·······································

Скальные скульптуры и пещеры буддистского комплекса Фэйлайфэн (Feilaifeng stone carvings and caves)

shus 2017
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая

Буддистский комплекс пещер и скальных скульптур Фэйлайфэн (Feilai Feng 飞来峰) находится у северной оконечности одноименной скальной возвышенности рядом со входом в знаменитый монастырь Линъинь (Lingyinsi 灵隐寺), расположенный недалеко от Ханчжоу (Hangzhou 杭州) (примерно в трех км от западного берега озера Сиху). Его название переводится как «Вершина горы, прилетевшая издалека», что связано с местной легендой, сохранившейся в хрониках  монастыря.

Согласно хроникам монастыря Линъинь в начале правления династии Восточная Цзинь (317-420 г.г. н.э.) в Ханчжоу прибыл индийский монах, китайское имя которого звучало как Хуэй Ли (Hui Li). Взобравшись на скалистый холм рядом с нынешним монастырем Линъинь, он был поражен открывшимся перед ним видом и воскликнул: «Это же вершина горы Гридхракута (*), расположенной в Средней Индии! Как она смогла прилететь сюда!?». Таким образом эта скалистая возвышенность получила свое нынешнее название Фэйлайфэн – «Вершина горы, прилетевшая издалека». В 1881 году цинский император Канси повелел высечь это название (состоящее из трех иероглифов) на одном из отвесных утесов.

(*) Гора Гридхракута (Пик коршуна, Гора грифа) расположена в Магадхе недалеко от древней Раджагрихи (в современным индийском штате Бихар). Она упоминается еще в палийских суттах как место, которое посещал Будда во время ретритов и бесед со своими учениками. В буддизме махаяны эта гора имеет особое значение, поскольку считается, что именно здесь Будда впервые проповедовал сутры праджняпарамиты, т.е. совершил “Второй поворот колеса дхармы”.

Входной билет на территорию монастыря Линъинь стоит 30ю, а к скульптурам Фэйлайфэн – 45ю. Доехать сюда можно городскими автобусами J17, J18, K7, K807, K837, а также туристическими автобусными маршрутом Y1, Y2 (остановка Lingyinsi 灵隐寺).

Скульптуры Фэйлайфэна высечены в известняковом скальном массиве (окружающие его горы сложены из песчаника), вдоль подножья которого течет неширокий водный поток Лэнцюань (Lengquan 冷泉, Холодный источник). Всего здесь насчитывается 345 буддийских образов, самые ранние из которых относятся к периоду Пяти династий, а самые поздние датируются временами династиии Мин. При этом подавляющее большинство скульптур было высечено в периоды правления династий Сун (960–1279 г.г.) и Юань (1279–1368 г.г.).

Скульптуры Фэйлайфэна сгруппированы в четыре комплекса, которые представляют собой невысокие скальные обрывы с нишами и неглубокими пещерами, в которых находятся многочисленные статуи, барельефы и эпиграфические надписи. Три из них носят названия пещер, вокруг которых они сформированы, а четвертый расположен вдоль берега Лэнцюаня (см. карту ниже):

1) Пещера Цинлинь (Qinglin dong 青林洞, Пещера зеленого леса), другое название: Пещера Сянлинь (Xianglin dong 香林洞, Пещера благоухающего леса).

2) Пещера Юйжу (Yuru dong 玉乳洞, Пещера сталактитов), другое название: Пещера летучих мышей (Bianfu dong 蝙蝠洞) и Пещера архатов.

3) Пещера Лунхун (Longhong dong 龍泓洞, Пещера дракона, обитающего в пучине),  другие названия: Пещера Гуаньинь (Guanyin dong 观音洞), Пещера Дунтянь (Dongtian dong 洞天洞, Пещера небесных обителей).

4) Скульптуры вдоль водного потока Лэнцюань (Lengquan 冷泉).

Все скульптуры и скульптурные группы имеют сквозную нумерацию и около многих из них установлена небольшая табличка с номером и названием на двух языках.

