·····················································································································
|
Описание тантрической медитации на Ваджрасаттву в картинках Источник: The Huntington Archive of Buddhist and Asian Art
обработка и перевод shus 2016
Медитация на Ваджрасаттву и Саттваваджри
Приведенное ниже описание медитации является компиляцией практических руководств, взятых из открытых источников.
Поскольку для выполнения подобного рода практик необходимо в обязательном порядке получать посвящение и наставления от учителя, у меня ни на секунду не возникало мысли рекомендовать изложенный материал в качестве руководства к действию. Читая это описание, постарайтесь избежать самообмана и не предпринимайте никаких попыток использовать его в практических целях.
Как практик реализует себя в качестве Ваджрасаттвы?
К счастью, это хорошо известно. Он (или она) должен получить посвящение в эту практику от признанного учителя, запомнить необходимые тексты и постоянно практиковать назначенные ритуалы. Только после этого ученик может приступать к выполнению описанной ниже медитации.
|
|
Поздно вечером обычный человек, который далее будет выступать в роли йогина, очищает место для медитации и выполняет семь предварительных ритуалов (pujas).
Затем йогин должен представить, что над его (или ее) головой возникает яркий сияющий лотос, излучающий мягкий свет.
|
Как только образ лотоса приобретет отчетливые очертания, он трансформируется в громадный тысячелепестковый лотос. А мягкий свет над ним превращается в сияющий лунный диск, на котором выступает семенной (bija) слог HUM (произносится как HUNG). |
|
|
HUM преобразуется в «тело блаженства» (sambhoga kaya) Будды Ваджрасаттвы в объятиях его женского аспекта (prajna) Саттваваджри.
Недвойственная пара кажется бесплотной и парит в небесах.
Наполненный состраданием, в объятиях своего женского аспекта Саттваваджри, Ваджрасаттва является воплощение любящей заботы (maitri) обо всех живых существах.
|
Затем в месте нахождения сердца-ума (*) Ваджрасатвы йогин визуализирует крошечную луну, на которой расположен слог HUM.
Возможности Ваджрасаттвы и Саттваваджри позволяют очистить все неблагоприятные действия (karma), совершенные в предыдущих жизнях.
Полностью осознавая это, йогин должен вспомнить прошлые неблагие поступки и думать о них с глубоким сожалением.
|
(*) Этим словосочетанием (heart-mind) автор переводит термин «читта» (chitta). В другой лекции он подробно описывает это понятие и указывает местонахождение «ума-сердца»: чуть ниже конца грудины (отмечая при этом, что это не физическое местонахождение, а концептуальный центр тела). – прим. shus
|
|
Правильно записанная на санскрите полная мантра Ваджрасаттвы включает в себя ровно 100 слогов. Каждый слог должен появиться как отдельный элемент вокруг лунного диска, который содержит в себе слог HUM.
|
Стослоговая мантра растворяется в расположенном в лунном диске слоге HUM, который находится в их объединенном сердце-уме, а оттуда проникает в недвойственные тела Ваджрасаттвы и Саттваваджри.
|
|
|
Полностью растворившись в тела Ваджрасаттвы и Саттваваджри, мантра протекает через них и проявляется в качестве объединенных сущностей этой пары.
С места их соединения нектар стекает в макушку головы йогина и в головы всех других живых существ.
|
Он течет сквозь тело йогина, смывая всю его нечистую карму.
Черного цвета, с загрязнениями и различными мелкими существами, как то паразиты и вредители, нектар стекает из нижней части тела йогина в ледяную расселину и уходит вглубь земли.
|
|
|
Негативная карма попадает прямо во рты ожидающих ее Ямы (повелителя смерти) и его свиты. |
Таким образом тело йогина очищено, вследствие чего оно становится прозрачным, и внутри него становится виден центральный канал (nadi). |
|
|
Поток нектара от божественной пары, расположенной над головой йогина, продолжается стекать в его тело и оно начинает светиться сияющим белым светом. |
Во время протекания через него потока нектара йогин получает четыре посвящения (сосуда, тайное, совершенной мудрости и слова) и формирует в своем сердце-уме четыре существования (состояния) буддовости:
1) Явленное – нирманакая (nirmana kaya).
2) Восторженное – самбхогакая (sambhoga kaya).
3) Дхармовое – дхармакая (dharma kaya).
4) Самопорожденное – свабхавакая (svabhava kaya).
Затем йогин принимает обет никогда вновь не порождать негативную карму.
|
|
|
Вследствие принятия йогином обета больше не создавать негативной кармы, преисполненный радости Великий Учитель (Маха Гуру, т.е. Ваджрасаттва и Саттваваджри) начинает растворяться в свете и стекать в тело йогина.
|
Йогин осознает, что теперь он (или она) фактически является очищенной формой Ваджрасаттвы и Саттваваджри |
|
|
Теперь в собственном сердце-уме йогина находится крошечная луна с мантрой:
OM VAJRA SA TVA HUM
Эти цвета являются цветами мандал пяти Будд-Победителей (Jinas). |
Затем йогин визуализирует четырех танцующих богинь, каждая из которых эманирует из соответствующего слога мантры.
|
|
|
Посредством этих четырех богинь йогин делает подношения всем Буддам трех времен и десяти сторон света.
