·······································

2. Скульптура

К одним из древнейших образцов островной скульптуры следует отнести изображения на стелах древних вахалькад. Специальный интерес представляет, например, скульптура на стеле восточной вахалькады Кантакачетии (в Михинтале). Поверхность стелы разделена на ряд небольших прямоугольных панелей, в которых изображены ваза с цветами и листьями, павлин с птенцом и растительный орнамент, связанный, очевидно, с «деревом жизни». На стелах других вахалькад у этой ступы изображения близки к таковым на стелах в Анурадхапуре (36). Обычный мотив – скульптурные изображения львов, лошадей, слонов и быков, антропоморфные изображения нагов и т. д.

Эти мотивы древнейших скульптур тесно связаны с традициями индийских школ Бхархута, Санчи, Бодх-Гаи. Скульптурные изображения на стелах вахалькад Абхаягиридагабы и Джетаванадагабы относятся к более позднему времени и свидетельствуют о влиянии традиций школы Амаравати. Очень интересны фигуры гномов, изображенных на каменных стенах у Кантакачетии. Некоторые играют на музыкальных инструментах, другие борются с коброй. У некоторых гномов головы животных – слона, лошади.

Местные архитекторы стремились украшать подходы как к культовым, так и к чисто светским постройкам. Поэтому скульпторы, работавшие в теснейшем контакте с зодчими, украшали у лестниц не только балюстрады и ступени, но и устанавливали впереди балюстрад прямоугольные каменные стелы в виде вертикальных плит с рельефами, изображавшими различные символы или целые скульптурные сцены. Эти стелы, вернее изображения на них, должны были приносить счастье, защищать от всяческих бед. Еще в XIX в. европейские искусствоведы назвали их «стражами врат», и это было понятно, поскольку на стелах часто изображались нагараджи в роли дварапала –«стражей врат», известных и в искусстве Индии (37).

Древнейшие плиты обычно не имели изображений. Позднее на них стали вырезать растительный орнамент и сосуд, еще позже – кобр, фигуры карликов и нагов. Среди карликов (якши, гана) – спутников и служителей бога богатства Куберы, духов плодородия природы – наиболее известны были двое, именовавшиеся Шанкха (раковина) и Падма (лотос) (38). Именно они чаще изображались на стелах, охранявших врата. Интересно, что плиты с изображением этих персонажей, связанных с индуизмом, устанавливались и у буддийских сооружений и у царских дворцов.

——————————————————————————————-

(36) См.: «History of Ceylon» , р. 264.

(37) См.: Н. W. Cave, The Ruined Cities of Ceylon, London, 1897.

(38) См.: S. Paranavitana, Samkha andPadma. – «Artibus Asiae», 1955, VOL XVIII, N1, рр. 121-127.

——————————————————————————————-

В Индии наги считались, помимо прочего, защитниками и служителями Будды, и возможно, что их почитание проникло на Шри Ланка вместе с буддизмом. Кроме того, следует иметь в виду, что у древнего населения острова существовал культ поклонения змее. Образ змеи очень популярен в буддийском искусстве. Змей-наги обычно связываются в Индии с подземными недрами, полными сокровищ, которые они охраняют, а также с водной стихией. Они считаются охранителями священных предметов и священных мест. Согласно одной из легенд, змей-наги получали даже часть священных реликвий Будды после его смерти.

Ученые выделяют три основных иконографических типа в изображении нагов: 1) в виде змея, обычно многоглавого; 2) в виде человека со змеиным капюшоном (кобры); 3) в виде существа, верхняя часть которого представляет человеческое тело, а нижняя – змеиный хвост. Фигуры нагов, которые охраняют входы в буддийские сооружения Шри Ланка, возникли из индийских образов антропоморфного характера. Древнейшие их фигуры из Анурадхапуры демонстрируют большое сходство с изображениями нагов в рельефах Амаравати.

Близка по времени к рельефам из Исурумунии фигура легендарного царя змей Нагараджи, который как «страж врат» (дварапала) защищает вход в Ратанапасаду в Анурадхапуре (илл. 40).

40. Нагараджа из Ратнапасады

 По тонкости отделки, роскошному богатству деталей, мастерству композиции и общему изяществу этот Нагараджа является одним из лучших произведений цейлонского искусства. Стела с изображением Нагараджи у Ратанапасады поражает исключительным совершенством отделки большого числа пластично трактованных деталей; здесь проявлено искусство сложной композиции со множеством фигур и орнаментальных форм. Мастерство, художественный такт скульптора позволили ему не только избежать впечатления перегрузки, но и создать гармоничное единство фигуры Нагараджи со всей стелой и скульптурным окружением.

