♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

Пещерный буддистский монастырь Карла/Карли (Karla/Karli caves)

shus 2011

Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии

Общая информация

Один из самых древнейших пещерных буддистских монастырей Индии Карла был сооружен в 1-ом веке до н.э. (иногда называют 2-ой век) в период правления династии Сатавахана. Он известен своей уникальной чайтья-грихой (буддистским залом общих собраний), которая является самым большим и, без сомнения, самым впечатляющим из всех буддистских пещерных храмов в Индии.

Как и многие другие пещерные буддистские монастыри Индии, пещеры монастыря Карла были сооружены вблизи древнего торгового пути к портам Аравийского моря Кальяну и Сопаре (подробнее см. «Канхери»). Пещеры высечены в скальном утесе на холмах северной стороны долины реки Индраяни, а в нескольких километрах к югу, на противоположной стороне речной долины, расположены два других пещерных буддистских монастыря: Бхаджа (Bhaja) и Бедсе (Bedse), которые вместе с Карла образуют группу пещерных монастырей, носящую название Lonavala Caves.

Название Lonavala Caves происходит от находящегося недалеко  райцентра Лонавала (Lonavala), который расположен примерно на полпути между Мумбаем и Пуной и является самым близким и удобным местом для  организации посещения этих достопримечательностей.

С окончанием современного названия пещерного монастыря Карла есть небольшая путаница: попеременно встречаются названия Карла (Karla), Карли (Karli) и Карле (Karle).

Как он назывался в древности доподлинно неизвестно, но свое нынешнее имя он получил от находящейся километрах в пяти к югу от него деревни Карли (на официальном языке штата Махараштра маратхи – Карле). В колониальные времена пещеры назывались «Vehargaon or Karle rock temple» (Вехаргаон – это название деревни, в пределах которой находятся пещеры).

Сейчас вроде бы установился такой порядок именования (в т.ч. и по атласу «Eicher»): пещерный монастырь называется «Karla caves», деревня – «Karli», на языке маратхи – «Карле», хотя особо этот порядок никто не соблюдает и можно встретить любые варианты названия, в том числе и совсем другой – «Lonavala Caves» (правда все же чаще так называют всю группу близ расположенных пещерных комплексов – см. выше).

Добраться до пещер Карла довольно легко: примерно в восьми километрах к востоку от Лоновалы от NH4 на север ответвляется Ekvira Devi Road, которая через два километра заканчивается в деревне Вехаргаон (Vehargaon, Vehergaon), находящейся у подножья холма с пещерами.

Сразу к югу от пересечения NH4 и Ekvira Devi Rd. расположена сама деревня Карли, а немного к юго-востоку (не доезжая с километр по NH4 и повернув на юг) на берегу реки Индраяни находится турбаза (holiday resort) MTDC (Maharashtra tourism development Corporation), которую все хвалят за удобное расположение и ругают за ужасные номера и сервис.

Индуистский храм и буддистские пещеры

Среди индуистов деревня Вехаргаон знаменита своим храмом Эквира Деви (Ekvira Devi), а буддистские пещеры в основном известны только туристам и редким буддистским паломникам. Поэтому наш водитель из Пуны – коренной житель Махараштры и истинный индус (кое как выехали после полдевятого) – умудрился изрядно поплутать, пока до него не дошло, куда мы на самом деле хотим попасть.

Сами пещеры высечены в скальном обрыве, расположенном почти на вершине высокого холма с крутыми склонами и перепадом высоты около 120 м, у подножья которого и находится деревня Вехаргаон (Vehargaon, Vehergaon).

При въезде в деревню взимается «деревенский сбор» в 10 рупий. Все солидно и официально: контролер в форме песочного цвета и квитанция от панчаята.

Пещерный буддистский монастырь Карла/Карли (Karla/Karli caves)

shus

(1) Главная пещера и индуистский храм

(2) Парковка

(3) Торговые ряды

(4) Мусорная свалка ниже храма

(5) «Роща с тарелками»

Основную часть пути от деревни до расположенной чуть ниже монастыря парковки можно проехать на машине по асфальтированной, но очень крутой и извилистой дороге.

Первый (но не последний) культурный шок ожидал нас уже когда мы проезжали через небольшую рощицу, находящуюся перед парковкой.

Она была попросту завалена большими (сантиметров тридцать в диаметре) одноразовыми пластиковыми тарелками. Было такое ощущение, что в маленькой рощице сотни людей ели-пили-гуляли, а потом разом встали и ушли, оставив после себя все как есть. Уже потом я понял, что никакого сюрелизма в этой помойке нет. Просто легкие пластиковые тарелки для пуджи при сильном ветре разлетаются с организованной ниже индуистского храма свалки (см. карту) по окрестностям и застревают в деревьях и кустах.

