Из книги: С.С. Ожегов, Т.С. Проскурякова, Хоанг Дао Кинь «Архитектра Индокитая»
При первичном, поверхностном знакомстве с художественными культурами стран Индокитайского региона может сложиться впечатление, что эти культуры являются в основном экспортированными из соседней Индии.
В самом деле, если взглянуть на любую из стран, например на Бирму или Кампучию, то окажется, что их религия аналогична индийской, в традиционной живописи и скульптуре господствует тематика и иконография, подобные тем, что существуют в буддийском искусстве Индии. Некоторые элементы архитектурного декора подобны индийским.
Особенно впечатляюща близость местной письменности с индийской. Широкое распространение в древности языков санскрит и пали, «индианизированные» имена царей и названия ряда городов, легенды и летописи, повествующие об Индии и теснейших контактах с ней,— все это служило основанием для ряда авторов при начальных этапах изучения считать культуру Бирмы, Кампучии и других стран и народов Юго-Восточной Азии не только производными от индийской культуры, но и подражающими ей.
Однако при внимательном изучении фактов, характеризующих архитектуру и искусство «буддийских» стран, близость их культур становится далеко не столь очевидной. Сейчас уже почти не осталось никого, кто бы не соглашался с серьезным значением местных традиций в формировании национальных культур.
Вопрос стоит главным образом о соотношении индийских и местных традиций в этом процессе, о сходстве и отличии их художественных систем. И здесь важно представить себе, как шло распространение индийской культуры и какое реальное влияние она могла оказывать на развитие духовной и материальной культуры стран Юго-Восточной Азии.
Историческая аналогия
Пониманию этого процесса может способствовать одна историческая аналогия.
Хорошо известно и достаточно глубоко изучено сейчас то влияние, которое, начиная с IX —X вв., оказывала на культуру Руси и славянских стран Византия.
Здесь, как и ранее в Юго-Восточной Азии, религиозная доктрина (в данном случае христианская), распространяясь среди славянских народов, несла с собой и письменность, и литературу, и сюжеты религиозной живописи, и каноны строительства культовых зданий.
Взаимодействие византийской и местных культур четче, чем где бы то ни было, проанализировано в работе Д. С. Лихачева «Развитие русской литературы X— XVII вв. Эпохи и стили», вышедшей в 1973 г.
Вот что он пишет: «…позволительно усомниться, чтобы такое большое явление, как «экспансия» художественной культуры и появление местных школ, могло быть примитивно сведено к «вывозам», «привозам» и «переездам». Иностранные влияния,— пишет он далее,— оказываются действенными только в той мере, в какой они отвечают внутренним потребностям страны».
Характеризуя славянскую культуру, Д. С. Лихачев говорит: «Это была культура славянская, но которую можно рассматривать так же, как славянскую редакцию (или «рецензию») византийской культуры, поскольку наиболее общие концепции религиозных, философских и эстетических представлений шли к славянам именно из Византии. Эта византийская культура за пределами Византии воссоздавалась на новой основе и в новых формах на всех уровнях мысли и творчества.
Славянская «рецензия» византийской культуры создавалась при этом, как мы уже отмечали, не только на основе произведений, вышедших из Византии, и определялась она своими внутренними потребностями». Она, пишет далее автор,— «имела поэтому свое собственное лицо. Это было некоторое новое единство религии, воззрений на мир и на общество, литературы, живописи и архитектуры».
Формулировки Д. С. Лихачева пригодны и для характеристики взаимоотношений культур Индии и стран Индокитая.
Влияние Китая
Проблема усложнена еще и влиянием на этот регион Китая с его мощной и древней художественной культурой.
Контакты Юго-Восточной Азии, особенно стран Индокитая, со своим северным соседом, несомненно, существовали начиная с глубокой древности. Но характер их был иным, чем контакты с Индией.
Если в отношениях с Индией господствовал мирный торговый и культурный обмен, то военная и экономическая экспансия была в течение многих веков основой отношений Китая с другими странами.
