♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

Байон

shus 2010

Байон является «государственным храмом» последнего великого короля Кхмерской империи Джаявармана VII.

Храм имеет три уровня и в плане сориентирован по сторонам света, главным входом является восточный (тем кто, планирует фотографировать – вечером храм будет в контрасвете, а там и так все рябит от чередования света и тени).

Центральная башня, расположенная на третьем уровне, предназначалась для главного изображения Будды.

Статуя было разбито и сброшено в колодец через несколько десятков лет после смерти Джаявармана VII в период краткосрочного доминирования в королевстве воинствующей шиваистской секты (они еще много чего попортили).

Кстати, эти события явились границей между исчезновением в Камбодже буддизма махаяны и  появлением существующего и поныне в качестве главной религии государства буддизма тхеравады.

Центральную башню окружают шестнадцать башен по числу провинций Камбуджадеши.

В многочисленных святилищах на всех трех уровнях находились статуи местных богов – покровителей отдельных провинций, обожествленных потомков короля и прочих разнообразных божеств.

Лики на башнях отождествляют с бодхисатвой сострадания и милосердия Авалакитешварой (бодхисатва в махаяне – это святой подвижник, добровольно отказавшийся от ухода в нирвану и не ставший Буддой для того, чтобы помогать людям).

Всего по проекту башен было 49, соответственно ликов – 196. Уцелело 37 башен с ликами в разной степени сохранности.

Встречаются утверждения, что все они имеют портретное сходство с самим Джаяварманом VII, но сейчас, как мне кажется, больше распространено мнение, что лики большинства башен Байона все же относятся к местным божествам и канонизированным предкам.

Байон – храм кхмерского культа девараджи (короля-бога) и, как и все иные королевские государственные храмы Ангкорской империи, предназначен для обожествления власти короля (поэтому замена лингама на Будду не должна сбивать с толку). 

В государстве кхмеров внешняя атрибутика и иконография государственной религии нередко менялась в зависимости от религиозных предпочтений королей, но всегда неизменным оставался главный культ королевства – культ девараджи .

В тоже время изменения религиозных предпочтений королей практически не оказывали влияние (речь не идет об эволюционном развитии) на архитектурные каноны – храмы разных религий между собой практически не отличались. 

Так же всегда неизменным оставалось высокое положение в государственной иерархии брахманов, обслуживающих королевский культ девараджи.

Основной религией во все времена был шиваизм (вернее адаптированые к местным нуждам шиваистские культы), реже –  вишнуизм, махаяна или синкретические культы.

Кстати, знаменитый Ангкор Ват является вишнуистским храмом и одним из немногих храмов Ангкора, у которого вход ориентирован на запад (это особенность вишнуистских храмов, у шиваитов, как и у многих других, вход всегда ориентирован на восток, а там где храм посвящен и Вишну и Шиве обычно имеется два входа).

Джаяварман VII  поменял курс с шиваизма на буддизм махаяны, но суть культа девараджи от этого не изменился – изменилась только внешняя атрибутика и в силу специфики буддизма возросла экономическая нагрузка на государство (считается, что именно поэтому оно достаточно быстро пришло в упадок).

Вот почему в структуре Байона верховным божеством всей империи, освящающим и охраняющим власть короля оказался Будда.

Лики Авалокитешвары (в пантеоне махаяны он иерархически ниже Будды) на центральной башне взирают на все четыре стороны света, тем самым утверждая священную власть короля над ними, а так же доминируют над божествами провинций, лица которых, изображенные на нижних башнях, тоже освящают все четыре стороны, но уже соответствующих частей империи.

Таким образом Байон представлял собой этакую мистическую и административную модель тогдашней Камбуджадеши.

Ангкор - Байон (Angkor - Bayon)

shus

Вся архитектура Байона проникнута символизмом – это и карта королевства, и мандала (космическая модель вселенной), и генеалогическое дерево Джаявармана VII, вписанное в эту мандалу и еще много чего.

Не специалисту разбираться во всем этом не имеет смысла (я и не стал) – Байон действует на человека на подсознательном уровне и все понятные и логические объяснения структуры и принципов композиции как бы отходят на второй план.

Издалека храм выглядит довольно бесформенно, но по мере приближения к кажущимися грудами камней башням на них проступают удивительные лики, которые все время проявляются и надвигаются на тебя по мере того, как ты поднимаешься на третий уровень.

Испытываемые здесь ощущения передать довольно трудно, но представьте себе: куда бы вы не шли на вас постоянно сверху вниз с таинственной и загадочной полуулыбкой и возвышенной отрешенностью смотрят одновременно несколько гигантских лиц.

Все они немного разные, но во у всех во взгляде читается понимание и всепрощение вместе с какой-то дружелюбной снисходительностью и легким сожалением.

Ангкор - Байон (Angkor - Bayon) Ангкор - Байон (Angkor - Bayon)

Между второй галереей и цоколем третьего яруса находится узкое пространство с барельефами. В эту щель я не полез потому, что, когда мы подошли к Байону, только что перестал моросить мелкий дождь и все было мокрым и очень скользким. Поэтому что там на самом деле своими глазами я не видел.

Ангкор - Байон (Angkor - Bayon) Ангкор - Байон (Angkor - Bayon)

Над входом на верхний ярус находится традиционная гопура, опять же в виде четырехликой башни, а по всей площади – небольшие святилища местных богов, в которых теперь установлены небольшие статуи Будды. 

Ангкор - Байон (Angkor - Bayon)

shus

******

Ангкор - Байон (Angkor - Bayon) Ангкор - Байон (Angkor - Bayon)

Угловая башня.

Ангкор - Байон (Angkor - Bayon) Ангкор - Байон (Angkor - Bayon)

Традиционная апсара и Будда в древнем святилище.

Ангкор - Байон (Angkor - Bayon)

Около центральной башни.

Ангкор - Байон (Angkor - Bayon) Ангкор - Байон (Angkor - Bayon)

Другим чудом Байона являются его барельефы, расположенные на стенах галерей на трех уровнях.

Ангкор - Байон (Angkor - Bayon) Ангкор - Байон (Angkor - Bayon)

В отличии от Ангкор Вата, где на барельефах изображены традиционные индуистские сцены из легендарных преданий, галереи Байона (особенно первого уровня) украшены очень живыми сценами из повседневной жизни королевства.

Праздники, шествия, военные походы, сражения, сцены из повседневной жизни (типа уборки риса или торговки рыбой) и т.п. – по моему большинство знаний о внешнем виде, быте, одежде, вооружении и пр. древних кхмеров ученые почерпнули именно из барельефов Байона.

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));