shus 2014
<<К оглавлению «Китай по околице-2» |
Следующий город (Чжанъе)>> |
—————————
Jiuquan 酒泉
—————————
Немного общей информации
Цзюцюань (кит. Jiuquan 酒泉) по своему административному статусу является «дицзиши» – городом-округом (prefecture-level city, кит. dijishi). Его протяженность составляет около 600 км и в его состав входит вся западная часть провинции Ганьсу: городской район Сучжоу (это собственно и есть сам город); два городских уезда (Дуньхуан и Юймэнь); два уезда (Гуачжоу (бывш. Аньси) и Цзиньта) и два национальных автономных уезда (Аксай-Казахский и Субэй-Монгольский).
Нынешний городской район Сучжоу (Suzhou Qu) территориально соответствует известному с древних времен историческому городу Сучжоу (Suzhou 肃州区), который был основан как военная крепость на Великом шелковом пути в начале 2-го века в период династии Восточная Хань.
Администрация Цзюцюань дицзиши (1) размещается в новом административном центре в юго-западной части города (см. карту ниже), а администрация Сучжоу цюй (городского района) – в одном квартале к западу от Барабанной и колокольной башни, которая является историческим центром города.
Название Цзюцюань также носит расположенный примерно в 100 км к северу от города космодром. Именно отсюда в 2003 году был успешно запущен космический корабль с первыми китайскими тайконавтом.
Дословно «Цзю Цюань» переводится как «Винный источник», что связано с легендой, в основе которой лежат исторические события 2-го века до н.э.
Согласно этой легенде знаменитый китайский полководец Хо Цюйбин (Huo Qubing) после победы в битве с кочевниками-хунну (сюнну), расположил войско на отдых на окраине небольшого поселения около источника с чистой водой. В знак признательности за его военные успехи император У-ди (Wudi) отправил Хо Цюйбину несколько кувшинов с вином, чтобы тот мог отпраздновать свою победу.
Но полководец захотел, чтобы в торжествах участвовали все воины, а поскольку вина на всех не хватало, он приказал вылить его в источник, чтобы каждый солдат, участвовавший в битве, мог хотя бы почувствовать вкус императорского вина.
Во втором веке до н.э. виноградное вино в Китае еще не было известно, хотя алкогольные напитки, полученные методом брожения из злаков (и возможно фруктов), ханьцы делать умели. Так что скорее всего император прислал своему полководцу что-либо типа водки, браги или фруктово-ягодного «вина».
«Винный источник» и окружающий его парк с озером (6) расположены в 2-х км к востоку от Барабанной и колокольной башни. На территории парка также находятся небольшой зверинец и Музей камней, добываемых в горах Циляньшань (см. карту ниже).
Колокольная и барабанная башня (Bell and Drum Tower) (3) в соответствии с традиционной ханьской планировкой являлась геометрическим центром старого города. Впервые она была сооружена в середине 4-го века н.э., а свой нынешний облик башня приобрела после реконструкции 1905 года. Высота башни составляет 27 метров, а ее четверо ворот ориентированы по сторонам света и дают начало улицам с соответствующими названиями.
В самом городе достопримечательностей в общем-то немного. Кроме Колокольной и барабанной башни, обычно упоминаются городской музей (расположен на Pingdeng Alley) (4), старая мечеть (5) и «Южные ворота» – небольшой стилизованный под древность портал, расположенный посередине уличного кольца на месте бывшей городской стены примерно в километре к юго-западу от Башни.
Железнодорожный вокзал Цзюцюаня находится в 12 км к юго-западу от центра города, а междугородний автовокзал расположен примерно в километре к западу от центра города на углу Xiguan Rd. и Xiongguan Rd.(2). Еще один автовокзал – Южный – расположен в полутора километрах к юго-востоку от междугороднего автовокзала, в полукилометре (трех кварталах) к югу от Барабанной и колокольной башни на юго-восточном углу перекрестка Южной улицы (South St.) и Южной кольцевой дороги (S. Ring Rd.).
