shus 2011
Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии
Общая информация
Пещерный буддистский монастырь Кондивита (известный также под названием «Махакали») расположен к северу от центра Мумбая невдалеке от южной оконечности Национального парка Санджая Ганди.
Традиционно монастырь всегда назывался «Кондивита» по названию находившейся рядом деревни.
Название «Махакали» (довольно распространенное в Индии для шиваитских святилищ, которое переводится как «Великая Кали» – одна из ипостасей супруги Шивы) появилось гораздо позже: вероятно в период упадка буддизма в Индии и «индуизации» буддистских храмов и монастырей.
В современных индийских источниках чаще пишут, что свое имя пещерный монастырь получил от находящегося невдалеке (немного к северо-западу – см. карту) индуистского храма.
В британских колониальных источниках приводится другой, вероятно более достоверный вариант: происхождение имени Махакали связано с тем, что известная и по своему уникальная буддистская пещере N 9 со ступой внутри после упадка буддизма в Индии была превращена в шиваитское святилище, в котором ступа выступала в роли лингама, установленного братьями Пандавами (героями Махабхараты) во время их скитаний.
Всего в пещерном монастыре Кондивита числится 19 пещер, высеченных в пологой скальной гряде, сложенной из вулканической брекчии (типа базальта с крупными вкраплениями) и имеющей длину около двухсот метров: 15 – на юго-восточной стороне и 4 – на северо-западной.
Самые ранние пещеры (на юго-востоке) датируются 1-ым веком до н.э., самые поздние (на северо-западе) – 5-6-ым веком н.э.
Пещерный монастырь Кондивита находился, как и многие другие буддистские монастыри тех времен, на торговом пути между внутренней Индией и портами Аравийского моря (подробнее см. «Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri)»).
Так же как и остальные «городские» пещерные монастыри и храмы Мумбая (Джогешвари, Канхери и Мандапешвар) Кондивита прошел путь от полного забвения и запустения до признания его (в результате действий неправительственных организаций в начале 21-го века) национальным достоянием и начала практической деятельности ASI и властей по его восстановлению (об этом см. также «Индуистский пещерный храм Джогешвари (Jogeshwari)»).
За последние годы был выполнен большой объем реставрационных работ по самим пещерам, а вся территория навсегда очищена от таборов мигрантов и криминала, огорожена и как-то охраняется (хотя еще совсем недавно Кондивиту просто не рекомендовали посещать без соответствующего сопровождения).
Тем не менее в настоящий момент все, что окружает пещеры, в целом выглядит довольно неприглядно: изрядно запущено, а местами сильно замусорено и загажено. Кроме того объект находится в стадии перманентного неторопливого индийского ремонта. Вероятно окончательный вид исторического памятника, пригодного для посещения туристами, пещерный монастырь приобретет не ранее чем через пару лет.
Пещеры Кондивиты
Парковка и вход на территорию расположены с южной стороны скальной гряды. Никаких тикет-офисов нет и деньги за вход никто не собирает.
Вероятно потому, что монастырь находится в стороне от жилой застройки, на площадке рядом со входом околачивается какой-то сомнительный народ и шныряют нагловатые пацаны. С виду вроде бы все относительно безопасно, но посещать это место в одиночку и по сумеркам я бы воздержался.
Причина бесконтрольного входа на территорию монастыря обнаружилась сразу: объект все еще находится в стадии ремонта и не готов принимать туристов, в частности при нашем посещении полным индийским ходом шло обустройство территории – планировка грунтом (красной глиной) широкой площадки перед пещерами.
Мы явились в довольно неудачное время: только что стих шедший весь день с перерывами дождь, глина превратилась в липкую кашу и пройти, да и то не везде, можно было только по узеньким, тоже размокшим, но хотя бы мене липким тропинкам.
Возможно по причине этого похожие на босяков строители мирно спали на своем тряпье в пещерах (судя по всему это было их постоянным жильем на время ремонта), а прораб – солидный мужик с бамбуковой палкой, в отутюженных штанах и белой рубашке – в окружении свиты задумчиво стоял под деревом на противоположном конце площадки у забора.
Наше появление вызвало переполох и началась суматоха.
Сначала, увидев нас, прораб властной рукой отправил своих помощников поднимать спящий в пещерах народ и вручать им тачки и корзинки. Потом откуда ни возьмись появился изрядно поддатый местный алкаш (первый и последний виденный нами в Индии), и, кривляясь и паясничая, начал помогать выгонять сонных тружеников из пещер, а затем полез брататься к нам.
Мужик был в кураже и никакие увещевания на него не действовали, поэтому прораб поступил мудро и строго: резким окриком подозвал нарушителя порядка к себе и пару раз так впечатлил его бамбуковой палкой (бил как-то так умело, по бедру), что тот мгновенно куда-то исчез.
В Кондивите пещеры расположены группами. Первые три пещеры юго-восточной группы (N 1, N 2 и N3), которые находятся сразу слева после входа, являются вихарами (жилыми помещениями с кельями для монахов). Они в довольно хорошем состоянии и интересно скомпонованы: общий дворик, центральная пещера уровнем выше, а две крайние – ниже. На наше счастье площадку перед ними еще не успели засыпать глиной.
