shus 2016
Краткая справка
Бамиан (Bāmiyān, кит. Fan Yan Na 梵衍那, яп. Bon’enna; кор. Pŏmy ŏnna) (китайское название вероятно является транскрипцией эквивалентной индийскому «Bay ana»). Представляет собой комплекс из нескольких сотен буддистских пещер, расположенных в самом сердце горной системы Гиндукуш, приблизительно в семидесяти милях к северо-западу от современного города Кабул, столицы Афганистана. Знаменит своими двумя огромными статуями стоящих будд, высеченными в скальной стенке высокого утеса, которые были самыми большими в мире скульптурами подобного рода. Примерно со 2-го по 9-ое столетия н.э. долина Бамиана была преуспевающим центром буддистской школы локоттаравада. Ученые условно делят долину на три секции: западная, в которой находились гигантская статуя стоящего Будды (прибл. 177 футов (55 м) высотой) и многочисленные пещеры с настенными росписями; восточная, в которой располагалась еще одна огромная статуя Будды (прибл. 124 фута (38 м) высотой); и центральная секция с меньшими изображениями будд.
Посетивший в 7-ом веке Бамиан китайский паломник Сюаньцзан (Xuanzang) описал гигантскую статую лежащего Будды, при этом никаких археологических свидетельств ее наличия до сих пор так и не обнаружено. Ряды пещер, высеченные между массивными статуями, различны по размерам и планировке и включают в себя как монашеские обители (vihara), так и пещеры-святилища, которые возможно использовались для выполнения религиозных ритуалов странствующими монахами и проезжими купцами. Разнообразие художественных стилей, присутствующих в Бамиане, подобно тому, что можно наблюдать в пещерах Дуньхуана (Dunhuang), что является напоминанием о его ключевом положении на Великом шелковом пути. В 1222-ом году, монгольский правитель Чингисхан уничтожил некоторые из бамианских скульптур, а в марте 2001-го года боевики афганского движения Талибан вначале обстреляли из артиллерии две гигантские статуи будд, а затем полностью их уничтожили. В 2003-ем году археологическия зона долины Бамиан была внесена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (из «The Princeton Dictionary of Buddhism»).
Долина Бамиан имеет в длину около 50 км и в ширину – до 15 км. Она расположена в 230 км к северо-западу от Кабула на высоте 2500 м над уровнем моря между горными хребтом Кохи-Баба и Ко-Е Санг-Е Часпан, являющимися частью горной системы Гиндукуша. С юго-запада к Бамиану примыкает долина Фулади (Fuladi), а с юга – долина Какрак (Kakrak). По долине Бамиан с запада на восток протекает достаточно полноводная по местным меркам река с таким же названием, верхняя часть течения которой находится в долине Фулади. В обеих прилегающих долинах также располагаются множество древних памятников. К примеру, в долине Какрак находится более ста буддистских пещер с остатками росписей, датируемых с 6-го по 13-ый века, а также останки высеченной в скале десятиметровой ниши со статей стоящего Будды.
Практически в центре долины напротив утеса, на котором располагались гигантские статуи Будд, находится скальная возвышенность с руинами цитадели Шахр-и-Гулгула (Shahr-e Gholghola), а у восточного входа в долину (примерно в 15 км от утеса с Буддами) – руины древнего Шахр-и-Зухак (Shahr-e Zuhak), скрытого под остатками строений периодов Газневидов и Гуридов.
В настоящее время город Бамиан является центром одноименной провинции и самым большим населенным пунктом историко-географического региона Хазараджат (Hazarajat), который населяют хазарейцы (Hazaras) – ираноязычные шииты монгольского происхождения, считающиеся потомками военных поселенцев, оставленных Чингисханом и его преемниками. Хазарейцы разговаривают на одной из разновидностей языка дари (афганский вариант персидского фарси) и являются третьей по численности этнической группой Афганистана.
В настоящее время в Сирии на стороне правительственных войск воюет хазарейская «бригада Фатимиюн» (liwa’ fatimiyun), сформированная, обученная и снабжаемая по линии иранского КСИР. Оценочная численность «бригады» – 10-12 (до 20) тыс. чел., ее оперативно-тактическое руководство осуществляется командованием «Хезболлы». У «Фатимиюн», как и у «Хезболлы», желтый флаг, но с другим рисунком (такие флаги нередко попадаются на глаза в военных репортажах из Сирии).
