♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

Буддистские пещерные храмы и монастыри Аджанты (Пещеры Аджанты, Ajanta Caves)

shus 2011

Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии

Общая информация  

Буддистский пещерный комплекс Аджанта находится приблизительно в 100 км к северо-востоку от г. Аурангабада (штат Махараштра). Он расположен на южном склоне горной гряды Аджанта в узком скалистом ущелье подковообразной формы глубиной около 70 м, невдали от того места, где река Вагхора (Waghora) вырывается из ущелья на равнину и поворачивает на север.

Общая длина пещерного комплекса составляет около 550 м и он включает в себя 30 пещер, нумерованных с 1 по 29 (есть пещера N 15А).

Пещерные монастыри и святилища Аджанты создавались без какого-то определенного «генерального плана» (например самой ранней считается Пещера N 10), поэтому нумерация отражает только их порядковое расположение в составе комплекса (в данном случае – справа налево, т.к. по системе, принятой со времен основания ASI (Archaeological Survey of India), N 1 получает объект ближайший к соседней деревне).

Пещеры расположены на разных уровнях, иногда с довольно значительным отклонением по высоте. В настоящее время вдоль всех них обустроены мощеные площадки, соединенные широкими лестничными переходами. К пещерам, находящимся на верхних уровнях так же ведут современные каменные лестницы.

Всего этого в древности конечно же не было: пещеры не были объединены переходами и к каждой из них от берега реки вела собственная, вырубленная в скале, лесенка. К настоящему времени сохранились только остатки древних лестниц к Пещерам N 16 и N 17, а остальные исчезли без следа в результате обрушения фронтальной части скалы.

Wikimedia Commons, Ashok

Кроме площадок и лестниц вдоль пещер, инфраструктуру Аджанты дополняют: широкая тропа, проложенная по противоположному берегу реки вдоль всего комплекса; три моста (нижний – рядом со входом, средний – напротив Пещеры N 8 и верхний – напротив Пещеры N27) и смотровая площадка, крутая лестница к которой начинается рядом со средним мостом (см. фото выше). Еще одной достопримечательностью Аджанты является водопад, находящийся вверх по течению от Пещеры N 29. Он немного виден от пещеры N 16, а подойти к нему можно по верху обрыва от смотровой площадки (совсем близко) или по низу – по тропе на правом берегу.

Пещеры Аджанты сооружались в два этапа, интервал между которыми составил несколько столетий.

Первыми в 1-2 в.в. до н.э. была высечена группа Пещер NN 8, 9, 10, 12, 13 и 15А. Эти пещерные сооружения относятся к ранней буддисткой традиции и являются современниками и выполнены в том же стиле, что и пещерные монастыри в Питалкхоре, Бедсе, Бхадже, Кондане и пр.

После этого в течении четырех веков в Аджанте ничего не сооружалось и новые пещерные монастыри и храмы появились только в 5 в. н.э., что было связано с расцветом государства династии Вакатака, которые были современниками правивших в северной Индии великих Гуптов.

В течении короткого исторического периода (около 20 лет – с 462 по примерно 480 г.г. н.э.) под патронажем последнего великого правителя династии Вакатака Харишены, его сына, царедворцев и вассалов в Аджанте были высечены (либо начаты, но не закончены) и частью расписаны великолепными фресками остальные 24 пещеры.

Здесь приведена датировка Аджанты в соответствии с последними исследованиями В. Спинка – самого авторитетного исследователя этого пещерного комплекса, посвятившего проблеме изучения Аджанты около сорока лет и издавший наиболее полное описание Аджанты в пяти томах. Аджанта системно изучается уже около 50 лет, поэтому в различных публикациях могут встречаться и другие даты, основанные на более ранних исследованиях (в т.ч. и того же Спинка).  

