shus 2011
Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии
Немного информации
Остров Элефанта (местное название Гарапури, Gharapuri) расположен в бухте Мумбая ближе к ее восточному берегу на расстоянии 10-12 км от исторического центра города и около 1.5 км от порта Нава Шева (Nhava Sheva), находящегося на противоположном (материковом) берегу бухты.
На острове находятся две группы пещерных храмов: индуистские (5 пещер) и буддистские (2 пещеры), которые в 1987 г. были включены ЮНЕСКО в Список Мирового Наследия под обобщающим названием «Пещеры Элефанты» (Elephanta Caves).
Но в принципе, когда говорят об Элефанте, всегда имеют ввиду только один объект: Пещеру N1 или «Главную пещеру» – грандиозный шиваитский храм, высеченный в твердой базальтовой породе в 6 веке н.э., т.к. остальные пещеры ничего выдающегося для туристов не представляют и к тому же довольно плохо сохранились.
Остров Элефанта
Экскурсия на остров Элефанта начинается с причала небольших туристических теплоходов, расположенного слева (если смотреть со стороны города) от знаменитых «Ворот Индии» (Gateway of India).
Билет туда-обратно стоит 130 рупий (около 3$). Кораблики отправляются якобы каждые полчаса, но фактически – по мере заполнения. Время в пути в одну сторону – около часа.
Морское дно у острова очень пологое, поэтому пристань расположена в полукилометре от берега и соединена с ним длинным пирсом, по которому проложены рельсы (до берега и обратно за 5 рупий челночит страшненький на вид и громко лязгающий на ходу турпоезд: стилизованный дизель-паровозик с небольшими открытыми вагончиками).
Мы предпочли прогуляться пешком, т.к. в момент нашего прибытия это чудо находилось на берегу и ждать его на жаре не хотелось.
Всего от причала до пещер около километра: половина пути по пирсу, вторая половина – по лестнице (пишут, что в ней 1000 ступеней), ведущей к верхней части холма (на фото он справа).
Внизу, перед входом на лестницу, местный панчаят взимает «деревенский сбор» – по 5 рупий с человека (в Индии явление обыденное и повсеместное).
Лестница на всем протяжении оккупирована торговцами всякой всячиной. Как и в любом другом месте, куда возят европейские пакетные туры, и цены и сами торговцы, скажем так, неадекватные.
Лестница ведет к тикет-офису (билеты для иностранцев – 250 рупий или 5$), влево от которого находится площадка перед северным входом в Главную пещеру (ниже на плане он обозначен стрелкой).
Главная пещера
Главная пещера высечена в чуть выступающей из основного массива базальтовой скале.
Она состоит из центрального зала и двух примыкающих к нему с запада и востока замкнутых с трех сторон скалами двориков, из которых огромные входные проемы ведут в центральный зал, а так же в отдельные святилища, вырубленные тут же в скалах (см. план).
Центральный зал 1. Демон Равана поднимает гору Кайлаш 2. Шива и Парвати на горе Кайлаш 3. Ардханаришвара (полу-Шива, полу- Парвати) 4. Трехликий Шива 5. Гангадхара (Шива, принимающий реку Гангу в свои волосы) 6. Бракосочетание Шивы 7. Шива пронзающий демона Андхаку 8.Танцующий Шива (Натрадажа) 9. Шива-Йогешвара (Великий йогин) 16. Центральное святилище с Шивалингой |
Восточное крыло 10. Сын Шивы Картикея (Сканда) 11. Матери-богини (Sapta Matrikas) 12. Сын Шивы Ганеша (Ганапати) 13. Дварапала (стражник у входа) Западное крыло 14. Шива-Йогешвара (Великий йогин) 15. Танцующий Шива (Натрадажа)
|
Главная ось ориентирована традиционно для шиваитских храмов: с востока на запад, т.е. в древние времена центральным был восточный вход, а северный был вспомогательным. Круглый пьедестал по середине восточного дворика, как полагают, был предназначен для фигуры быка Нанди – ездового животного Шивы.
Восточный вход
Огромный проем северного входа обеспечивает попадание солнечного света на всю глубину внутреннего пространства центрального зала и в принципе этого освещения наряду со светом от восточного и западного проемов вполне достаточно для осмотра храма (в Главной Пещере нет электрического освещения).
