Cтупа Швемодо
Швемодо (Shwemawdaw) занимает особое место среди священных сооружений Нижней Бирмы. Ее ранняя история довольно туманна, хотя известно, что она существовала как минимум уже в 14-ом столетии. Это ступа всегда входила в число особо почитаемых объектов, сначала монов, а затем и бирманцев, после захвата ими Пегу в середине 16-го столетия. Более ранние монские предания, связанные с легендарной историей этой пагоды, практически полностью растворились во множестве более поздних и подчас противоречивых легенд, созданных уже после краха монского государства. Уже казалось, что ранние монские мифы окончательно потеряны для истории, но в 1950-ых годах близ Швемодо была обнаружена ранее неизвестная эпиграфическая надпись на языке пали, что дало новую надежду на их восстановление (Thein Tin).
Эта эпиграфика дублирует на языке пали текст фрагментарной монской надписи, выставленной для обозрения на платформе Швемодо (Chit Thein: 94; Thet Tin: 54-55). Главными сюжетами монского и палийского текстов являются посещение Буддой Татона (Thaton), во время которого он даровал шести отшельникам несколько волосков со своей головы в качестве священных реликвий, а также сооружение королем Татона тридцати трех каменных ступ, в которые он поместил священные реплики Зуба Будды, чудодейственно возникшие из Зуба Будды, переданного в Татон Гавампати (Gavampati) – братом короля в его прошлой жизни.
Со временем эти тридцать три каменные ступы были преданы забвению и превратились в руины. Но несколько столетий спустя два легендарных монаха по имени Сонна (Sona) и Уттара (Uttara) по поручению Третьего буддистского собора отправились в Татон с буддистской миссией, где они и обнаружили эти разрушенные и заброшенные ступы со священными реликвиями. Они распределили священные реплики Зуба Будды между различным сакральными местам, одним из которых стала нынешняя ступа Швемодо.
В палийской надписи это место, расположенное в Пегу, называется «Мадхава» (Madhava), в то время как в эпиграфике Кальяни (Kalyani) оно фигурирует под названием «Мудхава» (Mudhava) (Taw Sein Ko 1893a: 47). Сегодня это название уже не используется, но в видоизмененной форме оно присутствует в новом название ступы – «Шве-мо-до» (Shwe-maw-daw) («шве» на обоих языках означает «золотой» – прим. shus). Этот монский миф, как и история шести священных волосков с головы Будды, дарованных им шести отшельникам в Татоне, является независимой параллелью истории тех же Сонны и Уттары, которые нашли и восстановили заброшенную и забытую всеми ступу Шведагон (Shwedagon) в Янгоне.
Палийская надпись также сообщает о работах по реконструкции и расширению пагоды, выполненных по указу Дхаммачети и королевы Шинсопу (Shinsawbu) (предшественница и теща Дхаммазеди – прим. shus), которые были начаты в 1458-ом году и закончены в 1462-ом году под наблюдением главного производителя работ. Помимо этого в надписи упоминается об улучшениях и реконструкциях ступы, выполненных предыдущими монскими правителями, начиная с короля Бинья У (Banya U), воздвигнувшего в 1348-ом году на месте открытого святилище ступу, которая впоследствии была увеличена его сыном (Thet Tin: 54-55). Вероятна эта же самая информация содержалась и в недостающих частях эпиграфической надписи на монском языке.
Современная легенда Швемодо
Сейчас невозможно определить дату происхождения раннего монского мифа, сфокусированного на единственной реликвии Зуба Будды, но в середине 18-ого столетия считалось, что в реликварии ступы находятся некие двенадцать предметов, связанных с Буддой. Упоминание об этих реликвиях содержится в обсуждавшейся выше монской надписи на колоколе 1754-ом года. В этой надписи говорится, что Будда посетил Хамсавати (Hamsavati) еще до того, как он стал городом, и пророчествовал о двенадцати неназванных им телесных реликвиях, которые будут помещены в будущую Большую Ступу – Махачети (Mahaceti), при чем сделал он это предсказание сидя на песчаной отмели у подножья холма, на котором сейчас возвышается ступа Швемодо.
