shus 2013
Пещерные и скальные храмы и монастыри Бирмы (Мьянмы)
Пещера Шве У Мин находится на юго-западной окраине городка Кало (Kalaw), расположенного на западе штата Шан Республики Союза Мьянмы (Бирмы). Через Кало проходит национальная автодорога NH4 (Мейктила-Тачилек), расстояние от него до местного аэоропорта Хехо (Heho) составляет 35 км, а до столицы штата Шан города Таунджи – около 70 км.
Шве У Мин (Shwe Oo Min (Shwe U Min)) означает «Золотая пещера» и это название в Бирме мне попадалось несколько раз. Достаточно сказать, что знаменитая пещера в Пиндае, которую все именуют по названию поселка «Пиндаей», на самом деле тоже называется Шве У Мин.
Шве У Мин и прилегающей к ней монастырь со множеством других культовых построек и сооружений расположена у северного склона небольшого скального холма.
Перед входом непосредственно в пещеру к скале пристроен большой павильон, а перед ним находится площадка с несколькими десятками ступ разного размера. Слева к входному павильона примыкает большая платформа с установленными на ней небольшими ступами, статуями Будды и пр., от которой вверх к скале идет крытая галерея (по-моему она ведет ко входу в небольшую пещеру).
Лес высоких стройных ступ является фирменным стилем штата Шан и всегда смотрится очень изящно.
У шанских ступ отношение ширины основания к высоте ступы составляет порядка 1:3 (обычно это пропорция от 1:1: до 1:1,5). Еще одной интересной особенностью таких сооружений является то, что у них по сути отсутствует само тело ступы (колокол): высокое основание, состоящая из концентрических колец, практически сразу переходит в пояс из листьев лотоса, при этом расположенная над ним пирамида из дисков (паунйи) имеет почти такую же высоту что и основание.
Справа от входа в павильон расположена фигура Будды, идущего в сопровождении монаха на пиндапат (сбор даяния).
В павильоне перед входом в пещеру находится три большие статуи Будды: слева по центру – сидящего в дхьяна-асане (позе медитации) на свившемся в кольца царе нагов Мучалинде, а справа и слева от входа – две статуи в царском облачении и с традиционной бхумиспарша мудрой (жесте касания земли).
На выступах скалы и у ее основания размещены небольшие дарственные образы Будды. Вдоль стен и пьедесталов статуй расставлены цветы и подношения и здесь же находятся непременные стеклянные ящики для пожертвований.
Входной проем в пещеру укреплен аккуратной конструкций из стального профиля.
В который раз не обошлось без «персонажа в трусах». Мне показалось, что мужик (по-моему британец) смотрит гордо и строго, чтобы всем было понятно, что он не поступится своим священным правом белого человека посещать туземный храм в любом удобном для него виде. Хотя скорее всего он просто замерз, т.к. ночью было очень холодно и местные говорили, что температура опускалась до +5, поэтому в тени и закрытых местах даже после полудня было совсем нежарко (здесь так бывает, т.к. Кало находится на высоте 1350 м).
Сразу за входом в небольшом вестибюле вдоль правой стены разместился ряд однотипных будд с дарственными табличками на пьедестале.
Дальше дорожка спускается вниз и поворачивает направо в довольно узкий и низкий коридор сплошь заставленный изображениями Будды разного вида, размера и художественного исполнения.
***
Некоторые скульптуры по стилю выглядят довольно старыми и видно, что их пьедесталы многократно подштукатуривались и перекрашивались.
Очередное появление мужика в «семейниках» на фоне буддистских скульптур почему-то очень развеселило супругу.
Внутренний коридор пещеры в несколько ярусов сплошь заставлен небольшими изображениями Будды, многие из которых имеют довольно малохудожественный вид (возможно в давние времена они были изготовлены или самими дарителями, или сельскими ремесленниками, а после этого еще и многократно чинились и перекрашивались).
Тем не менее «брошенных» образов нет – многие из них задрапированы в новую материю и почти перед всеми находятся либо цветы, либо подношения.
Ближе к выходу по левой стороне коридора находится узкая и низкая щель, по которой согнувшись в три погибели можно попасть в небольшую камеры. Внутри нее ничего особенного нет: только несколько статуэток Будды, расположенных на скальной полке.
К концу коридор расширяется и его потолок становится выше.
Интересной особенностью пещеры являются установленные вдоль стен коридора впритык друг к другу огромные (по сравнению с находящимися на них скульптурами) «лотосовые троны». Такое впечатление, что таким образом дарители «столбят» место для будущего размещения новых статуй большего размера (или большего количества).
Выход из коридора-обхода в вестибюль заполнен новенькими, качественно изготовленными, но однотипными и поэтому скучными статуями.
При этом здесь уже нет традиционных «лотосовых тронов», а многочисленные позолоченные статуи Будды восседают на подобиях бирманского королевского трона (видимо веяние времени).