·······································

·······································

У Вин Маунг «Предшественники великой ступы Шведагон»


«The Ancestral stupas of Shwedagonin Myanmar»

U Win Maung (Tampawaddy )(1), Classical Architect

Myanmar, 2010 

перевод shus, 2012 

Примечание к переводу: В оригинале статьи ряд названий и терминов имеют своеобразное или ошибочное написание, поэтому в переводе используются их общепринятые варианты. В тексте перевода заключенные в скобки англоязычные термины и названия как правило соответствуют их написанию в оригинале. Прочие неточности оставлены «как есть».

 

Введение

Ступа Шведагон (Shwedagon) в Янгоне является главным священным сооружением страны и символом Мьянмы.

Эта статья ставить целью проследить развитие типов ступ на всем пространстве от Северо-западной границы до юга Индии, начиная от самых ранних индийских сооружений и следуя через времена Гуптов (Gupta) (3-е – 7-ое столетия н.э.), Маурья (Maurya), Шунга (Sunga), Гандхара (Gandhara), Андхра (Andhra).

Дальнейшее рассмотрение включает в себя эволюцию ступ от государств ранней Мьянмы (Myanmar) периоды Пью (Pyu), Багана (Bagan) и монских династий Хантавади (Пегу) (Hansawady) до архитектурного стиля ступы Шведагон, которая приобрела свой нынешний облик и достигла высоты 92 м после реконструкции, произведенной монской королевой Шинсопу (Shin saw pu) и королем Дхаммазеди (Dhamasedi), а окончательный вид – после установки золотого зонта королем Миндоном (Mindon) в середине 19-ого столетия.

Краткая история ступы Шведагон

Ступа Шведагон (Shwedagon), которая является самым великолепным и самым известным священным сооружением в Мьянме, находится в бывшей столице и портовом городе Янгоне (2).

Расположенная на высоком холме ступа имеет высоту 99.5 м (326 футов) и ярко сверкает в лучах солнца, т.к. вся ее поверхность покрыта тонкими пластинками чистого золота.

Согласно старой хронике Шведагон существует со времен жизни Будды Гаутамы и в нем находятся священные волоски Будды, которые он дал двум братьям-купцам из Оккалы (U-kalar pa) (3) спустя несколько дней после своего Просветления. В реликварии ступы кроме священных волосков Будды Гаутамы находятся и другие священные реликвии, принадлежащие буддам предыдущих эпох: Какусанде (Kaku sanna), Конагамане (Gona gamana) и Кассапе (Kasapa).

Самая первая ступа («внутренняя ступа»), построенная королем Оккалы и двумя братьями-купцами, имела высоту около 18 м. В последующие времена ступа неоднократно надстраивалась (как минимум семь раз) и после последней реконструкции монской королевы Шинсопу (Shin saw pu) ее высота достигла 92 м (4).

Ступа Шведагон расположена в Нижней Мьянме, которая длительное время находилась под управлением королей монских династий. Тем не менее правители Верхней Мьянмы (5) нередко также участвовали в ремонте Шведагона, особенно в случаях, когда ступа получала повреждение в результате стихийных бедствий.

Правители Таунгу Байиннаунг (Bayin Naung) и его сын Нанда (Nanda), Анаукпетлун (Anauk bet lun), великий король Алаунпая (Alaung paya) и все его потомки династии Конбаун (Kone baung) жертвовали на ремонт и украшение Шведагона колоссальные средства, включая золото, драгоценные камни и гигантские бронзовые колокола. Из трех колоссальных бронзовых колоколов, пожертвованных королями, колокол короля Дхаммазеди (Dhamasedi) (6) был утерян, сохранились только два более поздних колокола, пожертованных королями Таявади (Thar yar wady) и Сингу Мином (Singu Min) (7).

Образ Шведагона очень популярен среди буддистов всего мира, поэтому и в Мьянме и зарубежом, существует огромное количество реплик ступы Шведагон разного размера: начиная от миниатюрных копий и заканчивая полноразмерными моделями.