Надпись не содержит никаких упоминаний о замеченных Буддой двух хамсах или о конфликте между монскими, бирманскими и индийскими претендентами на право обладания Хамсавати, но в ней есть сообщение о неких дополнительных восьми, опять же неназванных, телесных реликвиях, которые были помещены в отдельные ступы. Какие ступы упоминает эта надпись на колоколе в настоящее время остается неизвестным. Возможно, что эти восемь ступ находились за пределами Швемодо, но более вероятным выглядит предположение, что все они располагались непосредственно на платформе Швемодо, при этом каждая их них была посвящена какому-нибудь одному из главных учеников Будды, таких, как Сарипутра (Sariputta), Могаллана (Mogallana) или Гавампати (Gavampati), и содержала в себе одну из вышеупомянутых восьми неназванных реликвий Будды.
Новый вариант мифа об основании Пегу возник спустя какое-то время после захвата Пегу Алаунпайей (Alaungpaya) и его преемниками, причем он был в значительной степени смоделирован по образу и подобию легенды о Шведагоне (см. страницу 74) и в большей степени сфокусирован на сюжете о двух священных волосках Будды, доставленных из Индии двумя торговцами, жившими около Пегу. Именно эта версия была рассказана английскому эмиссару Майклу Саймсу (Michael Symes), который посетил Пегу в 1795-ом году, поэтому с высокой долей вероятности можно предполагать, что существующий ныне миф возник в период между захватом Пегу бирманцами в 1757-ом году и посещением этого города Саймсом в 1795-ом году. Вероятно в это же самое время или немного позже вновь созданное легендарное предание было дополнено сюжетами о Будде и двух хамсах и о триумфе монов над бирманцами и индусами.
Существующая ныне версия предания начинается с описания того, как два брата-купца в Раджагахе (Rajagaha, Индия) преподносят в дар Будде пищу. В качестве благодарности за их поступок Будда «покачал головой, и подарил им два своих волоска, указав при этом, чтобы они поместили эти реликвии на холм Тудатхана (Thudathana) [пали Sudhassana], расположенный к западу от холма Хинта Гон» (Браун: 118). В бирманских текстах братьев именуют Маха Тхавака (Maha Thawaka) и Сула Тхавака (Sula Thawaka), а в палийском написании их имена звучат как Маха Сала (Maha Sala) и Чула Сала (Culla Sala). Согласно преданию, братья были выходцами из деревни Заунг-ту (Zaung-tu), расположенной в 46 километрах к северу от Пегу. Поначалу братья не могли определить местонахождение указанного Буддой холма, но им помогли боги, заставив задрожать землю в тот момент, когда братья достигли нужного места. Найдя таким образом нужный холм, братья построили на нем ступу высотой 50 локтей (22.8 метра), которая постепенно пришла в забвение и разрушилась. Через много лет король Ашока, разыскивая последнюю из восьми ступ с прахом Будды, послал в Пегу трех особо почитаемых монахов-арахантов (пали arahant) (Браун: 115). Основным источником существующей ныне легенды является «История пагоды Швемодо» (Shwemawdaw Thamaing), составленная приблизительно в 1800-ом году, но помимо этого существует множество незначительно отличающихся друг от друга версий этого предания, к примеру, в рассказанной Саймсу (Symes) варианте легенды два брата-купца были уроженцами места, расположенного к востоку от Мартабана (Martaban) (Symes: 192).
Еще один миф содержится в монском тексте, датированном приблизительно 1710-ым годом. В этой работе говорится о девяти священных волосках Будды, помещенных в ступу Швемодо, причем согласно данному варианту легенды Будда вручил их не двум братьям, а своему ученику Гавампати (Gavampati), который передал их на хранение богу Таджьямину (Thagyamin) (Shorto 1970: 20). Поэтому, возможно, что количество серебряных сосудов (а их было девять), обнаруженных в реликварии ступы во время ее реконструкции в начале 1950-ых годов, является больше чем совпадением (Weekly Burma Bulletin, 21 March 1952). Число девять также ассоциируется с девятью серпами и девятью золотыми подносами, упомянутыми в легенде об основании Пегу.
