Приглашаем на прогулку по колониальному Янгону (Рангуну) – уникальному городу Юго-Восточной Азии, сохранившем свою самобытность в архитектуре и в стиле жизни горожан.
Из всех мегаполисов этого региона Янгону лучше других удалось сберечь неповторимый облик британского колониального города. Этому способствовал тот факт, что он в середине 19 века заново перестраивался по утвержденному плану, в результате чего возникли четкие параллельно-перпендикулярные каменные и кирпичные кварталы единого европеизированного архитектурного ансамбля, отстроенные в соответствии с самыми последними представлениями о городской архитектуре того времени. Эти старые колониальные кварталы дошли до наших дней почти в первозданном виде, поскольку Бирма/Мьянма на протяжении десятилетий 20 века пребывала в самоизоляции, и в ней не велось масштабного городского строительства. Таким образом, сегодняшний центр Янгона – это единственный в своем роде уникальный памятник колониальной архитектуры, протянувшийся более чем на десять километров вдоль одноименной реки. Но эти кварталы – жилые, и, проходя мимо старых зданий, путешественник одновременно знакомится с жизнью янгонцев, очень своеобразной и самобытной.
Главная цель прогулки по старому колониальному Янгону – знакомство с наиболее интересными историческими объектами города, расположенными в зоне пешеходной доступности друг от друга. При этом задача видится в том, чтобы кратко рассказать путешественнику о каждой лежащей на пути достопримечательности, и, если у него возникнет желание, он сможет после завершения прогулки вернуться к любому объекту своего интереса и ознакомиться с ним подробнее. Именно поэтому такая пешеходная прогулка наиболее целесообразна в первый день пребывания туриста в Янгоне. При этом путешественник получит представление не только о конкретных зданиях, но и об интереснейшей истории этого города, которая, согласно преданиям, насчитывает два с половиной тысячелетия.
Естественно, краткое описание достопримечательностей и объектов на маршруте прогулки не заменит полноценного познавательного пешего тура с участием гида, знающего историю Янгона и умеющего интересно и увлекательно рассказать о каждой достопримечательности этого города. Мы готовы предоставить такого гида для любой группы туристов. Мы также заинтересованы в том, чтобы этом маршрут был включен в путеводители для русскоязычных туристов, прибывающих в Мьянму.
Наиболее оптимальное начало пешеходного тура – около 9-10 часов утра (в это время еще не жарко). Ориентировочная продолжительность тура – 4-5 часов. Протяженность маршрута – около 7 километров.
Маршрут
1. Боджок-маркет
Рынок «Боджок Аун Сан зэй» (кратко – Боджок-зэй, или Боджок-маркет) был построен в середине 1920-х годов по инициативе британского колониального чиновника Гэвина Скотта, поэтому первоначально был известен как Скотт-маркет.
В 1948 году он получил свое нынешнее название в честь бирманского героя борьбы за независимость генерала Аун Сана (1915-1947). Основное впечатление туристов от знакомства с Боджок маркетом – внутри он оказывается гораздо больше, чем выглядит снаружи.
За фасадом в колониальном стиле, находятся большие пространства торговых рядов с магазинчиками, большая часть которых ориентирована на туристов. Прямо при входе можно купить предметы древности, вышедшие из обращения денежные купюры (в том числе уникальные банкноты по 35, 75, 45 и 90 кьят, ходившие в Бирме во время правления генерала Не Вина), монеты предшествующих эпох, медали, марки и почтовые карточки. В глубине рынка находятся ряды ювелирных изделий – здесь продаются рубины, сапфиры и другие известные всему миру мьянманские драгоценные и полудрагоценные камни и изделия из них, а также украшения из мьянманского золота.
Есть тут и магазинчики, торгующие традиционными мьянманскими сувенирами – расшитыми гобеленами, цветными сумками из ткани, лаковыми шкатулками, резными поделками из ценных пород дерева, рисунками местных художников, предметами национальной одежды народностей, населяющих Мьянму.
2. Улица плетеных половиков
Половики, сплетенные из кусочков разноцветной ткани – это то, что знакомо многих россиянам среднего возраста, проводившим детство в деревне.
Есть подобные половики и в Мьянме. Больше того, в жизни любого мьянманца они встречаются гораздо чаще, чем в сегодняшней России – даже в городских квартирах эти половики лежат около входа в каждую комнату и на кухню.
Они мягкие, приятные для ног и, в отличие от многих синтетических китайских ковриков, не имеют запаха. Самые простые половики – прямоугольные, но при желании можно найти и тканевые коврики с круговым плетением.
Расцветки тоже бывают самые разные – практически каждый может выбрать половик, приятный собственному глазу. Удобство этих половиков – их дешевая цена. Поэтому по мере загрязнения хозяева просто меняют их на новые.
3. Домашнее сливочное масло, джем и повидло из Верхней Мьянмы
На улице Аноратха расположено несколько магазинчиков, в которых продается мьянманское сливочное масло. Оно сделано из молока коров, пасущихся на горных склонах севера Мьянмы (эти пастбища расположены к северу и северо-востоку от Мандалая – около городов Могок и Пьин У Лвин).