———————————————————————————————————————-

(1) Традиционный архитектор и индивидуальный археолог, Мандалай, Мьянма.

(2) E-96.14948, N-16.79801

(3) Древнее имя современного Янгона.

(4) До высоты в 99.5 м ступа была достроена бирманским королем

(5) Ава (Innwa),Швебо (Shwebo), Амарапура (Amarapura) и Мандалай (Mandalay).

(6) Который имел самый большой вес.

(7) В действительности – королем Авы Синбьюшином (Sin byu shin) в 1779 году.

———————————————————————————————————————-

Мегалитические захоронения Индии

Первые ступы, внутрь которой помещались почитаемые священные останки, была очень подобны ранним мегалитическим захоронениям Центральной и Южной Индии.

Во времена относящиеся к периоду мегалитов (8) тело мертвого человека помещалось в яме вместе с наполненными подношениями керамическими горшками и металлической посудой.

Яма закрывалась камнями до уровня земли, сверху насыпался невысокий холм, на который укладывались обработанные камни, а вокруг помещался ряд камней обозначавший ограду (9).

Иногда тело укладывалось не в яму, а в каменную гробницу (10).

Самые ранние буддистские ступы, выглядели точно также как и джайнские, которые появились несколько раньше буддистских.

Кремационные останки святого человека (архата) помещались в урну, которая устанавливалась на дно ямы, выкопанной на вершине небольшого холма, после чего яма накрывалась каменной плитой вровень с землей. Затем над захоронением укладывалась груда камней, которой придавалась полусферическая форма. По изображениям на ранних индийских монетах можно судить о том, что на вершину этого сооружения устанавливался зонт, который в Индии с древних времен являлся символом власти и славы (11).

Вокруг всего сооружения устраивался круговой обход, по которому почитатели могли обходить его по часовой стрелке, читая молитвы и декламируя священные тексты. Круговой обход был отгорожен от внешнего пространства поручнями или каменным ограждением, в котором был устроен единственный вход на священную территорию.

Эти куполообразные сооружения послужили прототипом для более поздних буддистских полусферических ступ, которые уже строились из кирпича и камня (как например самая известная ступа в Санчи).

Ниже перечислены основные различия между захоронениями, относящимися к периоду мегалитов, и буддистскими ступами:

(a) В относящихся к периоду мегалитов погребальных сооружениях обычно находят полный человеческий скелет вместе с керамическими горшками и другой посудой, в то время как в реликвариях ступ содержатся только кремационные останки (включающие в себя пепел и небольшие фрагменты костей), помещенные в погребальные урны или реликварные шкатулки (relic casket).

(b) В мегалитических погребальных сооружениях обычно захоронены миряне, в то время как буддистские ступы (topes) всегда содержат прах святых подвижников, например самого Будды или его учеников. (12)

(c) Мегалитическое захоронение служило для обеспечения благополучия покойного в другой жизни, в то время как буддистская ступа служила памятником человеку достигшему просветления и вырвавшемуся из цикла перерождений.

———————————————————————————————————————-

(8) 2500 г.г. до н.э.

(9) Круг из камней

(10) Прямоугольная камера, сделаная из нескольких каменных плит 

(11) На иллюстрациях к 550-ти джатакам, выполненным на покрытых глазурью керамических плитках, бодхисатвы всегда изображается с зонтиком над головой.

(12) Для того чтобы указать, что это захоронение содержит священный прах, над сооружением всегда устанавливался зонт.

———————————————————————————————————————-

Ступы с полусферическим куполом

Согласно буддистскому канону, после смерти Будды было сооружено небольшое количество ступ (13). Большинство же ранних ступ было построено во времена династии Маурьев (Maurya) (14), особенно в период правления великого императора Ашоки (Asoka).

Вероятно посланные им к Северо-западной границе Индии буддистские миссионеры и соорудили в долине Сват (Swat valley)(15) ступу Чакпат (Chakpat) (рис. справа).

