<<К оглавлению «История Бирмы» | Следующий раздел>> |
Республика Бирманский Союз занимает западную часть Индокитайского полуострова. Ее площадь 677,6 тыс. кв. км, население – около 30 млн. человек.
Бирма протянулась с севера на юг на 2 тыс. км (включая узкую полосу Тенаcсерима). С трех сторон она ограничена труднопроходимыми горами и лишь на юге омывается водами Индийского океана.
Основные реки Бирмы – Иравади, Ситаун и Салуин – текут с севера на юг и отделены друг от друга невысокими меридиональными хребтами.
Для Бирмы характерен тропический муссонный климат с относительно прохладной сухой зимой, жаркой весной и дождливым летом. В пределах муссонного климата Бирма делится на ряд климатических районов, от прохладных гор и плоскогорий на севере и востоке да засушливых степей Средней Бирмы и влажных прибрежных лесов Аракана (ныне Ракхайн) и Тенассерима (ныне Танинтайи).
Около двух третей территории Бирмы занято горами и лесами. В этих зонах сконцентрированы основные залежи полезных ископаемых – цветных металлов и драгоценных камней, а также ценные породы дерева, в первую очередь тик.
В долине Иравади издавна разрабатываются нефтяные месторождения. Однако в целом запасы разведанных источников природного сырья в Бирме невелики.
Население Бирмы распределено неравномерно. Если по общей плотности населения Бирма стоит на одном из последних мест в Азии и ее горные районы населены чрезвычайно слабо, то в речных долинах плотность населения весьма значительна.
Крупнейшая национальная [3] группа Бирмы – бирманцы, народ тибето-бирманской языковой группы, – составляет три четверти населения. За бирманцами по численности следуют карены (2,5 млн.) и шаны (около 2 млн.)
Кроме них в Бирме проживает более ста народностей и племен, находящихся на различных уровнях общественного развития. Основное занятие населения – сельское хозяйство.
В деревнях живет около 80% населения, и почти все они в той или иной степени связаны с производством риса- главной сельскохозяйственной культуры Бирмы. В последние годы в связи с ростом промышленности и некоторым уменьшением доли рисоводства в экономике процент городского населения растет.
Господствующая религия в Бирме – буддизм. Буддистами являются практически все бирманцы, большинство шанов и других жителей горных районов. На окраинах Бирмы помимо буддизма можно встретить анимизм, а среди некоторых национальных меньшинств (карены, чины, качины) распространено христианство. Часть населения Аракана – мусульмане. Христиане и мусульмане составляют также некоторый процент населения городов.
Крупнейший город Бирмы – ее столица Рангун, с населением более 1,7 млн. человек. Рангун – основной порт страны, промышленный и культурный центр. Вторым по величине городом является Мандалай – центр Северной Бирмы. Еще два портовых города – Бассейн и Моулмейн (ныне Моламьяйн) – имеют более чем по 100 тыс. жителей.
Географическая замкнутость Бирмы, сравнительная бедность природными богатствами и традиционными предметами экспорта определили своеобразие ее исторического развития. Бирма менее других стран Юго-Восточной Азии подверглась в древности индийской колонизации, была защищена горами от вторжений, особенно с запада, позже других стран района стала объектом колониальной экспансии европейцев и сохраняла независимость до последней четверти XIX в.
После окончания второй мировой войны Бирма стала первой колонией Британской империи, добившейся полной независимости. С 1962 г. Бирма избрала путь преобразований, направленных на создание социалистического общества. [4]
* * *
Первые труды, посвященные бирманской истории, возникли вскоре после появления бирманской письменности, в XII-XIII вв. Это были государственные и монастырские хроники.
Жанр исторической хроники достиг вершины развития в XVI-XVII вв.; в XIX в. на основе средневековых хроник и летописей были написаны сводные исторические труды – «Хроника Стеклянного дворца» и «Хроника Конбаунов». Несмотря на включение ряда легендарных элементов, бирманские хроники в основном весьма точны и до сих пор служат базой наших знаний о древней и средневековой Бирме.
С падением в конце XIX в. независимого бирманского государства прерогатива написания бирманской истории перешла в руки англичан. Автором первой и во многом непревзойденной до сих пор «Истории Бирмы» был британский колониальный администратор А. Фейр, базировавший свои исследования на бирманских хрониках. Другие труды бирманских авторов по истории Бирмы, написанные в колониальный период, чаще всего уступают работе Фейра и имеют тенденциозную колониалистскую направленность. А. Фейр доводит повествование до падения бирманского государства; этим же периодом ограничивается Дж. Харви; третий из крупнейших английских историков Бирмы, Д. Холл, рассматривает историю страны до конца второй мировой войны.
После достижения Бирмой независимости появился ряд исторических работ бирманских историков. Крупнейшими из них являются книги Ба Тана и Маун Тин Ауна, в которых авторы прослеживают историю Бирмы до момента достижения независимости.