Внешний вид и быт современного Бамиана (с пещерными жилищами и пр.) хорошо показан в прекрасном фильме «Будда рухнул от стыда».
Внешний вид утеса с пещерными комплексами
Сложенный из осадочных пород скальный утес, в котором высечены пещеры и ниши с гигантскими буддами, обращен на юг и тянется с запада на восток примерно на 1300 м, а его высота составляет от 60 до 150 м. На фото ниже (кликабельно) слева показана ниша «Западного Будды« (большего), в центре – пещера H с остатками образа сидящего Будды, а справа – ниша «Восточного Будды« (меньшего).
На фото ниже: слева – летний вид на западную часть утеса, а справа – зимний на восточную.
Скальная ниша, в которой находился Западный Будда имеет следующие размеры:
- высота ниши – 58 м;
- глубина на уровне головы – 8 м;
- глубина на уровне пола – 18 м;
- ширина на уровне плеч – 17 м;
- ширина на уровне пола – 21 м.
Размеры нишы Восточного Будды составляют:
- высота ниши – 38 м;
- глубина на уровне головы – 6 м;
- глубина на уровне пола – 13 м;
- ширина на уровне плеч – 12 м;
- ширина на уровне пола – 16 м.
Размеры ниши H (находится примерно посередине между гиганстскими Буддами, см. панораму выше), фото справа:
- высота – 14 м;
- ширина – 10 м;
- глубина – 3 м.
Буддизм Бамианa
В настоящее время точно не известно, когда в Бамиане впервые появился буддизм (предположительно – во 2-4 в.в. н.э.). Приблизительно в 305-ом году до н.э. эллинистическое государство Селевкидов, унаследовавшее этот регион после распада империи Александра Македонского, уступило юго-восточную область Гиндукуша набирающей силу династии Маурьев, основанной выходцем из Магадхи Чандрагуптой. Примерно 50 лет спустя его внук император Ашока отправил сюда миссию, целью которой было распространение буддизма. Это случилось непосредственно перед тем, как греко-бактрийское государство приобрело полную независимость (прибл. 250-ый г. до н.э.) от Селевкидов, поэтому можно предположить, что люди, которые приняли буддизм, были хорошо знакомы с персидской культурой еще со времен Ахеменидов, а также глубоко проникнуты более поздней эллинистической культурой. Это подтверждается и тем, что скальный эдикт императора Ашоки, обнаруженный близ современного Кандагара, был высечен на греческом и арамейском языках.
Хотя буддисты Бамиана не оставили никаких письменных свидетельств о своей деятельности и своих доктринальных воззрениях, после них сохранилось огромное количество материальных объектов, связанных с их идеями и с их верой. Это является одной из общих особенностей буддизма, существовавшего много веков на территориях к востоку (совр. Афганистан) и северо-востоку (совр. Средняя Азия) от Индии: огромное количество материальных свидетельств того, что буддизм был широко распространен и имел доминирующее положение во многих областях этих регионов, при почти полном отсутствии информации о доктринальных предпочтениях находившихся здесь монашеских сообществ.
Единственными историческими текстовыми материалами первого тысячелетия, содержащими упоминание о Бамиане, являются «Записки о западных странах [эпохи] Великой Тан» китайского пилигрима Сюаньцзана (Xuanzang), посетившего Бамиан примерно в 630 г. и «Записки о путешествии в пять индийских царств» корейского монаха Хуэйчао (кит. Hui Chao, кор. Hyecho ), побывавшего там же примерно через столетие после Сюаньцзана (в 727-ом году).