Въезд на парковку тоже платный – 10 рупий и все так же, как и внизу: мужик в форме и официальная квитанция.

Пещерный буддистский монастырь Карла/Карли (Karla/Karli caves)

shus

Сразу от парковки начинается мощеная дорожка, которая идет вдоль холма через торговые ряды с постепенным подъемом и, поворачивая, заканчивается у тикет-офиса перед входом на территорию пещерного комплекса.

Пещерный буддистский монастырь Карла/Карли (Karla/Karli caves)

shus

Наш визит совпал с ежегодным праздником Эквира Деви, который привлек к этому месту массу местных и приезжих верующих: женщины в цветастых сари,  несущие тарелки с пуджей (подношение богини), ярко одетые дети (чем мельче, тем ярче), группы учеников в форме, солидные мужики с барабанами и без, торговцы всякой нужной всячиной (гирлянды, цветы, продукты для пуджи, картинки и фигурки богини и т.п.), какие-то религиозные персонажи и прочий веселый и колоритный народ.

Наблюдать все это было конечно очень интересно, но по возможности все же лучше разделять посещение индуистского праздника и древних буддистских пещер.

Пещерный буддистский монастырь Карла/Карли (Karla/Karli caves))

shus

Тикет-офис расположен в ларьке сразу справа от входа. Цена билетов стандартная для объектов «Incredible India» – 100 рупий с человека (около 2$).

Сразу за тикет-офисом перед скальным утесом, в котором высечены пещеры, находится площадка длинной около 120 м и шириной метров 40.

Пещерный буддистский монастырь Карла/Карли (Karla/Karli caves)

shus

В состав монастыря входит несколько сооруженных на разных уровнях скалы вихар (жилых помещений для монахов), которые расположены с левого края утеса.

Пещерный буддистский монастырь Карла/Карли (Karla/Karli caves)

shus

Знаменитая чайтья-гриха (зал для совместных ритуалов монахов) расположена у правого края скального утеса и является последним в ряду сооружением пещерного монастыря (всего по нумерации ASI здесь числится 16 пещер).

Пещерный буддистский монастырь Карла/Карли (Karla/Karli caves)

shus

Прямо перед входом в грандиозную чайтья-гриха находится построенный в середине 19-го века храм индуистской богини Эквира Деви.

Достоверно установлено, что храм сооружен на платформе-основании правой колонны, которая вместе с левой сохранившейся колонной с львиной капителью образовывали традиционную пару колонн-стамбх, обычно сооружаемых перед входом в пещерный храм (см. фото).

Пещерный буддистский монастырь Карла/Карли (Karla/Karli caves)

shus

Эквира Деви относится к классу куладеви – родовых/клановых богов. Она является куладеви мумбайской ветви племени Коли – проживающего на побережье Махараштры этнического и профессионального кастового сообщества рыбаков.

По поводу внешнего вида и местонахождения этого храма написано много и разно, поэтому не имеет смысла повторять очевидные вещи. Тем более никто и никогда этот храм убирать или переносить отсюда не будет – монастырь Карла не включен в «List of Centrally Protected Monuments under Encroachment» и соответственно храм Эквира Деви не считается сооруженным на территории охраняемого исторического памятника.

Достаточно того, внутри чайтья-грихи больше не проводятся массовые индуистские обряды, а в самом храме запрещены проводившиеся еще недавно жертвоприношения животных.

Самым большим негативом, связанным с нахождением здесь индуистского храма, конечно же является грандиозная помойка на склоне холма напротив его центрального входа (как мне кажется она видна даже на гугловских спутниковых снимках местности).

Пещерный буддистский монастырь Карла/Карли (Karla/Karli caves)

shus

Происхождение ее обыденно: посещающие храм верующие бросают мусор (остатки пуджи и пр.) как и все индийцы просто на землю – обычно прямо под ноги, хотя иногда и к какой-нибудь ближайшей стенке. Со временем служители храма сгребают мусор к парапету и сбрасывают его вниз на склон холма. Это не особенность данного места, такая картина наблюдается везде (правда в разном виде и в разных масштабах). Поразившие нас пластиковые тарелки в рощице перед парковкой разлетаются по всей территории именно с этой свалки.

Пещерный буддистский монастырь Карла/Карли (Karla/Karli caves)

shus

***

J. Fergusson

 

 

В одной из книг середины 19-го века (J. Fergusson) есть рисунок, на котором изображен вход в пещеру Карла.

Второй колонны в те времена уже не было, но и индуистский храм был представлен единственным небольшим сооружением.

На фотографии выше крайний правый маленький домик из каменных блоков (на линии фонарного столба) – это и есть то строение, которое изображено на рисунке слева на переднем плане.

Pages: 1 2 3

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));