·······································

·······································

Буддистские пещерные храмы и монастыри Аджанты (Пещеры Аджанты, Ajanta Caves)

shus 2011

Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии

Общая информация  

Буддистский пещерный комплекс Аджанта находится приблизительно в 100 км к северо-востоку от г. Аурангабада (штат Махараштра). Он расположен на южном склоне горной гряды Аджанта в узком скалистом ущелье подковообразной формы глубиной около 70 м, невдали от того места, где река Вагхора (Waghora) вырывается из ущелья на равнину и поворачивает на север.

Общая длина пещерного комплекса составляет около 550 м и он включает в себя 30 пещер, нумерованных с 1 по 29 (есть пещера N 15А).

Пещерные монастыри и святилища Аджанты создавались без какого-то определенного «генерального плана» (например самой ранней считается Пещера N 10), поэтому нумерация отражает только их порядковое расположение в составе комплекса (в данном случае – справа налево, т.к. по системе, принятой со времен основания ASI (Archaeological Survey of India), N 1 получает объект ближайший к соседней деревне).

Пещеры расположены на разных уровнях, иногда с довольно значительным отклонением по высоте. В настоящее время вдоль всех них обустроены мощеные площадки, соединенные широкими лестничными переходами. К пещерам, находящимся на верхних уровнях так же ведут современные каменные лестницы.

Всего этого в древности конечно же не было: пещеры не были объединены переходами и к каждой из них от берега реки вела собственная, вырубленная в скале, лесенка. К настоящему времени сохранились только остатки древних лестниц к Пещерам N 16 и N 17, а остальные исчезли без следа в результате обрушения фронтальной части скалы.

Кроме площадок и лестниц вдоль пещер, инфраструктуру Аджанты дополняют: широкая тропа, проложенная по противоположному берегу реки вдоль всего комплекса; три моста (нижний – рядом со входом, средний – напротив Пещеры N 8 и верхний – напротив Пещеры N27) и смотровая площадка, крутая лестница к которой начинается рядом со средним мостом (см. фото выше). Еще одной достопримечательностью Аджанты является водопад, находящийся вверх по течению от Пещеры N 29. Он немного виден от пещеры N 16, а подойти к нему можно по верху обрыва от смотровой площадки (совсем близко) или по низу – по тропе на правом берегу.

Пещеры Аджанты сооружались в два этапа, интервал между которыми составил несколько столетий.

Первыми в 1-2 в.в. до н.э. была высечена группа Пещер NN 8, 9, 10, 12, 13 и 15А. Эти пещерные сооружения относятся к ранней буддисткой традиции и являются современниками и выполнены в том же стиле, что и пещерные монастыри в Питалкхоре, Бедсе, Бхадже, Кондане и пр.

После этого в течении четырех веков в Аджанте ничего не сооружалось и новые пещерные монастыри и храмы появились только в 5 в. н.э., что было связано с расцветом государства династии Вакатака, которые были современниками правивших в северной Индии великих Гуптов.

Wikimedia Commons, Ashok

В течении короткого исторического периода (около 20 лет – с 462 по примерно 480 г.г. н.э.) под патронажем последнего великого правителя династии Вакатака Харишены, его сына, царедворцев и вассалов в Аджанте были высечены (либо начаты, но не закончены) и частью расписаны великолепными фресками остальные 24 пещеры.

Здесь приведена датировка Аджанты в соответствии с последними исследованиями В. Спинка – самого авторитетного исследователя этого пещерного комплекса, посвятившего проблеме изучения Аджанты около сорока лет и издавший наиболее полное описание Аджанты в пяти томах. Аджанта системно изучается уже около 50 лет, поэтому в различных публикациях могут встречаться и другие даты, основанные на более ранних исследованиях (в т.ч. и того же Спинка).  

После этого Аджанта была обитаема и действовала, как полагают, в течении еще нескольких десятилетий, а затем лишенная поддержки в связи с падением правящий династии сангха (буддистское монашеское сообщество) постепенно оставила ее (иногда пишут, что в отдельных пещерах находились немногочисленные обитатели вплоть до 8-го века).

Здесь следуют заметить, что согласно Винае (буддистскому «монашескому уставу») буддистские монахи не имеют права заниматься ни каким трудом и должны существовать сами и содержать свои монастыри только за счет пожертвований мирян. Это всегда являлось главной уязвимостью буддистских монастырей, поэтому глобальные перемены в окружающем их мире (смена религиозных пристрастий правителей, изменение маршрутов торговых путей, обезлюживание местности в результате войн, эпидемий или стихийных бедствий) обычно приводили к катастрофическим для сангхи последствиям. 

Takeo Kamiya

Аджанта второй по размеру после Элоры памятник масштабной скальной архитектуры в Индии и конечно же особое обаяние ей придает окружающий природный ландшафт. Но знаменита она в первую очередь конечно же своими уникальными фресками.

По ним проведено и ведется до сих пор множество научных и искусствоведческих исследований, о них написана масса книг и издано большое количество фотоальбомов.

Не являясь большим поклонником этого вида искусства, пытаться фотографировать фрески и что-то писать о них я не и собирался, но тем не менее могу сказать, что настенные росписи Аджанты – это действительно «нечто» и наверняка они способны произвести впечатление на любого, даже далекого от всего этого человека.