В «Записках..» Сюаньцзана описание Бамиана звучит так:
«Страна Фаньяньна [Бамиан] с востока на запад 2000 ли,с юга на север 300 ли. Расположена посреди Снежных Гор. Жители селятся в горных долинах, где им удобнее устраивать свои селения. Столичный город укрепился на скале, нависшей над ущельем, и тянется на 5-6 ли, имея с тыла высокий обрыв. Сеют озимые хлеба, цветов и фруктов мало. Эти места годятся для разведения скота — овец и лошадей множество. Климат очень холоден, [жители] нрава упрямого и дикого, одежду носят по большей части из кожи и шерсти, каковая одежда здесь весьма подходяща. Письмо, коему принято у них обучать, деньги в здешнем обращении — все таково же, как в стране Духоло. Язык немного иной, обычаи же весьма схожи. В вере они воистину усердны — заметно более, нежели в соседних областях: «три сокровища», равно как и «сто духов», чтут все без исключения и с искренним рвением. По прибытии или отбытии торговцы вызывают небесных духов, испрашивая предзнаменований. Если знамения недобры, меняют свои намерения и молятся снова, чтобы их умилостивить.
Монастырей насчитывается около 100, монахов — 1000. Исповедуют учение «малой колесницы» школы локоттаравада.
К северо-востоку от царского города, на склоне горы, стоит изваяние Будды, каменное, высотой 140—150 чи, сияющее золотистым цветом, украшенное блестящими каменьями.
На восток отсюда — монастырь, построенный прежним царем этой страны, к востоку от монастыря — изваяние стоящего Будды Шакьи, бронзовое, высотой 100 чи. Части фигуры его отлиты отдельно, а затем собраны вместе.
К востоку от города в 12-13 ли, в монастыре, есть изваяние Будды в нирване — лежащего, длиной 1000 чи. Здешний царь всякий раз, как устраивается мокшамахапаригиад, жертвует все, начиная со своей жены и кончая сокровищами казны. Казну истощает совершенно и, наконец, жертвует свое тело. После же все придворные чины шествуют к монахам и все выкупают. И в том состоит их служба.
Из «Сюань-цзан. Записки о западных странах [эпохи] Великой Тан (Да Тан си юй цзи) / Сюань-цзан ; введ., пер. и коммент. Н.В. Александровой»
Хуэйчао, который был тантриком (учеником знаменитых наставников ранней тантры Шубхакарасимхи и Ваджрабодхи), имел в путешествии свои цели и, вероятно, поэтому удостоил Бамиан лишь краткого упоминания:
«Правитель [Бамиана] – иранец … В качестве одежды люди носят рубахи из хлопка, меховые плащи, накидки из войлока и пр. ….Правитель, вожди и простые люди очень преданы Трем Драгоценностям; монастырей и священнослужителей здесь в изобилии; они практикуют Большую и Малую колесницу… Они подстригают свои бороды и обрезают волосы …»
В отличие от «Записок…» Сюаньцзана и его биографии в работе Хуэйчао ничего не сообщается о наличии в Бамиане ни локоттаравады, ни в целом махасангхики.
Долина Бамиана является западной оконечностью историко-культурного региона, характеризующегося своей особенной архитектурой, изобразительным искусством, эпиграфикой и манускриптами, который ученые с недавних времен стали называть Большой Гандхарой (Greater Gandhara). Это словосочетание ведет свое происхождение от названия древнего государства Гандхара, существовавшего с 1-го по 11-ое столетия н.э. в долине современного Пешавара, в котором сформировалась уникальная во всех отношениях и знаменитая на весь мир «гандхарская культура».
Помимо архитектурных и скульптурных памятников в долине Бамиана и вблизи нее было обнаружено множество древних буддистских текстов (в подавляющем большинстве – фрагментированных и неполных), самые ранние из которых датируются 1-2 в.в. н.э.
Первые рукописи в Бамиане были найдены в 1930-ом году одним из руководителей французской археологической экспедиции Джозефом Хакином (J. Hackin) в пещере, расположенной с восточной стороны от меньшего Будды. Тексты на бересте оказались безнадежно испорченными, но некоторое количество фрагментов на пальмовых листьях уцелели. Судьба этих находок в настоящее время неизвестна, поскольку они находились в Кабульском музее, разрушенном и разграбленном во время гражданской войны. Небольшое количество фрагментов манускриптов на пальмовых листах также было обнаружено в руинах цитадели Шахр-и-Зухак, расположенной примерно в в 15 км к востоку от центра долины.
