Отдохнув, оправились на обзорную экскурсию пешком до Южных ворот.
Дошли до перекрестка (наш отель Rui Yi International Hotel на карте обозначен звездочкой) и повернули налево (на юг) на Северный проспект (Bei Dajie).
На фото ниже: главный городской отель «Увэй» (Wuwei Hotel), расположенный на северо-западном углу перекрестка Bei Dajie и Beiguan.
Не удержался и сфотографировал передвижной полицейский пост (такие размешают в местах массовых скоплений людей, особенно по выходным и в праздники). Внутри, помимо полицейских и чрезвычайных принадлежностей, находятся туалет, микроволновка и место отдыха.
Метрах в двухстах южнее перекрестка на противоположной стороне улицы расположен вход в монастырь Лошисы, на территории которого находится пагода Кумурадживы (мы туда решили заглянуть позже).
Практически прямо напротив монастыря Лошисы (на «нашей» стороне улицы) высится немного облезлый и простецкий с виду портал – вход в местный центральный рынок.
На расположенной южнее Площади культуры происходит реконструкция и кроме забора вокруг стройки ничего не видно.
Где-то за полчаса не торопясь добрели до Южных ворот и вышли на площадь перед ними. Ничего особенного и интересного здесь нет – обычный исторический новострой и обычная площадь с мостиками и колоннами.
На левом фото ниже: вид с площади на север на Южные ворота. У правого обреза фото – торговая площадь и начало «едально-торговой» улицы Синьциннянь (Xinqingnian Alley).
На правом фото: вид с площади на юг, на улицу Наньгуань (Nanguan). Направо (на запад) от выхода с площади в одном квартале (около полукилометра) на противоположной стороне улицы расположен автовокзал.
![]() |
![]() |
Продажа перца с грузовичка (не удержался от фото – буйство красного просто поражает).
Прогулка у нас не очень задалась (все время то начинался, то заканчивался моросящий дождик, да еще и в едальне на улице Синьциннянь нас попытались как-то уж совсем по-хамски обдурить и обсчитать), поэтому мы дошли до парка рядом с конфуцианским храмом и повернули назад на Северный проспект.
Вернулись в номер где-то уже к полдевятому. Пьем чай с медом и настойкой, отдыхаем и занимаемся бытовыми делами – завтра с утра поездка в Тяньтишань.
День второй
Утром в 9:00 возле отеля нас уже ждало «законтрактованное» вчера такси (до парковки нас проводил тот самый парень-менедежер).
Километра через три от центра города дорога пересекает мост через речку и дальше все время едем по G312, которая идет по сельской местности на юго-восток параллельно автостраде G30.
Километров через 20 на правой обочине возникает приличных размеров коричневый щит с указателем налево на храм Белой пагоды (Байтасы, см. выше перечень достопримечательностей). Водитель жестом спрашивает: будем поворачивать? Я отрицательно машу головой и мы едем дальше.
Километров через сорок в каком-то большом поселке сворачиваем с пыльной и побитой G312 направо, проезжаем под эстакадой автострады и дальше уже едем только на юг в сторону гор по идеальной, недавно заасфальтированной дороге.
Следующие 10-12 км дорога идет сначала по сельской равнине, а затем – по речной долине вдоль левого (западного) берега речного русла, по склону невысокой горной гряды. Вдоль дороги и в долине множество заброшенных террасированных полей, иногда попадаются брошенные и полуразрушенные поселки.
Через некоторое время дорога начинает карабкаться в горы, пересекает небольшой хребтик и километров через пять справа по ходу возникает чудное видение: неестественно бирюзовое озеро (на самом деле это водохранилище) в окружении невысоких красновато-рыжих гор (левое фото ниже).
Спускаемся к поселку, расположенному на самом берегу водохранилища, поворачиваем практически на 180º и еще пару километров едем вдоль берега к парковке перед Тяньтишанем (правое фото ниже).