Фигура стража вписана в бортики стелы почти вплотную, но тем не менее она вовсе не кажется стесненной. Это достигнуто искусными приемами ваятеля: рельеф сделан высоким и фигура производит впечатление почти отделенной от задней стенки плиты, тем более что царь нагов поставлен несколько боком; его поза свободна и динамична, а голова отделена от фона особенно глубокой в этом месте выемкой в камне. Поэтому из горельефа он переходит здесь в круглую скульптуру.

Нагараджа показан в позе двух наклонов тела, незаметно переходящих один в другой, ноги откинуты назад больше, чем корпус. Получается плавный изгиб всей фигуры, увеличивающий впечатление торжественности, с какой Нагараджа несет на ладони согнутой в локте левой руки «пуннагхату» – традиционный горшок для воды. Правая рука сжимает какое-то вьющееся растение. На голове повелителя нагов корона, роскошно убранная драгоценностями, и ее окружают головы змей. Боковые бортики стелы кончаются чуть ниже плеч Нагараджи; выше идет полукруглый свод ниши, передний край которой обрамлен разнообразными фигурками и орнаментом в высоком рельефе; внизу фантастические макара (39), вздыбившиеся и разинувшие кверху пасти; выше, среди растительного орнамента, обнаженные карлики. Поскольку фигура стража отклонена головой и ногами назад и влево, справа в пределах бортиков стелы остается пустота, заполненная внизу в правом углу более крупной фигуркой гнома, а вверху – вазой на ладони царя нагов, чем создано гармоничное равновесие всей композиции. На обнаженной груди Нагараджи, его плечах и талии много ювелирных украшений, выполненных очень изящно. На талии много перевязей, от которых ниспадает до самых щиколоток тонкая ткань, плотно облегающая складками ноги.

По сравнению с рельефом «Капила с лошадью» в фигуре Нагараджи-дварапалы из Анурадхапуры чувствуется пластическая мягкость, почти нежность в передаче форм тела, а поза фигуры по канону «двух наклонов» (40)исполнена в очень плавном, как бы даже ленивом изгибе.

——————————————————————————————-

(39) Макара – род рыбы-дракона, морское чудовище, олицетворение сил природы. Иногда имеет вид рыбы-оленя.

(40) Типичный и широко распространенный канон индийского искусства. Особенно часто встречается поза в три наклона (трибханга), когда ноги, туловище и голова образуют ритм наклонов попеременно в разные стороны. Есть различные вариации трибханги.

——————————————————————————————-

41. Нагараджа из Полоннарувы

Изобилие исключительно пластично исполненных украшений и деталей орнамента, вся пышность декоративного обрамления стража, гармоничность общей трактовки сцены и прекрасно выраженная объемность форм тела – все это находит аналогию в индийском искусстве Гуптов, которое надолго пережило династию и оказывало заметное влияние на художественную культуру Индии и других стран вплоть до VII-IX вв.

С одной стороны около стелы проходит лестница, а с другой – примыкает колонна, увенчанная фигурой коленопреклоненного слона.

Все неимоверное богатство деталей в арке и во всей стеле выполнено не просто тщательно, но с пластической свободой и смелостью, динамичностью и высоким совершенством композиции и ритма, создающими единство зрительного впечатления. Поэтому стела не производит впечатления перегруженности: она смотрится легко и достигает удивительной цельности выражения.

Такие произведения, как «Влюбленные», «Капила с лошадью» и стела с Нагараджей у Ратанапасады, отражают «классический» период развития островного искусства, который продолжался вплоть до VIII в.

Творческое вдохновение, как мы видели, сохранялось даже в границах наиболее строгих канонов (неукоснительно соблюдаемых в изображении Будды) и тем более в таких образах, как Нагараджа, карлики; они, по существу, глубоко реалистичны, полны жизни и земной красоты. Поэтому не только произведения светского характера, созданные в классический период расцвета местного искусства, но и наиболее условные, строго канонизированные и отвлеченно трактованные скульптуры религиозных персонажей были высокохудожественными творениями, но с той разницей, что они стремились передать не земную красоту человека, например, в образе Будды, а прежде всего духовное состояние «освобожденного», достигшего высшей цели – нирваны.

***

Особую группу островной скульптуры составляют скульптурные фигурки из бронзы. Ранние экземпляры безусловно местного происхождения (в отличие от тех, которые относятся к более позднему периоду – периоду чольского завоевания). Они были найдены захороненными под деталями буддийских культовых построек или под гигантскими статуями Будды и относятся ко временам Анурадхапуры.

