shus 2011
Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии
1. Предание
Согласно буддистскому преданию после ухода из дворца Сиддхартха Гаутама – будуший Будда, которому тогда было 29 лет, в течении шести лет странствовал по Магадхе в поисках истины, а в последние годы, пытаясь достичь просветления, изнурял себя медитациями и строгой аскезой.
Доведя себя полным истощением до грани смерти («… приклеилась кожа моего живота к спине, оттого, что я мало ел.») Гаутама понял, что суровые аскетические методы только уводят его от правильного пути, а прозрев – прервал аскезу и отправился в Урувелу (нынешняя Бодх Гая) – к месту своего просветления.
Согласно традиции именно пещера Прагбодхи (дословно «Перед Просветлением») была тем местом, где Гаутама пребывал в аскезе и откуда он отправился через реку в Урувелу, встретив по дороге Суджату, которая преподнесла ему рис, сваренный на молоке.
2. Местонахождение
Пещера Прагбодхи находится приблизительно в 6 км от Бодх Гаи на восточном берегу реки Фалгу (Falgu (Phalgu) River).
Основное имя реки – Мохана, она называется Фалгу только на сравнительном коротком ( примерно 30 км) участке своего течения: от Дунгешвари до холмов Барабар.
Пещера расположена у подножья высокого утеса на западном склоне вытянувшейся на северо-восток скалистой гряды, напротив деревни, которая по-моему тоже называется Дунгешвари.
На самом гребне скальной гряды находятся остатки древних буддистских ступ и индуистское святилище.
3. Немного истории
Пещера была идентифицирована основателем и первым руководителем Индийской Археологической службы сэром Александром Каннингемом по описаниям из отчетов знаменитых китайских пилигримов: Фасяня (Fаxiаn, путешествовал в 5-ом веке) и Сюаньцзана (Xuanzang, путешествовал в 7-ом веке), которые посещали это место во время своих путешествий.
4. Пещера Прагбодхи
Путь к пещере Прагбодхи начинается от небольшой рощи с пыльной площадкой для парковки, находящейся наискосок от входа на территорию «Sujata Academy» – дунгешварского отделения корейской благотворительной организации JTS (Join Together Society).
Дальше дорога идет к подножью холма и метров через сто уже переходит в неширокую бетонку, которая ведет к нижней площадке у подножья скалы.
Рядом с пещерой находится небольшой тибетский монастырь (вернее сказать: пещера находится на территории монастыря).
На нижней площадке находятся жилые и хозяйственные постройки монастыря.
На верхней площадке слева расположена тибетская ступа и небольшое помещение для молитв.
Справа на верхней площадке находятся вход в пещеру и небольшой современный тибетский храм со статуей Будды.
Внутри храма – статуя Будды.
Пещера Прагбодхи высечена в естественной каверне и имеет небольшие размеры: глубина – 5 м, ширина – 3.2 м и высота в самой высокой точке – 2.9 м.
Высота дверного проема наверное около 1.2 м, и хотя он и был расширен уже в наше время (пишут, что в древности он был высотой не более 70 см), при входе приходится изрядно нагибаться, тем более, что сразу за входом начинаются ведущие вверх ступени.
Внутри пещеры у задней стены находится фигура Будды Гаутамы в образе исхудавшего аскета, сидящего на лотосовом троне.
«Достопримечательностью» пещеры, присутствующей на всех фотографиях Прагбодхи, является устрашающего вида ящик для пожертвований, закрывающей почти весь пьедестал лотосового трона.
Вид с нижней площадки на деревню у подножья холма.
5. О названии
В связи с отсутствием однозначности в названии этого места в различных источниках, хотелось бы остановиться на этом моменте поподробнее.
Попытавшись разобраться в том, как же все же оно действительно называется, я пришел к выводу, что авторы статей используют названия либо в силу своей приверженности той или иной традиции, либо просто не заморачиваются этим вопросам и используют название, которое первым подвернулось под руку.
На самом деле существуют три основных варианта названия скалистой гряды, производными от которого являются названия находящихся на ней индуистских и буддистских священных мест:
1. В индуистской традиции.
Пещера со статуей Будды, которой так же во время паломничества поклоняются индуисты-вишнуиты (Будда – девятая аватара Вишну), имеет традиционное индуистское название «Пещера Махакала» (Mahakala Cave) (Маха Кала – «Великий черный»).
2. В буддистской традиции.
Здесь все просто и понятно: пещера называется «Пещера Прагбодхи» (Pragbodhi cave), причем «pragbodhi» дословно означает «перед просветлением» (prior to Enlightenment). Соответственно скалистая гряда, в которой находится пещера называется «Холмы/горы Прагбодхи» (Hills/Mnts. Pragbodhi).
3. В путеводителях и прочих источниках.
В такого рода литературе больше распространено название Дунгешвари (Dungeshwari, Dhungeshwari).
Вероятно это либо местное, либо официальное географическое название скальной гряды или той ее части, где расположены священные места.