Хижняк О. С. «Буддийские ступы древней Индии»
Происхождение и начальный этап строительства
Буддийские ступы являются первыми культовыми памятниками буддизма. Ограды ступ, ворота, а, впоследствии, и основания украшались рельефами на буддийские сюжеты. Изучение истории возникновения и развития ступ в Древней Индии дает картину становления буддийской архитектуры и скульптуры (1).
Понятие ступа многозначно, среди его исторических значений – куча земли или кирпича, пучок волос, колонна, верхняя часть головы, ствол дерева, вершина дерева, корона, вершина, апекс, хохолок, гребень. В целом значение корня ступ – воздвигать, нагромождать, насыпать (2).Установлена связь термина ступа с кучами зерна, возводимыми вокруг шеста, и обкладываемыми сверху глиной и навозом для длительного хранения (3).
Слово чайтья более широкое по смыслу, оно обозначает любой священный объект. Если понятие чайтья употребляется равнозначно слову ступа, то первое подчеркивает религиозный аспект, священный характер памятника, а второе – архитектурный аспект. Этимология слова выводится от слова citi, означающего ведийский огненный алтарь, причем не обязательно связанный с обрядом погребения (4).
Вопрос об историческом прототипе буддийской ступы не решен однозначно. Происхождение ступы чаще всего связывают с добуддийскими погребальными холмами шмашана (5). В строительной практике индоариев они были четырехгранными и возводились непосредственно на земле, а в архитектуре асуров – не ариев, – круглыми в плане и поднятыми на каменные основания. Термин шмашана сохранился в индуистской культуре по отношению к захоронениям, но в буддийской терминологии он отсутствует (6). Тот факт, что ступа никогда так не обозначается, заставляет предположить, что буддийское сооружение выполняет иные функции, чем шмашаны.
Первоначально в научной литературе ступа трактовалась как погребальное сооружение (7). Дальнейшие исследования привели к отказу от этой точки зрения (8). Было выявлено, что не все ступы являются реликвариями, в которых хранятся телесные останки. К тому же, в ступу обычно вкладывается лишь частичка священных останков, что вряд ли возможно рассматривать как захоронение. В ступе могут храниться священные предметы или тексты. Реликвии вообще могут отсутствовать в ступе, она может лишь отмечать памятное место, возводиться в память о событиях священной буддийской истории, или просто по обету. Кроме того, монолитные ступы пещерных храмов не могли содержать в себе вложения.
В литературе выделяют четыре вида ступ:
- sariraka (шарирака) – содержащие телесные останки;
- paribhojika (парибходжика) – содержащие предметы, которыми пользовался Будда, кто-либо из его учеников или последующих учителей;
- uddesika (уддесика) – отмечающие памятные места или события,
- вотивные ступы, возводимые по обету, часто вокруг больших ступ.
Первые два типа ступ называются также dhatu, или dhatugarbha, что со временем превратилось в dagoba.
Строго разграничить виды ступ невозможно. Реликварная ступа может одновременно быть мемориальной, а если та или другая возведены по обету, то их можно назвать и вотивными. То, что обычно называют видами ступ, скорее следует назвать функциями: ступа может служить реликварием, мемориалом, вотивом, объектом почитания и, одновременно, символом буддизма.
В буддийских текстах упоминаются ступы, построенные при жизни Будды. Это четыре реликварные ступы: две построенные купцами Бхаликой и Тапуссой над обрезками ногтей и волосами Будды, одна такая же ступа, возведенная Анатхапиндакой, и ступа построенная им же над останками Шарипутры.
Также называются три мемориальные ступы, отмечавшие путь Сиддхартхи после его ухода из дворца (10). Анализ текстов показывает, что сведения содержащиеся в них, не могут быть приняты как абсолютно достоверные.
Более надежными являются сообщения о возведении ступ после паринирваны Будды. С них и следует вести историю буддийского культового строительства.
Основная информация о них содержится в Махапаринирвана сутре, из которой мы узнаем как следует чтить останки Просветленного, кто заслуживает строительства ступы, и какова цель этого строительства (11).
