·······································

Кушинагар – место смерти и ухода в паринирвану Будды Гаутамы (Kushinagar – place of the Buddha’s death and passing away)

Ступа Махапаринирваны

Особенностями ступ как культовых объектов является то, что в течении столетий они периодически облицовывались новыми слоями из кирпича, камня и штукатурки. Поэтому большинство нынешних древних ступ представляют собой «матрешку», в середине которой находится небольшая «пра-ступа» с самой главной священной реликвией.

Не является исключением из этого правила и ступа Махапаринирваны, в которой так же насчитывается несколько исторических слоев.

Свой нынешний вид ступа Махапаринирваны приобрела в 1927 году, когда по инициативе и на средства бирманских буддистов специалистами ASI были произведены археологические раскопки, а затем выполнена реставрация (вернее реконструкция) ступы.

При реконструкции ступы была сохранена преемственность и в нынешнем виде ступа имеет вид буддистских ступ с древних барельефов, а ее размеры незначительно отличаются от размеров предыдущей ступы (высота – 19.8 м и диаметр – 17.4 м).

Под современным «бирманским» слоем находится ступа, обнаруженная и раскопанная снаружи А. Карлейлом в 1871 году, имевшая высоту около 16.5 м и диаметр около 17 м. «Ступа Карлейла» раскапывалась на значительную  глубину во время работ в 1927 году и при этих раскопках было сделано несколько важных археологических находок, в том числе обнаружена медная пластина, заложенная согласно надписи на ней все тем же Харибалой, который построил храм и установил в нем статую Махапаринирваны. На основании этой надписи ступа уверенно датируется 450-475 г.г н.э (периодом Гуптов), а ученые могут уверенно утверждать, что весь  комплекс 5 в. н.э. был сооружен усилиями и на средства одного дарителя.

Во время все тех же раскопок 1927 года была обнаружена следующая ступа, заключенная внутри «ступы Карлейла». Эта, сложенная из кирпича и оштукатуренная снаружи небольшая ступа, имела цилиндрическое основание диаметром около 2.5 м с установленной на ней полусферической андой, хармикой и зонтом-чхатрой и ее полная высота составляла около 3.7 м (точно такие же, прекрасно сохранившиеся и близкие по форме и размерам каменные ступы можно увидеть в ранних буддистских пещерных храмах 1-3 в.в. до н.э.). Самой важной находкой при раскопках этой ступы была небольшая терракотовая фигурка Будды Гаутамы, расположенная в нише цилиндрического основания ступы и обращенная лицом на запад (как и скульптура Махапаринирваны).

Более ранняя история ступы Махапаринирваны не имеет прямых материальных подтверждений (по-моему просто ниже ступу никто не раскапывал), но считается, что еще в до-ашокинский период (от 3 века до н.э.) здесь находилась некое сооружение, т.к.  император Ашока посещал уже общепризнанное культовое место и воздвиг здесь как и в прочих местах почитания Будды свои традиционные колонны с звериными капителями (которые до наших дней не сохранились, но о которых существуют письменные свидетельства).

Статуя Махапаринирваны Будды

Чтобы попасть внутрь в храм Махапаринирваны надо подняться на платформу по широкой каменной лестнице. Слева и справа от ведущей к ней дорожки расположены две современные наклонные каменные стеллы, на на одной из которых высечена краткая информация обо всем комплексе, а на второй – только о храме и ступе Махапаринирваны.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Как и в любом буддистком святилище перед входом в храм необходимо разуться и дальше следовать босиком.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Современное здание храма не имеет традиционного вестибюля-мандапы (здесь его роль выполняет неширокий козырек, опирающийся на четыре колонны), поэтому дверь главного зала храма выходит прямо «на улицу».

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Внутри помещение выглядит очень обыденно, т.к. является простым прямоугольным залом, облицованным камнем и хорошо освещаемым через огромные арочные окна. Возможно это сделано специально, т.к. по само здание по сути является не храмом, а просто защитным сооружением над священной статуей Махапаринирваны.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Сама статуя, расположенная на низком резном пьедестале в центре зала, и представляет собой традиционное изображение Будды Гаутамы, уходящего в паринирвану.

