·······································

·······································

Бетель в Южной и Юго-Восточной Азии

Е.С. Соболева «Бетель в Южной и Юго-Восточной Азии»

Феномен удовольствия в культуре.

Материалы международного научного форума

6-9.04.2004 г. – СПб.: Центр изучения культуры, 2004

Во многих странах бассейна Индийского и Тихого океанов принято жевать листья бетеля (Piper betle). Они оказывают слабое, но достаточно ощутимое наркотическое действие. Из листа делают сверток, внутри которого находятся орех арека, известь (чтобы стимулировать выделение слюны), пряности и другие местные ингредиенты. Бетелевую жвачку жуют сразу же или закладывают между щекой и десной, где она может находиться в течение нескольких часов, даже во время сна.

Впервые подробно описали обычаи подавать и жевать бетель португальцы, добравшиеся до побережья Индии в 1498 г. На языке малаялам лист перечного растения – лианы Piper betle называют vettila, плод арековой пальмы Areca catechuadakka/adekka. В европейские языки название этой смеси и ее составляющих вошли через португальский язык.

Португальцы, обосновавшись в Гоа в 1511 г., быстро пристрастились к бетелю. Уже в 1513 г. губернатор Португальской Индии Аффонсу де Албукерюи жаловался, что у его соотечественников «полно бетеля и черных женщин». Местные женщины «жевали бетель с утра до вечера и не могли ни дня без него обойтись»; очевидно, они приучали к этому и своих мужей. Позднее в Нидерландской Индии именно эта привычка отделяла вновь прибывших голландцев от живших там давно.

Почти десятая часть человечества употребляет бетель. Он стал важным элементом обрядовой и социальной жизни многих народов Индийского субконтинента и о-ва Цейлон, юга Вьетнама, Бирмы, Индонезии, Филиппин, отдельных районов Китая, о-вов Тайвань и Хайнань, западной части Океании – от о-ва Новая Гвинея до Каролинских о-вов в Микронезии и о-вов Тикопия и Санта Крус в Меланезии. Археологи обнаружили семена бетеля и арековой пальмы в Таиланде (5500-7000 г. до н.э.), на окраинах региона (о-в Тимор на востоке Малайского архипелага, о-в Палаван Филиппинского архипелага) бетель культивировали в 3 тыс. до н.э.

Прародиной бетеля является Юго-Восточная Азия. Оттуда он распространился в другие районы, прежде всего, в Индию. Мигранты привезли бетель на о-в Мадагаскар, о-ва Реюньон, в отдельные районы Восточной Африки (Занзибар, провинция Танка в Танзании). На о-вах Фиджи параллельно существуют две традиции: меланезийцы употребляют каву – напиток из корней перечного растения Piper methisticum, индийцы – бетель.

Популярность бетеля объясняется многими причинами.

Во-первых, Piper betle растет в районах с влажным жарким климатом; там он дешев и доступен для всех. В северных районах Китая, куда бетель привозили из Вьетнама или Бирмы, он считался роскошью и в XIX в. был быстро вытеснен опием.

Во-вторых, ингредиенты бетелевой смеси обладают особыми фармакологическими свойствами, в частности, способностью успокаивать чувство голода и боль, повышать настроение, вызывать прилив бодрости. Бетель давали мальчикам перед обрезанием, вдовам в Индии – перед тем, как отправить их на погребальный костёр (обычай «сати»), в Китае преступникам – перед казнью.

Согласно индийскому медицинскому трактату I в. н.э., бетель «очищает рот, придает ему сладкий аромат, красоту, очищает и укрепляет голос, язык и зубы, челюсти и органы чувств, и вообще защищает от болезни». В трактате IV в. н.э. перечислены «13 свойств [бетеля], которые вряд ли можно отыскать под небесами. Он острый, горький, пряный, сладкий, соленый, вяжущий; он изгоняет ветры, убивает глистов, убирает слизь, ослабляет дурные запахи, украшает рот, способствует очищению и разжигает страсть». Авиценна использовал бетель как кровоостанавливающее средство. В Меланезии считали, что бетель помогает бороться с жарой, стимулирует работу кишечника и убивает паразитов.