После этого Аджанта была обитаема и действовала, как полагают, в течении еще нескольких десятилетий, а затем лишенная поддержки в связи с падением правящий династии сангха (буддистское монашеское сообщество) постепенно оставила ее (иногда пишут, что в отдельных пещерах находились немногочисленные обитатели вплоть до 8-го века).

Здесь следуют заметить, что согласно Винае (буддистскому «монашескому уставу») буддистские монахи не имеют права заниматься ни каким трудом и должны существовать сами и содержать свои монастыри только за счет пожертвований мирян. Это всегда являлось главной уязвимостью буддистских монастырей, поэтому глобальные перемены в окружающем их мире (смена религиозных пристрастий правителей, изменение маршрутов торговых путей, обезлюживание местности в результате войн, эпидемий или стихийных бедствий) обычно приводили к катастрофическим для сангхи последствиям. 

Takeo Kamiya

Аджанта второй по размеру после Элоры памятник масштабной скальной архитектуры в Индии и конечно же особое обаяние ей придает окружающий природный ландшафт. Но знаменита она в первую очередь конечно же своими уникальными фресками.

По ним проведено и ведется до сих пор множество научных и искусствоведческих исследований, о них написана масса книг и издано большое количество фотоальбомов.

Не являясь большим поклонником этого вида искусства, пытаться фотографировать фрески и что-то писать о них я не и собирался, но тем не менее могу сказать, что настенные росписи Аджанты – это действительно «нечто» и наверняка они способны произвести впечатление на любого, даже далекого от всего этого человека.

Приличной «ложкой дегтя» в осмотр и фотографирование фресок в Аджанте (впрочем не только них, но и в целом внутренних интерьеров) является искусственный свет в пещерах. Подсветка очень контрастная и сделана из ламп разнообразного, но только не естественного цвета. Встречается желтый разных оттенков, голубой и даже зеленый, при чем часто разные цвета присутствуют в одной и той же пещере. В результате иногда получается такая «хохлома», что просто портится настроение.

Немного истории буддизма и терминологии

В начале этого раздела хотелось бы уточнить, что практически все древние пещерные буддистские храмы и монастыри Индии сосредоточены на сравнительно небольшой территории в Западном Декане вдоль древних торговых путей (территория современного штата Махараштра, в основном округи Пуна и Аурангабад). На остальной территории Индии пещерных буддистских сооружений нет.

Сооружение деревянных помещений для отдыха и проживания буддистских монахов, а так же  павильонов для их общих собраний началось еще при жизни Будды Гаутамы и относится к 5-6-ым векам до н.э.

Однако первые буддистские пещерные сооружения появились несколько позже и датируются 3 в. до н.э. (времени правления великого буддистского императора Ашоки) периоду, когда в буддизме доминировала стхавиравада – «учение старейших».  Считается, что в это время был окончательно сформирован (но еще не записан) буддйский Канон  – Трипитака, одна из частей которого – Виная-питака, посвященная регулированию жизни и деятельности буддистских монахов, содержит раздел (Чулавагга, пали – Cullavagga) с положениями об устройстве мест обитания буддистских монахов, а так же видов зданий, сооружений  и имуществе монастырей.

Высеченные в камне обители и святилища в точности повторяли планировку своих деревянных прототипов, а их создатели с максимальной точностью имитировали в камне элементы балочно-стоечных конструкций и арочных сводов этих сооружений.

Таким образом в скальной архитектуре сложилось два основных типа монастырских помещений: чайьтья-гриха и вихара.

Чайтья-гриха

В буддистской иконографии более 500 лет (вплоть до 1-2 в. н.э.) отсутствовали  антропоморфные (в человеческом облике) изображения Будды Гаутамы, т.к. основной доминантой было поклонение Учению и памяти Учителя, а не его образу.