Таким образом, существует не менее четырех различных вариантов количества основных реликвий, заложенных в Швемодо. Однако новый миф, основанный на преданиях о двух священных волосках Будды, полностью вытеснил и по сути «похоронил» эти ранние монские легенды, сфокусированные на священных реликвиях Зуба Будды.
Золотой Дворец КанбозатадиНайденные при раскопках 1990-го года остатки 176-ти тиковых колонн породили надежду на то, что наконец-то обнаружено место расположения дворца великого бирманского правителя 16-го века Байиннауна (Bayinnaung). В настоящее время большая часть остатков колонн хранится под навесом, выстроенным прямо на месте раскопок, хотя некоторые из них выставлены на обозрение в расположенном поблизости местном музее и в Национальном музее в Янгоне. При раскопках не было найдено ни одной целой колонны – только их нижние части с обугленными торцами длинной в среднем около двух метров. На нижней части 136-ти колонн ученые обнаружили резные надписи с названия городов Верхней и Нижней Бирмы, а несколько надписей содержали имена и титулы чиновников. Бревна для дворцовых колонн вероятнее всего были срублены в лесу близ Таунгу и доставлены по Ситауну (Sittang, совр. Sittaung) в Пегу, где они и были обработаны и подписаны. Названия известных городов, нанесенные на нижнюю часть колонн, заставляют вспомнить о двадцати воротах городской стены Пегу, выстроенной Байинауном, которые также были названы в честь самых значимых мест его империи. Вполне возможно, что эти колонны принадлежали дворцу Байиннауна, но так же возможно, что они были частью дворца, построенного в 1753-ем году в период правления монского короля Банья Дала (Banya Dala, правл. 1747-1757 г.г.) и уничтоженного в 1757-ом году после того, как Пегу пал под ударом войск Алаунпайи 6 мая 1757-го года. Об этом дворце упоминает английский путешественник Джордж Бэйкер (George Baker), который посетил Пегу вскоре после 1757-го года: «В северо-восточной четверти [окруженного стеной города] находился дворец и храм Чьяй Минтао (Kyak Mintao) [Швемодо]…Колонны [и пр..] дворца Пегу были вывезены в Бенгалию в 1757-ом году капитаном Бэйли (Bailey)» (Baker: 634). Вероятнее всего, деревянные колонны попросту спилили у самого основания, не извлекая их из земли, и именно этим объясняется обугленность торцов найденных остатков, которая скорее всего возникла в результате какого-то пожара уже более позднего времени. Бэйкер также сообщает, что дворец был построен «за один день» «определенным числом людей от каждой местности, [которые] … прибыли с необходимым для выполнения работ инструментом» (Baker: 634). Таким образом, дворец был результатом коллективных усилий всех регионов («каждый местности»), и если это правда, то возможно этим и объясняются надписи с названиями различных городов на основаниях столбов. Кроме того, географический справочник (gazetteer) за 1868-ой год сообщает, что «с южной стороны пагоды Shoay-hmaw-daw [Швемодо] находится территория старого дворца» (Lloyd: 109). Возможно, здесь речь идет о тех же самых руинах дворца, которые упоминает Бэйкер, и вероятно они были хорошо известны, благодаря множеству обгорелых тиковых пеньков, выглядывающих из-под земли. Необходимо также отметить, что Банья Дала удерживал под своей властью Верхнюю Бирму очень непродолжительное время, что в какой-то мере ставит под сомнение отнесение к периоду его правления надписей на основаниях колонн, содержащих название городов Верхней Бирмы. В любом случае, истинная принадлежность этого сооружения вероятнее всего может быть определена только с применением совместно с историческими исследованиями современных научных методов. Новые бетонные опоры, как говорят, установлены на тех же самых местах, где находились тиковые колонны, повторяя таким образам оригинальную планировку дворца. Однако, само здание является в полной мере гипотетическим из-за отсутствия подходящей модели, поскольку ни один дворец того периода до настоящего времени не сохранился (Pichard 2005). К примеру, декоративные элементы, украшающие это строение, напоминают внешний декор дворца в Мандалае, построенного в 1850-ых годах и восстановленного в 1990-ых. Эта попытка идентифицировать дворец с прежним общенациональным историческим персонажем (вероятно речь идет о короле Миндоне – прим. shus), а также некоторые странности при его сооружении вызвали широкое общественное недовольство. Еще одни руины, обнаруженные к востоку от дворца, по предварительному предположению находятся на месте бывшей королевской опочивальни. |
Землетрясения и непарламентские выражения
Этапы сооружения и перестройки Швемодо описаны в «Истории пагоды Швемодо» (Shwemawdaw Thamaing) и других источниках, но все эти описания очень мифологичны. Самала (Samala) и Вимала (Wimala) увеличили высоту ступы, сооруженной Маха Салой (Maha Sala) и Чула Салой (Culla Sala), с 50-ти локтей (22.8 м) до 54-х локтей (24.6 м), а все последующие правители продолжали увеличивать ее размер и вкладывать в нее дополнительные реликвии. Король по имени Анурамам (Anuramam) поместил в ступу священный Зуб Будды из Татона, проделав туннель с северо-восточной стороны пагоды (Bonpyan Sayadaw: 164). Королем Дхаммачети были доставлены со Шри Ланки камни для брусчатки в количестве 100 000 штук, половина из которых предназначалась для ступы Швемодо, а вторая половина – для ступы Шведагон (Browne: 121).
