shus 2014
Сычуань (Sichuan)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
кит. Huangze si 皇泽寺
32.441687° 105.811294° (Satellite)
Монастырь Хуанцзе (Huangzei) находится в городе Гуанъюань (Guangyuan, север провинции Сычуань). Он расположен на западном берегу реки Цзялинхэ в 1.5 км к юго-западу от ж.д. вокзала и практически прямо напротив находящегося на восточном берегу «старого» центра города.
Храмовый комплекс монастыря состоит из пары десятков строений, разбросанных вдоль подножья скального утеса, среди которых, помимо прочего, находятся фамильный храм единственной в истории Китая женщины-императора У Цзэтянь и высеченные в скальном обрыве пещеры и ниши с буддистскими скульптурами.
Доказанной датой основания Хуанцзе является конец правления династии Северная Вэй (начало 6-го века н.э.). Считается, что изначально храм носил название Чуаньчжу (Chuanzhu), а «переназначен» и переименован он был уже после воцарения женщины-императора У Цзэтянь, поскольку она родилась именно здесь в Личжоу в семье местного губернатора в 625 г.
Будущая женщина-император У Цзэтянь (данное при рождении имя – У Чжао, Wu Zhao) родилась в 624 г. в городе Личжоу (нынешний Гуанъюань). Ее отец был богатым торговцем древесиной и поддерживал близкие отношения с будущим императором Гао-цзу (Gaozu) (отцом Тай-цзуна) и поэтому после его интронизации в 618 г. получил высокий пост губернатора Личжоу.
В возрасте 14 лет У Чжау была взята наложницей в дворцовый гарем императора Тай-цзуна (Taizong), который занял императорский трон в 626 г., отстранив от власти своего отца Гао-цзу в результате дворцового переворота. При этом У Чжао получила новое имя У Мэй, высокий 5-ый ранг (в империи Тан была девятиранговая система) и ей было доверено исполнение обязанностей секретаря и делопроизводителя при императоре.
После смерти Тай-цзуна в 649 г. У Мэй (тогда ей было 25 лет) вместе со всем гаремом была пострижена в монахини и отправлена в монастырь – таковы были обычаи той эпохи. Но пробыла она там недолго: уже в 650 г. новый император Гао-цзун (сын Тай-цзуна) забрал ее из монастыря и ввел в свой гарем старшей наложницей с высшим рангом (выше нее по статусу были только три младшие жены и сама императрица). Причиной этого, нарушающего все дворцовые нормы поступка (а в соответствии с конфуцианской моралью – аналогом инцеста) было то, что Гао-цзун поддерживал отношения с У Мэй еще в период ее нахождения в отцовском гареме (попросту говоря, он был ее любовником).
После возвращения во дворец да еще в таком высоком статусе, У Цзэтянь начала свою борьбу за абсолютную власть.
Ее личным именем с этого времени стало У Хоу, а имя У Цзэтянь (Wu Zetian, это также ее неофициальное «храмовое имя») она себе присвоила уже ближе к концу жизни, но далее по тексту она будет упоминаться именно под именем У Цзятянь, поскольку под ним она вошла в историю и оно является самым распространенным в популярной литературе.
В течение 652-653 г.г. У Цзэтянь родила императору двух сыновей, а в 654 г. – дочь, которая умерла при невыясненных обстоятельствах. У Цзэтянь обвинила в смерти своего ребенка бездетную императрицу (хотя многие историки считают, что У Цзэтянь сама задушила свою дочь) и добилась ее отстранения, а в следующим 655 г., обвинив бывшую императрицу и ее мать в колдовстве, довела дело до их заточения в тюрьму, где обе женщины были жестко казнены.
В этом же 655 году У Цзэтянь получила официальный титул «супруга императора» – «хуанхоу».
Далее последовала череда кровавых и просто жестоких и аморальных поступков, направленных на укрепление абсолютной власти У Цзэтянь, среди которых можно отметить расправу над кланом дяди императора, поддерживавшим бывшую императрицу и препятствовавшим восхождению на престол У Цзэтянь, а также уничтожение «12-ти ветвей» императорского клана Ли (прямых потомков императора Тайцзуна).