Так, бронзовые фигурки бога Брахмы с четырьмя стражами сторон света найдены в Аукане (округ Анурадхапура), в скальном углублении, под лотосовым пьедесталом гигантской статуи Будды. Один из стражей определен как божество Яма. Он стоит и потрясает своим грозным оружием-палицей (или дубинкой – «данда»), которую держит в правой руке. На каменной плите храма найдена надпись, позволяющая датировать храм не позже VIII в. По мнению С. Паранавитаны (41), эта статуэтка, возможно, древнее самого храма.

——————————————————————————————-

(41) См.: S. Paranavitana, The God of Adam» s Peak, Askona, Switzerland, 1958, р. 49.

——————————————————————————————-

Несмотря на грубость отделки медной фигуры Ямы из Ауканы, в ней чувствуется четко выраженная определенность стиля, массивность, почти монументальность. Мощные, очень широкие плечи, короткая сильная шея, твердо поставленные ноги-все соответствует представлению о «страже».

«Стражи света», и среди них Яма, были найдены также под полом портиков, ориентированного на четыре стороны света, храма Виджаярамы, расположенном близ Анурадхапуры. Здесь Яма изображен с четырьмя руками и двумя головами, обращенными в противоположные стороны. С одной стороны его руки сложены перед грудью в жесте почитания. У другой половины фигуры руки согнуты в локтях и протянуты вперед, держа дубинку. Двуликость Ямы объясняется его двоякой ролью. Одна его сторона, с руками в жесте почитания, обращена к храму, противоположная – к той стороне света, откуда может прийти зло, от которого Яма призван охранять храм. Яма должен одновременно совершать поклонение храму и охранять его как страж – защитник мира (локапала).

В отличие от Индии, где в культе брахманизма-индуизма участвовало много богинь, немногочисленный пантеон буддийского Шри Ланка в основном был мужским: Будда, бодхисаттва, дварапала («стражи врат»), нагараджи («цари змей»), Вайшравана (Кубера или Джамбхала – бог богатства) и др. Женщины представлены главным образом в виде служанок с опахалами, музыкантш, танцовщиц, членов придворной свиты и т. п., но в скульптуре их встречается сравнительно немного. В многофигурных сценах из джатак они занимают обычно второстепенное место среди придворного окружения раджей либо это женская свита их жен. Отдельных статуй круглой скульптуры, посвященных женщине, в искусстве Шри Ланка очень мало, исключением являются металлические статуэтки богинь индуистского пантеона. Рельефные изображения женщин, даже в паре с мужскими фигурами, также очень редки.

***

Прекрасные декоративные рельефы сохранились на так называемых «Лунных камнях», имеющих вид полукруглой каменной площадки перед лестницей, как, например, у монастыря Махасенавихара V в. в Анурадхапуре (илл. 44). «Лунные камни» получили большое значение в искусстве Шри Ланка (42).

——————————————————————————————-

(42) См.: S. Paranavitana, The Significance of Singhalese «Мооn-stone».- «Artibus Asiae», 1954, VOL. XVII, N3-4, рр. 197-231.

——————————————————————————————-

  В концентрических полукружиях чередуются фигуры животных, птиц и растительные мотивы, каждые в своем поясе: в наружном -обычно животные, в одном из внутренних – священные ханса (гуси). Пластично, в живом движении показана вереница бегущих друг за другом животных; они повторяются снова и снова в таком порядке: слон, лошадь, лев, бык-зебу.

44. «Лунный камень» в Полоннаруве

Выбор животных далеко не случаен, в нем сказывается влияние индийской мифологии и символики, берущих начало во времена «Ригведы», где слон – вахан (перевозчик) Индры, лошадь ассоциируется с солнцем, ибо колесница Сурьи влекома небесными конями, в буддизме – она символ «великого ухода» мудреца из рода Шакьев.

Бык – вахан Шивы, знак Зодиака, под которым рожден Будда, символ полнолуния – священного буддийского месяца вайсакх. Лев, почитавшийся во времена Вед, в буддизме символизирует самого Будду – «Льва Закона». Эти четверо животных означают также хранимые ими стороны света: слон – восток, лошадь – юг, лев -север и бык – запад.