Основным объектом поклонения в этот период была чайтья (chaitya – санскр., chetiya – пали) – сооружение, главным объектом которого была ступа  (stupa – санскр., thupa – пали), с помещенным в нее в качестве священной реликвии пеплом, оставшимся после кремации (в последующем в ступу стали помещать и другие сакральные объекты), а в качестве символики использовались изображения, связанные с просветлением и проповедью учения Буддой:  дерево бодхи над пустым троном, колесо дхармы и две газели, отпечаток стопы Будды и пр.

В древности слово «чайтья» означало холм, сооруженный над священными останками после ритуала кремации и по своему происхождению связано со словом «chiti» – погребальный костер.

В раннем буддизме это слово применялось для обозначения любых объектов и мест, связанных с поклонением памяти Будды Гаутамы (водоемы, деревья, камни и т.п.), но в последующем слово «чайтья» стало использоваться только как название конкретного типа священного буддистского сооружения, в состав которого входит ступа с реликвиями.

В странах буддизма тхеравада (т.н. «южного буддизма»), а так же в некоторых других странах, священные объекты со ступами и в настоящее время называют так же, хотя в большинстве из них этот термин видоизменился: zedi – в Мьянме (Бирме), chedi – в Таиланде и т.п.        

Ранние ступы имели вид полусферы, установленной на цилиндрическом основании. Обязательным элементом ступы был круговой обход вокруг ее основания (pradakshina – санскр.), отгороженный от внешнего пространства оградой – ведикой (vedika).

Великая ступа в Санчи. Справа апсидальный храм.

Со временем над небольшими ступами стали сооружать круглые павильоны и пристраивать входные портики в виде навеса, что привело вначале к появлению круглых сооружений, а затем и балочно-стоечных строений с апсидальной (закругленной) задней стеной, полукупол которой переходит в арочный свод над основным помещением (древние индийские строители безусловно в совершенстве владели искусством сооружения подобных зданий и раньше, здесь новацией стала только задняя стена в виде апсиды, огибающей ступу). Обход вокруг ступы «вытянулся» в боковые нефы, отделенные от основного пространства зала  U-образной колоннадой и соединяющиеся между собой дугой в апсидальной части зала.

Такие культовые сооружения получили названия  «чайтья-гриха» (chaitya-griha – санскр.).

Санскритское слово «гриха» (griha – санскр.) означает «дом», «обитель»,  «вместилище» и употребляется не только в буддисткой культовой практике – главное помещение со священным образом индуистских храмов называется гарбагриха.

Буддистские чайтья-грихи в виде отдельно стоящих зданий до настоящего времени не сохранились и все, что известно о них основывается на изображениях на барельефах и скальной архитектуре, однако существует индуистский храм Дурги  7 в. н.э. в Айхоле, которой построен по образу и подобию буддисткой чайтья-грихи.

В современных европейских источниках, особенно прежних лет, вместо термина «чайтья-гриха» обычно употребляют сокращенный термин «чайтья». 

Скорее всего он появился в результате непонимания этимологии повсеместно употреблявшегося в научной литературе колониального периода англоязычного термина «chaitya hall», который в принципе почти точно соответствует слову «chaitya-griha»

Следует отметить, что в англоязычных статьях и книгах индийских авторов о ранней индийской (в т.ч. буддистской) архитектуре эта проблема по понятной причине отсутствует и всегда используется только полное название – «чайтья-гриха».

В традиционных чайтя-грихах раннего нет никаких иных объектов поклонения, кроме простых ступ, состав и форма которых достаточно единообразна. Из «малых форм» в основном распространены орнаменты с мотивом ведики, арочных окон (форма листа дерева бодхи – пипала),  также могут присутствовать орнаменты с растительными и геометрическими элементами.

Главной же их особенностью (своего рода «фирменным стилем») скальных чайтья-гриха явлются великолепные резные фасады с огромными арочными окнами, освещающими весь зал.

Для чайтья-грихи классическим является соотношений размеров в пропорции приблизительно 2:1:1 (глубина/ширина/высота), но нередко встречаются отклонения, особенно по длине.

