♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

Пещерные храмы острова Элефанта (Elephanta Caves)

shus 2011

Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии

Немного информации

Остров Элефанта (местное название Гарапури, Gharapuri) расположен в бухте Мумбая ближе к ее восточному берегу на расстоянии 10-12 км от исторического центра города и около 1.5 км от порта Нава Шева (Nhava Sheva), находящегося на противоположном (материковом) берегу бухты.




На острове находятся две группы пещерных храмов: индуистские (5 пещер) и буддистские (2 пещеры), которые в 1987 г. были включены ЮНЕСКО в Список Мирового Наследия под обобщающим названием «Пещеры Элефанты» (Elephanta Caves).

Но в принципе, когда говорят об Элефанте, всегда имеют ввиду только один объект: Пещеру N1 или «Главную пещеру» – грандиозный шиваитский храм, высеченный в твердой базальтовой породе в 6 веке н.э., т.к. остальные пещеры ничего выдающегося для туристов не представляют и к тому же довольно плохо сохранились.

Остров Элефанта

Экскурсия на остров Элефанта начинается с причала небольших туристических теплоходов, расположенного слева (если смотреть со стороны города) от знаменитых «Ворот Индии» (Gateway of India).

Билет туда-обратно стоит 130 рупий (около 3$). Кораблики отправляются якобы каждые полчаса, но фактически – по мере заполнения. Время в пути в одну сторону – около часа.

Элефанта (Elephanta)

shus

Морское дно у острова очень пологое, поэтому пристань расположена в полукилометре от берега и соединена с ним длинным пирсом, по которому проложены рельсы (до берега и обратно за 5 рупий челночит страшненький на вид и громко лязгающий на ходу турпоезд: стилизованный дизель-паровозик с небольшими открытыми вагончиками).

Мы предпочли прогуляться пешком, т.к. в момент нашего прибытия это чудо находилось на берегу и ждать его на жаре не хотелось.

Элефанта (Elephanta)

shus

Всего от причала до пещер около километра: половина пути по пирсу, вторая половина – по лестнице (пишут, что в ней 1000 ступеней), ведущей к верхней части холма (на фото он справа).

Внизу, перед входом на лестницу, местный панчаят взимает «деревенский сбор» – по 5 рупий с человека (в Индии явление обыденное и повсеместное).

Лестница на всем протяжении оккупирована торговцами всякой всячиной. Как и в любом другом месте, куда возят европейские пакетные туры, и цены и сами торговцы, скажем так, неадекватные.

Элефанта (Elephanta)

shus

Лестница ведет к тикет-офису (билеты для иностранцев – 250 рупий или 5$), влево от которого находится площадка перед северным входом в Главную пещеру (ниже на плане он обозначен стрелкой).

Элефанта (Elephanta)

shus

Главная пещера

Главная пещера высечена в чуть выступающей из основного массива базальтовой скале.

Она состоит из центрального зала и двух примыкающих к нему с запада и востока замкнутых с трех сторон скалами двориков, из которых огромные входные проемы ведут в центральный зал, а так же в отдельные святилища, вырубленные тут же  в скалах (см. план).

Элефанта (Elephanta)

shus

Центральный зал

1. Демон Равана поднимает  гору    Кайлаш

2. Шива и Парвати на горе Кайлаш

3.  Ардханаришвара (полу-Шива, полу-  Парвати)

4.  Трехликий Шива

5. Гангадхара (Шива, принимающий   реку  Гангу в свои волосы)

6. Бракосочетание Шивы

7. Шива пронзающий демона Андхаку

8.Танцующий Шива (Натрадажа)

9. Шива-Йогешвара (Великий йогин)

16. Центральное святилище с Шивалингой

Восточное крыло

10. Сын Шивы Картикея (Сканда)

11.  Матери-богини (Sapta Matrikas)

12. Сын Шивы Ганеша (Ганапати)

13. Дварапала (стражник у входа)

Западное крыло

14. Шива-Йогешвара (Великий йогин)

15.  Танцующий Шива (Натрадажа)

 

Главная ось ориентирована традиционно для шиваитских храмов: с востока на запад, т.е. в древние времена центральным был восточный вход, а северный был вспомогательным. Круглый пьедестал по середине восточного дворика, как полагают, был предназначен для фигуры быка Нанди – ездового животного Шивы.

Элефанта (Elephanta)

shus

Восточный вход

Огромный проем северного входа обеспечивает попадание солнечного света на всю глубину внутреннего пространства центрального зала и в принципе этого освещения наряду со светом от восточного и западного проемов вполне достаточно для осмотра храма (в Главной Пещере нет электрического освещения).

Элефанта (Elephanta)

shus

Северный вход

Размер центрального зала по осям север-юг и запад-восток примерно одинаковый: около 43-х метров (в Википедии указан размер «27 метров» – это явная ошибка или просто описка), а высота потолка составляет около 5 м.