Приличной «ложкой дегтя» в осмотр и фотографирование фресок в Аджанте (впрочем не только них, но и в целом внутренних интерьеров) является искусственный свет в пещерах. Подсветка очень контрастная и сделана из ламп разнообразного, но только не естественного цвета. Встречается желтый разных оттенков, голубой и даже зеленый, при чем часто разные цвета присутствуют в одной и той же пещере. В результате иногда получается такая «хохлома», что просто портится настроение.

Немного истории буддизма и терминологии

В начале этого раздела хотелось бы уточнить, что практически все древние пещерные буддистские храмы и монастыри Индии сосредоточены на сравнительно небольшой территории в Западном Декане вдоль древних торговых путей (территория современного штата Махараштра, в основном округи Пуна и Аурангабад). На остальной территории Индии пещерных буддистских сооружений нет.

Сооружение деревянных помещений для отдыха и проживания буддистских монахов, а так же  павильонов для их общих собраний началось еще при жизни Будды Гаутамы и относится к 5-6-ым векам до н.э.

Однако первые буддистские пещерные сооружения появились несколько позже и датируются 3 в. до н.э. (времени правления великого буддистского императора Ашоки) периоду, когда в буддизме доминировала стхавиравада – «учение старейших».  Считается, что в это время был окончательно сформирован (но еще не записан) буддйский Канон  – Трипитака, одна из частей которого – Виная-питака, посвященная регулированию жизни и деятельности буддистских монахов, содержит раздел (Чулавагга, пали – Cullavagga) с положениями об устройстве мест обитания буддистских монахов, а так же видов зданий, сооружений  и имуществе монастырей.

Высеченные в камне обители и святилища в точности повторяли планировку своих деревянных прототипов, а их создатели с максимальной точностью имитировали в камне элементы балочно-стоечных конструкций и арочных сводов этих сооружений.

Таким образом в скальной архитектуре сложилось два основных типа монастырских помещений: чайьтья-гриха и вихара.

Чайтья-гриха

В буддистской иконографии более 500 лет (вплоть до 1-2 в. н.э.) отсутствовали  антропоморфные (в человеческом облике) изображения Будды Гаутамы, т.к. основной доминантой было поклонение Учению и памяти Учителя, а не его образу.

Основным объектом поклонения в этот период была чайтья (chaitya – санскр., chetiya – пали) – сооружение, главным объектом которого была ступа  (stupa – санскр., thupa – пали), с помещенным в нее в качестве священной реликвии пеплом, оставшимся после кремации (в последующем в ступу стали помещать и другие сакральные объекты), а в качестве символики использовались изображения, связанные с просветлением и проповедью учения Буддой:  дерево бодхи над пустым троном, колесо дхармы и две газели, отпечаток стопы Будды и пр.

В древности слово «чайтья» означало холм, сооруженный над священными останками после ритуала кремации и по своему происхождению связано со словом «chiti» – погребальный костер.

В раннем буддизме это слово применялось для обозначения любых объектов и мест, связанных с поклонением памяти Будды Гаутамы (водоемы, деревья, камни и т.п.), но в последующем слово «чайтья» стало использоваться только как название конкретного типа священного буддистского сооружения, в состав которого входит ступа с реликвиями.

В странах буддизма тхеравада (т.н. «южного буддизма»), а так же в некоторых других странах, священные объекты со ступами и в настоящее время называют так же, хотя в большинстве из них этот термин видоизменился: zedi – в Мьянме (Бирме), chedi – в Таиланде и т.п.        

Ранние ступы имели вид полусферы, установленной на цилиндрическом основании. Обязательным элементом ступы был круговой обход вокруг ее основания (pradakshina – санскр.), отгороженный от внешнего пространства оградой – ведикой (vedika).

Великая ступа в Санчи. Справа апсидальный храм.

Со временем над небольшими ступами стали сооружать круглые павильоны и пристраивать входные портики в виде навеса, что привело вначале к появлению круглых сооружений, а затем и балочно-стоечных строений с апсидальной (закругленной) задней стеной, полукупол которой переходит в арочный свод над основным помещением (древние индийские строители безусловно в совершенстве владели искусством сооружения подобных зданий и раньше, здесь новацией стала только задняя стена в виде апсиды, огибающей ступу). Обход вокруг ступы «вытянулся» в боковые нефы, отделенные от основного пространства зала  U-образной колоннадой и соединяющиеся между собой дугой в апсидальной части зала.

Такие культовые сооружения получили названия  «чайтья-гриха» (chaitya-griha – санскр.).

Санскритское слово «гриха» (griha – санскр.) означает «дом», «обитель»,  «вместилище» и употребляется не только в буддисткой культовой практике – главное помещение со священным образом индуистских храмов называется гарбагриха.

Буддистские чайтья-грихи в виде отдельно стоящих зданий до настоящего времени не сохранились и все, что известно о них основывается на изображениях на барельефах и скальной архитектуре, однако существует индуистский храм Дурги  7 в. н.э. в Айхоле, которой построен по образу и подобию буддисткой чайтья-грихи.