Масло немного горьковатое на вкус, но продавцы уверяют, что оно и должно быть таким – все дело в специфике трав, растущих на этой территории. Многие жители Мьянмы настолько привыкли к этому вкусу, что предпочитают местное масло импортному «сладкосливочному».
А для кого-то это – вкус детства, помогающий взрослому мьянманцу снова почувствовать себя сельским мальчишкой, у которого еще впереди вся жизнь. Здесь же можно купить и изделия из других продуктов, которые есть в тех краях – например, сделанные по-домашнему разнообразные джемы, или самодельные чипсы из картофеля.
4. Индуистский храм
Храм Shri Kali посвящен богине Кали (Кали Ма) и был построен тамильскими иммигрантами в 70-х годах 19 века. Стены и башня храма богато украшены скульптурными изображениями и резными фигурами на темы индуистских сюжетов.
Главная фигура храма – богиня Кали, традиционно изображенная с четырьмя руками, одной из которых она держит отрубленную голову демона, а другой – меч. Ее скульптура в глубине алтаря обильно украшена цветами.
Обычно храм бывает заполнен верующими, пришедшими поклониться богине. Здесь же им наносят тилаку – красный священный знак на лбу. Возле храма на уличных проводах обычно сидит много голубей – потому что многие поклонники богини Кали считают своим долгом их покормить кукурузными зернами, продаваемыми на входе. Именно поэтому туристам следует периодически посматривать наверх.
5. Вечерний уличный рынок
Еще чуть больше 5 лет назад в Янгоне были большие проблемы с электроснабжением – в сухой сезон действовала система веерных отключений. Кроме того, у многих семей было не так много денег, чтобы купить холодильник. Именно отсюда идет сохранившаяся до сих пор традиция янгонских хозяек покупать рыбу, мясо, овощи, фрукты и зелень только «на сегодня».
Именно для удовлетворения этой потребности в каждом густонаселенном квартале Янгона действует свой уличный рынок. Обычно разгар его работы – вечер, сразу после трудового дня, когда хозяйки по пути домой покупают еду на ужин.
Тем не менее, и в утренние часы можно составить представление о том, что продается на таком рынке. Мясо, рыба, разнообразная зелень, овощи, тропические фрукты, традиционные приправы, ингредиенты для салата из чайных листьев, рыбная паста «нгапи» и многие другие экзотические продукты призваны удовлетворить вкусы самой привередливой янгонской хозяйки.
6. Синагога
Синагога Musmeah Yeshua была построена между 1893 и 1896 годами. В это время число живущих в Рангуне евреев превышало 2 тысячи человек, и многие из них были известными торговцами и промышленниками.
Именно поэтому денег на постройку и внутреннюю отделку синагоги оказалось достаточно для того, чтобы воздвигнуть настоящий памятник ушедшей эпохи. Внутри синагоги с момента ее строительства мало что изменилось – и это помогает погрузиться в атмосферу прошлых лет.
На последних рядах выставлены несколько фотографий, иллюстрирующих отношения между Бирмой/Мьянмой и Израилем – обе страны были основаны в 1948 году и поддерживали не только отличные межгосударственные отношения, но и хорошие персональные контакты на уровне первых руководителей.
Премьер-министр Бирмы У Ну стал самым первым зарубежным гостем уровня главы правительства, совершившим визит в Израиль после его основания, а его коллега Давид Бен-Гурион спустя несколько лет провел в Бирме две недели.
7. Улица Швебонта
Эта улица также известна по ее первоначальному названию – Могул (Могол). Последний падишах Империи Великих Моголов и последний правитель из династии Тимуридов, Бахадур Шах II Зафар (1775-1862), после восстания 1857 года был выслан британцами в Рангун, где через несколько лет умер (гробница его находится в Янгоне, к югу от пагоды Шведагон).
Вместе с падишахом в Бирму приехал целый легион его придворных и слуг. Улица Могул стала центром этого сообщества, и многие из владельцев расположенных на ней лавочек до сих пор гордятся тем, что в их жилах течет кровь знатных родов Империи Великих Моголов.
Эта улица также знаменита своей большой и красивой суннитской мечетью с двумя изящными минаретами (Surti Sunni Jamah), построенной в 1860-е годы.
Швебонта – это торговая улица. Ее верхняя часть известна своим вечерним блошиным рынком, а нижний квартал – место неформальной уличной биржи мьянманских драгоценных камней, а также золотых самородков и слитков. Сюда их привозят со всей страны, здесь, у подножия старых колониальных зданий, в уличных кафе за чашкой чая их неторопливо и внимательно осматривают перекупщики, вооруженные специальными фонариками и линзами.
Вокруг этой уличной биржи, в магазинчиках и офисах на первых этажах, давно сложилась своя инфраструктура по ее обслуживанию. На чердаке одного из старых домов колониальных времен даже действует небольшое аффинажное производство по очистке золота. Есть здесь свои гаранты и поручители, свои неофициальные банкиры и авторитетные оценщики. При этом для непосвященного обывателя порой сложно сказать, что делают собравшиеся на этой улице и общающиеся между собой группы людей, хотя часто суммы заключенных сделок купли-продажи драгоценных камней измеряются десятками и сотнями тысяч долларов.
