shus 2011
Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии
Общая информация
Один из самых древнейших пещерных буддистских монастырей Индии Карла был сооружен в 1-ом веке до н.э. (иногда называют 2-ой век) в период правления династии Сатавахана. Он известен своей уникальной чайтья-грихой (буддистским залом общих собраний), которая является самым большим и, без сомнения, самым впечатляющим из всех буддистских пещерных храмов в Индии.
Как и многие другие пещерные буддистские монастыри Индии, пещеры монастыря Карла были сооружены вблизи древнего торгового пути к портам Аравийского моря Кальяну и Сопаре (подробнее см. «Канхери»). Пещеры высечены в скальном утесе на холмах северной стороны долины реки Индраяни, а в нескольких километрах к югу, на противоположной стороне речной долины, расположены два других пещерных буддистских монастыря: Бхаджа (Bhaja) и Бедсе (Bedse), которые вместе с Карла образуют группу пещерных монастырей, носящую название Lonavala Caves.
Название Lonavala Caves происходит от находящегося недалеко райцентра Лонавала (Lonavala), который расположен примерно на полпути между Мумбаем и Пуной и является самым близким и удобным местом для организации посещения этих достопримечательностей.
С окончанием современного названия пещерного монастыря Карла есть небольшая путаница: попеременно встречаются названия Карла (Karla), Карли (Karli) и Карле (Karle).
Как он назывался в древности доподлинно неизвестно, но свое нынешнее имя он получил от находящейся километрах в пяти к югу от него деревни Карли (на официальном языке штата Махараштра маратхи – Карле). В колониальные времена пещеры назывались «Vehargaon or Karle rock temple» (Вехаргаон – это название деревни, в пределах которой находятся пещеры).
Сейчас вроде бы установился такой порядок именования (в т.ч. и по атласу «Eicher»): пещерный монастырь называется «Karla caves», деревня – «Karli», на языке маратхи – «Карле», хотя особо этот порядок никто не соблюдает и можно встретить любые варианты названия, в том числе и совсем другой – «Lonavala Caves» (правда все же чаще так называют всю группу близ расположенных пещерных комплексов – см. выше).
Добраться до пещер Карла довольно легко: примерно в восьми километрах к востоку от Лоновалы от NH4 на север ответвляется Ekvira Devi Road, которая через два километра заканчивается в деревне Вехаргаон (Vehargaon, Vehergaon), находящейся у подножья холма с пещерами.
Сразу к югу от пересечения NH4 и Ekvira Devi Rd. расположена сама деревня Карли, а немного к юго-востоку (не доезжая с километр по NH4 и повернув на юг) на берегу реки Индраяни находится турбаза (holiday resort) MTDC (Maharashtra tourism development Corporation), которую все хвалят за удобное расположение и ругают за ужасные номера и сервис.
Индуистский храм и буддистские пещеры
Среди индуистов деревня Вехаргаон знаменита своим храмом Эквира Деви (Ekvira Devi), а буддистские пещеры в основном известны только туристам и редким буддистским паломникам. Поэтому наш водитель из Пуны – коренной житель Махараштры и истинный индус (кое как выехали после полдевятого) – умудрился изрядно поплутать, пока до него не дошло, куда мы на самом деле хотим попасть.
Сами пещеры высечены в скальном обрыве, расположенном почти на вершине высокого холма с крутыми склонами и перепадом высоты около 120 м, у подножья которого и находится деревня Вехаргаон (Vehargaon, Vehergaon).
При въезде в деревню взимается «деревенский сбор» в 10 рупий. Все солидно и официально: контролер в форме песочного цвета и квитанция от панчаята.
(1) Главная пещера и индуистский храм
(2) Парковка
(3) Торговые ряды
(4) Мусорная свалка ниже храма
(5) «Роща с тарелками»
Основную часть пути от деревни до расположенной чуть ниже монастыря парковки можно проехать на машине по асфальтированной, но очень крутой и извилистой дороге.
Первый (но не последний) культурный шок ожидал нас уже когда мы проезжали через небольшую рощицу, находящуюся перед парковкой.
Она была попросту завалена большими (сантиметров тридцать в диаметре) одноразовыми пластиковыми тарелками. Было такое ощущение, что в маленькой рощице сотни людей ели-пили-гуляли, а потом разом встали и ушли, оставив после себя все как есть. Уже потом я понял, что никакого сюрелизма в этой помойке нет. Просто легкие пластиковые тарелки для пуджи при сильном ветре разлетаются с организованной ниже индуистского храма свалки (см. карту) по окрестностям и застревают в деревьях и кустах.