Состав подобных находок (разрозненные листки или фрагменты из разнообразных индийских сочинений) и их местоположение (встречались глиняные горшки, замурованные в ступы или ниши) говорит о том, что такие наборы священных текстов использовались не для изучения или декламации, а в качестве объектов почитания, т.е. священных реликвий.
С 1979-го года работы по изучению древних объектов Афганистана временно прекратились, но уже спустя чуть более десяти лет было сделано ряд важных открытий, в том числе были обнаружены двадцать девять берестяных свитков с текстами, написанными на гандхари кушанским письмом кхароштхи, находившиеся в пяти керамических горшках, которые, как считается, были откопаны в Хадде (Hadda). В 1994-ом году эти тексты была приобретена Британской библиотекой и сейчас известны под названием «The British Library Collection». В течении 1996-2000 годов частной коллекцией Скёена (Schøyen Collection) было приобретено свыше 5000 листов и фрагментов, а также около 7000 микрофрагментов гандхарских текстов, написанных на пальмовых листах, бересте, пергаменте и медных пластинах. Всего «Коллекция Скёена» содержит разнообразные фрагменты почти 1000 гандхарских манускриптов, датируемых со 2-го по 7-ой в.в. н.э.
Помимо указанных коллекций гандхарских манускриптов существует еще несколько известных собраний подобного рода текстов. Все эти фрагменты рукописей прежде чем попасть в западные музеи и частные собрания прошли через руки череды перекупщиков, поэтому точные места и время их обнаружения достоверно не известны (существует достаточно обоснованное мнение, что часть текстов является экспонатами разграбленного Кабульского государственного музея). Кроме общеизвестных коллекций какая-то часть неопубликованных гандхарских текстов находятся в руках местных перекупщиков, антикваров и частных коллекционеров (и вроде бы даже в каких-то учреждениях Департамента археологии и музеев Пакистана).
В одной из частных западных коллекций (“Split” Collection) был обнаружен фрагмент манускрипта на бересте, представляющий собой первую и пятую части «Аштасахасрика-праджняпарамита-сутры». Этот текст, написанный на языке гандхари шрифтом кхароштхи и размещенный на двух сторонах склеенного из отдельных частей берестяного свитка, был датирован радиоуглеродным анализом приблизительно 75 г. н.э. и поэтому в настоящее время является самым ранним из известных текстов литературы праджняпарамиты.
В 2010-2012 г.г. Г. Фолком и С. Карасимой было проведено комплексное исследование этого манускрипта (см. Falk H., Karashima S. «A first century Prajnaparamita manuscript from Gandhara» (ARIRIAB XV-2012, ARIRIAB XVI-2013).
Учеными было произведено перекрестное сравнение гандхарского варианта «Аштасахасрика-сутры», ее перевода на китайский Локакшемой (2 в. н.э.) и санскритской версии сутры (сравнивался каждый текст с каждым, а затем делался анализ соответствий/несоответствий и все сводилось в единый результирующий текст с комментариями). В части периодизации, а также состава, структуры и взаимосвязи текстов, выводы ученых вкратце выглядят так:
1) Вполне возможно, что гандхарскому тексту предшествовал какой-то еще более ранний текст.
2) Перевод Локакшемы очень близок к гандхарской версии, при этом можно утверждать, что Локакшема не сократил текст санскритской версии, а использовал текст несколько большего объема, чем гандхарский.
3) Санскритская версии является расширенным вариантом исходного текста и можно однозначно утверждать, что развитие сутры укрупнено можно представить следующей схемой: «гандхарский текст» -> «перевод Локакшемы» -> «санскритский вариант текста».
Описание гигантских статуй Будды
На основании радиоуглеродного анализа меньший Будда датируется приблизительно серединой 6-го столетия н.э., а больший – началом 7-го столетия. Обе скульптуры были высечены в отвесной стене одного и того же скального утеса на расстоянии примерно 800 м друг от друга. Они являлись частью большого буддистского комплекса, состоящего приблизительно из 700 пещер, являвшимися обителями для монахов и паломников, а также святилищами и хозяйственными помещениями. Некоторые из размещенных на разных ярусах пещер были соединены между собой пробитыми в глубине скалы узкими проходами-туннелями. Многие из пещерных помещений и ниш были украшены настенными росписями, фрагменты которых сохранились до наших дней.
