·······································

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus 2011

Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии

1. Немного истории и географии

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери расположен на территории Национального парка Санджая Ганди (бывш. Кришнагири) к северу от центра Мумбая.

Национальный парк Санджая Ганди – это огромный, возвышающийся над городом холмистый лесной массив, самая высокая точка которого находится на высоте около 450 м на уровнем моря.

Имя Санджая Ганди – погибшего в авиакатастрофе младшего сына Индиры Ганди – национальный парк получил сравнительно недавно: в 1981 году, а до этого он назывался «Национальный парк Боривали», по названию расположенного рядом (вернее вокруг него) пригорода Мумбая.

Все остальное время на протяжении двух тысячелетий это место называлось Кришнагири (Krishnagiri) – «Черная гора», вероятно по причине того, что его скалистые холмы сложены из черного базальта.

История Кришнагири (достоверно подтвержденная эпиграфами до 3 века до н.э.) связана с древними караванными путями, соединяющими северные и восточные области Индии с важнейшими торговыми портами того времени на побережье Аравийского моря: Кальян (Kalyan) и Сопара (Sopara).

О древней Сопаре написано много разного и в т.ч. легендарного, но то, что она была «открытым портом» и то, что о ней знали греческие и аравийские купцы древнейших времен, не вызывает сомнения.

Кальяне же был узлом (в том числе и портом), где сходились вместе сухопутные торговые пути из разных частей Индии.

Многие из современных национальных хайвев проложены примерно по этим же древним торговым маршрутам (например NH3, NH4, NH222 и пр.) и именно поэтому близь них расположены многие из известных пещерные комплексов Махараштры.

В пределах Большого Мумбая это буддистские пещерные монастырские комплексы Канхери и Кондивита, а так же два скальных индуистских храма:Джогешвари и Мандапешвар.

Расстояние от Кальяна до Сопары по суше составляет около 70 км и путь торговых караванов проходил вдоль подножья холмов Кришнагири через ныне не существующее поселение Магатан (Magathan), которое находилось в 5-6 км от монастырского комплекса Канхери.

Kanheri map

shus

Самые ранние пещеры Канхери достоверно датируются 1-ым веком до н.э. (хотя принято считать, что это место было обитаемо уже во времена Ашоки). Тогда это была небольшая группа пещер, которые использовались странствующими вдоль торговых путей буддистскими монахами в качестве убежища на период дождей.

Считается, что первая постоянная община буддистских монахов появилась здесь в к концу 1-го веке до н.э., а начало расцвета Канхери относят ко 2 веку н.э.

В это время здесь уже на постоянной основе существовала крупная буддистская тхеравадинская община, пользующаяся покровительством и финансовой поддержкой местных правителей, которые жертвовали значительные суммы на сооружение пещер и создание инфраструктуры монастырского комплекса.

Основная часть пещер была высечена вероятно до 3-го века н.э. и выполнена в аскетическом стиле ранней тхеравадинской традиции, а позже уже существовавшие пещеры стали украшаться статуями и барельефами последователями буддизма махаяны  в соответствии с пантеоном и стилем этого направления.

Пишут, что долгое время Кханери был крупным монастырским учебным центром и что здесь в 11 веке после своего путешествия на Суматру изучал тантрические практики знаменитый Атиша – основатель школы тибетского буддизма Кадампа (правда кроме легендарных преданий никакого фактического подтверждения этому нет).

Последние свидетельства о Кханери относятся к 11 веку н.э. и вплоть до 16 века, когда пещерный комплекс впервые посетили европейцы, во внешнем мире о нем ничего не было известно.

2. Пещеры Канхери

Дорога к пещерам Кханери начинается от главных ворот Национального парк Санджая Ганди. Вход и въезд в парк платный: 20 рупий с человека и отдельная плата за машину (мы заплатили за все 100 рупий).

Расстояние от входа в парк до Кханери – около пяти километров, и извилистая и узкая асфальтированная дорога идет вверх к базальтовым холмам через почти безлюдный дремучий лес. Водитель как положено попотчевал нас традиционным рассказом об ужасной дикости этих мест и о том, что здесь «совсем недавно видели тигра».

