·······································

5.5. Багдадские евреи

<<К оглавлению книги «Священные места Бирмы» Следующий раздел>>

Возвышение для публичного чтения священных текстов «бима» (bemah) (центре) и хранилище свитков Торы (на заднем плане). Вид сверху с женской части синагоги.

Расположенная наверху женская часть синагоги.

Бывшее еврейское сообщество старого Рангуна повторило судьбу Диаспоры, поскольку теперь его потомки также рассеяны по всему свету по прихоти истории. Синагога Мусмеах Ешуа (Musmeah Yeshua) была построена в 1854-ом году, сразу после окончания Второй англо-бирманской войны. Она находится на узкой улочке к западу от пагоды Суле (Sule), по адресу: 26-ая улице, дом 85, в том месте, где когда-то располагался «еврейский квартал».

Еврейское сообщество в Бирме достигло своего максимума между двумя войнами – в этот период его численность составляла более двух тысяч человек (Cernea). Еврейские семьи проживали во всех больших городах страны, но за пределами Янгона не было постоянных синагог, поэтому службы проводились в частных домах. Таким образом, синагога в Янгоне была религиозным центром всего сообщества.

Однако мирная жизнь евреев в Бирме была неожиданно прервана в декабре 1941-го года японским вторжением в страну. Большинство из них покинуло страну морем, но были и те, кто ушел вместе тысячами индийцев и европейцев через горные перевалы в Индию. Впоследствии часть из них из Индии отправилась в только что возникшее государство Израиль, другие же рассеялись по всему миру. И только около пятисот человек после войны вернулись обратно в Бирму, но это была уже другая жизнь.

Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион посетил Янгон и у него установились тесные дружеские отношения с У Ну (U Nu), первым премьер-министром независимой Бирмы. Но когда в 1962-ом году к власти пришел Не Вин (Ne Win), все национальные меньшинства Бирмы почувствовали себя в опасности, и почти все из оставшихся евреев вскоре эмигрировали из страны.

Синагога была построена в 1850-ых годах в основном на средства багдадских евреев и процветала до начала Второй мировой войны.

В настоящее время в Бирме все еще проживает горстка евреев, но их настолько мало, что редко удается собрать «миньян» (minyan) – кворум из десяти мужчин, необходимый для проведения богослужения. Синагога содержится в хорошем состоянии, однако главным образом на пожертвования иностранных посетителей, а ее основательная реконструкция была выполнена в 1994-ом году на средства Дэвида и Анны Гол (David and Anna Gol) из Женевы. Попечитель синагоги Моисей Сэмюэльс (Moses Samuels) в настоящее время восстанавливает старую ритуальную купель – «микву» (mikveh), примыкающую к одной из сторон синагоги.

Первая синагога была деревянным зданием, построенным в 1854-ом году на участке земли, предоставленным британцами вскоре после аннексии Нижней Бирмы. В период между 1893-им и 1896–ым годами старое строение было заменено на нынешнее кирпичное здание. Основателями синагоги были потомки иракских евреев, так называемые «багдадские евреи» (baghdadis), которые уже прочно обосновался в Индии и увидели в Бирме новые возможность для своей деятельности.

Хотя большинство из этих первых «пионеров» освоения Бирмы приехало из Калькутты, они всегда поддерживали тесные связи с Багдадом. Багдадские евреи относятся к сефардам, а генеалогические записи их бирманского сообщества хранятся в Американской федерации сефардов (American Sephardi Federation), расположенной в Нью-Йорке. К самым знаменитым багдадским евреям Азии относится известное семейство Сассун (Sassoon) из Бомбея и Гонконга, но они не вели никаких дел в Бирме.

Багдадские евреи настойчиво стремились стать частью британского колониального сообщества и достигли в этом определенных успехов. Позже в Бирме стали появляться и другие индийские евреи из Бомбея (Bene Israel, Бней-Исраэль) и Кочина (Cochin jews), но багдадские евреи отнеслись к «новоприбывшим» без особой радости. Возможно, что именно это отчужденное отношение вызвало фактический раскол среди евреев Рангуна в 1932-ом году, когда одна из групп отделилась от сообщества и решила проводить свои богослужения в помещении склада, принадлежащего местному торговцу (Cernea). Европейские евреи-ашкеназы (ashkenazi) также были частью этого сплава различных иудаистских этно-религиозных групп, но они благополучно вошли в сообщество багдадских евреев.

В центре зала синагоги находится возвышение для публичного чтения священных текстов «бима» (bemah), вокруг которой расположены старые плетеные скамьи. Находящееся над залом верхнее помещение предназначалось для женщин. Священные книги Торы (Torah) хранятся в занавешенной нише позади площадки для проповедей.

Молитвенная накидка «талес» (talis) на старой плетеной скамье.

Когда-то в синагоге было 126 комплектов Торы, но на сегодняшний день здесь осталось только два сборника Торы и один Талмуда. Экземпляры Торы, некогда переданные синагогой прихожанам на сохранение, рассеялись по всему миру вместе с их прежними владельцами. Теперь некоторые из них находятся в Израиле, в то время как другие хранятся в таких сефардских сообществах, как «Кахал Джозеф» (Kahal Joseph Congregation) в западном Лос-Анджелесе и «Бонди Джанкшн» (Bondi Junction Congregation) в Сиднее.

Еврейское кладбище находится на 91-ой улице, и включает в себя около 700 могил, самые ранние из которых датированы 1876-ым годом, при этом могилы ашкеназов расположены отдельно, на задней стороне кладбища. В конце 1990-ых годов этот участок земли был изъят у синагоги правительственными органами и сейчас синагога решает вопрос о перемещении надгробных сооружений на новое кладбище, расположенное к северу от города.

Несмотря на свою малочисленность, проживавшие в Бирме евреи, армяне и парсы были очень влиятельны. Все эти сообщество процветали в колониальные времена, но практически исчезли в 1960-ых годах в первые годы правления Не Вина.

 

<<К оглавлению книги «Священные места Бирмы» Следующий раздел>>
Web Analytics