Обе скульптуры изображают стоящего Будду. Поскольку у статуй отсутствуют предплечья, идентифицировать мудры (mudra, жест руки) в настоящее время невозможно. В западной литературе меньшая статуя, имевшая высоту 38 м, называется «Восточным (или Малым) Буддой», а большая, высота которой составляла 55 м – «Западным (или Большим) Буддой». Афганцы называют «Восточного Будду» khink-but (серый или лунно-белый идол), а «Западного» – surkh-but (красный идол). Эти определения статуй упомянуты еще в арабском описании 1218-го года и латинском тексте 1700-го года. В 18-ом столетии, местные жители идентифицировали их как изображения мужчины и женщины, что связано с местным преданием, вероятно, уходящим своими корнями вглубь веков.
С удаления хорошо видно, что ниши, в которых размещались скульптуры, имеют различную форму: если у восточного она сплошная параболической формы, то у западного она отчетливо разделена на два отдельных пространства – для головы и для тела.
Изначально предплечья у скульптур были расположены горизонтально, перпендикулярно к фронтальной плоскости статуи. Верхняя одежда (сангати (sanghati)) покрывала оба плеча и спускалась частыми равномерными складками вниз до голеней, плотно прилегая к телу, что позволяло продемонстрировать его анатомическое строение.
Ниже правых предплечий края ткани свисали вниз, что изображая край сангати и, возможно, выступающую часть нижнего одеяния антарвасака (antarvasaka). У Восточного Будды антарвасака выступала из-под нижнего края сангхати. Волосы статуй были изображены в виде стандартных для изображений Будды завитков, причем некоторые из них, расположенные около ушей, сохранились до наших дней, а макушку головы венчала традиционная ушниша (usnisa).
Следует отметить, что даже на самых ранних рисунках этих образов у статуй уже отсутствуют лица, причем то, что их нет только выше рта, породило массу разнообразных предположений. В настоящее время преобладает мнение, что у собственно скульптур лиц не было изначально, а на их местах находилась выемка со ступенькой, на которую устанавливалась деревянная каркасная конструкция (либо для установки деревянных резных панелей, либо для последующего создания лица из глины и пр.). Конечно, такое предположение выглядит достаточно необычным, но, тем не менее, нет никаких свидетельств уничтожения или естественного разрушения этих лиц.
Вероятно, обе статуи были установлены на плоских основаниях, хотя индийская группа реставраторов, работавшая в Бамиане с 1969-го по 1978-ой годы, интерпретировала элементы сооружений, найденные ими во время раскопок у ног скульптур как пьедесталы.
О технике создания гигантских скульптур
Гигантские статуи бамианских Будд нередко воспринимаются как целиком каменные скульптуры, хотя на самом деле это не так. Они изготовлены способом, традиционным для аридных регионов Центральной и Восточной Азии, по которым пролегал Великий шелковый путь. В этих областях прилегающие к плодородным долинам возвышенности, как правило, сложены из нестойких осадочных пород (мягкие песчаники, лесс, аргиллит, различные виды агломератов и брекчий) причем нередки чередования в одном и том же месте различных горных пород этих видов.
Поэтому в отвесных утесах таких возвышенностей высекались скульптурные образы в грубых размерах, а вся «доводка» делалась из глины, смешанной для уменьшения веса с соломой, мякиной и т.п., которая затем покрывалась стойким финишным покрытием (на основе известкового раствора, клеевых шпатлевок и т.п.). Отдельные выступающие части (например руки) изготавливались целиком из глины с применением деревянных каркасов. В некоторых местах, имеющих свои особенности горных пород, скульптуры (правда меньшего размера, чем бамианские) делались практически целиком из глины на каркасе (например см. китайские Майцзишань и Шуйляньдун ).
В долине Бамиана горный утес, в которым были высечены ниши со статуями гигантских Будд, состоит из горизонтальных слоев песка, окаменевшей глины и агломератов с фрагментарными включениями кварц, аспидного сланца, песчаника и известняка.