В соответствии с каноном Будда изображен лежащим на правом боку головой на север и соответственно лицом на запад.

Материалом, из которого выполнена статуя и пьедестал, является знаменитый чуннарский красный песчаник из Матхуры, расположенной недалеко от Варанаси (из него же изготовлены знаменитые ашокинские колонны и много еще чего не менее известного).

Скульптура полностью позолочена и практически постоянно укрыта, так что только по старым фотографиям можно предположить, что она изготовлена в стиле Сарнатха: плотно облегающее тонкое одеяние с закрытым правым плечем, прочерченное частыми неглубокими складками.

Пьедестал на котором находится статуя так же изготовлен из чуннарского песчаника и имеет длину около 7.3 м. В центре и по бокам передней поверхности пьедестала в неглубоких нишах высечены три небольшие фигурки скорбящих последователей Будды Гаутамы: левая и правая – в профиль, а центральная – спиной к зрителю (ниже нее А. Карлейл и обнаружил двустрочную надпись на брахми о том, что эта скульптура является даром Харибалы (Haribala), что в последствии позволило точно датировать время создания статуи (см. выше).

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Статуя была найдена А. Карлейлом во время раскопок в 1871 году на глубине около 3-х метров, когда при прохождении пробного шурф на западной стороне холма, скрывающего храм и ступу Махапаринирваны, он наткнулся на «верхнюю часть ног лежащей колоссальной статуи из камня».

Найденная им статуя была сильно повреждена и кем-то уже ремонтировалась, хотя кем, когда и после каких событий –  неизвестно и скорее всего так навсегда и останется загадкой. В своем отчете А. Карлейл пишет, что при раскопках храма им были обнаружены следы пожара и человеческие кости, что «свидетельствует о том, что буддизм здесь был уничтожен огнем и мечом».

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Судя по всему находка произвела на ученого огромное впечатление, потому что он приложил максимум усилий для ее восстановления и сохранения (см. также выше в разделе о храме).

Вот как он описывает это в своем отчете:

«… Но я обнаружил, что сама статуя была очень сильно повреждена, и что много ее части утрачены. Верхняя часть левой ноги, обе стопы, левая рука, часть тела около талии, часть головы и лица полностью отсутствовали, при чем отсутствующая часть левой руки была восстановлена с помощью лепнины (стукко) и кусков кирпича и покрыта толстым слоем штукатурки (позже я нашел почти все части левой руки, за исключением небольшого кусочка плеча и кисти)…

…Затем я начал восстанавливать статую, и храм. Когда я собирался начинать ремонт статуи, то выяснилось, что некоторые ее фрагменты находятся под ней, т.е встроены в пьедестал (в тексте singhasan, львиный трон – shus). С большими трудностями мне удалось извлечь большое количество частей статуи из пьедестала и продолжить раскапывать дальше, вглубь под него. Таким образом я обнаружил огромное количество фрагментов статуи, причем многие из них были погребены под пьедесталом.

Фрагменты, которые я нашел, были разнообразны по размерам: от нескольких дюймов до нескольких футов. С их помощью мне удалась восстановить большую часть статуи ее собственными фрагментами, но все же некоторые ее части были безвозвратно утрачены. Однако я нашел несколько необработанных камней нужного размера в раскопанном холме для того, чтобы установить их вместо недостающих частей статуи, а когда я обработал и подогнал эти камни по размеру, я заполнил оставшиеся промежутки густым стукко, сделанным мной из различных компонентов, среди которых был и портланд-цемент (к моему счастью мне удалось добыть немного портланд-цемента благодаря любезности мистера Перта, окружного инженера из Горакхпура). Я также полностью отремонтировал, восстановил и украсил пьедестал…

…После окончания ремонта и восстановления статуи для защиты камня от разрушения я покрыл статую краской. Я окрасил лицо, шею, руки и ноги желтоватой краской телесного цвета, драпировку статуи я выкрасил в белый цвет, а волосам я придал черный оттенок.

Таким образом я действительно сделал статую такой прекрасной и такой совершенной, какой она когда-то и была – или возможно даже лучше чем она был в прошлом.