![]() |
![]() |
На парковке оставляем машину, покупаем билеты и дальше идем вдоль берега с выделенной нам сопровождающей (здесь такой порядок).
Подробнее о Тянтишань здесь: Статуя гигантского Будды в Тяньтишане (Tiantishan Giant Buddha)
Мы приехали в Тяньтишань примерно 10:15, выехали обратно в Увэй где-то в 11:00 и уже в 12:00 водила высадил нас около автовокзала, где мы купили билеты на завтра на автобус до Иньчуаня. Тут же около автовокзала поймали такси (5ю) и уже в полпервого были у себя в номере.
Где-то до четырех отдыхали и занимались разными делами, а затем отправились в последнюю прогулку по городу.
***
Вначале заглянули в монастырь Лошисы. Он знаменит тем, что согласно преданию под находящейся здесь высоченной башней-пагодой, носящей название Лошита, покоится прах (или часть праха?) великого переводчика буддистских текстов Кумараджива («Лоши» – это сокращенное имя Кумарадживы в китайском написании, «сы» – буддистский храм или монастрырь, а «та» – башня, пагода).
Если нахождение Кумарадживы в Лянчжоу (нынешний Увэй) в общем-то подтверждается историческими фактами, то с его прахом есть некоторая неясность, поскольку в монастыре Чаотан (Caotang) к юго-западу от Сианя, где Кумараджива жил и работал до конца своих дней, имеется никем не оспариваемая погребальная ступа с его прахом.
Кумараджива (334–413 г.г.) был сыном кашмирского буддистского монаха и кучийской принцессы. Его отец занимал при дворе высокую должность духовного наставника правителя государства Куча (располагавшегося на месте современного города Куча в Синьцзяне). В раннем возрасте Кумараджива был отдан в буддистский монастырь, где он проявил незаурядные способности и со временем стал знаменит своими совершенными знаниями и трактовкой буддистских текстов. Кумараджива начинал свой путь с абхидхармических текстов школы сарвастивада, но со временем перешел к изучению мадхъямаки и праджняпарамитовских текстов и стал последователем Махаяны.
Слава о его учености вышла далеко за пределы государств бассейна Тарима и китайский император Фу Цзянь II (Ранняя Цинь), оправляя своего генерала Люй Гуана на завоевание Кашгара и Кучи, приказал доставить Кумарадживу к своему двору в Чанъань (нынешний Сиань). Генерал выполнил приказ императора и забрал Кумарадживу с собой, но за время похода Люй Гуана в Западный край империя рухнула, император погиб и поэтому Люй Гуан остановился с войском в Лянчжоу (нынешний Увэй) и объявил себя императором нового государства Поздняя Лянь. Кумарадживе пришлось провести в Лянчжоу 15 лет (386-401) при дворе нового императора, который невзирая на свой варварский нрав (к тому же он не был буддистом) питал глубокое уважение к ученому монаху и нередко обращался к нему за советами.
В это время в Чанъани набрала силу и могущество новая династия – Поздняя Цинь, правитель которой Яо Син разгромил государство Поздняя Лянь и Кумараджива по его приглашению в 401 г. переехал в Чанъань. Считается, что именно с этих лет и началась плодотворная переводческая деятельность Кумарадживы, к которой он готовил себя все эти долгие годы (в том числе и в совершенстве изучив китайский язык – до этого он знал санскрит, вероятно какой-то кашмирский диалект и свой родной тохарский).
В Чанъани Кумараджива получил высокий пост Государственного наставника и создал при покровительстве императора большую переводческую группу. Всего им было переведено с санскрита на китайский около 35 текстов и среди них такие ключевые сутры, как Алмазная сутра, Амитабха сутра, Лотосовая сутра, Вималакирти сутра и пр.
Но все же главной заслугой Кумарадживы было не количество и значимость переведенных им сутр, а создание новой, по сути революционной, системы перевода буддистских терминов на китайский язык (которая считается классической и в наше время).