На самом деле тигров в национальном парке (за исключением огороженной территории, куда возят туристов на сафари) лет сто уже не водится, зато здесь живут леопарды, а так же полно всякой другой крупной живности: разнообразные олени, обезьяны, крокодилы, вараны и пр.

Дорога заканчивается парковкой чуть ниже комплекса, от которой вверх к пещерам  ведет широкая каменная лестница. Как и везде, в таких местах околачиваются стаи макак (здесь они еще и отличаются цветом) в надежде что-нибудь стырить или вырвать  из рук беспечного туриста. Особой популярностью у бандерлогов пользуются пластиковые бутылки и пакеты.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Макаки – твари наглые и порой даже агрессивные. Хотя и редко, но бывают случаи, когда они  кусают или царапают людей. Травма конечно невелика, но потом с прививками замучаешься и поэтому надо быть внимательнее.

Супруга их откровенно побаивается и поэтому при входе всегда находит себе какую-нибудь хворостину, потому что даже символическая палочка в руках человека заставляет этих хвостатых вести себя приличнее.

Канхери Kanheri

shus

Сразу за входом расположен тикет-офис (стоимость билета – 100 рупий) и несколько стендов с описаниями и картой.

Всего в Кханери числится 109 пещер, расположение которых можно попытаться понять по вот такой карте-схеме при входе.

Канхери Kanheri

shus

С первого взгляда кажется, что разобраться в этом сюрреализме довольно сложно, тем более что он, как древняя индийская карта, развернут востоком к верху, но на самом деле на местности все выглядит гораздо проще.

Всего по-крупному в Канхери можно выделить три условные зоны: пещеры вдоль восходящей скальной ложбина (прибл. от 18 до 40-41 по южной стороне и от 28-30 до 13-16 по северной стороне), пещеры на среднем уровне (прибл. от 67-69 до 49-51) и верхний ряд пещер и вершина холма.

Более ясную картину и ключ к расшифровке карты-схемы ASI дает спутниковое изображение Канхери с номерами и приблизительным расположением пещер и маршрут нашего обхода вдоль скальной ложбины (стрелка рядом с пещерой N 1 – вход в комплекс),  см. ниже.

Сейчас мне очевидно, что лучше было обойти ложбину по часовой стрелке (начиная с 14-16 на северной стороне) – для этого надо было перейти мостик (он примерно в том месте, где расходятся линии маршрута), т.к. в этом случае можно хорошо рассмотреть средний уровень и вершину холма с противоположной стороны и уже решить: где и как подниматься и спускаться на верх.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Сразу скажу, что на средний уровень и вершину холма мы не поднимались, а только обошли ложбину – весь день периодически шел дождь,  было очень скользко и нам не захотелось рисковать.

Пещеры N1 – N4

Чуть выше стендов и тикет-офиса находится длинная площадка, вдоль которой немного особняком от остального комплекса расположены три самые большие пещеры Кханери: N 1, N 2 и N 3.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Пещера N1 является недостроенной, но причина этого историкам неизвестна (вероятнее всего что-то изменилось в судьбе могущественного дарителя, который финансировал строительство этой пещеры). О ней вообще практически отсутствует какая-либо информация, даже датировка ее сооружения ориентировочна: 5-6 век н.э. и сделана она по косвенным признакам (капители колонн в виде амалаки).

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Слева от пещеры N 1 располагается широкая и низкая пещера N 2, в правой части которой  находятся две ниши со ступами (ранее бывшие двумя небольшими чайтья-грихами).

В Древней Индии чайтья-грихой (chaitya-griha – санскр.) назывался зал общих собраний верующих, в котором установлен священный объект поклонения.

В древности слово «чайтья» (caitya – санскр., cetiya – пали) означало холм, сооруженный над священными останками после ритуала кремации и по своему происхождению связано со словом «chiti» – погребальный костер.

В раннем буддизме это слово применялось для обозначения любых объектов и мест, связанных с поклонением памяти Будды Гаутамы (водоемы, деревья, камни и т.п.), но в последующем слово «чайтья» стало использоваться только как название конкретного типа священных буддистских сооружений – ступ с реликвиями.

Значение слово «гриха» (griha – санскр.) простое – оно означает «дом», «жилище», «обитель».