В следующем к центру поясе изображены растительные мотивы, потом – вереница ханса, затем опять узкий пояс с растительным побегом и в центре «Лунного камня» всегда помещался круг из лепестков лотоса – символа чистоты, солнца, сияющего в небе, сострадательного сердца бодхисаттвы и самого Будды: как лотос, выросший из воды, расцветает не замоченный ею, так и Будда, выросший на земле, не затронут ничем земным.

Символику «Лунных камней» можно связать и с представлениями древних народов о вселенной. Сама идея «Лунных камней» как архитектурной детали проникла на Шри Ланка, очевидно, из Индии вместе с распространением буддизма, но на острове она приняла иную форму.

*** 

Особую группу памятников буддийского искусства Шри Ланка составляют махаянские скульптуры, связанные с северной ветвью буддизма – махаяной («великой колесницей»), последователи которой проникли на остров во II в. Изучение этих памятников, представляет интерес не только для исследователя национального искусства, но и истории буддизма и его культуры в целом.

В «Чулавамсе» (XXXVII, 102-103) упоминается о фигуре бодхисаттвы, вырезанной из слоновой кости в период правления царя Джеттхатиссы (323-333 гг. н. э.). Можно лишь предполагать, что этот факт был связан с влиянием махаянских школ, поскольку хроника не упоминает имени бодхисаттвы (как известно, в махаяне было много бодхисаттв, а в хинаяне только один – Шакьямуни).

В «Чулавамсе» содержатся и прямые свидетельства о махаянских памятниках, относящихся к более позднему времени. Так, хроника (XXXVIII, 65) повествует о создании фигур бодхисаттв в «доме образа» монастыря Бахумангала при царе Дхатусене (460-478 гг. н. э.). Воздвижение статуй бодхисаттв в «доме образа», где обычно помещались изображения Будды и его учеников, свидетельствовало о влиянии махаянских идей.

Согласно той же хронике (XXXIII, 67), недалеко от священного дерева Бодхи в Анурадхапуре был воздвигнут «дом бодхисаттвы» (бодхисаттагхара).

В «Чулавамсе» (XLVIII, 139) рассказывается о серебряной фигуре бодхисаттвы, отлитой при царе Махинде II (772-792 гг. н. э.) для монастыря Абхаягири, считавшегося оплотом махаянских школ. Судя по данным хроник и эпиграфики, вторая половина IX в. – начало X в. отличались особым усилением влияния махаяны, что нашло отражение в памятниках искусства.

Среди махаянских скульптур Шри Ланка наибольший интерес представляет комплекс в Будурувегале, относящийся, как полагают ученые, к началу X в. (илл. 45). Он состоит из семи стоящих фигур, вырубленных из камня огромной скалы: в центре – статуя Будды, сопровождаемая справа фигурой бодхисаттвы Авалокитешвары, которую сопровождают Судханакумара и Тара, а слева – фигура бодхисаттвы Ваджрапани, которую также сопровождают с двух сторон две другие бодхисаттвы. Расположенная в джунглях, среди зарослей лиан и колючих кустарников, эта скульптурная группа производит огромное впечатление своей монументальностью и выразительностью, хотя художественное достоинство фигур далеко не одинаково.

Колоссальная статуя Будды в высоком рельефе достигает в высоту более 12 м. Правая рука в положении «абхая-мудра» (жест ободрения), левая приподнята к плечу и ее согнутые пальцы касаются краев одежды. Следы краски позволяют предполагать, что фигура Будды была первоначально раскрашена.

45. Горельефы в Будурувегале

В прическе статуи бодхисаттвы, что справа от Будды, находится небольшая фигурка дхьяна-будды Амитабхи, что позволяет рассматривать эту статую как бодхисаттву Авалокитешвару, который считался эманацией дхьяна-будды.

Глаза у статуи полузакрыты, длинные мочки ушей свисают вниз, касаясь плеч. Обе руки согнуты в локтях и кисти слегка прижаты к предплечьям, пальцы рук в позе «катака-хаста» (держания цветка лотоса или лилии). Верхняя часть тела обнажена, талия перевязана несколькими рядами лент, концы которых ниспадают вниз. Нижняя половина фигуры прикрыта одеждой. Скульптура покрыта белой штукатуркой (Авалокитешвара обычно изображался белым). Культ Авалокитешвары (буквально «Ишвара, взирающий с высоты») был очень популярен в Индии и Непале; известно 108 различных изображений этого божества.