В современных европейских источниках, особенно прежних лет, вместо термина «чайтья-гриха» обычно употребляют сокращенный термин «чайтья». 

Скорее всего он появился в результате непонимания этимологии повсеместно употреблявшегося в научной литературе колониального периода англоязычного термина «chaitya hall», который в принципе почти точно соответствует слову «chaitya-griha»

Следует отметить, что в англоязычных статьях и книгах индийских авторов о ранней индийской (в т.ч. буддистской) архитектуре эта проблема по понятной причине отсутствует и всегда используется только полное название – «чайтья-гриха».

В традиционных чайтя-грихах раннего нет никаких иных объектов поклонения, кроме простых ступ, состав и форма которых достаточно единообразна. Из «малых форм» в основном распространены орнаменты с мотивом ведики, арочных окон (форма листа дерева бодхи – пипала),  также могут присутствовать орнаменты с растительными и геометрическими элементами.

Главной же их особенностью (своего рода «фирменным стилем») скальных чайтья-гриха явлются великолепные резные фасады с огромными арочными окнами, освещающими весь зал.

Для чайтья-грихи классическим является соотношений размеров в пропорции приблизительно 2:1:1 (глубина/ширина/высота), но нередко встречаются отклонения, особенно по длине.

Вихара в период раннего буддизма

В раннем будизме вихары (vihara) представляла собой небольшие строения для временного проживания монахов в период сезона дождей, когда реки разливались, дороги становились непроходимыми и они они не могли за световой преодолеть расстояние от деревни до деревни.

Со временем в вихарах появились постоянные обитатели из числа пожилых и неспособных перемешаться монахов, а сами сооружения превратились в монашеские общежития в составе монастырей, в который кроме вихар входили святилища и различные хозяйственные постройки. Неотъемлемой принадлежностью вихар являлись источники воды, как естественные (реки, ручьи), так и искусственные (подземные каменные цистерны и выдолбленные в камне водоемы).

Пещерные вихары периода стхавиравады очень просты и аскетичны и состоят из веранды, прямоугольного центрального зала  и келий, дверные проемы которых выходят в центральный зал. Входные проемы келий и пространство выше них иногда украшено орнаментами с повторяющимися изображениями арочных окон чайтья-грихи и мотивом ведики.

Пещерные сооружения периода махаяны

В следствии развития и распространения буддизма традиции махаяна существенные изменения претерпели как иконография буддизма, так пещерные буддистские сооружения.

Поскольку в махаяне Будда Гаутама почитается как проявление в человеческом облике высшего абсолюта (подобно аватаре в вишнуизме), объектом поклонения стало изображение Будды, чаще всего в окружении бодхисатв (сверхъестественных существ, добровольно отказавшихся от нирваны ради спасения людей), а практика почитания Учения и памяти Учителя заменилась религиозными ритуалами поклонения высшему существу (что в конце концов сблизило махаяну с индуизмом и послужило одной из главных причин исчезновения буддизма в Индии).

Таким образм на смену чайтья-грихе и вихарам раннего буддизма пришло «святилище с вихарой» буддизма махаяны.

Более точно, но очень громоздко было бы назвать это сооружение «святилищем, которое одновременно является вихарой», т.к. в англоязычной литературе для его обозначения употребляются две англо-санскритские конструкции: chaitya-cum-vihara и shrine-cum-vihara (последняя на мой взгляд более верная). 

В английском языке латинизм «-cum-» употребляется в составных словах, чтобы указать на двойное назначение предмета и как правило переводится выражением «являющийся одновременно». 

На первом этапе своего распространения последователи махаяны занимали ранние вихары и чайтья-грихи и по возможности переоборудовали их под свои потребности.

Как правило в вихарах в одной из келий, расположенной на задней стене напротив входа, оборудовалось главное святилище (на его задней стене высекалось изображение Будды), т.е. эта келья становилась гарбагрихой (храмовым помещением с главным образом).

Очень часто на задней стене веранды и простенках между входными проемами келий старых вихар высекались барельефы с изображением Будды, бодхисатв и различных сверхъествественных существ махаянистского пантеона.

На стенах веранд, на фасадных частях чайтья-грих и рядом с ними все свободные места заполнялись барельефами с изображениями Будды (иногда просто гигантскими, как в Кханери) и разнообразными махаянистскими образами.

В самих залах общих собраний чайтья-грих масштабных изменений и дополнений как правило не проводилось (за исключением наверное настенных росписей в Аджанте и Питалкхоре).

Впоследствии примерно с 5-6 в.в. н.э. стали сооружаться уже собственно махаянистские пещерные святилища с вихарой, но общая компоновка пещер осталась неизменной: веранда с колоннадой; прямоугольный главный зал; расположенное напротив входа высеченное в задней стене помещение главного святилища (иногда дополненное вспомогательными святилищами по бокам) и кельи по боковым и задним стенам. Единственным значимым дополнением в планировку стала замкнутая колоннада в центре главного зала, разделяющая его на центральное пространство и корридор-обход (pradakshina).