Вихара в период раннего буддизма

В раннем будизме вихары (vihara) представляла собой небольшие строения для временного проживания монахов в период сезона дождей, когда реки разливались, дороги становились непроходимыми и они они не могли за световой преодолеть расстояние от деревни до деревни.

Со временем в вихарах появились постоянные обитатели из числа пожилых и неспособных перемешаться монахов, а сами сооружения превратились в монашеские общежития в составе монастырей, в который кроме вихар входили святилища и различные хозяйственные постройки. Неотъемлемой принадлежностью вихар являлись источники воды, как естественные (реки, ручьи), так и искусственные (подземные каменные цистерны и выдолбленные в камне водоемы).

Пещерные вихары периода стхавиравады очень просты и аскетичны и состоят из веранды, прямоугольного центрального зала  и келий, дверные проемы которых выходят в центральный зал. Входные проемы келий и пространство выше них иногда украшено орнаментами с повторяющимися изображениями арочных окон чайтья-грихи и мотивом ведики.

Пещерные сооружения периода махаяны

В следствии развития и распространения буддизма традиции махаяна существенные изменения претерпели как иконография буддизма, так пещерные буддистские сооружения.

Поскольку в махаяне Будда Гаутама почитается как проявление в человеческом облике высшего абсолюта (подобно аватаре в вишнуизме), объектом поклонения стало изображение Будды, чаще всего в окружении бодхисатв (сверхъестественных существ, добровольно отказавшихся от нирваны ради спасения людей), а практика почитания Учения и памяти Учителя заменилась религиозными ритуалами поклонения высшему существу (что в конце концов сблизило махаяну с индуизмом и послужило одной из главных причин исчезновения буддизма в Индии).

Таким образм на смену чайтья-грихе и вихарам раннего буддизма пришло «святилище с вихарой» буддизма махаяны.

Более точно, но очень громоздко было бы назвать это сооружение «святилищем, которое одновременно является вихарой», т.к. в англоязычной литературе для его обозначения употребляются две англо-санскритские конструкции: chaitya-cum-vihara и shrine-cum-vihara (последняя на мой взгляд более верная). 

В английском языке латинизм «-cum-» употребляется в составных словах, чтобы указать на двойное назначение предмета и как правило переводится выражением «являющийся одновременно». 

На первом этапе своего распространения последователи махаяны занимали ранние вихары и чайтья-грихи и по возможности переоборудовали их под свои потребности.

Как правило в вихарах в одной из келий, расположенной на задней стене напротив входа, оборудовалось главное святилище (на его задней стене высекалось изображение Будды), т.е. эта келья становилась гарбагрихой (храмовым помещением с главным образом).

Очень часто на задней стене веранды и простенках между входными проемами келий старых вихар высекались барельефы с изображением Будды, бодхисатв и различных сверхъествественных существ махаянистского пантеона.

На стенах веранд, на фасадных частях чайтья-грих и рядом с ними все свободные места заполнялись барельефами с изображениями Будды (иногда просто гигантскими, как в Кханери) и разнообразными махаянистскими образами.

В самих залах общих собраний чайтья-грих масштабных изменений и дополнений как правило не проводилось (за исключением наверное настенных росписей в Аджанте и Питалкхоре).

Впоследствии примерно с 5-6 в.в. н.э. стали сооружаться уже собственно махаянистские пещерные святилища с вихарой, но общая компоновка пещер осталась неизменной: веранда с колоннадой; прямоугольный главный зал; расположенное напротив входа высеченное в задней стене помещение главного святилища (иногда дополненное вспомогательными святилищами по бокам) и кельи по боковым и задним стенам. Единственным значимым дополнением в планировку стала замкнутая колоннада в центре главного зала, разделяющая его на центральное пространство и корридор-обход (pradakshina).