Оба Будды были высечены в технике горельефа с обходом вокруг ног, вдоль которого располагались пещерные храмы различной формы.
Как считают ученые, Восточный Будда практически весь был высечен из камня, даже складки сангхати (одеяния) представляли собой каменные «волны». А вот статуя Западного во многом была изготовлена из глины, хотя не вполне понятно с чем это связано. Возможно, что этот участок утеса хуже подходил для сплошного высечения такой огромной скульптуры, хотя есть предположение, что применение такого количества глины является результатом ремонта статуи после обрушения некоторых ее каменных частей в результате эрозии горной породы.
Работавшие в долине Бамиана с 2002-го по 2009-ый год археологические экспедиции ICOMOS, UNESCO, Японии и Германии полностью разобрали руины взорванных статуй и рассортировали все представляющие мал мальскую ценность обломки, которые затем были подвернуты многочисленным лабораторным исследованиям.
В результате изучения обломков гигантских скульптур было установлено, что в качестве формирующего облик статуи слоя использовался традиционный для Азии саман (англ. adobe), т.е. глина смешанная с соломой или мякиной (в качестве подобного рода добавок в Бамиане использовалась даже овечья и козья шерсть) и пластификаторами (самыми распространенными из них являются навозная жижа, а также мездровые и костные клеи). Такого рода смесь легче глины и по сравнению с ней обладает большей прочностью на растяжение и пластичностью.
Для закрепления глиняной смеси на поверхности статуи применялась своеобразная арматура (см. рис. слева), которая состояла из заглубленных в поверхность скульптуры деревянных колышков, соединенных между собой конопляными веревками. Обычно колышки имели длину от 12 до 20 см (в среднем 16 см) и как правило соединялись между собой двумя скрученными веревками. Помимо прочего при сооружении рук и т.п. применялись каркасы с деревянными консольными балками.
В результате исследования обломков было также установлено, что в отдельные периоды разные части гигантских скульптур были окрашены в различные цвета, среди которых фигурируют белый, синий, зеленый, желтый и различные оттенки красного и красно-коричневого. Последняя окраска статуй соответствовала закрепившимся за ними с 11-го века местными названиями: Западный Будда – surkh-but (красный идол), а Восточный – khink-but (лунно-белый идол).
Еще о Бамиане
Слева фотография, а справа развернутая прорисовка композиции над головой Восточного Будды, в центре которой находится солнечный бог Сурья. О иранском влиянии и связи этого образа с Авестой см. Kosaku Maeda «The Foundation of the Colossal Buddha Statues».
Наши в Бамиане
Источники
1) «The Princeton dictionary of Buddhism» / Robert E. Buswell, Jr. and Donald S. Lopez, Jr., 2014.
2) «The giant Buddhas of Bamiyan: Safeguarding the remains», Monuments and Sites No. XIX, Berlin, ICOMOS, 2009.
3) «Сюань-цзан. Записки о западных странах [эпохи] Великой Тан (Да Тан си юй цзи)» / Сюань-цзан ; введ., пер. и коммент. Н.В. Александровой ; Ин-т востоковедения РАН. 一 М. : Вост. лит., 2012
4) Meiji Yamada «Buddhism of Bamiyan», Pacific World Journal Back Issues Third Series Number 4, Fall 2002.
5) Kosaku Maeda «The Foundation of the Colossal Buddha Statues»/ in «After the Destruction of Giant Buddha Statues in Bamiyan (Afghanistan) in 2001», Margottini, Claudio (Ed.), 2014
6) «Trace of Gandharan Buddhism (An Exhibition of Ancient Buddhist Manuscripts in the Schøyen Collection)» / Jens Braarvig and Fredrik Liland with contributions by: Jens-Uwe Hartmann, Kazunobu Matsuda, Richard Salomon, Lore Sander, Oslo, 2010
7) Harry Falk «The ‘Split’ Collection of Kharosthi Texts», ARIRIAB XIV (2011)
8) Nancy Hatch Dupree «The Valley of Bamiyan», 1967
9) Takayasu Higuchi (with Gina Barnes) «Bamiyan: Buddhist cave temples in Afghanistan», World Archaeology Vol. 27(2): 282-302, 1995
10) The Huntington Archive