Справа и слева от Авалокитешвары возвышаются статуи двух сопровождающих его божеств: слева Тары и справа Судханакумары. Расположение этих фигур соответствует махаянским канонам, но многие характерные детали отсутствуют. У Судханакумары, согласно неоднократным указаниям в махаянских текстах, руки должны быть сложены ладонями вместе (поза «анджали»), он обычно раскрашен в золотой цвет и держит под мышкой книгу. Статуя в Будурувегале лишена украшений, а рука, как и у Авалокитешвары, в положении «катака-хаста».

Более грубо отделанная, но величественная фигура Тары почти не уступает по высоте Авалокитешваре. У нее высокая прическа и открытые глаза, правая рука в положении «катака-хаста», левая опущена и держит нераспустившийся цветок лотоса. Бедра наклонены вправо.

Очень своеобразна фигура бодхисаттвы, расположенного слева от центральной фигуры Будды. Глаза полузакрыты, большой и кончики двух других пальцев как бы образуют кольцо, чтобы держать цветок («катака-хаста»), на голове высокая прическа. Идентификация этой скульптуры вызывает большие споры ученых. Поскольку бодхисаттва держит двойной жезл из молний (вишва-ваджра), можно предполагать, что это Ваджрапани (держащий ваджру – трезубец) – один из пяти главных бодхисаттв махаянистов, хотя некоторые детали у него и отличаются от принятых канонов (например, иная поза рук). Фигуры бодхисаттв, стоящих по обе стороны от Ваджрапани, пока не идентифицированы.

Интересно, что комплекс в Будурувегале, типично махаянистский по общему характеру и иконографии, был воздвигнут вдали от основных центров буддизма – в южной части острова. Возможно, что это было связано с тем, что в столице шла упорная борьба против махаянистских школ, которые рассматривались как еретические, а в отдаленных районах последователи махаяны были в большей безопасности.

Среди других махаянистских скульптур Шри Ланка заслуживают упоминания огромная каменная фигура царя из Велигамы (южная провинция, 19 км от Матары), известная как фигура Кустараджи (царя с больной кожей) и статуя Авалокитешвары из Дамбуллы. Первая изображает мужчину, одетого в царское одеяние, на теле видны слабые полоски. Согласно местной традиции, это фигура иноземного царя, который был вылечен от проказы местным лекарем. В прическе – четыре изображения будды Амитабхи, что позволило ученым рассматривать эту фигуру как изображение Авалокитешвары (43). Интересно, что некоторые махаянские тексты рассматривали Авалокитешвару как исцелителя от всех болезней.

——————————————————————————————-

(43) См.: NandasenaMudiyanse, MahayanaMonument in Ceylon, Colombo, 1967, р. 40.

——————————————————————————————-

Одеяние фигуры состоит из верхней и нижней одежд, которые богато орнаментированы, в ушах серьги, на руках – браслеты. Серьги сделаны в форме миниатюрных львов, которые касаются лапами плеч фигуры. Эта скульптура датируется обычно VII-VIII вв.

В пещерном монастыре Дамбулле справа от центральной фигуры Будды расположена вырезанная из гранита фигура Авалокитешвары, высотой около трех метров. На прическе у него обычный символ – дхьяна-будда Амитабха. На фигуре богатая одежда царевича, на руках браслеты. Из мочек ушей свисают украшения, напоминающие голову льва (симха-мукха). Как и фигура из Велигамы, статуя Авалокитешвары из Дамбуллы датируется примерно VIII-IX вв.- периодом усиления влияния на острове махаяны. Статуя бодхисаттвы Авалокитешвары из Ситулпаввы, по словам Паранавитаны, одно из наиболее замечательных произведений скульптуры, обнаруженных на острове. Гранитная статуя достигает около двух метров. На высокой прическе фигура дхьяна-будды и своего рода корона. Верхняя часть тела обнажена, на талии пояс, который скрепляет опускающееся вниз одеяние. Ученые прослеживают в этой скульптуре определенное влияние паллавской школы скульптуры. Примерная датировка памятника – VII-VIII вв.

***

К подлинным шедеврам национального искусства относится скульптура периода Полоннарувы. Высоким искусством отличается как буддийская, так и светская скульптура.

Один из самых величественных памятников скульптуры Шри Ланка – буддийский скульптурный комплекс в Галвихаре, в Полоннаруве. Он был создан в период правления известного царя средневекового Шри Ланка Паракрамабаху I (1153-1186). Комплекс состоит из нескольких статуй Будды и статуи его верного ученика Ананды.

49. Будда в нирване и Ананда. Галвихара.