Археологические раскопки на этом участке в 1896 г. проводил А. Кэдди (A. Caddy), который обнаружил небольшую ступу с полусферическим куполом примерно 6-ти метров в диаметре. Эту находку можно назвать уникальной, т.к. ступа Чакпат вероятно является одним из самых ранних типов ступы, найденных в Индии. Прекрасно сохранившийся купол был увенчан остатками зонта (chattra) диаметром около 3.5 м (хармика не сохранилась) и окружен по основанию оградой, диаметр которой составляет около 9 м. Зонт, купол и стена были выполнены простой кирпичной кладкой без каких-либо декоративных элементов.

Ступа Бхархут (Bharhut), расположенная в Мадхья-Прадеш, вероятно является одной из самых ранних ступ в долине Ганга. Она была сооружена в середине 3-го века до н.э – на одно столетие раньше, чем великая ступа Санчи (Sanchi).

Обе ступы, Бхархут и Санчи, обильно украшены прекрасными резными барельефами, расположенными на ограде и воротах.

Ступа Бхархут (рис. слева), выполненная в более раннем архитектурном стиле, имела один круговой обход, расположенный на уровне земли, в то время как у ступы Санчи имеются два круговых обхода: один на уровне земли, а второй – на террасе у основания купола.

Стиль, в котором выполнены фигуры на барельефах ступы Бхархут, представляющие сюжеты из Джатак (историй о событиях в предыдущих перерождениях Будды), является более ранним по отношению к стилю барельефов Санчи (16). У ступы Бхархут хармика была окружена деревянной оградой, копирующей внешнее ограждение, а зонт представлял собой один каменный диск (у ступы Санчи зонт состоял из трех дисков).

Диаметр купола великой ступы Бхархут составлял около 21-го метра. Купол был огорожен круглой оградой диаметром 27.5 м, в которой были устроены четверо ворот, ориентированных по главным сторонам света. Приблизительная высота ступы вместе с зонтика составляла 18 м, высота ворот была около 7.5 м.

Раскопки холма, укрывавшего ступу Бхархут, проводил директор Археологической службы Индии генерал А. Каннингэм (A. Cunningham). Все найденные им элементы украшенной барельефами ограды и ворот в настоящее время находятся в Археологическом музее Колкаты (Kolkata) (17).

———————————————————————————————————————-

(13) В Вайшали (Vasali).

(14) 320 – 130 до н..э.

(15) У северо-западной границы Пакистана.

(16) 1-ый век н. э.

(17) Современное название Калькутты.

———————————————————————————————————————-

Великая ступа Санчи, являющаяся уникальным образцом ступ с полусферическим куполом, находится в Индии близ города Бхопал (Bhopal), штат Мадхья Прадеш. В отличии от упомянутой выше ступы Бхархут (Bharhut), вокруг купола которой (размещенного на круглой платформе высотой около 3-х метров) нет кругового обхода, у ступы Санчи имеется два круговых обхода: первый – на уровне земли между ступой и оградой, а второй – на верхней террасе платформы вокруг купола ступы. Верхний обход огорожен невысокой оградой, подобной внешнему ограждению и имитирующей стиль деревянных ограждений древности (18). Несмотря на то, что во внешней ограде имеется четверо ворот, ведущих к нижнему круговому обходу, попасть на верхний уровень можно только через единственный вход с двумя лестницами, устроенный с южной стороны ступы (19).

Старая кирпичная каменная кладка была сделана еще во время династии Маурьевa великим великим императором Ашокой, в то время как внешняя каменная облицовка купола и резные каменные ворота (20) появились уже после ремонта ступы правителями династии Сатаваханов (период Кушанов). Диаметр купола великой ступы Санчи составляет 32 метра, диаметр ограды – 46 м. Полная ее высота от основания до вершины тройного зонта равнялась приблизительно 21-му метру.

В период между упадком династии Маурьев и возвышением династии Гуптов (21), буддийская архитектура находилась на подъеме еще в одном государстве Индии – Андхра (Andhra) (22). Здесь в Нагарджунаконде (Nagarjunakonda) и Амаравати (Amaravati) было построена около тысячи ступ разного размера.

