·······································

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

Третья терраса

На третью террасу (7) ведет крутая, но короткая каменная лестница, заканчивающаяся перед помпезным входным порталом, который продолжается крытой галерей, соединяющей вход с верандой главного храма – Раджа Маха Вихараи.

Всего на третьей террасе находятся четыре пещерных храма («дома образа») и высеченный в скальном монолите водоем. Храмы построены вплотную друг к другу, их веранды соединены между собой сквозными проходами (кроме Нага Вихарайи) и располагаются они слева направо в таком порядке: Нага Вихарая (Naga Viharaya), Алут Вихарая (Aluth Viharaya), Раджа Маха Вихарая (Raja Maha Viharaya) и Пириниван Вихарая (Pirinivan Viharaya).

В истории Шри Ланки третья терраса Мулкиригалы знаменита тем, что здесь в библиотеке Раджа Маха Вихараи в 1826 году британским ученым Джорджем Тёрнером (George Turnour) был обнаружен манускрипт Вансаттхаппакасини (Vansatthappakasini), который являлся Махавамса-тикой – субкомментарием к Махавамсе (Mahavamsa, «Большая хроника» – созданное в 5-ом веке н.э. эпическое и историческое повествование, охватывающее период истории Шри Ланки с 543 г. до н.э. до 361 г. н.э.). 

Благодаря этому комментаторскому труду, созданному в 10-11 веке неизвестным автором, Тёрнер смог «расшифровать» написанную сложным поэтическим языком Махавамсу и впервые романизовать и перевести большую ее часть с пали на английский язык. В 1837 году вышло печатное издание перевода Тёрнера «The Mahawanso in Roman Characters with the Translation Subjoined, and an Introductory Essay on Pali Buddhistical Literature» и это была первая в истории изучения буддизма публикация такого значительного палийского текста.

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

Первые три храма находятся слева от входной галереи, а четвертый, Пириниван Вихарая (Храм Паринирваны) – справа (см. фото ниже). 

Мы не смогли посмотреть Пириниван Вихараю, т.к. храм почему-то был закрыт, но судя по описаниям внутри него за застекленным ограждением находятся статуя лежащего Будды (Махапаринрвана Будды) и сюжетные скульптурные группы, а потолок и стены расписаны нарисованными в «христианском стиле» сценами из жития Будды.  

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

Влево от входной галереи до самого ограждения, идущего по краю скалы, протянулась приличных размеров (примерно 20 на 10 метров) мощеная площадка, к которой с юга (на правом фото ниже – справа) примыкает вырубленный в массиве скалы прямоугольный водоем (8) (метров 15-ти в длину и метров 7-8-ми в ширину).

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples) Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

Водоем на основании найденной здесь наскальной надписи датируется 9-10-ым веками. Пишут, что в прежние времена было поверье будто бы вода из этого водоема излечивает от бесплодия и поэтому он был местом паломничества и купания женщин. Сейчас вода из него используется только для хозяйственных нужд.

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

Водоем можно обойти слева (ближе к краю скалы) и выйти на расположенную за ним каменную площадку. Отсюда в сторону обрыва открывается прекрасный вид на окрестности и хорошо видны озеро (1) и въезд в монастырь (2).

Кстати это единственное место, с которого можно полюбоваться окрестностями – с остальных террас и лестниц практически ничего не видно. 

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

Недалеко от обрыва на юго-западном крае этой площадки в нише под скалой расположен храм Нага Вихарая (на фото ниже – входной проем левее центра фотографии).

Слева от Нага Вихараи на самом краю обрыва высится небольшая белая башенка, внешне похожая на маяк, которую хорошо видно снизу (см. фото в начале). Это лампадная колонна, светильники которой в прошлом зажигались то ли в ритуальных целях, то ли для навигации.  

Справа от вход в Нага Вихарая начинается сплошная веранда двух храмов: Алут Вихараи и Раджа Маха Вихараи (на фото ниже – от центар и вправо) и здесь же расположен вход в левый (юго-восточный) торец веранды.

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

D. Samaraweera

Внутри пещера Нага Вихараи вытянута в глубину. По центру ее задней стенки расположена небольшая дверца, на которой нарисована воинственная кобра (Нага), а слева и справа от нее находятся два изваяния Будды: сидящего (почему-то в ваджрасане) – с рукой в бхумиспарша-мудре (жест, которым Будда призывает Землю в свидетели своего просветления и намерения передать учение людям) и стоящего – с правой рукой в абхая-мудре (жесте бесстрашия и дарования защиты). 