До 16-го века бирманские короли ничем себя не проявляли в покровительстве Швемодо, и начало этой традиции положил Табиншвети (Tabinshwethi, правл. 1531-1555 г.г.), чье прокалывание ушей состоялось именно в Швемодо (*). Его преемник, король Байиннаун (Bayinnaung), пожертвовал пагоде драгоценные серьги, построил здание библиотеки для священных текстов и в соответствии со своим возрастом преподнес в дар пятьдесят две миниатюрные копии ступы Швемодо.
———————————————————————————————————————————————————————-
(*) Традиционно в Бирме обряд прокалывания ушей «натвин» (natwin) проводят только для девочек, а мальчики проходят инициацию в буддистское сообщество обрядом «шинпью» (shinbyu), но, как пишет С. Рамешева, «Королевским отпрыскам и детям из знатных семей прокалывали уши независимо от их пола. Принц не мог быть коронован, а принцесса выдана замуж, если они не прошли обряд натвин». – прим. shus
———————————————————————————————————————————————————————-
В монских и бирманских хрониках содержатся многочисленные упоминания о восстановлении пагод, в том числе и после землетрясений, которые происходили в 1739, 1744, и 1757-х годах (последнее случилось сразу после того, как Алаунпайя захватил Пегу после короткого периода независимости монского государства) (Lik Smin Asah: 114). Как писал в 1795-ом году году британский эмиссар Майкл Саймс, впоследствии король Бодопайя (Bodawpaya) полностью отошел от жесткой политики своего отца и «был в большей степени склонен умиротворять своих новых подданных мягкостью, а не управлять ими с помощью насилия», для чего он восстановил пагоду и установил на ней новый зонт-тхи (hti), чтобы «примирить жителей Пегу с бирманской властью» «путем придания блеска их храму Shoemadoo [Швемодо]» (Symes: 183). Зонт-тхи был изготовлен в Верхней Бирме и отправлен в Пегу и «многие представители самой родовитой знати прибыли из Ummerapoora [Амарапура], чтобы присутствовать на церемонии его подъема на вершину ступы» (Symes: 189). Во время восстановления пагоды в 1950-ых годах была обнаружена эпиграфическая надпись на мраморной плите, относящаяся к периоду правления Бодопайи. Сегодняшняя пагода в значительной степени соответствует своему описанию, содержащемуся в источнике конца 18-го столетия (Symes), при том, что в те времена ее высота составляла 100.8 м, а сегодня она возвышается на 114.3 метра.
Когда Саймс посетил Пегу в 1795-ом году, платформа вокруг ступы, по сравнению с сегодняшним днем, выглядела довольно пустынной. Он обнаружил четыре большие угловые ступы, несколько залов для проповедей, здание для отдыха и три колокола. В юго-западном углу располагались скульптурные изображения четырех сидящих стражей с дубинами в руках, имеющих облик монстров, которых он называет «pallo» (совр. бирм. bilu, билу) и которые вероятно были подобны старинной скульптуре билу, находящейся на платформе Шведагона.