Одной из самых известных ступ была великая ступа в Амаравати.

В основое ее архитектурного стиля лежит архитектурный стиль Маурьев, но с добавлением местных специфических особенностей. Самыми заметными из них являются площадки-аяка (ayaka, плита на пъедестале, предназначеная для ритуальных подношений – прим. shus) с установленными на них колоннами, которые примыкают с четырех сторон к куполу ступы, а так же пять зонтов, венчающих хармику (23).

Претерпело изменение и ограждение ступы: ворота-торана (которые у ступы в Санчи находятся в ограждении нижнего обхода ступы) были вынесены в наружную прямоугольную ограду.

«Пояс» на верхней части и нижняя часть купола ступы, а также верхний круговой обход и ограда ступы были богато декорированы барельефами с сюжетами из джатак (прошлых жизней Будды).

По предположениям ученых на хармике было установлено пять зонтов: один – по середине и четыре меньшего размера – по углам.

Диаметр купола ступы в Амаравати составлял около 45 метров, что намного больше ступы Санчи. Диаметр круглой ограды вокруг основания ступы был равен примерно 60-ти метрам, а расстояния между противоположными входами наружной ограды составлло 75 метров. Приведенные размеры позволяют утверждать, что ступа в Амаравати возможно являлась самой большой из когда-либо построенных в Индии ступ с телом в форме купола, (24).

———————————————————————————————————————-

(18) Столбы с брусом по верху и три плоские поперечны по всей длине ограды.

(19) Две направленные в разные стороны и параллельные окружности купола лестницы.

(20) Торана (Torana).

(21) С 3-его до 7-го столетия н. э.

(22) Которое было известно как Калинга.

(23) С четырех сторон к основанию купола примыкали четыре пьедестала, на которых было установлено по пять колонн, увенчанных миниатюрными ступами.

(24) К сожалению ступа в Амаравати значительно повреждена, а ее купол почти полностью разрушен. Поэтому ступа Санчи остается самой большой из сохранившихся ступ.

———————————————————————————————————————-

Ступа Чандаварм (Chandavaram) (25), раскопки которой завершились не так давно, является малоизвестной буддистской достопримечательностью.

Ступа очень похожа на великую ступу Амаравати, но в отличии от нее имеет не два, а три расположенных уступами друг над другом круговых обхода.

Если сравнивать ступы относящиеся к периодам Маурья и Андхра, то можно отметить следующие особенности:

(a) Увеличивается диаметра купола ступы.

(b) Декоративные барельефы на ограждении и воротах становятся богаче.

(c) Зонты на вершине храмики уменьшаются в размере, но увеличиваются в количестве.

(d) Увеличивается количество круговых обходов (от одного на уровне земли в ранние времена до трех, расположенных уступами, в более поздний период).

После периода Маурьев и Андхра сооружение ступ с полусферическим куполом прекратилось и после 3-го века н.э. ступы такого типа в Индии больше не строились.

Форма и планировка ступы KKG-3, раскопанной в одном из холмов в древнем городе пью Бейктано (Beikthano) в центральной Мьянме, несет в себе следы значительного влияния стиля Амаравати. Это ступа, которая датируется 2-ым веком н.э., является самой ранней буддистской ступой в Мьянме и вместе с тем последним образцом влияния искусства Андхры на бирманские ступы. Как и в Индии, в Мьянме этот тип ступ дальнейшего развития не получил.

Великий император Ашока после Второго буддистского собора отправил буддискую миссию и в Гандхару (Gandhara), в результате чего там было построено несколько ступ с полусферическими куполами, в том числе ступа Дхамараджика (Dhamarajika) в Таксиле (Taxila) и ступа Маникяла (Manikyala) (27) в Пенджабе (Punjab) (28).

