shus 2013
Пещерные и скальные храмы и монастыри Бирмы (Мьянмы)
Столица штата Шан Республики Союза Мьянмы (Бирмы) город Таунджи (Taunggyi) расположен на широком уступе горного хребта (на спутниковом снимке север – слева).
Сам город находится на 500 метров выше уровня прилегающей с запада равнины, а с востока над Таунджи почти на 200 м возвышается поросший лесом вытянутый скалистый холм. На его западном (обращенном к городу) склоне примерно на половине высоты холма и располагается пещера Падамья.
Название пещеры «Падамья» в переводе бирманского означает «Рубиновая», поэтому в английском варианте пещеру часто называют «Ruby Cave». С чем связано здесь это название мне неизвестно, но обычно в бирманских преданиях рубиновый свет сопровождает всяческие чудесные явления (знаменитый храм Суламани в Багане был построен королем Нарапатиситху (Narapatisithu) после того, как тот увидел исходящее из ложбины рубиновое свечение).
Встречается еще одно название этой пещеры – «Dragon Cave», где «dragon» скорее всего является вольным переводом слова «нага» (мифическая гигантская змея). Это название так же вероятно связано с какой-то местной легендой о пещере (кстати в пещере есть два образа «дамы в зеленом», которая очень похожа на принцессу-нагу).
Пещеру Падамья в Таунджи найти довольно легко: вход в нее находится прямо на смотровой площадке – известном и популярном в городе месте.
Перед входом на смотровую площадку (сразу слева в конце лестнице) располагается небольшой алтарь местных натов, впечатляющих своим «чисто шанским» видом.
Справа ближе к скале находится небольшой монастырь. Стрелка над его дверями (на фото ниже: в центре) как раз указывает на вход в пещерный буддистский храм Падамья.
Вход в пещеру довольно неприметный: небольшая дверь и узкая лестница ведущая куда-то вниз. Слева от от входа на небольшом прилавке расставлены комплекты подаяний, а справа расположился монах с тетрадью и чашей для сбора пожертвований.
Сразу же за порогом открывается изумительная картина: расположенный метров на 10 ниже входа огромный полутемный каменный зал с высоченным потолком, заполненный подсвеченными скульптурами.
При ближайшем рассмотрении выясняется, что в зале несколько уровней, обустроенных в виде отдельных платформ.
Сразу ниже входа на среднем уровне находится платформа с классической бирманской ступой, единственной особенностью которой является устроенная в восьмиугольном основании ниша с образом Будды.
От входа к ступе спускается выкрашенная в ярко-красный цвет ступенчатая терраса, уступы которой частично заполнены однотипными изображениями Будды с руками, сложенными в дхармачакра-мудре (жест Первой проповеди).
Вправо от нее располагается еще одна платформа со ступой меньшего размера, к которой пристроена непропорционально огромная арка. Это довольно нетипичное сооружение, т.к. до уровня «колокола» (тела ступы) эта ступа полая и внутри нее устроен алтарь с образом Будды.
По левой стороне от ведущей вниз лестницы в небольших скальных нишах расположены два святилище, в одном из которых установлена небольшая фигурка прекрасной «дамы в зеленом» (скорее всего принцессы-наги, основное святилище которой находится на нижнем уровне).
Слева от окончания идущей сверху лестницы метрах в пяти над землей находится скальная ниша с пристроенной к ней бетонной площадкой, где располагаются два святилища.
Справа от конца лестницы находится статуя «указующего перстом» Будды в бордовом одеянии.
Слева в самом углу скальной ниши расположено скульптурное изображение Бо Мин Гаунга (Bo Min Gaung) – наверное самого популярного в стране вейкза (weikza, weizza), изображения которого нередко можно видеть в буддистских храмах Бирмы.
Словом вейкза (weikza, weizza) обозначается как магическая практика («третий путь» в бирманском буддизме), так и человек, который путем интенсивных аскетических практик и магии вышел из кармического кругооборота жизни и, превратившись в сверхъестественное существо (deva, божество), остался в этом мире ждать прихода будущего будды Майтреи (Меттеи).
При этом он продолжает находится в мире людей и духовно помогает своим последователям в магических практиках и достижения состояния вейкза, часто вселяясь в продолжателя своей «линии».
Среди вейкза есть как миряне, так и уважаемые монахи (махатхеры). Местом их обитания после смерти физического тела считается (как и у натов) гора Попа, на вершине которой можно видеть довольно колоритные изображения вейкза.
На нижнем уровне расположены главные образы храма.
Ближе ко входу находится статуя Будда, сидящего в позе медитации (дхьяна-асане) на свернувшемся в кольца царе нагов Мучалинде (голова царя нагов выглядит очень убедительно, при этом для усиления эффекта внутри его пасти сделана подсветка).
Слева и сзади от «Будды и Мучалинды»расположена небольшая ступенчатая платформа с образом Будды, перед которым устроен длинный и широкий стол для подношений, а слева от нее – скальная стенка с рядами небольших одинаковых барельефов Будды. Немного вглубь и ближе к задней стенки находится алтарь «дамы в зеленом», небольшая фигурка которой так же установлена по левой стороне входной лестнице (см. выше).
Позади и сбоку от фигуры «дамы в зеленом» располагаются головы нагов, две из которых она поддерживает руками. Вероятно это ее собственные головы и скорее всего она действительно является принцессой-нагой – распространенный персонаж бирманских легенд и преданий.
Столик перед «дамой в зеленом» заставлен стаканчиками с молоком. Это похоже на чисто женские подношения богиням, у которых просят помощи в вопросах фертильности, благополучных родов, здоровья детей и т.п.
Проход между «Буддой на платформе» и «дамой в зеленом» ведет в короткий тупиковый коридор, который заканчивается уходящей в глубь каверной (к ней сходятся дренажные трубы, проложенные по пещере).
Здесь у правой стены на едином постаменте расположились два скульптурных изображения вейза (пояснение см. выше). Фигура в белой одежде и небольшом тюрбане – это Бо Бо Аунг (Bo Bo Aung), самый ранний и наверное самый известный из бирманских вейза, а справа от него находится еще один образ Бо Мин Гаунга (Bo Min Gaung).
Вправо и вверх от «дамы в зеленом» между скальной стенкой и платформой с полой ступой на некотором возвышении находится небольшой «аппендикс», на стенах которого рядами расположены образы Будды.
К нему ведет крутая каменная лестница, слева от которой расположен ступенчатый пьедестал с двумя довольно большими фигурами.
Справа расположено скульптурное изображение все того же Бо Бо Аунга (Bo Bo Aung, см. выше), а левая фигура – это скорее всего образ уважаемого монаха (махатхеры, mahathera), который тоже является вейза (среди вейза есть как миряне, так и буддистские монахи).
Пещера очень интересная, но довольно темная (несмотря на наличие в ней искусственного освещения), поэтому из того, что было сфотографировано, не все получилось.
К сожалению ничего не удалось узнать из истории пещеры и преданий о ней, т.к. совершенно неожиданно выяснилось, что местный музей закрыт не один, а два дня в неделю: по понедельникам и вторникам (а мы были в Таунджи как раз в эти дни).
***
На обратном пути обратил внимание на довольно своеобразный элемент дренажной системы пещеры: подвешенное к сталактиту ведро и и идущая от него вниз длинная пластиковая труба.