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Стандартный обход Фэйлайфэна начинается с Пещеры Цинлинь, но во время нашего посещения она была закрыта на реставрацию. Поэтому мы сначала осмотрели Пещеру Лунхун, затем прошли вдоль берега Лэнцюаня и только после этого вернулись к Пещере Юйжу.

***

Сразу от тикет-офиса начинается прекрасный парк с огромными деревьями.

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Пагода Лигун

Метров через двести дорожка приводит к широкой площадке, расположенной перед пагодой Лигун (Ligong Pagoda). Эта шестиугольная в плане пагода имеет семь ярусов и построена полностью из каменных блоков. Точно не известно, когда она была воздвигнута впервые, но считается, что в ней находятся останки основателя монастыря Линъинь – прославленного индийского монаха Хуэй Ли. Согласно хроникам, она реконструировалась в в 975-ом году и еще раз – в 1590-ом году под руководством монаха Жутуна (Rutong). На ее втором ярусе высечена «Алмазная сутра», на третьем – сутра «Сияния и Чистой земли» (так на табличке около пагоды, вероятно речь идет о «Большой сукхавативьюха сутре»), а с четвертого по седьмой – образы Будды. Это единственная в Ханчжоу пагода, датированная периодом династии Мин (1368-1644).

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Площадка перед пагодой отделена от входа в Пещера Лунхун грядой каменных глыб. Со стороны пагоды в них высечены две прекрасно сохранившиеся скульптуры: слева – божество богатства, один из Четырех небесных царей (Повелитель севера) Вайшравана (Vaisravana, кит. Duowen Tianwang, тиб. Jambhala, в индуизме – Кубера), а справа – бодхисатва Ваджрапани (Vajrapani, кит. Jingangshou pusa) (см. фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Вайшравана в левой руке держит мангуста, изрыгающего нить жемчуга, в правой – огромную жемчужину (или плод), а его правая нога опирается на раковину (см. фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Справа от него расположено скульптурное изображение Ваджрапани (оно датировано 1292 г.), с ваджром в поднятой правой руке (см. фото ниже). 

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Пещера Лунхун (Longhong cave)

Внутри и вокруг пещеры Лунхун располагаются 27 каменных ниш с 43-мя каменными скульптурами, подавляющее большинство из которых датируется периодом правления династии Юань (1206-1368). В северной части свода пещеры находится естественная трещина в скале, через которую  пробивается солнечный свет. Это место называется «Исяньтань» (Yixiantian 一线天) – «Путь к небесам», поэтому пещеру иногда называют «Пещерой ведущей к небесам».

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Слева от восточного входа в пещеру на каменных глыбах, отделяющих площадку перед пещерой от пагоды Лигун находятся два образа бодхисатвы Авалокитешвары (Avalokitesvara, кит. Guanyin) и надпись на тибетском языке (см. фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

А прямо над нагромождением глыб (слева и выше восточного входа в пещеру) располагаются две скальные ниши (см. фото ниже). В левой находится фигура будущего Будды Майтрейи (Maitreya, кит. Milefo), а в правой – фигура Будды Шакьямуни (Sakyamuni, кит. Qianfo) с дхармачакрой (колесом дхармы) в левой руке.

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Над восточным входом в пещеру Лунхун располагаются три скульптурных образа (см. левое фото ниже): слева вверху – Будда Амитабха (Amitabha, кит. Emituofo), справа вверху – Будда Бхайшаджьягуру (Bhaisajyaguru, кит. Yaoshifo), а немного ниже них – ниша с фигурой четырехрукого бодхисатвы Авалокитешвары (см. правое фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Вправо от восточного входа в пещеру тянется скальная стенка, которая композиционно разделена на верхнюю и нижнюю части. Вверху находятся три ниши с фигурами Будд, а снизу – длинный барельеф с сюжетом доставки буддистских сутр в Китай (см. фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

На верхнем ярусе располагаются скульптурные образы будущего Будды Майтрейи и Будды Шакьямуни (левое фото ниже), а вправо и чуть поодаль от них – фигура монаха Будая (кит. Budai heshang) (правое фото ниже), который согласно традиции являлся земной инкарнацией Майтрейи (об этом см. далее)

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Ниже фигур Майтрейи и Шакьямуни находится скульптурная композиция, посвященная путешествиям китайских монахов в Индию за священными буддийскими текстами.  Она состоит из трех сюжетных сцен и датируется периодом правления династии Сун. Ее длина составляет 6.7 м, высота – около 1.5 м (см. левое фото ниже).