Северный вход
Размер центрального зала по осям север-юг и запад-восток примерно одинаковый: около 43-х метров (в Википедии указан размер «27 метров» – это явная ошибка или просто описка), а высота потолка составляет около 5 м.
Вид по оси «север-юг». В глубине – барельеф Трехликого Шивы. Справа – главное святилище с Шивалингамом
Зал разделен рядами колонн на несколько пространств: два ряда из четырех колонн, расположенные параллельно центральной оси к югу и к северу от нее, создают пространство типа мандапы перед главным алтарем с Шивалингамом, а следующие ряды колонн формируют обход вокруг центрального святилища.
Вид по оси «восток-запад». В глубине – главное святилище с Шивалингамом.
Крайние ряды из двух колонн каждый отделяют пространство двух других неосновных святилищ: Трехликого Шивы и Натраджи/Йогешвары.
Любимой темой дискуссий ученых, изучавших Главную пещеру, довольно долго была так называемая «проблема интерпретации нетипичного плана Главной пещеры» или «проблема двух осей», которая похоже тихо сошла на нет просто по причине ее отсутствия.
Суть же ее была в том, что рассматривалась гипотеза нахождения внутри пещеры двух главных святилищ: Трехликого Шивы и алтаря с Шивалингамом, ориентированных по двум перпендикулярным осям.
Главной причиной изысканий, как мне показалось, было то, что специалисты просто не могли поверить, что гигантское изображение Шивы и барельефы вокруг нее возможно являются просто дидактическими изображениями (или второстепенными святынями), обрамляющими главный сакральный объект – Шивалингам.
Тут вероятно свою роль сыграл и огромный размер северного входа (который на самом деле является всего лишь «окном» храма) напротив которого и расположена композиция с Трехликим Шивой в центре, хотя вполне очевидно, что такая компоновка совсем не характерна для традиционного индуистского храма, а больше отвечает европейским представлениям о святилище.
На самом деле храм имеет традиционную шиваистскую ориентацию по оси восток-запад и планировку пространства по известному принципу «мандапа – алтарь (гарбагриха)» – обход».
Само «строительное решение»: два входа в скальном углублении и широкий боковой проем так же не является чем-то особенным – в качестве примера можно привести пещерный храм Джогешвари (Jogeshwari Caves), который так же датируется 6-ым веком и считается самым ранним индуистским пещерным храмом Индии.
Многие скульптуры Главной пещеры были сильно повреждены португальцами в пылу их религиозной борьбы с язычеством. От полного уничтожения статуи Главной Пещеры спасло только то, что базальт – очень твердая горная порода, и христианским варварам похоже просто не хватило ни времени, ни сил довести начатое до конца.
В числе прочих очень сильно пострадали барельефы N 8 и N 9, находящиеся справа и слева сразу за северным входом.
Шива-Натрадажа
Шива-Йогешвара
Прямо напротив северного входа на южной стене пещеры находятся три ниши. В центральной расположена «визитная карточка» Главной пещеры – барельеф (N 4) Трехликого Шивы высотой около пяти метров.
Справа и слева расположены барельефы N 3 – «Ардханаришвара» (андрогинное божество: полу-Шива, полу-Парвати) и N5 – Шива, принимающий поток Ганги в свои волосы для того чтобы усмирить ее и спасти землю от наводнения.
Центральное святилище расположено у западного выхода.
Оно представляет собой традиционное квадратное в плане помещение с четырьмя дверными проемами, рядом с каждым из которых установлены гигантские фигуры дварапал (стражников). Скульптуры дварапал сильно пострадали от португальского вандализма, лучше всего они сохранились с южной стороны (там довольно темно и ломать вероятно было не так удобно).
В центре святилища находится традиционный Шивалингам.
Сразу за западным выходом по обе стороны расположены барельефы «Бракосочетание Шивы и Правати» (N 6) и «Шива пронзающий демона Андхаку» (N 7) (тоже изрядно поврежденные).
Слева и справа за восточным входом находятся два так же полуразрушенных барельефа: «Демон Равана поднимает гору Кайлаш» (N 1)
и «Шива и Парвати на горе Кайлаш» (N 2).
Другие пещеры Элефанты
Если пройти немного на восток, а затем повернуть на юг и пройти метров двести, то дорога приведет к остальным четырем индуистским пещерам Элефанты, расположенным в ряд на восточном склоне холма.
Описание пещер я не читал, поэтому далее – только мои личные впечатления.