Элефанта (Elephanta)

shus

Вид по оси «север-юг». В глубине – барельеф Трехликого Шивы. Справа – главное святилище с Шивалингамом

Зал разделен рядами колонн на несколько пространств: два ряда из четырех колонн, расположенные параллельно центральной оси к югу и к северу от нее, создают пространство типа мандапы перед главным алтарем с Шивалингамом, а следующие ряды колонн формируют обход вокруг центрального святилища.

Элефанта (Elephanta)

shus

Вид по оси «восток-запад». В глубине – главное святилище с Шивалингамом.

Крайние ряды из двух колонн каждый отделяют пространство двух других неосновных святилищ: Трехликого Шивы и Натраджи/Йогешвары.

Любимой темой дискуссий ученых, изучавших Главную пещеру, довольно долго была так называемая «проблема интерпретации нетипичного плана Главной пещеры» или «проблема двух осей», которая похоже тихо сошла на нет просто по причине ее отсутствия.

Суть же ее была в том, что рассматривалась гипотеза нахождения внутри пещеры двух главных святилищ: Трехликого Шивы и алтаря с Шивалингамом, ориентированных по двум перпендикулярным осям.

Главной причиной изысканий, как мне показалось, было то, что специалисты просто не могли поверить, что гигантское изображение Шивы и барельефы вокруг нее возможно являются просто дидактическими изображениями (или второстепенными святынями), обрамляющими главный сакральный объект – Шивалингам.

Тут вероятно свою роль сыграл и огромный размер северного входа (который на самом деле является всего лишь «окном» храма) напротив которого и расположена композиция с Трехликим Шивой в центре, хотя вполне очевидно, что такая компоновка совсем не характерна для традиционного индуистского храма, а больше отвечает европейским представлениям о святилище.

На самом деле храм имеет традиционную шиваистскую ориентацию по оси восток-запад и планировку пространства по известному принципу «мандапа – алтарь (гарбагриха)» – обход».

Само «строительное решение»: два входа в скальном углублении и широкий боковой проем так же не является чем-то особенным – в качестве примера можно привести пещерный храм Джогешвари (Jogeshwari Caves), который так же датируется 6-ым веком и считается самым ранним индуистским пещерным храмом Индии.

Многие скульптуры Главной пещеры были сильно повреждены португальцами в пылу их религиозной борьбы с язычеством. От полного уничтожения статуи Главной Пещеры спасло только то, что базальт – очень твердая горная порода, и христианским варварам похоже просто не хватило ни времени, ни сил довести начатое до конца.

В числе прочих очень сильно пострадали барельефы N 8 и N 9, находящиеся справа и слева сразу за северным входом.

Элефанта (Elephanta)

shus

Шива-Натрадажа

Элефанта (Elephanta)

shus

Шива-Йогешвара

Прямо напротив северного входа на южной стене пещеры находятся три ниши. В центральной расположена «визитная карточка» Главной пещеры – барельеф (N 4) Трехликого Шивы высотой около пяти метров.

Элефанта (Elephanta)

shus

Справа и слева расположены барельефы N 3 – «Ардханаришвара» (андрогинное божество: полу-Шива, полу-Парвати) и N5 – Шива, принимающий поток Ганги в свои волосы для того чтобы усмирить ее и спасти землю от наводнения.

Элефанта (Elephanta)

shus

Центральное святилище расположено у западного выхода.

Элефанта (Elephanta)

shus

Оно представляет собой традиционное квадратное в плане помещение с четырьмя дверными проемами, рядом с каждым из которых установлены гигантские фигуры дварапал (стражников). Скульптуры дварапал сильно пострадали от португальского вандализма, лучше всего они сохранились с южной стороны (там довольно темно и ломать вероятно было не так удобно).

Элефанта (Elephanta)

shus

В центре святилища находится традиционный Шивалингам.

Элефанта (Elephanta)

shus

Сразу за западным выходом по обе стороны расположены барельефы «Бракосочетание Шивы и Правати» (N 6) и «Шива пронзающий демона Андхаку» (N 7) (тоже изрядно поврежденные).

Элефанта (Elephanta)

shus

Слева и справа за восточным входом находятся два так же полуразрушенных барельефа: «Демон Равана поднимает гору Кайлаш» (N 1)

Элефанта (Elephanta)

shus

и «Шива и Парвати на горе Кайлаш» (N 2).

Элефанта (Elephanta)

shus

Другие пещеры Элефанты

Если пройти немного на восток, а затем повернуть на юг и пройти метров двести, то дорога приведет к остальным четырем индуистским пещерам Элефанты, расположенным в ряд на восточном склоне холма.

Описание пещер я не читал, поэтому далее – только мои личные впечатления.

Пещера N2

Пещера сильно повреждена природной эрозией – горная порода здесь больше похожа на песчаник.