В сутре упоминаются восемь sariraka и две paribhojika ступы, возведенные после кремации тела Будды. Археологами были предприняты попытки их выявления, в результате чего предположительно были отождествлены шесть из них. В Кушинагаре была раскопана ступа более позднего времени, построенная, очевидно, на месте паринирваны Будды (12).
Кроме понятия Восемь Великих ступ, существует понятие Восемь ступ Татхагаты. Первое включает в себя реликварные ступы sariraka, построенные после махапаринирваны Будды, второе – мемориальные ступы uddesika.
Понятие Восемь ступ Татхагаты сформировалось на основе традиции посещать восемь мест, связанных с событиями жизни Будды. Четыре из них были названы самим Буддой в последней беседе с Анандой – это местности, где Совершенный родился, достиг просветления, прочитал первую проповедь, ушел в паринирвану. Традиция отождествляет их с Капилавасту и Лумбини, Бодх-Гаей, Сарнатхом, Кушинагарой. Впоследствии к ним добавились еще четыре – это Раджагриха, Шравасти, Вайсали, Санкасья, связанные с различными событиями жизни Будды.
Существуют различные списки Восьми ступ Татхагаты. П.Дорже приводит перечни этих ступ согласно тибетским и китайским источникам (13). Они полностью не совпадают ни по названию, ни по местности расположения. Это можно видеть на примере любых из этих списков, сравним два из них.
Согласно Kamsadesavyakarana:
NN | Название ступы | Местонахождение |
1 | Рождение | Парк Лумбини в Капилавасту |
2 | Просветление | На берегах реки Нараньджаны около Ваджрасаны в городе Раджагрихе государства Магадхи |
3 | Победа над восемнадцатью полчищами злых сил | Раджагриха в государстве Магадха |
4 | На месте, где Брахма просил Будду повернуть Колесо Учения | |
5 | Поворот Колеса Учения | Мригдава в городе Каши |
6 | Великое чудо | Шравасти в государстве Косала |
7 | Нисхождение с небес | Самкасья |
8 | Нирвана | Кушинагара в стране маллов |
Согласно Нагарджуне:
NN | Название ступы | Местонахождение |
1 | Сугата | Лумбини в Капилавасту |
2 | Просветление | На берегах реки Наранджаны в Магадхе |
3 | Божественная мудрость | Варанаси в царстве Каши |
4 | Победа над Тиртхиками | Джетавана в Шравасти |
5 | Нисхождение с небес Трайастримса | Санкасья |
6 | Майтрея | Венувана в Раджагрихе |
7 | Благословение | Венувана в Раджагрихе |
8 | Нирвана | Кушинагара |
В перечнях одинаково обозначены лишь три ступы: Просветление, Нисхождение с небес и Нирвана, совпадает и место их расположения.
Первая ступа имеет разные названия, но они подразумевают одно и то же событие – рождение Бодхисаттвы; место нахождения совпадает.
Третья ступа в списке Нагарджуны, называемая Божественная мудрость, судя по названию и месту расположения, подразумевает Первую проповедь Будды. Это событие в списке Kamsadesavyakarana отмечено пятой ступой; ей предшествуют еще две, посвященные событиям, не упоминаемым Нагарджуной: победе над полчищами Мары и просьбе Брахмы о повороте Колеса Учения.
Ступа Великого чуда в Шравасти из списка Kamsadesavyakarana не упоминается в списке Нагарджуны; зато в нем есть ступа в Шравасти, имеющая другое название – Победа над Тиртхиками. Два события связаны между собой: чудо воды и огня было продемонстрировано Буддой по просьбе царя Прасенаджита в знак победы над учителями иных религиозных школ. Однако, разные названия свидетельствуют о том, что акценты были расставлены по-разному: в одном случае было выделено чудо, в другом – победа над идейными противниками.
Две ступы из списка Нагарджуны отсутствуют в Kamsadesavyakarana: это ступа Майтреи и ступа Благословения; очевидно, во втором случае имеется ввиду прощальный взгляд, который бросил Будда в последний раз на город Вайсали, зная уже о своем предстоящем Великом Уходе (14).