Особняком в махаянистских пещерных сооружениях стоят два святилища в Аджанте (Пещеры N19 и N 26) и одно Эллоре (Пещера N 10), которые по своей форме являются копиями стхавиравадинской чайтья-грихи, но по сути чайтья-грихами не являются, т.к. ступы в них выполняют роль скорее декоративных элементов, а главным объектом поклонения все так же является образ Будды.

Практически одновременно с махаянистскими пещерными святилищами начали сооружаться и индуистские пещерные храмы.

К 8 в. н.э., которым датируется последний буддистский пещерный храм в Индии, эти культовые объекты стали практически идентичны по планировке, компоновке внутренних помещений и объектов поклонения, а махаянистский Будда окончательно занял свое место в индуистском пантеоне как восьмая аватара Вишну.

К этому же времени относится и начало заката буддизма в Индии, который просуществовал еще около трехсот лет (в основном там, откуда он начал свое победоносное шествие: на востоке Индии в Бихаре и Бенгалии), а затем окончательно исчез, чтобы через восемь веков усилиями английских археологов и ланкийского подвижника начать возрождаться в Индии снова.

 

Парковка и подход к пещерам

Парковка и торговые ряды, находящиеся на расстоянии около 4 км от пещер  Аджанты, расположены в нескольких стах метрах от остановки на автостраде  MSH8.  Поскольку это место является  Т-образным перекрестком MSH8 с дорогой, ведущей на Аджанту, на картах и в путеводителях оно именуется «Ajanta T-point» или «T-junction». Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

На юго-западном краю парковочного комплекса, сразу за симпатичным мостиком через ручей расположена стоянка автобусов до пещер Аджанты.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Проезд в кондиционированном варианте стоит 7 рупий ($0.15) и автобусы отправляются по мере заполнения туристами и местными. Мы просидели наверное минут 15-20, пока не набралось человек 10-12 и автобус не тронулся в путь.

Среди пассажиров автобуса была очень колоритная индийская бабушка, которая вызывала уважение и даже умиление уже тем, что в свои  более чем преклонные годы еще куда-то перемещалась да еще и по такой жаре. Я даже сфотографировал ее на память.

Но как впоследствии оказалось, это была  наша не последняя встреча. Моему изумлению не было предела, когда уже после полудня, обойдя весь комплекс и собрав оставшуюся волю в кулак, я заполз по долгой и крутой лестнице на смотровую площадку на противоположном берегу реки и неожиданно обнаружил там кланяющуюся и приветливо улыбающуюся знакомую бабульку. Подавать попрошайкам в Индии бесперспективно да и просто не рекомендуется, но здесь был совсем другой случай, поэтому к моему «намастэ» были добавлены все мелкие деньги, скопившиеся в кармане.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Где-то через полтора километра автобус переезжает по мосту на левый берег Вагхоры и дальше дорога все время идет вдоль реки вплоть до стоянки перед тикет-офисом Аджанты.

Цена билетов составляет 250 рупий (около $5) и является стандартной для всех объектов Всемирного наследия в Индии.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Тикет-офис находится на уровне речного берега, а к пещерам (до которых отсюда еще метров 300-400) ведет широкая мощеная дорожка, которая начинается лестницей, поднимающаяся серпантином круто вверх.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Наверху лестница переходит в длинную пологий и широкий пандус, ведущий к входу в пещерный комплекс.

Примерно на пол-пути до входа расположен магазинчик ASI (на фото – слева), торгующий путеводителями этой уважаемой организации. Путеводитель непосредственно по Аджанте – узкая книжка с толковым текстом и отличной полиграфией – имеет фиксированную цену 100 рупий (около $2). 

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

От магазинчика ASI пандус имеет пологий уклон вниз и отсюда уже хорошо видна большая часть комплекса.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Вход в Аджанту выполнен в лучших традициях скальных крепостей Махараштры, но является ли он древним сооружением или прорублен уже в новые времена во время реставрационных работ мне неизвестно.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Пещеры N 1 – N 7

Пещеры с N1 по N7 расположены примерно на одним уровне и относятся ко второму этапу сооружения Аджанты (5 в. н.э.).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 1

Пещера N 1 является одним из позднейших сооружений Аджанты и неформально называется «королевской пещерой» – считается, что она сооружалась под патронажем самого Харишены – последнего великого правителя династии Вакатака.

Эта пещера имеет наверное самый изысканный фасад во всем комплексе и наибольшее число хорошо сохранившихся фресок, некоторые из которых (например изображение бодхисатвы Падмапни (Авалокитешвары) являются символом Аджанты.

Прекрасная сохранность фресок в Пещере номер N 1 связана в том числе и с полным отсутствием на них следов копоти, характерных для всех жилых монашеских обителей. По общему мнению ученых это связано с тем, что пещера так и не была «освящена» и заселена монахами в связи со скоропостижной смертью Харишены и последовавшим за этим быстрым распадом его империи.  

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Пещера N 1 по своему предназначению является святилищем с вихарой кроме и традиционной веранды имела еще и несуществующий ныне входной портик (см. фото выше) – архитектурный элемент отсутствующий у других сооружений Аджанты.