В современных европейских источниках, особенно прежних лет, вместо термина «чайтья-гриха» чаще всего употребляют сокращенный термин «чайтья». Скорее всего он появился в результате непонимания этимологии повсеместно употреблявшегося в научной литературе колониального периода англоязычного термином «chaitya hall». Следует отметить, что в англоязычных статьях и книгах индийских авторов о ранней индийской (в т.ч. буддистской) архитектуре эта проблема по понятной причине отсутствует и всегда используется только полное название – «чайтья-гриха».

Все остальное пространство занимает вихара – помещение с жилыми кельями буддистских монахов, которое выглядит не совсем обычно: у него полностью отсутствуют колонны веранды. Вероятнее всего пещера высекалась в естественной каверне, которая уже имела достаточную глубину.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Над скальном козырьке хорошо видны неглубокие водоводные каналы, которые сходятся к цистерне, вырубленной в глубине скалы. Таким образом создавались запасы воды для остающихся в монастыре монахов на период сухого сезона.

Перед ступами в древности находилась деревянное сооружение, вероятно в виде галереи: на это указывают вырубленные в скале квадратные гнезда для несущих балок.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Обе ступы – монолитные, высеченные из скалы в процессе создания пещер, и выполнены в традиционном стиле буддизма тхеравады тех времен: минимум символики и отсутствие антропоморфных изображений Будды.

Все барельефы с изображением Будды и бодхисатв являются более поздним творчеством последователей буддизма махаяны (вероятно не ранее 5-6 века).

Правая ступа сохранилась в первозданном виде: сверху у нее присутствует хармика и основание зонта (сам зонт обозначен в виде барельефа в потолке).

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

У левой ступы зонт и хармика отсутствуют и она выглядит как бы обтесанной: такое ощущение что ей пытались придать цилиндрическую форму. Почти наверняка ее переделывали в шивалингам (что было не редкостью во времена полного упадка буддизма в Индии).

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Боковые и задняя стена этой чайтьи украшены многочисленными барельефами с изображением Будды и бодхисатв.

Сразу за ступой расположен большой сюжетный барельеф, в центре которого находится  изображения бодхисатвы сострадания и милосердия Авалокитешвары.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Ряд жилых помещений вихары имеет простые прямоугольные двери, такими же являются и сами помещения.

Барельефы с изображением Будды и бодхисатв так же относятся к более позднему периоду.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Слева от пещеры N 2 находится пещера N 3, в которой расположена чайтьягриха, являющаяся одним из самых больших в Индии пещерных буддистских храмов, к тому же очень хорошо сохранившимся.

 Kanheri floor plan

*** 

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Рядом с пещерой N3 по левую руку расположена пещера N 4 – небольшая, ничем особым не примечательная небольшая чайтья-гриха.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Внутри пещеры N 4 находится довольно хорошо сохранившаяся монолитная ступа, чего не скажешь о ее стенах и своде: они сильно подпорчены и покрыты рыжеватым железистым налетом из-за просачивающихся в трещины дождевых вод.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Пещера N 3 представляет собой огромный зал для собраний и совместных медитаций буддистских монахов, проживавших в окрестных пещерах.

Сама чайтья-гриха была построена в традиционном аскетическом стиле буддизма тхеравады в период правления последнего великого правителя Яджня Шри Сатакарни (Yajna Sri Satakarni, прибл. 167-196 г. н.э) из династии Сатавахана (те, которые восстановили Великую Ступу в Санчи после разрушения ее Шунгами ).

В истории пещеры N 3 есть один небольшой, но интересный сюжет.

В португальских источниках 16-го столетия есть запись, что эта пещера была преобразована в христианскую часовню Святого Мигеля, а часть буддистских монахов обращены в христианство и что сделал это знаменитый португальский монах-францисканец Антони де Порто, самым известным деянием которого было строительство католической церкви над индуистским пещерным храмом Мандапешвар в Боривали (ныне – северный пригород Мумбая).

В отличии от Мандапешвара или Элефанты, никаких следов христианизации в Канхери к счастью не осталось. Поэтому как все обстояли на самом деле – доподлинно неизвестно, хотя в записях францисканцев говорится, что де Порто жил и проповедовал в этой пещере и даже обратил в христианство какого-то 105-тилетнего йога.

