Пещера Пей Чин Мьяун (Маха Нандаму)
На плане пещеры названия примечательных мест не являются переводом с бирманского. Некоторые из названий отражают суть объекта, а некоторые являются условными (напр. «Белый Будда»). Количество пунктов больше, чем на исходном плане, т.к. там не указаны проходы с крокодилами.
Вход в пещеру украшен красно-золотой вывеской на бирманском языке (из которой можно разобрать только цифры «1990») и обрамлен двумя пенящимися потоками воды: слева – небольшой водопад, справа – стекающая по каменным уступам подземная речка. Слева от входа можно разглядеть небольшие заросли лианы с удлиненными листиками. По-моему это и есть «пей чин» (peik chin, перец длинный), давший свое название пещере.
Сразу за входным проемом находится небольшой зал-«вестибюль», вдоль стен которого проложены бетонные дорожки на сваях, а по центру бежит вода.
У правой стены «вестибюля» (ближе к его концу) расположена достопримечательность, обозначенная на плане номером (1) – отпечаток стопы Будды (Шри Пада, Sri Pada) со 108-ью священными знаками.
Почти вся правая стены «вестибюля» занята неглубокой нишей с длинной платформой, на которой представлены сюжеты из жизни Будды.
Слева на фотографии Будда изображен в образе отшельника, доведшего себя аскетическими практиками до полного истощения («… приклеилась кожа моего живота к спине, оттого, что я мало ел.»).
Вовремя поняв бессмысленность и вредность крайних методов постижения истины, Будда прервал аскезу, отправился к месту своего будущего Просветления в Бодх Гаю и впоследствии провозгласил «срединный путь».
Вправо от «Аскезы Будды» находится скульптурная группа «Первая проповедь» («Поворот колеса учения»), обозначенная на плане номером (2).
Смотрится эта композиция просто здорово: и динамикой, и качеством, и цветом.
Обычно рисунки и барельефы Первой проповеди содержат изображения Будды, пяти аскетов и двух ланей (антилоп), которые пробегая мимо заслушались Будду. Здесь же к традиционным персонажам автор для массовости добавил цаплю, змею, черепаху и маленьких оленят.
После двери-решетки в конце «вестибюля» начинается череда пещерных залов, в которых размещены статуи Будды, скульптурные композиции, ступы и пр. священные образы и сооружения.
В начале первого зала расположены две статуи, изображающие «Будду под защитой царя нагов Мучалинды во время грозы», которые обозначены на плане номером (3).
У правой стенки на выходе из зала находится чем-то особо примечательная статуя Будды белого цвета ( на плане номер (5) – «Белый Будда»).
За статуей «Белого Будды» начинается проход в следующий зал, в котором находятся «Четыре Будды», ступа, статуя лежащего Будды («Махапринирвана Будды») и еще одна скульптурная группа «Первая проповедь».
В начале зала вдоль правой стены расположены четыре статуи сидящего Будды (номер (4) на плане), при этом у всех четырех образов разные мудры (mudra – определенный, несущий смысловую нагрузку жест руки). Самый первый Будда вероятно изображен дарующим священную реликвию: волоски со своей головы. Поэтому можно предположить, что в левой руке он держит небольшой реликварий. Мудры остальных Будд более традиционны.
В скальных нишах левой стены на всем протяжении зала расставлены многочисленные скульптуры Будды различного вида, стиля и размера.
Почти по центру зала (ближе к правой стене, но отделенная от нее водным потоком) находится небольшая ступа, обнесенная невысокой оградой. Прямо перед ней расположен сидящий Будда в компании двух симпатичных хинт (хинта (hintha) – это священный гусь/лебедь, бирманский аналог индийской хамсы (hamsa)).
В правом углу зала расположена статуя лежащего Будды («Махапаринирвана Будды», номер (6) на плане). Пространство перед статуей застелено ковриками и защищено навесом. Слева от статуи сидит служитель-мирянин, а перед ним на небольшом столике находится традиционная серебристая чаша для сбора подаяния. Здесь бирманцы ненадолго задерживаются, чтобы погрузиться в созерцание и прочитать молитвы.
