♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

Самопожертвование плоти и жизни в буддизме Махаяны: краткий обзор доктринальных источников и видов ритуалов

shus 2014

В буддизме махаяны традиция ритуального самопожертвования плоти и жизни имеет очень давнюю историю и уходит корнями в доктринальные тексты начала нашей эры. Одном из самых ранних и безусловно самым авторитетным источником для подобного рода практик является знаменитая «Лотосовая сутра». 

Ниже в первом разделе приводятся самые известные выдержки из средневековых сутр, при этом первые две относятся к ранней махаяне, «Шурангама-сутра» считается эзотерической и относится к ранней традиции чань, а «Сусиддхикара-сутра» – это сборник ритуалов китайской тантрической школы чжэньянь (в Китае она не сохранилась, но существует в Японии под названием «сингон»).

Во втором разделе перечислены и вкратце описаны самые распространенные махаянские практики самопожертвования, большинство из которых в том или ином виде сохранилось до наших дней.

 

 1. Выдержки из махаянских сутр, касающиеся ритуалов самопожертвования

1.1 Из «Лотосовой сутры» (Saddharma Pundaruika Sutra, кит. Miaofa lianhua jing)

Самая значимая сутра ранней махаяны. В настоящее время – одна из главных сутр дальневосточного буддизма. Начиная с 3-го века неоднократно переводилась на китайский язык, но каноническим считается перевод выполненный Кумарадживой в 406 году. В 19-ом веке учеными были обнаружены и переведены санскритские варианты Лотосовой сутры.

перевод на русский А.Н. Игнатовича 

«Сделав подношение, [он] вышел из самадхи и высказал такую мысль: «Хотя с помощью моих божественных сил [я] сделал подношение будде, [оно] не равно подношению [моим] телом». Затем в течение тысячи двухсот лет [он] вкушал благовонный сандал, кундуруку, турушку, прикку, алой, благовоние каучука, а также пил благоуханный сок чампаки и других цветов, потом умастил [свое] тело благовонными маслами и в присутствии будды Чистые И Светлые Добродетели Солнца И Луны облачился в небесные одеяния из драгоценностей, омылся в благовонном масле и с помощью сил божественных «проникновений» сжег свое тело. Свет сияния озарил миры, [число которых было равно] песчинкам в восьмидесяти коти рек Ганг. Будды [в этих мирах] одновременно воздали [ему] хвалу, говоря: «Хорошо, хорошо, добрый сын! Это истинное продвижение в совершенствовании. Это называют Истинным подношением Дхармой Татхагате. [С ним] не могут сравниться подношения такими вещами, как цветы, благовония, ожерелья, благовония для воскуривания, благовонная пудра, благовонные втирания, божественные картины, флаги, балдахины, а также благовония из сандала с этого берега. Подаяния странами, городами, женами также не могут [с ним] сравниться. Добрые сыны! Это называют наилучшим даром. Среди всех даров это самый почитаемый, не имеющий высшего [предела дар], потому что [это] подношение Татхагатам Дхармой!» Сказав это, все замолчали. Огонь, [сжигавший его] тело, горел тысячу двести лет, и когда [они] прошли, тела не стало.

……….……………………………………………………………..

 «Если есть [какой-нибудь человек], который, пробудив мысли, пожелал обрести ануттара-самьяк-самбодхи, способен сжечь палец руки или палец ноги и сделать этим подношение ступе будды, то [он] превосходит тех, кто делает подношения царствами, городами, женами, а также горами и лесами в трех тысячах великих тысячных миров, реками и прудами, редкостными драгоценностями.»

1.2 Из «Брахмаджала-сутры» (Brahmajala Sutra, кит. Fanwang jing)

В сутре впервые упоминается будда Вайрочана, как дхармакая Шакьямуни, и перечисляется 10 основных и 48 вторичных обетов  бодхисатвы. Санскритский оригинал неизвестен. Переведена на китайский Кумарадживой в 406 году.

 «VI. Сорок восемь вторичных обетов

Затем Будда сказал бодхисатвам: «Сейчас, когда я уже разъяснил вам десять главных обетов, я расскажу о сорока восьми вторичных обетах».

………………

Проповедующий дхарму должен иметь направленный ум и правильное поведение, а также знать сутры и практики традиции Махаяны и понимать всю глубину их сути.

Тогда, всякий раз, когда новообращенные приезжают издалека в поисках наставлений, он, согласно Дхарме, должен разъяснить им все практики самоотречения бодхисатвы, такие как возжигание огня на собственном теле, руке или пальце.

И если кто-то не способен поместить огонь на свое тело, руку или палец в качестве подношения буддам, то он по сути отказывается от пути бодхисатвы. Кроме того, он должен быть готов пожертвовать свои ноги, руки и части тела в качестве дара голодным тиграм, волкам, львам и любым голодным призракам.»

 1.3 Из «Шурангама-сутры» (Surangama Sutra, кит. Shoulengyan jing)

Одна из базовых сутр чань-буддизма. Санскритский оригинал неизвестен, переведена на китайский Парамити в 705 году. 