Начиная с 664 г У Цзэтянь ввела для себя с мужем новый титул: «Два Совершенномудрых» (Эршэн, Ersheng), и с этого времени на заседаниях Высшего государственного совета были установлены два трона, причем трон У Цзэтянь располагался по правую руку от трона ее мужа и уже в это время практически все основные государственные решения принимала императрица.
В 675 году и без того слабое здоровье императора окончательного ухудшилось и он окончательно отстранился от государственных дел. С этого года У Цзэтянь становится официальным регентом при еще живом муже-императоре.
Примерно в это же время У Цзэтянь начинает формировать свой «культ личности»: она принимает еще один титул «Тянь-хоу» (Tian Hou) – «Небесная императрица» (всего же за время своего правления она принимала различные титулы 19 раз) и начинает активно участвовать в делах буддистокой сангхи, оставаясь при этом благосклонной к алхимикам-даосам.
В 683 году умер император Гао-цзун и до 690 года императорский трон под плотной опекой матери занимали по очереди два ее сына (при этом старшего она почти сразу отправила в ссылку).
В 690 году, в возрасте 65 лет, вдовствующая императрица, уничтожившая к этому времени всех соперников и установившая полный контроль над чиновничьим аппаратом и государством, провозгласила окончание эпохи династии Тан и начало правления новой династии – Чжоу.
Она отстранила от власти действующего императора династии Тан – своего младшего сына Жуй-цзуна и вступила в управление государством в качестве женщины-императора, приняв новое имя У Цзэтянь (Wu Zetian, что-то типа «следующая воле небес») и титул «хуанди» (huangdi – слово, обозначающие именно императора-мужчину).
В китайской традиции государственного управления, ведущей свое начало от династии Чжоу (1045-256 г.г. до н.э.), правитель государства являлся «Сыном Неба» (Тяньцзы, Tianzi), который на основании Небесного мандата (Тяньмин, Tianming) управляет Срединным государством (Чжун Гуо, Zhong Guo) и власть которого распространяется на всю Поднебесную (Тянься, Tian Xia).
Этому, на первый взгляд авантюрному акту, предшествовала серьезная подготовительная работа со стороны буддистской сангхи по «обожествлению» У Цзэтянь и созданию надежного обоснования ее права на престол.
Решением, которое позволяло У Цзэтянь обойти безусловный запрет на интронизацию женщины, стало применение ею новации, сломавшей конфуцианскую традицию престолонаследия: она стала во главе Срединной империи как воплощение бодхисатвы Майтреи в облике женщины-чакравартина (буддистского вселенского правителя), а не как традиционный китайский «Сын Неба».
Для обоснования права У Цзэтянь на трон правителя Срединной империей, в 690 г. императорскому двору был представлен буддийский трактат под названием «Комментарий относительно смысла пророчества о божественном правителе в Сутре большого облака» (Dayunjing shenghuang shoujiyishu), являющийся комментарием к известной буддийской «Сутре большого облака» (Даюнь цзин, кит. Dayun Jing, санскр. Mahamegha sutra), переведенной знаменитым Дхармакшемой в первой половине 5-го века.
Административное руководство созданием «Комментария» осуществлял настоятель храма Белой Лошади Сюэ Хуаи (Xue Huaiyi) (в соответствии с хрониками – фаворит и любовник У Цзэтянь), а написан он был группой из десяти самых видных ученых монахов империи.
В «Комментарии» рассматривается содержащаяся в тексте «Сутры большого облака» беседа между Буддой и его учеником – бодхисатвой Чистого Света (Цзин Гуан, Jing Guang), в которой Будда предсказывает Цзин Гуан, что в будущем он будет воплощен в женское тело:
«С женским телом ты будешь правителем страны – одной из четырех, где может появиться чакравартин. Люди здесь будут жить в изобилии и будут избавлены от любых недостатков и слабостей, болезней и боли, печали и гнева, страха и насилия, бед и неприятностей….»
После чего путем рассуждений и логических умозаключений авторами «Комментария» делается однозначный вывод о том, что именно У Цзэтянь является предсказанным вселенским правителем чакравартином.