Эти колоссальные кирпичные ступы были в большей мере точными копиями великой ступы в Санчи, но с добавлением некоторых местных архитектурных особенностей, связанных с влиянием греко-римского искусства (например ряд вертикальных колонн по периметру круглой платформы-основания).

В отличи от ступы Санчи, у которой была единственная лестница для подъема на круговой обход (29), у ступы Дхамараджика таких лестниц было уже четыре и расположены они были перпендикулярно к основанию ступы.

Другим значимым изменением в архитектуре Дхамараджики стала монолитная и расширяющаяся у самого верха хармика(30).

———————————————————————————————————————-

(25) Местное название ступы – Сингараконда (Singarakonda). Она расположена на правом берегу реки Гундлакама (Gundla Kamma)в 2 км от деревни Веллампалли (Vellampally) на автодороге Виджаявада (Vijayawada)- Курнул (Kurnool) (примерно в 160 км к юго-западу от Виджаявады).

(27) Нынешняя ступа Маникяла является более поздним сооружением, заключающим в себе более раннюю ступу периода Ашоки.

(28) К югу от Исламабада, рядом с Музеем Армии.

(29) Которая была параллельна к образующей основания ступы.

(30) Хармики в Санчи и Бхархуте представляли собой просто огороженное пространство (внутри были пустые).

———————————————————————————————————————-

Развитие основания и платформы ступы в период Кушанов

В период правления североиндийской династии Кушанов (31) ранний архитектурный стиль ступ эпохи Маурьев претерпел значительные изменения.

Купол ступы теперь находился на круглом основании («барабане»), украшенным рядом вертикальных колонн (правильнее сказать: «пилястров» – прим. shus), а все это сооружение размещалось на двух- или трехъярусной круглой платформе, высота которой была равной или большей диаметра купола.

Найденная А. Каннигэмом (A. Cunningham) при раскопках ступы Маникьяла (Manikyala) реликварная шкатулка (relic casket) представляла собой модель именно такой ступы (рис. слева).

Следующим изменением в архитектуре ступ было размещение купола с основанием на широкой квадратной платформе, боковая поверхность которой тоже украшалась двойными рядами вертикальных колонн. Иногда между колоннами размешались лепные изображения Будды.

По углам платформы обычно находились четыре малые ступы, а на верхнюю площадку вела одна лестница (32).

Новый архитектурный стиль стал популярным в области Гандхара (Gandhra) в период правления Кушанов (Kushan), и, кроме известной ступы Гумбатуна (Gumbatuna) из долины Сват, в Гандхаре было найден еще несколько ступ такого типа (33), среди них ступа Шингардар (Shingardar), ступа Сиркап (Sirkap), ступа Мохра Муради (Mohra Muradu) и т.д.

В последующие времена в период правления Гуптов (Gupta) использовался этот же архитектурный стиль, но уже с некоторыми дополнениями и изменениями.

———————————————————————————————————————-

(31) 25 – 80 г.г н. э.

(32) Иногда четыре, ориентированные по четырем главным сторонам свет.

(33) В долине Таксила, долине Пешавар, долине Сват, а так же в Пенджабе.

———————————————————————————————————————-

В период династии Гуптов (Gupta) архитектурный стиль ступ обогатился арочными нишами, расположенными на четырех сторонах тела ступы, а так же фигурами львов на поручнях огораживающих лестницы парапетов.

Помимо этого увеличился (по сравнению с главной ступой) размер установленных по углам платформы малых ступ, а количество каменных дисков венчающих зонтов возросло до семи и иногда даже до девяти.

Модель реконструкции великой ступы буддистского университета в Наланде (Nalanda) является ярким примером архитектуры династии Гуптов (Gupta), несущей в себе наследие архитектурного стиля кушанского периода.

Влияние архитектуры периода Гуптов распространялось не только на долину Ганга, оно так же отмечается в архитектурном стиле позднего периода Андхра (Andhrа).

 

В Мьянме влияние архитектурного стиля Гуптов (в частности Наланды) отмечается начиная с позднего периода Пью (34)

Обнаруженная археологами в Шри Кшетре (Sri Ksetra) ступа Гве Бин Тет Кон (Gwe Bin Tet Kon) (35) по форме была подобна великой ступе Наланды.