Не совпадают и другие списки Восьми ступ Татхагаты, из чего можно сделать вывод, что они в значительной степени основываются на устной традиции, и связаны с обычаем совершения паломничеств к памятным местам. Об этом свидетельствуют данные археологических раскопок. Они проводились в местах паломничеств буддистов, и основывались в значительной степени на сведениях, содержащихся в описаниях китайских путешественников V и VII вв. Фа-сяня (15) и Сюань-цзана (16).
***
Будда родился в роще Лумбини недалеко от города Капилавасту – столицы рода шакьев. Город был разрушен царем Косалы Видудабхой.
Известно, что отец Видудабхи Прасенаджит претендовал на происхождение от овеянного ведической славой царя Икшваку, но его современники и сограждане не признавали за ним такого происхождения. Когда он потребовал в жены девушку из племени шакьев, его сочли недостойным такого брака и прислали ему дочь шакьи от рабыни. От этого брака родился Видудабха. Обман позже выяснился. Видудабха под предлогом мести за оскорбление, нанесенное его предкам, пошел войной на шакьев, на самом деле желая полностью подчинить себе их земли (17).
Произошло это за два года до паринирваны Будды. Рассказывается, что направляясь с войском в Капилавасту, Видудабха по пути встретил Будду и хотел повернуть назад, но распростившись с Совершенным, продолжил свой путь.
Капилавасту не был восстановлен. В Лумбини – в настоящее время Румминдеи, сохранилась колонна, установленная императором Ашокой в честь рождения царевича Сиддхартхи. Сюань-цзан видел ее разбитой посередине и вверху, на нижней части сохранился эдикт; капитель с головой коня лежала на земле.
Ашокой также была построена ступа на том месте, где два нага омывали новорожденного Сиддхартху теплой и холодной водой (18).
Фа-сян и Сюань-цзан рассказывают о множестве ступ в окрестностях города, которые отмечали каждое событие жизни Сиддхартхи: место встречи мудреца Аситы с новорожденным, места Четырех встреч – со стариком, больным, похоронной процессией и отшельником; места, где юный принц укротил слона и перекинул его через стену; где покинул родной город; где царь Шуддходана приветствовал Будду по его возвращении в Капилавасту, где погибло множество воинов шакьев в сражении с царем Косалы Видудабхой.
В нескольких милях к юго-востоку от города Ашока построил две ступы: на месте, где принц Сиддхартха распрощался со своим колесничим Чандакой, и где он обрезал волосы, отрекаясь от мирской жизни. Сюань-цзан отметил также ступы предшествующих будд – Кракучханды и Канакамуни.
В настоящее время в окрестностях Лумбини сохранились основания монастырей и святилищ. Два места претендуют на отождествление с древним Капилавасту: Тилауракот в Непале и Пипрахва в Индии.
В Тилауракоте были раскопаны останки двух ступ, в которых были найдены печати, указывающие на то, что во времена Гуптов они почитались как ступы Шуддходаны и Майи (19).
В Пипрахве чуть более 15 миль к югу от Тилауракота, раскопки выявили дагобу, которая могла быть одной из первых реликварных ступ. В 1970-е годы было обнаружено, что ступа имеет нижний слой, в котором хранилась шкатулка из мыльного камня в форме ступы, содержавшая кости. Диаметр этой ступы около 34,2 м (20).
Бодх-Гая знаменит тем, что здесь отшельник Гаутама достиг Просветления, стал Буддой. Вокруг Древа Бодхи, под которым созерцал Гаутама, Ашока построил чайтья-врикшу – святилище, окружавшее ствол дерева, но открытое сверху. Оно изображено на рельефе ступы Бхархута.
В период Шунгов Дерево было обнесено каменной оградой, состоящей из столбов с тремя горизонтальными брусьями и балкой перекрытия. На ограде всюду расположены медальоны, иногда с головками людей в центре.
У древа Бодхи лежит каменная плита времени царя Ашоки. На ней вырезана надпись, возвещающая, что на этом месте Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал Буддой (21).
К востоку от Древа Ашока построил маленькую чайтью. На этом месте теперь стоит храм Махабодхи – Великое Просветление. Его строительство археологи датируют V-VII вв., часть ограды вокруг него относится ко II в. до н.э., на ней до сих пор видны дарственные надписи (22). Вокруг храма возведено множество ступ, все они относятся к традиции ваджраяны (23).