Утверждение, что У Цзэтянь является воплощением бодхисатвы Майтреи, было обосновано более туманно и в основном основано на ссылке на процветание и военные успехи страны в период ее правления, но вывод был сделан также однозначный. В тексте «Комментария» это звучит примерно так: «Мы ответственно признаем, что Божественный Правитель [У Цзэтянь] является Майтреей».
Конечно, с доктринальной точки зрения совмещение в одном лице чакравартина и будущего будды бодхисатвы Майтреи выглядело не совсем догматично, но вероятно к этому времени такие нюансы уже не имели значения.
После официального представления «Комментария» императорскому двору в 690 г., министры двора подали У Цзэтянь прошение о том, чтобы она официально вступила в права правителя Срединного государства, аргументируя это тем, что «как на небесах не может быть двух солнц, так и не может быть двух императоров на земле» (в это время официально императором был ее сын Жуй-цзун). Дождавшись знамения небес (через два месяца после оглашения «Комментария» над дворцовым Храмом предков пролетела сказочная птица-феникс фенхуан) в седьмой месяц 690-го года У Цзэтянь объявила о начале новой эпохи – прекращении династии Тан и начале правления новой династии Чжоу.
Вслед за этим был издан декрет, чтобы в каждой провинции был сооружен монастырь с храмом Большого облака (Даюнь сы, Dayun si), в котором главным образом для почитания должна была быть фигура Будды Майтреии. Такие же храмы сооружались и в действующих монастырях: одна из самых впечатляющих пещер Дуньхуана с 35-тиметровм образом Будды Майтреи (пещера N96) является именно храмом Даюнь.
После опубликования «Комментария» в 690 г., через два года (в 693 г.) к нему последовало дополнение: ссылка на «Сутру драгоценного дождя» (в переводе Бодхиручи II), в которой также содержалось упоминание о женщине-чакравартине.
Только после этого У Цзэтянь провела в дворцовом Храме Неба ритуальное общее собрание представителей всех сословий (wuzhe dahui) и объявила себя «Великомудрым божественным Правителем Золотого Колеса» (высший статус чакравартина).
Окончательно процедура обожествления закончилась в 695 г. принятием У Цзэтянь еще одного титула: «Милосердная» (Цыши, Cishi), являвшегося одним из синонимов бодхисатвы Майтреи.
В 698 году престарелая женщина-император (ей уже было 74 года) вернула из ссылки своего старшего сына Чжун-цзуна и указала на него как на будущего императора.
В последние годы жизни У Цзэтянь приблизила к себе двух братьев Чжан, которые стали ее фаворитами и, как считается, любовниками. При этом старая и больная императрица окончательно потеряла контроль над страной и дворцом, позволяя своим фаворитам творить неслыханные беззакония и злодеяния.
В феврале 705 года группа заговорщиков из числа придворной знати совершила государственный переворот и провозгласила императором старшего сына У Цзэтянь Чжун-цзуна.
Братья Чжан были казнены, а У Цзэтянь отправили доживать свой век в загородное поместье, где она и скончалась в декабре 705 г. в возрасте 81 года.
А в марте следующего, 706-го года, ее сын – император Чжун-цзуна – восстановил династию Тан.
Нынешние строения храма являются относительно новыми: они возводились и реставрировались в период начиная от династии Цин в 17-19 в.в. и до нашего времени.
***
Входной портал храмового комплекса расположен на набережной реки Цзялинхэ. По центру портала находятся большой и довольно внятный план-схема, а справа от него – тикет-офис и турникеты.
***
Сразу за входным порталом возвышается первое культовое сооружение Хуанцзе – Зал Двух Великомудрых (Two Sages’ Hall).
Внутри Зала Двух Великомудрых у задней стены по центру на возвышении располагаются две бронзовые статуи сидящих на тронах У Цзэтянь (Wu Zetian) и ее мужа – императора Гао-цзуна (Gao Zong).
Слева и справа от них вдоль боковых стен выстроились фигуры самых значимых министров императорского двора.
Зал Двух Великомудрых – это современное строение, воссозданное по записями в средневековых хрониках. Здесь подчеркивается роль У Цзэтянь в управлении государством еще при живом муже – в 664 г. она ввела новый титул «Два Великомудрых» (Эршэн, Ersheng – аналогично диумвирату) и с этого времени на заседаниях Государственного совета располагалась на троне по правую руку от мужа (на западе), принимая вместо него все важнейшие государственных решения.