Заглядывать за дверцу с изображением кобры я не стал, потому что там наверняка ничего интересного нет, кроме узкой уходящей в глубь расщелины. О легенде этого храма Наги в доступных источниках мне ничего не попадалось, но почти наверняка в ней фигурирует живущая в этой расщелине гигантская Нага (или король мифических змей-нагов), которая охраняет эту буддистскую пещеру.  Такие истории и «места обитания» нагов есть и в других ланкийских пещерах, и служат они по-моему в основном для защиты от грабителей храмов. 

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

Вдоль левой стены располагается статуя лежащего Будды (Махапаринирвана Будды), а во всю длину правой тянется низкий пьедестал, на котором находятся пять фигур в монашеском одеянии, взгляды которых направлены на ушедшего в нирвану Будду.

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples) Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

Вход в торец веранды Алут Вихараи находится  справа от Нага Вихарая (левое фото ниже – дверь слева на заднем плане).

Веранда выглядит очень красочно (хотя и немного обшарпанно): оба входа в храм и пространство между ними украшены традиционными макара-торанами в окружении разнообразных рисованных и рельефных изображений, а потолок и балки расписаны цветочными мотивами и сценами из жития Будды, которые выполнены в «христианском стиле» (здесь они выглядят еще более забавно, чем в рисунки в пещере на второй террасе).

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples) Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

Внутри Алут Вихарая смотрится очень привлекательно. В отличии от веранды, весь интерьер пещеры  (статуи и росписи) вероятно совсем недавно был обновлен и поэтому все здесь выглядит ярко и празднично.  

Вдоль задней стены пещеры традиционно располагается статуя лежащего Будды (Будда Махапаринирвана).

Головы всех скульптурных изображений Будды увенчана стилизованным изображением языков пламени. Этот традиционный элемент присутствует пожалуй у всех образов Будды на Шри Ланке и называется он здесь «сираспата» (siraspatha). В других странах и в научной литературе обычно употребляется другое название – «кетумала» (пали, санскр. ketumala – гирлянда (или корона из языков пламени)).

Можно считать, что сираспата/кетумала имеет оригинальное ланкийское происхождение, т.к. впервые о пламенеющей короне на голове Будды упоминается в датируемой 5 в. н.э ланкийской «Большой хронике» – Махавамсе (Mahavamsa, Chapter V (92), ответ короля Нагов Махакалы королю Ашоке). В этом же тексте помимо прочего упоминается и «бьямаппабха» (пали byamappabha) – пламенеющий ореол вокруг тела Будды, который так же является практически обязательным элементом ланкийских изображений стоящего и сидящего Будды.

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples) Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

У левой стены находится ряд из четырех уменьшающихся по высоте статуй сидящих будд, которые размещены на общем пьедестале.  Обычно так изображают «исторических» будд прошлых и нынешней эпох (кальп): Какусанду (Kakusanda), Конагаману (Konagamana), Касссапу (Kassapa) и нынешнего будду Шакьямуни.

Слева от ряда будд между дверным проемом и углом фасадной стены видны две статуи богов-охранителей: Упулвана-Вишну (с кожей синего цвета) и Катарагамы-Муругана (с кожей красного цвета). 

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

Вдоль правой стены пещеры размещены четыре статуи стоящего Будды с рукой в классической абхае-мудре  (жесте защиты и дарования бесстрашия). Справа от будд у фасадной стены находится еще одно скульптурное изображение божества-охранителя – вероятно Натха (Локешвары) (адаптированный в ланкийскую тхераваду самый популярный махаянский бодхисатва Авалокитешвара).

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

На внутренней стороне фасадной стены между дверями в три ряда размещены рисунки, на которых изображены главные культовые достопримечательности Шри Ланки (фото ниже). 

Два нижних правых рисунка – это великие ступы Абхаягири и Джетавана до реставрации, когда они еще были покрыты зарослями.

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

Веранда Алут Вихараи соединяется узким дверным проемом с расположенной немного ниже уровнем верандой главного храма третьей террасы – Раджа Маха Вихараи (иногда его еще называют Парана вихарая (Parana viharaya) – Старый храм).

Веранда Маха Раджа Вихараи украшена настенными рисунками позднего кандийского периода. Самыми ранними являются рисунки, расположенные справа от входного проема, которые выполнены в мрачноватой черно-коричневой палитре на белом фоне. Из других достопримечательностей здесь можно отметить резные деревянные колонны и большой книжный шкаф с деревянной резьбой, установленный вдоль стены справа от входа в пещеру (выглядит он почему-то очень запущенным). Возможно именно в этом шкафу хранилась Махавамса-тика, обнаруженная Дж. Тёрнером в 1826 году (см. выше).

Пещерное помещение Маха Раджа Вихараи впечатляет своими размерами и сочностью красок.