Достопримечательности за городом
(1) Музей Шелкового пути (The Silk Route Museum, кит. 丝绸之路博物馆)
Музей Шелкового пути находится примерно в 9 км к северо-западу от города (на полдороге к Цзяюйгуаню). Он открыт в 2008 году на месте раскопок большого некрополя (около 1400 захоронений), датируемого 3-5 в.в. н.э. (Вэй – Западная Цзинь) и представляет собой ландшафтный комплекс с несколькими зданиями.
Захоронения представляют собой состоящие из двух-трех помещений подземные семейные склепы, при чем кирпичные стены многих из них покрыты хорошо сохранившимися росписями. Пишут, что это самая большая в мире подземная галерея настенных росписей такого типа.
(2) Буддистские пещеры Вэньшушань (Wenshushan grottoes, Wenshu shan shiku 文殊山石窟)
Пещерный комплекс Вэньшушань расположен примерно в 20 км к юго-западу от города на юго-восточном склоне горной гряды Вэньшушань, которая является отрогами горного хребта Циляньшаня.
Пещеры датируется от 5-го века н.э. (Северная Лян). Всего здесь около 100 пещер (в т.ч. и заброшенных), раскинувшихся по территории на 1.5 км с севера на юг и на 2.5 км с запада на восток.
(3) Достопримечательности Цзяюйгуаня (Jiayuguan 嘉峪关市)
Цзяюйгуань – это небольшой и довольно новый город в 20 км к западу от Цзюцюаня (время в пути автобусом – около 20 минут).
Город расположен в самом узком месте Хэсийского коридора (Hexi Corridor) – там, где оканчивалась Великая китайская стена эпохи Мин (ее начало – к северу от Пекина) и был расположен один из ее трех главных проходов – крепость-застава Цзяюйгуань (Jiayuguan pass, кит. Jiayu Guan 嘉峪关). Поэтому главной достопримечательностью здесь является расположенный в 5 км к западу от центра города грандиозный туристический комплекс, состоящий из реконструкции (по сути – новостроя) заставы Цзяюйгуань и участка Великой Стены (кстати цена билета в этот комплекс составляет 120ю).
Еще одной достопримечательностью вблизи Цзяюйгуаня, является поднимающийся в горы участок Великой стены (Overhanging Great Wall, кит. Xuanbi Changcheng 悬壁长城), находящийся в 6.5 км от заставы Цзяюйгуань и расположенная рядом с ним сигнальная башня.
День первый
От Гуачжоу (Аньси) до Цзюцюаня (Сучжоу) автобус практически все время едет по прекрасной автостраде G30 (разрешенная скорость для автобусов – 100 км/час).
Сначала дорога идет на восток посреди каменистой пустыни, но где-то через час она постепенно поворачивает на юго-восток и справа по ходу (на юге) появляются снежные пики Циляньшаня. Еще через полчаса невысокие горы возникают и на севере (сначала вдали, но постепенно приближаясь) – начинается Ганьсуйский (Хэсийский) коридор. Далее дорога идет между гор по каменистой полупустыне через редкие оазисы, а километров за 40 до Цзюцюаня горы сходятся совсем близко (километров на 25-30) – это самое узкое место в северной части коридора, здесь заканчивалась Великая стена и была расположена главная западная застава Цзяюйгуань (Jiayuguan pass) (см. выше).
Около Цзяюйгуаня автобус съезжает по развязке в город и высаживает часть пассажиров, а последние ~20 км до автовокзала в Цзюцюане он едет уже по городской застройке (мы выехали из Гуачжоу в 9:20, приехали в 12:40, время в пути – 3:20) .
После выхода с автовокзала (он как обычно спрятан за домами со сквозным проходом через первый этаж), оставив супругу на лавочке в тени деревьев, я сбегал на противоположную сторону перекрестка, где на первом этаже торгового мола располагаются банкоматы Bank of China, и снял сразу 4000ю (сработал «синьцзянский синдром», хотя в дальнейшем проблем с банкоматами даже в самых маленьких городках у нас не было).