Слева расположены фигуры двух прославленных (судя по ореолу вокруг голов) монахов (см. правое фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Центральная сцена изображает перевозку буддийских сутр на лошадях (здесь представлены две навьюченные лошади и два погонщика во главе со старшим каравана) (см. левое фото ниже).

Справа находится фигура какого-то прославленного монаха-переводчика (считается, что здесь изображен сам Сюаньцзан) (см. правое фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Ничего не известно о том, кому действительно посвящена эта композиция, но вполне очевидно, что ее авторы были вдохновлены подвигами китайских пилигримов,  отправлявшихся в полные опасности путешествия в далекую Индию с единственной целью – привезти в Китай священные буддийские тексты.

На табличке, установленной напротив этой скульптурной группы, упомянуты три таких события (хотя их было гораздо больше):

1. Традиционное предание о проникновении буддизма в Китай в период правления ханьского императора Мин-ди и прибытии первых буддистских сутр вместе с двумя первыми на территория Китая буддистскими монахами – Кашьяпой Матангой и Дхармаратной (см. История Храма белой лошади).

2.  Первое исторически подтвержденное путешествие на запад за буддистскими сутрами, которое совершил монах  Чжу Шисин (Zhu Shixing), достигший Хотана в 260 г. н.э.

3. Путешествие в Индию в 7-ом веке знаменитого китайского паломника, переводчика и основателя новой буддистской школы фасян Сюанцзана.

Внутри самой пещеры очень темно и смотреть особо нечего (см. фото ниже). Ее длина составляет метров 15-20 (есть какие ответвления).

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Здесь главной достопримечательностью является ниша с фигурой Гуаньинь (см. фото ниже), слева от которой находится небольшая скульптура, изображающая одного из ее двух постоянных спутников – главного героя «Гандавьюха-сутры» мальчика Судхану (Sudhana, кит. Shancai). Пишут, что напротив него находится изображение второй спутницы Гуаньинь – дочери дракона Лун Ню (кит. Longnu), но я его не увидел.

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Вышли из пещеры через западный вход, вокруг которого на скальной стенке также располагаются буддистские скульптуры (см. фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Крайним слева является изображение женского божества  Ситатапатры (Sitatapatra, кит. Baisangaifoding), которая является защитницей от потусторонних сил и черной магии (см. фото ниже). Ее имя переводится как «белый зонт» (который также является ее основным атрибутом). Считается, что она появилась из ушнишы (выступа на макушке) Будды Шакьямуни и поэтому ее часто называют Ушниша Ситатапатра, т.е. «Белый зонт  из ушниши Будды».

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Справа от Ситатапатры находятся два фигуры из пантеона тибетской ваджраяны: какое-то эзотерическое божество, сидящее в лалитасане с четырехлучевым ваджрой и гхантой (колокольчиком) в руках (см. правое фото ниже) и Ваджрасаттва со скрещенными на груди руками (и тоже с колокольчиком и ваджром) (см. левое фото ниже). Между ними уровнем выше располагается небольшой барельеф с образом «Гуаньинь луны и воды» (см. у верхнего обреза левого фото ниже и левое фото выше).

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Справа от западного входа в пещеру Лунхун на верхнем ярусе в ряд расположены четыре ниши (см. фото ниже).  В первой, прямо над входом в пещеру, находится статуя бодхисатвы Манджушри (Manjusri, кит. Wenshu pusa) с поднятым мечом в правой руке. Справа от нее расположена пустая ниша, на задней стенке которой начертаны иероглифы 一线天 (Исяньтань), что означает «Путь в небеса». Еще правее находятся две ниши с подобными по внешнему виду фигурами будд (вроде бы это образы Будды Амитабхи).