Возможно это было то, что в наше время называется «приписками» – лично у меня грудастые девицы при входе в пещеру как-то не вяжутся с воинствующим католицизмом тех времен. К тому же Канхери, хоть и находится в десятке километров от Мандапешвара , в те времена была малонаселенна и довольно труднодоступна со стороны побережья.

К слову сказать, католические церковь и монастырь, построенные усилиями де Порто над Мандапешваром (сам индуистский храм при этом изрядно пострадал от христианского вандализма: пещеры были превращены в церковную крипту, а древние барельефы – повреждены, а затем заштукатурены), после победы маратхов над португальцами в 18 в. были разрушены, а в начале 19-го века (после окончательной победы англичан на маратхами) – частично восстановлены.

В дальнейшем их судьба складывалась тоже непросто, но настоящее время, как я понял, ситуация такова: действующая церковь находится чуть южнее индуистского храма, руины монастыря – прямо над ним, а пещеры, хотя и переданные правительством в ведение ASI, являются шиваитским святилищем.

Гигантские статуи Будды и барельефы будд, бодхисатв и дарителей на входной веранде Пещеры N 3 были высечены уже позднее, в период доминирования буддизма махаяны: примерно в 5-6 веке н.э.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Территория прилегающая к чайтья-грихе отгорожена от внешнего пространства оградой в стиле традиционной священной ограды ведики (vedica), но дополненной фигурами дварапал (стражников-охранителей) и мелкими барельефами более позднего периода.

Возможно стражники были высечены у основания ныне разрушенных колонн входного портала, но достоверно об этом ничего не известно.

Перед входом непосредственно в помещение чайтья-грихи находится веранда, из которой в основной зал ведут три двери и над которыми находится полукруглое окно, освещающее зал.

Справа и слева от веранды расположены две высокие колонны с капителями, подобные тем, что устанавливал император Ашока по городам и весям своей великой буддисткой империи.

На капители левой колонны вероятно изображены божества типа ганов, а правую колонну венчают фигуры львов.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves) Канхери Kanheri

На косяке входной двери веранды высечена надпись древним письмом брахми, относящаяся к периоду сооружения пещер, верхняя часть которой безвозвратно утеряна.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

В боковых простенках веранды  высятся две гигантские фигуры, изображающие Будду Гаутаму, высотой около 8-ми метров каждая. Нижняя часть ног статуй сильно выщерблена и как будто обожжена. На самом деле какое-то время местные индуисты поклонялись этим статуям как изображениям братьев Пандавов и в соответствии с ритуальной практикой поливали ноги статуй маслом и натирали краской (хорошо что только ноги, есть более печальные примеры).

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves) Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

В простенках между входными дверями изображены два групповых барельефа с парами мужчин и женщин (mithuna – санскр.), обрамленные изображениями будд и бодхисатв.

По-видимому местная горная порода (брекчия) слишком крупнозернистая и рыхлая. Из-за этого груди женщин на барельефах, которые в подобных местах обычно отполированы до идеального блеска руками поклонников изящного искусства, здесь просто частично стерты и выкрошены.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves) Канхери Kanheri

Главный зал имеет «типовую» тхеравадинскую планировку: прямоугольник  с закругленной (апсидальной) задней стеной и рядом колонн, повторяющим периметр помещения и отделяющим центральное пространство зала от коридора-обхода.

Длина зала составляет 26 м, ширина – 14 м, высота – 13 м, общее количество колонн – 34.

Главным инженерным чудом подобного рода сооружений является сводчатый потолок, к которому крепилась полностью повторяющая его форму сплошная деревянная конструкция. Считается, что здесь, как и в Карле, вся поверхность свода так же когда-то была покрыта конструкцией из  полукруглых балок, имитирующей деревянный свод, но до настоящего времени (в отличии от Карле) ничего из этого не уцелело. На фотографии хорошо видны гнезда несущих балок и пазы в своде для полукруглых ребер.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

У задней стены зала, примерно в центре закругления, установлена каменная ступа диаметром 5 м и высотой около 7 м, у которой отсутствуют хармика (венчающее сооружение) и чаттра (зонт), которые были уничтожены индуистами для придания ступе формы шивалингама (сама ступа возможно тоже была обточена до цилиндрической формы). Других «жертв и разрушений» в пещере N 3 нет, т.к. древние буддистские и индуисткие храмы были абсолютно идентичны.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Обязательным элементом чайтья-грихи является коридор-обход для медитации во время прогулки (это восходит к буддистской традиции, в соответствии с которой Будда Гаутама провел третью неделю после просветления, медитируя во время прогулок недалеко от дерева бодхи).