8. Пагода Суле
По традиции, Суле считается старейшей буддистской пагодой на территории страны. По преданию, которое начало активно внедряться в 1850-е годы, когда занявшие Рангун британцы решили на месте старого поселения построить новый современный город и центром его определили пагоду Суле, она существует с 5 века до нашей эры.
Считается, что пагода была воздвигнута в благодарность жившему на этом месте старому духу-нату (Суле Бо Бо Джи), который указал людям и божествам место для строительства знаменитой пагоды Шведагон, где в итоге были помещены на хранение волосы Будды, привезенные из Индии братьями-торговцами Тапуссой и Бхалликой.
Ростовая статуя старого духа-ната, принявшего буддизм под влиянием встречи с четвертым Буддой – Какусандой (Будда уговорил ната Суле не есть слонов, которых он употреблял в пищу ежедневно, и вообще не убивать живых существ) сегодня находится в боковом помещении пагоды и является одной из особо почитаемых в Янгоне.
Внутри пагоды размещены изображения наиболее знаменитых магов прошлого, а также панно, иллюстрирующие «восемь великих побед Будды».
Более ранние легенды о Суле связаны с королем Богатеной, который, распределяя реликвии Будды, оставил на хранение в пагоде его волос. Об этом говорит и старое название пагоды на языке монов (коренной народности Мьянмы, жившей здесь до прихода бирманцев) – «чьяйк аток», указывающее на то, что в пагоде хранится священный волос.
Внешний вид пагоды выдержан в буддистской архитектуре монов. Она представляет собой восьмиугольную 44-метровую позолоченную ступу и возвышается на перекрестке двух главных улиц Янгона, являясь географическим центром старого города. Вокруг Суле организовано круговое движение. К пагоде пристроены маленькие магазинчики, а неподалеку от нее сидят уличные астрологи, прорицатели и хироманты.
9. Площадь перед пагодой Суле
Это – центральная площадь Янгона, символами которой являются древняя пагода Суле и здание городской администрации (Сити-холл). Каждое здание вокруг Суле имеет свою интересную историю и заслуживает отдельного рассказа.
Сити-холл – довольно уникальный архитектурный комплекс, отразивший рост национального самосознания бирманцев в годы колониального правления. Построенный в 1925 году, он первоначально представлял собой типичную британскую колониальную постройку. Но в результате кампании бирманских националистов было решено придать зданию «национальные» формы.После доработки внешнего вида здания под руководством архитектора У Туна, к 1940 году Сити-холл обрел скульптурные изображения драконов и павлинов, а крыши и карнизы приобрели традиционный бирманский орнамент.
Другими примечательными зданиями на противоположной от Суле части площади стали банк Иравади (здание построено в 1910 году, и первоначально было крупным универмагом Rowe & Co, выполняя роль бирманского ГУМа) и баптистская церковь Св. Эммануила (она была возведена в 1885 году, но после серьезных разрушений в годы Второй мировой войны фактически заново отстроена в 1952 году).
Эта церковь известна тем, что в ней дни недели распределены между национальными меньшинствами Мьянмы, исповедующими христианство – в «свой» день недели они могут посетить службу, которая проводится на их родном языке.
Вообще, площадь около буддистской пагоды Суле – символ мьянманской толерантности веротерпимости: помимо церкви Св. Эммануила сразу за пагодой Суле находится красивая по своей архитектуре бенгальская суннитская мечеть (построенная в 19 веке иммигрантами с территории нынешней Бангладеш).
10. Парк Маха Бандула и монумент Независимости
В середине 19 века на болотистом и сыром пустыре около пагоды Суле размещался большой резервуар с водой, используемой для нужд горожан. Затем это место было осушено, благоустроено и приспособлено для отдыха жителей Рангуна. В самом центре этого земельного участка была установлена статуя королевы Виктории, подаренная богатой семейной армянской компанией Балтазаров, а разбитый на нем парк был назван в честь тогдашнего комиссара (главы колониальной администрации) Британской Индии Альберта Файтча (Fytche).
После 1935 года под влиянием бирманских националистов парк был переименован в честь Маха Бандулы – бирманского генерала начала 19 века, сражавшегося в том числе против англичан. После провозглашения независимости в 1948 году на месте снесенной японцами статуи королевы Виктории был установлен обелиск в виде направленного в небо 46-метрового штыка (символизирующего «государствообразующий» бирманский народ) в окружении пяти штыков меньшего размера (по числу крупнейших национальных меньшинств Мьянмы, считающихся, наряду с бирманцами, со-основателями Бирманского Союза).
Вокруг монумента Независимости впоследствии были установлены фигуры львов. Монумент возводила армянская фирма «Мартин и Нагапетян». В 2012 году этот большой парк в центре города был заново благоустроен, и сегодня он является одним из любимейших мест отдыха жителей Янгона.
11. Здание Верховного Суда
Масштабный комплекс зданий Верховного Суда считается каноническим образцом британской колониальной архитектуры центра Янгона.
Его строительство было завершено в 1911 году. Построенные из красного кирпича в стиле эпохи королевы Анны, с традиционной башней с часами по центру, здания Верховного Суда напоминают лучшие образцы британской колониальной архитектуры в Индии.