На восточной стороне платформы располагались еще две статуи: одна изображала Таджьямина (Thagyamin) с книгой и ручкой в руках, а другая – коленопреклоненную богиню земли, персонажа истории о поражении демона Мары (Symes: 190). Некоторые залы для проповедей упоминаются и в монских хрониках, но ни один из них до наших дней не сохранился не только с 18-го столетия, но и даже с начала 19-го (Lik Smin Asah: 113; Fraser-Lu: 271). Главный вход Швемодо в 18-ом веке располагался на южной стороне платформы и его охраняли два больших мифических бирманских льва чинтэ (chinthe). Во времена Саймса основание центральной ступы окружали многочисленные малые ступы, пятьдесят семь из которых находились на нижней террасе и пятьдесят три – на верхней.
На основании монской надписи на колоколе 1754-го года можно предположить, что, возможно, на платформе находилось не менее пяти малых ступ, установленные на тех местах, где во время проповеди находились ученики Будды (вероятно здесь идет речь о пяти аскетах и Первой проповеди – прим. shus), при этом сама ступа Швемодо таким образом оказывалась на том месте, где на возвышении размешался сам Будда. Эти ступы были расположены асимметрично, и, вполне возможно, что именно между ними были распределены те восемь неназванных телесных реликвий, которые упоминаются в тексте надписи. Надпись на колоколе 1754-го года также сообщает о восстановлении зала для проповедей (пали dhammasala) и создании образов Будды и картин с сюжетами из джатак (jataka). Но во время своего посещения Швемодо 1795-ом году Саймс не видел ни одной из этих святынь, да и традиция 28-ми реликвий в более поздних хрониках и легендах также уже не прослеживается.
Вслед за сравнительно несильным землетрясением 1912-го года последовал мощный подземный толчок 5 июля 1917-го года, в результате чего огромный кусок венчающей части ступы рухнул на платформу, где он и находится в настоящее время, привлекая к себе не меньше внимания, чем само священное сооружение. Еще до начала восстановления ступы вспыхнула длившаяся почти год острая полемика между теми, кто хотел восстановить ступу до исходного состояния, и теми, кто предлагал увеличить ее в размер и высоту. Накал страстей между противоборствующими группировками был настолько высок, что даже возникало опасение, что стороны могут перейти к «использованию непарламентских выражений» (Taw Sein Ko 1920: 247).
К счастью, те, кто стремился к увеличению ступы, так и не смогли реализовать задуманное, поскольку в 1930-ом году сокрушительный подземный толчок разрушил большую часть тела ступы, после чего она простояла в руинах в течении почти двадцати лет. Спустя лишь только двадцать дней после объявления независимости Бирмы, ее новый президент посетил Пегу, чтобы ускорить организацию фонда финансирования работ. Проект на некоторое время приостановился, но, тем не менее, в полдень 20 апреля 1951-го года премьер-министра У Ну положил первый кирпич на церемонии начала реконструкции ступы, которая была закончено в 1954-ом году. Оба эти события изображены на картинах художника из Мандалая У Чит Маунга (U Chit Maung, 1908-1973, которые находятся в расположенном перед ступой павильоне.
В расположенном на платформе музее пагоды Швемодо находятся сотни разнообразных артефактов, найденных в Пегу и на окружающей его территории (Stewart). В их число входит множество вотивных терракотовых плиток, датируемых различными периодами, две фрагментированные плитки-медальона из Кйонту (Kyontu) и глазурованные изделия, найденные при раскопках комплекса Швегуджи (Shwegugyi).