В Сарнатхе Будда прочитал свою первую проповедь,в которой он раскрыл Четыре благородные истины и Двенадцатичленную цепь взаимозависимого происхождения, составляющие основу Учения буддизма.
По описанию Сюань-цзана в VII в. в Сарнатхе было тридцать действующих монастырей, три большие ступы, несколько сотен святилищ и меньших ступ. Город процветал до конца XII в. и лишь в XIX столетии, после веков запустения, Сарнатх вновь стал буддийским центром, когда археологи обнаружили статуи Будды в помещении, спрятанном глубоко в руинах одного монастыря (24).
Две ступы претендуют на то, что они построены на месте проповеди Будды – это Дхармараджика и Дхамекх.
Дхармараджика (санскрит: «царь дхармы»), приписываемая Ашоке, не сохранилась, от нее осталось только основание. Очевидно, она была обнесена оградой. Предпринимаются попытки датировать ее более ранним временем. В 1794 г. ступа была разобрана, и строительные материалы использовались при строительстве рынка Джагатганж. Внутри ступы была обнаружена каменная шкатулка, содержавшая реликвии, перламутр, рубины, серебряные и золотые серьги. Шкатулка, затерявшаяся вновь в руинах, была потом найдена, но мраморная коробочка и ее содержимое, видимо, были потеряны. От ступы Дхармараджика сейчас осталось только основание (25).
На месте проповеди до сих пор сохранилась нижняя часть колонны Ашоки, которая была выполнена из чунарского песчаника и достигала высоты 15 метров. На ней высечены три надписи, датируемые соответственно временем Ашоки, Канишки и Гуптов. Капитель находится в музее Сарнатха. По словам Сюань-цзана, колонна была отполирована и сияла как нефрит, на ней были различные надписи, содержавшие предсказания (26).
В настоящее время единственным неповрежденным памятником в окрестностях Сарнатха является ступа Дхамекх (от санскрит, «дхарма», пали: «дхамма») Это солидная круглая башня, она поднимается на высоту 38,4 м. Ее основание 27,9 м в диаметре уходит в землю на 3 метра.
В течение многих лет основание ступы было покрыто травой и окружено кучей гальки, глубиной 5,4 м. Когда эта галька была убрана археологами, открылось восьмиугольное основание ступы, облицованное резным камнем. Ниши с каждой из восьми сторон когда-то обрамляли статуи высотой в рост живого человека. Хотя многое из каменной облицовки исчезло, некоторые подлинные образцы сохранились, и Дхамекх по-прежнему возвышается над местом первой проповеди Будды. Археологи обычно датируют эту ступу VI веком н.э.
Согласно Сюань-цзану, примерно в полумили к юго-западу от основных вихар находилась великолепная ступа, расположенная на месте, где Будда встретил своих бывших пятерых спутников по аскетической практике. Путешественник отмечал, что основание широкое и сооружение высокое, украшено резьбой и драгоценностями. Археологи отнесли это описание к холму Чаукханди в Сарнатхе, увенчанному восьмиугольной башней (27).
Согласно Махапаринирваии сутре. Будда завещал кремировать его тело маллам Кушинары. Когда реликвии были собраны и поделены, маллы воздвигли ступу на месте ухода Благословенного. По всей вероятности, та дагоба разрушилась; Ашока воздвиг множество ступ и колонн в местности, где протекали последние часы жизни Учителя. Фа-сян видел памятники в великолепном состоянии, но Сюань-цзан уже застал их разрушенными, тем не менее он определил высоту главной ступы в 60 м.
Кушинагара была подвергнута забвению вплоть до XIX в., когда в 1861 г. А. Каннингхэм раскопал большой кирпичный холм и обнаружил ступу, вихару и статую Будды в нирване длиной более 5,4 м. Китайские путешественники описали также парибходжика-ступу, построенную мориями над углями погребального костра. Это место отождествлено археологами с холмом Рамабхар Тила (28).
Таковы Четыре места паломничества, названные самим Буддой, они связаны с Четырьмя основными событиями его жизни – рождением, просветлением, проповедью и паринирваной. В них было построено множество памятных ступ, которые одновременно являлись и реликварными.