«После того, как я уйду в нирвану, если есть те монахи, которые направили свой ум на путь, добиваются истинного знания и практикуют медитацию, то они могут преклоняться перед образом Татхагаты, зажигая свечу из благовоний на своем теле или сжигая один из суставов пальца. Кроме того, они могут возжигать ладан на макушке их голов. Делая так, как я сказал, каждый из них может полностью уничтожить негативную карму, накопленную в предыдущих жизнях.» 

1.4 Из «Сусиддхикара-сутры» (санскр. Susiddhikara-sutra, кит. Suxidi jing)

Один из четырех базовых текстов тантрической школы чжэньянь (яп. сингон). Переведена на кит. Шубхакарасимхой (Subhkarasimha) в 724 году.

перевод на русский А. Г. Фесюн 

«Если, после исполнения ритуалов таким образом на протяжении трёх дней, [почитаемый] всё ещё не появился и не принёс становлений, собери воедино своё мужество и с бесстрашием в сердце отрежь часть своей плоти и трижды отправь хома. Тогда основной почитаемый немедленно появится и станет просить прощения, и желания твоего сердца непременно осуществятся. Если [в отправлении ритуалов] будут ошибки и упущения, он разъяснит их все. Даже при том, что ты мог свершить пять [проступков], приносящих немедленное [возмездие], если отрезать [от себя часть] плоти и совершать хома в течение девяти ночей, [почитаемый] наверняка появится и дарует становления.» 

1.5 Другие сутры, упоминаемые в связи с самопожертвованием: «Суварнапрабхаса-сутра», «Карунапундарика-сутра», «Самадхираджа-сутра», «Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра», «Аватамсака-сутра» и пр.

 

 2. Наиболее распространенные практики самопожертвования собственной плоти и жизни

2.1 Написание сутр собственной кровью

Одной из практик ранней махаяны, увеличивающей заслуги и улучшающей карму, было собственноручное копирование сутр. Считалось, что написанные собственной кровью сутры, многократно увеличивают заслуги, по сравнению с текстами, написанными обычным способом.

В китайских хрониках самое раннее упоминание о написании сутры кровью датируется 579 годом. Существуют и сохранившиеся образцы подобных текстов: среди манускриптов Дуньхуня была обнаружена рукопись «Алмазной сутры», которая согласно колофону написана кровью в 906 году.

2.2 Сжигание на теле благовоний

Очень распространенная практика, сохранившаяся со времен ранней махаяны (хотя сейчас выполняется уже в более мягкой форме), которая  являлась (и является) обыденной для многих монастырях Китая и Кореи вплоть до настоящего времени. 

В древности такие ритуалы выглядели довольно экстремально, т.к. в них использовались смолы и ладан. Сейчас это вполне безобидная процедура: от прикосновения горящими палочками до использования моксы  (сжигание в акупунктурных точках палочек из измельченной полыни).

К примеру в одном из видов современного ритуала посвящения на определенных местах (обычно девять) на голове размещаются небольшие кусочки (конической формы) из полыни, которые  поджигаются и прогорают до кожи головы, пока посвящаемый читает соответствующие мантры. Делается это в соответствии с правилами китайской терапии моксабустион (Moxibustion) и вреда не наносит.

2.3 Сжигание пальцев

Обоснование этой практики описаны в различных сутрах (см. выше), начиная с «Лотосовой сутры».

Палец перетягивался ниткой до бесчувственности и остановки крови. Затем кисть погружалась в сосуд со смесью глины и соли, после чего две верхние фаланги пальца очищались, покрывались пастой из смолы и благовоний (остальная часть кисти оставалась защищенной слоем глины) и поджигались. В процессе горения (около 20 минут) практикующий должен был читать мантру покаяния (Chan hui wen).

2.4 Самосожжение

Главным доктринальным источником решившихся на самосожжение безусловно была гл. 33 Лотосовой Сутры «Деяния Бодхисатвы Врачевания» (см. выше), причем и как религиозный пример, и как описание процедуры.

Многочисленные примеры самосожжений, касающиеся самых известных в истории Китая буддистских монахов, приведены в «Биографиях выдающихся монахов» (англ. Biographies of Eminent Monks, кит. Gaoseng zhuan), при чем в списках с 350 to 988 годы они были выделены в отдельную категорию. Помимо этого в других источниках также содержатся многочисленные упоминания о самосожжениях монахов, монахинь и мирян – всего порядка нескольких сотен.

Ритуальные самосожжения имеют практически непрерывную историю вплоть до наших дней (хотя такие случаи сейчас достаточно редки).

2.5 Отсечение плоти

Существуют не очень многочисленные упоминания о подобных практиках, в основном в связи культом Будды Медицины и тантрическим мастером из Сычуани Лю Бэньцзунем, при чем такие ритуалы как правило связаны с сожжением отсеченной плоти.

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));