В результате этих действий йогин достигает состояния «союза, когда больше не нужно никакое учение» (Union of No More Learning), т.е. состояния Ади Будды Ваджрадхары (asheksha yuganaddha).
|
Каждый из пяти слогов мантры испускает огромное количество лучей света, которые проецируются на существа шести миров перерождения в течение трех времен. |
|
|
Посредством этих лучей очищаются все существа трех времен и шести миров перерождений. Затем они трансформируются в Ваджрасаттв пяти семейств (kulas) Будд-Победителей, каждый из которых обитает в его (или её) собственном раю Абхирати (Abhirati).
Ваджарасаттвы декламируют мантру OM VAJRA SA TVA HUM во благо всех живых существ.
Мантра должна быть повторена в воображении йогина множество раз (108, 1008, или 100 000). Поскольку мантра удаляет эгоистические устремления и желания всех живых существ, заслуга, полученная от ее рецитации, является неизмеримой.
|
По завершению этой визуализации четыре семейства (кула) Ваджрасаттв растворяются в свете, а затем … |
|
|
… поглощаются в объединенном сердце-уме йогина, который по прежнему находится в форме Ваджрасаттвы и Саттваваджри. |
Как только Ваджрасаттвы окончательно поглощены, собственное тело йогина в форме Ваджрасаттвы и Саттваваджри растворяется и превращается свет. |
|
|
Светящийся контур тело начинает медленно погружаться в слог OM . |
Это продолжается до тех пор …
|
|
|
….пока не остается видимым только слог ОМ. |
Затем слог ОМ начинает понемногу исчезать и постепенно возникает слог VAJRA.
|
|
|
Это продолжается до тех пор, пока слог VAJRA не остается единственным видимым объектом. |
После этого слог VAJRA начинает понемногу исчезать и постепенно возникает слог SA. |
|
|
Это продолжается до тех пор, пока слог SA не остается единственным в поле зрения. |
Затем слог SA начинает понемногу исчезать и постепенно возникает слог TVA. |
|
|
Это продолжается до тех пор, пока слог TVA не остается единственным в поле зрения. |
Cлог TVA начинает понемногу исчезать и постепенно возникает слог HUM. |
|
|
TVA растворяется в букве U слога HUM. |
После этого в поле зрения остается единственный слог – HUM.
|
HUM состоит из нескольких компонентов, которые следует понимать как энергетические центры (чакры) тонкого тела йогина.
|
|
В большинстве медитаций чакры растворяются снизу вверх в капле, имеющей форму языка пламени, которая расположена на верху головы.
В медитации на Ваджрасаттву элементы слога HUM растворяются снизу вверх точно таким же образом.
Для начала йогин добивается устойчивой визуализации слога HUM.
|
Сначала начинает постепенно растворяться гласный звук U, расположенный внизу слога.
|
|
|
Это происходит до тех пор, пока не останется только HAM.
|
Затем удлинитель гласного звука A начинает двигаться вверх и исчезает в буквах HAM … |
|
|
… после чего остается только HAM.
|
После этого изогнутая часть HAM начинает растворяться в «головной» части… |
|
|
… вследствие чего остаются только «головная» часть и знак назализации (anusvara).
|
Затем «головная» часть начинает растворяться в кривой, расположенной под знаком назализации (anusvara).
|
|
|
Это происходит до тех пор, пока не останется только знак назализации (anusvara), поддерживаемый полумесяцем. |
Тайная форма знака назализации (анусвары) состоит из полумесяца, поддерживающего солнце, которое увенчано священной каплей (бинду).
Капля является символом окончательного достижения практикующим собственного просветления.
Луна является женским началом, солнце – мужским, а продукт их недвойственного соединения представляет собой священную каплю (bindu) – высшее выражение достижения.
|
|
|
Медитация продолжается тем, что йогин визуализирует как луна сначала сливается с солнцем, а затем и растворяется в нем.
Это демонстрирует то, как мужское и женское становятся недвойственным.
|
В конце концов ничего не остается, кроме солнца и священной капли (bindu).
Т.е. абсолютная недуальность достигнута.
|
|
|
Сразу после этого, солнце, теперь уже как полностью реализованная недуальность, растворяется в священной капле (бинду). |
В след за этим, точно таким же образом, священная капля (bindu) начинает растворяться в радужном теле практикующего. |
Радужное тело (indrachapakaya) рассеивается по всему пространству, переходя в нейтральное состояние, в котором йогин будет пребывать столько, сколько он (или она) посчитает уместным.
|
|