Считается, что именно этот комплекс зданий стал одним из первых в Янгоне, где были оборудованы туалеты с водопроводом и канализацией. Он же одним из первых был электрифицирован. Как и большинство зданий Янгона, здания были построены на зыбкой болотистой почве, поэтому при их возведении британским инженерам пришлось находить множество нетрадиционных решений, связанных с укреплением фундамента.
12. Янгонская фондовая биржа
Это здание было построено в 1937 году для филиала Резервного банка Индии (то есть, центрального банка этой британской колонии). И хотя с этого же года Бирма формально перестала быть частью Британской Индии, в ней все равно продолжала хождение рупия, а центральный банк на этой новой колониальной территории так и не появился.
После провозглашения независимости это здание занимал Центральный банк Бирмы/Мьянмы, а с 1993 года – частный банк Мьявадди. Сейчас здесь действует Янгонская фондовая биржа, официально начавшая торги 25 марта 2016 года.
Это здание интересно тем, что достаточно ярко иллюстрирует степень глобализации архитектурной мысли первой половины 20 века: жители России без труда находят в нем сходство с каким-нибудь провинциальным домом культуры, построенным в эпоху СССР.
13. Деловой квартал Янгона
Если обычному янгонцу нужно совершить какую-либо сделку, или уполномочить кого-то представлять его интересы – он чаще всего идет в деловой квартал города.
Здесь, на пересечении Банковской улицы и улицы парка Маха Бандулы, выстроились в ряд столики, за которыми сидят юристы. У них есть все, что нужно фактически для любой сделки – мьянманская гербовая бумага, допотопные печатные машинки с английским и бирманскими шрифтами, а также «джентльменский набор» мьянманского нотариуса, включающий в себя печать, клей, цветные ленточки для скрепления заверенных документов, а также вырезанные из фольги звездочки (именно на них, после наклеивания их на бумагу, ставится объемный оттиск нотариальной печати).
Для удобства посетителей здесь есть бланки гербовой бумаги, на которых уже имеются тексты «болванок» типовых договоров – в них остается на машинке впечатать имя и персональные данные участников сделки.
Этот же юрист становится свидетелем совершения правового действия – например, он удостоверяет факт полной передачи денег от покупателя к продавцу.Деньги привозятся обычно сюда же, и абсолютно спокойно пересчитываются прямо на улице, на глазах у прохожих. Иногда «кубы» из денежных пачек могут достигать размеров метр на метр.
Гербовая бумага Мьянмы, предназначенная для печати на ней договоров и фиксации других юридических действий, на самом деле выглядит симпатично – со львами и витыми узорами – и при этом стоит недорого. Некоторые нотариусы могут предложить купить для коллекции гербовую бумагу старых времен – когда Мьянма еще была Бирмой.
Интересен и антураж, в котором происходят эти юридические действия – в окружении старых зданий, где, как явствует из названия улицы, в колониальное время располагались банки и офисы крупнейших бирманских компаний.
Самое старое из этих зданий (большой и красивый четырехэтажный дом из красного кирпича) построено в 1905 году и связано с именем Самуэля Балтазара – армянского бизнесмена, родившегося в Персии, приехавшего в Рангун в 1866 году и здесь приумножившего семейный бизнес на экспортно-импортных операциях. Именно Самуэль Балтазар и его брат Карапет на свои деньги установили в расположенном рядом сквере Файтча (ныне – парк Маха Бандулы) статую королевы Виктории.
14. По улице Пансодан
Сложно найти в других далеких от России городах Азии более «советскую» улицу, чем Пансодан.
Дело в том, что застраивалась она в основном в 30-е годы 20 века – когда Бирма постепенно продвигалась к получению статуса самостоятельной колониальной единицы. В СССР в это время строились монументальные здания с колоннами и парадными входами, призванные продемонстрировать незыблемость советской власти. Схожие идеи воплощали в жизнь и британцы в Рангуне – только их здания должны были продемонстрировать мощь империи и непоколебимость колониального владычества.
Нижний квартал улицы Пансодан – великолепный памятник той эпохи. Ее основные символы – выполненный с элементами «ар-деко» Rander House (построен в 1932 году; сегодня – Internal Revenue Department), монументальное здание с широким и высоким входом – Irrawaddy Flotilla Company (построено в 1930 году; сегодня – Inland Waterways Department), типично «раннесоветский» по стилю, с массивными позолоченными входными дверьми National Bank of India (построен в 1930 году; сегодня – Myanma Agricultural Development Bank), Chattered Bank of India, Australia and China, самый «модерновый» в предвоенном Рангуне, где впервые при постройке был запланирован подземный паркинг (построен в 1939-41 годах, сегодня здесь помещается одно из отделений Myanma Economic Bank). И, наконец, последнее здание у самой реки, увенчанное на углу высокой смотровой башней – Port Trust Office (построено в 1928 году; сейчас – Myanma Port Authority).
А рядом с этими зданиями – несколько домов постройки начала 20 века – совсем других по стилю, но и их братьев по архитектуре, с такими же круглыми башенками наверху, тоже можно встретить во многих русских провинциальных городах. Среди них – угловое здание Accountant-General’s office, возведенное в 1907 году. Сейчас здесь Янгонский окружной суд, и нередки случаи, когда группы сторонников подсудимых устраивают на улице перед зданием шумные акции поддержки.
