·······································

Описание тантрической медитации на Ваджрасаттву в картинках

Источник: The Huntington Archive of Buddhist and Asian Art

обработка и перевод shus 2016

Медитация на Ваджрасаттву и Саттваваджри

Приведенное ниже описание медитации является компиляцией практических руководств, взятых из открытых источников.

Поскольку для выполнения подобного рода практик необходимо в обязательном порядке  получать посвящение и наставления от учителя, у меня ни на секунду не возникало мысли рекомендовать изложенный материал в качестве руководства к действию. Читая это описание, постарайтесь избежать самообмана и не предпринимайте никаких попыток использовать его в практических целях.

sadhana0001c

sadhana0004c

 

Как практик реализует себя в качестве Ваджрасаттвы?

К счастью, это хорошо известно. Он (или она) должен получить посвящение в эту практику от признанного учителя, запомнить необходимые тексты и постоянно практиковать назначенные ритуалы. Только после этого ученик может приступать к выполнению описанной ниже медитации.

sadhana0005c sadhana0006c

Поздно вечером обычный человек, который далее будет выступать в роли йогина, очищает место для медитации и выполняет семь предварительных ритуалов (pujas).

Затем йогин должен представить, что над его (или ее) головой возникает яркий сияющий лотос, излучающий мягкий свет.

 Как только образ лотоса приобретет отчетливые очертания, он трансформируется в громадный тысячелепестковый лотос. А мягкий свет над ним превращается в сияющий лунный диск, на котором выступает семенной (bija) слог HUM (произносится как HUNG).
sadhana0005c sadhana0006c

HUM преобразуется в «тело блаженства» (sambhoga kaya) Будды Ваджрасаттвы в объятиях его женского аспекта (prajna) Саттваваджри.

Недвойственная пара кажется бесплотной и парит в небесах.

Наполненный состраданием, в объятиях своего женского аспекта Саттваваджри, Ваджрасаттва является воплощение любящей заботы (maitri) обо всех живых существах.

Затем в месте нахождения сердца-ума (*) Ваджрасатвы йогин визуализирует крошечную луну, на которой расположен слог HUM.

Возможности Ваджрасаттвы и Саттваваджри позволяют очистить все неблагоприятные действия (karma), совершенные в предыдущих жизнях.

Полностью осознавая это, йогин должен вспомнить прошлые неблагие поступки и думать о них с глубоким сожалением.

(*) Этим словосочетанием (heart-mind) автор переводит термин «читта» (chitta). В другой лекции он подробно описывает это понятие и указывает местонахождение «ума-сердца»: чуть ниже конца грудины (отмечая при этом, что это не физическое местонахождение, а концептуальный центр тела). – прим. shus

sadhana0005c sadhana0006c

Правильно записанная на санскрите полная мантра Ваджрасаттвы включает в себя ровно 100 слогов. Каждый слог должен появиться как отдельный элемент вокруг лунного диска, который содержит в себе слог HUM.

Стослоговая мантра растворяется в расположенном в лунном диске слоге HUM, который находится в их объединенном сердце-уме, а оттуда проникает в недвойственные тела Ваджрасаттвы и Саттваваджри.

sadhana0005c sadhana0006c

Полностью растворившись в тела Ваджрасаттвы и Саттваваджри, мантра протекает через них и проявляется в качестве объединенных сущностей этой пары.

С места их соединения нектар стекает в макушку головы йогина и в головы всех других живых существ.

Он течет сквозь тело йогина, смывая всю его нечистую карму.

Черного цвета, с загрязнениями и различными мелкими существами, как то паразиты и вредители, нектар стекает из нижней части тела йогина в ледяную расселину и уходит вглубь земли.

sadhana0005c sadhana0006c
Негативная карма попадает прямо во рты ожидающих ее Ямы (повелителя смерти) и его свиты. Таким образом тело йогина очищено, вследствие чего оно становится прозрачным, и внутри него становится виден центральный канал (nadi).
sadhana0005c sadhana0006c
Поток нектара от божественной пары, расположенной над головой йогина, продолжается стекать в его тело и оно начинает светиться сияющим белым светом.

Во время протекания через него потока нектара йогин получает четыре посвящения (сосуда, тайное, совершенной мудрости и слова) и формирует в своем сердце-уме четыре существования (состояния) буддовости:

1) Явленное – нирманакая (nirmana kaya).

2) Восторженное – самбхогакая (sambhoga kaya).

3) Дхармовое – дхармакая (dharma kaya).

4) Самопорожденное – свабхавакая (svabhava kaya).

Затем йогин принимает обет никогда вновь не порождать негативную карму.

sadhana0005c sadhana0006c

Вследствие принятия йогином обета больше не создавать негативной кармы, преисполненный радости Великий Учитель (Маха Гуру, т.е. Ваджрасаттва и Саттваваджри) начинает растворяться в свете и стекать в тело йогина.

Йогин осознает, что теперь он (или она) фактически является очищенной формой Ваджрасаттвы и Саттваваджри
sadhana0005c sadhana0006c

Теперь в собственном сердце-уме йогина находится крошечная луна с мантрой:

OM VAJRA SA TVA HUM

Эти цвета являются цветами мандал пяти Будд-Победителей (Jinas).

