·······································

·······································

Скальные скульптуры Миншаньсы (Mingshan Temple, Mingshansi)

shus 2014

Сычуань (Sichuan)

<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая

кит. Mingshan si 茗山寺

29.925060° 105.685250° Satellite

Комплекс буддистских скальных скульптур монастыря Миншаньсы находится недалеко от небольшого поселка Динсинь (Dingxin xiang), который располагается примерно в 8.5 км к юго-востоку от городка Шиян (Шиянчжэн, кит. Shiyang Zhen) и примерно в 55 км от уездной столицы Аньюэ (Anyue).

Современный монастырь Миншаньсы находится на плоской вершине небольшого скального холма Хутоу (Hutou) на месте древней крепости периода династии Тан, от которой сохранились только остатки крепостных стен. Каким он был несколько столетий назад – неизвестно, но сейчас монастырь является религиозным центром «сань цзяо» (три религии: конфуцианство, буддизм и даосизм) и народных верований. 

*** 

Узкая бетонка с загадочными развилками и ответвлениями в долину, петлявшая по горам и долам мимо редких крестьянских домиков и небольших полей в узких долинках, в конце концов привела нас к грязной бетонированной площадке, расположенной между двумя поросшими лесом холмами.

Дальше дороги не было и никаких внятных тропинок, помимо раскисших полосок земли на меже полей, также не наблюдалось. Наш замечательный водитель (это был лучший водила за все путешествие по Китаю) озадачился не меньше нас и принялся выяснять  по сотовому телефону, куда нам дальше двигаться (минут пять куда-то звонил, потом звонили ему и т.п.). В конце концов, прояснив обстановку, он решительно взмахнул рукой и направился в обход огромной лужи, раскинувшейся у противоположного края площадки. Оказалось, что там среди густой травы начинается раскисшая от дождя тропинка, которая ведет в сторону подножья холма. Метров через пятьдесят тропинка превратилась  в такую же грязную, но уже широкую дорожку (см. на фото ниже у левого обреза по центру). 

Миншаньсы (Mingshansi)

shus

Еще метров через сто тропинка привела нас к паре современных павильонов, в одном из которых находится очень симпатичная скульптура тысячерукой Гуаньинь, после чего появилась надежда, что мы на правильном пути.

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

Рядом с  павильонами начинается широкая бетонированная дорожка, которая идет вдоль подножья холма куда-то в глубь леса.

Миншаньсы (Mingshansi)

shus

Вся эта неясность вызывала некоторое беспокойство, но минут через пять сквозь густую листву и пелену тумана проступили контуры какого-то здания и стало очевидно, что мы уже у цели (ничего жилого вокруг этих холмов как минимум на полкилометра вокруг попросту нет).

Поднялись по лестнице к зданию монастыря и в нерешительности остановились пред его воротами. На помощь нам (как выяснилось не совсем бескорыстно) откуда-то вынырнула веселая и подвижная тетушка и решительно повела нас во внутренний двор монастыря (вверх по ступенькам через глубокую арку и массивные деревянные двери).

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

В расположенном сразу за дверями входном павильоне гостей встречают Четыре тяньвана (Четыре Небесных Царя – хранителя сторон света в буддизме). Слева располагаются предводитель тяньванов Вайшравана с зонтом  и Дхритараштра с пипой (левое фото ниже), а справа – Вирудхака с мечом и Вирупакша со змеей (правое фото).  

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

Прямо напротив входа на высоком постаменте установлена парная скульптура: лицом к двери – Будда Шакьямуни, а лицом во двор – вероятно какое-то божество из ранга охранителей.

Миншаньсы (Mingshansi)

shus

По периметру двора идет крытая галерея, в левом крыле которой в не совсем понятном порядке расставлены местные культовые образы, ритуальные предметы и просто достопримечательности.

