♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus 2011

Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии

Общая информация

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа входит в группу пещерных монастырей, которая носит название «Lonavala Caves» и состоит их трех пещерных комплексов: Карла, Бхаджа и Бедсе, расположенных на скалистых холмах в долине реки Индраяни в штате Махараштра невдалеке от райцентра Лонавала, лежащего примерно на полпути между Мумбаем и Пуной.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

В древние времена по долине реки Индраяни проходил караванный путь к торговым портам Араваийского моря Кальяну и Сопаре (см. статью о Кханери), который начинался во внутренних районов Декана и спускался к побережью через перевал Боргхат (Borghat pass) в Западных Гхатах близ населенного пункта Лонавала.

Обычно в те времена буддистские монахи сооружали свои обители (которые вначале служили им только в качестве убежища на период сезона дождей) рядом с населенными пунктами, расположенными на караванных путях (но не в самих поселениях, а некотором удалении от них).

Этим обеспечивалось как уединение обитателей монастыря от мирской жизни, так и возможность дарителям из крестьян без труда обеспечивать общину пищей, а купцам и знатным людям  – финансировать и организовать сооружение религиозных объектов и жилых помещений для монахов.

Пещеры Бхаджи, наряду с пещерным монастырем Питалкхора, пещерами Кондане и пещерой N 10 Аджанты, относятся к самым древним пещерным буддистским сооружениям Индии и датируются концом 3-го – началом 2-го века до н.э. Старше их по дате создания являются только расположенные в Бихаре пещеры адживиков Барабар (Barabar Caves) и находящиеся недалеко от них джайнские пещеры Сон Бхандар (Son Bhandar Caves).

Пещерный монастырь Бхаджа

Буддистский пещерный комплекс Бхаджа вырублен в ориентированном на запад невысоком скальном обрыве, расположенном близ вершины холма, возвышающегося над одноименной деревней. Перепад высоты от подошвы холма до монастыря составляет около 120 м.

По нумерации ASI в состав Бхаджи входит 22 пещеры, среди которых самыми известными являются пещера N 12 – грандиозная чайтья-гриха (зал общих собраний монахов), являющаяся главной достопримечательностью монастыря, и пещера N 18 с хорошо сохранившимися барельефами 1-2 веков до н.э..

Объекты основной нумерации ASI монастыря Бхаджа размещены на трех условных участках: северная площадка (пещеры с N 1 по N 17), южная площадка (пещера N 18 и ряд небольших пещер) и соединяющая их тропа с расположенными на ней в скальной нише 14-тью ступами. Кроме этого на всем протяжении скального утеса вплоть до южного водопада разбросаны небольшие пещеры-вихары в разной степени сохранности, которые не входят в основную нумерацию (такие объекты обычно нумеруются по мере их открытия римскими цифрами).

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Дорога к монастырскому комплексу начинается от аккуратной деревенской парковки, за которую взимается плата в размере 10 рупий.

Ответственный за сбор денег, но проспавший наш приезд, местный дедок встретил нас уже по отъезду и храбро потребовал от нас заплатить за услуги паркинга аж 20 рупий (примерно 0.4 $).

Водитель, который был сильно не в духе, т.к. время перевалило за полдень, а он бедолага все еще работал и конца этому не было видно, пробурчал, что 10 рупий и так за глаза – пусть берет деньги и отваливает. Но беззубый дед, робеющий и немного нервничающий от своей отваги, был просто обаятелен. Поэтому, произнеся пару дежурных фраз о дороговизне, я к огромной радости дедка раскошелился на 15 рупий (20 рупий – ничтожные деньги и их не жалко, но запрошенную сумму платить просто так нельзя – деньгам обрадуются, но уважать не будут).

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Почти сразу за парковкой начинается тянущаяся вдоль подножья холма проселочная дорога, которая проходит мимо небольшого водопада (почти безводного в сухой сезон) и начала лестницы, ведущей вверх по склону холма к северной площадке монастыря Бхаджа (расстояние от парковки до лестницы – около 200 м).

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Вероятно в этом месте в любое время года есть вода, поэтому местные женщины для стирки и облюбовали скальный уступ ниже водопада.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Лестница не очень пологая и довольно длинная: ее протяженность от подножья холма до монастыря составляет около полукилометра.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

 По дороге типичный деканский пейзаж: желтая трава, скалы с рыжими железистыми потеками и заросли огромного молочая (эуфорбии).