Данные науки впоследствии не подтвердили многие из этих положений, в том числе свойства укреплять зубы, десны и придавать рту приятный запах. Без надлежащей чистки зубы любителей бетеля чернеют и покрываются зубным камнем, десны воспаляются. Медики изучают возможную взаимосвязь бетелевой смеси с раком полости рта.

При жевании активный агент (алкалоид) ареколин, содержащийся в орехе арека, превращается под воздействием извести в другой алкалоид – арекаидин. Они, как и масло в свежем листе бетеля, вызывают чувство эйфории и действуют во многом подобно никотину. Алкалоиды способствуют пищеварению, нейтрализуя образующиеся в желудке кислоты. Фенол, содержащийся в листе бетеля, обладает антисептическим и болеутоляющим действием. Тяга к бетелю бывает не менее сильна, чем к табаку и к наркотикам.

В-третьих, фенол придает бетелю еще одно качество – окрашивает слюну в красный цвет. Представления о магической силе слюны и крови, с которой нередко ассоциируют бетелевую жвачку, объясняют важную роль этих элементов в религиозной и социальной сфере многих народов региона, прежде всего, в обрядах жизненного цикла (обрезание, подпиливание зубов, протыкание мочек ушей, надевание брахманам священного шнура и др.). Отказ от бетеля символизировал состояние траура. В народных верованиях и магии бетель умилостивлял и отгонял злых духов.

Наконец, в-четвертых, культура потребления бетеля выработала как нормы этикета, так и широкий набор предметов утвари (ножи и щипцы для орехов, ложечки и сосуды для извести и других ингредиентов, ступки, подносы, плевательницы и др.), которые составляют, вслед за одеждой и украшениями, важную область материальной культуры. В Юго-Восточной Азии приборы для бетеля входили в число королевских регалий и дипломатических даров, передавались по наследству.

Европейцы в Азии сразу же столкнулись с бетелем как с одним из центральных элементов дворцового этикета. Отказ взять бетель из личного сосуда владельца расценивался как оскорбление. Соответственно, принимая местных правителей у себя, европейцы вынуждены были придерживаться местного этикета. Совет по делам Индий разрешил генерал-губернатору Нидерландской Индии приобрести официальный прибор для бетеля.

Название жевательной смеси в восточных языках включает названия листа бетеля и плода арековой пальмы: на хинди – pan-supari, на малайском – siri-pinang. Методы обработки ореха арека определяют способы потребления бетеля.

Первый способ распространен в Китае, Таиланде, Кампучии, Лаосе, Вьетнаме, восточной Индонезии, западной Океании: там используют свежий арековый орех, который легко жевать и резать ножом. Другой способ распространен в Индии и зоне индийской культуры – Бирме, части Таиланда, Малайзии, западной Индонезии; там используют сушеный арековый орех, который дробят специальными резаками; иногда его варят в молоке или сиропе, окрашивают в разные цвета.

Лист бетеля мажут известковой пастой. Известь делают из мела, коралла, морских раковин, пережженных в печи при температуре 1000 градусов, гасят водой, толкут в порошок; к ней можно добавить кокосовое масло и сливки, сыворотку, сахар, на Цейлоне – розовый или желтый раствор куркумы.

Вкусовыми добавками служат: в Индии – паста (на хинди – katha) из бобов акации и орехов арека, содержащая придающий ей терпкость танин; в Малайзии и Индонезии – состав из листьев и ростков Uncaria gambir; листья табака в свежем, вареном и сушеном виде с добавлением благовоний и розовой воды.

Кроме того, в бетель добавлялись укроп, куркума, шафран, тмин, кориандр, мускатный орех, имбирь, кардамон, корица, гвоздика, семечки арбуза и огурца, ментол, сахарный сироп, розовая вода, мятная эссенция, кокосовая стружка, леукофиллум (серебряная фольга), камфора (как афродизиак, вызывающий эйфорию), и др.

Наличие экзотических (мускус, амбра) и дорогих субстанций в бетеле подчеркивало статус владельца. Французский путешественник XVII в. Тавернье наблюдал, как в бетель правителя Бантама (о-в Ява) добавляли толченый жемчуг.