Я хочу сказать, что я непосредственно работал над восстановлением статуи, выполняя все своими собственным руками, как рядовой каменщик. И как только я восстановил статую, я приступал к восстановлению храма….»

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Внутри здания светло и очень тихо – снаружи шум почти не проникает, а люди разговаривают вполголоса, почти шепотом. От статуи Будды веет безмятежностью и покоем, но почему-то в воздухе витает нечто, вызывающее чувство грусти и тревоги – как будто пришел попрощаться с недавно умершим человеком.   

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Пьедестал, на котором лежит статуя Будды, так же был основательно поврежден и А. Карлейл собирал его как и саму скульптуру по частям. Тем не менее практически по всему периметру пьедестала сохранилась прекрасная каменная резьба.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Стопы статуи Будды, в отличии от скульптур более позднего периода, не украшены многочисленными изображениями священных предметов и сакральных знаков, а содержат только один солярный знак, расположенный по центру стопы.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Вокруг храма и ступы Махапаринирваны

Платформа, на которой расположены храм и ступа Махапаринирвана, окружена многочисленными руинами монастырей и ступ, находящихся в разной степени сохранности и относящихся к различным исторически периодам.

Основная часть сооружений датируется 5-12 в.в. н.э.., но есть некоторые объекты, которые относятся как к первым векам н.э., так и 2-3 в.в. до н.э.

На фото внизу: вид на северо-запад.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

На фото внизу: вид на север, на переднем плане – фундаменты небольших вотивных ступ, вдали виден колокол «за мир во всем мире».

Кушинагар (Kushinagar)

shus

На фото внизу – вид на восток, на переднем плане – платформа и фундамент большой ступы.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

На фото внизу: вид на юго-запад, на переднем плане группа вотивных ступ.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Матха Куар 

Матха Куар расположен примерно в двухстах метрах к югу от входа на территорию храма и ступы  Махапаринирваны и является историческим комплексом в состав которого входят руины монастыря и небольшое святилище со знаменитой статуей «Черного Будды». Считается, что святилище и монастырь воздвигнуты на месте последней проповеди Будды Гаутамы перед его уходом в паринирвану .

Матха Куар датируется 11 веком н.э. и имеет еще одно название – монастырь Калачури (Kalachuri), т.к. был сооружен местным правителем в период, когда эта территория входила в состав государства Северных Калачури.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Первым Матха Куар посетил сэр А. Каннингем еще в 1861 г. и он же описал статую «Черного Будды», которой местные жители поклонялись как индуистскому божеству.

Рядом со Матха Куаром в 1876 г. располагался полевой лагерь археологической экспедиции А. Карлейла и первым объектом, раскопанным им в Кушинагаре, были основание святилища, в котором ранее находилась эта статуя Будды.

В прошлом храм, от которого уцелело только основание, представлял собой небольшое квадратное в плане сооружение, обращенное входом на восток, с внутренним размером примерно 3.7 м х 3.7 м, у западной стены которого находился кирпичный пьедестал для статуи. Но самой важной находкой А. Карлейла была каменная плита с надписью шрифтом Кутила (Kutila), которая позволила датировать это сооружение 11 в. н.э..

Нынешнее здание храма было построено в 1927 году по инициативе настоятеля бирманского храма У Чандрамани на пожертвования бирманских верующих.

Попасть внутрь святилища без сопровождающих невозможно: двери закрыты на замок, а окна кроме частой решетки затянуты еще и мелкой металлической сеткой. Но разглядеть и даже при определенной сноровке  сфотографировать знаменитого «Черного Будду» можно, т.к. в металлическая сетка в нескольких местах разорвана.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Находящаяся внутри статуя представляет собой образ Будду Гаутамы, сидящего на лотосовом троне в позе бхумиспарша мудра (касанием руки призывает землю в свидетели своей победы над демоном Марой). Она изготовлена из черно-синеватого аспидного сланца и имеет высоту около 3-х м.