Въезд на парковку тоже платный – 10 рупий и все так же, как и внизу: мужик в форме и официальная квитанция.
Сразу от парковки начинается мощеная дорожка, которая идет вдоль холма через торговые ряды с постепенным подъемом и, поворачивая, заканчивается у тикет-офиса перед входом на территорию пещерного комплекса.
Наш визит совпал с ежегодным праздником Эквира Деви, который привлек к этому месту массу местных и приезжих верующих: женщины в цветастых сари, несущие тарелки с пуджей (подношение богини), ярко одетые дети (чем мельче, тем ярче), группы учеников в форме, солидные мужики с барабанами и без, торговцы всякой нужной всячиной (гирлянды, цветы, продукты для пуджи, картинки и фигурки богини и т.п.), какие-то религиозные персонажи и прочий веселый и колоритный народ.
Наблюдать все это было конечно очень интересно, но по возможности все же лучше разделять посещение индуистского праздника и древних буддистских пещер.
Тикет-офис расположен в ларьке сразу справа от входа. Цена билетов стандартная для объектов «Incredible India» – 100 рупий с человека (около 2$).
Сразу за тикет-офисом перед скальным утесом, в котором высечены пещеры, находится площадка длинной около 120 м и шириной метров 40.
В состав монастыря входит несколько сооруженных на разных уровнях скалы вихар (жилых помещений для монахов), которые расположены с левого края утеса.
Знаменитая чайтья-гриха (зал для совместных ритуалов монахов) расположена у правого края скального утеса и является последним в ряду сооружением пещерного монастыря (всего по нумерации ASI здесь числится 16 пещер).
Прямо перед входом в грандиозную чайтья-гриха находится построенный в середине 19-го века храм индуистской богини Эквира Деви.
Достоверно установлено, что храм сооружен на платформе-основании правой колонны, которая вместе с левой сохранившейся колонной с львиной капителью образовывали традиционную пару колонн-стамбх, обычно сооружаемых перед входом в пещерный храм (см. фото).
Эквира Деви относится к классу куладеви – родовых/клановых богов. Она является куладеви мумбайской ветви племени Коли – проживающего на побережье Махараштры этнического и профессионального кастового сообщества рыбаков.
По поводу внешнего вида и местонахождения этого храма написано много и разно, поэтому не имеет смысла повторять очевидные вещи. Тем более никто и никогда этот храм убирать или переносить отсюда не будет – монастырь Карла не включен в «List of Centrally Protected Monuments under Encroachment» и соответственно храм Эквира Деви не считается сооруженным на территории охраняемого исторического памятника.
Достаточно того, внутри чайтья-грихи больше не проводятся массовые индуистские обряды, а в самом храме запрещены проводившиеся еще недавно жертвоприношения животных.
Самым большим негативом, связанным с нахождением здесь индуистского храма, конечно же является грандиозная помойка на склоне холма напротив его центрального входа (как мне кажется она видна даже на гугловских спутниковых снимках местности).
Происхождение ее обыденно: посещающие храм верующие бросают мусор (остатки пуджи и пр.) как и все индийцы просто на землю – обычно прямо под ноги, хотя иногда и к какой-нибудь ближайшей стенке. Со временем служители храма сгребают мусор к парапету и сбрасывают его вниз на склон холма. Это не особенность данного места, такая картина наблюдается везде (правда в разном виде и в разных масштабах). Поразившие нас пластиковые тарелки в рощице перед парковкой разлетаются по всей территории именно с этой свалки.
***
В одной из книг середины 19-го века (J. Fergusson) есть рисунок, на котором изображен вход в пещеру Карла.
Второй колонны в те времена уже не было, но и индуистский храм был представлен единственным небольшим сооружением.
На фотографии выше крайний правый маленький домик из каменных блоков (на линии фонарного столба) – это и есть то строение, которое изображено на рисунке слева на переднем плане.
Вихары и чайтья-гриха
Жилые помещения монахов (вихары)
Вихары (помещения с жилыми кельями монахов) находятся слева от грандиозной чайтьи–грихи (зала общих собраний) и расположены на нескольких уровнях друг над другом.
В древности на нижнем уровне были две или три вихары, но к настоящему времени стены между ними разрушились от времени и помещение стало похожим на одну огромную низкую каверну.