Приготовление бетеля было превращено в искусство. На вкус, красоту и цену готового продукта влияли и эстетические его параметры – вид, цвет смеси. В Индии предпочитали нарезать лист бетеля кусочками треугольной формы; на севере делали конические свертки, на юге – цилиндрические; требовалось правильно срезать лучшие и худшие части с ореха арека, тонко нарезать их, получить кусочки нужной формы.

Знатоки могли определить по листу не только сорт бетелевой лозы, но и способ ее выращивания. Считается, что на вкус листа влияет сорт растения, вокруг которого обвивалась лиана Piper betle (предпочитали капок и кокосовую пальму). Листья срывали с дерева и доводили до готовности, покрывая рисовой соломой или закапывая в землю, а от пересыхания защищали, держа в воде или завернув в мокрую ткань.

В Индии на выращивании бетеля специализируются касты бараи и торея, на продаже – тамболи. Они связывают это растение с культом змей; бараи верят, что королева нагов создала бетель из верхушки своего мизинца.

В XVII в. англичане называли их бетелевые сады и огороды сатанистскими храмами. При продаже из листьев бетеля удаляли стебель и жилки, поскольку, по легенде, змея принесла герою бетель во рту, держа лист за стебель.

Этикет приготовления и подачи бетеля был очень сложен, особенно при дворах. Правитель, принимая послов, постоянно жевал бетель, и вокруг его трона располагались служанки с приборами. Передача бетеля придворным символизировала передачу ответственности. Нюансы этикета показывали отношение к посетителю: время предложения бетеля означало начало либо конец визита, количество – продолжительность беседы, способ передачи – из рук или на подносе – социальную близость или дистанцию, качество утвари – желательность гостя; не менее сложны нормы сплевывания слюны в специальные плевательницы. Угощение гостей бетелем из своего личного прибора или даже изо рта означало высшую степень благоволения. Правда, поскольку к извести могли подмешать яд, гостю разрешалось брать лист и орех из прибора хозяина, а известь приносить с собой.

Дамам полагалось уметь изящно и красиво готовить бетель в присутствии своих возлюбленных, мужей и их родственников. Бетелю отводилась важная роль в обычаях ухаживания и брака. Дальним родственникам, подчеркивая родственные связи, не предлагали бетель во время свадебных и погребальных обрядов. Некоторые индийские касты разрешали жевать бетель только лицам, состоящим в браке, а неженатым брахманам, студентам, аскетам, овдовевшим – запрещали. Бетель регулярно подносили друзьям, гостям, начальникам, сверхъестественным силам.

В конце XX в. политические и экономические перемены в регионе сузили ритуальную и социальную сферы потребления бетеля. Усилилась конкуренция между продуктами, обладающими сходными свойствами: согласно классификации немецкого фармаколога Л. Левина, бетель, кат, кофе, чай, какао и табак составляют особую категорию наркотических веществ – Excitantia (букв. возбуждающих). Несмотря на религиозные запреты, жители Юго-Западной Азии не отказались от ката, а п-ва Индостан – от бетеля.

В Индии бетель включен в число восьми жизненных удовольствий (bhogas), к которым относили также притирания (мази), благовония (ладан), женщин, музыку, постель, пищу и цветы. Возможно, устойчивость традиции бетеля в Южной и Юго-Восточной Азии объясняется тем, что на него в меньшей степени распространяются социальные и религиозные ограничения, связанные с пищей, и что борьба с ним ведется менее активно, чем с алкоголем и табаком. В Бирме и Шри Ланке буддийские монахи, которым курение запрещено, жуют бетель как стимулятор для медитации.

Дома бетель ныне готовят реже и с меньшими формальностями. Зато в ресторанах после еды подают экзотические жевательные смеси, а уличные торговцы предлагают бетель разного состава, в том числе местные варианты «фаст фуд» (с ареком машинного помола, ментолом и пр. в промышленных упаковках). Новые, недорогие и несложные в употреблении продукты, не без влияния рекламы, удовлетворяют потребность человека в удовольствиях. Бетель сдает свои позиции табаку и алкоголю, которые завоевывают всё большую популярность среди молодежи.

Web Analytics