Памятниками, связанные с жизнью и деятельностью Кумарадживы на Великом шелковом пути, являются:
- монумент Кумарадживы около пещерного комплекса Кизил близ Кучи;
- пагода Белой лошади в Дуньхуане (здесь Кумараджива по преданию потерял свою любимую лошадь во время возвращения войска Люй Гуана);
- пагода Кумарадживы в Увэе;
- погребальная ступа Кумарадживы в монастыре Чаотан (Caotang) к юго-западу от Сианя.
В начале 2000-х годов в монастыре была проведена первая часть его масштабной реконструкции (включающей и сооружение новых объектов), поэтому все выглядит новым и сверкает лаком и яркими красками.
На фото ниже – дворик сразу за входом на территорию: слева – вид сзади на входной портал, справа – проходное помещение, через которое осуществляется вход на внутреннюю территорию монастыря.
![]() |
![]() |
В проходном помещении посетителей встречает Шиимянь Гуаньинь (Одиннадцатиликая бодхисатва Гуаньинь, китайское представление Экадашамукха Авалокитешвары), поклонение образу которой с рецитацией соответствующей дхарани («длинной мантры») гарантирует обретение разнообразных духовных и материальных благ.
Расположенная посреди небольшой площадки пагода Лошита представляет собой восьмиугольную 12-тиярусную кирпичную башню высотой 34 метра.
По преданию она была сооружена в 4-ом веке еще во время пребывания в Лянчжоу самого Кумарадживы, после чего неоднократно перестраивалась и реставрировалась. Лошита обрушилась во время ганьсуйского землетрясения 1927 года, но вскоре была полностью восстановлена.
![]() |
![]() |
Слева от башни на высокой платформе располагается здание храма, а справа около ограждения – небольшая площадка с резными колоннами и фигурой Гуаньинь.
Здесь Гуаньинь представлена в очень популярной в Китае форме повелительницы южных морей (Аою Гуаньинь), стоящей на спине плывущего дракона и с традиционным волшебным кувшинчиком в руках.
![]() |
![]() |
***
Недалек от входа выставлен рисунок будущего монастыря (вероятно в соответствии с каким-то планом перспективного развития). Симпатично выглядит розовый купол в форме бутона цветка лотоса, который планируется соорудить над статуей Гуаньинь.
Еще немного прогулялись по городу и где-то к шести вечера вернулись в отель. На сегодня все – отдыхаем, ужинаем, доделываем недоделанное, собираемся, а завтра с утра – долгая дорога на северо-восток в столицу Нинься-Хуэйского автономного района Иньчуань (около 450 км, примерно 6:30 в пути).
***
На следующее утро встали не рано, позавтракали (здешние завтраки запомнились нам обилием мяса), спокойно собрались и отправились на такси автовокзал.
Автобус – большой комфортабельный межгород с двумя дверями (вторая посередине) и нинься-хуэйскими номерами. Больше половина мест в салоне уже занято и обжито – значит автобус идет через Увэй транзитом, но откуда – непонятно.
Некоторые цены и временные раскладки (курс ~ 6.3 руб./ю):
Переезд Чжанъе – Увэй:
Выехали из Чжанъе в 09:40
Приехали в Увэй в 13:50
Автобусные билеты – 2х58ю
Вареная кукруза – 2х3ю
————————————————————
Такси – 5ю
Ужин – 54ю
————————————————————
Поездка в Тяньтишань:
Выехали из Увэя в 9:30
Приехали в Тяньтишань в 10:15
Выехали обратно в ~11:00
Приехали в Увэй в ~12:00
Билеты в Тяньтишань – 2х(10+20)ю
Такси туда-обратно – 200ю
————————————————————
Билеты на автобус до Иньчуаня – 2х128ю
Вода 1.5л – 4ю (в отеле – 6ю)
Отель – 2х228ю
————————————————————
<<К оглавлению «Китай по околице-2» |
Следующий город (Иньчуань)>> |