В Капилавасту ступы отмечали подробнейшим образом события, связанные с юностью Сиддхартхи, с его уходом из родного города. Одна из них была шарирака-ступой, построенной над долей останков Будды, полученных шакьями. В Бодх-Гае упоминается гораздо меньшее количество ступ, здесь речь идет о чайтье-врикше вокруг Древа Бодхи и маленькой ступе рядом с ним, на месте которой позднее был возведен храм Махабодхи. В Сарнатхе было множество ступ, из них две претендуют на то, что построены на месте проповеди Будды. В Кушинагаре было множество ступ. Дагоба, построенная маллами над их долей останков Будды, не сохранилась. Здесь обнаружена ступа более позднего времени, построенная на месте паринирваны.
В число памятных мест буддийская традиция включила еще четыре города: Раджагриху и Шравасти – столицы государств Магадха и Косала, где в основном протекала деятельность Будды; Санкасью – местность, куда спустился Будда после проповеди на небесах Трайастримса; Вайсали – центр конфедерации свободных народов личчхавов, маллов и видехов, сохранявших традиции военной демократии и объединившихся с целью защиты от соседних могущественных государств. В этих местах в различное время было построено множество ступ. Раджагриха в буддийской истории известна тем, что здесь Будда прочитал многие проповеди, здесь Девадатта покушался на жизнь Будды, пытался расколоть сангху и увести часть монахов из общины, здесь после паринирваны проходил Первый буддийский собор, на котором были зафиксированы тексты Сутр и Винаи.
В Раджагрихе царь Аджаташатру построил ступу над своей долей реликвий Будды и через сорок лет – над долей реликвий Ананды. Ашокой была построена ступа в память об укрощении взбесившегося слона, посланного Девадаттой. После Аджаташатру столица Магадхи была перенесена в город Паталипутру (современную Патну), расцвет которого был предсказан Буддой в его последние дни (29).
Шравасти знаменит тем, что здесь Будде купцом Анатхапиндакой была подарена знаменитая роща Джетавана, здесь Будда одержал победу над шестью учителями, здесь он продемонстрировал двойное чудо: поднявшись в воздух, он испускал из себя одновременно струи воды и языки пламени, а затем, сидя на лотосе, явил множество будд в небе. Здесь в разное время было построено множество буддийских памятников.
Сюань-цзан упоминает ступу высотой 18 м, содержавшую статую сидящего Будды. Она была возведена на том месте, где Будда вел дискуссию с еретиками. Еще одна ступа стояла у колодца, где Будда брал воду. Путешественник также отметил две колонны Ашоки, стоявшие у восточного входа в сад Джетавана, увенчанные колесом и быком. Они были поставлены в память о том, как Будда продемонстрировал двойное чудо (30).
Фа-сян отметил множество ступ в окрестностях Шравасти, среди них построенную на месте дома Анатхапиндаки и первого женского монастыря, основанного Махапраджапати – приемной матерью и кормилицей Будды, решившей стать монахиней после смерти царя Шуддходаны.
Ко времени Сюань-цзана Шравасти был опустошен и оставался в забвении вплоть до начала археологических раскопок в XIX веке, обнаруживших остатки рощи Джетавана и самого города. Множество холмов в окрестностях могут оказаться древними буддийскими ступами (31).
В Санкасье, согласно традиции, Будда спустился на землю после проповеди на небесах Трайастримса по лестнице, созданной Брахмой и Индрой.
Фа-сян и Сюань-цзан сообщают, что Ашока, желая обнаружить лестницу, приказал копать землю, но открыты были только подземные воды. Он построил на легендарном месте вихару и воздвиг статую стоящего Будды высотой 1,8 м. Позади вихары он поставил каменную колонну, увенчанную львом или слоном. Капитель этой колонны до сих пор на месте, но колонна исчезла и была заменена кирпичной (32).
Санкасья была популярным местом паломничества. Фа-сян отметил, что в вихаре Ашоки жило около тысячи монахов, а в другом монастыре около семисот. Сегодня только большой холм, окруженный земляным валом около 3 миль в окружности говорит о бывших размерах этого древнего города и о его прежнем значении (33).