Рядом со статуей «Махапаринирваны Будды» находится еще одна прекрасно изготовленная и оформленная скульптурная группа, представляющая «Первую проповедь» («Поворот колеса учения»), которая обозначена на плане номером (7). Правда из-за отсутствия животных она смотрится не так симпатично, как подобная композиция у входа в пещеру.
В нескольких метрах от «Первой проповеди» расположен небольшой мостик через подземный поток, за которым начинается длинный влажный коридор с редкими скульптурами.
Слева от мостика на бережке притаился огромный крокодил (номер (8) на плане), очень реалистичный в своей злобе и кровожадности.
Фигура крокодила наверно должна напоминать последователям Будды об опасностях, которые подстерегают их на трудном пути к просветлению (расположенный далее неуютный коридор вероятно и символизирует этот самый трудный путь).
В ведущем к следующему залу коридоре с потолка капает вода и по дороге иногда попадаются небольшие скульптуры, расставленные в одиночку и группами.
Коридор выходит в очень темный зал с расположенной на правой стороне ярко освещенной платформой, к которой ведет лестница с балюстрадами из нагов (номер (9) на плане). Где-то здесь (если верить плану) находится «нежилое» ответвление от основной пещеры.
После этого зала начинается самая некомфортная часть пещеры: с низкими потолками и очень высокой влажностью.
У меня в этой части пещеры почти сразу запотел фильтр на объективе и я не мог с ним справиться до тех пор, пока мы не вышли в большой зал, а у супруги на время отказала вспышка.
Около поворота посетителей встречают две недружелюбные наги, вытянувшиеся вдоль дорожки.
Местами пещера очень низкая и с потолка не просто капает, а течет вода.
В самом мокром и неудобном месте справа от дорожки опять притаился крокодил (номер (10) на плане), повторно напоминая, что это не просто полутемный, душный, влажный и низкий коридор, а аллегория трудного пути к постижению Учения и просветлению.
Здесь он выглядит еще кровожаднее – то ли на скульптора подействовала угнетающая обстановка, то ли крокодил просто размещен немного повыше.
На этом участке коридор достаточно неуютный и проникнуться чем-либо духовным в этом месте наверное трудно. Вероятно поэтому здесь почти не встречаются скульптуры (хотя может быть в таких местах их не ставят, чтобы не портились от влаги).
![]() |
![]() |
Постепенно потолок повышается и коридор выходит в огромный зал.

shus
По середине зала течет водный поток и пешеходные дорожки находятся прямо над ним.
В центре зала расположена приличных размеров ступа классической формы (номер (11) на плане), а справа от нее у скальный стенки – огромная статуя Будды, сидящего на троне (номер (12) на плане).
Для сопоставления размера статуи Будды, на фото ниже можно рассмотреть служителя-мирянина в белой рубашке у правого угла постамента статуи.
Эта статуя является не очень точной репликой знаменитого мандалайского Будды Маха Муни (мне показалось, что размером она больше оригинала).
Пупырчатая поверхность у оригинальной статуи образовалась в результате наклеивания верующими тонких листочков золота в течении почти двухсот лет (на статую таким образом было нанесено около 12 тонн золота). Здесь это конечно же всего лишь имитация. См. (Маха Муни – прижизненное изваяние Будды).
Вдоль стен зала с правой и с левой стороны расположены дидактические скульптурные группы, представляющие различные эпизоды из жития Будды Гаутамы.
Супруга с азартом взялась снимать «Усмирение Буддой хмельного слона Налагири» (Сло-о-о-ники!). В потемках слон выглядел вполне прилично, но при последующем просмотре фотографии оказался очень неказистым: потертым, облезлым и с хвостом, испачканным штукатурным раствором.
Зал со ступой и репликой Будды Маха Муни соединен небольшим мостиком с главным залом пещеры Пей Чин Мьяун.