Колоссальная статуя лежащего Будды протянулась более чем на 15 м. Будда лежит на правом боку, положив под голову правую руку (илл. 49 ). Голова опирается на подушку в виде орнаментированного валика. Глаза закрыты, левая рука вытянута вдоль тела. На подошвах ног буддийские символы – «чакры» – колеса счастья и могущества, украшенные лепестками лотосов . Правое плечо обнажено. Скульптура изображает Будду в состоянии паринирваны – «великой нирваны». Фигура моделирована очень пластично и производит величественное впечатление.

Первоначально, как и другие фигуры комплекса, гигантская статуя лежащего Будды находилась внутри «дома образа» и, очевидно, была раскрашена. К настоящему времени сохранилась только часть храма, имеющего форму апсидной пещеры.

В головах Будды (в состоянии паринирваны) возвышается семиметровая статуя стоящего Ананды. Это одно из лучших произведений периода Полоннарувы.

Ананда стоит, скрестив руки на груди, в канонической позе слегка выраженных трех наклонов тела – «абханга», – с головой, чуть склоненной к правому плечу. Его поза и лицо выражают благоговение и спокойствие, чувствуется, что жизнь в нем не угасла. Вся фигура непринужденно естественна, в ней чувствуется живое творчество; канонические условности больше заметны в деталях: в прическе в виде округлых завитков волос, как у

Будды, и в удлиненных мочках ушей, а также в искусственных тонких параллельных складках платья.

Мнение некоторых ученых, склонных рассматривать статую как фигуру Будды, вряд ли справедливо. Весь ее облик говорит о том, что это изображение свидетеля предстоящей кончины Будды, последователя его учения. С другой стороны, никогда Будда не изображался в такой позе и с таким выражением, совершенно несвойственными традиционным представлениям о нем, зафиксированным известными канонами. Что же касается до вышеотмеченных канонических признаков иконографического характера, то они вполне могли быть перенесены с Будды на его ученика. Ананда должен был быть изображен не как простой человек, а как высокочтимый буддийский подвижник (44).

——————————————————————————————-

(44) «Чулавамса»рассказывает, например, о статуе Ананды при царе Сене II (IXв.).

——————————————————————————————-

По другую сторону входа в пещерный храм высечена из скалы большая статуя сидящего Будды, соединенная у спины с отвесом скалы. В этом образе продолжается традиция изображения сидящих будд в Анурадхапуре. Во всей фигуре с ее идеально выпрямленным станом чувствуется стойкость, хотя ни один мускул не напряжен и руки положены свободно в позе «дхьяна-мудра».

Выражение лица и особенно линия губ призваны передать сосредоточенность. Сингальский скульптор, очевидно, отразил предание о том, как Будда в созерцании сидел под деревом Бодхи, слегка прислонившись к его стволу. Длинная полупрозрачная одежда с тонкими складками покрывает все тело до ступней ног, оставляя открытыми, как обычно, правое плечо и половину груди.

«Курчавая» прическа и складки ткани выполнены весьма схематично. Вся фигура в позе «падма-асана» (лотосовой) вписана в правильный равносторонний треугольник, представляя полную архитектоническую уравновешенность и законченность. Трон Будды – «львиный», с маленькими фигурками львов под сиденьем.

Все три описанные фигуры образуют единый комплекс, связанный с «домом образа». Рядом с этой группой, внутри каменной пещеры, находится еще одна статуя сидящего на пьедестале Будды, высотой около метра с четвертью. Позади статуи – высокая арка, украшенная фигурами божеств. И сама фигура Будды, и пьедестал, и арка – все изваяно из одного каменного массива. Будда изображен в позе «дхьяна-мудра» – медитации. Очень искусно выполнены детали фигуры, одежда; пьедестал украшен рельефными сценами. По времени эта скульптура совпадает с остальными статуями Будды в Галвихаре.

Некоторые ученые усматривали влияние тантризма в буддийских скульптурах Галвихары. П. Фернандо пытался обосновать точку зрения о распространении идей тантризма на острове в XII в., однако это мнение вызвало возражения (46). Тантризм действительно имел определенное влияние на острове, но в VIII в. в период правления царя Сены I. В скульптурах же Галвихары влияние тантризма не прослеживается.

——————————————————————————————-

(46) См.: NandasenaMudiyanse, ор. cit., рр. 107-119.

——————————————————————————————-

Специальный интерес представляет статуя Будды в Ланкатилаке (в Полоннаруве) – самая высокая статуя на острове (превышает 13 м), выполненная из кирпича и покрытая штукатуркой (сохранность статуи, к сожалению, неважная, см. илл. 15). Будда стоит в традиционной позе: правая рука в положении «абхая-мудра», с согнутой в локте левой руки свисает край одеяния. Фигура прислонена спиной к задней стене помещения прямо против входа, откуда она сразу видна во весь рост и потому производит внушительное впечатление.