 В левом краю этого крыла  галереи находятся алтарь «хозяина места» Туди-гуна с супругой и какие-то даосские божества, в  центре рядом с барабаном на высоком постаменте располагается какая-то буддийская триада (похоже, что Вайрочаны, но не совсем в обычном исполнении) (см. левое фото ниже), а на правом краю – опять несколько групп даосских (или народных?) божеств.

Рядом с барабаном установлена какая-то стела с иероглифическим текстом, судя по всему являющаяся особой гордостью монастыря (тетушка специально отвела к ней супругу и, показывая что-то на стеле, прочитала ей краткую лекцию на китайском языке) (см. правое фото ниже).  

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

На противоположной стороне двора на невысоком постаменте расположились в ряд десятка полтора разномастных скульптурных изображений персонажей даосского (и вероятно «народного») пантеона (см. правое фото ниже).

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

Все это было очень интересно, но в мы приехали в Миншань не за этим и поэтому через некоторое время дали понять хозяйке, что нам пора идти. Тетушка в принципе и не возражала против окончании экскурсии, но отпускать дорогих гостей просто так в подобных местах не принято и поэтому она решительно указала на ящик для пожертвований.

Удовлетворившись десятью юанями (за попытку отделаться меньшей суммой я был добродушно, но решительно пристыжен тирадой на китайском и активной жестикуляцией), тетушка вывела нас за ворота и показала на идущую влево (если стоять лицом ко входу) вдоль холма мощеную камнем тропинку.

Миншаньсы (Mingshansi)

shus

Метрах в двадцати от монастыря под капитальным навесом располагается группа каменных скульптур, которая называется «Девять дхармапал» (защитников буддийского учения  – дхармы). Хотя дхармапалы являются очень колоритными персонажами и всегда привлекают к себе внимание своим необычным видом и вооружением, здешние плохо сохранившиеся каменные фигуры ничем особым не примечательны и представляют интерес только для ученых. 

Подобная скульптурная группа, при чем в очень неплохой сохранности, есть в Баодиншане (N 2 «Девять Дхармапал»), и поэтому этих персонажей буддистского пантеона в сычуаньском исполнении лучше смотреть там. 

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

 

После дхармапал мощеная камнем тропинка ныряет вниз и мы начинаем обход по часовой стрелке вокруг вершины холма.

Ниши со скальными скульптурами располагаются по периметру холма чуть ниже его вершины, на которой находилась крепость. Считается, что такое размещение святилищ имело целью с помощью мистических сил помешать врагам овладеть укреплением (или по крайней мере внести в ряды штурмующих страх и смятение). Подобную же функцию выполняли и скальные скульптуры в Бейшане (Дацзу). 

Миншаньсы (Mingshansi)

shus

Сразу после поворота на южную сторону холма (скульптуры дхармапал находятся на юго-восточной стороне, а вход в монастырь – с северо-востока) открывается вид на скульптурную группу N1.

Всего на холме Миншань по археологическому «учету» числится 13 скульптурных групп и отдельных скульптур, а так же 19 наскальных надписей, которые пронумерованы начиная от этой группы по часовой стрелке (группа дхармапал имеет N13). 

Миншаньсы (Mingshansi)

shus

Здесь в скальной нише размером 5 х 8 м находятся две сидящие на общем постаменте фигуры высотой около 4-х м: слева – коронованный Будда Вайрочана (Рочана), а справа – даосское божество в императорском облачении.

Согласно сложившейся к 5-6 в.в. махаянской доктрине «тел Будды»,  один и тот же Будда присутствует во всех мирах в виде «Трикаи» – «Трех тел Будды». В первом, «земном» (Нирманакая), он предстает в человеческом обличье перед людьми, чтобы нести им Учение (Дхарму) (примером этого является принц Сиддхартах Гаутама, ставший после ухода в Махапаринировану Буддой Шакьямуни). Во втором, «небесном» (Самбхогакая), его могут видеть и получать от него Учение божества и бодхисатвы. В третьем теле (Дхармакая) Будда непостижим человеческим разумом и имеет невыразимую запредельную форму. Во времена династии Сун к проблеме невыразимости Будды Вайрочаны посему-то относились очень серьезно и скульптурные образы носили имя Рочаны (название Самбхогакаи Будды Вайрочаны). До и после правления Сун подобного в Китая не наблюдалось, поэтому в дальнейшем я буду употреблять традиционное имя «Вайрочана». 