Вытянутая ступа с цилиндрическим телом находилась на высокой квадратной платформы, боковые поверхности которой были украшена терракотовыми барельефами (36), а на верхнюю площадку вели четыре лестницы, ориентированные по четырем главным сторонам света.

Фундаменты подобных ступ среднего размера (но с одной (37) лестницей, как в Наланде) были раскопаны и на месте других городов Пью: в Халине (Hanlin), Бейктано (Beikthano), Пинле (Pinle (Maing Maing)) и Тагауне (Tagaung).

В поздний период Гуптов высокая квадратная платформа исчезает, уступая место круглым в плане и низким ступенчатым основаниям с установленными на них высокими ступами цилиндрической формы (подобным ступе в Сарнатхе (Sarnath).

Подобный вид имеет и ступа Бободжи (Baw baw gyi) в Шри Кшетре (Sri Ksetra) (рис. справа), но у нее отсутствуют ниши по четырем сторонам тела ступы.

К этому же времени относится изменение венчающей части ступы: хармика (harmika) приобрела круглую форму, диски зонта слились воедино и он превратились в пирамидальную монолитную конструкцию увенчанную «бутоном лотоса».

Со временем нижняя часть цилиндрического тела ступы стала расширяться, а сама ступа начала приобретать форму колокола

Самая ранняя ступа с полностью колоколообразным телом периода Пью была обнаружена в 1926 году во время раскопок холма около Таун Пьяэ Кон (Thaung Pyae Kon) в Шри Кшетре (Sri Ksetra).

Эта ступа, датируемая поздним периодом Пью (38), состояла из тела в форме колокола, установленного на невысокой ступенчатой круглой платформе.

———————————————————————————————————————-

(34 2-ой век до н.э.-2-ой век н. э. – ранний период Пью (Pyu), 3-ий век н.э.- 9-ый век – поздний период Пью.

(35) Холм около внешней стены к юго-востоку от Шри Кшетры.

(36) Изображение человека с мечом, скачущего на лошади.

(37) Некоторые имели по две.

(38) 7-ое – 8-ое столетие н. э.

———————————————————————————————————————-

Колоколообразные ступы

В поздние периоды колоколообразные ступа получили широкое распространение в буддистских странах Юго-Восточной Азии, особенно в Мьянме и Таиланде.

В трех буддистских странах расположены три самые известных колоколообразные ступы:

(a) Тупарама (Thuparama) в Шри-Ланке;

(b) Пра Патон (Phra Paton) в Таиланде; 

(c) Боробудур (Borobudur) в Индонезии.

Если мы внимательно посмотрим на нижнюю часть тел этих ступ, то увидим, что у Тупарамы она подобна колоколу. В действительности же она представляет собой основание из трех колец, на которых находится полусфера.

Считается, что Пра Патон чеди (Phrapathon chedi) была построена во времена Ашоки (Asoka) и имела идеальную колоколообразную форму, которая была утеряна после реконструкции во времена короля Рамы IV (39). Еще одна реконструкция ступы была произведена в 1975 году.

Ступа Боробудура (Borobudur) относится к 8-ому столетию н. э. Она была построен из вулканической породы и является самой ранней из сохранившихся ступ с колколообразным телом. Возможно ступа Боробудура послужила образцом для всех последующих ступ такой формы в Юго-Восточной Азии.

———————————————————————————————————————-

(39) Король Монгкут (Mong kut), 1851-1868 г.г.

———————————————————————————————————————-

Ступы Багана в период правления Аноратхи

После захвата в государстве Татон 30-ти комплектов священного буддистского канона Трипитаки правителем Багана (40) Аноратхой (Anawrahta) было сооружено множество ступ, что ознаменовало собой начало нового периода в буддистской архитектуре Мьянмы.