Немного ниже линии ниш располагается несколько эпиграфических надписей. Та, что состоит из двух больших желтых иероглифов и находится ниже и левее крайне правой фигуры, звучит как «Фого» (кит. Foguo) и переводится как «Страна (или земля) Будды», что является эпическим названием этого места.

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Дальше дорога идет уже по левому берега Лэнцюаня вдоль стены монастыря Линъинь, а скалистый склон со скульптурами остается на противоположном, правом берегу. Доступ к большей части  правого берега закрыт, хотя там и есть выложенные камнем тропинки и лестницы.

На левом фото ниже: площадка перед пещерой Лунхун (по центру в глубине видна пагода Лигун, а справа у обреза фотографии – фигура Ситатапатры).

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Скульптуры вдоль водного потока Лэнцюань (Lengquan)

По поросшему густым лесом  скалистому склону, расположенном вдоль правого берега Лэнцюаня, разбросано 37 ниш с 72-мя буддийскими скульптурами, большинство из которых было создано в период правления монгольской династии Юань (1206-1368).

Две скальные ниши располагаются сразу справа от пещеры Лунхун (см. фото ниже). В первой находится скульптурное изображение Будды Вайрочаны (Vairocana, кит. Dari Rulai) , а во второй – бодхисатвы Самантабхадры (Samantabhadra, кит. Puxian pusa).

Чуть выше и левее Самантабхадры находится еще одна ниша со скульптурой (на фото она частично закрыта стволом дерева), но я ее обнаружил уже дома при просмотре фотографий.

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

На фото ниже: слева – Будда Вайрочана, справа – бодхисатва Самантабхадра на слоне.

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Немного правее среди кустов и высоких деревьев на одном уровне расположены четыре ниши, к которым с берега ведет каменная лестница.

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Первые две фигуры – это Будда Амитабха и четырехрукий Авалокитещвара (Гуаньинь) (см. левое фото ниже). Рядом с лестницей находится скульптурное изображение Будды Шакьямуни в короне, а справа от него – фигура бодхисатвы Манджушри (см. правое фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Далее располагается еще одна группа скульптур, к которым также ведет каменная лестница. Здесь находится знаменитая скульптурная композиция, являющаяся «визитной карточкой» Фэйлайфэна  – монах Будай (кит. Budai heshang) в окружении 18-ти архатов (arhat, кит. luohan, лохань).

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Согласно буддисткой доктрине буддисты нынешней эпохи следуют дхарме (учению) Будды Шакьямуни, а когда она придет в упадок и исчезнет, то явится следующий Будда – Майтрейя, который сейчас в качестве бодхисатвы (просветленного существа) пребывает на небесах Тушита (9-ый из 31-го уровня местопребываний в буддистской космологии). В буддизме махаяны существует учение, согласно которому просветленные существа (в частности будды и бодхисатвы высших ступеней) проявляются в трех состояниях (учение «трех тел» – трикая), а их образы, появляющиеся в мире людей, являются одним из таких состояний, которое называется нирманакая (явленное тело).

В дальневосточном буддизме такой нирманакаей (инкарнацией) будущего Будды Майтрейи считается монах по кличке Будай (Холщовый мешок), родившийся в начале 10-го века н.э где-то в районе современного Ханчжоу во времена правления династии Поздняя Лян.

Со временем Будай помимо буддизма также стал божеством китайской народной религии, и по своей популярности в Китае он уступает, пожалуй, только Гуаньинь. Считается, что он приносит здоровье, благополучие, удачу и т.п. Часто он фигурирует и под другими именами: Пан-фо (Толстый Будда), Сяо-фо (Смеющийся Будда) и даже просто Миле-фо (Будда Майтрейя).

