·······································

5.8 Храм Ганеши

<<К оглавлению книги «Священные места Бирмы» Следующий раздел>>

В этой ступе, расположенной на территории храма, находится реплика священного волоска Будды, помещенная туда в 2002-ом году. Новая легенда храма косвенно связана с паганской ступой Швесандо.

Грациозно изогнувшаяся женщина держится за ветку цветущего дерева. Гранитная дверная панель, вероятно привезенная из Мадраса в янгонский храм Шри Кали в 1920-ых годах.

Хотя Янгон может похвастаться десятками различных индуистских храмов, которые посещают потомки переселенцев из Индии, храм Махапейнне (Mahapeinne) является одним из немногих святилищ, где местные буддисты в больших количествах принимают участие в индуистских ритуалах. При этом, большинство жителей бирманской столицы все же сторонится небуддистских культов и избегает посещать индуистские храмы. Храм Махапейнне расположен на углу проспекта Махабандулы (Mahabandoola Rd.) и улицы Пансодан (Pansodan str.) – в пределах короткой пешей прогулки на восток от пагоды Суле (Sule).

Храм был основан в 1850-ых годах, когда новое колониальное правительство стало всячески поощрять иммиграцию из Индии. Современная надпись на каменной плите, расположенной в помещении храма, гласит, что земельный участок был выделен выходцу из Южной Индии Кумару Пиллаи (Cumara Pillai), который и построил на нем этот храм в 1856-ом году. Такие  «бесплатные подарки» были сделаны многим иностранным религиозным сообществам после того, как в 1853-ем году был утвержден генеральный план застройки Янгона.

Религиозные церемонии индуистов отличается от буддистских, поскольку для их проведения требуется специалист по ритуалу, т.е. индуистский священник. Выполняемые здесь ритуалы подобны тем, что можно наблюдать в Индии, за исключением подношения, в качестве которого верующие используют традиционный бирманский набор, состоящий из бананов, зеленых кокосов и цветов, уложенных в большие металлические чаши. Если производится оплата деньгами, то она включает в себя как подношение храму, так и оплату услуг священника. Конкретные пожелания и просьбы об общем благосостоянии, которые звучат в этом храме, практически те же самые, что и в буддистских пагодах.

Священник читает молитву на санскрите перед образами богов, которые находятся в трех смежных святилищах, расположенных в задней части храма, размахивая при этом подносом с небольшим масляным светильником, а верующие стоят перед дверным проемом, ведущим в святилище. Кульминация этой части ритуала наступает в тот момент, когда священник разламывает твердую скорлупу кокосового ореха и преподносит богам и верующим его мякоть, которая теперь является «ритуальной пищей», известной в Индии под названием «прасад» (санскр. prasad).

Внутреннее святилище

Лингам (в центре) установлен между образами двух сыновей Шивы, такое расположение заимствовано из Тамилнада. Другие святилища храма посвящены Кришне и Дурге. Слева на фото – Кришна Лал, брахман из Непала, являющийся одним из служителей храма.

Главные образы храма размещены в ряд в трех небольших нишах. В центральной располагается лингам (санкр. linga, lingam), символизирующий бога Шиву, а по бокам от него находятся скульптурные изображения его сыновей: слева – Ганеши (Ganesha), а справа – Субраманьи (Subramanyam), также известного под именем Муруган (Murugan). Такое же сочетание и расположение этих божеств популярно и в Тамилнаде (Tamil Nadu), что является еще одним свидетельством сильного тамильского влияния в Бирме.

«Махапейнне» (Mahapeinne) является бирманским именем бога Ганеши, ведущим свое происхождение от индийского «Maha Vinayaka» (Маха Винаяка) – одного из множества санскритских эпитетов этого слоноголового божества. Для индийцев Нижней Бирмы Ганеша был одним из самых значимых индуистских богов, и в соседнем с Янгоном Сириаме в 19-ом столетии в честь него даже проводились уличные процессии (History of Syriam: 148). Поэтому главный вход в храм украшают огромная статуя Ганеши и скульптура сидящего Шивы.

Другим индийским храм в центре города, который также посещают буддисты, является храм Шри Кали (Shri Kali), расположенный к западу от Суле. Он построен в южноиндийском стиле и примечателен своими гранитными дверными коробками, привезенными из Индии вероятно в 1920-ых годах.

Махапейнне и Шведагон

Надпись на каменной плите, недавно установленной внутри храма, сообщает, что он был полностью разрушен авиацией союзников и восстановлен только в 1955-ом году, при этом на его открытии декламировалась Мангала-сутта (Mangala Sutta) на английском, бирманском и пали. Другая эпиграфическая надпись, датированная 2002-ым годом, описывает возведение большой позолоченной ступы, расположенной в одном из углов на территории храма. Находящаяся внутри ступы реплика священного волоска Будды в течение более чем 110-ти дней находилась в пагоде Ботатаунг (Botataung), вместе с землей, собранной у всех расположенных на территории Бирмы пагод со священными волосками, а также землей из Бодх Гаи (Bodh Gaya). Строительство этой ступы началось в августе 2001-го года, и уже к концу октября над ней был поднят зонт-тхи (hti). Четыре изображения Ганеши, размещенные по углам ступы, были установлены в феврале 2002-го года.

Кришна Лал (справа) ставит цветной пастой метку на лоб буддистского почитателя храма. Mahapeinne compound.

Еще одна современная эпиграфическая надпись, также расположенная внутри здания храма, ассоциирует янгонский храм Махапейнне (Mahapeinne) c одной из старинных паганских ступ, которую в хрониках также называют «Махапейнне» (Glass Palace Chronicle: 94). В настоящее время она более известна под названием «Швесандо» (Shwesandaw), поскольку согласно преданию в ней находится один из тех священных волосков Будды, которые Бхалика (Bhallika) поместил на временное хранение в специальную ступу до завершения строительства Шведагона. На основании совпадения названий эта эпиграфическая надпись сообщает, что янгонский Махапейнне является тем самым местом, где находилась эта ступа Бхалики. Никаких исторических обоснований для такого утверждения попросту не существует, но этот образец современного мифотворчества является наглядным примером того, как для создания новых легенд могут использоваться общие названия различных священных объектов и как индуистский храм пытается «вплести» себя в бирманские буддистские предания.

Согласно другим источникам, где-то перед Второй мировой войной группа буддистов выступила с заявлением, что храм Махапейнне находится на том месте, где останавливалась процессия со священными волосками Будды на своем пути к Шведагону, и попыталась в судебном порядке изъять в свою пользу земельный участок, на котором расположен храм, но потерпела неудачу. Должно быть этот спор не был исчерпан до конца, поскольку в 1969-ом году одержимая двумя натами (nat) женщина-медиум из Пегу также провозгласила, что храм Махапейнне – это место остановки процессии со священными реликвиями на пути к Шведагону (Bonpyan Sayadaw: 43). Однако, эта полемика прошлых лет сегодня похоже уже всеми забыта.

 

<<К оглавлению книги «Священные места Бирмы» Следующий раздел>>
Web Analytics