Следуете отметить, что до этого на территории Багана уже существовало несколько ступ более раннего периода, например ступа N 1973 (рис. справа) около деревни Таунби (Taungbi), имевшая форму высокого закругленного сверху цилиндра и по своему стилю подобная ступе Бободжи в Шри Кшетре.

При Аноратхе архитектурный стиль ступ претерпел значительные изменения: круглое основание было трансформировано в восьмиугольное, появился декорированный пояс по середине тела ступы, зонт приобрел вид пирамиды из уменьшающихся в диаметре дисков, а хармика превратилась в его нижний диск.

Наиболее характерным представителем этого архитектурного стиля является ступа Мьинкаба (Myinkaba), а эволюция платформы хорошо видна на примере ступы Локананда (Lokananda) (41), у которой тело ступы находится на трехъярусной восьмиугольной платформе с четырьмя лестницами, ориентированными по главным сторонам света (рис. слева)

После завоевания Ниженей Мьянмы король Аноратха привел с собой в Баган в качестве пленников монских архитекторов и строителей.

В результате был создан новый стиль соединяющий монские архитектурные традиции со старым архитектурным стилем Пью.

К этому периоду относится строительство ступы Швесандо  (рис. внизу слева) (Shwe san daw), которая состоит из высокой пятиярусной квадратной платформы с четырьмя лестницами и установленной на ее верхней площадке колоколообразной ступы.

Последней ступой периода правления Аноратхи является великая ступа Швезигон (рис. внизу справа) (Shwesigon) (42) (достроенная уже его преемником Чанзиттой). Колоколообразное тело этой ступы расположено на пятиступенчатой платформе (первые три уровня платформы – квадратные, четвертый – восьмиугольный, а последний (пятый) – круглый), на третьем уровне которой по углам расположены четыре малые ступы. 

В дальнейшем архитектурный стиль и пропорции ступы Швезигон стали по сути стандартом, которому следовали при сооружении новых ступ не только в период династии Багана, но и во все последующие исторические периоды.

———————————————————————————————————————-

(40) 11-ый век н. э.

(41) Расположена около речной пристани Багана (деревня Kyauk Saga).

(42) Находится в Ньян У (Nyaung Oo) (в 4 милях к северо-востоку от старого Багана).

———————————————————————————————————————-

Архитектурный стиль ступы Шведагон

В ранний период истории Мьянмы отмечается достаточно много изменений в архитектурных компонентах и формах, происходивших в процессе эволюции ступ. Однако после создания в ранний баганский период (44) ступы Швезигон (Shwesigon) архитектурный стиль бирманских ступ в течении веков подвергался уже лишь незначительным изменениям, что можно проследить сравнивая великие ступы Швезигон (11-ый век, на рис. слева) и Шведагон (15-ый век, на рис. справа).

 Различия и общие черты этих двух ступ следующие:

(a) Квадратная в плане первая терраса платформы осталась без изменений.

(b) Квадратные в плане вторые и третьи террасы Швезигона изменились на восьмиугольные у Шведагона.

(c) Четвертые и пятые террасы (45) у обеих ступ подобны, единственно вместо одной круглой террасы у Швезигона у Шведагона их стало пять.

(d) Колоколообразное тело ступы с поясом посередине и цветочной гирляндой над ним со времен Швезигона не изменилось (46).

(e) Зонт-чатавали (Chatavali или Phaung Yit по-бирмански (47)) у обеих ступ имеет одинаковую форму.

(f) Направленный вниз цветок лотоса и гирлянда бус у обеих ступ имеет одинаковую форму, но у Шведагона этот элемент значительно увеличен в размере.

(g) Самым большим отличием является декоративный элемент «бутон лотоса», расположенный под металлическим зонтом. В Верхней Мьянме «бутон лотоса» был очень коротким и поэтому назывался Kah Ye Thee (48). В Нижней Мьянме, особенно в монских областях, вместо «бутона лотоса» устанавливался более длинный Hnet pyw hpu (49).