Особняком в махаянистских пещерных сооружениях стоят два святилища в Аджанте (Пещеры N19 и N 26) и одно Эллоре (Пещера N 10), которые по своей форме являются копиями стхавиравадинской чайтья-грихи, но по сути чайтья-грихами не являются, т.к. ступы в них выполняют роль скорее декоративных элементов, а главным объектом поклонения все так же является образ Будды.

Практически одновременно с махаянистскими пещерными святилищами начали сооружаться и индуистские пещерные храмы.

К 8 в. н.э., которым датируется последний буддистский пещерный храм в Индии, эти культовые объекты стали практически идентичны по планировке, компоновке внутренних помещений и объектов поклонения, а махаянистский Будда окончательно занял свое место в индуистском пантеоне как восьмая аватара Вишну.

К этому же времени относится и начало заката буддизма в Индии, который просуществовал еще около трехсот лет (в основном там, откуда он начал свое победоносное шествие: на востоке Индии в Бихаре и Бенгалии), а затем окончательно исчез, чтобы через восемь веков усилиями английских археологов и ланкийского подвижника начать возрождаться в Индии снова.

 

Парковка и подход к пещерам

Парковка и торговые ряды, находящиеся на расстоянии около 4 км от пещер  Аджанты, расположены в нескольких стах метрах от остановки на автостраде  MSH8.  Поскольку это место является  Т-образным перекрестком MSH8 с дорогой, ведущей на Аджанту, на картах и в путеводителях оно именуется «Ajanta T-point» или «T-junction». Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

На юго-западном краю парковочного комплекса, сразу за симпатичным мостиком через ручей расположена стоянка автобусов до пещер Аджанты.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Проезд в кондиционированном варианте стоит 7 рупий ($0.15) и автобусы отправляются по мере заполнения туристами и местными. Мы просидели наверное минут 15-20, пока не набралось человек 10-12 и автобус не тронулся в путь.

Среди пассажиров автобуса была очень колоритная индийская бабушка, которая вызывала уважение и даже умиление уже тем, что в свои  более чем преклонные годы еще куда-то перемещалась да еще и по такой жаре. Я даже сфотографировал ее на память.

Но как впоследствии оказалось, это была  наша не последняя встреча. Моему изумлению не было предела, когда уже после полудня, обойдя весь комплекс и собрав оставшуюся волю в кулак, я заполз по долгой и крутой лестнице на смотровую площадку на противоположном берегу реки и неожиданно обнаружил там кланяющуюся и приветливо улыбающуюся знакомую бабульку. Подавать попрошайкам в Индии бесперспективно да и просто не рекомендуется, но здесь был совсем другой случай, поэтому к моему «намастэ» были добавлены все мелкие деньги, скопившиеся в кармане.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Где-то через полтора километра автобус переезжает по мосту на левый берег Вагхоры и дальше дорога все время идет вдоль реки вплоть до стоянки перед тикет-офисом Аджанты.

Цена билетов составляет 250 рупий (около $5) и является стандартной для всех объектов Всемирного наследия в Индии.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Тикет-офис находится на уровне речного берега, а к пещерам (до которых отсюда еще метров 300-400) ведет широкая мощеная дорожка, которая начинается лестницей, поднимающаяся серпантином круто вверх.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Наверху лестница переходит в длинную пологий и широкий пандус, ведущий к входу в пещерный комплекс.

Примерно на пол-пути до входа расположен магазинчик ASI (на фото – слева), торгующий путеводителями этой уважаемой организации. Путеводитель непосредственно по Аджанте – узкая книжка с толковым текстом и отличной полиграфией – имеет фиксированную цену 100 рупий (около $2). 

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

От магазинчика ASI пандус имеет пологий уклон вниз и отсюда уже хорошо видна большая часть комплекса.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Вход в Аджанту выполнен в лучших традициях скальных крепостей Махараштры, но является ли он древним сооружением или прорублен уже в новые времена во время реставрационных работ мне неизвестно.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Pages: 1 2 3 4 5

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));