Во дворик перед пещерами ведет сделанная уже в наше время лестница. Слева от лестницы, ведущей на веранду центральной пещеры, расположена высеченная в скале подземная цистерна для сбора дождевой воды (см. на фото).
Четверая пещера – ничем не примечательная небольшая вихара – знаменита наскальным рельефом семиголовой кобры, высеченной справа от входа. Рядом с барельефом находится подземная каменная цистерна.
Пещеры N5 и N6 – две небольшие полуразрушенные вихары.
Пещеры N7 и N8 (слева на фото) – тоже пара плохо сохранившихся вихар, находятся слева от главного объекта комплекса – древнего буддистского храма чайтьи–грихи в пещере N9 ( справа на фото).
В Древней Индии чайтья-грихой (chaitya-griha – санскр.) назывался зал общих собраний верующих, в котором установлен священный объект поклонения.
В современных европейских источниках, особенно прежних лет, вместо термина «чайтья-гриха» чаще всего употребляют сокращенный термин «чайтья» (так повелось еще с колониальных времен). В англоязычных же индийских статьях и книгах о ранней буддистской архитектуре всегда используется только полное название – «чайтья-гриха».
В древности слово «чайтья» (caitya – санскр., cetiya – пали) означало холм, сооруженный над священными останками после ритуала кремации и по своему происхождению связано со словом «chiti» – погребальный костер.
В раннем буддизме это слово применялось для обозначения любых объектов и мест, связанных с поклонением памяти Будды Гаутамы (водоемы, деревья, камни и т.п.), но в последующем слово «чайтья» стало использоваться только как название конкретного типа священных буддистских сооружений – ступ с реликвиями.
Значение слово «гриха» (griha– санскр.) простое – оно означает «дом», «жилище», «обитель».
Справа от девятой пещеры находится пещера N 10 – очередная полуразрушенная вихара.
Сама пещера N 9, в отличии от других пещер монастыря, которые предназначены для проживания монахов, является одним из самых ранних буддистских пещерных храмов (чайтьей–грихой) и датируется 1-ым веком до н.э.
В плане она состоит из трех помещений: ныне разрушенной узкой веранды с колоннами, прямоугольного просторного зала, на правой стене которой в более поздние времена был высечен барельеф с буддой и бодхисатвами, и округлого помещения святилища с монолитной ступой в центре.
Помещение со ступой является почти круглым и, повторяя внутренний контур, такой же округлой сделана его передняя стена, выходящая в зал. Внутри святилища вокруг ступы имеется неширокий (около 0.8 м) круговой обход.
Кроме Кондивиты, среди пещерных храмов Индии эта по своему уникальная круглая планировка с выпуклой наружной стеной встречается еще только дважды: в древнейших пещерах адживиков Ломас Риши и Судама в Барабаре (см. «Пещеры Барабар (Barabar Caves)»).
Так же заслуживают внимания еще одно редкое для тех времен архитектурное решение: прекрасно сохранившиеся каменные решетки на окнах передней стены.
Плохо сохранившийся барельеф на правой боковой стене веранды относится к периоду буддизма махаяны и датируется вероятно 5-6 веками н.э.
На основной части барельефа слева изображен сидящий в «царской» позе Будда Гаутама в окружении бодхисатв, а справа – бодхисатва милосердия и сострадания Авалокитешвара (Падмапани).
Одиннадцатая пещера представляет собой небольшую вихару с верандой и жилым помещением.
Пещеры N12 и N13 расположены парой и являются наверно самыми глубокими в Кондивите, потому что перед задними помещениями у них расположены двойные веранды или, лучше сказать, веранды с холлом (т.е. пространство состоит из трех, а не из двух помещений).
Пещера N 12 сильно разрушена, хорошо сохранился только орнамент с мотивом ведики (священной ограды) на фронтоне заднего помещения.
Пещера N 13 внутри сохранилась очень хорошо, по ряду признаков она датируется не ранее, чем к 5-6 веками н.э. и возможно вырублена на месте более древней вихары.
К последним пещерам высота скальной гряды падает и скала постепенно уходит под землю.
Последние две пещеры юго-восточной стороны (N14 и N15) ничем особенным не примечательны, к тому же пещера N 14 в довольно плохой сохранности.
Дойдя до конца юго-восточной стороны я попытался обогнуть скальную гряду с севера (супруга, увидев состояние тропы, сразу отказалась от этой идеи), но почти сразу повернул назад, обнаружив метров через тридцать начало свалки и отхожего место, устроенного вероятно строителями.
(На фото внизу на переднем плане видна заброшенная дождевая цистерна, вырубленная в скале)
На этом осмотр пещер Кондивиты закончился, т.к. северо-западную сторону было решено отложить до лучших времен, и мы вернулись к машине (увидев нашу обувь водитель тут же предусмотрительно застелил пол в салоне машины газетами).
Есть еще несколько тропинок через скальную гряду на север-западную сторону.
Одна из них начинается перед первыми пещерами. Но когда мы еще только входили на территорию Кондивиты добрые индийские дети показали нам приличных размеров змею, высунувшую голову из расщелины рядом с тропой и разглядывающую всех проходящих немигающим взором. По этой причине супруга даже не стала обсуждать возможность прогулки к северо-западным пещерам через скалу, а я оставлять ее одну в сомнительном месте не решился и последние пещеры отпали сами собой.
—