(h) Металлический зонт ступы Швезигон, пожертвованный королем Тайявади (Thaya Wady), имеет форму (51) «Chi Win» (50), а зонт Шведагона короля Миндона сделан в форме (53) «Ma Gaik» (52).

Хотя вторые, третьи и четвертые террасы Шведагона для упрощения называют восьмиугольными, таковой по сути является только четвертая терраса, в то время как у второй и третьей террасы четыре угла «вырезаны» изящными зигзагообразными линиями (54) (такая форма была особенно популярна в 16-ом и 17-ом столетиях).

В отличие от Швезигона у Шведагона отсутствуют четыре угловые ступы на третьей террасе (вместо них установлены ряды ступ на первой квадратной террасе), а так же лестницы, ведущие на верхнюю террасу.

———————————————————————————————————————-

(44) 11-ый век н. э.

(45) Восьмиугольная терраса и круглая терраса.

(46) Цветочная гирлянда была добавлена во время ремонта Швезигона королем Байиннаунгом (Bayin Naung) в 16-ом веке.

(47) Ярусные ряды колец.

(48) Плод дерева медлар (Medlar, Mimusops elengi).

(49) Бутон банана (растения).

(50) Шарообразный комок пряжи, снятый с веретена (??-shus).

(51) Средние ряды зонта выступают наружу.

(52) Королевская корона.

(53) Средние ряды зонта вогнуты внутрь.

(54) По-мьянмански Kho Nann Choo.

———————————————————————————————————————-

Заключение

В качестве заключения хотелось бы привести этапы эволюции предшественников великой ступы Шведагон:

(a) Самой ранней архитектурной формой были индийские ступы периода династии Маурьев с полусферическим куполом подобным куполу ступы в Санчи.

(b) В отличии от архитектуры Амаравати периода Андхра, внесшей незначительные изменения в архитектурный стиль предыдущего периода, изменения в форме и компоновке ступ периода Кушанов в Гандхаре, когда полусферические ступы стали устанавливаться на высокие круглые в плане основания-«барабаны» или круглые террасы, можно считать следующим шагом в эволюции архитектуры ступ в Индии.

(c) В период Гуптов купол ступы приобрели вытянутую вверх цилиндрическую форму и стали помещаться на высокую квадратную в плане платформу с лестницами. Стиль Гуптов оказал большое влияние на раннюю архитектуру Пью (Pyu) в Шри Кшетре (Sri Ksetra) (Мьянма).

(d) В периода Багана (особенно во время правления короля Аноратхи) тело ступы приобрело колоколообразную формы. В начале периода правления Аноратхи тело ступы размещалось на невысокой ступенчатой восмиугольной платформе, которую к концу правления заменила высокая квадратная в плане террасированная платформа.

(e) В последующие времена архитектурный стиль колоколообразных ступ Багана был немного видоизменен, особенно под влиянием архитектурных предпочтений монов, и в конце концов воплотился в архитектурном стиле великой золотой ступы Шведагон (Shwedagon).

Литература

1. Aung Thaw, 1968, The Excavations at Beik Thano. Ministry of culture, Myanmar.

2. G. H. Luce, 1969, Old Burma Early Pagan, Vol 1 – 3. New York University.

3. G. H. Luse, 1985, Phases of Pre Pagan Burma. Oxford University Press.

4. James Fergusson, 1910, History of India and Eastern Architecture. London.

5. Lhsan H. Nadiem, 2003, Buddhist Gandhara. Lahore.

6. M. Ashraf Khan, Dr. 2005, Gandhara. Islamabad.

7. Percy Brown, 1942, Indian Architecture. Bombay.

8. Pierre Pichard, 1993, The Inventory of Monuments at Bagan, Vol. 1 – 8. UNESCO, France.

9. Robert Knox, 1992, Amaravati. British Museum.

10. Sujata Soni, 1991, Evolution of the Stupas in Burma. Madras, India.

11. T. W. Rays David, 1911. Buddhist India. New York.

12. Win Maung, 2007, Evolution of the Stupa, Bangkok.

 

Web Analytics