Среди памятников эпохи Полоннарувы специальную группу составляют скульптуры, посвященные светским историческим личностям. В целом эти статуи выполнены по общим канонам, но в передаче черт лица чувствуется стремление к большей конкретизации, почти к портретному сходству. Применение же здесь канонов связано с тем, что скульптуры изображали не простых людей, а знатных и высокочтимых – это статуи правителей, известных мудрецов и религиозных подвижников.

***

55. Статуя царя Паракрамабаху I

Среди светской скульптуры времен Полоннарувы самая известная находится у озера Топавэва (близ Потгулвихары). Эта в своем роде уникальная статуя высечена из гранитной скалы, к которой она прислонена спиной, и имеет около четырех метров высоты.

Огромная стоящая фигура бородатого старца величественна, спокойна, полна царственного достоинства, хотя и лишена внешних богатых царских атрибутов. Одновременно в этом образе чувствуется внутренняя энергия и сосредоточенность.

В руках старец держит предмет, напоминающий рукописный свиток из пальмовых листьев. Лицо его очень выразительно, черты конкретны и естественны, в них не заметна никакая искусственность или каноническая условность. Борода окладистая, слегка заостренная, длинные усы опущены, нос довольно широкий.

Фигура поставлена в позе «абханга», и, хотя положение головы прямое, изгибы туловища и ног придают ей участие в ритме трех наклонов. Поверхность тела плавно сглажена, мочки ушей удлинены, как у божества.

Вопрос об идентификации этой статуи вызвал большие споры среди исследователей (47). Некоторые искусствоведы считают, что это фигура индийского мудреца Агастьи, другие склонны рассматривать ее как статую царя Паракрамабаху I.

Защитники первой точки зрения считают, что это мудрец, потому что он держит в руках рукопись, те же ученые, которые рассматривают статую как изображение царя, трактуют предмет в его руках как ярмо, представляющее символ власти. Была высказана также точка зрения, что статуя у Потгулвихары изображает аскета, возможно, Капилу.

По одним внешним признакам трудно окончательно решить, кого же изображает фигура – мудреца или царя, но в пользу последней идентификации говорит народное предание о том, что это фигура царя Паракрамабаху.

——————————————————————————————-

(47) См.: S. Paranavitana, The Statue at the Potgul – vehera in Polonnaruwa. – Ceylon Journal of Science», 1928-1933, N11, р1 6; S. Paranavitana, The Statue at the Potgul – vehera in Polonnaruwa; Ceylon. – «Artibus Asiae «, 1952, vo1. XV, N3, рр. 209-217.

——————————————————————————————-

***

Как и для периода Анурадхапуры, особую группу скульптурных памятников эпохи Полоннарувы представляют статуэтки из металла. Некоторые из них также связаны с буддизмом, большинство – с индуизмом, имевшим, как уже отмечалось, влияние на Шри Ланка в различные периоды его истории. Во времена господства на острове южноиндийских династий туда ввозились статуэтки индуистских божеств, переселялись на Шри Ланка индийские мастера, воздвигались шиваитские храмы, руины которых были открыты в зарослях, поглотивших Полоннаруву. В этих давно заброшенных храмах археологи нашли бронзовые статуэтки периода ранних Чолов (IX-XIII вв.), когда на юге Индии наблюдался большой подъем в развитии скульптуры, особенно металлической.

Более древних ее образцов на Шри Ланка открыто очень немного. К ним можно отнести статуэтку божества богатства и земного благополучия Куберы (Джамбхалы), датируемую VIII в.

В этой небольшой статуэтке великолепно передана буйная жизнерадостность. Кубера смеется, точно захлебываясь, преисполненный избытком энергии. Жизненность образа, правдивость в передаче эмоций сочетаются с незаметными на первый взгляд, но неуклонно соблюдаемыми правилами обобщения форм. Художник стремился выразить, согласно господствовавшей традиции, идею наслаждения жизнью, ощущение телесного довольства, а не мощь сложения и его натуралистически точные черты. И это типично как для индийского, так и для цейлонского искусства этого периода. В образах высших и низших божеств, мифических персонажей, гениев сфер, святых и героев эпоса, возведенных в ранг полубожеств, как бы отвлеченно и условно ни трактовались их антропоморфные формы, даже если сложение тела сильно искажено символическим добавлением рук, глаз, ликов, – всегда сохраняется жизненность, убедительность и правдивость в передаче своеобразных эмоций и идей. Элементы реализма как бы перенесены с трактовки физического тела в сферу эмоций и духовных переживаний.