Из внутреннего интерьера хорошо сохранился купол, под которым когда-то была установлена ступа (вероятно помещения первого уровня включали в себя небольшую чайтья-гриху со ступой, возможно более древнюю, чем главная чайтья–гриха).
Так же уцелели кельи, высеченные в северной стене, с более поздним барельефом 5-6 века, находящимся в простенке между дверными проемами.
Сюжет барельефа является традиционным для буддизма махаяны: Будда в окружении бодхисатв (справа – Авалокитешвара, слева – (возможно) Махастхамапрапта). Крайняя правая фигура является редким в таких композициях изображением Тары – бодхисатвы в женском облике (эманация Авалокитешвары).
Над правой частью нижнего уровня расположены друг над другом два высеченных в скале помещения, которые так же являются вихарами (см. фото на предыдущей странице). Доступ к ним закрыт и железная лестница, ведущая на второй уровень, для надежности завалена колючим кустарником.
Над левой частью нижнего уровня находится одно помещение (тоже вихара), в которую можно попасть по вырубленной внутри скалы лестнице.
Эта вихара представляет собой прямоугольное помещение размером 12х5 м с вестибюлем и восемью кельями: четыре – на задней стене, и по две – на боковых.
На фото ниже – вид на это же помещение снаружи.
В наружной стене прорублены два окна и дверной проем, ведущий из вестибюля на открытую веранду (вернее сказать «на балкон»), с которой открывается прекрасный вид на весь комплекс.
Между вихарами и чайтья-грихой расположена полуразрушенная цистерна для сбора дождевой воды и несколько небольших помещений.
Вход и веранда зала собраний (чайтья-грихи)
Вход в главный зал общих собраний монастыря Карла представляет собой огромную веранду с частично разрушенной фасадной стеной и гигантским арочным оконным проемом в форме листа пипала (о пипале см. здесь) на внутренней стене, предназначенным для освещения дневным светом внутреннего помещения чайтья-грихи.
Слева от входа на платформе установлена колонна с львиной капителью высотой около 15 м – подобие знаменитых колонн великиого буддистского императора Ашоки (Ashoka stambha). Наверняка точно такая же колонна находилась справа от входа (в этом случае на ее капители вероятнее всего было изображение «Колесо учения» (Дхармачакра) и двух газелей). В настоящее время на этом месте находится индуистский храм богини Эквира Деви (см. предыдущую страницу).
В древности перед входом веранды находилось довольно большое деревянное сооружение, вероятно в форме галереи. Об этом говорят многочисленные квадратные пазы разных размеров на фасадной стене веранды, предназначенные для крепления деревянных балок.
Элементы капители колонны претерпели значительные изменения со времен Ашоки (3 век до н.э.) и стали «более буддистскими»: фигуры львов расположены на хармике, состоящей из обратной пирамиды и лотосового трона (хармика – один из элементов, венчающий ранние ступы, здесь форма распространенная в 1-2 веке н.э. ).
Только когда входишь внутрь веранды, по настоящему понимаешь: насколько грандиозно и великолепно это древнее сооружение!
Ширина веранды составляет около 16 м, глубина – 4.6 м, высота – 17 м и все стены от пола до потолка покрыты искусной каменной резьбой.
Внутренние стены веранды (две боковые и задняя) разделены на пять ярусов шестью непрерывными фризами с одинаковым мотивом ведики (священной ограды древнейших ступ, примером всегда является ведика ступы № 1 в Санчи).
Из веранды во внутреннее помещение (зал собраний) ведут три двери с традиционными арочными порталами: большая центральная – в сам зал, и расположенные симметрично у краев стены две двери меньшего размера – в галерею-обход (за колонны).
Барельефы боковых стен подобны: на нижних ярусах находятся по три огромные фигуры слонов (на левой стене хоботы у слонов изогнуты, а на правой – прямые), над которыми расположены барельефы с изображением Будды и бодхисатв, высеченные в более поздний период (5-6 века н.э.).
Три верхних ярусы заполнены чередующимся мотивом с использованием традиционной арки в форме листа пипала: дверного проема с арочным порталом и расположенных друг над другом окон такой же формы.
Начиная со второго яруса, на котором барельефы, изображающие пары мужчина-женщина (митхуна, mithuna), чередуются с изображениями входного портала и арочного окна, барельефы каждого яруса на протяжении всех трех стен представляют собой стилистически непрерывные композиции из повторяющихся изображений.