В Вайсали Будда остановил чуму, опустошавшую город, и завоевал уважение и любовь жителей города. В другой раз когда Благословенный посетил Вайсали, группа обезьян выкопала для него пруд и предложила ему мед. Здесь находилась манговая роща, подаренная Совершенному куртизанкой Амрапали, где он объявил своим ученикам о скором уходе из жизни.
В V веке Фа-сян описал ряд памятников, посвященных Будде в этом городе, в том числе руины ступы, построенной Амрапали, а также ступу, которая отмечала место великого собора в Вайсали, состоявшегося через сто лет после паринирваны Будды.
К югу находилась ступа, которую построили личчхавы над своей половиной реликвий Ананды. Через два века Сюань-цзан нашел Вайсали в руинах, но ряд памятников сохранился к тому времени. Среди них ступы, отмечавшие места, где Будда останавливался на пути в Кушинагару, откуда он посмотрел в последний раз на любимый город Вейсали, и где он объявил, что скоро уйдет в паринирвану.
В XIX веке раскопки обнаружили недалеко от современной деревни Безарх древний холм, который мог быть остатками ступы, построенной личчхавами над реликвиями Ананды, и основание ступы, которая могла быть одной из Великих реликварных ступ. Три кольца в основании указывают на два последовательных ее увеличения.
В настоящее время примерно в двух милях к северо-западу, в Кохлуа, около современной деревни Бакхра, можно видеть крупную кирпичную ступу, которую Сюань-цзан приписывал Ашоке, и пруд, который, согласно традиции, выкопали для Будды обезьяны и преподнесли ему мед. Перед этой ступой стоит колонна Ашоки с львиной капителью и остались основания четырех монастырей (34).
Можно видеть, что в Раджагрихе, Шравасти, Санкасье и Вайсали, так же как и в Четырех местах паломничеств, указанных самим Буддой, не было каких-либо специальных памятников, посвященным конкретным событиям жизни основателя Учения.
В Раджагрихе находилась одна из Восьми Великих реликварных ступ, построенная Аджаташатру, и ступа Ашоки, построенная в память об укрощении слона. В Шравасти – ступа, возведенная на месте спора с шестью учителями, ступы, построенные на месте дома купца Анатхапиндаки, известного донатора сангхи, и на месте первого женского монастыря. В Санкасье Ашокой была построена вихара, при этом ничего неизвестно о ступах. В Вайсали находились три из Восьми Великих ступ, построенные личчхавами, маллами и видехами над полученными ими частями реликвий Будды, ступа, возведенная Амрапали, а также ступы, построенные на месте Второго Буддийского собора и над останками Ананды.
Таким образом, понятие Восемь мемориальных ступ, или Восемь ступ Татхагаты обозначает не какую-то конкретную группу памятников, а традицию посещения Восьми мест паломничеств. Число восемь связано с представлением о восьми сторонах света – четырех основных и четырех промежуточных. Такое осмысление пространства в связи со ступами Татхагаты в большей степени выражает идею распространения Учения Будды по всему миру, чем число четыре, фигурирующее в его завещании о посещении мест, связанных с основными событиями его жизни. Тем не менее, в более поздней традиции представление о Восьми ступах Татхагаты находит свое выражение в формировании восьми различных форм ступы, отличающихся друг от друга основаниями. Но в индийском буддизме такой традиции не было.
Дальнейшее строительство буддийских ступ в Индии получило наиболее широкий размах в период правления императора Ашоки. Как было отмечено выше, им были возведены многие из ступ в Восьми местах паломничества. При нем были заложены наиболее известные индийские ступы Бхархута и Санчи в Центральной Индии, Амаравати в Южной Индии (Декан).
Во времена Ашоки велось активное строительство ступ на северо-западе страны и в Гандхаре. В результате вся страна оказалась покрытой множеством памятников буддизма, ставших свидетельством поддержки буддизма царской властью и символом распространения Дхармы. Период правления Ашоки является особой страницей в истории культового зодчества буддизма и требует специального рассмотрения.
Ольга Семеновна Хижняк, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии, кандидат философских наук. Данная публикация выполнена в рамках исследовательского проекта N 98-03-04114, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом.