Одна из наиболее ранних бронз – статуэтка бодхисаттвы Майтрейи, относимая к VII в.. Скульптор стремился передать в ней силу и непоколебимость бодхисаттвы. Несмотря на тонкость и изящество отделки многочисленных деталей украшений и одежды и небольшие размеры (высота 45 см), эта скульптура в известной мере монументальна.

Бодхисаттва стоит в четко выраженной позе трех наклонов, в ее крайней форме – «атибханга», но голова, увенчанная высокой короной, остается в вертикальном положении. Правая рука согнута в локте, левая опущена, обе мудры имеют символическое значение. От пояса спускается тонкая ткань, облегающая ноги почти до щиколоток, сбоку – бант, ниже – декоративные подвески и перевязи на бедрах, от колен спускается шнур, охватывающий обе ноги поперек. Второй, ювелирно украшенный пояс проходит у самой груди. Богатые ожерелья, браслеты на запястьях, над локтями и на лодыжках – все у бодхисаттвы, как у царя. Лик тверд и спокоен, без всякой эмоции. Внутренняя сила, почти суровость облика несколько смягчены изысканно отделанными украшениями и особенно изящными кистями рук с их красивой и тонкой игрой пальцев. Пьедестал круглый, сложно профилированный. Статуэтка находится в Музее Коломбо.

Интересна и статуэтка, изображающая шиваистского псалмопевца Сундарамуртисвами, жившего по традиции в Южной Индии в VIII столетии. Она найдена в Полоннаруве и датируется XI в. Фигура поставлена в позе «трибханги», в ней, как и в предыдущей скульптуре бодхисаттвы, тоже искусно показан ритм движения при общем равновесии позы. Преувеличенно тонкая талия и широкие плечи выражают обычный канон «львиного корпуса», но отсутствие мускулатуры у отвлеченно трактованных объемов тела подчеркивает не физическую, а духовную силу. Вдохновенная благоговейная любовь, преданность своему божественному идеалу, доходящая почти до экстаза, сквозят во всей фигуре, в ее легких наклонах, в необыкновенно изящных жестах рук и пальцев, даже в лице, хотя его черты и неподвижны.

В Полоннаруве были найдены также бронзовые статуэтки танцующего Шивы (Натараджи). Они выполнены в стиле ранних Чолов, когда на юге Индии был расцвет бронзового литья.

Одна из наиболее интересных статуэток Натараджи хранится в Музее Коломбо. Она датируется XI столетием и почти ничем не отличается от подобных скульптур из Тханджавура – столицы Чолов.

Можно предположить, что индуистская бронза завозилась на остров из Индии еще до того, как на Шри Ланка в период господства там Чолов стали отливать скульптуры небуддийских божеств. Власть южноиндийских правителей на острове окончилась лишь в XII в., а индуизм как официальный культ был прекращен царем Паракрамабаху II в XIII в. За этот период сингальские ремесленники, очевидно, научились от тамильских мастеров, которых завозили на Шри Ланка, изготовлять фигуры индуистских божеств. Вполне вероятно, что многие статуэтки, в частности Натараджи, которые практически неотличимы от тханджавурских образцов, создавали и сами тамильские мастера, сначала в Индии, а потом и на острове, применяя технику вытапливания восковой модели из глиняной формы.

***

Начиная с XIV в. неблагоприятные общественно-экономические и политические условия не способствовали дальнейшему развитию цейлонского искусства. Оно приходит в упадок, а монументальная каменная скульптура вообще исчезает.

В целом же тысячелетний период истории цейлонской скульптуры свидетельствует об ее высоком развитии, замечательном искусстве сингальских мастеров. Нельзя не отметить и явную связь местной скульптуры с традициями художественных школ Индии.

Однако даже в тех случаях, когда связь древнего и средневекового искусства Шри Ланка с индийским была значительной, оно всегда сохраняло своеобразие и индивидуальность и было теснейшим образом связано с местными традициями. Известная общность с искусством Индии в отдельные периоды национальной истории была обусловлена не подражанием индийскому искусству и не превосходством последнего, а отражала тесные историко-культурные связи народов Индии и Шри Ланка.

<< К оглавлению «Искусство Шри Ланки»
Следующий раздел>>

Pages: 1 2

Web Analytics