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Другие пещеры

Метрах в ста к северу от «соборной площади» с пещерами N1 – N4 по обеим сторонам вытянувшейся с запада на восток скальной лощины расположен «жилой микрорайон» – собственно пещерный монастырь Канхери.

Здесь находится свыше ста пещер, которые (за небольшим исключением), предназначались только для проживания монахов и гостей монастыря.

Почти все пещеры были созданы в период доминирования в буддизме тхеравадинской традиции, поэтому выглядят строго и аскетично. Все резные дополнения в виде барельефов, капителей колон и пр. датируются более поздним периодом и относятся уже к искусству махаяны.

Практически все пещеры являются вихарами – буддистскими монастырскими общежитиями (тхеравадинских чайтья-гриха здесь нет). Они невелики по размеру и сооружены по «типовому проекту»: веранда с колоннами, прямоугольные помещения для сна и отдыха, система сбора дождевой воды и вырубленная вглубь скалы цистерна для ее хранения. Очень интересна коммунальная инфраструктура монастыря: все пещеры (вплоть до вершины холма) соединены между собой высеченными в камне тропинками и лесенками, а поверхности скал там и сям аккуратно прорезаны водоотводными канавками, ведущими к цистернам.

Само расположение монастыря в наклонной каменной ложбине, заканчивающейся обрывом, обеспечивало ему идеальную для тропиков санитарию: весь мусор, палые листьев, продукты жизнедеятельности и т.п. в сезон дождей просто смывало с гладких скал вниз к подножью холма.

Западный конец монастырской ложбины заканчивается обрывом. В этом месте установлен железный мостик, по которому можно перейти на северную часть комплекса (фото сделано сверху: с площадки пещер N 70 – N 71, куда можно подняться сразу от мостика – на фото слева видны перила лестницы).

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Около пещер N 09 и N 10  ложбина резко сужается и по ее дну вырублена ведущая вверх каменная лестница (на фото вдали).

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

До 09-10-ой пещер по дороге попадаются только полуразрушенные вихары.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Около некоторых находятся хорошо сохранившиеся каменные цистерны с системой водоводных канавок высеченных по поверхности скалы (иногда довольно загогулисто).

Цистерны не очень глубокие (в другом месте мерил палкой) – не более полутора метров, что вероятно связано с техникой безопасности и обеспечением удобства обслуживания.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Перед лестницей справа расположен ряд водосборных цистерн. Дырка в лестнице – это горловина водяной емкость пещеры N 10 (на фото слева).

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Пещера N 11, расположенная справа после подъема по лестнице  – самая большая в ложбине (ширина по фасаду – около 22 м) и даже имеет собственное название: «Дарабар Холл» (Darbar Hall).

Снаружи расположена традиционная веранда с рядом из восьми восьмиугольных колонн.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Внутри пещера состоит из огромного зала и ряда жилых помещений вдоль трех стен. Посредине зала во всю его длину высечены два ряда каменных сидений.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

В одной из келий находятся барельефы с изображениями Будды и бодхисатв, созданные уже в более поздний период (8-9 век) последователями махаяны.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

И еще одна цистерна (около пещеры N 11), у которой водоводная канавка огибает скалу.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Сразу за лестницей находится самое узкое место ложбины (на фото слева виден вход в пещеру N11, а справа – в N 12).

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Сразу после узкого прохода ложбина резко расширяется (справа – пещера N 33).

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Еле моросивший до этого дождь вдруг резко усилился и нам пришлось минут двадцать отсиживаться под козырьком пещеры N 33.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Под дождем все выглядит унылым и пейзаж иногда напоминает нашу осень.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

В соседней, 34-ой пещере, находящейся справа от нас за скальным гребнем, скучала смешанная евро-индийская компания.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

От 34-ой пещеры ложбина становится шире, а ее склоны выше и круче.