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

В некоторых местах сохранились остатки ступенек, высеченных на скале более двух тысяч лет тому назад.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Поразительно, что в этой сухой безжизненной местности даже вблизи вершины холма из под скал постоянно сочится вода.

Можно не сомневаться, что эта особенность явилась одной из главных причин выбора именно этого места для размещения монастыря.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Не доходя метров 150 до монастыря, слева от лестницы расположен тикет-офис – убогого вида ларек с одуревшим от жары сонным билетером. Цена билетов стандартная: 100 рупий с человека.

Мошеничество с билетами в Бхадже тоже стандартное для объектов Archaeological Survey of India (ASI, Археологическая служба Индии).

Схема мошенничества проста, эффективна и безопасна, т.к. деньги уводятся у самой ASI и практикуется она только при продаже билетов западным туристам.

У билетов для «Ticketed Monuments» ASI слева находится отрывное поле.

Вначале билетер как положено продает нормальный билет, а контролер, оторвав контрольное поле слева, пытается любым способом не отдавать сам билет туристу. Затем билет возвращается обратно в кассу (тикет-офис) и уже без отрывного поля выдается следующему туристу. При продаже таких билетов контролер околачивается рядом с кассой и сразу после покупки,  изображая высокий сервис и внимание к посетителю,  тут же забирает уже пользованный билет у туриста пока то не сообразил, что к чему, хотя в принципе западному человека в принципе безразлично, что за бумажку ему выдали, тем более, что многие видят эти билеты в первый раз.

При посещении объекта группой туристов во главе с местным гидом такая схема вообще не требует никаких усилий.

Единственным препятствием для подобного рода мошенничества является то, что иногда туристы стараются оставить себе билеты в качестве сувенира.

Наблюдалось это явление не везде и в принципе к такому способу зарабатывания денег местными я относился довольно спокойно, но в Бхадже молодые пацаны-контролеры, одетые в песочную форму ASI, были какие-то неадекватные (то ли нажевались местной гадости и их развезло на жаре, то ли еще что): лезли брататься и вообще вели себя довольно развязано.

По случаю жары я тоже был немного не в духе и поэтому наши билеты, которые они пытались заныкать, у них попросту отобрал, а самим им прочитал нотацию о правилах общения со старшими. Внушение, как ни странно, подействовало (наверное потому, что деревенские): пацаны застеснялись, приструнились и больше к нам не подходили.

Лестница, идущая от подножья холма, заканчивается на северной площадке монастыря прямо перед входом в главную пещеру.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Общая длина северной площадки около 100 м, а ширина в самой широкой части – метров пятнадцать. Слева, немного обособленно, расположены самые ранние пещеры с N 1 по N 8.

shus

Эти пещеры, высеченные на месте естественных каверн и являвшиеся жилищами первых обитателей монастыря, просты, незамысловаты и к тому же не очень хорошо сохранились.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Сразу справа от них, между скальным выступом и чайтья-грихой, находится большая двухэтажная вихара (жилище монахов), в состав которой входят пещеры N 9, N 10 и N 11.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Находящаяся наверху пещера N 9 вероятно имела украшенную резьбой веранду, исчезнувшую в результате обрушения фронтальной части скалы. Из оставшихся элементов декора веранды хорошо сохранился фриз с мотивами ведики (священной ограды).

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

В вестибюле пещеры N 11 из куска обвалившегося скального перекрытия высечен алтарь йони – символического изображения женского лона в шиваизме. Время и история появления этого небольшого святилища неизвестны.

Обычно такого вида алтари изображают пару линга-йони, т.е. в центре йони установлен шивалингам – невысокий цилиндр  со закругленным в виде полусферы верхним концом, являющийся символическим изображением мужского детородного органа. Пара линга-йони, символизирующая слияние мужского и женского начала в мироздании, является одним из основных и самых почитаемых символов в шиваизме и имеет доарийское происхождение, связанное с древнейшими культам плодородия.

Здесь шивалингам по неизвестной причине отсутствует. Вроде бы у шактистов есть алтари, изображающие йони без лингама, но в данном случае причина скорее всего более прозаическая и связана с разрушением этой части алтаря по неизвестной причине.

Кстати такие изображения йони очень удобны для ориентации по сторонам света: ее удлиненный конец с канавкой всегда и везде направлен строго на север.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Pages: 1 2

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));