Китайские влияния не только не отвечали внутренним потребностям стран Юго-Восточной Азии, но, напротив, вызывали противодействие и народных масс, и правящей верхушки. Тем не менее последствия соприкосновения с большой и высокоразвитой художественной культурой Китая не могли не сказаться. Но проявления этих контактов носили, как правило, чисто внешний, формальный характер, не затрагивая существа сложившихся эстетических воззрений.
В странах Юго-Восточной Азии можно часто видеть китайские храмы, стоящие подчас даже в системе крупных буддийских храмовых комплексов, произведения китайской скульптуры, декоративного искусства.
Но это— чисто китайские произведения, механически перенесенные на почву другой страны. Их непосредственная связь с проявлениями местной культуры не прослеживается вплоть до XVIII — XIX вв. Только в это время в некоторых памятниках можно отметить непосредственное влияние китайских художественных традиций.
Иначе обстояло дело с философскими и художественными идеалами, приходившими из Индии. Попадая в Бирму, Кампучию и в другие страны, «наиболее общие концепции религиозных, философских и эстетических представлений» — в данном случае буддизм и его эстетические каноны — органично включались в местную культуру и получали «свое собственное лицо».
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
В прикладном искусстве — в резьбе по дереву, гравировке по лаку, чеканке по металлу — при изготовлении таких обыденных повседневных предметов, как повозки, домашняя посуда, постоянно использовалась тематика как буддийских, так и народно-эпических легенд. Что же касается изобразительного искусства — живописи и скульптуры, то господство религиозной тематики было здесь почти безраздельным. Даже в тех случаях когда объектами изображения были конкретные исторические лица или события, они вставлялись в повествовательную канву того или иного религиозного эпоса.
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Влияние древних верований
Сильнейшее влияние на иконографию искусства стран Индокитая оказали традиционные анимистические верования.
Среди них наиболее важными, сохранившимися до наших дней, явились культы различных духов, которые в разных странах назывались по-разному: в Бирме «наты», во Вьетнаме «тхань хоанг», в Кампучии «нек та», в Лаосе и Таиланде «пхи».
Существуют иерархические системы этих духов. В представлении верующих гора или дерево, река или озеро, город или дом, любой из окружающих предметов мог иметь своего духа. Добрые и злые духи населяли весь окружающий мир. Даже верующие буддисты поклонялись (да и до сих пор поклоняются) различным натам и пхи, которые, по их глубокому убеждению, правят миром, помогают или мешают людям и буддам, любят внимание и подарки, требуют почитания и пищи, охраняют города и селения, вызывают бури и укрощают их и т. д.
Объектами поклонения нередко становятся души предков, а также души героев, принявших мученическую смерть. Облик анимистических божеств принимают подчас персонажи индуистского пантеона. Так, в бирманской мифологии обитателями небес наряду с натами являются трехликие брахмы, а в Кампучии брахманистские небожители тевода превратились в анимистических духов нек та.
Изображения натов, пхи, нек та — излюбленные мотивы декоративной скульптуры в народном деревянном зодчестве Бирмы, Лаоса, Кампучии. Миниатюрные домики для духов встречаются в Индокитае повсеместно. Порой это сколоченные из досок будки, приподнятые на 1—2 метра над землей, как в Бирме и Кампучии, порой изящные маленькие храмики на полутора — двухметровом столбе, как в Таиланде и Вьетнаме.
К культу духов примыкают культы змеи Наги и птицы Гаруды. Эти два гигантских фантастических существа олицетворяют противоборствующие силы природы. Борьбу Гаруды и Наги можно видеть в произведениях искусства Кампучии, Таиланда и даже Монголии. Так, гербом Таиланда и гербом старой Урги (Улан-Батора) является изображение Гаруды, раздирающей Hary.
Изображения языческих божеств встречаются повсеместно. Фантастические львы и гаруды охраняют входы в храмы, многоголовые наги осеняют своим капюшоном статуи Будды и подъезды к храмам. Иконография всех этих существ, их взаимная значимость, легенды о них различны в разных странах. Так, в отличие от Таиланда, главенствующую роль в кхмерской и бирманской мифологии играет не Гаруда, а Нага.
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Западные авторы об архитектуре стран Юго-Восточной Азии
Подавляющее большинство работ, содержащих описание и характеристику памятников архитектуры стран Индокитая, принадлежит перу западных авторов.