В простенках между дверями расположены прекрасно сохранившиеся барельефы 5-6 веков н.э., шесть из которых представляют собой выполненные с удивительной пластикой скульптурные изображения пар мужчина-женщина (митхуна), а два являются изображениями Будды Гаутамы и бодхисатвы Авалокитешвары (Падмапани).
В простенке между боковой стеной и левой двери расположена скульптурная группа, изображающая мужчину в тюрбане и женщину в множестве ножных браслетов.
В простенке между левой и центральной дверью находятся три барельефа: один – с фигурой Авалокитешвары в центре и еще два по краям – с изображениями двух пар.
В простенке между правой и центральной дверью в центре находится групповой барельеф с изображением Будды Гаутамы, бодхисатв, вспомогательных персонажей и различных атрибутов. Слева и справа от Будды расположены еще два барельефа с изображением мужчин и женщин.
Последняя пара в крайнем правом простенке немного отличается от других очень естественной и пластичной позой женщины.
Центральное арочное окно в форме листа пипала при своих грандиозных размерах выполнено с удивительной элегантностью и точностью. Вероятно древние строители, которые столетиями оттачивали мастерство сооружения таких архитектурных элементов пещерных храмов, достигли полного совершенство к первым векам до н.э., т.к.такие же грандиозные окна есть в больших пещерных храмах Кханери, Аджанты и ряда других мест.
Зал общих собраний
Зал общих собраний (собственно сама чайтья-гриха) представляет собой огромное апсидальное (с закругленной задней стеной) помещение с коридором-обходом по периметру зала, отделенным от центральной части рядами колонн, и ступой, установленной в закругленном конце зала.
(1)-Колонна с львиной капителью (2)-Индуистский храм Экавира Деви (3)-Веранда (4)-Центральный вход
(5)-Боковые входы (6)-Центральная часть зала (неф) (7)-Ступа (8)-Коридор-обход
Чайтья монастыря Карла является одним из самых древних и самым большим пещерным храмом Индии. Ее размеры впечатляют: длина составляет 38 м, ширина – 14 м и высота – тоже 14 м.
Самое удивительное в сооружениях такого рода – так это то, что само помещение и весь интерьер вырублены из единого монолита и представляют особой одно целое (т.е. нет монтируемых деталей, кроме зонта и деревянных балок). При этом особо поражает идеальная геометрия и точность, с которой все это было сделано.
Технология создания таких пещерных храмов была насколько проста, настолько и гениальна: пещера со всеми внутренними элементами декора вырубалась не снизу вверх, а сверху вниз: от купола к полу (кстати таким же способом был построен знаменитый храм Эль-Хазне в Петре).
Порядок работ был таков. Сначала находился подходящий скальный обрыв, который очищался от растительности и подготавливался для проведения замеров и предварительных работ (ступени, карнизы, боковые тропинки и т.п.). Для откалывания крупных кусков скалы использовали известные еще в Древнем Египте методы: штробы и ряды отверстий для деревянных клиньев, которые заливались водой и разбухая ломали камень.
Затем пробивался центральный туннель по главной оси свода, обрабатывался свод (в Карле вероятно еще и сразу крепились деревянные ребра) и начиналось заглубление вниз с высечением колонн, ступы и т.п.
Работы выполнялись кастовыми династиями профессиональных мастеров, чьи семьи из века в век занимались одним и тем же: тесали камень и кочевали от стройки к стройке, а руководили ими такие же специалисты с вековыми знаниями, принадлежащие к соответствующей профессиональной касте.
Точность при производстве работ скорее всего обеспечивалась глубокими познаниями в геометрии и топографии, а так же применением различного рода очень точных деревянных шаблонов, которые могли достигать гигантского размера.
Объемы выемки скальной породы, которую еще и надо было удалить со стройплощадки, были огромны (наверное не меньше 10 000 тонн), но надо понимать, что такие сооружение строились десятилетиями (иногда по 50-60 лет) и времени на все у древних строителей было с избытком даже с учетом сезонности работ в муссонном климате.
Главным же ограничением в скорости создания такого храма были не сложность инженерных решений и непомерные объемы работ, а наличие строго ограниченного количества квалифицированной рабочей силы (кроме касты мастеров-камнетесов других просто не существовало), которая собиралась местным правителем со всех доступных уголков подвластного ему государства. Поэтому в определенном регионе грандиозные культовые сооружения строились только последовательно и желающие увеличить свои заслуги и построить очередной храм должны были терпеливо ждать пока закончатся работы над текущим сооружением.