Около автовокзала взяли такси (ехать всего около километра) и уже к часу дня были в отеле.
Наш отель «Сучжоу» расположен в узкой улочке, метрах в ста к югу от магистральной Западной улицы (West st.), примерно в километре от автовокзала и метрах в трехстах от Колокольной и барабанной башни. Отель представляет собой каре из четырех зданий с большим двором (на завтрак мы ходили через двор в корпус напротив).
Номер у нас был небольшой, старый и немножко тесный, но как и везде – чистый, с хорошей постелью и всем чем положено (единственно, пришлось самому прочищать слив в душе, забитый вековыми отложениями окурков – для таких случаев помимо прочего припасена и стальная проволочка). Кроме очень удачного расположения отеля, привлекательной была и цена номера – 168ю за ночь с завтраками (кстати вполне приличными).
Раскидали вещи, попили чаю и перекусили, немного отдохнули и отправились прогуляться по городу. От нашего отеля до Башни пешком пять-семь минут ходу.
На кольце вокруг Башни располагаются главные торговые центры города. Самый большой торговый центр, расположенный на северо-восточном углу кольца (на правом фото ниже: у левого обреза фото), был на реконструкции, а остальные как-то не впечатляли. Зато под торговым центром на северо-западном углу кольца (Xinli Shopping Mall) был обнаружен очень приличный супермаркет Supermarket XL, в котором мы пополнили запасы продуктов и накупили фруктов (для лаоваев покупать фрукты в супермаркете чаще всего дешевле, чем на улице с лотка). Сзади (на запад) к Xinli Shopping Mall’у примыкает пешеходная улица Дамин (Daming) с рядами магазинов.
Вернулись с пакетами в отель, попили чайку с медом и настойкой, отдохнули и уже по прохладе снова отправились «в центр».
Прошли на Южную улицу (South st.) и свернули направо на пешеходную «едальную» улицу (она называется Zhuanshu St.), которая идет параллельно Западной улице (West st.), пересекая Южную улицу кварталом ниже – на карте ее начало располагается прямо под цифрой 3).
Метров через 150 Zhuanshu St. пересекает также пешеходная Nanshi st. (с сувенирными лотками и заведениями общепита), по которой можно вернуться назад на Западную улицу (расстояние – тоже метров 150).
На пересечении Zhuanshu St. и Nanshi st. установлен вот такой симпатичный дракон из зелени (он обращен мордой на Nanshi st.).
Nanshi st. продолжается на противоположной стороне Западной улицы еще одной пешеходной торговой улицей (Cangmen St.), но здесь уже все местное.
Вернулись обратно обратно на свою улочку, полюбовались на лотки с фруктами (для себя мы уже затоварились в супермаркете) и отправились ужинать.
***
Поужинали в расположенной недалеко баозышнице (почему-то без удовольствия, завтра решили идти на «едальную» улицу) и отправились отдыхать – сегодня уже изрядно наездились и набегались. Завтра с утра едем в сторону гор – смотреть Вэньшушань.
День второй
Утром хорошо позавтракали в отеле (ресторан расположен на втором этаже в корпусе на противоположной стороне двора) и отправились на улицу искать машину до Вэньшушаня.
С такси как-то сразу не заладилось. Кто-то не хотел ехать вообще, а кто-то просил 70ю и только в одну сторону. Наконец один пожилой мужичок согласился ехать за 60ю. Хотя явно было видно, что это слишком низкая цена и что дальше должна последовать какая-то разводка, я не стал заранее его пытать, что он задумал – потом разберемся.
Разбираться пришлось, отъехав километра полтора до бульвара на окраине города. Таксист остановился и начал объяснять на бумажке, что 60ю – это только в один конец, а там еще ожидание и обратная дорога. В общем за все про все – 170ю. Я даже не стал с ним торговаться – показал жестом «нет», мы вышли из машины и вернулись немного назад к перекрестку.