Этот зал представляет собой огромную высокую каверну, посередине которой высятся четыре статуи стоящего Будды (номер (13) на плане), а немного позади них из скалы вырывается главный водный поток пещеры.
![]() |
![]() |
Каверна просто огромна: наверное метров 25-30 высотой и метров 10-12 шириной.
Все фотографии расположенные ниже сделаны с площадки, находящейся над истоком водного потока (т.е. от конца пещеры в сторону ее начала).
Здесь совершенно не влажно и дышится очень легко (пишут, что в куполе зала пробито вентиляционное отверстие наружу).
Что символизируют четыре фигуры Будды, установленные на огромном обломке скалы в середине зала – не совсем понятно, тем более, что жесты рук статуй не являются традиционными мудрами.
В бирманской традиции четверка Будд, обращенных к четырем сторонам света, обычно изображает нынешнего Будду Гаутаму и трех Будд прошлых эпох (кальп): Кассапу, Конагаману и Какусанду, но здесь наверное не тот случай (чтобы установить истину надо всего лишь прочитать таблички на бирманском, расположенные на пьедестале).
Метрах в семи-восьми от дальней (считая от входа в пещеру) лестницы, ведущей к платформе с четырьмя Буддами, пол пещеры упирается в вертикальную скальную стенку, из которой с высоты в несколько метров и вытекает подземный поток.
Справа от начала водного потока расположена лестница, ведущая к расположенной над ним площадке и далее в небольшую пещеру.
Перед входом в последнюю пещеру, начинающуюся на верхней площадке, установлена арка, ярко-желтые столбы которой оплетены двумя нагами (номер (14) на плане).
За аркой начинается неглубокая (наверное не более 15-ти метров) пещера, заканчивающаяся небольшим, хорошо освещенным и симпатично оформленным залом (номер (15) на плане).
Здесь прошедшие всю пещеру буддистские паломники предаются созерцанию, беседуют с наставником-мирянином и молятся, обращаясь к образу Будды, расположенному в декорированной искусственной растительностью скальной нише.
![]() |
![]() |
После выхода из пещеры
К времени нашего выхода из пещеры лотки уже полностью развернулись и вовсю предлагали покупателям всякую всячину.
Шедшие перед нами монахи купили и тут же начали есть что-то рисовое, приготовленное на пару вот в таких кулечках из банановых листьев (см. фото ниже).
Кстати на этом же фото у верхнего обреза правее центра находится (если не ошибаюсь) мешок с тем самым «пей чином» (длинным перцем), именем которого названа пещера.
Из местных товаров помимо еды предлагается пьинулвинский джем, местный мед и всякая полезная для здоровья древесина: как в виде небольших чурочек, так и в виде настоек на здешнем самогоне.
Джем (вкусный и очень натуральный на вкус) продается в стеклянных и пластиковых баночках фабричной фасовки – он производится рядом в Пьин У Лвин. Для меда и всяких настоек основной тарой являются большие и маленькие б/у бутылки из-под виски (на фото джем – слева у обреза фотографии, а мед (в бутылках – чистый, в банках – с орехами или сотами) – над головой у девушки).
Что за чудодейственная древесина продается здесь я не знаю, да и продавцы как-то не очень настойчиво ее предлагали (возможно этот товар предназначен в большей степени для бирманцев).
Как обычно с серьезным видом был предложен «сандал». После слов «сидэ, нот сандал» на благородном происхождении своих деревяшек естественно никто не настаивает (кстати так же как и в других местах) и либо просто соглашается, либо отшучивается.
«Сидэ» по-английски означает кедр (cedar). В Бирме не растет сандаловое дерево (sandalwood) и все пахучие изделия из древесины здесь изготовлены из дерева, которое называется «китайский благовонный кедр» (Chinese Incense-cedar) и в изобилии произрастает в китайской Юннани и бирманском штате Шан. Научное название этого дерева – Калоцедрус крупночешуйчатый (Calocedrus macrolepis) и относится оно к семейству кипарисовых.