Внутреннее помещение пещеры представляет собой квадратный зал размером 19.5 м х 19.5 м и высотой 4.2 м. Центральная часть зала отделена от остального пространства квадратной в плане замкнутой колоннадой, состоящей из 12 колонн, которая служит границей между собственно залом собраний (центральная часть) и коридором-обходом (пространство между колоннами и стенами).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

На боковых и задней стенах главного зала, а так же по бокам веранды расположены 14 очень узких входных проемов, ведущих в монашеские кельи.

Главное святилище пещеры N 1 выполнено по «типовому проекту»: высеченное в задней стене главного зала помещение со статуей сидящего Будды и небольшой вестибюль с двумя колоннами и двумя пилястрами перед ним.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

На фото внизу: главная достопримечательность Пещеры N 1 и по сути «визитная карточка» Аджанты знаменитая фреска с изображением бодхисатвы Падмапани (Авалокитешвары) в лучах кислотно-лимонной подсветки.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 2 

Пещера N 2 так же является святилищем с вихарой и по планировке основного помещения очень похожа на Пещеру N 1, но имеет меньшие размеры (14.5 м х 14.7 м) и выполненную в другом стиле веранду.

Еще одним различием этих пещер является наличие в главном зале Пещеры N 2 двух вспомогательных святилищ, высеченных в задней стене  справа и слева от центрального святилища с образом Будды (в Пещере N 1 на этом месте находятся жилые кельи).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Веранда Пещеры N 2 закрыта полотняным пологом, защищающим ее настенные росписи от непогоды и солнечных лучей.

На фотографии слева вверху видна незаконченная пещера N 3, к которой ведет каменная лестница, начинающаяся у левого края веранды Пещеры N 2.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Колоннада веранды этой пещеры выполнены совсем в другом стиле, чем у пещеры N 1, что вероятно является следствием предпочтений тех лиц из окружения Харишены, под чьим патронажем осуществлялось ее сооружение.

Если в пещере N 1 стиль колоннады близок к южно-индийскому («Махендра»), то здесь колонны включают в себя элементы «северо-индийского стиля»: шестнадцатигранные базы, опираюшиеся на священный сосуд, и капитель, состоящая из стилизованных образов лотоса и плода амалаки.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Веранда Пещеры N 2 является одним из немногих в Аджанте мест, где фрески в таком количестве можно посмотреть в естественном свете, который к тому же очень удачно притенен пологом.

Кроме фресок, еще одной из достопримечательностей этой пещеры являются барельефы на фризах, расположенных над колоннами входных проемов вестибюлей монашеских келий, находящихся в левом и правом концах веранды (см. план пещеры, на фото – внизу вдали над парой колонн).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Внутри пещеры находится множество хорошо сохранившихся настенных росписей с сюжетами на тему Джатак  и жизнеописаний Будды Гаутамы.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Центральное святилище Пещеры N 2 подобно святилищу предыдущей пещеры: небольшой вестибюль, отделенный от коридора-обхода двумя колоннами и двумя пилястрами и гарбагриха с фигурой Будды в окружении Падмапани и Ваджрапани.

Единственным значимым (и интересным) отличием является левая и правая стены вестибюля перед святилищем, которые украшены барельефами с мотивом «Тысячи Будд».

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 3

 

Пещера N 3 находится влево и чуть выше от пещеры N 2 и представляет собой небольшую (10 м по фасаду) незаконченную вихару.

Ее история и причина прекращения работ по ее сооружению неизвестны.

 

 

 

Пещера N 4

Пещера N 4 похожа планировкой на Пещеры N 1 и N 2  и так же является святилищем с вихарой c кельями, высеченными по периметру главного  зала и бокам веранды, и святилищем, расположенном в помещении по центру задней стены главного зала.

Ее сооружение не было полностью закончено – часть келий или вырублены не до конца или только обозначены, а стенные росписи практически отсутствуют.

Этот монастырь является самым большим сооружением Аджанты: размер его главного зала составляет примерно 27м х 29 м, а высота потолка – около 5 м.

Колоннада веранды Пещеры N 4 выглядит мощно и аскетично: гладкие восмиугольные колонны и простые консольные капители в южном стиле.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Огромный дверной проем, ведущий в главный зал, с трех сторон обрамлен хорошо сохранившимися глубокими барельефами.

По бокам верхнего косяка, украшенного повторяющимся изображением Будды в дхьяна-асане, находятся две фигуры sardula – мифического животного, чаще всего с телом льва или тигра, являющегося довольно распространенным в Индии архитектурным элементом (что-то типа химер на европейских храмах).

Справа и слева от дверного проема в два вертикальных ряда по три яруса в каждом высечены фигуры женщин и пар мужчина-женщина (mithuna). Над митхунами средних ярусов изображены парящие небесные пары.

Над дверным проемом находится фриз с повторяющимся изображением окна чайтья-грихи и фигурами Будды в оконных проемах.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Справа от двери расположен барельеф с изображением  Авалокитешвары (Падмапани) в форме защитника от «Аштамахабхайяс» (Ashtamahabhayas) – «восьми главных опасностей», которые в те времена считались основными для странствующих (купцов, монахов и пр.):  огонь, грабеж, демоны, вода, львы, змеи, слоны и пленение (в другом варианте – обезьяны).