Здесь после недолгого голосования остановили машину с веселой тетенькой за рулем. После азартного десятиминутного торга (как ни странно она просила все те же 170ю, а я предлагал 120), сошлись на 150-ти.
Расстояние до Вэньшушаня и обратно составляет всего около 50 км и я на бумажке со цифрами, стрелками и ценами за км в юанях сделал ей точный и неопровержимый расчет на 120ю, с которым она в конце концов согласилась, но сказала, что все равно хочет 170.
Дорога до Вэншушаня недолгая – всего минут тридцать. Почти сразу же после выезда за развязку G30 вдали становятся видны снежные вершины Циляньшаня, но наша цель гораздо скромнее – невысокая желтовато-серая горная гряда, начинающаяся сразу же за равниной (см. правое фото ниже).
Проехали вдоль тибетского поселка Цифэн и буддистского дацана (см. левое фото ниже). Эта местность – северо-западная оконечность Сунань-Югурского автономного уезда, который занимает территорию длиной почти в 250 км (от Цзюцюаня до Чжанъе) и включаюет в себя предгорья и горные долины северо-восточного склона Циляньшаня. «Титульной» нацией уезда являются югуры («желтые уйгуры»), но около 25% его населения составляют тибетцы.
Через некоторое время становится видна горная гряда с разбросанными по ней входами в пещеры (см. правое фото ниже на дальнем плане). Это и есть в Вэньшушань, вернее его верхняя, необитаемая часть.
Подъехали к входу в Вэньшушань и отправились за билетами к похожему на вагончик тикет-офису. А наша позитивная таксистка-уйгурка (или югурка?) пожелала нам счастливого пути.
Подробнее о Вэньшушане здесь: Пещеры и храмы монастыря Вэньшушань (Wenshushan grottoes)
Погуляли по горам и долам Вэньшушаня с полчаса и отправились обратно (как-то он нас не впечатлил, а супруга так и вовсе откровенно заскучала). Отправились обратно в 10:20 и ближе к 11-ти уже были в отеле.
Отдохнули, попили чая и отправились осматривать торговые ряды улицы Дамин (см. ниже левое фото), которые ничем особенным супругу не впечатлили. Вернулись в отель переждать полуденную жару, часам к трем поедем в парк Винного источника.
***
От Башни до парка Винного источника около 2-х км, которые мы проехали на такси за стандартные 5ю.
За входным порталом начинается центральная аллея, вымощенная галечником и каменными плитами, с высеченными на них иероглифическими надписями.
Далее, за проходом под галереей, соединяющей административные здания, вдоль аллеи тянутся две колоннады, а по центру уложены огромные бронзовые плиты-барельефы с изображениями, орнаментами и иероглифами. В честь чего выполнены многие из этих изображений и что вокруг них написано – не понятно (надо либо знать китайский, либо хорошо ориентироваться в истории Китая), но некоторые из них все же вполне узнаваемы.
На правом фото ниже: «Летящая лощадь» (Фэйма), главный символ провинции Ганьсу, и ханьские колесницы из погребения в Увэе (Ляньчжоу).
Аллея заканчивается перед традиционным круглым проходом, за которым собственно и располагается мемориал Винного источника (см. правое фото ниже).
Сразу за проходом находится приподнятая платформа, ниже которой расположен сам Винный источник (на фото ниже: в левом нижнем углу), а вперед простирается полукруглая площадь, на дальнем конце которой размещается огромная скульптурная композиция.
Выглядит Винный источник незамысловато и заполнен водой только наполовину (сейчас сухой сезон).
Вероятно он наполняется по проложенным под землей трубам из соседствующего с ним озера при высоком уровне воды. Далее вода вытекает из источника в канал, идущий в сторону скульптур, и наполняет небольшой водоем секторной формы перед ними. Но сейчас воды хватает только на то, чтобы покрыть сантиметров на 20 галечное дно Винного источника.