Их попытки оценить те или иные явления были направлены в основном на поиски сходных с Индией черт, а не на выявление самобытного характера художественных культур стран Юго-Восточной Азии.
Длительный период колониальной зависимости народов Индокитая не мог не отразиться на оценке его архитектурного наследия буржуазным западным научным миром. Политика национального угнетения заключалась и в политике принижения значения духовно-эстетической культуры и материально-художественного наследия угнетенных народов. Сведения по архитектуре и искусству стран Индокитая включались в книги по искусству Индии.
Характерными в этом отношении являются работы Фергюссона, известного английского историка архитектуры. В 1876 г. в Лондоне была впервые издана, а в 1910 г. переиздана его «История индийской и восточной архитектуры».
Эта книга, в полной мере отражающая буржуазную историографию своего времени, написана целиком с позиций европоцентристской теории развития архитектуры Азии.
Согласно Фергюссону, цивилизация Средиземноморского бассейна и древнего Двуречья послужила основой для художественной культуры древней Индии.
В свою очередь художественные традиции Индии были заимствованы Тибетом, Китаем, Японией и целиком перенесены в страны Юго-Восточной Азии, которые в дальнейшем ряд западных авторов просто включал в состав так называемой «Великой Индии», «Индийской Азии» или «Дальней Индии».
Все основные архитектурные формы Индии и стран Юго-Восточной Азии Фергюссон производил от зиккуратов Двуречья. Многообразие планировочных и объемно-пространственных решений храмовых и дворцовых комплексов он сводил к единому «паназиатскому» типу дворца, распространенному «от Ниневии до Пекина».
Точка зрения Фергюссона в основе своей не претерпела на Западе серьезных изменений и в наше время.
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
В зарубежной искусствоведческой литературе существует даже специальный термин «индианизация», связанный с влиянием Индии на страны Индокитая, которые в свою очередь называют «индианизированными». Проблема индиоцентризма большинством зарубежных исследователей сознательно гипертрофируется, хотя ясно, что процесс освоения достижений индийской культуры был вполне естественным и закономерным на определенном этапе развития стран Юго-Восточной Азии.
Тем не менее развитое индийское искусство противопоставляется зарождающемуся бирманскому, кхмерскому, тайскому; характерные особенности художественных культур зрелого феодализма этих стран, явно противоположные индийским в принципах композиционно-планировочного построения и объемно-пространственного решения, игнорируются.
Известную роль в этом играет и неразработанность художественных проблем архитектуры стран Индокитая, приводящая к смешению региональных особенностей искусства и черт своеобразия зодчества каждой из стран.
Авторы капитальных монографий по искусству Востока часто даже не выделяют искусство и архитектуру стран Юго-Восточной Азии как самостоятельное явление.
Характерна книга Б. Роуланда «Искусство и архитектура Индии», где автор не только не попытался выявить самостоятельные черты художественного наследия соседних с Индией стран, но даже подчеркнул их подражательность, назвав шестой раздел своего труда «Индийское искусство Цейлона и Юго-Восточной Азии».
Раздел этот не только ошибочно характеризует культурную взаимосвязь Индии и соседних стран, но и содержит подчас прямую дезинформацию. Так, например, о богатейшей по своему объему и оригинальной по характеру исполнения средневековой настенной живописи Пагана (Бирма) Роуланд пишет: «остатки живописи… так убоги, что почти ничего нельзя сказать о ее развитии… Фрагменты живописи бесспорно ведут свое происхождение от тантрической живописи Бенгалии».
Автору неизвестны те факты, что, во-первых, образцов бенгальской живописи допаганского периода вообще не сохранилось, а к паганскому времени относятся лишь несколько книжных страниц из пальмовых листьев с фигурами, возможно принадлежащими тантрическому пантеону. Во-вторых, в паганской живописи нет сюжетов, связанных с тантрической сектой буддизма.
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Своего рода классической стала схема развития культур «буддийского» круга стран, разработанная индийским историком искусства Анацдой Кумарасвами, долгое время работавшим хранителем отдела индийского и мусульманского искусства в Музее изобразительных искусств Бостона в США.