Одними из самых интересных экспонатов музея является довольно раннее небольшое каменное изображение Будды, усмиряющего слона Налагири (Nalagiri), а так же бронзовый Авалокитешвара, вероятно привезенный из государства Пала (Pala), находившегося в восточной Индии. Некоторые экспонаты были найдены во время восстановлений пагоды после различных землетрясений, но поскольку они не маркировались, то теперь их невозможно отделить от находок, сделанных во время раскопок в Пегу в 1914-ом году. Еще одним из самых значимых экспонатов является ныне отсутствующая в экспозиции музея бронзовая статуэтка сидящего Будды, имеющая стилистические сходства с поздними тайскими скульптурами (Ba Shin). Местные жители посещают музей главным образом для того, чтобы посмотреть на два круглых камня для растирания танаки (thanaka), которые, как считается, принадлежали знаменитой дочери короля Байиннауна по имени Даду Калая (Datu Kalya), объекту долгой и пламенной любви принца-поэта Натшиннауну (Natshinnaung), хотя ученые полагают, что эти два каменных фрагмента являются частью группы шива-лингамов, расположенных с другой стороны платформы (Stewart).
Пагода Хинта Гон (Hintha Gon) возведена на том месте, где согласно преданию приземлились два гуся-хинты. Она находится на вершине холма к востоку от Швемодо и соединена с последней крытой галереей. Священное место впервые был восстановлено в первой половине 20-го столетия известным отшельником из Мандалая У Кханти (U Khanti) и с тех много раз реконструировалось. Эта пагода известна своими многочисленными панно с рисунками, иллюстрирующими легенду об основании Пегу.
Недалеко от входа в пагоду, почти на самой вершине холма, расположено святилище самого главного ната Пегу – Мэдо, буйволицы, вырастившей в джунглях принца Асаха. Здесь периодически выполняются ритуальные церемонии для тех, кто ищет покровительство или защиты ната или же уже благодарит его за выполненное пожелание. Во время церемонии специальные танцоры-мужчины вращаются в ритуальном танце под живую музыку, а в это время почитатели ната делают ей подношения пищей, спиртным и деньгами.
Зал посвящения КальяниСовременный зал посвящения находится на том же самом месте, где Дхаммачети (Дхаммазеди) приступил к реализации своей идеи преобразования буддистского монашеского сообщества, которое, по его мнению, стало распущенным и было поражено ересями. Подражая императору Ашоке (Asoka) и ланкийским королям-реформаторам, он принял решение подвергнуть «перепосвящению» абсолютно всех монахов Нижней Бирмы. А центром реализации его начинания стал «Зал посвящения в монахи Кальяни» (Kalyani), из которого, как он полагал, согласно знаменитой эпиграфической надписи Кальяни, «семя религии … вырастет дальше», (Taw Sein Ko 1893a: 40). История зала посвящения Кальяни (пали Kalyani Sima) изложена на десяти огромных каменных плитах, ныне находящихся в павильоне, расположенном позади зала. Три плиты содержат тексты на языке пали, записанные бирманским шрифтом, а на остальных семи – тексты на монском языке. Эти каменные плиты были обнаружены в густой растительности близ Пегу археологом Э. Форчхаммером (E. Forchhammer, 1851-1890), который впервые скопировал с них тексты путем протира на бумагу. Большинство их них впоследствии было разбито на сотни фрагментов, но к настоящему времени все нанесенные на эти плиты тексты восстановлены и переведены, благодаря сохранившимся протирам Форчхаммера, а также многочисленным цитированиям их в рукописях на пальмовых листах, при этом две или три плиты даже были полностью восстановлены. Вплоть до нашего времени зал посвящения Кальяни множество раз восстанавливался и перестраивался, но поскольку он всегда располагался на широкой прямоугольной платформе, сложенной из латерита, его нынешние место с большой долей вероятности более или менее соответствует расположению зала посвящений времен Дхаммачети. Самым необычным в решении Дхаммачети обновить сангху (sangha) была его реализация, поскольку он приказал «отменить» все прежние монашеские пострижения и провести новую ординацию абсолютно всех монахов Нижней Бирмы в соответствии с традициями ланкийской Махавихары (Mahavihara) – самой авторитетной и уважаемой в Юго-Восточной Азии никаи тхеравады. Для этого он в 1476-ом году отправил группу, состоящую из двадцати двух старших монахов и их учеников, в главный монастырь Махавихары (совр. Келания Раджа Махавихара), расположенный около Коломбо на берегу реки Кальяни (Kalyani, совр. Kelani), для получения ими нового монашеского посвящения от монахов Махавихары. Выбор Махавихары был не случаен, поскольку она традиционно ведет свое происхождение от миссии императора Ашоки, посланной на Шри Ланку для распространения там буддизма, а монастырь Келания согласно преданию расположен на том самом месте, где Будда произносил проповедь во время своего третьего посещения Шри Ланки. Надписи на каменных плитах в Пегу была высечены спустя четыре года после того, как монахи покинули Нижнюю Бирму, т.