Эта скульптурная композиция была создана в период  правления династии Южная Сун (1127-1279 г.г.). Ниша в которой она размещается имеет  9.9 м в ширину, 3.3 м в высоту по середине и 1.5 м – по краям (см. фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

***

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Справа и выше скульптурной композиции с Будаем находится ряд ниш, из которых рассмотреть можно только две (остальные полностью или частично закрыты зарослями) (см. фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Через несколько десятков метров заканчивается запретная зона (коричневый барьер на левом фото ниже) и на правый берег можно перейти по каменному мосту, слева от которого находятся две каменные ниши со скульптурами (см. левое фото ниже). В правой находится фигура Амитабхи, а в левой – скульптурная композиция, изображающая монаха с двумя прислужниками (см. правое фото ниже).

Считается, что это скульптурное изображение скандально известного Ян Ляньчженьцзя (Yang Lianzhenjia), который  с 1277 по 1292 г.г был управляющим всеми буддистскими делами к югу от Янцзы, а впоследствии после официального расследования императорского двора был снят с должности за различные злоупотребления и хищение гос. средств. Помимо своих неблагих деяний он был известен также и тем, что в период своей недолгой деятельности являлся основным спонсором Фэйлайфэна. Подробнее о нем см. здесь.

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Каменный мост  (см. правое фото ниже) ведет к нише со статуей Вайшраваны на льве.

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

На фото ниже: Вайшравана на льве, справа – фигура бодхисатвы Тары  (Tara, кит. Duoluo Pusu).

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Мы не стали в этом месте переходить на правый берег, а продолжили свой путь по левому, с которого открываются вот такие дивные виды (см. фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Здесь в левой нише находится скульптурное изображение Будда Бхайшаджьягуру, в правой – бодхисатвы Тары (см. левое фото ниже), а по центру – Чинтаманичакра-Авалокитешвары (Cintamanicakra-Avalokitesvara) (см. правое фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Далее скалы немного отступают от водного потока вглубь леса, но некоторые скульптуры все равно просматриваются сквозь деревья (см. фото ниже). 

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

На фото ниже: вид с правого береге на монастырь Линъинь.

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Метрах в ста пятидесяти выше мостика около Вайшраваны водный поток перегорожен небольшой каменной дамбой, по которой можно перейти на правый берег (см. фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Прошли по мощеной камнем тропинке до мостика около Вйшраваны. Наверх подниматься мы не стали – что-то не захотелось (хотя там есть интересные скульптуры).

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Сфотографировались рядом с Тарой, перешли мостик и отправились обратно к пагоде Лигун.

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

Пещера Юйжу (Yuru cave)

Дошли до пагоды Лигун и повернули налево (на юг) к Пещере Юйжу (см. фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Пещера имеет два входа: северный и южный. Северный в день нашего посещения был закрыт (левое фото ниже), поэтому прошлись пройти немного дальше до южного (правое фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Пишут, что свое название (которое можно перевести и как «Пещера прекрасной груди», и как «Пещера сталактитов») она получила из-за с капающей с расположенных на ее потолке сталактитов воды молочного цвета.

Внутри пещеры находится 6 ниш и 39 скульптур, среди них самыми известными являются фигуры 18 архатов (лоханей) и статуи шести знаменитых наставников чань-буддизма.  Все эти скульптуры датируются периодом правления династии Северная Сун (960-1127).

Внутри пещеры темно и смотреть, честно говоря, особенно нечего (см. фото ниже).

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

***

Фэйлайфэн (Feilaifeng) Фэйлайфэн (Feilaifeng)

Рядом с южным входом в Пещеру Юйжу располагается комплекс Пещеры Цинлинь (Qinglin cave), но он находился на реставрации и был закрыт забором (см. фото ниже).

Внутри и вокруг  Пещеры Цинлинь находятся 23 ниши и 178 скульптурных образов, большинство их которых относятся к периодам Пяти династий (907-960 г.г.) и династии Северная Сун (960-1127 г.г.), в том числе небольшая скульптурная группа «Три совершенных Западной земли» (Амитабха, Авалокитешвара, Махастхамапрапта), которая датирована 951-ым годом и является самой ранней скульптурой Фэйлайфэна.

Фэйлайфэн (Feilaifeng)

shus

<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
Web Analytics