В своей книге «История индийского и индонезийского искусства» в главе «Дальняя Индия, Индонезия и Цейлон» он писал: «Мы можем проследить в каждом районе прежде всего индианизированный период, когда местное искусство по всем своим целям и задачам составляло провинцию индийского искусства.., за ним следует классический период (800—1200), в котором развилась и кристаллизировалась национальная формула; последней явилась местная национальная фаза, не имевшая более прямых контактов с Индией и перешедшая в период народного искусства, существующего до наших дней… Применять название «индийские колониальные» для национальных школ после конца восьмого века,— пишет дальше Кумарасвами,— неправомерно для сильных и оригинальных местных культур» .
Позиция А. Кумарасвами, достаточно ясно видимая из приведенных цитат, остается неизменной и в других его работах.
Интересно отметить, что Кумарасвами впервые в 1927 г. высказал предположение, что прообразом кхмерского прасата следует считать индийский храм эпохи Гупта — Бхитар-гаон. Хотя трудно судить о его первоначальном облике, так как он сильно пострадал от времени (считают, что разрушение началось с XV в.).
Отметим однако существенные различия в образовании ярусной композиции индийского образца и типа кхмерского прасата. Характерная черта кхмерского прасата — строгая двухосевая симметрия. Бхитар-гаон симметричен относительно одной оси; форма килевидного покрытия Бхитаргаона не соответствует венчанию кхмерского прасата, которому свойственна форма лотосоподобного бутона. В Бхитаргаоне отсутствует и специфическая черта кхмерского прасата — самостоятельный мотив входного портала на фасадах.
Позицию Кумарасвами разделяют и некоторые другие ученые. Нередко можно встретить явное преувеличение того влияния, которое Индия оказывала на соседние страны в течение так называемого «индианизированного» периода. Небезынтересно, например, посмотреть, как оцениваются взаимоотношения бенгальской и бирманской культуры в капитальном труде «История Бенгалии», изданном в 1943 г. в Дакке.
В разделе «Архитектура», написанном преподавателем Калькуттского университета Кумаром Сарасвати, содержится попытка обосновать приоритет бенгальских храмов и ступ над бирманскими.
Любопытно, что в первых же строчках он пишет: «Ни один из ранних монументов (до XI — XII вв.— С. О.) не сохранился. Немногие случайные храмы в Западной Бенгалии принадлежат сравнительно позднему периоду». Однако это не мешает ему, ссылаясь на буддийские религиозные предания, описать три типа ступ и четыре типа храмов, проиллюстрировав их примерами Пагана и Явы, поскольку, как говорит сам Сарасвати, в Бенгалии не сохранилось ни ступ, ни храмов описанных им типов.
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Особое значение Сарасвати, как и некоторые другие исследователи, придает храму в Пахарпуре. Фундаменты этого большого крестообразного в плане здания, построенного в конце VIII в., были раскопаны в 20-х годах XX в. Планы подобной конфигурации были неизвестны в Индии, и открытие в Пахарпуре вызвало большой интерес у апологетов теории подражательности, поскольку в Бирме, Индонезии и в Кампучии крестообразные планы не были редкостью.
И вот все крестообразные храмы Индокитая, в первую очередь храм Ананды в Пагане (Бирма), стали рассматривать как подражание пахарпурскому образцу. При этом не принимались во внимание такие очевидные факты, что в Пагане существует несколько центрических крестообразных храмов, а пахарпурский храм единичен и уникален, что храм Ананды —здание с развитым внутренним пространством, размещенным на уровне земли, а пахарпурский храм был разновидностью храма-горы с маленьким святилищем, стоящим на террасированном основании.
Более того, хорошо известны прототипы центрических храмов Пагана, находящиеся в самой Бирме и построенные не позднее VII в., т. е. по крайней мере на сто лет раньше пахарпурского храма.
Довольно близкие плановые и структурные аналогии пахарпурскому храму можно найти и в Кампучии. Некоторую схожесть с ним обнаруживают Та Кео (X в.), Баппон (XI в.), наконец, Байон (XIII в.). Однако независимое развитие кхмерских храмов можно проследить еще с VII в. с хорошо известных памятников Ишанапуры.
