрбан).
От Пещеры N15 ступени лестницы ведут вниз: обратно к площадке перед 14-ой пещерой откуда и начинался обход .
Пещеры NN 16, 17 и 18
Эти пещеры расположены слева и ниже уровня площадки перед Пещерой N14.
Ничем особым они не выделяются, поэтому ниже – только фотографии.
Пишут, что пройдя мимо них можно спуститься на дорогу и подняться на Кхандагири не по центральной лестнице, а другим путем и сразу к Пещерам N1 и N2, но мы эту дорогу не проверяли.
Пещера N16
Пещера N17
Пещера N18
3. Пещеры Кхандагири (Khandagiri)
Холмы Кхандагири и Удаягири находятся друг напротив друга и разделены узкой зеленой лощиной.
Всего в Кхандагири числится 15 пещер: центральную группу составляют пещеры с 1-ой по 11-ую, которые сгруппированы на восточной стороне вокруг вершины холма; южная группа пещер (NN 12, 13, 14) находится на южной оконечности холма (метрах в 300-350 от основной группы) и пещера N 15 расположена на противоположной, западной, стороне хома.
Метрах в двадцати выше парковки (на фото выше она сразу за левым обрезом кадра) находится начало лестницы, ведущей к нижнему уровню центральной группы пещер, на котором расположены пещеры с 4-ой по 11-ую.
Ведущая наверх широкая каменная лестница сильно замусорена на всем своем протяжении, а на верху оккупирована попрошайками.
Кхандагири, как и Удайягири, входит в в «Список охраняемых государством исторических объектов, подвергшихся незаконному вторжению» (List of Centrally Protected Monuments under Encroachment), но находится он в гораздо более худшем положении, чем Удайягири.
Если основной причиной включения Удаягири в «Список …» послужила самодеятельность местных чиновников от туризма, то в Кхандагири имеет место религиозный захват археологического объекта и строительства на нем шиваитского храма. Тема для Индии весьма щекотливая, поэтому перспективы разрешения этой проблемы выглядят довольно туманно.
Судя по состоянию территории и пещер ASI вообще отступилась от Кхандагири и возможно ждет помощи от центрального правительства.
Центральная лестница заканчивается площадкой вблизи Пещер N7 и N6. Контраст с увиденным в Удаягири настолько велик, что на ум приходит банальное : «Два мира – две системы». Впоследствии мы видели ситуации на исторических объектах и намного хуже, но в первый раз такое зрелище произвело сильное впечатление.
Облезлые рамы и двери с замками служат для защиты внутренних помещений от разрисовывания и загаживания. Выглядит все это конечно безобразно, но наверное это единственное, что смогла сделать ASI для защиты уникальных исторических памятников.
Ради справедливости все же следует отметить, что незадолго до нашего прихода мощеная дорожка, ведущая к индуистскому храму, была приведена в порядок (мусор сметен на землю и под деревья).
Влево от пещер N7 и N6 находится Пещера N8 (Barabhuji Gumpha), вокруг которой и выстроен индуистский храм и которая теперь является целлой этого храма.
Пещера N8 состоит из веранды и одной большой комнаты размером 6.75 м х 2 м. Она считается уникальной для обоих комплексов, т.к. на всех трех ее стенах в два ряда высечены барельефа всех 24-х джайнских тиртханкаров и их божеств-защитников (Sasanadeva).
23-ий тиртханкара Паршванатха (Parsvanatha) – предшественник Махавиры – изображен дважды: в ряду барельефов и как отдельная более крупная фигура в левом углу.
Сейчас все барельефы имеют ужасный вид: они стали черными и блестящими от постоянные втирания в них масла и краски, а розоватые стены под ними покрыты густыми черными потеками.
Центральным божеством индуистского храма (а это похоже храм Дурги) стал(а) один(а) из Sasanadeva (пятый барельеф в нижнем ряду), которая теперь выделяется новым лицом и нарядом из ярких тканей.
Как уже говорилось, на первом уровне расположены пещеры с 4-ую по 11-ую, а лестница для подъема на следующий уровень находится между 5-ой и 4-ой пещерами (на фото слева – Пещера N5).
Справа от лестницы находится небольшая, аккуратная и почему-то чистая пещера N 4, состоящая из веранды и одного жилого помещения.
С этого места лестница поварачивает вверх и имеет очень крутой уклон, т.к. вырублена в расщелине между скалами.
Внизу лестницы постоянно дежурит навязчивый служка со льстивым лицом, который пытается всем проходящим за небольшую мзду поставить между бровей тилак.
На верхнем уровне мусора было еще больше, что видимо окончательно расстроило супругу, и она, отказавшись от дальнейшего обхода, отправилась в тень деревьев ждать, пока я осмотрю оставшееся.
Пещеры N 2 и N3 можно было бы и не смотреть: зрелище того не стоит.
А близко вобще лучше не подходить.
Последним пунктом (оставшиеся пещеры было решено исключить из осмотра до лучших времен) был джайнский храм 19-го века на вершине холма.
Оставив жену в тени деревьев в компании тамилок обсуждать женские дела я поплелся по жаре наверх.
Храм мне показался ни чем не примечательным, единственно на территории очень чисто (у джайнов как и буддистов всегда идеальная чистота).
Ограда храма: луна-солнце, свастика и джайнскя ладонь с дхармачакрой, в центре которой вписано слово «Ахимса» (ненасилие).
Спустившись вниз, я обнаружил, что компания уже успела разобраться у кого сколько детей, чем они занимаются и выяснить прочие семейные подробности (на каком языке это происходило я правда не понял).
Со слов жены тамилки оказались христианками из сельской местности, приехавшими с Юга Индии на какую-то экскурсию (а может в гости к единоверцам, их довольно много в Ориссе). Подробности об их семейном положении я незаметно пропустил мимо ушей.
Попрощавшись с новыми знакомыми, мы быстро спустились вниз и отправились на авторикше дальше: смотреть великий храм Лингарадж.
—-