На противоположной стороне расположены пещеры N25 (слева) и N 26. После дождя там очень скользко, поэтому народ с великой осторожностью пробирается по узким скальным тропинкам.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Мощеная камнем тропинка от пещеры N34 в сторону пещер NN 35-41 круто поднимается в гору.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Далее путь пролегает по ровному участку. Здесь пещеры небольшие и довольно сильно повреждены, а своим видом чем-то напоминают джайнские кельи в Удаягири.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Пещера N 41 является небольшой, прекрасно сохранившейся вихарой. Хорошо видны веранда с крыльцом и двумя рядами колонн с капителями в форме амалаки. Справа находится боковое (возможно подсобное) помещение, а слева – длинная каменная лавка и цистерна с водой, к которой ведет огибающая скалу канавка.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Дальше тропа круто поворачивает вниз и мимо защитной стенки выходит на северную сторону ложбины.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

В начале находится несколько однотипных пещер, с сильно пострадавшими от эрозии колоннами веранды.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Компоновка у этих пещер стандартная: веранда, жилое и боковое помещения, цистерна с водосборной канавкой и лавка (ниша).

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

На северной стороне скала после дождя покрыта густой слизью из разбухших лишайников (вероятно они здесь себя чувствуют лучше, чем на южной) и поэтому здесь очень скользко.

Передвигаться же приходиться по вот таким узеньким тропинкам.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Перемещение по горизонтали при соблюдении определенной осторожности еще не вызывает проблем, а вот любой даже незначительный уклон заставляет напрягаться – ни зацепиться, ни опереться. До конца мы таки дошли благополучно, но больше лазить по скалам почему-то не захотелось.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Не спеша и с оглядкой помаленьку добрались до длинного скального козырька пещеры N 25.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Эту часть пути можно пройти по мягкому грунту осыпавшейся веранды.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

С высоты 25-ой пещеры хорошо видна расположенная рядом пещерой N 34 солидная лестница, ведущая на средний уровень холма (мы на нее не обратили внимания, когда под дождем перемещались перебежками между 33-ей и 34-ой пещерами).

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

25-ая пещера (на фото справа) заканчивается пологой лесенкой, которая спускается к пещерам NN 19-22. Сразу за пещерой N 19 находится лесенка (на фото – слева вдали), по которой можно подняться на верх северной части лощины.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

На противоположной стороне влюбленная парочка (вместе с которой мы прятались под козырьком 33-ей пещеры от дождя) в отличии от нас похоже никуда не торопится.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Вид от 19-ой пещеры вверх по ложбине (справа – пещера N 33 с теми же персонажами).

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

От 19-ой пещеры поднялись довольно высоко: где-то до уровня трети высоты расположенного напротив главного холма.

Внизу видна 11-ая пещера (с еще одной влюбленной парочкой, которую мы сфотографировали пару часов назад), а выше и правее нее – площадка с пещерами NN 67-69.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Сверху хорошо видно начало ложбины и пещеры NN 70-71.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Наверху плоская поверхность скалы такая же скользкая как и везде, но по крайней мере широкая и горизонтальная, к тому же по ней тоже проложены тропинки.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Первый раз за все время встретили местных стражей порядка.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Сначала я не понял, что они делают в этом пустынном месте, но через несколько десятков метров все стало на свои места: справа внизу около пещер NN 14-16 (а они находятся в сторонке и как бы «за углом») весело зажигала молодежь (в нижнем правом углу на фото видна лестница к пещерам и горловина цистерны).

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

На прощание сфотографировал начало ложбины и скалу с системой водосборных канавок.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Спустились к мостику, с которого начинался наш маршрут и обратным путем двинулись к парковке.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Проходя мимо пещеры N 3, не удержался и на прощанье еще раз сфотографировал.

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери (Kanheri Caves)

shus

Благополучно миновав макак, дружно подтянувшихся к пешеходной дорожке (видимо дело к обеду), мы спустились к парковке, разбудили водителя и тронулись дальше – разыскивать пещерный храм  Джогешвари.

—-

Web Analytics