От Зала Двух Великомудрых дорожка идет налево – к пещере Сесиньцзин (Xie Xinjing Cave, на фото ниже – слева лестница ведущая вниз), фамильному храму У Цзэтянь (Wu Family Temple, на фото ниже – коричневый портал справа) и Барабанной башне (Drum Tower).
Пещерой Сесиньцзин называется большая каменная глыба, расположенная слева и ниже уровнем от фамильного храма У Цзэтянь.
Во фронтальной части глыбы высечены две квадратные ниши, в которых можно рассмотреть остатки каменных скульптур, на правой стороне находятся несколько барельефов с изображением ступ, а на левой – две забранные железными решетками небольшие ниши с относительно прилично сохранившимися скульптурными группами.
Справа от лестницы, ведущей к Сесиньцзиндун, находится портал, дверь которого является входом во внутренний дворик фамильного храма У Цзэтянь. Судя по количеству «ленточек желаний», храм очень популярен.
Внутри просторного зала вдоль задней стены в ряд располагаются скульптурные изображения всего семейства У Цзэтянь: по центру – ее мать и отец (между ними находится небольшая статуя Гуаньинь), слева – сестры и сама У Цзэтянь в юности, а справа – ее братья.
Сама У Цзятянь предстает в виде юной очаровательной девушки (тогда еще У Чжао). Именно такая красавица до такой степени очаровала императора Тай-цзуна (отца Гао-цзуна), что когда ей исполнилось 14 лет он взял ее в императорский гарем наложницей .
После смерти Тай-цзуна это юное создание обаяло его сына, вырвалось из ссылки в монастыре и вошло в императорский дворец уже в качестве младшей жены. После чего, пройдя через череду отвратительных интриг, тайных убийств и открытого истребления целых кланов оппонентов, сначала стала императрицей, узурпировавшей власть и отстранившей от нее слабого мужа, а затем после смерти Гао-цзуна, создав с помощью буддистских патриархов обоснование своего неземного происхождения – и единственной в истории Китая женщиной-императором.
От храма У Цзэтянь дорожка, чередуясь с лестницами, идет вверх в сторону скального утеса.
На широкой площадке справа находится каменная стела, датируемая периодом династии Сун (правое фото ниже).
Вправо идет дорожка в сторону главной достопримечательности Хуанцзе – Пещере Большого Будды (Dafoku), а еще выше, почти у подножья скального утеса, расположена небольшая скальная ниша с пристроенным кирпичным фасадом (см.левое фото ниже), в которой находится статуя одного из даосских Восьми Бессмертных Люй Цзу (Lu Zu) (он же – Люй Дунбинь).
Святилище Люй Цзу слева огибает каменная лестница, которая оканчивается капитальной беседкой, за которой уже метрах в десяти находится почти отвесная скальная стенка.
Пока я ходил по тропинке к скальной стенке посмотреть, что там есть интересного, супруга браталась с очередными китайцами. Кстати в глубинке очень положительное отношение к России (особенно среди взрослых китайцев).
Спустились от храмика Люй Цзу на один уровень вниз и направились по указателям вправо вдоль скалы.
За сооружением похожим на традиционную башню городских крепостных ворот в миниатюре (левое фото ниже), которое по плану называется Павильоном Пяти Будд (Five Buddha Pavillion), у самого подножья скалы располагается огороженная парапетом приподнятая платформа (правое фото ниже).
На ней самой и выше нее на скальном уступе находятся какие-то строения. Возможно, что это указанные на плане Can Sang Pavillion и Guan Jing Pavillion, но попасть к ним невозможно – проходы закрыты.
Далее дорожка подходит к короткому и крутому лестничному пролету, выше которого открывается вид на огромный трехъярусный павильон, пристроенный к высокой скале.
Лестница ведет на широкую площадку перед зданием павильона, с которой открывается прекрасный вид на реку и город.