(1) Данная статья является продолжением серии публикаций, посвященных истории буддийской ступы: «Происхождение буддийской ступы» – «Кунсткамера», издательство «Петербургское Востоковедение», в печати; «Ступы, построенные при жизни Будды» – Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия». СПБ – Элиста 2000; «Первые буддийские ступы: мифология и история» – «Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия». СПБ – Элиста, в печати.
(2) B.N.Goswamy Introduction speech: the stupa – some uninformed questions about terminological equivalents. In: The Stupa. Its Religious, Historical and Architectural Significance. Wiesbaden 1980. C. 1-11.
(3) L.Chandra Introduction. In: Tucci G. Stupa: Art, Architectonics and Symbolism. Indo-Tibetica I. New Delhi 1988. C. V-XXIX.
(4) Там же.
(5) G.Combaz L’evolution du Stupa en Asia: Melanges chinois bouddhiques Deuxieme volume: 1932-1933. Bruxelles, Juillet 1933. 163-305.
(6) Р.Б.Пандей Древнеиндийские домашние обряды. М., 1982. С. 190-219.
(7) Stupa. In: Ecyclopaedia of Religion and Ethics. Ed. by J.Hastings.V.XI.Edinburgh 1920. C. 901-904. Stupa. In: Ch.Humhreys A Popular Dictionary of Buddhism. London 1994. C. 187.
(8) Tucci G. Stupa: Art, Architectonics and Symbolism. Indo-Tibetica I. New Delhi 1988. C.23-24.
(9) Crystal Mirrow 12. The Stupa: Sacred Symbol ofEnlightment. Dharma Press. Berkeley 1977. C. 16.
(10) Crystal Mirrow 12. C. 10, 90; P.Dorje Stupa and Its technology. Delhi 1996. C. 1-3.
(11) Mahaparinibbana Suttanta: Y, 7-12. – Sacred Books of the Buddhists, ed. by T.W. Rhys Davids, vol.111. London 1910. CC. 153-157.
(12) Crystal Mirrow. 12. C. 34.
(13) P.Dorje Ibid. C. 11-17.: Tangy’nr – Kamsadesavyakarana, Taisho – Pata-ling-t’a-ming-hao-ching; Nagarjuna: Gnas chen po brgyad kyimchod rten la bstodpa; Jamyang Zhayapa Ngawang Dorjee: Mchod rten gyi thig rtsa mdor bdus; Desid Sangyas Gyatso: Vaidurya dkar po las ‘phro pa’i snyen sgron dang dri len gya ‘sel bzhugs so; Sahajavilasa.
(14) Mahaparinibbana Suttanta: IV, 1.
(15) Fa-hien A Record of Buddhist Kingdoms being an account by the Chinese Monk Fa-Hien of his travels in India and Ceylon (A.D. 399-414) in search of the Buddhist Books of Discipline. Translated, annotated and with Corean recensions of the Chinese text by James Legge. Paragon Book Reprint Corp., New York Dover Publications, Inc., New York 1965.
(16) Hsuan-tsang Buddhists Records of the Western World, tr. by Samuel Beal. Delhi 1981 (1884).
(17) Д.Косамби Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1968. С. 135.
(18) E.Lamotte History of Indian Buddhism from the Origins to the Saka Era. Translated from French. Louvain-la-Neuve. 1988. C. 315.
(19) Crystal Mirrow. C. 23.
(20) Ch.Humphreys A Popular Dictionary of Buddhism. London 1994. C. 149.
(21) С.И.Тюляев Искусство Индии. М.,1988. С. 131.
(22) E.Lamotte Op. cit. C. 316-317.
(23) Crystal Mirrow. C. 27.
(24) Crystal Mirrow. C. 30-31.
(25) Crystal Mirrow. C. 32.
(26) E.Lamotte Op. cit.C. 318.
(27) Crystal! Mirrow. C. 31.
(28) Crystal Mirrow. C. 34-35.
(29) Crystal Mirrow.C. 35.
(30) E.Lamotte Op. cit. C. 321.
(31) Crystal Mirrow. C. 37.
(32) E.Lamotte Op. cit. C. 340.
(33) Crystal Mirrow, C. 39.
(34) Crystal Mirrow. C. 39-41.