Затем йогин визуализирует четырех танцующих богинь, каждая из которых эманирует из соответствующего слога мантры.

sadhana0005c sadhana0006c

Посредством этих четырех богинь йогин делает подношения всем Буддам трех времен и десяти сторон света.

В результате этих действий йогин достигает состояния «союза, когда больше не нужно никакое учение» (Union of No More Learning), т.е. состояния Ади Будды Ваджрадхары (asheksha yuganaddha).

Каждый из пяти слогов мантры испускает огромное количество лучей света, которые проецируются на существа шести миров перерождения в течение трех времен.
sadhana0005c sadhana0006c

Посредством этих лучей очищаются все существа трех времен и шести миров перерождений. Затем они трансформируются в Ваджрасаттв пяти семейств (kulas) Будд-Победителей, каждый из которых обитает в его (или её) собственном раю Абхирати (Abhirati).

Ваджарасаттвы декламируют мантру OM VAJRA SA TVA HUM во благо всех живых существ.

Мантра должна быть повторена в воображении йогина множество раз (108, 1008, или 100 000). Поскольку мантра удаляет эгоистические устремления и желания всех живых существ, заслуга, полученная от ее рецитации, является неизмеримой.

 По завершению этой визуализации четыре семейства (кула) Ваджрасаттв растворяются в свете, а затем …
sadhana0005c sadhana0006c
… поглощаются в объединенном сердце-уме йогина, который по прежнему находится в форме Ваджрасаттвы и Саттваваджри. Как только Ваджрасаттвы окончательно поглощены, собственное тело йогина в форме Ваджрасаттвы и Саттваваджри растворяется и превращается свет.
sadhana0005c sadhana0006c
Светящийся контур тело начинает медленно погружаться в слог OM . Это продолжается до тех пор …
sadhana0005c sadhana0006c
….пока не остается видимым только слог ОМ. Затем слог ОМ начинает понемногу исчезать и постепенно возникает слог VAJRA.
sadhana0005c sadhana0006c
Это продолжается до тех пор, пока слог VAJRA не остается единственным видимым объектом. После этого слог VAJRA начинает понемногу исчезать и постепенно возникает слог SA.
sadhana0005c sadhana0006c
Это продолжается до тех пор, пока слог SA не остается единственным в поле зрения. Затем слог SA начинает понемногу исчезать и постепенно возникает слог TVA.
sadhana0005c sadhana0006c
Это продолжается до тех пор, пока слог TVA не остается единственным в поле зрения. Cлог TVA начинает понемногу исчезать и постепенно возникает слог HUM.
sadhana0005c sadhana0006c
TVA растворяется в букве U слога HUM. После этого в поле зрения остается единственный слог – HUM.

sadhana0043c

HUM состоит из нескольких компонентов, которые следует понимать как энергетические центры (чакры) тонкого тела йогина.

sadhana0005c sadhana0006c

В большинстве медитаций чакры растворяются снизу вверх в капле, имеющей форму языка пламени, которая расположена на верху головы.

В медитации на Ваджрасаттву элементы слога HUM растворяются снизу вверх точно таким же образом.

Для начала йогин добивается устойчивой визуализации слога HUM.

Сначала начинает постепенно растворяться гласный звук U, расположенный внизу слога.

sadhana0005c sadhana0006c
Это происходит до тех пор, пока не останется только HAM.
Затем удлинитель гласного звука A начинает двигаться вверх и исчезает в буквах HAM …
sadhana0005c sadhana0006c
… после чего остается только HAM.
После этого изогнутая часть HAM начинает растворяться в «головной» части…
sadhana0005c sadhana0006c
… вследствие чего остаются только «головная» часть и знак назализации (anusvara).
Затем «головная» часть начинает растворяться в кривой, расположенной под знаком назализации (anusvara).
sadhana0005c sadhana0006c
Это происходит до тех пор, пока не останется только знак назализации (anusvara), поддерживаемый полумесяцем.

Тайная форма знака назализации (анусвары) состоит из полумесяца, поддерживающего солнце, которое увенчано священной каплей (бинду).

Капля является символом окончательного достижения практикующим собственного просветления.

Луна является женским началом, солнце – мужским, а продукт их недвойственного соединения представляет собой священную каплю (bindu) – высшее выражение достижения.

sadhana0005c sadhana0006c

Медитация продолжается тем, что йогин визуализирует как луна сначала сливается с солнцем, а затем и растворяется в нем.

Это демонстрирует то, как мужское и женское становятся недвойственным.

В конце концов ничего не остается, кроме солнца и священной капли (bindu).

Т.е. абсолютная недуальность достигнута. 

sadhana0005c sadhana0006c
Сразу после этого, солнце, теперь уже как полностью реализованная недуальность, растворяется в священной капле (бинду). В след за этим, точно таким же образом, священная капля (bindu) начинает растворяться в радужном теле практикующего.

sadhana0060cРадужное тело (indrachapakaya) рассеивается по всему пространству, переходя в нейтральное состояние, в котором йогин будет пребывать столько, сколько он (или она) посчитает уместным.

sadhana0062c

 

Web Analytics