У левого торца здания располагается лестница, ведущая на верхние ярусы к самым известным достопримечательностям храмового комплекса Хуанцзе: пещерам N45, N38 и Пещере Большого Будды (Дафоку).
Первой по ходу расположена Пещера N45. Она находится слева, вне здания, и для доступа к ней сооружена высокая платформа в один уровень со вторым этажом.
***
По классификации такой тип пещер называется «пещера с центральной колонной» и на табличке, установленной внутри нее, написано, что это единственная пещера такого типа в Сычуани.
В задней стене пещеры высечена арочная ниша, в которой находится скульптурная группа традиционного состава: Будда (здесь Вайрочана) с двумя учениками, расположенными справа и слева от него у задней стены ниши, и два бодхисатвы у боковых стен. Простенок выше голов бодхисатв украшен динамичными изображениями летящих апсар.
За головой Будды находится лотосовый ореол, а над ним по стене дугой расположены миниатюрные изображения девяти будд.
Справа и слева от ниши с Буддой располагаются две небольшие ниши с буддийскими триадами (в левой – изображение Будды Майтреи), а выше них арку ниши охватывает широкий портал с мотивом тысячи будд.
Расположенные на правой и левой стенах скульптурные композиции практически повторяют вышеописанную и отличаются только в деталях (вероятно это Шакьямуни и Амитабха) (см. левое и правое фото ниже).
Пещера N38 расположена на одном уровне с пещерой N45, но уже внутри павильона.
Здесь по центру находится глубокая скальная ниша, по трем стенам которой располагаются буддийские триады (Будда и два бодхисатвы), а справа и слева от нее – две ниши поменьше и небольшие отдельные барельефы.
***
Верхний ярус здания образует большое закрытое пространство перед «жемчужиной» Хуанцзе – Пещерой Большого Будды (Дафоку).
Давфоку датируется периодом ранней Тан (6-ой век) и несмотря на столь почтенный возраст имеет очень хорошую сохранность (даже в мелких деталях), а выглядит просто завораживающе.
Скульптурная группа, находящаяся внутри пещеры достаточно традиционна: по центру Будда, справа и слева от него – два ученика и последователя, а по бокам – два бодхисатвы. Фигуры охранителей, высеченные по бокам у входа в пещеру, практически не сохранились и видны только их общие контуры.
У задней стены пещеры по центру расположено скульптурное изображение Будды Амитабхи (кит. Эмито-фо), а по обеим сторонам от него – фигуры главных учеников и последователей Будды Шакьямуни, ставших после его ухода патриархами буддистской сангхи: слева – Ананды и справа – Кашьяпы.
За головой Будды находится рельефный цветок лотоса, обрамленный также рельефным круговым растительным орнаментом и ореолом в виде языка пламени.
Потолок пещеры расписан изображением какого-то демона с крыльями на фоне фантастического орнамента (возможно это Гаруда, но уж больно необычно он выглядит), а «задником» является прекрасный барельеф, изображающий группу видьяраджей (vidyarajas) – гневных защитников Учения. Слева, чуть выше головы Будды, находится очень симпатичное изображение дракона.
Правая ладонь Будды Амитабхи сложена в абхая-мудре (abhaya mudra) – жесте дарования защиты и бесстрашия. Обычно в таком случае жестом левой рука является варада-мудра (varada mudra, жест благодарения) – открытая ладонь с пальцами направленными вниз, но здесь в левой руке Будды Амитабхи находится какой-то небольшой сосуд или что-то подобное (возможно это какой-то местный вариант варада-мудры).
Слева от Будды Амитабхи располагается фигура бодхисатвы Махастхамапрапты, олицетворяющего силу мудрости (здесь его атрибуты традиционны: в короне – изображение вазы, а в руке – бутон лотоса), а справа – фигура бодхисатвы Авалокитешвары, олицетворяющего милосердие и сострадание (в его короне находится изображение Будды Амитабхи, а в руке – традиционный кувшинчик).
Здесь представлена традиционная («индийская») иконография бодхисатвы милосердия и сострадания Авалокитешвары, характерная для раннего периода китайского буддизма. Через несколько веков его, как правило, будут изображать в виде прекрасной и мудрой женщины, предстающей в многочисленных ипостасях.