В первой половине VII в. здесь построено центральное святилище северной группы с крестообразным планом. Впрочем, крестообразные планы можно найти не только в Кампучии, но и в Бирме и в других странах Юго-Восточной Азии.
Не логичнее ли предположить, что не храм в Пахарпуре был образцом для подражания всех стран Юго-Восточной Азии, а, напротив, Бирма, Кампучия, Ява были теми странами, где бенгальские мастера черпали свое вдохновение, стремясь превзойти соседние страны размерами и пышностью своего храма. Ведь к концу VIII в. страны Юго-Восточной Азии были крупными государствами со сложившейся культурой и достаточно высокоразвитой архитектурой.
Пример с пахарпурским храмом как нельзя лучше иллюстрирует весьма шаткую аргументированность теории заимствований и подражательности, широко распространенной на Западе. Случайным признакам (в данном случае крестообразному плану) придается первостепенное значение, настолько важное, что оно заслоняет все остальное. Игнорируются любые факты (наличие других памятников, их структура, хронология), не ложащиеся на прокрустово ложе заранее сформулированной аксиомы.
История архитектуры Юго-Восточной Азии
Для правильного понимания характера взаимодействия архитектурных традиций Индии и сопредельных стран необходимо обратиться к истории появления и распространения основных типов буддийских построек, т. е. ступ и храмов, в Индии и за ее пределами.
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Зарождение и развитие храмового зодчества проходило значительно сложнее. Первые буддийские храмы в Индии появились в одно время со ступами в III в. до н. э. Это были базиликальные пещерные постройки, называемые «чайтья». Высеченные в скалах чайтьи Аджанты, Карли, Бхаджи и других районов Индии воспроизводили в скульптуре формы и конструкции утраченных ныне их прототипов из дерева, камыша и других легких материалов. Первые известные наземные храмы Индии относятся лишь к V—VII вв.
Конструктивно их можно подразделить на два типа. Первый представлен небольшими одноосевыми каменными постройками Санчи и Айхола, где миниатюрное внутреннее пространство перекрыто каменными плитами, покоящимися на каменных балках и столбах. Второй — храмы, высеченные, подобно чайтьям Аджанты и Карли, из скальных монолитов и скульптурно воспроизводящие стоечно-балочную конструкцию. Таковы, например, храмы Мамаллапурама и Канчипурама. Они также имеют одноосевую композицию плана.
Единственное исключение среди храмов этого периода — храм Махабоди в Будх-Гайе, на месте «просветления» будды Гаутамы. Об этом храме пишут мало. Обычно упоминается, что он построен из кирпича в V—VII в., неоднократно перестраивался и полностью утратил свой первоначальный облик. По ряду обстоятельств этот храм представляет особый интерес. Во-первых, он принадлежит к числу наиболее ранних наземных храмов, во-вторых, он построен из крайне редкого не только для Индии рассматриваемого периода плоского, подобного плинфе обожженного кирпича, в-третьих, во время реставрации 1880—1881 гг. было четко выявлено и зафиксировано, что его перекрытия сделаны в виде клинчатых сводов и арок. В V—VII вв. такая техника была известна только в государстве Пью в среднем течении Иравади. При этом приемы кладки арок Махабоди полностью совпадают с техникой кладки Пью и Пагана. Это не случайное совпадение.
Известно, что паганский король Чанзитта (1084—1112) посылал строителей ремонтировать храм Махабоди, пострадавший от войска Газневидов. Известно также, что вторично бирманские строители ездили ремонтировать Махабоди в конце XVIII в. (XIX ? – shus). Не логично ли предположить, что и первоначальный храм Махабоди был построен предшественниками бирманцев, жившими в долине Иравади?
В Бирме сотни и сотни храмов построены из того материала и в той строительной технике, который в Индии существует в единственном экземпляре. Скорее всего храм Махабоди относится к числу памятников, свидетельствующих, как и храм в Пахарпуре, о взаимности контактов Индии и сопредельных стран, о том, что лучшие достижения архитектуры и строительной техники Юго-Восточной Азии использовались и в самой Индии.
