shus 2010
В соответствии с традицией бирманского паломничества одной и важнейших буддистских святыней Бирмы является статуя Маха Муни, находящаяся в специально выстроенном для нее храме Maha Myat Muni Paya в г. Мандалае.
Эта статуя считается прижизненным портретным изображением Будды и согласно легендарным хроникам была создана во время его посещения столицы Ракхайна (Аракана) г. Диннявади (Dinnyawadi) во дворце короля Санада Тхурия (Sanda Thuriya).
По преданию образ так пришелся по душе Будде, что он решил наделить его своей духовной сущностью на срок в пять тысяч лет.
Согласно опять же легендарной традиции, существует только пять портретных изображений Будды: два – в Индии, два – в раю, а пятое – это Маха Муни.
По мнению ученых статуя датируется не позднее II века нашей эры и действительно создана в Аракане.
Мало что известно о судьбе статуи до 18-го века, когда один из самых амбициозных бирманских королей Бодопайя (Бадон Мин) покорил и присоединил к Бирме Аракан, а статую в 1784 году перевез в Мандалай.
Статуя отлита из бронзы, ее высота составляет 3.83 метра, вес около 6.5 тонн.
Высота постамента на котором находится статуя – 2.13 м.
Над статуей находится золотой балдахин в виде шатрового свода с лотосовым бутоном посередине.
Все тело статуи (кроме лица) и постамент, на котором она находится, покрыты золотом, в основном это тонкие золотые листки, которые прикрепляли к статуе верующие в течении многих столетий (см. Золото ступ и храмов).
Кроме этого на статуе прикреплено огромное количество золотых предметов, многие из которых украшенны драгоценными камнями (на первый взгляд – в основном рубины и изумруды). Это пожертвования членов королевской семьи и высокопоставленных верующих .
Только общий вес золота, которое покрывает статую толщиной 10-12 см, составляет около 12 тонн.
В качестве справки (и размышления о системе ценностей) : официальный государственный золотой запас Бирмы равен 7.3 тонны, Украины -17 тонн, Кореи – 14 тонн.
Статуя Маха Муни расположена в высоком и небольшом по площади помещении, с глухой задней стеной и большим арочным проемом для обзора в передней части. В боковых стенах – два широких и высоких проемами: для входа (слева) и выхода (справа).
Внутри помещения есть неширокий (около метра) обход вокруг постамента и еще более узкий обход по постаменту вокруг статуи. Для подъема и спуска на постамент – две лесенки. Доступ к священному образу для мужчин не ограничен, для женщин – запрещен («Ladies forbidden», как и везде). Женщины могут любоваться святыней и молиться только снаружи помещения.
Вместе с образом Будды из Аракана были привезены шесть древних ангкорских бронзовых фигур, попавших туда в 1600 году из Баго в качестве военных трофеев.
Сейчас они выставлены во дворе храма и пользуются репутацией целительных (в прямом смысле этого слова – для исцеления надо прикоснуться больной частью тела к одной из статуй).
Видеоролик «Маха Муни» (HD1280х720 1:43)
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
О короле Бодопайе (из Википедии)
Бодопайя был фанатичным буддистом.
Он присвоил себе титул Аримиттья (благородный Майтрея — Будда будущего).
Однако высшие монахи отказались подтвердить его статус бодхисаттвы, и он вынужден был признать поражение.
Он яростно преследовал еретические секты, ввёл смертную казнь за употребление алкоголя, курение, употребление опиума и убиение животных; построил огромное количество пагод.
Он начал строительство грандиозной пагоды в Мингуне, высоту которой он планировал довести до 150 м, но грандиозный проект был реализован только на одну треть, проект был прекращён в 1813 году и вокруг недостроенной пагоды осталась до сих пор бесформенная куча из миллиона кирпичей.
Он же изготовил великий колокол в Мингуне весом 90 тонн.
При этом Бодопайя был поклонником искусства, поэзии и литературы, покровительствовал художникам и литераторам. Своими декретами он упорядочил искусства и представления, давая преимущества высокоодарённым талантам и вводя жёсткую цензуру.
Он разрешил только классические пьесы и постановки, запретив современные и новосозданные.
Содержение песен должно касаться природы и буддийской философии.
Актёры должны быть душевно здоровыми и не являть уродства, произведения должны строго следовать музыкальным и поэтическим канонам, и не оскорблять государство, религию и короля.
Те кто пишет подобного рода оскорбительные песни и стихи, наказываются отрубанием руки, а те, кто их поёт и цитирует — наказываются отрезанием языка.