А на другом конце этого квартала – построенный в 1906 году дом Софайера (Sofaer), также выполненный в духе своего времени, богатый на архитектурные детали и также увенчанный круглой башенкой. Он был возведен на деньги и по проекту Исаака Софайера – багдадского еврея, приехавшего с братом в Рангун еще в детском возрасте и сделавшим здесь с братом состояние на торговле алкоголем и продуктами питания.
15. Традиционный бирманский чай с молоком
На улице Пансодан находится “Rangoon Tea House”. Из его названия ясно, что это заведение специализируется на традиционном мьянманском чае с молоком – во всех его разновидностях.
Кроме чая здесь есть традиционные мьянманские блюда к завтраку – рыбный суп мохинга, лепешка «палата», салат из ферментированных чайных листьев, разные виды лапши. Есть здесь и блюда для обеда, а также винная карта к ужину.
“Rangoon Tea House” рекомендуется тем, кто опасается есть в обычных мьянманских кафе по соображениям санитарии. Здесь на самом деле созданы все условия, чтобы посетитель из Европы почувствовал себя удовлетворенным с точки зрения гигиены. При этом цены здесь в 4-5 раз выше, чем в обычном янгонском кафе. Например, чашка традиционного мьянманского чая с молоком стоит, в зависимости от вида, 1500-2000 кьят, в то время как в обычном кафе ее можно выпить за 300-400 кьят.
16. Книжные развалы
Угол улиц Пансодан и Мерчантс, а также расположенная рядом часть 37 улицы – это место развалов старых книг. Именно сюда янгонцы приносят ненужные издания в надежде хоть что-то заработать на их продаже. Порой здесь появляются целые библиотеки старых книг – после ухода из жизни старших членов семьи, собиравших в молодые годы необходимую им литературу, или просто – за неимением места для их дальнейшего хранения.
Книги, разложенные на уличных лотках – как правило, самые дешевые. Но есть на 37 улице и несколько букинистических магазинчиков, полки которых доверху забиты старыми фолиантами. Здесь попадаются книги на разных языках, но чаще всего, естественно, на бирманском и на английском.
Иногда можно встретить книги и на русском, а также англоязычные книги, изданные в СССР (в основном, пропагандистской направленности). Раньше, когда Мьянма была закрытой страной и иностранцев сюда приезжало мало, на таких развалах часто можно было найти не одну книжную «жемчужину» – например, редкую старую книгу на русском языке из числа тех, которые сейчас и в России трудно отыскать. Сегодня, к сожалению, такие находки случаются все реже и реже.
17. Выставка фотографий старого Янгона
Официальное название этой постоянно действующей выставки – “Global City”. Она развернута в холле офиса неправительственной организации “Yangon Heritage Trust”, борющейся за сохранение исторического облика города (ее возглавляет Тан Мьин У, внук бывшего генерального секретаря ООН У Тана).
Выставка дает широкое представление о том, как выглядели рангунские улицы прошлого и позапрошлого веков, какие на них стояли дома, какой по ним ездил транспорт и каким было уличное освещение. На многочисленных фотографиях видно, как одевались, как проводили свое время и в каких жилищах обитали горожане. Выставка знакомит с основными действующими лицами той эпохи – британскими колониальными чиновниками, индийскими торговцами, бирманскими политиками. В отдельном помещении установлен телевизор, на котором в «кольцевом» режиме транслируется видеофильм о колониальных зданиях Рангуна.
Отражен в экспозиции и период второй мировой войны, когда город подвергся значительным разрушениям. В годы независимости столицу Бирмы, ставшей одним из самых активных участников Движения неприсоединения, посещали многочисленные высокие зарубежные гости – и это тоже отражено на фотографиях. Многие из них с увлечением и интересом во время своих визитов надевали на себя традиционную бирманскую мужскую юбку-лоунжи. В противоположность им, глава советского правительства Н.С. Хрущев оставался в штанах, зато, как видно на одном из снимков, с упоением лупил в традиционный бирманский барабан.
18. Река Янгон
От Янгона до моря остается всего 40 километров широкого речного устья – именно поэтому Янгон является морским портом, несмотря на то, что формально он лежит на реке.
Экономическое значение этой реки трудно переоценить не только в жизни крупнейшего города Мьянмы, но и в масштабе всей страны. Грузы, пришедшие в Янгон по морю, доставляются затем водным транспортом во многие города центральной Мьянмы. Еще в 19 веке эта река была соединена каналом с Иравади – главной водной артерией Мьянмы, вдоль берегов которой находятся основные рисовые поля страны. Но заполненная большими морскими судами река Янгон с ее напряженной торговой жизнью имеет и свое менее масштабное человеческое измерение.
На противоположном берегу от центра Янгона находится малопрестижный пригород Дала с его дешевым жильем – место, откуда многие честолюбивые провинциалы начинают свое покорение крупнейшего города Мьянмы (днем между берегами постоянно курсируют паромы и лодки). Многие жители окрестных деревень везут на паромах свои овощи, фрукты и другую скльхозпродукцию, чтобы продать их в Янгоне.
Река была свидетелем целого ряда значимых событий прошедших эпох и скрывает в себе множество тайн и загадок. Одна из них – крупнейший в мире колокол Дхаммазеди (московский Царь-колокол в полтора раза его легче), по некоторым сведениям затонувший в реке около нынешнего Янгона при его перевозке в начале 17 века.