Помимо общих трудов по истории Бирмы существует ряд исследований, посвященных отдельным периодам истории страны. Большая работа по изучению древней и средневековой Бирмы была проделана Бирманским исследовательским обществом, созданным в 1912 г. и функционирующим доныне. Члены Общества были пионерами в области изучения эпиграфического материала и археологических памятников. Крупнейшими историками Общества были То Сейн Ко, Дюруазель, Пе Маун Тин, Благден, Тан Тун и Люс. То Сейн Ко, Дюруазель и Благден ограничивались в основном археологическими и эпиграфическими [6] исследованиями; Люс и Тан Тун создали ряд трудов по древней и средневековой истории, среди которых следует отметить в первую очередь трехтомник Люса «Древняя Бирма – Ранний Паган» и цикл статей Тан Туна о Бирме X-XIV вв.
Существует ряд работ, посвященных европейскому проникновению в Бирму, а также колониальному периоду. К их числу относятся книги Д. Холла «Европа «Бирма», С. Роуза «Британия и Юго-Восточная Азия», Д. Вудмэн «Создание современной Бирмы», а также несколько книг бирманских авторов, трактующих в первую очередь вопросы национально-освободительного движения и борьбы за независимость. Этим проблемам посвящен ряд трудов Маун Мауна, как, например, «Бирма в семье народов», «Судебный процесс в Бирме», книга Маун Тин Ауна «Полосатый павлин», целый ряд книг мемуарного характера, написанный участниками борьбы за независимость.
Проблемы современной Бирмы отражены в книгах как западных, так и бирманских авторов. Наиболее известны из них книга Кейди «История современной Бирмы», работы Фэрниволла, Эндрюса, До Мья Тин, Маун Тин Ауна и др.
Однако до сих пор ни в бирманской, ни в западной историографии нет ни одного обобщающего труда, который охватывал бы историю Бирмы с древнейших времен до наших дней.
Систематическое изучение Бирмы в Советском Союзе началось с конца 40-х годов. К настоящему времени советскими историками создан ряд трудов, рассматривающих различные периоды бирманской истории и выдвинувших советскую бирманистику на первый план по уровню и объему проделанной работы.
Древняя и средневековая история изложена в книге И. В. Можейко «5000 храмов на берегу Иравади (Паганское царство)».
Работа М. Г. Козловой «Бирма накануне английского завоевания» посвящена последним ста годам независимого бирманского государства. Впервые в мировой науке этот важный период рассматривается не только с точки зрения политической истории, но привлекается также важный материал, касающийся экономического развития Бирмы, внутренней жизни бирманского царства. Тематически продолжением этой работы является вторая монография М. Г. Козловой «Английское завоевание Бирмы», охватывающая практически весь XIX в., от [7] начала подготовки британского вторжения до подавлений партизанского движения после третьей англо-бирманской войны.
Несколько подробнее вопросы, рассмотренные М. Г. Козловой в последних главах ее книги, излагаются в работе Л. Н. Журавлевой «Партизанская война бирманского народа против английского закабаления, 1885- 1896 гг.». В этой книге тщательно исследуются причины и ход партизанской войны в оккупированной англичанами Бирме.
Колониальному периоду в истории Бирмы посвящена монография В. Ф. Васильева «Очерки истории Бирмы (1885-1948)» – крупнейший в настоящее время труд по истории Бирмы – британской колонии. В книге не только показана история становления и деятельности колониального режима, но и дана яркая характеристика национально-освободительного движения.
Вопросам национально-освободительного движения в Бирме и достижению независимости посвящены также работы А. Н. Узянова, А. С. Кауфмана, М. Г. Щербакова. К ним примыкают подготовленный Иститутом востоковедения сборник документов «Бирма бросает вызов», состоящий из статей и выступлений национального героя Бирмы Аун Сана, и биографическая книга И. В. Можейко «Аун Сан».
Существует ряд работ советских авторов, трактующих вопросы современного развития Бирмы. Это «Бирма на новом пути» В. Ф. Васильева, «Борьба за независимость и прогрессивные преобразования в Бирме» Ю. Н. Гаврилова, «Современная Бирма» В. Ф. Васильева и А. Н. Узянова, книги и статьи А. С. Кауфмана, А. Ф. Малова и др. Институтом востоковедения издан также сборник статей и речей Председателя Революционного совета Бирмы генерала Не Вина.
В работах И. П. Азовского, Г. Г. Попова, С. М. Макаровой, Г. Г. Стратановича, А. Ф. Жабреева, С. С. Ожегова и др. рассматриваются отдельные аспекты экономического, социального и культурного развития Бирмы. Объем и разнообразие работ советских авторов, а также постоянный интерес советских читателей к истории Бирмы позволили предпринять попытку обобщения достижений бирманистики. Первым опытом такого рода является [8] предлагаемый краткий очерк, который, разумеется, не может претендовать на полноту и исчерпывающую трактовку столь сложной и обширной темы.
* * *
Главы I-VII и IX написаны И. В. Можейко, главы VIII и X – А. Н. Узяновым. Авторы выражают признательность Э. О. Берзину, А. Р. Вяткину, А. Ф. Жабрееву, А. П. Мурановой и другим специалистам за ценные замечания, а также С. С. Кузнецовой за помощь в подготовке рукописи к печати. [9]
<<К оглавлению «История Бирмы» | Следующий раздел>> |