Вдоль задней стены зала расположена огромная статуя лежащего Будды (Махапаринирвана Будды), которая имеет традиционную для таких изваяний длину: 14 м, что равно 30-ти кубитам (cubit – локоть). 

Потолок пещеры украшен традиционными цветочными мотивами и кроме размеров и красочности ничем не примечателен.

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

Вдоль левой стены выстроился ряд из восьми статуй стоящего и одно сидящего Будды (левое фото ниже). В отличии от соседней пещеры у изваяний стоящего Будды правая рука поднята не в классической, а в «ланкийской» абхая-мудре (это местная традиция ведет свое начало от гигантской скальной статуи Авукана Будды).

Левая половина правой стены занята изображением череды архатов, почитающих Будду, а справа от них размещен красочный «иконостас» из образов ланкийских богов-охранителей (три рисунка находятся на правой стене, а еще два – на примыкающей к ней внутренней части фасадной стены).  

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples) Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

Площадка третьей террасы продолжается и вправо от входной галереи (в сторону лесных зарослей). Здесь на самом ее краю находятся останки какого-то сооружения, а метрах в пяти от правого конца веранды Пириниван Вихараи начинается очередная каменная лестница – начало долго пути на четвертую террасу.

Четвертая терраса

Подъем к четвертой террасе начинается не очень длинным лестничным пролетом, который ведет к площадке перед очередной местной достопримечательностью: вырубленной в скале очень крутой лестнице с металлическими поручнями. 

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

В прежние времена подъем в этом месте выглядел немножко экстремально (особенно в мокрую погоду): надо было цепляясь за металлические поручни подняться до горизонтального ряда выемок и по ним перебраться (также держась за поручни) к расположенной справа «нормальной» лестнице.

Две лестницы здесь вырублены для того, чтобы развести встречные потоки: левая предназначена для подъема, а правая – для спуска.

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples) Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

Сейчас необходимости заниматься скалолазанием нет – слева сооружена вполне приличная капитальная лестница.

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

Лестница хоть и очень крутая, но вполне удобная, а для безопасности она огорожена массивными парапетами.

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

Наверху от небольшой площадки начинается еще одна (последняя) лестница, ведущая уже непосредственно на четвертую террасу, которая состоит из отдельных лестничных маршей, чередующихся с короткими площадками. Подъем здесь довольно длинный, но не очень крутой (на фото  ниже показана только верхняя часть лестницы).

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

Четвертая терраса

Четвертая терраса представляет собой небольшуя (наверное метров 20 на 15) мощеную площадку.

Ее главными достопримечательностями являются «верхнее» дерево Бодхи («нижнее» находится на первой террасе) и расположенный слева от него узкий каменный лаз, под которым начинается почти вертикальная скальная расщелина, идущая до самого низа скалы (ее видно от входа в монастырь, см. начало заметки).

Согласно местной легенде этот лаз и расщелину до низа скалы проделал живший здесь в древности гигантский змей-нага, которой куда-то торопился и таким образом решил сократить свой путь. Во всех старых описаниях Мулкиригалы пишут, что через этот лаз можно увидеть подножье скалы, но на самом деле сейчас в него видны только густые заросли.  

Чуть выше четвертой террасы располагается вершина Мулкиригалы с пятой террасой, на которую ведет короткая неширокая лестница (правое фото ниже). 

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples) Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

***

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

Вершина Мулкиригалы (пятая терраса)

Делать на пятой террасе в общем-то нечего: увидеть отсюда что-либо в принципе невозможно (из-за густых деревьев), а каких-либо достопримечательностей на самой террасе попросту нет. 

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

На террасе находятся средних размеров ступа, лампадная башня и небольшое запущенное помещение, которое в описаниях называют храмом («домом образа»).

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

***

В очередной раз начался небольшой дождь (угрожая перейти в приличный ливень) и мы, даже не отдыхая, заторопились вниз.

На фото ниже: фотографии на память рядом с вырубленными в скале ступеньками.

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples) Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

Когда спускаешься вниз без промежуточных остановок на террасах, количество разнообразных лестниц просто впечатляет.

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples) Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

Внизу нас терпеливо ждал нанятый тук-тук и, сфотографировавшись на память, мы тронулись обратно в Тангаллу.

Тук-тук (туда обратно с ожиданием) мы нанимали за 1500 рупий (~$12). Время в пути  от Тангаллы до Мулкиригалы – примерно 40 минут (дорога – хороший асфальт). Вся экскурсия (от выезда до возвращения) заняла около 3-х часов. 

Буддистские пещерные храмы на скале Мулкиригала (Mulkirigala cave temples)

shus

Pages: 1 2

Web Analytics