19. Отель Стрэнд
Отель «Стрэнд» («Прибрежный») был открыт в 1901 году – в последний год правления королевы Виктории, и поэтому все его традиции впитали дух викторианской Англии. Уже с момента основания о нем стали писать как об «одном из самых фешенебельных отелей в британской империи, постояльцами которого были исключительно белые».
Он имел собственный парогенератор для выработки электричества, свою систему забора и очистки виды, а его жильцы имели возможность оценить европейские булочки и тосты к завтраку, которые часто подавались вместе с черной икрой, присланной с берегов Каспия.
Основателями и первыми владельцами «Стрэнда» стали армянские бизнесмены, братья Саркисы (Мартин, Тигран, Авет и Аршак), в гостиничную империю которых в то время входили еще два фешенебельных отеля в Пинанге (ныне Малайзия) и знаменитый сингапурский «Раффлз».
До сих пор «Стрэнд» – самый шикарный и самый дорогой отель Янгона с вышколенным персоналом и своими традициями, восходящими к колониальным временам. Здесь останавливались Пьер Карден, Оливер Стоун, Дэвид Рокфеллер, Мик Джаггер, Редьярд Киплинг, Соммерсет Моэм и другие знаменитости.
К сожалению, о братьях Саркисах в отеле уже давно ничего не напоминает. Армянский коньяк (бренди) в баре отсутствует, причем, бармены даже не имеют представления о том, что он существует.
20. Здание главпочтамта
Первоначально это был офис крупнейшей компании региона по торговле рисом – Bulloch Brothers & Co. Построенный в 1908 году, этот трехэтажный дом с высокими потолками стал одним из красивейших зданий колониального Янгона. Его фасад из красного кирпича с фигурными окнами, окаймленными полосой кремового цвета, сам по себе служил визитной карточкой компании, которую знали не только как крупнейшего рисового трейдера, но и собственника одного из самых красивейших зданий Янгона.
В 1933 году компания была ликвидирована, и в это же самое время власти искали новый офис для главпочтамта, прежнее здание которого было серьезно повреждено в результате землетрясения 1930 года. Именно поэтому вскоре бывшую резиденцию рисовой компании начали обживать почтовые клерки.
Одним из них в то время был молодой человек по имени Шу Маун, проваливший экзамен по биологии, расставшийся с надеждой поступить в медицинскую школу и поэтому вынужденный искать работу. Через несколько десятилетий этот молодой почтовый клерк войдет в историю Мьянмы как генерал Не Вин (1911-2002) – правитель, державший страну под своим жестким контролем на протяжении более четверти века.
Несмотря на то, что в здании недавно был проведен ремонт, многие элементы колониального прошлого (например, широкие лестницы с деревянными ступеньками, ведущие на верхние этажи) сохранились в своем первозданном виде. У входа путешественник может купить открытку с видами Мьянмы или Янгона и сразу же опустить ее в почтовый ящик – в Россию такая открытка с настоящей мьянманской маркой и оригинальным мьянманским штемпелем, отправленная себе самому, родственникам или друзьям, обычно приходит спустя 3-4 недели после отправки. Стоимость открытки – 200 кьят, стоимость почтовой марки – 500 кьят.
21. Армянская церковь
Первые армяне появились на территории нынешней Бирмы в начале 17 века. Это были выходцы из Персии, сначала осевшие в Индии и оттуда начавшие осваивать соседние территории.
Местные власти быстро оценили лояльность и деловые качества армян, и даже неоднократно назначали их руководителями местной таможни. Представители этой нации прославились в Рангуне не только как умелые торговцы (а среди владельцев крупнейших морских коммерческих судов того времени было много армян), но и как собственники строительных и горнодобывающих компаний, финансисты и хотельеры. Дома рангунских армян поражали своим богатством и служили визитными карточками тех улиц, где они находились.
Именно эта богатая диаспора в 1862 году построила здание Армянской апостольской церкви, год спустя получившей имя Св. Иоанна Крестителя. Сегодня это – старейшее здание христианской церкви в Янгоне. К сожалению, сейчас число прихожан очень невелико. Последний чистокровный янгонский армянин умер в мае 2013 года, и среди тех, кто посещает эту церковь – в основном те янгонцы, у которых кто-то из предков был армянин, или христиане, живущие в окрестных кварталах.
Несколько лет назад своеобразное шефство над этой церковью взяла крупная армянская диаспора в Индии. Специально для проведения служб (они проходят по воскресеньям в 2 часа дня) из Калькутты прилетает священник. Для христиан, принадлежащих к Русской православной церкви, важно и то, что Армянская апостольская церковь традиционно является близкой ей по духу. В левом пристрое Армянской церкви есть специальная «русская» комната, где собрано около двух десятков икон Русской православной церкви и пара икон из Сербии.
22. Секретариат (комплекс колониальных административных зданий)
Этот большой комплекс зданий из красного кирпича специально строился как административный квартал и воплотил в себе все основные традиции британской архитектуры времен королевы Виктории.