Напротив святилища находятся раскопанные и законсервированные фундаменты довольно большого монастыря. Его планировка и состав примерно понятны по внешнему виду.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Ступа Рамабхар

Примерно в полутора километрах к востоку от места смерти и ухода в паринирвану Будды Гаутамы (там где сейчас расположены ступа и храм Махапаринирваны) находится место кремации его тела, которое в каноне называется Макутабандхана (Makutabandhana), но в наше время более известно по его нынешнему местному названию Рамбахар.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Правители и народ маллов в течении шести дней отдавали почести телу Будды Гаутамы на месте его Махапаринирваны, а на седьмой день торжественной процессией перенесли тело на священное место маллов Макутабандхана и вместе с учениками и последователями Будды совершили обряд кремации.

Le Huu Phuoc

Вначале на месте кремации тела Будды Гаутамы была воздвигнута небольшая ступа, которая впоследствии надстраивалась в 3 в. до н.э. посетившим эти места Ашокой, а так же в 4-5 в. н.э. в период правления Гуптов. В последующие годы (6-11 в.в. н.э.) ступа вероятно уже не надстраивалась, но подвергалась ремонту и украшалась и вокруг нее сооружались различные культовые объекты (небольшие вотивные ступы, вихара, святилища и пр.).

Холм, покрывавший руины ступы, был идентифицирован еще сэром А. Каннингэмом в 1861 г., как предполагаемое место нахождения Ступы Кремации Будды, но обширных раскопок до 20-го века здесь не проводилось.

В 1910 году восточная часть холма была раскопана известным индийским ученым-археологам Хиранандой Шастри (Hirananda Shastri) и только тогда был приблизительно оценен размер и точная геометрия ступы.

Свой нынешний вид ступа приобрела в 1956 году к уже упомянутой ранее 2500-ой годовщине буддизма.

Считается (см.рис.), что ступа Рамабхар (Макутабандхана  чайтья) имела  полусферическую анду (тело ступы) диаметром около 34 м, установленную на круглой ступенчатой платформе диаметром около 47 м. Анда была увенчена традиционными хармикой и зонтом-чхатрой, а общая высота ступы составляла около 30 м.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

В нескольких шагах от облезлых ворот и пыльной улицы с замусоренными обочинами открывается иная картина мира, от которой веет гармонией и спокойствием. Казалось бы ничего особенного: кирпичный холма, зеленые лужайки и редкие пальмы, но как композиция выглядит очень красиво.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Вокруг ступы устроены два концентрических круговых обхода, разделенные зеленым газоном: один – непосредственно примыкающий к ступе и второй – чуть на расстоянии, в тени редких пальм.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

С южной стороны Ступы Кремации находятся руины небольшой вихары и вотивных ступ, к которым примыкает тенистая рощица. Здесь можно спрятаться от палящих лучей солнца, поэтому  лужайка под деревьями является любимым местом медитации паломников.

На фотографии внизу: паломники из Таиланда (чуть дальше около остатков вотивной ступы установлен портрет их короля).

Кушинагар (Kushinagar)

shus

Слева от тайцев расположились тибетские монахи.

Кушинагар (Kushinagar)

shus

***

Обратно к входной арке мы вернулись на рикше, по дороге без всякой пользы заглянув в офис туристического департамента штата Уттар Прадеш, который находится напротив (чуть наискосок) от входа на территорию храма и ступы Махапаринирваны.

Полчаса голосования на обочине (всем автобусам подряд, т.к. надписи только на хинди), полтора часа езды в набитом автобусе (билет 40 рупий, сзади – застенчивый мужик, умудрившимся погрузиться с трехметровой охапкой сахарного тростника, верхняя часть который постоянно оказывался у меня на голове, пока я не догадался высунуть ее в окно и прищемить фрамугой), затем рикша до нашего зачуханного отеля (расцветший радостной улыбкой, когда я дал ему целых 60 рупий) – и вот мы «дома».

Завтра в пять утра мы будем ехать гуськом на двух велорикшах в кромешной тьме в обнимку с сумками  (как тогда казалось – по жутким трущобам, т.к. это был наш первый город в Индии) на вокзал к поезду до Варанаси. А сегодня можно было помыться (из пластмассовой емкости с черпаком) и с удовольствием поесть бирьяни (риса с подливкой – тогда еще не надоевшего).

 

Pages: 1 2

Web Analytics