Пещера N2
Пещера сильно повреждена природной эрозией – горная порода здесь больше похожа на песчаник.
Из древних колонн сохранилась лишь одна, остальные три установлены в процессе реставрации и консервации.
Внутренние помещения – небольшие и полуобвалившиеся. Справа находятся остатки водяной цистерны.
Пещера N3
Фронтальная колоннада веранды Пещеры N 3 выглядит впечатляюще, но это так же результат реставрации.
Помещения этой пещеры так же сильно разрушены эрозией, немного лучше сохранился находящийся по центру храм.
Пещера N4
Пещера N 4 известна под названием Храм Ситаби (Sitabi’s Temple).
Центральным помещением является храм Шивы, входной портал которого по обеим сторонам украшен фигурами дварапал.
В правом и левом крыльях расположены небольшие помещения (вероятно кельи священнослужителей).
В центре храма установлен Шивалингам, явно современного изготовления, а вот его основание подозрительно напоминает обтесанный лотосовый трон (возможно в истории пещеры был буддисткий период).
Пещера N4
Вход в пещеру находится за небольшим пригорком на удалении от дороги.
Пещера очень сильно разрушена и похоже толком не раскапывалась и не реставрировалась.
У дальней стены водружен новенький Шивалингам. Не знаю насколько священно и посещаемо это место и как к этому относится ASI, но наличие традиционного мусора настораживает.
Обратный путь
На Пещере N 5 охраняемая территория заканчивается: чуть дальше по верхней части поперечной ложбинки протянулся сетчатый забор, а немного вперед и вниз находится вполне приличный туалет.
Двинулись обратно к пристани, полюбовавшись на обратном пути видами на Мумбайскую бухту с холма.
Местные зарисовки:
Вниз не вверх – дошли до пристани довольно быстро. По дороге попалось несколько белых групп (наверное те, у кого Элефанта после обеда по расписанию) и в том числе наши соотечественницы: группа из пяти-шести молодых симпатичных девушек. Выглядели они на фоне прочих белых туристок как луч света в темном царстве, что не могло не вызвать чувства гордости за нашу державу.
На теплоходе просидели почти час, дожидаясь заполнения, и отплыли только после того, как гидша итальянской группы начала бегать по кораблю вверх и вниз и орать благим матом на команду.
Спасибо этой доброй женщине: еще полчаса и мы наверное остались бы досматривать пещеры, при чем возможно и до завтрашнего утра.
Дело в том, что пока мы ждали неторопливо бредущие по пирсу группы, ветер как-то незаметно усилился и на море началась приличная болтанка. К тому времени, когда мы добрались до середины бухты, волна усилилась так, что кораблик болтало уже не по-детски и вода летела на палубу даже через занавески.
Как я понял уже потом, команда должна была держать судно только прямо и перпендикулярно к волне (а к Воротам Индии надо было закладывать дугу), а главное им надо было поскорее добраться до берега. С этими задачами они справилась успешно, высадив нас в 6-7 км к северу от Ворот Индии на задворках грузового порта рядом с железнодорожной станцией на Reay Road.
Выгрузка у причальной стенки выглядела довольно лихорадочно: кораблик болтало вверх и вниз и команда торопила народ криками и подталкиванием. Кто постарше и с детьми выгружался на площадку, находящуюся на уровне палубы, кто помоложе – спрыгивал на пандус, находящийся ниже.
Куда мы приехали никто (кроме индийцев, которые как-то быстро рассосались) не знал и с полчаса нам пришлось бодро шагать по вонючим задворкам под удивленные взгляды местных. Примерно через километр-полтора вышли на грузовую дорогу, идущую параллельно порту. Основная группа осталась ловит редкие такси, а мы по подсказке мужика в форме прошли вперед метров триста до заправки и за 100 рупий вернулись обратно к началу маршрута – Воротам Индии.
Вышли из такси и удивились: на площади перед Воротами Индии и набережной вдоль отеля Тадж Махал бродит масса праздношатающегося народа. Причину этого явления сообщили нам экскурсионные зазывалы: сегодня порт закрыт по погоде и все перемещения по воде, в том числе и экскурсии, отменяются.
Делать на набережной было нечего, единственным развлечением было наблюдать, как местные героически пытаются спасти свои затонувшие в результате стихии лодки.
Поглазев минут десять на борьбу человека со природой, мы отправились дальше: вверх по Махатма Ганди роуд на предмет покушать и погулять по Мумбаю.
—