Строительство заняло более 15 лет – с 1889 по 1905 годы. В результате на свет появился масштабный архитектурный ансамбль с угловыми башнями, напоминающими средневековые британские крепости, и лежащими между ними административными зданиями с величественными фасадами, соединенными между системой собой системой длинных коридоров и переходов.
Здесь в 1937 году, после формального отделения Бирмы от Британской Индии, начало работать первое правительство нового доминиона. 19 июля 1947 года именно в этом здании во время заседания были убиты борцы за независимость Бирмы – генерал Аун Сан и его товарищи.
После провозглашения независимости в этом административном комплексе работало правительство страны и заседал парламент. В годы военного режима здесь также находился центр исполнительной власти Бирмы/Мьянмы.
В ноябре 2005 года правительство страны переехало в новую столицу Нейпьидо, и комплекс зданий Секретариата постепенно стал приходить в запустение. И хотя превращающиеся в руины здания викторианской эпохи тоже смотрятся достаточно живописно, сегодня правительство страны с помощью частного бизнеса постепенно начинает реставрацию этого административного комплекса.
23. «Изюминки» повседневной жизни янгонца
Если Боджок-маркет – это место, где можно купить сувениры на память о Мьянме, то янгонские супермаркеты стоит посетить для того, чтобы понять, какие предметы используют мьянманцы в быту, что они едят и что пьют.
Многое из этого набора товаров является уникальным и встречается только в Мьянме. Именно поэтому покупка такого своеобразного подарка будет способна оживить воспоминания о Мьянме и сделать рассказ друзьям об этой стране по возвращении домой более интересным.
В супермаркете «Сити-март» (одном из магазинов крупнейшей торговой сети Янгона) можно, например, приобрести наборы для приготовления традиционного бирманского салата из чайных листьев (Мьянма – единственная из стран мира, где чай в массовом масштабе не только пьют, но и едят), баночку применяемого в косметических целях порошка из коры дерева «танакха» (многие мьянманские женщины наносят его на лицо, а целебные свойства «танакхи» для кожи доказаны научными исследованиями), питательный и полезный для здоровья пальмовый сахар и другие традиционные местные сладости, а также выращиваемый в Мьянме кофе. В отделе алкогольной продукции можно ознакомиться с тем, какие спиртные напитки и какое пиво предпочитают мьянманцы.
24. Второй завтрак в кафе Lucky Seven
Lucky Seven – это сетевое янгонское кафе, концепцию которого кратко можно охарактеризовать так: традиционный мьянманский фастфуд для быстрого завтрака. Оно начинает работу рано утром, и его посетители – в основном те, кто спешит на работу и не может долго ждать, когда им приготовят и принесут заказ.
Но фастфуд в мьянманском исполнении не означает вредную пищу. Во-первых, в этом кафе висит объявление о том, что здесь все готовят на подсолнечном масле (а не на пальмовом, как почти во всех кафе и ресторанах Мьянмы), плюс официанты приносят чашечки для чая, вынимая их большим пинцетом из ведерка с горячей водой. Во-вторых, подаваемая здесь еда действительно разнообразна, и каждый может выбрать себе то, что максимально соответствует его представлениям о вкусной и здоровой пище.
В Lucky Seven слились воедино три концепции быстро готовящейся и быстро поедаемой еды для завтрака – местная, китайская и индийская. Из местной пищи здесь есть, например, популярный утром у жителей Мьянмы рыбный суп мохинга и различные виды лапши. Из китайской – запеченная в пирамидке из риса и обернутая банановыми листьями свинина, или круглые кексы из бобовой муки с оттиском названия заведения. Из индийской – воздушная лепешка «пури», подаваемая на круглой жестяной тарелке с секциями для мяса, зелени и приправ, а также жареные треугольнички из теста с начинкой, название которых – «самуса» – русскому человеку не нужно переводить. И плюс к этому – традиционный мьянманский чай с молоком трех основных видов, который в этом кафе особенно вкусный.
25. Кофейный магазинчик (кофе Мьянмы)
На фоне таких известных в регионе стран-экспортеров кофе как Вьетнам, Мьянма остается немного в тени. Но это не значит, что выращиваемый здесь кофе хуже. Наоборот, и у мьянманского кофе есть свои любители и фанаты. Среди стран, куда идет экспорт кофе из Мьянмы – Таиланд, Норвегия, Франция, Япония, Корея, а также Тайвань.
Крупнейшие кофейные плантации расположены в штате Чин, в округе Мандалай и в штате Шан. Считается, что самый вкусный кофе в Мьянме растет на высоте около 2 тысяч метров. Урожай собирается в ноябре-декабре. Среди производимого кофе преобладает сорт «Арабика». Кофе выращивают как государственные сельхозпредприятия, так и частные компании и фермеры. У многих из них есть в Янгоне свои кофейные магазины, или отдельные полки в супермаркетах.
Магазинчик «Хануман кофе» при индуистском храме – один из примеров такой торговой точки. Кофе привозят сюда с плантаций округа Мандалай. Покупатель может купить понравившийся ему кофе как в зернах, так и в молотом виде (причем, молотый кофе сделают ему прямо в магазине, в его присутствии). К сожалению, в магазинчике нет возможности сразу попробовать купленный кофе – но через дорогу имеется пара чайных, где без проблем можно попросить чашку горячей кипяченой воды.
