♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

Хадсон Б. «Найденные в руинах: изображения Будды и реликварии из ступы в Багане»

«Revealed in the ruins: Buddha images and reliquaries from Bagan pagoda»

Bob Hudson

перевод shus 2012

***

В 1975 году Баган (Bagan) (Мьянма) пострадал от сильнейшего землетрясения.

Многие из 3 300 исторических зданий 11-ого – 14-ого столетий были повреждены (Hudson 2008), включая ступу Сутаунпьи (Hsutaungpyi, «Исполнение желаний»).

Эта кирпичная ступа, расположенная около дороги между аэропортом Ньяун-У (Nyaung-u) и Новым Баганом, является частью большого монастырского комплекса баганского периода, часть из которого используется по назначению до сих пор.

После землетрясения монахи извлекли из развалин ступы некоторые религиозные объекты, включая изображения Будды 18-ого – 19-ого столетий (периода Конбаунгов) и сосуд с закручивающейся крышкой, в котором находились небольшие камешки. В то время на находку никто не обратил особого внимания, полагая, что все эти реликвии относятся к недавнему времени.

Однако посетившие монастырь в 2003 археологи из Багана, определили, что среди руин были найдены объекты, принадлежащие к баганскому периоду. Эти артефакты были на время взяты в Департамент археологии для описания и регистрации, а я был приглашен сфотографировать их. После этого они были возвращены в монастырь, чтобы занять свое место в восстановленной ступе.

***

Самыми необычными из этих находок являются два реликварных сосуда, вырезанных из полупрозрачного кварца (диоксида кремния, также называемого горным хрусталем) и украшенные золотом.

Первый имеет форму ступы и цилиндрическую внутренняя полость, заполненную гранулами, при этом навершие ступы выполняет роль крышки. Второй реликварий напоминает по форме большой клык с подобной же внутренней полостью и крышкой в форме ступы. Когда его нашли, он находился в каменной шкатулке из песчаника.

 За семь лет до основания ступу Сутаунпьи (Hsutaungpyi) даритель расположенной от нее на расстоянии 2-х км ступы Лемьетна (Lemyethna) в Миннату (Minnanthu), оставил надпись, высеченную на камне: « Я поместил останки священного тела… в шкатулку из хрусталя» (Luce, G. H: 1932), поэтому можно предположить, что где-то в другом месте в Багане, возможно под безымянными ступами, находятся подобные этим двум реликварии.

Похожий на гранулы или мелкие камешки материал, которым заполнены реликварии, можно нередко увидеть в храмах, монастырях или музеях Мьянмы. Считается, что они являются послекремационными останками святых людей и уважаемых монахов, а так же «исторического» Будды или его предшественников, чьи останки, согласно доктринальным источникам (Bhaddanta Vicittasarabhivamsa 1992: Vol 1 Часть 2), были распределены по всему буддистскому миру.

Различные цвета и текстура гранул, объясняются тем, что они представляют собой различные части тела, такие как кости, кровь или жир.

***

У бронзовой ступы высотой 11 см имеется четыре окна, сделанных из горного хрусталя. Сейчас они являются непрозрачными, но первоначально через них можно было видеть бронзовую фигурку Будды, находящуюся внутри ступы.

Низ колокола ступы по всему периметру украшен неограненными драгоценными камнями полукруглой формы (кабошонами). С четырех сторон к ступе прикреплены изображения поклоняющихся ей почитателей. Колокол ступы изготовлен отдельным от основания, и если его приподнять над основанием ступы, то внутри можно увидеть фигуру сидящего Будды, который касается правой рукой земли (жест «bhumisparsha mudra», бхумиспарша мудра).

 Этот ритуальный жест связан с моментом просветления Будды: атакуемый силами демона Мары, он призывает Землю в свидетели всех его благих дел в предыдущих жизнях. Вода, которую он вылил, чтобы подтвердить эти заслуги, стекает с волос богини земли и смывает армию демона.

Еще одно отдельное бронзовое изображение Будды имеет своеобразную особенность в жесте бхумиспарша мудры: Будда касается земли не правой рукой, а левой. Вариант с левой рукой был достаточно распространен в скульптуре и изображениях периода Пью в Шри Кшетре в первом тысячелетии н.э. (Luce, Г. H.: Plates Vo12 1985 23, 61), но является довольно редким в Багане. Возможно это переделанное изображение прежних времен или результат работы любителя, или же преднамеренный выбор дарителя.