Одновременно с Индией наземные храмы строились и в других странах Юго-Восточной Азии. Сформировались три ведущих центра развития художественной культуры буддийского круга: пью-бирманский и кхмерский в Индокитае и яванский на Малайском архипелаге. Каждый из них обладал ярко выраженной индивидуальностью и прошел свои самостоятельные этапы развития.
Начиная с VII—VIII вв. строительство буддийских культовых построек в Индии быстро сокращается. К XIII в. в Северной Индии художественная культура начала развиваться под эгидой мусульманства, а в Южной Индии господствующей идеологической базой архитектуры и искусства стал индуизм. Несмотря на существование хорошо прослеживаемой преемственности в архитектуре Индии I и II тысячелетий н. э., характер мышления и эстетические идеалы строителей мусульманских и индуистских храмов приобрели черты, отличные от времени господства буддизма.
Вместе с тем в то время когда в Индии шла активная междуусобная борьба феодалов, когда начиная с XI в. Северная Индия стала объектом разрушительных набегов Газневидов, когда строительство буддийских зданий пошло на убыль, а индуизм только начал завоевывать твердые позиции в художественном мировоззрении, начался бурный расцвет художественной культуры в Юго-Восточной Азии, а также на центральной Яве.
Уникальными по своей значимости стали крупные центры государственности, а также архитектуры и искусства Индокитая — Ангкор и Паган.
Факт одновременного мощного расцвета искусства в нескольких странах Юго-Восточной Азии и на Шри-Ланке не мог быть случайным. Расцвет искусства в этих странах в VII—XIII вв. возник на основе общего подъема экономики и государственности. Объяснить такой подъем исключительно реакцией буддизма на изменение характера религиозной идеологии Индии, как это делают некоторые западные авторы, было бы неправильно.
Общий ход развития истории позволяет сказать, что VII—X вв. были временем интенсивного формирования ряда раннефеодальных государств, сложившихся в районах Юго-Восточной Азии, особенно выгодных для экономического развития.
Такими районами были долины Иравади (пью и бирманцы), Салуина (моны) и Меконга (тямы и кхмеры), а также крупнейшие острова — Суматра с Явой и Шри-Ланка. Удобное положение на пересечении важнейших торговых путей сочеталось здесь с благоприятными условиями для развития сельского хозяйства, торговли, ремесла и строительства. Образование в этих районах централизованных сильных государств было подготовлено всем предыдущим ходом исторического развития.
Буддизм же оказался формой идеологии, наиболее гибкой и удобной для успешного развития государственности. Именно в это время в VIII — X вв. в Бирме, Кампучии, на Яве и Шри-Ланке проявилась отчетливая тенденция к самовыражению, к утверждению национальной культуры и искусства.
Подъем экономики и государственности имел своим прямым следствием строительство городов и развитие градостроительного искусства, ставшего ярким и своеобразным явлением в странах Юго-Восточной Азии, в первую очередь Индокитая.
Нам известны (и то лишь в самых общих чертах) только единичные образцы городских планов Индии за все время ее существования до XV—XVI вв. Мохенджодаро (XV—XIII вв. до н. э.), Такеила (включающая ахеменидский Шир-Маунд, около VI в. до н. э.)., греко-бактрийский Сиркап (II в. до н. э.— I в. н. э.), кушанский Сирсук (II в. н. э.) и Паталипутра (III в. до н. э.) почти исчерпывают список древних и средневековых индийских городов.
Полторы тысячи лет после Сирсука не оставили нам ни одного крупного городского плана.
Но в те же самые века в Индокитае появились десятки городов.
Вот некоторые из них: Фу-нань — Ок-Ео (II в.); Пью — Пейтано (I — IV вв.), Халин и Таякетая (V—VIII вв.); Кампучия — Ишанапура (VII в.), Харихаралайя, Яшодхарапура, Лингапура (IX — X вв.), Ангкор Том (XII—XIII вв.) и др.; Бирма — Паган (VIII—XIII вв.), Ава, Таунгу, Пегу (XIV-XVI вв.) и др.; Таиланд — Сукхотай (XIII в.), Аюттхая (XIV в.).
Эти города, имевшие обычно регулярную планировку и прямоугольные или квадратные очертания плана, сохранили, как правило, фрагменты укреплений, построек, а нередко даже трассировку улиц.