Миншаньсы (Mingshansi)

shus

На голове Будды Вайрочаны находится цветочная корона с лентами, в центре которой размещено небольшое изображение будды на лотосовом троне, а руки сложены в характерную только для периода династии Сун разновидность абхишека-мудры. 

Даосский образ точно не идентифицирован из-за отсутствия каких-либо явных атрибутов.

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

Метрах в 15-ти далее по ходу в большой скальной нише неправильной формы располагается скульптурная группа N2.

Она состоит из двух скульптур, расположенных у задней стенки ниши на отдельных тронах: слева бодхисатва Махастхамапрапта (Mahasthamaprapta), а справа – бодхисатва Авалокитешвара (Avalokiteshara).

Необычность этой композиции заключается в том, что в Буддизме Чистой земли (Амидаизм, Цзинту цзун) эта пара бодхисатв входит в триаду Будды Амитабхи (Эмито-фо) и отдельное изображение их от властителя Чистой земли (Цзинту) не совсем понятно по смыслу.

Миншаньсы (Mingshansi)

shus

Обе фигуры бодхисатв имею одинаковую высоту – около 4.5 м и их легко распознать по атрибутам: у Махастхамапрапты (см. левое фото ниже) в короне изображена семиярусная пагода , а у Авалокитешвары (см. правое фото ниже) – фигурка Амитабхи (здесь – стоящего). В руках у Махастхамапрапты находится небольшой глиняный сосуд, а у Авалокитешвары – манускрипт с сутрами. Ожерелья обеих бодхисатв выполнены в виде стилизованных облаков.

Обращает на себя внимание то, что ниже шеи одеяние, украшения и пр. у обеих скульптур высечена только в грубых линиях. В чем причина такой незаконченности – неизвестно.

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

***

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

Метрах в 10-15 от группы N2 дорожка огибает скальный выступ (см. левое фото ниже), с обратной стороны которого находится ниша со скульптурной группой N3 (на правом фото ниже – вид от выступа на группу N2).

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

Группа N3 располагается в неглубокой скальной нише и состоит из 5-тиметровой статуи бодхисатвы Манджушри и восьми, расположенных в круглых (самая большая – 2 м в диаметре) нишах на задней стене, небольших барельефов с изображениями будд и бодхисатв. Барельефы слева от Манджушри практически полностью уничтожены эрозией, а справа от него сверху вниз располагаются следующие образы: Будда Амитабха, монах с чашей в поднятой руке и Будда Шакьямуни (см. правое фото ниже).

Помимо этого по верху ниши высечена надпись: «Образ (манифестация) дхармакаи Манджушри». 

То, что главной фигурой этого святилища является бодхисатва и именно Манджушри, а будды (Шакьямуни и Амитабха) расположены на заднем плане является довольно необычным. При этом аналогов этой композиции среди буддистских скульптур Китая нет, что позволяет предположить, что это какая-то местная сычуаньская трактовка буддийской доктрины сунского периода. 

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

Правая рука у статуи отсутствует, а в левой Манджушри держит манускрипт.  Интересен головной убор Манджушри, который вероятно является каким-то ранним вариантом  «Короны пяти будд».

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

После группы N3 тропинка поворачивает на север , где метров через двадцать за скальным выступом располагается скульптурная группа N5, состоящая из одной огромной статуи Будды Вайрочана (ее высота составляет 6.3 м).

Миншаньсы (Mingshansi)

shus

Верхняя часть ниши в которой находится скульптура частично обрушилась, повредив каменную резьбу за головой статуи. Руки Вайрочаны так же, как и у его скульптурного изображения в группе N1, сложены в местном варианте абхишека-мудры. К особенностями этой статуи можно отнести редкое изображение Вайрочаны в виде стоящей фигуры.