Центром мемориальной композиции является скульптурная группа, изображающая Хо Цюйбина со товарищи с чашами в руках. Слева и ниже полководца находится фигура слуги, выливающего вино в источник, а справа – фигура девушки, подносящей закуску пирующим воинам.
Выглядит композиция очень реалистично – все детали легенды отображены с документальной точностью, вплоть до письма императора, которое Хо Цюйбин, держит в левой руке, но общее впечатление несколько портит «советский» монументальный стиль скульптурных изображений.
На заднем плане вправо и влево от центральной группы расположены ряды тяжеловесных колесниц, а чуть впереди и слева – группа шагающих бронзовых воинов, вооруженных «гэ» (древними китайскими клевцами).
***
От Винного источника вернулись немного назад и прогулялись по берегу озера, ближняя часть которого засажена лотосом, а остальное пространство – чистая вода.
Уровень воды в озере очень низкий, и поэтому подвядшее и побуревшее от жары лотосовое поле больше похоже на заросли лопуха.
От озера вернулись назад на Центральную аллею и отсюда заглянули в небольшой зверинец, который нас совсем не впечатлил (все немного подзапущено и давно не ремонтировано, хотя звери выглядят бодрыми и сытыми).
Вышли на площадь перед входом в парк, быстро поймали такси (5ю) и вернулись в отель. Вечером сходили на ужин на «едальную» улицу, потом еще погуляли по вечерней прохладе и где-то в пол-девятого вернулись в отель.
Отдыхаем, возимся с техникой и понемногу собираемся. Завтра с утра – переезд в Чжанъе.
***
Утром хорошо выспались, позавтракали и не рано отправились на автовокзал, т.к. ехать до Чжанъе всего 2:30 (немногим более 200 км), а в отельных ваучерах обычно указан chek-in -14:00 и chek-out – 12:00.
Нам приходилось (и не раз) приезжать раньше указанного в ваучере времени чек-ина и при этом никаких проблем никогда не было, но зачем нарушать порядок без повода, если можно спокойно приехать в положенное время.
Приехали на вокзал в 9:20 и тут нас ожидал сюрприз: в расписании именно между 9:00 и 11:00 автобусы на Чжанъе отсутствуют. Купили билеты на ближайшее отправление (на 11:20) и после полуторачасового ожидания загрузились в автобус с такой же симпатичной апсарой-фэйтянь на борту, как и на том, что привез нас сюда из Гуачжоу.
Автобус такой же новенький и удобный, как и в Гуачжоу, но немного другой модификации: с увеличенным вверх нижним багажником и закругленными боковыми стеклами.
Выезд из Цзюцюаня оказался не очень быстрым. Сначала мы доехали до Южного автовокзала и простояли там около 20 минут, догружаясь пассажирами, которые только что приехал на местных автобусах или примчался на автовокзал прямо к отправлению.
Наконец в 11:50 тронулись, минут за десять выбрались на скоростную автостраду G30 и с ветерком помчались в сторону Чжанъе.
Некоторые цены и временные раскладки (курс ~ 6.3 руб./ю):
Переезд Гуачжоу – Цзюцуань:
Выехали из Гуачжоу в 09:20
Приехали в Цзюцюань в 12:40
Автобусные билеты – 2х61ю
————————————————————
Такси до отеля – 5ю
Вода (4л) -10ю
Ужин (баоцзы) – 15ю
————————————————————
Поездка к пещерам Вэньшушань:
Выехали из Цзюцюаня в 09:20
Приехали к Вэньшушань в 09:50
Выехали от пещер в 10:20
Вернулись в отель в 10:50
Входные билеты в Вэньшушань – 2х41ю
Автомобиль до Вэньшушаня и обратно – 150ю
————————————————————
Настойка Цзинцзю ( Jing Jiu) 520 ml – 42ю
Такси до парка и обратно 5+5ю
Ужин – 49ю
Отель – 2х168ю
————————————————————
<<К оглавлению «Китай по околице-2» |
Следующий город (Чжанъе)>> |