Из древних колонн сохранилась лишь одна, остальные три установлены в процессе реставрации и консервации.

Элефанта (Elephanta)

shus

Внутренние помещения – небольшие и полуобвалившиеся. Справа находятся остатки водяной цистерны.

Элефанта (Elephanta)

shus

Пещера N3

Фронтальная колоннада веранды Пещеры N 3 выглядит впечатляюще, но это так же результат реставрации.

Элефанта (Elephanta)

shus

Помещения этой пещеры так же сильно разрушены эрозией, немного лучше сохранился находящийся по центру храм.

Элефанта (Elephanta)

shus

Пещера N4

Пещера N 4 известна под названием Храм Ситаби (Sitabi’s Temple).

Элефанта (Elephanta)

shus

Центральным помещением является храм Шивы, входной портал которого по обеим сторонам украшен фигурами дварапал.

Элефанта (Elephanta)

shus

В правом и левом крыльях расположены небольшие помещения (вероятно кельи священнослужителей).

Элефанта (Elephanta)

shus

В центре храма установлен Шивалингам, явно современного изготовления, а вот его основание подозрительно напоминает обтесанный лотосовый трон (возможно в истории пещеры был буддисткий период).

Элефанта (Elephanta)

shus

Пещера N4

Вход в пещеру находится за небольшим пригорком на удалении от дороги.

Элефанта (Elephanta)

shus

Пещера очень сильно разрушена и похоже толком не раскапывалась и не реставрировалась.

У дальней стены водружен новенький Шивалингам. Не знаю насколько священно и посещаемо это место и как к этому относится ASI, но наличие традиционного мусора настораживает.

Элефанта (Elephanta)

shus

Обратный путь

На Пещере N 5 охраняемая территория заканчивается: чуть дальше по верхней части поперечной ложбинки протянулся сетчатый забор, а немного вперед и вниз находится вполне приличный туалет.

Двинулись обратно к пристани, полюбовавшись на обратном пути видами на Мумбайскую бухту с холма.

Местные зарисовки:

shus

Вниз не вверх – дошли до пристани довольно быстро. По дороге попалось несколько белых групп (наверное те, у кого Элефанта после обеда по расписанию) и в том числе наши соотечественницы: группа из пяти-шести молодых симпатичных девушек. Выглядели они на фоне прочих белых туристок как луч света в темном царстве, что не могло не вызвать чувства гордости за нашу державу.

На теплоходе просидели почти час, дожидаясь заполнения, и отплыли только после того, как гидша итальянской группы начала бегать по кораблю вверх и вниз и орать благим матом на команду.

Спасибо этой доброй женщине: еще полчаса и мы наверное остались бы досматривать пещеры, при чем возможно и до завтрашнего утра.

Дело в том, что пока мы ждали неторопливо бредущие по пирсу группы, ветер как-то незаметно усилился и на море началась приличная болтанка. К тому времени, когда мы добрались до середины бухты, волна усилилась так, что кораблик болтало уже не по-детски и вода летела на палубу даже через занавески.

Как я понял уже потом, команда должна была держать судно только прямо и перпендикулярно к волне (а к Воротам Индии надо было закладывать дугу), а главное им надо было поскорее добраться до берега. С этими задачами они справилась успешно, высадив нас в 6-7 км к северу от Ворот Индии на задворках грузового порта рядом с железнодорожной станцией на Reay Road.

Выгрузка у причальной стенки выглядела довольно лихорадочно: кораблик болтало вверх и вниз и команда торопила народ криками и подталкиванием. Кто постарше и с детьми выгружался на площадку, находящуюся на уровне палубы, кто помоложе – спрыгивал на пандус, находящийся ниже.

Куда мы приехали никто (кроме индийцев, которые как-то быстро рассосались) не знал и с полчаса нам пришлось бодро шагать  по вонючим задворкам под удивленные взгляды местных. Примерно через километр-полтора вышли на грузовую дорогу, идущую параллельно порту. Основная группа осталась ловит редкие такси, а мы по подсказке мужика в форме прошли вперед метров триста до заправки и за 100 рупий вернулись обратно к началу маршрута – Воротам Индии.

Вышли из такси и удивились: на площади перед Воротами Индии и набережной вдоль отеля Тадж Махал бродит масса праздношатающегося народа. Причину этого явления сообщили нам экскурсионные зазывалы: сегодня порт закрыт по погоде  и все перемещения по воде, в том числе и экскурсии, отменяются.

Mumbai

shus

Делать на набережной было нечего, единственным развлечением было наблюдать, как местные героически пытаются спасти свои затонувшие в результате стихии лодки.

Mumbai

shus

Поглазев минут десять на борьбу человека со природой, мы отправились дальше: вверх по Махатма Ганди роуд на предмет покушать и погулять по Мумбаю.

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E")); Web Analytics