е. в феврале 1480-го года. Подобная миссия и в том же самом столетии, но несколько ранее, была отправлена на Шри Ланку и из северного Таиланда (Jinakamali: xxiv). На фото слева: Добровольцы-миряне и министр двора поднимают каменный памятный знак (пали nimitta), обозначающий границу священного пространства (sima), внутри которого находится зал посвящения. Всего было установлено восемь подобных знаков, но ни один из них не сохранился до нашего времени. Такие раскрашенные панели с небольшими деревянными фигурками, иллюстрирующие историю зала посвящений, были размещены на стенах внутреннего коридора в середине 1950-ых годов. Посвящение монахов из Нижней Бирмы происходило на специальной барже или «на мосту из лодок», пришвартованному в том месте реки Кальяни, «где Благословенный [Будда] наслаждался купанием» (Taw Sein Ko 1893: 43). По возвращению в Нижнюю Бирму их главной задачей стало осуществление надзора за «перепосвящением» монахов в новых залах для посвящения, которые были отстроены по всей Нижней Бирме, начиная с Зала Кальяни в Пегу (в тхераваде церемония посвящения нового монаха требует обязательного присутствия пяти действующих монахов и проводится только в специальном помещении, расположенном внутри отмеченной специальными знаками границы сакрального пространства «сима» (sima) – прим. shus). Хотя, если судить по косвенным свидетельствам, содержащимся в тексте эпиграфической надписи, вполне возможно, что первые церемонии посвящения монахов были проведены еще до сооружения латеритовой платформы и самого здания. При этом большая часть этой надписи является прямым заимствованием средневекового палийского религиозного текста из Шри Ланки (Pranke 2004: 16). Сегодня сима (sima, см. прим. shus выше) находится посреди жилого района, но изначально по приказу одного из министров двора ей было отведено удаленное от жилых построек место. Большая ступа на латеритовой платформе, возвышающаяся около зала посвящения, вероятно впервые была возведена еще в 15-ом столетии, и на старых фотографиях хорошо видно, в каком полуразрушенном состоянии она находилась перед реставрацией (Damrong: 65). Границы симы традиционно обозначаются специальными знаками или нимиттами (пали nimitta), которые устанавливаются вне пределов зала. Эпиграфика Кальяни сообщает, что было установлено восемь каменных столбов, расположенных по направлению восьми сторон света, но ни один из них не сохранился до нашего времени, поэтому в настоящее время зал посвящения окружают современные приземистые каменные столбики. Расположенная на этом же самом месте сима в 19-ом столетии сильно пострадала от землетрясения и была заново отстроена в 1902-ом году. Со временем и это здание пришло в упадок, но было восстановлено уже только в 1953-ем году. На церемонии его открытия присутствовал премьер-министр У Ну, и это увековечено на каменной табличке, установленной перед входом в зал. На фото справа: Мужчины и женщины, занимающиеся переноской цемента во время работ по восстановлению зала в 1953 году, которые спонсировались местным магнатом сигар-черути. Возможно, именно этим объясняется изображение по центру панели женщины, с наслаждением затягивающейся черути. Inner corridor, Kalyani Ordination Hall, mid-1950s Коронация Дхаммачети, отправка им миссии на Шри-Ланку и современное восстановление зала в 1953-ем году проиллюстрированы на раскрашенных деревянных панелях, размещенных в ряду под самым потолком внешнего коридора. Работы 1953-го года производились на пожертвования владельца фабрики сигар-черути, чьей торговой маркой является изображение льва, и, вероятно, поэтому эту эмблему до сих пор можно видеть над новым колоколом. Он же вероятно изображен на панелях, контролирующим рабочих, среди которых находятся женщины, затягивающиеся огромными черути. |
<<К оглавлению книги «Священные места Бирмы» | Следующий раздел>> |