В центре венчающей голову Будды высокой «цветочной» короны с лентами расположена небольшая фигурка в позе медитации, из основания трона которой исходят уходящие вверх два пучка света. Это изображение знаменитого тантрического учителя средневековой Сычуани Лю Бэньцзуня (855-907 г.г.), подобное тому, что можно видеть на коронах Вайрочаны в Баодиньшане (N27) и пещере Хуаянь.

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

Дальше тропинка, замыкая кольцо вокруг холма, постепенно заворачивает на северо-восток и приводит к павильону, пристроенному к нише со скульптурной группой N8. 

Скульптурная группа N8 находится в самой большой скальной нише холма Хутоу – ее размер составляет 6.3 м в ширину, 6.9 м в высоту и 3.3 м в глубину. Главными скульптурными образами здесь являются пара бодхисатв высотой 6.2 м каждый.

Павильон оказался закрыт на замок, поэтому пришлось разглядывать и фотографировать скульптуры внутри павильона через широкие щели в решетчатых дверях и стенах.  

Миншаньсы (Mingshansi)

shus

Левый бодхисатва легко идентифицируется как бодхисатва Авалокитешвара (см. левое фото ниже), поскольку в его короне располагается миниатюрное изображение его «духовного отца» – Будды Амитабхи (чьей эманацией является Авалокитешвара), а правая скульптура скорее всего изображает Махастхамапрапту (см. правое фото). Данная пара обычно встречается в составе триады Будды Амитабхи (Эмито-фо) и является типичной для Буддизма Чистой земли (Амидаизм, Цзинту цзун).

В правой руке Авалокитешвара держит метелку-мухобойку (фуцзы, fuzi), а в левой – не совсем обычный для него атрибут в виде (вероятно) стопки листьев лотоса. На голове у Махастхамапрапты высится корона с вазой, с которой по обе стороны свисают длинные ленты.

Как и в случае с группой N2 можно отметить необычность нахождения этих двух бодхисатв вне традиционной триады Амитабхи (возможно это какая-то очередная сугубо местная специфика).

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

 Метрах в двадцати от павильона со скульптурной группой N8  начинается лестница, ведущая к площадке перед храмом, откуда начинался наш маршрут.  

Миншаньсы (Mingshansi)

shus

Быстро миновали храм и павильоны с современными скульптурами, аккуратно спустились по размокшей тропинке  к парковке, отчистили обувь от глины и двинулись к последнему пункту сегодняшней поездки – храму Махамаюри.

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

***

Проехали наверное всего с километр, как вдруг посреди густых зарослей водитель остановил машину, показывая вверх через лобовое стекло на что-то очень интересное.

Оказывается слева от обочины дороги сквозь листву деревьев проглядывает приземистая скала, по низу которой идет ряд небольших статуй и барельефов. Пропустить такое было нельзя и я, выйдя из машины и пробравшись через невысокий кустарник, поднялся наверх по хорошей каменной лестнице. 

Миншаньсы (Mingshansi)

shus

***

Миншаньсы (Mingshansi)

shus

Правые скульптуры  практически не сохранились, а вот левые статуи и барельефы (см. правое фото ниже) выглядели немного получше (особенно группа из 16 лоханей на задней стене). Несмотря на удаленное местонахождение,  площадка перед скалой и подъем к ней хорошо обустроены, а сами скальные скульптуры совсем недавно отреставрирована . 

Скальных скульптур подобного рода (от огромных групповых объектов до одиночных изображений) в окрестностях Аньюэ насчитывается около полутора сотен. Не меньше их и в Дацзу, которая хоть и входит в настоящее время в состав другой административной единицы составляет с Аньюэ единое историческое и культурное пространство (расстояние от этого места до объектов Всемирного наследия Бэйшаня и Баодиншаня составляет около 70 км).

Миншаньсы (Mingshansi) Миншаньсы (Mingshansi)

Web Analytics