В центре композиции изображен стоящий на лотосовом троне Авалокитешвара с правой рукой, развернутой открытой ладонью наружу (абхаямудра – жест защиты и бесстрашия), и лотосом на длинном стебле в левой руке. Слева и справа от него в два столбца расположены восемь небольших панелей с изображением «восьми главных опасностей», над которыми находятся два изображения Будды в дхьяна-асане.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Внутри огромного зала с расположенной по центру квадратной колоннадой, состоящей из 28 колонн посетителей ожидает сюрприз: фотовыставка Археологического общества Индии, посвященная объектом Мирового наследия и Аджанте в частности.

Старания организаторов не пропали даром: теперь пещера выглядит ярко и празднично, а удачно расположенная экспозиция смогла как-то так полностью заполнить все пространство унылого древнего монастыря, что даже мрачновато-серая гигантская фигура Будды в главном святилище не портит общей картины.

К счастью в остальных пещерах Аджанты идеи сотрудников ASI по улучшению восприятия древних интерьеров дальше применения разноцветной подсветки не пошли (особой оценки конечно заслуживают ядовито-зеленый и рыжевато-золотистый цвета).  

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

***

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Главное святилище монастыря и вестибюль перед ним имеют примерно одинаковые размеры и отделены от коридора-обхода двумя колоннами и двумя пилястрами. На боковых стенах вестибюля высечены шесть (по три на каждой) фигур стоящего Будды с правой рукой, поднятой в абхая-мудре (жесте защиты).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Внутри главного святилища (гарбагрихи) находится огромная (высота – около 4.5 м) скульптурная группа: Будда в дхьяна-асане на лотосовом троне в окружении двух бодхисатва (слева – Авалокитешвара с лотосом и справа – Ваджрапани соответственно с ваджрой).

У подножья трона по центру расположена композиция, символизирующая Первую Проповедь: Дхармачакра («Колесо учения») и две газели, справа и слева от которых находятся коленнопреклоненные фигуры последователей Будды.

Особенностью символа Первой Проповеди здесь (так же как и во многих других пещерах Аджанты) является то, что Колесо дхармы повернуто к зрителю не как обычно плоскостью, а ребром. Такая компоновка дхармачакры и двух газелей не совсем обычна и встречается нечасто.   

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 5

К Пещере N 5  и следующей за ней Пещерам N6 и N7, находящимся уровнем ниже первых четырех пещер, ведет состоящая из лестниц и наклонных участков пологая дорожка, которая начинается у правого края веранды пещеры N 4.

Сама Пещера N 5 является незаконченным (вернее сказать «немного начатым») святилищем с вихарой, у которого была полностью высечена только веранда и сделано некоторое заглубление через центральную и боковые двери в главный зал.

Веранда этой пещеры имеет около 14 м в ширину и 2.7 м в глубину и отделена от внешнего пространства  колоннадой из четырех простых восьмиугольных колонн и двух пилястров.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Входной проем обрамлен филигранной резбой по камню (вероятно она была еще и отполированна) .

Основным мотивом барельефов, обрамляющих дверной проем, являются пары «мужчина-женщина» (митхуна). Так же все отмечают два изображения женских фигур, стоящих на макарах (makara, мифическое животное), которые расположены слева и справа от верхней перемычки дверного проема.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Незаконченные внутренние помещения интересны с точки зрения технологии, применявшейся при создании  пещерных храмов.

Здесь хорошо видно, как шел процесс вырубания помещения методом «сверху вниз»: почти ровный потолок и высеченные примерно на половины высоты зала заготовки колонн и капителей.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 6

Объект, называемый «Пещера N 6», является единственным в Аджанте двухэтажным монастырем, на каждом из этажей которого расположено по святилищу с вихарой.

Его фасадная часть так же изрядно пострадала от времени: обрушившаяся скала унесла с собой веранду первого этажа, козырек которой был одновременно площадкой с ограждением перед верандой второго этажа, а так же выступавший над этой площадкой каменный козырек веранды второго этажа.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Главный зал первого этажа – практически квадратный ( 16.2 м х 16.7 м),  с высотой потолка около 4 м. Его общая планировка подобна другим таким же сооружениям Аджанты, но есть некоторые отличия.

Во-первых вместо квадратной в плане колоннады, огораживающей по периметру центральное пространство зала, здесь все центральное пространство заполнено колоннами, расположенными на равном расстоянии друг от друга в четыре ряда по четыре колонны в каждом.

Во-вторых верхняя и нижняя стороны коридора-обхода между стенами и колоннами симметрично удлинены вправо и влево примерно на 2.5 м в каждую сторону.

Как и в остальных «святилищах с вихарой» главный образ Будды здесь находится напротив входа в главный зал, в помещении, высеченном на задней стене.

Вероятно этот монастырь был обитаем довольно продолжительное время, потому что стены и потолок главного зала были покрыты толстым слоем копоти от чадящих светильников  (что осталось после очистки потолка можно видеть на фотографии  ниже,  со стенами же ситуация немного лучше: часть фресок уцелели и их удалось очистить).