Справа от Дафоку находится несколько небольших ниш со скульптурными группами разной степени сохранности, вероятно также изображающими Будду Амитабху со «свитой» (по крайней мере в самой большой и расположенной справа от нее нишах – точно он).
Уходить от такой красоты как-то не очень хотелось, но надо было двигаться дальше и мы спустились вниз, к первому этажу павильона.
Здесь расположен памятный зал (типа небольшого музея), посвященный У Цзэтянь.
Слева от входа в зал установлен большой стенд с кратким изложением биографии У Цзэтянь, а по центру задней стены зала за стеклом находится позолоченная каменная статуя, изображающая ее саму в уже преклонном возрасте. Считается, что это прижизненное изображение У Цзэтянь, сделанное по ее личному указанию.
Статуя выполнена в соответствии с буддисткой иконографией и с изображением Будды Амитабхи в короне. Причиной этого является то, что на основании комментария к Махамегха-сутре (Сутре Большого Облака), написанного коллегией самых уважаемых ученых монахов под руководством Сю Хуаи (настоятеля знаменитого храма Белой Лошади и любовника императрицы) У Цзэтянь еще при жизни была объявлена воплощением Будды Майтреи, что позволило ей обойти безусловный конфуцианский запрет на интронизацию женщины в качестве императора и короновать себя по «буддистскому обряду».
С правой и левой стороны во всю длину стен размещены две витрины с различными материалами, связанные с жизнью и деятельностью У Цзэтянь. В левой витрине можно рассмотреть фото гигантской скульптуры из храма Фэнсянь Сы, расположенного в пещерном комплексе Лунмэнь (это еще один известный эпизод из жизни первой женщины-императора).
От зала У Цзэтянь спустились вниз и затем по длинной лестнице поднялись к площадке, на которой расположен павильон со стелами (на плане – Tablet Porch).
Выглядит он вот так (см. фото ниже) и больше сказать о нем нечего, т.к. никаких табличек рядом с ним нет.
Этой площадкой территория храмового комплекса заканчивается и дальше по плану на некотором удалении находится Empress culture exhibition hall, а по указателям – подъем на Wulong mountain.
Все это уже неинтересно и мы повернули назад.
Зашли в сувенирный магазинчик (здесь же можно купить прохладительные напитки и попить чаю), где я к своему изумлению обнаружил небольшую книжицу о Хуанцзе с английским текстом (редкое явление в Китае), а супруга вместе с молодой китаянкой сфотографировалась в традиционном головном уборе, позаимствованном с разрешения продавщицы с прилавка.
Фотография получилась где-то с третьего-четвертого раза, потому что китайские кокошники сидят на голове очень неустойчиво (видимо их нужно носить мелко семеня, с прямой спиной и гордо поднятой головой), а моих фотомоделей почему-то все время разбирал смех.
Спустились еще на один уровень и вышли к Залу Двух Великомудрых. От него прогулялись до Колокольной Башни, полюбовались на массу черепах в пруду и двинулись на выход.
На набережной все позитивно: легкий ветерок, дивный вид на город и веселый доброжелательный народ.
Отсюда (как практически и из любой точки в городе) хорошо видно необычное здание, расположенное на противоположной стороне реки на вершине холма.
Холм называется Фэнхуаншань, такое же название – Фэнхуан – носит и само здание. Форма здания стилизована под образ китайского «феникса» – мифической птицы фэнхуан. Внутри здания на всех этажах находится что-то типа художественной галереи: рисунки, каллиграфия и пр.
А сооружено это здание было в честь опять же У Цзэтянь, при этом его форма и название холма связано с легендой о том, что в момент рождения У Цзэтянь вокруг дома ее отца – тогдашнего губернатора Личжоу – кружила волшебная птица фэнхуан, которая затем улетела в сторону «восточных гор». Появление фэнхуана являлось знамением того, что новорожденную ждет великая судьба и поэтому ее отец повелел назвать гору, к которой улетела чудо-птица, «Фенхуаншанем» – «Гора птицы фенхуан».
Здание имеет высоту 42 м и 14 этажей, что символизируют 14 лет – возраст, в котором У Цзэтянь была взята ко двору императора Тай Цзуна.