Центральный зал отгорожен от коридора обхода двумя рядами колонн с капителями (по 16 в каждом ряду), заканчивающимися напротив середины ступы, и полукруглым рядом из семи простых восьмиугольных колон без капителей, расположенных позади нее.
Капители боковых колонн почти одинаковы и каждая состоит из трех частей: традиционного индийского навершия в форме плода амалаки (amalaka – санскр., amla – хинди), платформы в форме хармики (венчающий элемент ступы) и расположенных на ней двух фигур коленопреклоненных слонов, на каждом из которых сидит пара: мужчина и женщина (кое-где – две женщины).
Потолок чайтья-грихи представляет собой свод с закруглением в сторону апсиды, в который упираются арочные деревянные ребра, повторяющие форму свода. Здесь они не выполняют функцию несущих элементов конструкции, а являются просто декоративным оформлением свода, призванным придать пещерному храму максимальное подобие деревянному строению.
Ученые датирую эти деревянные конструкции временем сооружения храма, т.е. считается, что им более двух тысяч лет.
Задняя стена чайтья-грихи имеет форму полукупола, под центром которого установлена каменная монолитная ступа на двухярусном основании. Верхняя часть каждого яруса основания украшена орнаментом с мотивом ведики (священной ограды).
Под орнаментом первого яруса основания находятся расположенные на равном расстоянии прямоугольные пазы сантиметров десять глубиной, которые служили для установки какой-то деревянной конструкции вокруг ступы.
Черные пятна сажи вокруг пазов, как и красные пятна киновари на поверхности ступы – это следы индуистских ритуалов, которые вероятно все же иногда происходят в чайтья-грихе (хотя и не так масштабно как ранее).
Сама ступа, как и колонны, представляет собой единый монолит с полом зала, а вот хармика и зонт над ней похоже имеют более позднее происхождение, хотя везде пишут, что зонт – ровесник деревянных балок.
На восьмой колонне справа находится небольшой барельеф 1-го в до н.э. с характерным для раннего буддизма символами: в центре – ступа, справа – колонна Ашоки с львиной капителью и слева – две газели у основания колонны с дхармачакрой Колесом Дхармы, Учения).
В ранних буддистских школах основной догмой было поклонение не Учителю, а Учению, поэтому образов самого Будды просто не существовало, а изображались символы его учения: Колесо Дхармы, две газели, дерево бодхи, пустой трон, ашокинские колонны, отпечатки стопы Будды и пр..
Антропоморфные же (человекоподобные) изображения Будды появились довольно поздно: примерно через пятьсот лет после его ухода (в 1-2 в н.э.) и получили особое развитие в связи с формированием новой ветви буддизма – махаяны.
Поэтому все ранние буддистские пещеры в Индии проходили как бы два «жизненных этапа»: вначале в соответствии с ранней традицией создавались элегантные по форме, но простые и даже аскетичные с точки зрения атрибутики сооружения, а уже потом (наверное с 4-5 веков н.э.) они начинали украшаться многочисленными и как правило высокохудожественными барельефами с сюжетами из учения махаяны.
На главной чайтья-грихе буддистский пещерный комплекс Карла и заканчивается. Примерно через 50 м к югу от него площадка сужается в широкую мощеную тропу с парапетом.
Примерно по середине тропы находится небольшое индуистское святилище: барельеф в нише на скале. Рассмотреть что на нем изображено мне не удалось, т.к. образ густо покрыт киноварью и завешен цветочными гирляндами, а вокруг него был нешуточный ажиотаж, при чем в ритуале участвовали только женщины.
И тропа и парапет заканчиваются метрах в ста от площадки.
Дальше путь можно продолжить по узкой тропинке, высеченной по краю скалы вероятно еще в времена строительства пещер, что я и попытался сделать, но метров через двадцать повернул назад, т.к. чистая часть тропы закончилась и началось попросту отхожее место.
Обратно к парковке мы возвращались тем же путем через торговые ряды.
К обеду народу прибавилось в разы, по дороге даже попалась толпа мужиков с барабанами (видимо главные действия праздника были еще впереди) и я еще раз похвалил себя за то, что предусмотрительно запланировал эту поездку на утро.
Спустились к парковке, разбудили водителя и отправились дальше – в Бхаджу.
—