В этом помещении обращают на себя внимание простые, восьмиугольные, без базу и капители колонны и имитация деревянных балок на потолке, образующих решетку.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

В центральном святилище, на потолке и стенах которого видны остатки росписей, находится фигура Будды на львином троне. Вокруг скульптуры сделан обход, что в основном не характерно для святилищ с вихарами в Аджанте (такое расположение главного образа можно увидеть по-моему только еще в четырех пещерах).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

На второй этаж монастыря ведет каменная лестница, от которой с древних времен сохранилась только верхняя часть (нижняя была достроена в процессе реставрационных работ).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Лестница заканчивается на просторной веранде, с которой открывается прекрасный вид на всю Аджанту (на фото слева – водяная цистерна). В дальнем конце веранды находится монашеская келья размером 3.3 м х 2.8 м с небольшим вестибюлем, отделенным от веранды двумя колоннами.

Снаружи веранды (справа и слева от нее) расположены два небольших святилища с изображением Будды, дверные проемы которых выходили на несуществующую ныне площадку перед верандой.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Главный зал верхнего этажа монастыря имеет примерно такие же размеры, как и нижний (16.2 м х 15.3 м), с чуть меньшей высотой потолка (3.4 м), но с традиционной колоннадой в виде замкнутого квадрата из 12-ти колонн по центру зала.

По по боковым стенам и в углах задней стены находятся восемь жилых келий, дверные проемы которых разделены одиночной колонной.

В задней стене главного зала высечены три помещения, предназначенные для святилищ: посередине – главное, справа и слева от него – вспомогательные.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Планировка главного святилища традиционна для Аджанты: отделенный от коридора-обхода колоннадой из двух колонн вестибюль и помещение с главным образом.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Стены вестибюля украшены однотипными фигурами стоящего Будды.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Внутри гарбагрихи (помещения с главным образом) находится скульптурная группа, центральной фигурой которой является Будда, сидящий на львином с руками в дхармачакра-мудре,  а слева и справа расположены фигуры двух бодхисатв.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Справа и слева от главного святилища расположены помещения двух вспомогательных святилищ.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

В правом святилище все образы – и центральный, и окружающие его фигуры – являются изображением Будды.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Вдоль левой стены находятся два изображения стоящего Будды разного роста.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Барельефы правой стены, включающие сидящего в парьянка-асане (т.н. «европейская» поза) Будду, не закончены.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Пещера N 7

На фото внизу: вид от Пещеры N 6, в нижнем правом углу – веранда пещеры N 7.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Пещера N 7, являясь как и все остальные подобные сооружения святилищем с вихарой, имеет довольно своеобразную планировку – ничего подобного в Аджанте больше нет.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

У этой пещеры отсутствует веранда в обычном понимании, а вместо нее сооружены два небольших портика с приземистыми массивными колоннами впереди и более тонкими колоннами с консольными капителями сзади.

По верху фасадной части и выступающим козырькам портиков идет двойной фриз с повторяющимся изображением арочного фасадного окна чайтья-грихи.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Перед главным святилищем  находится зал (наверное правильнее сказать «коридор») шириной 19 м и глубиной около 4 м. Высота потолка составляет 4.1 м.

Слева и справа находятся приподнятые над общим уровнем вестибюли с двумя колонными, в которые выходят дверные проемы жилых келий (по три в каждом крыле).

На задней стене высечено помещение главного святилища и по две жилые кельи слева и справа от него (одна келья не достроена).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Вестибюль главного святилища отделен от коридора двумя простыми колоннами и все его стены от пола до потолка покрыты прекрасно сохранившимися барельефами небольшого размера.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Боковые стены вестибюля украшены мотивом «Тысячи Будд» («Чудо в Шравасти »).

Внутри гарбагрихи находится статуя Будды, сидящего на львином троне, в окружении бодхисатв и других фигур, изображающих так же Будду.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves) Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves) Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

 

Пещеры N 8 – N 16

Пещеры NN 8, 9, 10, 12, 13 и 15А относятся  к раннему периоду Аджанты и были высечены в течении 1-2 в.в. до н.э.. Остальные пещеры (NN 11, 14, 15 и 16) датируются 5 в. н.э. и относятся к пещерам позднего периода.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 8

Пещера N 8 является самой нижней точкой всего комплекса и расположена она даже ниже уровня пешеходной площадки.

Пещера закрыта для осмотра, т.к. уже после очистки во время реставрационных работ она была снова завалена осыпавшейся горной породой.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Самой полезной информацией об этой пещере является то, что с площадки перед ее входом можно выйти через проход в подпорной стене  спуститься по пандусу на берег реки к мосту, который ведет на правый берег прямо к началу лестницы, поднимающейся к viewpoint – обзорной площадке.

На фотографии общего плана пещер NN 8-17 (см. выше) этот проход хорошо виден немного ниже цифры 8, а само фото сделано как раз с обзорной площадки.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 9

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)Пещера N 9 является одним из самых ранних сооружений Аджанты. Она датируется 1-2 в.в. до н.э. и относится к ранней буддисткой традиции.

Эта пещера представляет собой чайтья-гриху – зал общих собраний буддистских монахов помещения, со главным объектом поклонения – ступой  и коридором обходом, отгороженным колоннадой от основного пространства зала.