Очевидно, что стилистические правила в Багане были не настолько строги, чтобы не поместить эту статуэтку в реликварий ступы.

***

В руинах были также найдены две вырезанные из песчаника фигурки Будды, одна из которых изображает его сидящим на лотосовом троне (фото в центре). Опущенные вниз глаза и общее нисходящее направление носа и подбородка (которые на бирманском языке описываются как стиль «вороны пьющей воду») характерны для этого периода в искусстве Багана. Обе скульптуры несут на себе свидетельство того, что первоначально они были нарисованными. Правый барельефа из песчаника представляет собой образ «толстого монаха», сидящего со сложенными на коленях руками в позе медитации. Подобных изображений из камня в Багане найдено больше дюжины, кроме того существуют подобные образы, выполненные из серебра, бронзы, стукко и терракоты. G. H. Luce описывает эту фигуру как популярное культовое изображение 12-го и 13-го столетий (Luce, G. H. 1969: Vo13 Plates 90-91). Образ «толстого монаха» отличается от изображения Будды тем, что у него отсутствует символическое пламя на макушке головы, которое было характерным для всех изображений Будды баганского периода.

***

В Багане найдено много артефактов, подобных каменным изображениям и окруженной почитателями бронзовой ступе (Luce, G. H. 1969: Vol 3 Plat – 407-10, 425-428), а вот реликварии из золота и горного хрусталя являются настоящей редкостью. Хотя упомянутая выше надпись ступы Лемьетна (Lemyethna) дает основание полагать, что они не являются уникальными.

Возможно, что подобного рода находки в предыдущие времена как можно быстрее помещались обратно в реликварии ступ, а те которые попадали в менее набожные руки были слишком заманчивым объектом из-за своего малого размера и наличия золота.

Происхождение этой группы артефактов неясно. Не известно, была ли у ступы только одна реликварная камера, в которую были вложены более поздние священные объекты, или же еще одна отдельная реликварная камера была добавлена немногим позднее 18-го столетия. Для монахов же, которые нашли эти реликвии в развалинах, все они были просто религиозными объектами равной важности.

Воспоминания о находке этих артефактов являются очень туманными, поэтому сейчас невозможно установить были ли найдены в руинах еще какие-то другие объекты (которые с течением времени могли попросту исчезнуть).

Единственное, что известно точно – это дата закладки в ступу первых реликвий, т.к. высеченная на камне надпись, найденная на месте ступы, указывает на 1230 н. э. (Pichard 1994: Vol 4: 114-15).

Вероятнее всего эти объекты были изготовлены незадолго до того, как реликварная камера была запечатана, т.к. они явно предназначались только для этой цели.

Бесспорно эти изделия являются изящными образцами художественного стиля, религиозных образов и ремесленной техники Багана начала 13-ого столетия. Они дают ценный материал для сравнения с другими подобными находками как в Багане, так в других местах Бирмы, а так же в современных им региональных исторических центрах.

***

Dr Bob Hudson is an Honorary Fellow with the Archaeology Department, University of Sydney, and a Visiting Professor at the Field School of Archaeology, University of Culture, Myanmar

***

Rreferencies

Bhaddanta Vicittasarabhivamsa 1991-1998. The Great Chronicle of Buddhas: the State Buddha Sasana Council’s Version, Yangon, Ti=Ni Publishing Center.

Hudson, Bob. 2008. «Restoration and reconstruction of monuments in Bagan (Pagan), Myanmar (Burma)», World Archaeology 40 (4): 553 – 571.

Luce, G.H. 1932. «Burma’s Debt to Pagan», Journal of the Burma Research Society 22(3): 120 – 127.

Luce, G.H. 1969. «Old Burma – Early Pagan», Artibus Asiae and the Institute of Fine Arts, New York University.

Luce, G.H. 1985. Phases of Pre-Pagan Burma, Oxford University Press, Oxford.

Pichord, Pierre. 1992-2002. Inventory of Monuments at Pagan,

Volumes 1-8 (Vol 1 1992, Vol 2 1993, Vol 3 1994, Vol 4 1994, Vol5 1995, Vol 6 1996, Voll 7 1999, Vol 8 2002), KISCADALE EFEO UNESCO.

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));