26. Традиционный самогон народов Мьянмы
Как и в России, мьянманский самодельный алкоголь до сих пор играет особую роль для жителей сельской местности. Можно его попробовать и в городах. Больше того, многие деревенские жители, переехав в Янгон, не оставляют привычку опрокинуть с друзьями рюмку-другую родной самогонки.
Своим алкоголем знамениты прежде всего северные народы Мьянмы, живущие в более холодном горном климате. Шаны и соседние с ними племена делают прозрачную бесцветную рисовую водку, предпочитая ее пить в чистом виде и ни на чем не настаивать (хотя есть места, где вам предложат настойки на целебных корешках, на корках цитрусовых, или, например, на ягодах). Качины, наоборот, стараются сделать именно настойку, причем, как правило, основным ингредиентом, добавляемым в нее, становятся живущие в земле насекомые. От этого настойка превращается в лекарство, и китайцы этот алкоголь из штата Качин вывозят через границу цистернами.
Но самый лучший традиционный алкоголь, по уверениям мьянманцев, делают представители народности лису. В отличие от всех остальных, их самодельная водка производится из кукурузы, обладает очень мягким вкусом, легко пьется и, как утверждают эксперты, чаще всего не является причиной головной боли на следующее утро.
В шанском ресторанчике «Мэй Чьин» есть возможность попробовать несколько видов настоек на традиционном рисовом алкоголе народности Шан. Наливают его из больших бутылей специальным деревянным черпачком. По желанию, алкоголь можно купить и «на вынос», в стеклянной бутылочке.
27. Воспоминание об СССР
В Янгоне не так уж много надписей на русском языке, или как-то связанных с Россией. На территории пагоды Шведагон есть памятная стела, на которой высечен русский текст о клятве бирманских патриотов бойкотировать инициированный британскими колониальными властями закон о статусе Рангунского университета в 1920 году.
В северо-западном янгонском районе Инсейн находится Технологический университет, построенный Советским Союзом в 1962 году – на одной из стен его главного здания размещена памятная табличка на русском языке о закладке первого камня.
А в восточной части янгонского даунтауна расположено здание, на котором до сих пор видны большие рельефные каменные буквы – “Moskvitch”. Сейчас в этом магазине продают мебель, но когда-то давно здесь был автомобильный салон, где продавались машины, экспортируемые из Советского Союза и стран социалистического содружества.
Похоже, Мьянма – единственное место в мире, где имеется такой монументальный знак уже давно затерявшемуся в истории советскому автомобильному бренду.
28. Пагода Ботатхаун
По преданию, получившему наибольшее распространение в 50-е годы прошлого века, эта 40-метровая пагода построена на том месте, где два брата-торговца, Тапусса и Бхаллика, 2500 лет назад высадились на берег со священной реликвией – прядью волос, которую им даровал Будда.
На пути следования реликвии по приказу короля Оккалапы был выставлен военный караул. Именно поэтому появившаяся здесь пагода в память о знаменательном событии получила название «Ботатхаун», что как раз и переводится как «тысяча воинов».
Впоследствии, в качестве благодарности, король Оккалапа разрешил братьям взять один волосок Будды, который затем был торжественно помещен в основание пагоды. Более ранние легенды связывают пагоду Ботатхаунг с правившим на соседней территории королем Богатеной (существует даже история о трагически закончившейся любви между сыном короля Оккалапы и дочерью Богатены – считается, что пагода как раз была воздвигнута на месте захоронения праха плывшего к возлюбленной на свидание и утонувшего в реке Янгон юноши).
В 1943 году пагода Ботатхаун была почти полностью разрушена в результате попадания британской бомбы. При разборе завалов в фундаменте было обнаружено хранилище, где содержались буддийские реликвии, статуэтки, терракотовые таблички и драгоценности. Здесь же, в специальном маленьком золотом контейнере, был найден, как считается, скрученный и скрепленный лаком волос Будды.
К 1954 году пагода была отстроена заново, но, в отличие от большинства ступ страны, сейчас она полая внутри. По центру позолоченных внутренних помещений пагоды находится камера, в которой в специальном сосуде хранится волос Будды, а в боковых витринах – буддистские артефакты, в том числе найденные при восстановительных работах.
На территории пагоды установлены многочисленные скульптуры богов и духов-натов, а также длинная галерея известных персонажей истории буддизма (там есть, например, фигура легендарного доктора Зиваки, лечившего Будду) и большой колокол, отлитый в 1913 году. В отдельном зале размещена статуя Будды, изготовленная по приказу короля Миндона. Под навесом на открытом пространстве находится большая скульптура Будды мудрости и знаний.
Об авторе маршрута прогулки
Автор маршрута прогулки по колониальному Янгону – Петр Козьма, гражданин России, давно живущий в Янгоне. Он также является автором многочисленных публикаций о Мьянме, ведет блог об этой стране в Интернете. В 2014 году в Москве вышла его книга «Наш человек в Мьянме».
Как связаться с автором:
Профайл на Фейсбуке: https://www.facebook.com/k.prutkov
Адрес электронной почты: egoshiha@mail.ru
Телефон в Янгоне (он же – Viber и WatsApp): +959450827710
Блог о Мьянме в ЖЖ: http://dragon-naga.livejournal.com/