Фасад этой чайтья-грихи традиционно украшен огромным (высотой 3 м) арочным окном и фризами с повторяющимся рисунком подобного окна меньшего размера и мотивом ведики (священной ограды).

Скульптурные изображения Будды, высеченные рядом и по бокам этой пещеры относятся к более позднему периоду (5 в.э. н.э.) – времени доминирования буддистской традиции махаяна. 

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

По центру фасада находится дверной проем, ведущий в главный зал, а слева и справа от него находятся два окна, освещающие коридор-обход.

Как и все пещерные чайтья-грихи, Пещера N 9  высекалась по образу и подобию деревянных храмов того периода, при этом многие элементы каркасной конструкции таких сооружений повторялись в камне с очень высокой точностью.

На фото внизу хорошо виден украшенный цветным орнаментом каменный козырек над окном, имитирующий двухъярусный карниз деревянного здания, а так же продольные балки обрешетки проема окна.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Главный зал Пещеры N 9 имеет довольно скромные размеры: 13.8 м в длину, 6.9 м в ширину и около 7 м в высоту.

Внутреннее пространство зала отделено от коридора-обхода U-образной колоннадой из 21-ой восьмиугольной колонны и расположенным сразу напротив входа рядом из двух квадратных колонн и двух пилястров, который перегораживает разомкнутую часть U-образной колоннады.

Свод потолка потолка Пещеры N 9 практически гладкий, что отличает его не только от подобных сооружений, расположенных в других местах, но и от других чайтья-гриха Аджанты (Пещеры NN 10,19, 26), в которых на потолках высечена имитация  деревянного каркаса свода, состоящая из опорных арок и продольной обрешетки. Ученые объясняют это тем, что в этой пещере на потолке была укреплена деревянная конструкция, имитирующая каркас свода, которая не сохранился до нашего времени (подобные деревянные каркасы возрастом более 2-х тысяч лет есть в чайтья-грихах Карлы и Бхаджи) .

Стены коридора-обхода и колонны зала расписаны неплохо сохранившимися фресками, относящимися к 5 в н.э.

В конце зала под полукуполом, которым оканчивается потолочный свод, находится монолитная (высеченная в процессе сооружения пещеры) ступа, имеющая традиционную компоновку: цилиндрическое основание, полусферическая анда (тело ступы) и хармика (венчающая часть ступы).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves) Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

***

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 10

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)Пещера N 10 является одним из двух (вместе с Пещерой N 12) первых сооружений Аджанты и датируется учеными 2 в. до н.э.

Эта огромная по размерам чайтья-гриха. По своим габаритам она немногим меньше знаменитой пещеры Карла и сопоставима по размеру со своей ровесницей – Пещерой N 3 в Питалкхоре.

Наверное поэтому символичным является то, что с Пещеры N 10 началась новая история Аджанты. Именно эту пещеру первой обнаружил в 1819 г. во время охоты на тигра британский офицер Дж. Смит, в память о чем и оставил на колонне номер 14 надпись карандашом: «John Smith, 28 Cavalry, 26th April 1819» (эта надпись сохранилась до сих пор). 

В плане размеры Пещеры N 3 составляют: глубина – около 30 м, ширина – 12.5 м и высота – 11 м.

Ее отличительной особенностью является изначальное отсутствие высеченной  из скального монолита передней стены.

Сейчас весь фронтальный проем закрыт огромным оконным переплетом, но так было не всегда: в древние времена фасадная часть состояла из кирпичной стены, выложенной до уровня начала арки, и сооруженной уже над ней деревянной конструкцей самого окна.

Вероятнее всего к этой пещере (так же, как и к некоторыми другими чайтья-грихам Западного Декана) в древние времена был пристроен большой деревянный павильон, поэтому вход и выход коридора-обхода (см. на левом фото – под полотняными пологами слева и справа от входа) вели не «на улицу», как в настоящее время, а в вестибюль-мандапу. 

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves) Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Главный зал Пещеры N 10 с традиционной ступой в закругленной части выглядит просто и строго, как и подобает святилищу раннего периода.

39 гладких восьмиугольный колонн не имеют базы и капители и образуют U-образную колоннаду, которая отделяет главное пространство зала от коридора-обхода.

Одной из особенностей этой пещеры (как и других чайтья-гриха Аджанты) является широкий архитрав, на который «опирается» свод, хотя гораздо чаще в пещерных чайтья-гриха довольно детально имитируется опора арочных балок на балку-прогон, лежащую поверх колонн, что вероятно больше соответствовало реальным деревянным конструкциям того времени. 

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Колонны и стены коридора-обхода Пещеры N 10 украшены неплохо сохранившимися фресками с традиционными сюжетами.

Фрески на колоннах датируются более поздним периодом – 5 в н.э., а вот среди росписей коридора-обхода имеются фрагменты рисунков, относящихся к времени создания пещеры. Работающими в Аджанте учеными было установлено, что более поздние фрески писались поверх старых росписей, отдельные участки которых и были обнаружены в процессе реставрации «поздних» фресок.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves) Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

На фото внизу: вид с площадки перед пещерой N 10 в сторону входа в пещерный комплекс.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Pages: 1 2

Web Analytics